Научная статья на тему 'Интеграция логистических операторов: анализ теоретических подходов'

Интеграция логистических операторов: анализ теоретических подходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМЫ И ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / INTEGRATION / FORMS AND TYPES OF INTEGRATION / LOGISTIC OPERATORS / LOGISTIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунина Ю. С.

В статье проанализированы теоретические аспекты процесса интеграции хозяйствующих субъектов. Определены свойства интеграционных структур, виды и формы интеграции хозяйствующих субъектов. Выявлены предпосылки реализации интеграционных процессов на рынке логистических услуг. В статье обосновано, что интеграция позволяет ее участникам перейти к выработке решений по совершенствованию стратегий их развития. в связи с чем доказано, что разнообразие форм, методов интеграции, а также стратегий интеграции позволяет участникам интеграции разрабатывать практический инструментарий, направленный на повышение результативности их экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of logistic operators: analysis of theoretical approaches

The article focuses on theoretical aspects of integration processes among the economic subjects, defines the characteristic features of the integrated structures, types and forms of their integration. The author distinguishes prerequisites for the realization of integration processes, and emphasizes that integration allows for the decision making about the large-scale strategies of development.

Текст научной работы на тему «Интеграция логистических операторов: анализ теоретических подходов»

Преимуществом предлагаемого системного подхода к управлению является комплексное представление логистической цепи, включающее все составляющие ее элементы.

В статье определен новый объект - «потоковый бизнеспроцесс», отражающий взаимодействие различных видов деятельности в рамках логистической системы, представлена его

_____________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д

модель. Предложена модель логистической цепи, основанная на взаимодействии потоковых бизнес-процессов и имеющая различные уровни детализации, что позволяет учесть специфику и сложность логистической цепи как объекта управления. Определены методы, инструменты и подходы к управлению, характерные для каждой объектной области.

Литература

1. Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее: макроэкономический аспект. - М.: Изд. Дом «Дело», 2012. - 192 с.

2. Андриянова Е.В. Задачи логистического управления бизнес-процессами // РИСК. - 2011. - №4. - С. 14-18.

3. Асташова Ю.В. Управление процессами предприятия в рамках современных систем менеджмента: монография / ЮжноУральский гос. ун-т. - Челябинск, 2010. - 192 с.

4. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2001. - 640 с.

5. Хэндфилд Роберт Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности: пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. - 416 с.

6. Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Марковский В.А. Совершенствование методов исследования цепей поставок на основе gap-анализа // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Экономика и менеджмент», 2013. - Т. 7. - № 1. -С. 161-164.

7. Грейз Г.М., Кузменко Ю.Г., Хатеев И.В. Анализ концепций взаимодействия основных логистических потоков // Российское предпринимательство. - 2013. - № 5. - С. 26-32.

8. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. - М.: Вершина, 2006. - 176 с.

9. Каточков В.М., Грейз Г.М., Хатеев И.В. Обоснование механизма взаимодействия в зоне фазового перехода основных логистических потоков предприятия // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - № 3. - С. 36-44.

10. Назарова Ю.Н. Интегрированный логистический подход к бизнес-процессам на предприятии на основе управления материальными потоками с помощью ИТ // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - Т. 1. -№ 7. - С. 201-204.

ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАТОРОВ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Ю.С. Якунина,

старший преподаватель кафедры экономики торговли и логистики Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск)

yuliya_2509@mail.ru

В статье проанализированы теоретические аспекты процесса интеграции хозяйствующих субъектов. Определены свойства интеграционных структур, виды и формы интеграции хозяйствующих субъектов. Выявлены предпосылки реализации интеграционных процессов на рынке логистических услуг. В статье обосновано, что интеграция позволяет ее участникам перейти к выработке решений по совершенствованию стратегий их развития. в связи с чем доказано, что разнообразие форм, методов интеграции, а также стратегий интеграции позволяет участникам интеграции разрабатывать практический инструментарий, направленный на повышение результативности их экономической деятельности.

Ключевые слова: интеграция, формы и виды интеграции, логистические операторы, логистические услуги

УДК 658.7+339.18 ББК У9(2)30-59

Развитие рыночных отношений, процессы их формирования в условиях глобализации рынков требует изучения теоретических аспектов в области интеграции хозяйствующих субъектов. Изменение условий хозяйствования на рынке, усиление конкуренции предполагают преобразование деятельности предприятий и поиска новых подходов к интеграции, которые будут способствовать налаживанию стабильных устойчивых взаимоотношений между участниками рынка.

Исследуя экономическое содержание интеграции хозяйствующих субъектов, необходимо дать представление о носителях интеграции. В экономической литературе отсутствует единое четкое определение хозяйствующего субъекта. В рамках исследования вопросов интеграции хозяйствующих субъектов будем придерживаться взглядов российских и зарубежных экономистов [2, 7, 9], использующих агрегированные параметры и различающих следующие хозяйствующие субъекты: предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью (отечественные и зарубежные), домашние хозяйства и государство. Наибольший интерес для целей исследования, представляет сфера логистических услуг и интеграции логистических операторов малого и среднего бизнеса.

В современных условиях развития рыночных отношений существуют разнообразные формы сотрудничества и интеграции хозяйствующих субъектов в сфере логистических услуг: контракты на интегрированное управление снабжением и сбытом, организация складов общего пользования и распределительных центров, интеграция в управленческой деятельности, образование ассоциаций, консорциумов, альянсов и союзов в области логистического управления, а также в области создания благоприятных условий для осуществления экономической деятельности и снятии взаимных барьеров.

Под интеграцией (от лат. integer - целый) экономисты понимают объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Анализируя процесс интеграции хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере логистических услуг, необходимо отметить сложность данного экономического процесса. Поэтому при его анализе применяют комплексный подход, рассматривая интеграцию с позиции образования сложных систем и свойств, которыми обладают эти системы, и с позиции экономической категории в реальных социально-экономических условиях.

197

^ Д ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА___________________

На наш взгляд, интеграцию на рынке логистических услуг необходимо рассматривать с точки зрения укрепления связей между хозяйствующими субъектами, т.е. потребителями и поставщиками логистических услуг, а также государством, объединяя их в единое целое, а также с позиции возникновения интегральных форм организации логистики.

Основными системными качествами интеграции участников логистического рынка являются устойчивость связей, целостность системы, синергетический эффект. Устойчивость связей в рамках интеграции участников логистического рынка обусловлена возникновением экономического эффекта от совместного функционирования и его превышение над экономическим эффектом от автономной работы каждого из участников логистического рынка. Целостность рассматривается нами как свойство системы в возникновении в процессе интеграции новых качеств, не свойственных ее участникам, которые должны привести интегрированную систему к изменению темпов развития, повышению эффективности функционирования на рынке. Вместе с тем, необходимо отметить, что не всегда интеграция приводит к целостности. При переходе от автономной деятельности к деятельности в рамках интегративной структуры не все участники интеграции способны выдержать качественно новый процесс хозяйствования. При условии сильных взаимодействий (контактов) с внешней средой возможен также распад интеграционной структуры. Данные явления подтверждают, что процесс интеграции хозяйствующих субъектов необходимо рассматривать и с позиций динамики, развития.

Интеграцию хозяйствующих субъектов как экономическую категорию необходимо рассматривать с позиции разнообразия организационно-экономических отношений между участниками данного процесса с целью гармонизации экономических интересов, достижения синергетического эффекта при совместной деятельности, в том числе и при взаимоотношениях с государством. Данная совокупность организационно-экономических отношений определяется уровнем развития рынка и его участников. Организационно-экономические отношения в процессе интеграции реализуются через выбор вида, формы и метода (стратегии) интеграции, зависящих от реальных экономических условий.

Многими специалистами [1,2, 7] выделяется ряд критериев, позволяющий классифицировать виды интеграции. Анализируя подобные классификационные признаки, считаем, что основными критериями определения вида интеграции субъектов является степень централизации хозяйственных и управленческих функций и наличие или отсутствие хозяйственной самостоятельности. По этим критериям выделяют следующие виды интеграции:

- децентрализованная интеграция, основанная на доверительном взаимодействии субъектов хозяйствования, их деловой репутации. Реализуется, как правило, через системы хозяйственных договоров;

- частично централизованная интеграция - взаимодействие, основанное на рыночной координации или иерархической субординации, соединяет средства и усилия ряда хозяйствующих субъектов и обязывает их к выполнению решений органов управления не по всему спектру деятельности, а только по заранее оговоренной, зафиксированной в специальном договорном соглашении и строго ограниченной им части деятельности каждого участника. Частично централизованная интеграция адекватна ситуации, когда хозяйствующие субъекты взаимодействуют не по всему объему своей деятельности, а лишь по некоторой его части. Объединения такого типа позволяют разрешить противоречие между необходимостью тесной интеграции хозяйствующих субъектов с целью повышения совокупной эффективности их деятельности и невозможностью интеграции по всему спектру деятельности;

- централизованная интеграция - объединение, основанное на жесткой иерархии и субординации, централизации всех или большинства управленческих функций и сфер деятельности.

В современных экономических условиях особую роль играют интегрированные структуры частично централизованного типа, когда хозяйствующие субъекты взаимодействуют не по всему объему своей деятельности, а лишь по некоторой его части. Чаще

всего предметом такой интеграции в современных условиях становится торговля, коммерческая деятельность и логистика.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает исследование организационных форм интеграции хозяйствующих субъектов, различающихся в зависимости от целей сотрудничества, от глубины и направления интеграции, делегирования полномочий, степени самостоятельности субъектов в объединении, а также в зависимости от характера хозяйственных взаимоотношений. Сравнительная характеристика основных форм интеграции хозяйствующих субъектов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Основные формы интеграции хозяйствующих субъектов По степени юридической само-стоятель-ности По наличию производс-твенно-хо-зяйственной общности По степени централизации сфер деятельности

Картель Сохранение Наличие Интеграция отдельных сфер

Синдикат Сохранение Наличие Интеграция отдельных сфер

Трест Потеря Наличие Интеграция большинства сфер

Конгломерат Возможность как сохранения и потери Отсутствие Интеграция отдельных сфер

Концерн Возможность как сохранения и потери Наличие Интеграция большинства сфер

Пул Сохранение Не является обязательной Интеграция отдельных сфер

Консорциум Сохранение Не является обязательной Интеграция отдельных сфер

Стратегический альянс Сохранение Не является обязательной Интеграция отдельных сфер

Анализируя многообразие возможных форм интеграции, считаем, что классификация организационно-экономических форм интеграции субъектов хозяйствования может быть построена исходя из четырех основных признаков:

1) по продолжительности в зависимости от целей интеграции:

- краткосрочная (временная) - пул, консорциум - интеграция с целью реализации краткосрочных проектов;

- долгосрочная (постоянная) - картель, синдикат, концерн, устойчивый конгломерат - интеграция, приобретающая стратегический характер, взаимодействие с целью повышения стабильности интегрированной структуры, адаптации к изменяющимся условиям хозяйствования, сохранения и увеличения доли на рынке;

2) по способу организации и реализации в зависимости от типа экономической системы:

- командно-административная интеграция, осуществляемая органами государственной власти;

- рыночная интеграция, осуществляемая под влиянием рыночных факторов;

3) по наличию положительного синергетического эффекта:

- формальная - обуславливает выгоды для всех участников интеграции, но при этом не ставится задача стратегического сотрудничества или не удается достичь синергического эффекта;

- реальная - интеграция, которая приводит к возникновению синергического эффекта при совместном функционировании хозяйствующих субъектов;

4) по характеру оформления интеграции субъектов хозяйствования:

- институциональная - завершается созданием юридического лица, сопровождается увеличением масштабов деятельности;

- «квазиинтеграция» - предприятия, не имеющее достаточной самостоятельности на рынке, работают на заказ и/или

1 98

по заданию крупных фирм, превращаясь тем самым в своеобразные придатки крупных организаций.

Каждая рассмотренная экономическая форма интеграции может быть реализована различными методами. В зарубежной и российской специальной литературе [2, 3, 8, 10, 11] исследуются, в основном, методы объединения (слияние и поглощение) и методы соглашения (союзы).

Интеграционные процессы охватывают все отрасли экономики, в том числе сферу логистического обслуживания. Анализ состояния рынка логистических услуг и уровня качества логистического сервиса свидетельствуют о том, что логистическим операторам необходим поиск новых форм взаимодействия в рамках оказания комплексной логистической услуги. В научной литературе в рамках стратегического управления отмечается важность перехода к иному типу взаимодействия предприятий, без вертикально-иерархического контроля, который способствует достижению общей цели. Это взаимодействие основано на интеграции управленческих действий, базируется на соглашении между независимыми предприятиями, которое компенсирует слабые стороны и создает устойчивые конкурентные преимущества и способствует достижению эффекта синергии [4, 5, 6]. Выделим предпосылки для активизации процесса интеграции участников логистического рынка:

- оценка логистических услуг предприятиями-потребителями как стратегического элемента в развитии и реализации конкурентных преимуществ, соответственно, более качественный (осознанный) выбор логистических операторов;

- реальные перспективы реализации конкурентных преимуществ участников по интеграции на рынке логистических услуг, развитие новых организационных форм взаимодействия на рынке;

- развитие информационных технологий, позволяющих реализовывать новые возможности в рамках интеграции, приводящие, в том числе, и к снижениям логистических затрат.

Изучив формы интеграции, а также предпосылки интеграционного процесса считаем, что рассмотренные методы интеграции хозяйствующих субъектов, в числе которых функционируют и логистические операторы, необходимо рассмотреть с точки зрения стратегического подхода.

Различные виды, формы и методы интеграции субъектов хозяйствования порождают различные стратегии интеграционного развития. Как правило, специалистами [8] под стратегией интеграционного развития понимается расширение деятельности хозяйствующего субъекта путем добавления новых структур, изменяя продукт, рынок или положение в отрасли.

Изучая рынок логистических услуг, автор считает, что необходимо конкретизировать понятие стратегии интеграционного развития

______________ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА ^ Д

с учетом специфики данного рынка. По мнению автора, стратегию интеграционного развития логистических операторов необходимо рассматривать как объединение усилий в логистическом бизнеспроцессе с целью получения интегрального и системного эффекта за счет изменения таких составляющих как качество логистической услуги, обслуживаемый рынок и изменения положения логистического оператора в отрасли. Для рынка логистических услуг характерны следующие стратегии интеграции:

1) вертикальная интеграция, при которой расширение деятельности происходит по направлению к заказчику логистических услуг и/или по направлению к конечному пользователю. По сути стратегия вертикальной интеграции реализуется в процессе построения интегрированной цепи поставок и реализации принципа системной интеграции субъектов логистической системы.

2) горизонтальная интеграция, которая реализуется посредством сотрудничества равноправных партнеров на рынке логистических услуг.

3) комбинированная интеграция, которая включает элементы горизонтальной и вертикальной интеграции и сочетает их преимущества.

Оптимальность и востребованность рынком логистики стратегии интеграционного роста определяется теми преимуществами, которые получают участники интеграции, а именно:

- оптимизация логистических процессов, что приводит к снижению трансакционных и логистических издержек всех участников рынка логистики;

- расширение клиентской базы для всех партнеров по интеграции;

- возможность высокими темпами осваивать и внедрять в практику новые технологии логистических процессов, тем самым, расширяя спектр логистических услуг;

- повышение качества логистической услуги, не увеличивая ее стоимости для потребителя;

- снижение коммерческих рисков;

- укрепление конкурентных позиций логистических операторов на рынке логистических услуг.

Таким образом, интеграция хозяйствующих субъектов, в частности интеграции логистических операторов малого и среднего бизнеса, имеет многоаспектную структуру. Анализируя природу интеграции и ее специфику на рынке логистических услуг, можно сделать вывод, что интеграция позволяет ее участникам перейти к выработке решений по совершенствованию стратегий их развития. Разнообразие форм, методов интеграции, а также стратегий интеграции позволяет участникам интеграции разрабатывать практический инструментарий, направленный на повышение результативности их экономической деятельности.

Литература

1. Авдашева С.Б. Бизнес-группы в российской промышленности // Вопросы экономики. - 2004. - № 5. - С.121-134.

2. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х т. - т. 1 / Пер с фр. - М.: Международные отношения, 1995.

3. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом: Все о теории и практике управления бизнесом, финансами, кадрами. - 1999. - № 1. - С. 27 - 48.

4. Кравченко В. Причины и особенности возникновения интеграционных процессов // www.modeling.at.ua/publ/8-l-0-24.

5. Кузменко Ю.Г. Методология логистической интеграции торгового обслуживания. Постановка проблемы // Вестник ЮУрГУ. Сер: экономика и менеджмента. - 2013. - Т7. - № 2. - С. 148-151.

6. Окольнишникова И.Ю. Некоторые аспекты в транспортнологистических системах обслуживания грузопотоков в условиях межрегиональной интеграции / И.Ю. Окольнишникова, С.В. Калентеев // Вестник ЮУрГУ. Сер.: экономика и менеджмента. -2013. - Т.8. - № 2. - С. 174-179.

7. Попов А.А. Интеграция хозяйствующих субъектов: сущность, функции, основные противоречия // Вестник ВГУ Сер. Экономика и управление. - 2004. - № 2. - С. 22-30.

8. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.

9. Самуэльсон П.А. Экономика: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000.

10. Шиткина И.С. Предпринимательские объединения: учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Юрист». - 2001.

11. Якутин Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал. - 1998. - № 4. - С. 28-34.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.