УДК 378
Д.А. Белозор1, А.А. Стойко1, О.А. Белых2
1 Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота, Калининград, 236029;
2 Калининградский государственный технический университет, Калининград, 236022 e-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ
Выявлено, что с переходом к дистанционным образовательным технологиям возросла потребность в дидактических материалах по химии. Использование дополнительного образовательного контента по химии в мобильном приложении показало положительное влияние на качество знаний, учащихся по предмету. За время эксперимента повысилась познавательная активность и успеваемость по химии. Полученные результаты позволили обосновать повышение успеваемости и преодоление химиофобии у первокурсников. Организация дополнительного дидактического контента через мобильное приложение в доступной игровой форме (вопросы, тесты, задания с примерами решений) может служить фактором повышения эффективности образовательного ресурса.
Ключевые слова: учебный контент, дистанционные технологии, педагогический эксперимент, мобильное приложение.
D. Belozor1, A. Stoyko1, O. Belykh2
1 Baltic State Academy of Fishing Fleet, Kaliningrad, 236029;
2Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, 236022 e-mail: [email protected]
INTEGRATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN NATURAL SCIENCE TRAINING OF CADETS
It was revealed that the transition to distance educational technologies has increased the need for didactic materials in chemistry. The use of additional educational content in chemistry in a mobile application has shown a positive impact on the quality of knowledge of students in the subject. During the experiment, cognitive activity and performance in chemistry increased. The results obtained made it possible to substantiate the increase in academic performance and overcoming chemophobia in first-year students. Organizing additional didactic content through a mobile application in an accessible game form (questions, tests, assignments with example solutions) can serve as a factor in increasing the effectiveness of the educational resource.
Key words: educational content, distance technologies, pedagogical experiment, mobile application.
Предмет химия введен в программу обучения на первом курсе морского института, так как этот предмет помогает понять структуру и свойства веществ, процессы и законы, лежащие в основе многих явлений природы. Знание химии позволяет понимать, как происходят химические реакции, какие вещества являются опасными или безопасными для судовождения, пассажиров и окружающей среды. Знание химии необходимо для работы с различными видами техники и оборудования, включая приборы и устройства, необходимые для управления судном. Таким образом, изучение химии играет важную роль в формировании естественнонаучной картины мира курсантов судоводов, электромехаников и техносферной безопасности.
Цель исследования - рассмотреть эффективность размещения учебного контента по химии в мобильном приложении (МП) «Химия».
Педагогический эксперимент по химии с размещением дополнительного образовательного контента был проведен в несколько этапов.
1. Планирование эксперимента: определение целей, задач, выбор контентов и методик обучения, создание расписания и программы проведения эксперимента.
2. Организация образовательного контента: разработка учебных материалов, видеоуроков, интерактивных заданий, тестирований и прочих образовательных ресурсов по химии для дополнительного обучения.
3. Проведение эксперимента: осуществление уроков, занятий, лабораторных работ с использованием дополнительного образовательного контента.
4. Мониторинг и анализ результатов: сбор данных, оценка эффективности методики, анализ отзывов и результатов тестирования, корректировка методики при необходимости.
Для проведения эксперимента можно использовать различные методики обучения, такие как проблемно-ориентированное обучение, проектная деятельность, дистанционное обучение с использованием онлайн-платформ и т. д. Важно также учитывать индивидуальные потребности обучающихся и обеспечивать доступность образовательного контента для всех участников эксперимента [1].
В работе использовался метод фокус-группы, значение которого состоит в эффекте, создаваемом ситуацией группового обсуждения [2]. Для регистрации полученного мнения при апробации мобильного приложения была разработана анкета из 10 вопросов. При проведении индивидуального интервью посредством анкетирования курсантов было учтено разграничение на тьютора и интервьюируемого, что внесло свой вклад в качество и глубину получаемой информации.
Дифференциально-диагностический опросник содержал следующие вопросы:
1. Насколько хорошо вы оцените свои познания в химии?
а) ниже среднего; б) средний уровень; в) продвинутый уровень.
2. Нужна ли вам помощь в изучении предмета? а) да; б) нет.
3. Как много времени вы можете уделять изучению предмета?
а) от 15-30 минут; б) 30 минут - 1 час; в) больше 1 часа в день.
4. Как вы думаете, изучать химию сложно? а) да; б) нет.
5. Вы хотели бы иметь своего электронного помощника по этому предмету? а) да, он бы сильно помог мне; б) я подумаю; в) сомневаюсь, нет.
6. Что бы вы хотели увидеть в приложении?
а) удобство, легкодоступность; б) интерактивность; в) совместное обучение с другими учениками.
7. Удобно ли проверять себя, проходя различные тесты?
а) да, так можно быстро проверить себя; б) нет, я думаю, что лучше давать полные ответы к вопросам.
8. Нравится ли вам нынешний функционал помощника?
а) да, меня это устраивает; б) я бы хотел увидеть больше; в) меня ничего не устраивает.
9) Вы нашли что-то новое для себя в химии благодаря этому приложению? а) да; б) нет.
10) Ваша оценка приложению?
а) 10-7 (рекомендую друзьям), б) 6-4 (неплохое приложение, помогает с учебой), в) 3-1 (к сожалению, не понравилось).
Результаты опроса выявили следующую картину: по первому вопросу «Насколько хорошо вы знаете химию?», т. е. оценки собственных знаний по предмету, 58% опрошенных указали, что ниже среднего; 38% - средний и 4% - продвинутый уровень. В сопоставлении с оценкой в аттестате результаты оценки выглядели лучше: 34,04% - тройка, 61,7% - четверка, 4,2% - отлично. Таким образом, фиксируем, что самооценка знаний по химии у курсантов занижена, что вполне согласуется с литературными данными [3].
На последующий ряд вопросов - со 2-го по 5-й - интервьюируемые ответили практически единодушно, что изучать химию сложно, и они готовы уделять данному предмету не более 30 минут в день - 39% и не более 1 часа - 46%. Вопросы с 6-го по 10-й касались непосредственно
функционала мобильного приложения. 76% опрошенных курсантов готовы были увидеть в МП такие качества, как удобство, доступность, интерактивность, а вот сравнить свои результаты с группой пользователей согласились только 17% учащихся. Это еще раз свидетельствует о невысокой самооценке своих знаний. Оценка МП по совокупности критериев: удобство, доступность, интерактивность, получение новых знаний, возможность прохождения тестов или решения уравнений и задач, 50% готовы рекомендовать друзьям, 35% отметили, что МП помогает с учебой, и 15% дали низкую оценку, им МП не понравилось.
Анализ данных показал (рис. 1), что 20% опрошенных не определились с ответом на вопрос «Нужно ли вам мобильное приложение по химии?»; 40% ответили, что приложение актуально; для 60% удобное; 80% помогло в обучении; 90% испытывают трудности, но приложение помогло в обучении.
Рис. 1. Показатели активности ответов курсантов, в процентах
Качество знаний курсантов в ходе эксперимента оценивается в сравнении первого контрольного периода обучения без МП по химии (сентябрь - октябрь) с вторым формирующим этапом (ноябрь - декабрь). Курсанты продемонстрировали глубокое понимание темы эксперимента и успешно применили полученные знания на практике. Их способность к анализу, критическому мышлению и решению проблем была также достаточно высока. Общий уровень подготовки и понимания материала на втором этапе с использованием тестов, заданий в МП заслуживает высокой оценки.
Результативность использования дидактических материалов в МП учащихся всех групп оценивали по итогам контрольного среза. Доля обучающихся, получивших «4» и «5», - 60,8 и 67,3%. Таким образом, эти учащиеся вошли во вторую категорию (3 балла).
80
70
60
ы 50
тн
е а 40
о
р п 30
20
10
0
С-11
С-12
С-13
ЭЛМ-11
ЭЛМ-12
ТБ-11
группы учащихся ■ сентябрь-октябрь ■ ноябрь-декабрь
Рис. 2. Визуализация динамики качества знаний с интеграцией МП
Достижение учащимися более высоких показателей качества в сравнении с предыдущим периодом отмечено во всех группах. Прирост качества знаний за месяц в среднем составил 3,8% соответственно. Мы оцениваем это как хороший результат [5, 6].
Использование мобильных приложений по химии имеет высокую актуальность в настоящее время из-за ряда преимуществ, которые они предлагают. В частности, мобильные приложения обеспечивают доступ к информации о химических элементах, соединениях, реакциях, их свойствах, структурах и применении в любом месте и в любое время.
Кроме того, многие приложения предлагают удобные инструменты для выполнения расчетов, конвертации единиц, построения молекулярных структур, и даже проведения виртуальных экспериментов. Такие приложения могут быть полезны как для студентов и преподавателей, так и для профессионалов в области химии.
Более того, развитие технологий и сетей обеспечивает все больший доступ к мобильным устройствам, что делает использование мобильных приложений по химии более удобным и практичным способом получения необходимой информации.
Таким образом, можно утверждать, что использование мобильных приложений по химии является весьма актуальным и имеет большое значение для образования, науки и практического применения в различных сферах мореходной практики.
Литература
1. Педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2009. - 374 с.
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с.
3. Белых О.А. Образовательный контент мессенджера «Telegram» как инструмент повышения результативности образовательного процесса [Электронный ресурс] // Педагогический ИМИДЖ. - 2021. - Т. 15, № 3(52). - С. 284-292. - DOI 10.32343/2409-5052-2021-15-3-284-292.
4. Белых О.А. Современные ресурсы компетентностно-ориентированного профессионального образования в подготовке специалистов экономической безопасности // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: Материалы Первой всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2016. - С. 98-102.
5. Фотиева И.В., Кирилин К.А. Медиаобразование как форма «цифрового образования»: проблемы и тенденции // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 266-268.
6. Павлова Т.Б., Яковлева О.В., Устюгова Т.А. Развитие медиакомпетентности будущих педагогов: роль и место интеллектуальных технологий [Электронный ресурс] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 488-498. DOI: 10.25559/ SITIT0.15.201902.