Научная статья на тему 'Интеграция информационных ресурсов библиотек как важнейшее условие повышения эффективности информационного обслуживания пользователей'

Интеграция информационных ресурсов библиотек как важнейшее условие повышения эффективности информационного обслуживания пользователей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1952
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция информационных ресурсов библиотек как важнейшее условие повышения эффективности информационного обслуживания пользователей»

6. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Ски-пор, Г. А. Стародубова. - 2-е изд., перераб. - М.: Школьная библиотека, 2003. - 296 с.

7. Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы. - Новосибирск, 1986. - 175 с.

8. Соловьев В. И. Составление и редактирование рефератов: вопросы теории и практики. - М.: Книга, 1975. - 104 с.

9. ГОСТ 7.83-01. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. - Введ. 2002-0107. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 8 с.

Е. А. Сбитнева

старший преподаватель кафедры технологии автоматизированной обработки информации

Института информационных и библиотечных технологий Кемеровский государственный университет культуры и искусств

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕК КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Ресурсные возможности любой библиотеки или библиотечной системы с точки зрения возможности удовлетворения всей совокупности информационных потребностей и запросов их пользователей всегда имеют существенные ограничения по различным признакам (тематике, виду, языку, хронологии и т. д.). Отсюда автономное функционирование библиотек с ориентацией на свои собственные ресурсы при информационном обслуживании пользователей малоэффективно и не может обеспечить их высокого социального статуса. В особой мере эта закономерность проявляется в условиях роста объемов и диверсификации структуры документальных потоков, усиления сложности и многообразия поступающих в библиотеки информационных запросов в сочетании со стабильными финансовыми ограничениями библиотек на приобретение документов. Отмечая эту особенность, профессор Стас Андреевич Сбитнев подчеркивал, что любые библиотеки по своей природе обречены на взаимодействие. В этой связи одним из главных путей повышения эффективности информационного обслуживания пользователей является объединение их в библиотечные системы и сети различного масштаба.

На протяжении многих лет идеи межбиблиотечного взаимодействия оставались лишь актуальной проблемой библиотечной теории. И только в период информатизации общества, в условиях массового внедрения компьютерной техники и средств связи, информационно-коммуникационных технологий они смогли получить возможность практического воплощения. Существенный вклад в развитие и претворение в жизнь идей интеграции и рационального взаимоиспользования информационных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях внесен Стасом Андреевичем Сбитневым. Анализ его публикаций и выполненных под его руководством отчетов о научно-исследовательских работах позволяет сделать вывод о том, что в них не только были заложены принципиальные подходы к развитию межбиблиотечного взаимодействия, но и впервые разработан механизм рационального взаимоиспользования информационных ресурсов библиотек в масштабах региональной и муниципальной автоматизированных информационных систем.

Выбрав автоматизацию библиотек главным делом своей жизни, С. А. Сбитнев, безусловно, понимал, что достижение эффективности ее результатов должно быть связано с системным подходом к организации их деятельности. В этой связи в его многогранной научной деятельности закономерно получили глубокое развитие не только вопросы моделирования интегрированных библиотечных систем и сетей, но и разработки конкретных проектов данного профиля. В работах С. А. Сбитнева [1, 2], посвященных созданию

региональной автоматизированной библиотечной системы (РАБС), границы обобщающего понятия «регион» определялись масштабами основных административно-территориальных единиц страны - краев, областей. Именно на этих территориях, как было им выявлено, объективно представлены наиболее благоприятные условия для повышения эффективности информационного сервиса за счет межбиблиотечного взаимодействия, ибо, как показали проведенные под его руководством исследования, до 90 % формирующихся в регионе информационных запросов могут быть качественно выполнены на базе сосредоточенных там совокупных информационных ресурсов. Однако из-за работы библиотек в автономном режиме доступ к ним ограничен, а устанавливаемые между ними связи бессистемны и не ориентированы на использование надежной информационной базы. Отсутствие информации о наличии необходимых документов и невозможность оперативного их получения порождают в массовом порядке неудовлетворенность деятельностью учреждений информационного сервиса. Эту ситуацию можно изменить лишь при условии, что библиотеки региона будут связаны с позиций системного подхода в интегральную региональную систему, позволяющую исключить неоправданное дублирование в научной обработке документов входного потока и информационно-библиотечном обслуживании, достигнув при этом высокого уровня эффективности этой деятельности. Согласно научным взглядам С. А. Сбитнева, региональная автоматизированная библиотечная система должна функционировать и организационно создаваться библиотеками на добровольных началах с достаточной ответственностью каждой библиотеки за функционирование всей системы и достижение ее глобальной цели. Основным принципом создания региональной автоматизированной библиотечной системы должна стать ориентация на удовлетворение практически всего комплекса формирующихся в регионе многообразных информационных потребностей и запросов различных социальных групп пользователей на основе рационального использования накопленных в регионе информационных ресурсов. При разработке модели РАБС для достижения ее целей была предусмотрена дифференциация библиотек региона в зависимости от их статуса и соответственно задач на три блока (см. таблицу), при этом для библиотек каждого блока четко определены специфические функции по организации информационного обслуживания пользователей, которые они призваны выполнять с учетом их информационного и библиотечного окружения [3, с. 67].

Таблица

Организационная структура региональной автоматизированной библиотечной системы

№ блока Состав библиотек Функции библиотек

1-й блок Крупные (областные, краевые, центральные), библиотеки и другие библиотечно-информа-ционные учреждения Координация и реализация работ по созданию информационных массивов коллективного пользования, научной обработке литературы, созданию сводного справочного аппарата о размещении документальных фондов в регионе, а также удовлетворению информационных запросов

2-й блок Опорные (головные, базовые) библиотеки территориально-отраслевых библиотечных сетей региона; центральные библиотеки централизованных библиотечных систем (ЦБС) Выработка и реализация скоординированных и четко спланированных мероприятий, направленных на эффективное использование ресурсов всей региональной библиотечной системы, в том числе разработка научно-обоснованных планов информационного и библиотечного обслуживания

3-й блок Библиотеки-филиалы ЦБС, библиотеки небольших предприятий и организаций Установление контактов с широким кругом потребителей информации региона, выявление и изучение информационных запросов, подготовка и ввод этих запросов в систему

Из таблицы видно, что библиотеки каждого уровня несут особую ответственность за решение задач информационного обслуживания в масштабе всего региона. А именно, если библиотеки 1-го блока, представленные крупнейшими по своим ресурсным возможностям библиотеками различных типов, а также библиотеки 2-го блока отвечают за выполнение возникающих на территории региона информационных запросов на базе информационных ресурсов коллективного пользования, то библиотеки 3-го блока, представленные преимущественно разветвленной сетью библиотек-филиалов, призваны обеспечить формирование потоков этих запросов, приводя тем самым в действие сложный механизм функционирования всей системы, нацеленный на обеспечение высокого качества предоставляемых пользователям продуктов и услуг.

Разработка идей создания региональной автоматизированной библиотечной системы определила необходимость определения состава информационного, лингвистического, программного, технического и других видов ее обеспечения. В частности, под руководством С. А. Сбитнева был установлен состав и определена технология создания, а также актуализации внутренних баз данных коллективного пользования. К ним относятся как сводные основные внутренние базы данных: «Сводный электронный каталог», «Распределенные издания», «Краеведение», так и сводные служебные базы данных: «Темати-ко-типологический план комплектования», «Заказанная литература», «Периодические издания», «Библиотечные сети и системы», «Библиотечные кадры», «Нормативно-справочная информация» и другие. Наряду с этим был определен механизм формирования и эксплуатации банка внешних баз данных региональной автоматизированной библиотечной системы.

Особое место в развитии и реализации идей межбиблиотечного взаимодействия С. А. Сбитнев отводит муниципальным библиотекам [1], которые в силу действующих принципов их территориального распределения максимально приближены к своим пользователям. Углубление подходов к созданию региональной автоматизированной библиотечной системы стимулировало разработку модели муниципальной автоматизированной информационно-библиотечной системы (МАИБС), тесно взаимодействующей с другими библиотечными и информационными учреждениями. В соответствии с разработанной им моделью МАИБС в ее структуре было выделено три уровня библиотек, характеризующихся своими специфическими задачами и границами ответственности: абонентские пункты, кустовые информационные центры и главный справочно-информационный центр. Соответственно основой для их формирования выступили: библиотеки-филиалы, опорные библиотеки районов, центральная библиотека ЦБС. Создание МАИБС в виде совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих библиотечных учреждений в городах и районах определялось целью обеспечить более полную и эффективную реализацию прав граждан - пользователей муниципальных библиотек на удовлетворение их разнообразных запросов в условиях признанной бедности документальных фондов муниципальных библиотек за счет рационального использования всей ресурсной базы библиотек района или города [4]. Благодаря функционированию МАИБС любой житель города, независимо от его места жительства, получает доступ как к информационным ресурсам библиотек города, так и к другим удаленным информационным ресурсам [5, с. 26]. Следует заметить, что идеи создания МАИБС были всемерно одобрены и претворены в жизнь руководством и коллективом централизованной библиотечной системы для взрослых читателей г. Кемерово.

Наряду с рассмотрением вопросов межбиблиотечного взаимодействия в рамках региональной автоматизированной библиотечной системы и муниципальной автоматизированной информационно-библиотечной системы в последних работах С. А. Сбитнева отмечается необходимость расширения их масштабов за счет подключения автоматизированной информационно-справочной сети служб социальной коммуникации. Такой

шаг, по его мнению, должен быть осуществлен во имя решения проблем обеспечения управленческого персонала, специалистов и других категорий пользователей фактографической информацией.

В настоящее время тезис о необходимости взаимодействия библиотек и других информационных учреждений еще более утвердился и получил качественно новое развитие на базе компьютерных сетей, в частности Интернета.

Идеи С. А. Сбитнева об объединении библиотек в региональные и муниципальные автоматизированные библиотечные системы, которые вначале удавалось реализовать лишь на уровне создания сводных каталогов и других баз данных, сегодня нашли практическое воплощение в объединении библиотек и библиотечных систем региона в региональные корпоративные библиотечно-информационные сети и системы (РКБИС). Данная тенденция наблюдается в России с середины 1990-х гг.

В России пионером в области создания систем корпоративной каталогизации явилась ГПНТБ России, создавшая в середине 1990-х гг. проект «Российский Центр корпоративной каталогизации» (РЦКК). Сегодня данный проект по различным причинам так и не вступил в стадию широкого промышленного использования и в настоящее время фактически закрыт. Идея, однако, была подхвачена сразу двумя организациями. К реализации аналогичных проектов практически одновременно приступили региональные библиотечные консорциумы (ныне они объединились в Ассоциацию региональных библиотечных консорциумов - АРБИКОН) и Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ (Центр ЛИБНЕТ).

В марте 2001 г. образован Центр ЛИБНЕТ (http://www.nilc.ru/), номинальными учредителями которого выступают Российская национальная библиотека (РНБ) и Российская государственная библиотека (РГБ) при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций. Центром формируется несколько баз данных, из которых главной является Сводный каталог библиотек России (СКБР). Существует несколько форм участия библиотек в Сводном каталоге, которые определяют полномочия участников. Участники с «ограниченными полномочиями» имеют право выгружать готовые записи и проставлять в каталоге собственные сиглы. «Полные участники», прошедшие специальное обучение и сертификацию, обладают правом самостоятельной каталогизации в удаленном режиме, после чего созданные ими записи загружаются в базу и становятся доступны всем остальным участникам. Выгрузка или создание новых библиографических записей осуществляются без использования какого бы то ни было дополнительного программного обеспечения. Все, что необходимо для работы каталогизатора - это стандартный браузер Internet Explorer и доступ к Интернет [6].

АРБИКОН (http://www.arbicon.ru/) была создана в 2002 г. для продолжения деятельности, начатой в рамках программы «Автоматизация библиотек». АРБИКОН является некоммерческим партнерством, объединяющим российские библиотеки и информационные центры, ставшие его членами на добровольной основе. Учредителями АРБИКОНа являются Российская книжная палата, Некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

В настоящее время в АРБИКОН входит 14 региональных библиотечных консорциумов, охватывающих значительную территорию нашей страны. Консорциумы объединяют более 200 библиотек России. Каждый консорциум включает в себя различное количество организаций библиотечного сообщества и определяет политику доступа к своим ресурсам.

Среди обязательных характеристик существующих региональных корпоративных библиотечно-информационных сетей (РКБИС) можно выделить следующие: отлаженная технология взаимодействия участников; наличие технологической и инструктивной документации; организация доступа к сводному каталогу через протоколы

HTTP, Z39.50; соблюдение требований к серверам Z39.50 и формату RUSMARC; организация корпоративных служб; количество участников - не менее семи библиотек; особое внимание на организацию оперативного доступа к информационным ресурсам научному сообществу [7].

Кроме того, следует отметить, что создание и развитие региональных корпоративных библиотечно-информационных сетей - тенденция преимущественно российская.

Основными причинами создания корпоративных объединений в России являются проблемы, связанные с ростом библиотечных затрат (инфляцией), повсеместным внедрением глобальных информационно-коммуникационных технологий и т. п. Целью создания является объединение организаций, их информационных и финансовых ресурсов для эффективного удовлетворения информационных потребностей пользователей. Финансирование осуществляется, главным образом, за счет взносов учредителей, попечителей, фондов; оказания платных услуг и т. д. Участниками корпоративных объединений могут быть российские и зарубежные библиотеки, одобрившие и признающие положения данного объединения. Библиотеки могут либо на финансовой основе, как в сводном каталоге библиотек России центра ЛИБНЕТ, либо на основе свободного доступа (как в РКБИС) осуществлять поиск и копировать записи, вводить новую запись и выгружать ее в свой каталог. Для осуществления данной цели все участники корпоративных объединений обязаны соблюдать стандарты и рекомендации, принятые в данном объединении.

Ключевой идеей С. А. Сбитнева во всех его работах является объединение информационных ресурсов и обеспечение к ним свободного доступа пользователей, независимо от их места расположения. Как и предложенные С. А. Сбитневым РАБС и МАИБС, так и современные корпоративные объединения региональных библиотек и информационных служб в организационном и технологическом отношениях, как правило, являются единой системой, которая подчиняется вполне определённым правилам. Это означает, что ее участники перестают быть совершенно независимыми друг от друга и у них появляется необходимость нести ответственность перед всем корпоративным сообществом за реализацию решений, связанных с созданием, построением, функционированием и развитием библиотечной сети.

В РАБС и МАИБС интеграция информационных ресурсов из различных источников достигалась за счет отказа от уникальных (для отдельной библиотеки) технологий обработки информации и перехода к централизованной обработке изданий для библиотек, в результате которой создаются на одно издание как минимум пять каталожных карточек, на которых представлены в числе элементов библиографической записи классификационные индексы всех классификационных информационно-поисковых языков, используемых в библиотеках сети. При этом технологией централизованной обработки документов предусматривается создание сводных баз данных («Сводный электронный каталог», «Документальные фонды РАБС», «Периодические издания РАБС») и обеспечение теледоступа к ним из любой библиотеки региона.

Следует заметить, что С. А. Сбитнев в своих работах, посвященных региональным и муниципальным автоматизированным библиотечным системам, возможность расширения номенклатуры предоставляемых пользователю информационных продуктов и услуг, а также повышение информационного сервиса связывал именно с внедрением средств автоматизации.

Современные РКБИС также используют принципы централизованной обработки документов, создавая информационные продукты под управлением единого программного обеспечения и предоставляя доступ к ним за счет использования сетевых технологий. При этом использование сетевых технологий позволяет обеспечить доступ пользователей к распределенным информационным ресурсам не только из любой библиотеки, но и из любого удобного для них места (рабочего места, из дома, Интернет-кафе и т. п.) в любое удобное время.

В современных условиях одним из важнейших инструментов повышения полноты и оперативности библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей за счет предоставления им объединенных информационных ресурсов и средств поиска в них с использованием информационно-коммуникационных технологий являются web-сайты. В связи с этим для решения задач определения состава предлагаемых РКБИС информационных продуктов и услуг были проанализированы их сайты. Анализу подлежали сайты всех РКБИС, входящих в АРБИКОН. В качестве объектов анализа выступили рубрики и подрубрики сайтов РКБИС. Наряду с сайтами, источниками получения информации о формируемых РКБИС информационных ресурсах также явились публикации, посвященные различным аспектам функционирования корпоративных биб-лиотечно-информационных сетей региона.

Анализ сайтов РКБИС позволил установить, что в структуре их контента можно выделить рубрики, отражающие следующие виды информации:

1. Ознакомительная информация (связана с ответом на вопрос «ЗАЧЕМ?») - может быть представлена следующими ключевыми словами: «о проекте», «общая характеристика», «информационные услуги», «условия предоставления услуг» и т. п.

2. Содержательная информация (включает сведения, характеризующие информационные ресурсы, и связана с ответом на вопрос «ЧТО?») - может быть представлена следующими ключевыми словами: «информационные ресурсы», «информационные продукты», «электронный каталог (каталоги)», «библиографическая информация», «реферативная информация», «полнотекстовая информация», «краеведческая информация», «мультимедийные ресурсы» и т. п.

3. Технологическая информация (связана с ответом на вопрос «КАК?») - может быть представлена следующими ключевыми словами: «руководство пользователя», «в помощь читателю», «технология поиска», «справка», «помощь», «поиск» и т. п. [8].

Важнейшую роль для удовлетворения информационных потребностей пользователей играет вторая группа информации - «содержательная информация», которая, по сути, отражает репертуар предоставляемых пользователю в режиме удаленного доступа информационных продуктов и услуг. В обобщенном виде такие данные можно представить следующим образом:

1. Информационные продукты:

1.1. Электронные каталоги;

1.2. Электронные библиотеки;

1.3. Базы данных;

1.4. Полнотекстовые документы:

1.4.1. Документы, отражающие сведения по истории, культуре региона и т. п.;

1.4.2. Документы, отражающие деятельность РКБИС (в т. ч. организационно-правовые, нормативные, справочные и т. п. документы).

2. Информационные услуги:

2.1. Удаленный доступ к информационным ресурсам;

2.2. Удаленный поиск в локальных, распределенных и сводных информационных ресурсах;

2.3. Электронная доставка документов;

2.4. Телеконференции и списки рассылки новостей в электронной форме;

2.5. Справочно-консультационные услуги.

Приведенные выше данные в наибольшей степени отражают перечень информационных продуктов и услуг, создание и предоставление которых возможно только в условиях использования информационно-коммуникационных технологий. Состав информационных продуктов и услуг конкретных региональных библиотечно-информационных систем и сетей различен, что обусловлено их особенностями. Однако важнейшим информационным продуктом РКБИС (как и любой библиотечно-информационной системы, сети или отдельной библиотеки) является, прежде всего, электронный каталог, а важнейшей

услугой, предоставляемой на его основе, - информационный поиск, главным образом, тематический поиск. Это подтверждают полученные в ходе исследования данные. Так, возможность доступа к электронному каталогу предоставлена сайтами всех РКБИС. При этом доступ к различным базам данных обеспечивают 36 % проанализированных сайтов РКБИС, а возможность работы с полнотекстовыми документами - 21 % сайтов.

Такая ситуация, как нам кажется, является закономерной, поскольку библиотечный каталог является традиционным информационным продуктом библиотеки, а проведение тематического поиска - традиционной информационной услугой. Однако их подготовка в условиях использования информационно-коммуникационных технологий не только изменила физическую форму представления, но и существенно расширила их возможности. Современные программные и технические средства позволяют создать комфортную среду для пользователя при работе с электронным каталогом, обеспечить широкий спектр сервисных возможностей: быстро установить наличие конкретного издания в фонде библиотеки и ее месторасположение, обеспечить поиск необходимых данных на рабочем месте либо дома, сформировать заказ на конкретное издание и т. п. Тем не менее, пользователями сегодня наиболее востребованы информационные продукты, которые базируются на использовании фактографической и аналитической информации. Это требует от библиотечно-информационных учреждений расширения состава формируемых информационных ресурсов (главным образом, электронных), а также обеспечения возможности доступа пользователей к внешним (по отношению к конкретной библиотечно-информационной системе) информационным ресурсам.

Безусловно, развитие информационно-коммуникационных технологий оказало влияние на появление новых форм взаимодействия библиотечных и информационных учреждений. Тем не менее, в центре внимания всегда был и остается пользователь и его информационные потребности. Поэтому главной целью всех преобразований в информационно-библиотечной сфере в конечном итоге является повышение эффективности информационного обслуживания пользователей за счет обеспечения свободного доступа к распределенным информационным ресурсам в условиях комфортной для пользователя среды.

Литература

1. Проблемы и пути совершенствования информационного и библиотечного обслуживания специалистов госбюджетной сферы в условиях ЦБС города: (Отчет) / Кемеров. гос. ин-т культуры; науч. рук. С. А. Сбитнев; отв. исп. Н. И. Колкова. - Кемерово, 1993. - 108 с.

2. Централизованная библиотечная система и библиотечный коллектор как объекты автоматизации. Этап 2. Разработка требований и предложений по автоматизации технологических процессов в ЦБС и библиотечном коллекторе: (Отчет) / Кемеров. гос. ин-т культуры; науч. рук. С. А. Сбитнев; отв. исп. Н. И. Колкова. - Кемерово, 1986. - 111 с.

3. Сбитнев С. А., Колкова Н. И. Региональная автоматизированная библиотечная система (концепция, проблемы, пути реализации) // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы докладов республиканской научной конференции. - Кемерово, 1990. - С. 67-69.

4. Примерное положение об организации сети муниципальных общедоступных библиотек в районе, городе: Проект // Информац. бюл. РБА. - СПб., 1996. - № 2. - С. 42-53.

5. Туманова Т. Д. Муниципальная автоматизированная информационно-библиотечная сеть и проблемы информационного обслуживания населения г. Кемерово // Информационные не-дры Кузбасса. - 2001. - № 2. - С. 26.

6. Каталогизация // Интернет в профессиональной информационной деятельности: учебник. -М., 2004. - Режим доступа: http://textbook.openweb.ru/chapter6/glava6-2.html Monday, 25 oct 2004 22:28:32_

7. Воройский Ф. С., Шрайберг Я. Л. Корпоративные автоматизированные библиотечно-инфор-мационные системы: состояние, принципы построения и перспективы развития: Аналитический обзор. - М.: ГПНТБ России, 2003. - 62 с.

8. Колкова Н. И., Скипор И. Л. Региональные корпоративные библиотечно-информационные системы и сети в зеркале Интернет // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса. - Крым, 2004. - Режим доступа: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/disk/doc/240.pdf. Monday, 14 jan.2008 15:20:02

Н. И. Гендина

доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии автоматизированной обработки информации, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровский государственный университет культуры и искусств

КАК ФОРМИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ ЛИЧНОСТИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ С. А. СБИТНЕВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КЕМГУКИ

Необходимость формирования информационной культуры личности в интерпретации С. А. Сбитнева: масштабность и точность постановки проблемы. С. А. Сбитнев славился своей любовью к парадоксам и метафорам для выражения мыслей. Он любил озадачить собеседника примерно таким монологом: «Вот вы наверняка знаете о существовании огромного количества брошюр типа "Самоучитель (игры на баяне, на гитаре и т. п.)" или книжек, раскрывающих секреты того, как самому что-либо построить, сконструировать, научиться вязать, плести и т. д. Но никто еще не написал книжку о том, как самому быстро найти необходимую информацию, извлечь из нее знания для решения своих собственных информационных задач». И далее он давал панорамное представление той проблемы, которая в настоящее время именуется проблемой формирования информационной культуры личности.

Объясняя причины отсутствия толковых «информационных самоучителей», просто и ясно объясняющих читателю, как правильно сформулировать свой информационный запрос, как обратиться к библиотечной или информационной системе, чтобы она поняла вас и выдала необходимую вам информацию, он всегда на ярких примерах показывал необычайную сложность выражения потребности в информации словами естественного языка, которому присущи синонимичность и многозначность. Он пояснял, что на пути к желанной информации потребителя подстерегает несколько терминологических барьеров: между терминами, которыми пользуется автор документа, терминами, которыми смысл этого документа выразил библиотекарь-индексатор, и терминами, которые привычны самому пользователю. Вот почему очень часто читатель уходит из библиотеки неудовлетворенный, ибо на его просьбу, например, о книге про бегемотов не выдали книжку про гиппопотамов, хотя в них речь идет об одних и тех же животных.

Осознавая всю сложность проблемы, С. А. Сбитнев подчеркивал, что мало научить потребителя, читателя отыскивать информацию, нужно еще научить извлекать ее из найденных источников, научить навыкам аналитико-синтетической переработки информации. Он безжалостно «уничтожал» студенческие курсовые работы, построенные на механическом переписывании одного-двух источников литературы, вызывая ужас у вчерашних школьников-отличников, привыкших именно к такой подготовке «рефератов» и «докладов», да и, признаться, не только у них, но и у многих преподавателей, также не владеющих навыками самостоятельного анализа документов. В начале 90-х гг. под его руководством было выполнено несколько дипломных работ, посвященных изучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.