Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМУ MOODLE 2.5'

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМУ MOODLE 2.5 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / MOODLE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Любимова Е.М., Борисов И.А.

В данной работе рассматриваются технологические проблемы, возникающие при интеграции курсов в СДО Moodle и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Любимова Е.М., Борисов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМУ MOODLE 2.5»

так же немаловажен длительный временной разрыв между мероприятиями по совершенствованию социальных условий трудовой деятельности, и ростом экономического эффекта. Использование совокупности данных инструментов для комплексной оценки системы управления персоналом в связи с совершенно различными подходами к формированию критериев оценки, является достаточно сложной задачей. В современных

организациях всё это является свидетельством проблемы в разработке правильной методики оценивания эффективности системы кадрового менеджмента. Необходимо сформировать комплекс программ, которые позволяют обеспечить потребность организаций, в полноценном анализе функционирования системы управления персоналом.

Использованные источники:

1. Понамарева О.Н. Критерий эффективности управления организацией как социальной системой/Юбщество: политика, экономика, право.2012-№1.-С.112

2. Степаненко Д.О. Методические подходы к оценке эффективности системы управления персоналом организации// Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 8. С. 80.

3. Понамарева О.Н. Критерий эффективности управления организацией как социальной системой/Юбщество: политика, экономика, право.2012-№1.-С.113

4. Степаненко Д.О. Методические подходы к оценке эффективности системы управления персоналом организации// Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 8. С. 80.

Любимова Е.М. ст. преподаватель кафедра информатики и дискретной математики

Борисов И.А. студент

физико-математический факультет Елабужский институт Казанский федеральный университет

Россия, г. Елабуга ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ В СИСТЕМУ

МООБЬЕ 2.5

Аннотация. В данной работе рассматриваются технологические проблемы, возникающие при интеграции курсов в СДО МооШе и пути их решения.

Ключевые слова. Система дистанционного обучения, МооШе, информационный объект, интеграция.

Введение. Система дистанционного обучения является одним из наиболее важных компонентов, обеспечивающих организацию процесса

обучения на расстоянии. Такие системы работают с учебными курсами, содержащие теоретическую и практическую информацию по тем или иным областям знаний.

Основные трудности, которые возникают при дистанционном обучении, заключаются в отсутствии методических разработок по подготовке учебных материалов, а также в правильном внедрении этих самых материалов в учебные курсы, например, таких систем, как Moodle, ATutor, SAKAI и другие.

Качественный учебный курс — это залог успешного применения СДО. Поэтому вопросы, касающиеся грамотного наполнения учебных курсов информационным материалом, являются очень актуальными.

Методика

Структуру Moodle можно представить схемой (Рис. 1):

Рис. 1

Структура СДО

Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширяться сторонними разработчиками. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет так же подключать набор модулей.

Так как понятия «внедрение» и «расширение» непосредственно связаны, то возникает необходимость обзора способов расширения системы. Исходя из структуры, можно выделить следующие подходы к расширению возможностей учебной среды Moodle:

1. Изменение ядра системы. Так как LMS Moodle распространяется под свободной лицензией (Open Source), то любой пользователь может по своему усмотрению изменить его, а следовательно, гарантировать другим пользователям право на копирование, модифицирование и распространение реконструированного варианта системы. Полученная новая система должна быть обязательно открытой.

2. Написание модулей для системы. Разнообразные типы

модулей, созданные сторонними разработчиками, имеют возможность легко расширить функционал Moodle.

3. Интегрирование стороннего программного обеспечения посредством модулей, реализующих интерфейсы. Программный продукт не обязательно должен быть реализован на языке PHP и нет жесткой зависимости от версии LMS Moodle, так как модули системы будут гарантированно поддерживаться на всех будущих версиях. Основным недостатком данного подхода является то, что возможно

увеличение сетевого трафика и возникновение временных задержек при обработке и передачи данных.

4. Комбинированный. Сочетает в себе все вышеперечисленные способы расширения возможностей [1]. Основная часть.

Интеграция (от лат. integratio — «соединение») в широком смысле — это процесс объединения частей в целое.

Так как Moodle имеет модульную архитектуру, то интегрирование посредством модулей является одним из распространённых способов внедрения какой-либо информации в систему. Имеются модули, которые позволяют интегрировать объекты различного характера в учебный курс, начиная с текстовой информации и заканчивая структурированными данными, и имеются модули, обеспечивающие работу пользователя в учебной среде более удобной: модули безопасности, модули внешнего вида учебного курса, модули отчётов, модули аутентификации, модули фильтры и др.

Интерес представляют именно модули первого типа, которые могут использовать функционал некоторых модулей второго типа. Рассмотрим более подробно, какие же объекты можно интегрировать в учебный курс с помощью модулей элементов курса: «HotPot», «анкета», «база данных», «вики», «внешнее приложение», «глоссарий», «задание», «лекция», «опрос», «пакет SCORM», «семинар», «тест», «форум», «чат», «гиперссылка», «книга», «пакет IMS содержимого», «папка», «пояснение», «страница», «файл». Текстовая информация

Человек в основном получает знания через текстовую информацию, поэтому многие модули элементов курса имеют возможность интегрировать информационные объекты данного типа в Moodle. В большинстве случаев осуществляется это с помощью WYSIWYG HTML редактора TinyMCE, который входит в состав платформы дистанционного обучения. Данный редактор используется для занесения текстовой информации в систему в таких модулях, как: «вики», «база данных», «глоссарий», «лекция», «форум», «книга», «пояснение», «страница». Также этот редактор применяется в формировании всякого рода описаний, вступлений, ответов, комментарий в модулях «файл», «папка», «пакет IMS содержимого»,

«гиперссылка», «чат», «тест», «семинар», «пакет SCORM», «опрос», «задание», «анкета», что в свою очередь тоже означает интегрирование текстовой информации в учебную среду.

Помимо внедрения текстовой информации посредством редактора TinyMCE имеется у модуля «файл» возможность прямого открытия текстового объекта в интерфейсе курса, т.е. объект представляется как ресурс учебного курса. Если же данный модуль не имеет возможности открыть текст, представленный в различных текстовых форматах внешних приложений, то пользователю предлагается скачать искомый объект на компьютер.

Все информационные объекты, загружаемые в систему с помощью интерфейса загрузки учебных элементов, а не посредством копирования объекта в буфер обмена локальной машины и с последующей вставкой его в элемент курса, хранятся в файловом хранилище Moodle. Применение файлового хранилища для каких-либо объектов гарантирует корректное отображение этой информации в элементах учебного курса, что не всегда может позволить сам элемент курса. Например, элемент «лекция», где содержится графическая информация, которая не находится в файловом хранилище, в случаях необновлённого Интернет-обозревателя отображается «криво», то есть не воспроизводится графическое изображение.

В тех случаях, когда система в модуле «файл» предлагает скачать какой-либо объект на компьютер пользователя, он предлагает взять объект именно с файлового хранилища. Для работы с файловым хранилищем в Moodle имеется также модуль «папка», позволяющий вмещать в себя объекты различного формата, включая текстовые. Особенность модуля заключается в том, что он определяет размер объекта, который можно в него загрузить (значение размера не должна превышать 20 Мб). Кроме модуля «папка» имеется и другие модули, работающие с файловым хранилищем Moodle, например, модуль «тест» для работы использует элемент «банк вопросов», который непосредственно связан с файловым хранилищем. «Банк вопросов» работает с вопросами для теста, т.е. позволяет экспортировать, импортировать, рассматривать и редактировать их. Понятие импортировать означает ввод, внедрение вопросов из какого-либо источника. Вводить вопросы, нужно в следующих форматах: «вложенные ответы (Cloze)», «пропущенное слово», «Aiken», «Blackboard», «Examview», «GIFT», «Learnwise», «MoodleXML», «WebCT».

Так как некоторые созданные вопросы сохраняются в расширении .txt, то исходные форматы требуют от пользователя знания определённых правил ввода текстовой информации, а вопросы, созданные с помощью программных средств, знания правил не требуют, потому что текст набирается по соответствующим правилам автоматически, однако, уже применяются иные расширения.

Графическая, аудио и видеоинформация

Особенность версии Moodle 2.5 заключается в том, что многие модули учебного курса, имеющие возможность внедрять в систему текстовую информацию также могут внедрить графическую, аудио и видеоинформацию. Связано это, прежде всего с тем, что в комплекте большинства модулей учебного курса присутствует редактор TinyMCE. В версиях Moodle 1. применяется редактор Richtext, который менее функционален и не входит в состав большинства модулей.

TinyMCE — платформонезависимый Java-script HTML WYSIWYG (What you see is what you get) редактор. К основным характеристикам программы можно отнести поддержку тем/шаблонов, языков и возможность подключения модулей (плагинов). Отсюда можно сделать вывод, что редактор сам по себе объект не монолитный, а аналогичен самому Moodle, т.е. состоит из множества модулей (Рис. 1).

Рис. 2

«Примерная структура редактора

Одним из новых функций HTML редактора является работа с медиа-объектами (аудио, видео, флеш и т.п.) и математическими формулами.

Если говорить о графической информации, то данный информационный объект поддерживался Richtext редактором и в предыдущих версиях Moodle, а значит, мог интегрироваться в систему аналогичными модулями, что и текстовая информация. Данная особенность не изменилась и в версии Moodle 2.5, т.е. графическую информацию можно внедрить в систему с помощью редактора TinyMCE, хотя помимо этого появилась возможность внедрения аудио, видео и других файлов подобного типа. Модули «файл» и «папка» тоже интегрируют мультимедиа объекты в учебный курс, только не средствами редактора TinyMCE, а благодаря файловому хранилищу учебной среды.

Стоит рассмотреть математический плагин DragMath,

находящийся в составе редактора TinyMCE. Он позволяет создавать математические выражения в браузере без участия сторонних программ и приложений по принципам системы вёрстки текста TeX [2]. Однако, плагин работает под Java, что создает дополнительные неудобства для старых браузеров, или для непродуманной сетевой политики образовательных учреждений [ЗОшибка! Источник ссылки не найден.]. Если DragMath не работает, формулы можно вводить, используя правила набора текста в TeX, т.е. нужно знать язык TeX. Набранный текст в формате TeX автоматически переводится в математические формулы в виде графических изображений, например, $$\sqrt 4$$ будет преобразован в рисунок V4. Искомое преобразование осуществляется благодаря графическому фильтр-модулю TeX, который интегрируется в редактор TinyMCE. Но ручной набор формул дело кропотливое и поэтому, чтобы не тратить время можно воспользоваться конвертерами (on-line редакторы LaTex, программа TeXaide и т.п.). Формулы средней сложности могут быть отображены с использованием фильтра Algebra. (формула y=xA2*sin(x), заключенное между сдвоенными символами @, будет выглядеть в виде картинки вот так: y = x 2* sin(x) ).

Разная структурированная информация

К структурированной информации можно отнести различные информационные объекты, имеющие определённый порядок в каталоге или контейнере. Например, веб-сайты, электронные учебники, обучающие курсы и т.д.

Если рассмотреть программные средства создания электронных курсов и учебников, то большинство из них могут сохранять подготовленные курсы в таких форматах, как SCORM, IMS, AICC. Это стандарты для обмена данными между различными системами электронного обучения.

Когда некоторые инструменты (MS Power Point) не имеют возможности сохранения проекта в форматах вышеперечисленных пакетов, то для этого можно попробовать поискать дополнительное программное обеспечение. Например, для того же MS Power Point имеются программы PowerPointForceRU, iSpring, являющиеся надстройками основной среды проектирования презентаций. Они позволяют экспортировать презентации Power Point в формат SCORM и опубликовать их в системах дистанционного обучения.

Искомые форматы электронных курсов поддерживаются LMS Moodle 2.5 и наиболее популярным из них является SCORM, в содержании которого, могут быть лекции, практические занятия, тесты, различные мультимедиа объекты и много других элементов. Поддержка форматов AICC, SCORM осуществляется модулем «SCORM-пакет».

Самая распространенная проблема, возникающая после загрузки пакета SCORM в Moodle — отсутствие содержания курса. То есть, всё

сделано правильно, на компьютере пакет работал, а после «встройки» его в сеть перестал. В этом случае, скорее всего, проблема в том, что в загружаемом курсе названия глав, разделов и тем на русском языке. Дело в том, что некоторые программы создания SCORM курсов (eAuthor, Microsoft LCDS) используют названия разделов, в качестве названий файлов в генерируемом пакете SCORM и соответственно, загружая файлы на сервер, мы имеем кириллические имена файлов, которые, понятное дело, не открываются. Данная проблема может быть решена следующим образом: либо надо использовать другое ПО (eXe, CourseLab), либо переделывать название содержания из буквенного в цифровой вид (например, из - глава I в

- I).

Следующий важный момент - это размер пакета. Поскольку пакеты SCORM зачастую достаточно большие, то при загрузке в Moodle может выскочить предупреждение о том, что размер загружаемого файла слишком большой, тогда нужно увеличивать предел допустимого размера загружаемого файла. Иногда, когда пакет уже размещен, могут возникать сбои из-за его больших размеров (видео фрагменты сильно нагружают каналы передачи данных). Для начала необходимо посмотреть параметры предоставляемого хостинга (есть ли ограничение по нагрузке канала). Потом, если параметры не соответствуют нашим требованиям, можно попробовать сменить тарифный план или же урезать сами пакеты (раздробить содержание на мелкие темы, сжать видео, аудио, графику и т.д.)

[4].

SCORM пакеты могут содержать не только электронные курсы и учебники, но могут также вмещать отдельно их составляющие элементы, т.е. тесты (и на основе flash), графику, видео. Однако, при интегрировании через модуль SCORM таких информационных объектов, как в составе учебных курсов, так и вне, могут возникнуть проблемы при отображении, либо при взаимодействии с Moodle. Поэтому нужно придерживаться двух следующих правил:

• загружать в SCORM пакет только те медиа файлы,

форматы которых поддерживаются системой Moodle;

• создавать тесты средствами Moodle.

Второй пункт требует более детального рассмотрения. Создавать контроль знаний в виде тестов позволяют достаточное количество программ с их последующим экспортом в SCORM пакет (Hot potatoes, Quiz Force), однако, при их внедрении в Moodle не всегда получаем адекватные результаты.

Hot Рotatoes позволяет создавать замечательные тесты для контроля знаний, но минус в том, что публиковать все их типы можно лишь с помощью SCORM пакета, что нежелательно по описанной выше причине. В предыдущих версиях Moodle в базовую комплектацию входил модуль, который поддерживал один тип тестов (тест с выбором одного или

нескольких правильных ответов), создаваемых составным элементом Hot potatoes JQuiz. Получается, когда имеется конкретный модуль для интегрирования тестов (Hot potatoes или других), то практически во всех случаях система дистанционного обучения получает корректные результаты, что не всегда позволяет SCORM пакет.

В базовой комплектации Moodle версии 2.5 вообще не имеется модуль для поддержки тестов, созданных Hot Potatoes, т.е. все тесты создаются только средствами самой системы дистанционного обучения. Однако, благодаря удобству проектирования тестов в интерфейсе Hot Potatoes, разработчики в скором времени создают модуль «HotPot» и для версии 2.5. Данный модуль намного функциональнее предыдущих, так как может поддерживать все типы тестов, созданных не только в Hot Potatoes (version 6), но и в Qedoc, Xerte, iSpring, HTML-редакторах. Достаточно просто внедрить файлы проектов в модуль «HotPot» через интерфейс загрузки.

Модуль «пакет IMS содержимого» осуществляет поддержку формата IMS, который является неким аналогом SCORM. Главное отличие между модулями «пакет IMS содержимого» и «SCORM-пакет» в том, что формат IMS в основном предназначен для представления «статического» содержания, а SCORM — для «динамического», т.е. позволяет отслеживать состояние прохождения курса, составлять отчеты и т.п. Получается, если надо просто отобразить какой-либо контент, то используется IMS, иначе — SCORM.

Довольно часто к структурированной информации относится такой объект, как веб-сайт. По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет, поэтому доступ к такому объекту в системе Moodle осуществляется через элемент гиперссылку [5]. Сама гиперссылка вставляется либо через редактор Tiny MCE, либо модуль «Гиперссылка». Кроме этого сайт может иметь и оффлайновую версию, т.е. копию, которая может быть просмотрена на любом компьютере без подключения к сети Интернет. Оффлайновые версии сайтов и авторские оффлайновые сайты могут интегрироваться в Moodle через модуль «Файл». Сайт будет отображаться корректно тогда, когда в нём будут содержаться только элементы, поддерживаемые самой системой дистанционного обеспечения. Оффлайновые сайты работают из файлового хранилища системы Moodle, поэтому накладываются ограничения на функциональную сложность таких объектов.

Заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые технологические проблемы, возникающие при интеграции курсов в СДО Moodle и пути их решения. Для создания учебных материалов по результатам проделанной работы нами были использованы скринкасты.

Скринкаст (от англ. screen — экран и cast есть корень от broadcast — передавать, вещать. Буквально есть экрановещание) — цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, также известная как video screen capture «видеозахват экрана» [6].

Это простая видеозапись того, что происходит на экране со звуковыми или текстовыми комментариями. Это тоже самое, как если бы вещающий сидел рядом с Вами и показывал действие на реальном компьютере и при этом что-то объяснял [7]. Самым популярным типом скринкастов являются видеоуроки.

Для скринкастинга (создания скринкастов) использовалось программное средство Camtasia Studio. Созданные нами скринкасты продемонстрируют технологии интегрирования объектов в Moodle. Выводы.

В нашем исследовании рассмотрены некоторые особенности интегрирования различных информационных объектов в СДО Moodle версии 2.5. Опираясь на это, можно сказать, что выбор СДО — это всего лишь часть организационных мероприятий для осуществления дистанционного обучения, необходимо еще создать обучающие курсы, которые нельзя правильно разработать, не зная способов преодоления затруднений при внедрении информационных объектов. Использование созданных нами скринкастов позволит облегчить процесс разработки дистанционных курсов.

Использованные источники:

1. Библиофонд. Электронная библиотека. Разработка и настройка электронного курса средствами LMS Moodle: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=656522

2. Самарина А. Г. Информационные технологии с Анной Самариной. Редактор формул DragMath для Moodle. / А. Г. Самарина: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samarina-it.blogspot.ru/2011/06/dragmath-moodle.html

3. Moodle Et Cetera. Сетевое образовательное сообщество о Moodle и не только: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moodlefree.ru/content/ispolzovanie-tex-latex-dlya-zapisi-matematicheskih-vyrazheniy-v-moodle

4. Образовательный портал. Интеграция SCORM и Moodle: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.pp.ru/index.php/e-learning

5. Moodle 2.0 — новая версия системы электронного обучения: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nixp.ru/news/Moodle-2-0-новая-версия-системы-электронного-обучения.html

6. Википедия. Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://ru.wikipedia. org/wiki/%D 1%EA%F0%E8%ED%EA%E0%F 1%F2%E8%E D%E3

7. Инструменты скринкастинга: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/44322/

Любимова Е.М. ст. преподаватель кафедра информатики и дискретной математики

Жестков Л.Ю. студент 4 курса физико-математический факультет Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г. Елабуга ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CISCO PACKET TRACER В ПОСТРОЕНИИ ЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СЕТИ

Для глубокого понимания и развития информационных и коммуникационных технологий было разработано программное обеспечение Cisco Packet Tracer. Cisco Packet Tracer - это мощная сетевая программа моделирования, которая позволяет экспериментировать с работой сети, создавая сеть с практически неограниченным числом устройств, находить применение оборудования и настраивать его под поставленные задачи той или иной среды. Настраивать конфигурацию и устранять неисправности сетей с использованием виртуального оборудования и имитацией соединения можно в одиночку. Cisco Packet Tracer предоставляет моделирование, визуализацию, создание, оценку, а также возможности совместной работы, что облегчает преподавание и изучение сложных понятий технологии.

Cisco Packet Tracer имеет два рабочих пространства: логическое и физическое[3].

Логическое пространство позволяет пользователям строить логическую топологию сети, размещать, подключать, кластеризировать (группировка, разбиение) виртуальные сетевые устройства.

Физическое пространство позволяет графически увидеть логическую сеть, давая понятие о масштабах и трудоустройствах оборудования, таких как маршрутизаторы, коммутаторы, хосты, которые будут работать в реальной среде. Физическое пространство также дает представление сети, в том числе нескольких городов, зданий и сооружений[2].

Данный программный продукт разработан компанией Cisco и рекомендован к использованию при изучении телекоммуникационных сетей и сетевого оборудования.

Симуляторы компьютерных сетей.

• BOSON NET SIM;

• CISCO Router eSim;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.