Научная статья на тему 'Интеграция естественнонаучных, математических и социально-гуманитарных знаний как фактор повышения качества высшего профессионального образования'

Интеграция естественнонаучных, математических и социально-гуманитарных знаний как фактор повышения качества высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОЛИМОРФИЗМ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HUMANITARIAN KNOWLEDGE INTEGRATION / INFORMATIONAL POLYMORPHISM / INTERSUBJECT INTEGRATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкиндер Виталий Иванович

Освещается проблема интеграции естественнонаучного, математического и социально-гуманитарного знания, раскрываются вопросы эпистемологического значения интеграции знаний в процессе подготовки специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENCE, MATHEMATICAL AND SOCIO-HUMANITARIAN KNOWLEDGE AS A FACTOR OF IMPROVING HIGHER VOCATIONAL EDUCATION QUALITY

The paper analyses the problem of integration of science, mathematical and socio-humanitarian knowledge and considers the issues of epistemological implication of the integration in the process of specialist training.

Текст научной работы на тему «Интеграция естественнонаучных, математических и социально-гуманитарных знаний как фактор повышения качества высшего профессионального образования»

УДК 378

Шкиндер Виталий Иванович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы

Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: NShkinder@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ

И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Vitaly I. Shkinder

Ph.D., Assistant Professor of Social Work

Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: NShkinder@mail.ru

INTEGRATION OF SCIENCE, MATHEMATICAL AND SOCIO-HUMANITARIAN KNOWLEDGE AS A FACTOR OF IMPROVING HIGHER VOCATIONAL EDUCATION QUALITY

Аннотация. Освещается проблема интеграции естественнонаучного, математического и социально-гуманитарного знания, раскрываются вопросы эпистемологического значения интеграции знаний в процессе подготовки специалиста.

Ключевые слова: интеграция гуманитарных знаний; информационный полиморфизм; межпредметные интегративные образовательные технологии.

Abstract. The paper analyses the problem of integration of science, mathematical and socio-humanitarian knowledge and considers the issues of epistemological implication of the integration in the process of specialist training.

Key words: humanitarian knowledge integration; informational polymorphism; intersubject integrative educational technologies.

Проблема интеграции естественнонаучного, математического и социально-гуманитарного образования в системе высшего профессионального образования обсуждалась научной общественностью России достаточно широко в середине 1990-х гг. Радикальная социально-политическая перестройка общества затронула и систему ВПО. За истекшие полтора десятилетия не потеряли своего значения работы И.А. Алексашиной, А.В. Даринского, А.П. Тряпицыной и других исследователей, посвященные анализу гуманистического потенциала естественнонаучного образования.

© Шкиндер В.И., 2014

Дискуссии 1990-х гг. в значительной степени способствовали включению в основные образовательные программы ВПО технических специальностей дисциплин общекультурного блока и программы подготовки специалистов гуманитарных профессий математики и концепций современного естествознания.

Эти изменения имели своей целью гуманизацию инженерного образования, с одной стороны, и усиление естественнонаучной базы гуманитарного - с другой. Во всех технических университетах страны появились факультеты гуманитарного образования, а в гуманитарных вузах -кафедры общего естествознания, высшей математики и др. Прошло достаточно времени, чтобы подвести некоторые итоги прошедших реформ.

Автор настоящей статьи далек от намерений эпатировать научное сообщество, однако пятнадцатилетний опыт преподавания педагогики на математических факультетах Пермского и Екатеринбургского педагогических университетов дает основание утверждать, что вопрос о разрушении «берлинской стены» между физиками и лириками так и остался открытым. Актуальность проблемы интеграции естественнонаучного, математического и гуманитарно-социального образования за истекшие полтора десятилетия не только не снизилась ни на йоту, но и многократно возросла.

Структурная перестройка содержания ВПО без предшествующей серьезной методологической работы, которая бы обеспечила развитие межпредметных интегративных образовательных технологий, явилась тем самым средством, которое не оправдало цели. Сегодня самое время провести объективное и независимое исследование на предмет выявления того, насколько ФГО технических университетов способствуют подготовке культурных и интеллигентных технических специалистов; а также выявить, насколько изучение математики и КСЕ в гуманитарных вузах обеспечивает прочность естественнонаучного фундамента социально-гуманитарных знаний.

Процесс интеграции естественнонаучного, математического и гуманитарно-социального образования должен осуществляться непрерывно, начинаясь в начальной школе и продолжаясь на всех этапах послевузовского образования специалистов. Процесс врастания науки в постмодернистский этап развития - тенденция не просто размежевания различных отраслей знания, а измельчения уже существующих узкоспециализированных наук на еще более узкие проблемные зоны, каждая из которых замыкается в своей лакуне, буквально «кричат» о том, что время «собирания камней» настало.

Информационный полиморфизм, или, как его принято сегодня называть, информационный плюрализм, обесценивает научное знание, делает абсурдным стремление к истине, поскольку старый ложный тезис о том, что «Правда у каждого своя!» становится «новым» социальным трендом. Если учесть, что интегрирующее влияние христианства сегодня утратило свою былую силу, а процессы деидеологизации по мере расширения единого информационного пространства, напротив, усиливаются, то цели социальной интеграции общества в Европе, России и Америке приобретают первостепенное значение.

Хорошее научное образование, как нам представляется, могло бы сыграть центральную роль в решении этой стратегической глобальной цели. Именно научное образование, в котором интегрированы все его составляющие: естественнонаучная, математическая и гуманитарно-социальная является основой прочного научного мировоззрения. Обладатель такого системного мировоззрения способен преодолеть многообразные и многочисленные информационные шумы. Он обладает таким способом видения мира, которое дает ему возможность не только действовать адекватно в любой ситуации, но и предвидеть отдаленные по времени причинно-следственные связи своих действий.

О философских, социологических и психологических подходах к постановке проблемы интеграции естественнонаучного, математического и гуманитарно-социального образования написано немало. Однако дело серьезно осложняется, как только речь заходит о практических путях ее решения. В настоящей статье мы затронем лишь некоторые, перспективные, на наш взгляд, подходы к интеграции математики и гуманитарных предметов в рамках высшего профессионального образования.

Пилотажное исследование, проведенное нами среди студентов V курса математического факультета Уральского государственного педагогического университета с целью выяснить их представления о возможных подходах к гуманизации математического образования в школе, подтвердило наши предположения о том, что изучение дисциплин общекультурного блока, не повлияло на характер их мировоззрения. Вместе с тем проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания математики в школе являются весьма актуальными. От их решения зависит успешность обучения математике тех школьников, мышление которых в большей степени носит практико-ориентированный или наглядно-образный характер.

Проблемы гуманизации и гуманитаризации преподавания математики достаточно широко исследовались как в нашей стране, так и за рубежом (Т.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Л.Л. Жохов, А. Мордкович, И.П. Смирнова, Р.С. Черкасов, Т.А. Иванова, М. Белл и др.). Интерес ученых к этой проблеме вызван в значительной степени тем, что в образовательной практике существует определенный процент обучающихся, для которых действия с абстрактными числами и формулами являются непреодолимым препятствием как в школе, так и в вузе.

Характерно, что результаты проведенного нами обследования выявили у студентов преобладание чисто прагматической позиции в понимании концепции математики как учебного предмета. На вопрос: «Для чего необходимо обучать детей математике?», 112 студентов V курса ответили следующим образом:

- для того чтобы грамотно пользоваться современными технологиями и техникой в будущей профессиональной деятельности - 96 человек;

для того чтобы уметь считать, измерять, ориентироваться - 91;

- математика развивает логическое мышление, «ум в порядок приводит» - 74;

- для того чтобы развивать у школьников чувство красоты - 18;

- для того чтобы понимать, как устроен мир и почему он так устроен - 9.

Примерно так же определяется концепция преподавания школьной

математики и в госстандарте. Вполне естественно, что ориентация на отдаленное будущее учащихся, когда математика будет иметь непосредственное применение в практической профессиональной деятельности, является весьма слабым мотивирующим фактором для нынешнего пятиклассника.

Содержание современного школьного курса математики крайне абстрагировано от реальной жизни учащихся. Масса тренировочных задач и примеров на различные математические действия с величинами, лишенная актуальных для школьников реальных жизненных целей и смыслов, убивает живой интерес к обучению математике.

Посетив за время своей многолетней профессиональной деятельности тысячи уроков учителей различных специальностей, автор настоящей статьи ни разу не наблюдал, чтобы учитель истории, например, объяснял эволюционные и революционные процессы в обществе, опираясь на числовые ряды арифметической и геометрической прогрессий; учитель обществоведения, объясняя диалектический закон «отрицания отрицания», сообщал ученикам, что символом этого закона является математический знак (+), поскольку он представляет собой перечеркнутый (-). И уж совсем «диким» показался однажды учителю биологии мой совет использовать при изучении темы «Размножение рыб» стихотворение Р. Рождественского «Горбуша в сентябре». Родственность всех наук и всех учебных предметов обусловлена единством объекта отражения. Все они с разных сторон отражают общую картину мироздания, используя различные способы и методы его познания.

Проблема интеграции естественнонаучного, математического и социально-гуманитарного знания имеет и эпистемологическое значение. За время многовековой истории развития различные науки выработали свои узкопрофессиональные языки. И когда биолог слышит от математика такие термины, как «лемниската», «асимптота», а математик в ответ от биолога -«гомеостаз», «автотрофы», «гелиотропы», они воспринимают друг друга как иностранцы, не способные понять сказанное без переводчика. Причина такой ситуации заключается в традиционном позитивистском подходе к вузовской подготовке будущих учителей. Студенты, завершая пятилетний курс наук на математическом факультете, не имеют представления об естественноисторических и социально-культурных корнях возникновения математики, об истории ее развития, о структуре математического знания. Но главная беда современного математического образования состоит в том, что структура и содержание математического знания совершенно оторваны от тех реалий объективного мира, которые отражены в математике как в зеркале. Математика, подобная вогнутому зеркалу, фокусирует изображение всего мира и его системных связей в единую точку (знак, символ, формулу).

314

И использование таких точек для обозначения социальных или психологических реалий, которые они отражают, помогает глубже и нагляднее усвоить такие абстрактные гуманитарные понятия, как счастье, совесть, вера, истина и правда, жизнь, красота и др.

Такого рода приемы использовались нами в процессе преподавания спецкурса «Гуманизация и гуманитаризация преподавания математики в школе». На лекциях и семинарских занятиях студенты узнавали, что математика имеет естественные, объективные причины своего происхождения. Они знакомились с действием принципа природосообразности в возникновении и развитии математического знания. Человек, как и другие представители животного мира, обладает для ориентации в пространстве вестибулярным аппаратом. Этот аппарат обеспечивает координацию движений различных частей тела во всех жизненно важных процессах.

Бессознательная ориентация животных и человека во времени обеспечивается другим механизмом, который известен нам как биологические часы. Биологические часы представляют собой генетически зафиксированные и передаваемые по наследству биоритмы важнейших жизненных процессов организма. С появлением в эволюции мышления и речи появилась возможность рефлексировать ориентировочные процессы, фиксировать их в таких понятиях, как далеко, близко, выше, ниже, впереди, позади, сейчас, потом, вчера, сегодня, быстро, тихо и т.п. Математика возникла тогда, когда перечисленные понятия стали приобретать числовые выражения. Число как абстрактное обозначение меры является величайшим открытием человечества, таким же значительным, как открытие огня, колеса, бумаги, пороха и др.

Таким образом, ориентировочная функция действительно является естественной причиной возникновения математики. Однако ориентация во времени и пространстве, как и определение своего отношения с другими объектами окружающего мира (соизмерение), послужила толчком к осмыслению собственной сущности, а затем для выявления сущностей и других объектов материального мира в процессе измерения и осмысления их отношений. Таким образом, математика обрела вторую важнейшую функцию -мировоззренческую. Благодаря математике стало возможно изучение, осмысление и описание мира.

Третья функция - философская - тесно связана с мировоззренческой. Математика сделала возможным развитие и формулировку в сознании человека и в человеческой культуре абстрактных понятий, что послужило толчком для возникновения философии. Только с помощью математики возможно корректное определение вечности, бесконечности, упорядоченности, гармонии, красоты. Два последних понятия связаны с ощущением и осознанием человеком красоты и симметрии как упорядоченности, «вписанности» человека или объекта в пространство и время. Субъективно восприятие упорядоченности, организованности мира переживается человеком как красивое или прекрасное.

Это связано с тем, что генетический механизм восприятия красоты формировался в течение многих тысячелетий в процессе переживания нашими предками чувства знакомого и безопасного при встрече с явлениями упорядоченного, соразмерного, ритмичного характера в природе; в процессе переживания всеобщей гармонии и изначальной природной целесообразности окружающего мира1. Вследствие этого математика обрела еще одну функцию -эстетическую.

И, наконец, прогностическая функция математики тесно связана с ориентировочной, но присуща она исключительно человеку разумному. Человек, в отличие от животного, способен и стремится ориентироваться не только в ближайшем окружающем пространстве и текущем сиюминутном времени, но и в отдаленном космическом пространстве, а также во времени, которое наступит лишь в далеком будущем. Здесь связь с педагогикой самая прямая. Математическое моделирование и прогнозирование имеет прямое отношение к гуманитарным проблемам смысла общечеловеческого бытия, цели жизни каждого отдельного человека и, следовательно, к главной проблеме педагогики - к определению целей образования.

Еще одна особенность, которая связывает математику с гуманитарными науками, обусловлена удивительными превращениями человеческого мировоззрения и человеческой психологии при переходе в иные масштабы измерения. Все мы знаем, что макро- и микромир бесконечны как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения масштабов материальных объектов. В диапазоне между макро- и микромиром существует бесконечное количество масштабов измерений. Однако в житейском плане человек пользуется тремя типами масштаба: макромир, мезомир, микромир. Для того чтобы выражать величины микро- и макромира в математической форме потребовалась высшая математика, способная описывать переменные величины и осуществлять многофакторный анализ взаимосвязей различных переменных.

Эта сторона математики имеет непосредственное значение для учета причинно-следственных связей в педагогике и психологии. Она помогает понять размытость границ между частицей и волной в квантовой механике, между материей и идеей (духом) - в философии. С педагогической точки зрения эта особенность математики ценна для воспитания у студентов толерантного отношения к необычным, непонятным или еще непознанным явлениям.

Что касается конкретного материала из школьного курса математики, то в ходе занятий по данной теме студенты с большим интересом отыскивают и восстанавливают утраченные связи математики и реального мира. Так, приведение простых дробей к общему знаменателю мы рассматривали на основе антропологического принципа. При таком подходе различные числовые значения знаменателей слагаемых дробей ассоциируется с наличием

Этот источник эстетических переживаний современного человека блестяще раскрыт в известном труде В.П. Эфроимсона « Генетика этики и эстетики» (СПб.: Талисман, 1995).

у некоторых совокупностей граждан общих жизненных интересов, которые их объединяют. И для того чтобы правильно ориентировать социальную политику государства, необходимо уравновесить (гармонизировать) эти интересы с помощью подходящего общего множителя, для того чтобы слагаемые дроби могли быть суммированы в единое целое (гражданское общество) без конфликтов и противоречий.

Большой интерес у студентов вызывает обращение к примерам из психогеометрии: человек-«квадрат», человек-«круг», человек-«треугольник» или дискуссия о характере человека, выраженном строчкой поэта П. Когана «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Удивительные ассоциации возникают у студентов при соотнесении математических и социально -нравственных отрицательных и положительных величин, а также закономерностей их взаимодействия.

Острые дискуссии возникают при обсуждении вопроса: «Почему умножение отрицательного числа на положительное всегда дает в результате отрицательное?» Дискуссия возникает как раз потому, что данный математический вопрос обсуждается параллельно с философским вопросом о том, может ли добро (положительная величина) остаться добром, если в борьбе против зла (отрицательной величины) будет использовать методы уничтожения, т.е. отрицания.

Попытки отыскания подобных аналогий не являются нашим изобретением. Еще Л. Н. Толстой, обучая в Ясной Поляне крестьянских ребятишек, говорил им о том, что человек подобен дроби, ибо в числителе у него (человека) то, что он есть на самом деле, а в знаменателе то, что он о себе думает. Потом ребятишки должны были сопоставить абсолютные величины числовых значений дробей и социальные величины людей, у которых знаменатель многократно превосходит по величине числитель и наоборот. Таким образом, используя антропологический принцип в преподавании математики, можно учить детей не только правилам вычисления, но и давать им основы понимания истоков человеческой нравственности, учить их через математические законы и принципы познания самих себя, а это уже делает математику живой и интересной, а не абстрактной и мертвой наукой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.