Научная статья на тему 'Интеграция беженцев в Германии: новые задачи полиции'

Интеграция беженцев в Германии: новые задачи полиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1086
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ / ПОЛУЧЕНИЕ УБЕЖИЩА / ИНТЕГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ ВЪЕЗД / КРИМИНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПРОФСОЮЗЫ ПОЛИЦИИ / THE PROBLEM OF REFUGEES / ASYLUM OBTAINING / INTEGRATION / ILLEGAL ENTRY / CRIMINAL ELEMENTS / FEDERAL POLICE / LAND POLICE / THE POLICE UNIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайерхоз В., Кравчук Л. С.

Проблема беженцев в Европе из регионов Африки, Ближнего Востока и Азии обретает масштабы общеевропейского кризиса. Задачи по выработке единой миграционной политики должны стать доминирующим проектом для всей Германии, так как кризис беженцев обусловил острую криминогенную обстановку, поскольку интеграция является противоречивым и динамичным процессом, не обходящимся без конфликтов. Авторы обращаются в статье к новому качеству темы «убежище и иммиграция», описывают роль и задачи полиции в вопросах решения проблемы беженцев и обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF REFUGEES IN GERMANY: NEW TASKS OF THE POLICE

The problem of refugees in Europe from the regions of Africa, the Middle East and Asia becomes a pan-European scale of the crisis. Objective to develop a common immigration policy must become a great project for the whole of Germany, as refugee crisis caused a critical crime situation, because integration is a contradictory, dynamic and conflictual process. The authors of the article consider new topic as the «asylum and immigration», describe the role and tasks of the police in dealing with the problem of refugees and ensure public safety and order.

Текст научной работы на тему «Интеграция беженцев в Германии: новые задачи полиции»



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

ИНТЕГРАЦИЯ БЕЖЕНЦЕВ В ГЕРМАНИИ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ

ПОЛИЦИИ

THE INTEGRATION OF REFUGEES IN GERMANY: NEW TASKS

OF THE POLICE

УДК 314.74(430)

В. ГАИЕРХОЗ,

профессор, доктор, ректор Института Саксонской полиции в отставке, президент научного общества Оберлаузит (Федеративная Республика Германия) wolfgang.geierhos@gmx.net

V. GEIERHOS,

professor, doctor, a. Rector Emeritus, President of the Oberlausitzischen society of Sciences a.D. (Federal Republic Of Germany)

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) krawtschuk@mail.ru

L.S. KRAVCHUK,

associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: проблема беженцев в Европе из регионов Африки, Ближнего Востока и Азии обретает масштабы общеевропейского кризиса. Задачи по выработке единой миграционной политики должны стать доминирующим проектом для всей Германии, так как кризис беженцев обусловил острую криминогенную обстановку, поскольку интеграция является противоречивым и динамичным процессом, не обходящимся без конфликтов. Авторы обращаются в статье к новому качеству темы «убежище и иммиграция», описывают роль и задачи полиции в вопросах решения проблемы беженцев и обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

Ключевые слова: проблема беженцев, получение убежища, интеграция, нелегальный въезд, криминальные элементы, федеральная полиция, земельная полиция, профсоюзы полиции.

Abstract: the problem of refugees in Europe from the regions of Africa, the Middle East and Asia becomes a pan-European scale of the crisis. Objective to develop a common immigration policy must become a great project for the whole of Germany, as refugee crisis caused a critical crime situation, because integration is a contradictory, dynamic and conflictual process. The authors of the article consider new topic as the «asylum and immigration», describe the role and tasks of the police in dealing with the problem of refugees and ensure public safety and order.

Keywords: the problem of refugees, asylum obtaining, integration, illegal entry, criminal elements, Federal police, land police, the police unions.

Ни одна из тем не занимала немецкое общество и международную политику в прошедшем году так сильно, как тема кризиса беженцев. Она касалась сфер ассиметричной войны, иммиграции в новых масштабах, а также правовых вопросов, моральных обязательств оказания помощи находящимся в нужде людям, не в последнюю очередь она затрагивала вопросы самосознания Европейского Союза и переходила в споры партий относительно правильного ответа на новые вызовы. В последний год более миллиона беженцев прибыли в Германию. Дебаты и политические решения во многих сферах становятся катализатором для переопределения политики и общества в целом. Вопросы интеграции переместились с окраин общественного восприятия в его центральную часть. Более 16 миллионов человек в стране имеют миграционный фон, среди детей и молодежи доля тех, кто имеет ненемецкие корни, составляет уже одну треть. Интеграция имеет миллион лиц и историй, она является охватывающим несколько поколений, противоречивым и динамичным процессом, не обходящимся без конфликтов. Если интеграция удается, она обогащает многообразие общества, создает для всех новые возможности. Интеграция терпит также поражения: появляются криминальные явления вплоть до организованной преступности, образуется среда, которая дистанцируется от закрепленных в Основном законе ценностей и враждебно противостоит им. Разногласия в вопросе признания прав женщин в исламе показывают это. Игнорирование подобных кризисов или замалчивание их может помочь сиюминутно, но в дальнейшем оно опасно. Дезинтеграция образует затем взаимную динамику сегрегации, господствующего игнорирования, повседневного расизма и усиливающегося радикализма и насилия.

На повестку дня поставлены 4 новых понятия из опыта обращения с претендентами на предоставление убежища:

1. Новые масштабы количества претендентов на получение убежища. В 2015 году немецкими властями зарегистрировано 1,1 миллиона беженцев. Было подано 477000 заявлений с просьбой о получении убежища. Это максимальное количество в истории Федеративной Республики Германия. Небывалое до сегодняшнего времени количество беженцев в Европе имело свои причины на перемещение из стран происхождения в африканских государствах, Сирии, Ирака и Афганистана. Список стран прибытия сменился с Италии и Испании на Турцию, Грецию, с Балканских государств на Германию и Швецию.

2. Разногласия в обществе относительно темы прибытия беженцев в страну. В 2015 году высказывание федерального канцлера «Мы справимся

с этим!» привело к небывалым разногласиям в немецком обществе относительно приема беженцев. «Культура открытых дверей!», т.е. участие многочисленных союзов и частных лиц противопоставлялась отказу и требованиям установления верхней границы количества беженцев.

3. Новое чувство неуверенности населения. Вследствие террористических актов во Франции, прежде всего убийства 120 гражданских лиц в Париже 13 ноября 2015 года, тема не только получила антимусульманский акцент, но и привела к усиленным мерам безопасности и оптимизации сотрудничества тайных служб. В обществе возникло общее чувство неуверенности и недоверие к мусульманам, а также недоверие к мигрантам, так как несколько террористов были мигрантами, прибывшими по Балканскому маршруту.

4. Преобладающее положительное отношение к лицам, подающим заявления на получение убежища. События новогодней ночи 2015 года во многих европейских городах, в частности, в Кёльне, стали новым поворотным пунктом в обращении с беженцами и иммигрантами. Сейчас фокус направлен на криминальные действия прежде всего молодых людей в общественных местах и местах проживания. Они привели к дифференцированию различных групп, обращению к практике депортации.

В сумме опыт 2015 года и воздействия, влияющие на избирательные шансы партий, предъявили к федеральному правительству требование интенсивно участвовать в противодействии причинам возникновения потоков беженцев. Следствием была судорожная дипломатическая активность. Она имела итогом проведение донорских конференций в пользу Турции и беженцев в лагерях в Сирии, а также Сирийской конференции в феврале 2016 года в Женеве. Решающую роль при этом играли не только США, но и Россия, Турция, Иран и Саудовская Аравия.

1. Положение в Сирии и Ираке

Вопрос о причинах гражданской войны в Сирии и Ираке концентрируется на второй Иракской войне США, которую они развязали по симулированному сценарию угрозы. Хотя Саддам Хусейн был свергнут, правительству Ирака, однако, не удалось примирить различные общественные группы друг с другом. Напротив, курды отделились и образовали самостоятельную административную зону. Это было важным в той мере, что после развала Сирийского государства эта зона могла распространиться на сирийскую область. Вследствие слабости правительственных войск Сирии и разобщенности вооруженных оппозиционных группировок образовалось исламистское военизированное объединение нового качества,

так называемое «Исламское государство». Опираясь на финансовые средства извне и доходы с захваченных нефтяных месторождений, оно создало экстремистский фундаменталистский мусульманский общественный порядок. Благодаря изначальным успехам Исламское государство своим существованием несло угрозу Сирии и Ираку. Только благодаря совместным операциям США, Великобритании, Франции, а также России, в скромных размерах и Германии, удалось оттеснить Исламское государство. Конференция по вопросам Сирии в Женеве явилась решающей попыткой при посредничестве ООН и с участием великих держав завершить сирийскую войну. Мирная конференция по Ираку должна была присоединиться к этому.

2. Отношения США - Россия

Участие обеих великих держав в сирийском конфликте проявило себя в качестве ключа к решению проблемы. Оно означает первый шаг интеграции России в международное сообщество государств, из которого она была исключена после присоединения Крыма и инициатив в Восточной Украине. Следствием было также возвращение США к установленной еще М. Горбачевым и Бушем-отцом политике совместного преодоления кризисов и создания мирного устройства. Вследствие участия России очаги кризисов в Сирии и Украине оказались связанными друг с другом.

3. Отношение государств Европейского Союза к проблеме предоставления убежища

Для позиции Федеративной Республики Германия преимущественной была готовность оказать помощь Италии и Испании при преодолении потока беженцев через Средиземное море и Атлантику. Указание на компетентность Евросоюза и органы обеспечения безопасности границ Frontex (Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств - членов Европейского Союза) привело только к видимой ответственности.

В течение 2015 года федеральное правительство получало незначительную поддержку, оно само занималось решением данной проблемы. Проблема обострилась, когда Венгрия оградила свои границы от приема беженцев. Попытка федерального правительства установить в Евросоюзе квоты распространялась прежде всего на новых членов - Польшу, Чехию и Балтийские государства, а также Великобританию. Когда Австрия установила верхний предел приема беженцев, а также Швеция и Дания заявили отказ от приема беженцев, федеральное правительство оказалось в сложной ситуации по решению этой проблемы. В феврале 2016 года государства

собрались на конференцию в Лондоне для обсуждения возможности направления средств в сумме около 5 миллиардов евро на размещение беженцев в Сирии и приграничных государствах.

Проводя политику приема беженцев без незамедлительной отправки их в страны происхождения, федеральное правительство не нарушало международные соглашения. Дублинское соглашение вступило в силу 01.09.1997 и было упразднено 17.03.2003 Дублинским соглашением II. Действующее в настоящее время Дублинское соглашение III вступило в силу 19.07.2013. С 26.08.2015 Германия больше не придерживалась Дублинского соглашения относительно сирийских беженцев.

4. Позиция партий по отношению к теме беженцев

В то время как в начале 2015 года существовало согласие как среди трех правящих партий, так и среди оппозиции, партия ХСС вместе с ее главой Зеехофером ввиду растущего количества беженцев в Баварии заняли оппозиционную позицию относительно политики беженцев по отношению к ХДС И СПГ, в частности в выдвижении требования установления верхней границы количества беженцев. В обществе возникло впечатление правительственного кризиса. Несмотря на то, что Ангела Меркель еще на съезде партии ХДС в декабре 2015 года получила поддержку своей партии за ее политику, настроения изменились после печально известной новогодней ночи, и в партии возник вопрос, как долго канцлер может придерживаться своей позиции. Последствиями стали назначение министра ведомства канцлера Петера Альтмайера координатором по вопросам беженцев, расширение компетенций президента агентства занятости и президента федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев, а также усиленные поиски путей остановки потока беженцев. Тема предоставления убежища и миграция однако остается ключевой проблемой правительственной коалиции, и партии чувствуют последствия, ХДС потеряла 4 процента голосов, в то время как «Альтернатива для Германии» вышла на 15 процентов. 13 марта 2016 года прошли выборы в ландтаги в трех федеральных землях - Баден-Вюртемберг, Райнланд-Пфальц и Саксония-Анхальт с известными результатами.

5. Культура гостеприимства против неприятия

На протяжении 2015 года в обществе все больше проявлялась раздробленность. С одной стороны, развивалась ярко выраженная культура гостеприимства. Она проявляла себя в большом участии многих граждан, пожертвованиях прибывающим людям, в частности, в виде одежды, про-

дуктов и детских игрушек. Иногда это приводило даже к тому, что поступали просьбы воздержаться от пожертвований. Ввиду чрезмерной нагрузки государственных и муниципальных учреждений образовывались структуры самостоятельных организаций, которые осуществляли продовольственное снабжение, уход за детьми, языковые занятия, медицинское обслуживание и сопровождение в официальных учреждениях с помощью добровольных помощников из числа гражданского общества. В Саксонии, к примеру, немецкий Красный крест обслуживает 85% беженцев в местах временного проживания, в 35 учреждениях временного размещения беженцев подготовлены 15 000 мест для лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища. Немецкий Красный крест только в Саксонии пользуется помощью 4150 общественных и штатных помощников; на территории федерации объединение курирует 470 мест временного проживания. Созданы также многочисленные опекунские организации. Например, известна берлинская группа «Моабит помогает», в которой работают более сотни общественных помощников при центральном земельном ведомстве по здравоохранению и социальным вопросам. Решительную позицию в защиту беженцев занимает церковь, также университеты обратили внимание на большое количество иностранных обучающихся и выразили готовность принять их.

С другой стороны, в недрах общества в растущих масштабах создается позиция против беженцев, представители которых становятся все более организованными и распространяют в публичных демонстрациях частично также противоправные, эффективно освещаемые в средствах массовой информации высказывания. Заявлением, что полиция должна применять оружие против беженцев в случае необходимости глава партии «Альтернатива для Германии» «отравила» климат в стране. Один телевизионный комментатор охарактеризовал это высказывание как попытку и дальше продвигать партию вправо и получить еще 2 % голосов из лагеря партии НДПГ.

Поскольку партия «Альтернатива для Германии» стала рупором недовольных и неуверенных граждан, по результатам опроса СМИ в конце января 2016 года, она могла бы получить даже 15 % голосов потенциальных избирателей. Бросается в глаза, что, например, PEGIDA (Патриоты-европейцы против исламизации Старого Света) в Дрездене и подобные организации в других городах применяли подобные формы гражданского протеста в конце существования ГДР Для своих целей они использовали даже традиции «понедельничных демонстраций» (демонстрация в понедельник против режима ГДР) и слоган «Мы - народ!». Тем не менее, количество демонстрантов снизилось

с 20 000 в начале 2015 года до 4000 в настоящее время. Группа также получила поражение, когда имела намерения кооперировать с иностранными группами, например, во Вроцлаве и Праге. Межу тем, «Альтернатива для Германии» и PEGIDA стали объектами научных исследований. Так, Ганс Форлэндер, Майк Герольд и Стивен Шеллер представили свое исследование «PEGIDA - развитие, состав и толкование движения возмущения».

6. Насильственные нападения, поджоги, угроза убийств

Из оппозиционного направления противников беженцев, экстремистских требований конца «лживой прессы» и «национальных интересов» возникла политика отрицания, которая во время одной из демонстраций завершилась демонстрацией макетов виселиц для Ангелы Меркель и Зигмар Габриель. Затем перешли к многочисленным поджогам мест проживания заявителей на получение убежища, а также к насильственным нападениям на отдельных лиц. В Кёльне кандидат на должность обербургомистра была тяжело ранена ударом ножа, в Лейпциге 24 ноября замаскированные мужчины бросили гранитные камни размером с гандбольный мяч в спальную комнату министра юстиции Себастиана Гемкова. Это свидетельствует о том, что движение протеста обернулось агрессией и преступностью. Последним кульминационным моментом была наполненная взрывчатым веществом ручная граната, которая была брошена через забор в гудронированный внутренний двор учреждения для приема беженцев, которая, к счастью, не взорвалась. В учреждении проживают 104 беженца из различных стран.

По данным статистики в 2015 году полиция получала экстренные вызовы в 850 случаях нападения на места временного проживания беженцев. Также количество насильственных преступлений увеличилось с 28 в начале года до 141 в средине декабря 2015, среди них 72 поджога. Прежде всего, в Баварии, Саксонии и Северный Рейн-Вестфалия зарегистрировано большое увеличение политически мотивированной преступности по мотивам неприязненного отношения к иностранцам. Север страны не затронут при этом правоэкстремистской агитацией и массовыми выступлениями, однако и там происходят акты противодействия насилию. Так, в Дрездене в октябре 2015 года совершены поджоги большого количества автомобилей, принадлежащих демонстрантам PEGIDA. 25 января 2016 года сгорели десять автомобилей, которые были припаркованы у Эльбы под мостом Мариенбрюке.

Также в местах временного пребывания в Кас-селе, Лейпциге и Хемнице в сентябре 2015 года

происходили столкновения между различными этническими группировками, между афганцами и сирийцами, албанцами и пакистанцами, в которых получили ранения полицейские и сотрудники Красного креста, предпринимавшие попытки добиться примирения. По этой причине были выдвинуты требования о разделении этнических и религиозных групп христиан и мусульман, даже требования предоставить отдельные места проживания для гомосексуалистов. В конце декабря 2015 года появилась критика рекрутирования персонала для обеспечения безопасности, когда в Дрездене в качестве охранника выступил ливанский претендент на получение убежища.

7. Средства массовой информации

В качестве ответа на атаки противников беженцев и агитацию в социальных сетях средства массовой информации начали вплотную заниматься этой темой. Это касалось как печатных изданий, так и телевидения. Так, в "Spiegel" и "Die Zeit" появились подробные статьи о различных аспектах тематики беженцев. «Die Tagesschau» предлагает подробную закулисную информацию. Представители партии «Альтернативы для Германии» приглашаются к участию в ток-шоу. Тема общественного отношения к организациям, критически относящимся к проблеме беженцев, становится актуальной. Также целенаправленно распространяется ложная информация об изнасилованиях и убийствах, которая даже привела к дипломатическому напряжению между Россией и Германией. В настоящее время снизился уровень согласия с позициями критики предоставления убежища по противоправным заявлениям руководства партии «Альтернативы для Германии» (огнестрельное оружие против беженцев на границе).

8. Интеграция

Времена, когда федеральное правительство делало заявления, что Федеративная Республика не является страной переселения, прошли. Доля граждан с миграционным подтекстом в количестве населения Германии больше не искажается. Объективно не допускается зависимость от международного разделения труда и мирового экономического сращивания, а также национальная изоляция. По данным федерального статистического ведомства к концу 2014 года было зарегистрировано 8,2 миллиона человек исключительно иностранного происхождения, что в доле населения составляет около 10 %. По сравнению со странами Европейского Союза Германия находится в средине списка, возглавляет его Люксембург с долей 45 %, далее следуют Кипр, Литва, Эстония (русские) и Австрия. Из проживающих в Германии иностранцев около 3,7 %

имеют происхождение государств Евросоюза, при этом поляки в количестве 674 000 представляют собой самую многочисленную группу, далее следуют итальянцы, греки и румыны. Граждане Евросоюза и некоторых других государств (Швейцарии, Норвегии и Исландии) имеют в Германии право на получение гражданства, это означает, что они должны зарегистрироваться, но не нуждаются в разрешении на проживание в Германии и не подлежат ограничению доступа на рынок труда. Преступления и претензии на длительное социальное обеспечение могут привести тем не менее к экспатриации.

Среди граждан, не имеющих союзного гражданства, турки в количестве 1,53 миллиона представляют собой наибольший контингент, далее следуют русские, сербы и косовары. В 2014 году 22 000 турок получили немецкое гражданство, многие однако вернулись на свою родину. Имеют значение также религиозные различия. Так, доля иностранцев среди населения в федеральных землях распределена крайне неравномерно. В то время как в городах Берлин, Бремен и Гамбург они составляют 14 % и 15 %, в федеральных землях большой площади - Баден-Вюртембург, Гессен, Бавария и Северный Рейн-Вестфалия - доля составляет в среднем по федерации от 10%, в восточных федеральных землях между 2,5 % (Тюрингия) и 3 % (Саксония). Еще более резки различия, если речь идет о доле мусульман в общей численности населения. В Бремене она составляет 10 %, далее следуют Берлин, Гамбург и северный Рейн-Вестфалия с 8 %, в то время как во всех восточных федеральных землях около 1 % и ниже. Обращает на себя внимание, утверждает в своем исследовании Райнер Бальцеровик, что страхи засилья иностранцев в общем и мусульманами в частности зачастую распространяются там, где едва ли проживают иностранцы, тем более мусульмане, люди вряд ли имеют опыт общения с ними и поэтому особенно чувствительны к слухам. Прибывшие с Балкан часто считались социальными нетрудовыми элементами, при этом доля экономически активного населения проживающих в Германии румын и болгар в октябре 2014 года составляла 70 %, безработица - около 6,6 %.

Однако имеется также много позитивных голосов. Так, организации работодателей усматривают в приобретении иностранной рабочей силы шанс для Германии. Многочисленные предприниматели предоставляют места для получения профессиональной подготовки на своих предприятиях, министры образования указывают на возможность обучения, сопровождаемого долговременным планированием предоставления инфраструктуры для интеграции в Германии претендентов на получение убежища: детские сады, школы, места для

профессиональной подготовки, места для учебы в университетах и специальных высших учебных заведениях. При этом должно учитываться закрепленное в Основном законе особое положение семьи. В регионе Хемниц с лета 2015 года осуществляется модельный проект. В учреждениях временного пребывания беженцев организуется получение профессиональной квалификации. Кроме этого вновь основанный альянс специалистов интеграции на рынке труда учитывает также мигрантов. Получение рабочих мест молодыми мигрантами остается все-таки в перспективе. Предприятия не готовы обучать беженцев, если владельцы не знают, сможет ли обучающийся закончить свое обучение.

Ко всему прочему всплывает еще один аспект: жалобы заявителей на получение убежища. По состоянию на 24.01.2016 2469 беженцев и заявителей подали жалобы на проволочки в обработке их заявлений. Они хотят тем самым добиться более быстрого рассмотрения своих заявлений в федеральном ведомстве по миграции и беженцам. Иногда процессы оформления длятся более года. 851 жалоба на бездействие поступили из Баварии, 407 - из земли Северный Рейн-Вестфа-лия и 266 - из Райнланд-Пфальц. Большинство жалоб подано от беженцев из Афганистана, Ирака и Сирии. Средняя продолжительность обработки документов составляла до настоящего времени 5,2 месяца.

9. «Индустрия беженцев»

Поскольку государственные и коммунальные учреждения ввиду большого количества заявителей на получение убежища перегружены в плане предоставления необходимой инфраструктуры, выполнение этих задач поручается частным предпринимателям или благотворительным организациям. Это означает, что муниципальные образования покупают жилые контейнеры, простые готовые дома, арендуют жилые помещения, распределяют поручения учреждениям по обслуживанию питанием и оказанию услуг. Сюда относятся, например, организации общественного питания, такси, службы безопасности. Статистика федерального ведомства по труду в январе 2016 года зарегистрировала «большой рост потребностей в рабочей силе на предприятиях и в организациях в сфере менеджмента для беженцев». Имелось много вакансий в службе охраны и безопасности и в сфере общественного управления. В сумме затраты на претендентов на получение убежища обозначены как программа инфраструктуры, посредством которой были оживлены бездействующие отели, сокращена незаселенность жилого фонда и инициирована программа жилищного строительства. По пред-

варительным результатам подсчета Кёльнского института немецкой экономики беженцы могли бы стоить Германии до конца 2017 года около 50 миллиардов евро. В текущем 2016 году на проживание и питание около 1,5 миллиона беженцев истрачено 17 миллиардов евро. Сюда следует добавить еще 5 миллиардов на языковые и интеграционные курсы. В 2017 году цены на проживание могут повыситься на 22,6 миллиардов евро, так как количество мигрантов может возрасти до 2,2 миллиона. Вместе с расходами на интеграцию возникнут еще расходы в сумме 27,6 миллиардов евро, и это в год выборов в Бундестаг.

10. Пакет мер предоставления убежища II

В начале ноября 2015 года Большая коалиция пришла к единому мнению относительно угловых моментов нового пакета законов по вопросам предоставления убежища. Он содержит (по состоянию на 29 января 2016 года) следующие аспекты:

1. Въезд в страну с целью восстановления семей откладывается на два года. Это действует для тех кандидатов, которым ни благодаря получению статуса беженца, ни в соответствии с правом получения убежища не может быть гарантирована защита, но для которых при депортации в страну происхождения существует серьезная угроза (смертная казнь, пытки).

2. Все же при возможном европейском решении относительно квоты на членов семей беженцев должно быть установлено преимущество. Так, например, из государств, граничащих с Сирией, должно быть принято 20 000 членов семей.

3. В новых учреждениях по приему беженцев для определенных групп беженцев, например, из безопасных стран происхождения, должна осуществляться процедура предоставления убежища в ускоренном производстве с целью быстрой высылки претендентов, не получивших разрешение. В обоих оборудованных центрах общая процедура предоставления убежища до депортации или выдачи разрешения занимает только 35 дней. Также должна быть ужесточена обязанность иностранца проживать в специально отведенном месте.

4. Подлежит ужесточению правило депортации больных.

5. Кандидаты на получение убежища должны принимать участие в финансовом отношении в процессе интеграции, примерная сумма вклада 10 евро в месяц.

6. Федерация и земли разрабатывают интеграционный план, концепцию его осуществления. По словам Меркель, интеграция беженцев станет доминирующим проектом следующего года.

7. Правительственная коалиция намеревается зачислить Марокко, Алжир и Тунис в разряд

«безопасных стран происхождения» для того, чтобы беженцев оттуда быстрее депортировать в их страны происхождения. С этими странами ведутся переговоры.

Бундестаг выразил согласие с предложенным проектом закона 25 февраля, Бундесрат 26 февраля 2016 года.

Общественное давление на правительство становится все сильнее. Министр труда Андреа Наалес призывает к сокращению выплат тем беженцам, которые не желают интегрироваться.

Те, кто ищут в Германии защиту и хотели бы начать новую жизнь, должны придерживаться «наших правил и ценностей». Притязаний на одностороннюю поддержку быть не должно. Тот, кто принимает помощь, должен привнести все свои возможности, свой трудовой потенциал, свое имущество, как и все остальные. «Закон о поддержке интеграции» должен устранить бюрократические препоны и предоставить средства, которые нужны для необходимых этапов интеграции. Премьер-министр Гессена Фолькер Буффер выдвинул требование об окончании беженцами языковых курсов. Тот, кто уклоняется от этого, должен рассчитывать на сокращение выплат. Премьер-министр Северный Рейн-Вестфалия Ганнелоре Крафт требует запретить беженцам, получившим разрешение на пребывание, свободно выбирать место жительства на территории Германии, так как многие по завершению процесса получения права на убежище переселяются из сельских регионов в крупные города, где живут их соотечественники. Следует также ускорить процесс депортации лиц, совершивших преступления. В 2015 году было выслано 20888 человек, в Саксонии это коснулось 940 иностранцев. Нелегальных переселенцев не учитывает ни одна статистика.

11. Борьба с причинами бегства

9 ноября 2015 года крупное общественное объединение «Гуманность в Тюрингии», к которому присоединилась также католическая церковь, собралось на Соборной площади как проявление демократии и сплоченности общества. Во время приема у епископа премьер-министр Тюрингии Бодо Раменау призвал не оставлять без внимания в Германии людей, которые потеряли твердую почву под ногами. Партия «Альтернатива для Германии» не дает ответов по решению социальных проблем. В заключение епископ Ульрих Ноймайер обратился к причинам возникновения потоков беженцев: «Несомненно, Германия сейчас берет на себя ответственность за беженцев, не является ли это также задачей и правом решительно выступить в борьбе с причинами появления беженцев?». Германия могла бы сейчас в других

странах, прежде всего в Балканских государствах, потребовать обязательного и неукоснительного правопорядка, который дал бы возможность эффективной борьбы с коррупцией и хорошее экономическое развитие. Германия могла бы привести в жизнь более гибкие правила для экспорта, также в своей стране. Германия, которая в настоящее время принимает большое количество мусульман и толерантно относится к их религии, может требовать от них такой же толерантности, и не только от мусульман, проживающих в Германии, но и от самих мусульманских стран.

Все больше внимания обращается на зарубежные страны. В 2012 году Германия отправила для защиты Турции от сирийских боевых самолетов ракеты «Патриот» и 300 солдат, данный акт многими считался только символической политикой. В дальнейшем они были отозваны. Их место заняли сейчас самолеты-разведчики «Авакс» НАТО с немецким участием, которые по заявлению ведомства по иностранным делам не играют роли в военной борьбе с терроризмом исламского государства. В настоящее время Бундесвер принимает участие в воздушных атаках в Сирии, используя самолет-заправщик, с января 2016 года применяются шесть разведывательных самолетов «Торнадо» Бундесвера для фиксации целей атак на земле.

Поскольку речь не идет об операции с использованием оружия, по мнению федерального правительства, не требуется предписанного конституцией одобрения Бундестага.

В Европе процветает бизнес нелегальных перевозчиков. «За нелегальный въезд одного человека выплачивается от 8000 до 12000 евро, совершаются миллиардные сделки в странах происхождения, на маршрутах, в местах пребывания», утверждает руководитель отдела по борьбе с нелегальным въездом в федеральном ведомстве криминальной полиции в Вене. По его мнению, возможность легального въезда в страну с проверкой заявления на получение убежища на территории Евросоюза могла бы уменьшить объем нелегального въезда в страну. Здесь НАТО должно поддержать Турцию в борьбе с нелегальной миграцией.

12. Исторические сравнения

Ввиду большого количества прибывающих в Германию беженцев ссылаются на опыт прошлого. Рудольф Зайтерс, президент немецкого Красного креста, вспоминает, что в 1991/1992 гг. в Германию переселилось за один год 440 000 человек, в дополнение к поздним переселенцам из России. Задачи интеграции решались в то время успешно. Многие люди были быстро вовлечены в рынок труда. Зайтерс ссылается на компромисс

претендентов на получение убежища 1993 года, в котором произошло разделение «между теми, кто по понятным, но все же экономическим причинам хотели переселиться, и теми, кого мы обязаны были принять в соответствии с нашим Основным законом особым образом, а именно, преследуемых по политическим мотивам, которые бежали к нам ввиду существования опасности для жизни».

Почти полностью попали в забвение более 300 000 русских, которые в 1923 году находились среди 3,8 миллиона жителей Берлина, эмигрантов и политически преследуемых после прихода к власти большевиков. Автобусный маршрут Кур-фюрстен-дамм назывался «русская гондола», в то время было 6 русских банков, 87 русских издательств, 3 ежедневных газеты и 20 русских книжных магазинов.

Цитатой из «Spiegel» за 1990 год напоминает «Sächsische Zeitung» 25 января 2016 года о подобном сценарии. Тогда это звучало так: «Интуитивно большинство федеральных граждан следят за публичными дебатами, как можно было уменьшить наплыв.... С беспокойством суммируют и пересчитывают цифры притока беженцев. Ожидалось по самым осторожным оценкам 1,5 миллиона новых граждан, по пессимистическим прогнозам намного больше 2 миллионов. В то время как в прошлые годы в Федеративную Республику стремились прежде всего молодые семьи, теперь в учреждениях для беженцев появилось непропорционально много одиноких мужчин. В некоторых местах население защищалось от притока в их соседство. При этом речь шла о сельских жителях, которые переселялись после открытия границы из ГДР на запад.

13. Отношение немцев к теме «Беженцы»

Прибывшие в страну должны уважать национальные ценности. Маркус Кремер в «Sächsische Zeitung» задает критический вопрос: «Но какие ценности мы имеем ввиду? Содержатся наши ценности в партийной программе левых или скорее в ХСС? Считается ли эталоном здешних нравов и обычаев пестрое население в Дрезденском Нойштадте или общины сорбов? Возможно, наши ценности осуществляются в национальных образцовых учреждениях?».

Генрих Вефинг в газете «Die Zeit» от 4 февраля 2016 года выдвигает требование рассматривать мигрантов не как общую массу, как гонимых, а как действующих людей, пытающихся организовать собственную жизнь в трудных обстоятельствах. Не случайно в немецких дебатах речь шла исключительно о «беженцах», с полным игнорированием различных мотивов, которые имеют люди, отправляясь в путь: война, голод, нищета, а также надежда на работу, образование детей,

лучшую жизнь. Все мотивы законные, но далеко не одинаковые, и они не должны рассматриваться однозначно.

Все это не только чисто теоретические размышления, напротив, они ведут в центр миграционной политики. Когда начинают относиться к мигрантам как субъектам, как к рационально действующим лицам истории, тогда можно использовать другие стратегии в обращении с ними. В этом случае можно проследить, что они коммуницируют друг с другом, знают рынок мигрантов, цены перевозчиков, связи от Афин до македонской границы и положение в странах, с которыми они имеют дело. Прежде всего, можно установить, что они постоянно взвешивают преимущества и недостатки и только затем действуют. Как пишет Вефинг, не случайно, что два дня после того, как шведское правительство объявило о прекращении приема, гавань Ростока была пуста, откуда многие прибывающие перемещались в Швецию. Если бы учитывалось, что мигранты - это действующие лица, которые многое принимают на себя и переносят тоску по родине, также изменилась бы стратегия обращения с ними. «Тогда стремления были бы направлены не на то, как закрыть или укрепить границы, а на то, как достичь умов этих людей, влиять на их индивидуальные расчеты таким образом, чтобы они принимали взвешенное решение остаться или уехать». Бывший судья федерального конституционного суда Гертруда Люббе-Вольф выдвигает требование более быстрой депортации и сокращения денежных выплат. Точно так же формирует мысль глава церкви иезуитов Клаус Мертес в открытом письме ХДС, обращаясь к ней как «Дорогая партия христианских демократов»: «Ты ведешь ХДС к расколу - не только потому, что забота о пограничном режиме, внутренней безопасности и функционировании правового государства было бы не «по-христиански», но потому что эта забота, все эти оправданные и неоправданные «но» могут руководствоваться не тем, что прием беженцев принадлежит к твоему фирменному знаку. Ты была бы не признаваемой, если дебаты, которые ведутся сейчас в ХДС, проходят при громком хлопанье дверьми, или что еще хуже, так решаются. Ты была бы сейчас не намного лучше, чем люди, которые в Германии, в Европе и в других странах рисуют кресты в цветах своих национальных флагов. Тебе тогда ничего другого не оставалось бы, как расстаться с ХДС и освободить ее от себя. Это было бы плохое расставание, которого я бы не пожелал ни партии, ни Германии, ни Европе».

14. Новые задачи полиции

Многие граждане Германии имеют опасение, что из-за беженцев в стране возрастет преступ-

ность. Высокопоставленные полицейские чины также усматривают в кризисе беженцев усложняющееся состояние общественной безопасности и, как следствие, новые многогранные задачи для полиции. В конфиденциальном докладе сотрудники полиции исходят из информации SpiegelOnline о том, что приток мигрантов приведет к увеличению преступности и большему количеству оперативных вмешательств. Количество насильственных, имущественных, сексуальных преступлений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, неуклонно возрастает, о чем свидетельствует аналитический отчет проектной группы федерация-земля «Иммиграция», относящейся к министерству внутренних дел в Дюссельдорфе. Одновременно вызывают опасения увеличивающиеся случаи нападения на мигрантов, места их проживания и «правая агитация». Отрывок из доклада о кризисе беженцев Федерального ведомства криминальной полиции под заголовком «Задачи для полиции и влияние на полицию» представляет собой один из видов анализа рисков. Полицейские эксперты из федерации и земель занимаются преодолением кризиса беженцев в сферах своих компетенций: защита от опасности и уголовное преследование. Для руководителей полиции актуальны вопросы: какие установки должна получать полиция, какое иметь оснащение? Специалисты дают оценки возможного негативного развития объективной безопасности, а также указывают на критический аспект относительно выполнения полицейских задач. Этими задачами занимаются многие инстанции: Федеральное ведомство уголовной полиции уже с осени 2015 года предпринимает попытки определить, как сильно влияет кризис беженцев на состояние преступности в Германии. Однако не все федеральные земли участвуют в анализе, поэтому учитываются только три четверти всех подавших заявление на получение убежища. Кроме того, имеются статистические неточности. Результаты исследования, которое провело Федеральное ведомство криминальной полиции, скорее наброски, чем четкое представление, однако они позволяют дать грубую оценку проблемы, а кроме того, как любая криминальная статистика, приводят только данные по зарегистрированным раскрытым преступлениям.

В актуальном обзоре оперативной обстановки сообщается, что преступниками из числа зарегистрированных в 2015 году 1,1 миллиона беженцев совершено более 200000 преступлений. В двух третях случаев речь идет по данным Федерального ведомства криминальной полиции об имущественных преступлениях, фальшивомонетничестве и преступлениях против собственности. Около 18 % - это так называемые преступления,

совершенные с особой жестокостью: нанесение телесных повреждений, угрозы, незаконное принуждение. Сексуальные домогательства составляют 1 % преступлений, попытки совершения преступлений против жизни и убийства - 0,1 %. Согласно выводам из анализа Федерального ведомства криминальной полиции «подавляющее большинство заявителей на получение убежища не совершают преступлений», это совпадает с оценками следователей на местах. Несмотря на небольшое количество преступников, полиция вынуждена осуществлять чрезвычайный объем дополнительной работы вследствие кризиса беженцев для государственной власти. Как свидетельствуют доверительные доклады об оперативной ситуации правоохранительных органов земли Северный Рейн-Вестфалия, в 2015 году сотрудники полиции осуществили 93000 выездов в 134 места проживания беженцев. Количество преступлений легкой тяжести значительно возросло с начала года, число краж в магазинах увеличилось в три раза за первые три квартала 2015 года.

Преступность, связанная с иностранцами - это область для искажения результатов статистических исследований: специфические преступления, типичные для иностранцев, как подделка паспортов и нелегальный въезд, немцы совершать не могут. По статистике иностранные подозреваемые совершают около 41% преступлений. По сравнению с немцами они в среднем более молодого возраста, происходят из опасных стран, проживают вдали от мест совершения преступлений. Эксперт партии «Зеленые» Антье Мёллер однако обеспокоена тем, что категоризация беженцев может привести к стагнации. «Этот процесс должен быть целесообразным, вносить четкость и ясность, чтобы не давать пищу для правых экстремистов», заявил Йоахим Райнике, руководитель профсоюза полиции. Процесс должен привести к конструктивизации общественной дискуссии. Для тщательного анализа необходимо иметь с должным вниманием эмпирически установленные данные, в каком отношении в полицейской статистике беженцы приводятся в качестве подозреваемых.

Полицейские, прокуроры, судьи в Баварии по причине большого количества прибывающих беженцев достигли предела своей работоспособности. Профсоюзы полиции требуют от государственного правительства быстрой разработки концепции и организации продолжительной операции подобной той, которая имела место при проведении встречи G-7 в Эльмау. Вице-президент Немецкого профсоюза полиции Баварии Райнер Нахтигаль задает вопрос о том, почему государственная канцелярия не берет на себя

руководство, объединение действий компетентных министерств и образование штаба. Коллеги из профсоюза полиции недоумевают по поводу политиков: «Для организации и проведения встречи G-7 в течение трех лет под руководством штаба проводились плановые подготовительные мероприятия, а при явной проблематике бежен-

цев возник хаос», звучит в открытом письме государственному правительству. Большинство полицейских, в особенности на главных маршрутах движения беженцев в Верхней и Нижней Баварии, работают с огромными перегрузками. «К нам прибывают раздраженные люди, и эта фрустрация царит в настоящее время повсюду».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Vorländer, Hans, Maik Herold, Steven Schäller. Pegida - Entwicklung, Zusammensetzung und Deutung einer Empörungsbewegung. 2016.

2. Balcerowiak, Rainer. Faktencheck Flüchtlingskrise. Was kommt auf Deutschland noch zu? - Berlin, 2015.

3. Stalinski, Sandra. Alles ausklappen. Die wichtigsten Fakten zur Flüchtlingskrise.

4. http://www.tagesschau.de/inland/fluechtlinge-faq-101.html

5. www.tagesschau.de/inland/afd-reaktion-103.html

6. Lueb, Uwe. Ein Kommentar. www.tagesschau.de/kommentar/afd-233.html

7. www.tagesschau.de/wirtschaft/iw-kosten-flüchtlinge-101.html

8. PRO ASYL, Hrsg.: Flucht ohne Ankunft. Die Misere von international Schutzberechtigten. 12/2014, 24 S.

(статья сдана в редакцию 05.05.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.