Научная статья на тему 'Интеграционный вектор развития аграрной науки, образования и производства'

Интеграционный вектор развития аграрной науки, образования и производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛЬ «НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-ПРОИЗВОДСТВО» / УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / INTEGRATION / THE MODEL OF «SCIENCE-EDUCATION-PRODUCTION» / EDUCATIONAL AND EXPERIMENTAL FARM / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыжикова Наталья, Ходос Дмитрий, Власова Елена

Изложена концепция развития учебно-опытного хозяйства, включающая в себя решение стратегических задач: кадровых, научных, технологических, социальных, организационно-экономических. Определены программные направления повышения экономической эффективности сельскохозяйственной организации в рамках модели «наука-образование-производство». Обоснованы базовые стратегические направления комплексного развития аграрной отрасли производственное обучение студентов; повышение квалификации специалистов региона; разработка и внедрение инновационных технологий в растениеводстве и животноводстве; техническая модернизация производства; развитие социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пыжикова Наталья, Ходос Дмитрий, Власова Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper the concept of teaching and experimental farm, which includes the strategic objectives: human, scientific, technological, social, organizational and economic. Identified program areas to increase economic efficiency of agricultural organizations in the framework of the «science-education-production». It sounds basic strategic directions for the integrated development of the agricultural sector job training of students; skills development in the region; development and implementation of innovative technologies in crop and livestock production; technical modernization of production; development of social infrastructure.

Текст научной работы на тему «Интеграционный вектор развития аграрной науки, образования и производства»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

<>©<><><><><>00<><>00<><><><><><><>00<^^

УДК 338

Наталья Пыжикова,

доктор экономических наук, профессор, ректор, Дмитрий Ходос,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, Елена Власова,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, Красноярский государственный аграрный университет

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

<>©<><><><><>сх><><><><><><х><><>^^

Изложена концепция развития учебно-опытного хозяйства, включающая в себя решение стратегических задач: кадровых, научных, технологических, социальных, организационно-экономических. Определены программные направления повышения экономической эффективности сельскохозяйственной организации в рамках модели «наука-образование-производство». Обоснованы базовые стратегические направления комплексного развития аграрной отрасли - производственное обучение студентов; повышение квалификации специалистов региона; разработка и внедрение инновационных технологий в растениеводстве и животноводстве; техническая модернизация производства; развитие социальной инфраструктуры.

S u m m a r y

In this paper the concept of teaching and experimental farm, which includes the strategic objectives: human, scientific, technological, social, organizational and economic. Identified program areas to increase economic efficiency of agricultural organizations in the framework of the «science-education-production». It sounds basic strategic directions for the integrated development of the agricultural sector - job training of students; skills development in the region; development and implementation of innovative technologies in crop and livestock production; technical modernization of production; development of social infrastructure.

Ключевые слова: интеграция, модель «наука-образование-производство», учебно-опытное хозяйство, стратегия развития.

Keywords: integration, the model of «science-education-production», educational and experimental farm, development strategy.

Реализация государственной аграрной политики и выполнение Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации требуют от аграрных вузов обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров, знающих передовые технологии и современную технику, применяющих управленческие знания в повышении эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций. Одним из успешных вариантов реализации интеграционного взаимодействия «наука-образование-производство» становятся учебно-опытные предприятия, созданные на базе аграрных вузов. Объединение науки и производства выступает важным фактором инновационного развития отрасли и использования учебных хозяйств в качестве базы для апробации и внедрения научных разработок в сельскохозяйственном производстве, подготовки квалифицированных специалистов для отраслей АПК. Перспективное развитие данных предприятий должно основываться на разработке комплексных программ их функционирования.

В основу научной статьи взята деятельность общества с ограниченной ответственностью «Учебно-опытное хозяйство «Миндерлинское» (УОХ), единственным учредителем которого является Красноярский государственный аграрный университет - инновационный научно-образовательный центр подготовки квалифицированных кадров для аграрного комплекса Сибири.

Оценка производственно-экономического состояния учхоза свидетельствует о следующем. Существующие почвенно-кли-матические условия позволяют хозяйству заниматься возделыванием сельскохозяйственных культур и производством

продукции животноводства. В последние годы производственным направлением хозяйственной деятельности становится элитное семеноводство зерновых культур, семян многолетних трав и элитного картофеля с развитым молочно-мясным животноводством.

УОХ является средним по размерам предприятием в Сухоб-узимском районе. За период 2011-2014 гг. отмечается положительная динамика развития сельскохозяйственного производства. В организации отмечается рост урожайности зерновых культур, молочной продуктивности коров, увеличивается прирост живой массы скота, повышается уровень оплаты труда работников на 17%.

Производственная деятельность в учхозе рентабельна. Результаты расчетов свидетельствуют об отсутствии в ближайшее время вероятности банкротства УОХ. Данное положение является основой для формирования и поэтапной реализации стратегической Программы развития учебно-опытного хозяйства.

УОХ занимает особое место в качестве действующей площадки для практического обучения студентов с имеющейся инфраструктурой. Студенты базовых специальностей и направлений подготовки осуществляют практическое обучение во всех отраслях аграрного производства и экономической службы предприятия. В среднем (по данным за период 2010-2014 гг.) в УОХ проходили практику 550 человек. Ежегодно около 300 студентов разных институтов университета принимают участие в осенних полевых работах.

Современные реалии деятельности учебно-опытного хозяй-

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Оценка инновационного потенциала хозяйства Цель стратегии

Проблемы развития хозяйства Задачи

31Е

Стратегические направления

Производственное обучение студентов

Повышение квалификации специалистов

Научные исследования

Разработка и внедрение инновационных технологий возделывания сельскохозяйственных культур

Разработка и внедрение производственных

технологий в животноводстве

Техническое перевооружение производства

Развитие социальной инфраструктуры

Рис. Программные направления развития учебно-опытного хозяйства

ства позволили определить перечень стратегических направлений его развития (рис.).

Миссией УОХ является подготовка специалистов, научно-педагогических кадров на уровне современных квалификационных требований, научно-инновационной и образовательной политики Российской Федерации для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий.

Целью Программы является формирование экономического механизма стратегического развития учебно-опытного хозяйства в рамках инновационной интегрированной структуры «наука-образование-производство».

Стратегия развития учхоза призвана решить следующие задачи:

Кадровые:

• создание условий подготовки профессионально ориентированных специалистов для АПК региона на качественно новом уровне;

• организация эффективной системы производственного обучения студентов;

• повышение квалификации специалистов сельского хозяйства с учетом передовых инновационных технологий.

Научные:

• организация и реализация фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований с конкурентоспособными разработками коммерческого характера.

Технологические:

• внедрение новых инновационных и ресурсосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции;

• целенаправленная работа по созданию новых линий, ти-

№ 5/2015

пов и пород скота, максимально приближенных к условиям промышленной технологии;

• внедрение инновационных технологий в селекции и первичном семеноводстве полевых культур и картофеля;

• обеспечение сельхозтоваропроизводителей региона высокопродуктивным племенным скотом и семенами сельскохозяйственных культур высоких репродукций.

Организационно-экономические:

• создание условий для реализации эффективных форм государственной поддержки хозяйства, ориентированного на инновационные методы производства.

Социальные:

• формирование инфраструктуры, обеспечивающей условия качественного уровня жизни работников организации и студентов при прохождении производственного обучения.

УОХ на период 2015-2020 гг. планируется использовать как базу практического обучения по направлениям образовательных программ:

• для проведения производственных и учебных практик студентов очной и заочной форм обучения направлений подготовки по технологическим и экономическим профилям;

• для проведения практических занятий у студентов очной формы обучения (на предприятии с привлечением специалистов-практиков);

• для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки (среднее количество слушателей 450 человек).

В области растениеводства, животноводства, энергетики, механизации и экономики планируется реализация по каждо-

47

му направлению не менее 5 профильных программ с основами современной системы менеджмента.

В связи с вступлением в силу новых федеральных государственных образовательных стандартов бакалавров, магистрантов и аспирантов, в УОХ предусмотрено создание базовых кафедр технологического и экономического профиля с полным пакетом нормативной документации, формирования расширенного научного, учебного и методического фонда библиотеки под контролем выпускающих и участвующих в процессе практического обучения ведущих кафедр Красноярского ГАУ.

Важный этап - организация лабораторий для проведения практических занятий и опытов по программам в области животноводства и растениеводства. Их возможно расположить на базе существующих площадей. В условиях данных формирований студенты технологических направлений примут участие в производственном цикле экономических направлений - в рамках учебных и производственных практик проведут работу с финансовой бухгалтерской отчетностью, оценкой состояния и резервов для увеличения объемов производства.

Для совершенствования инновационных технологий возделывания сельскохозяйственных культур предусматриваются более радикальные меры по ведению ресурсосберегающего земледелия. Стратегическое развитие агротехники на семеноводческих посевах в учхозе направлено на получение высоких урожаев семян с максимально высокими сортовыми и посевными качествами. К 2020 г. планируется постепенный рост урожайности зерновых до 35 ц/га и объемом реализации семян элиты 1600 т.

Потребность Восточно-Сибирского региона в элитном посадочном материале картофеля составляет 4000 т в год. Программой предусмотрено производство данного объема оригинального и элитного картофеля в учебном хозяйстве до 2020 г. Для успешной реализации производства семян оригинального и элитного картофеля в учхозе уже созданы лаборатории селекции и первичного семеноводства. На основе этих лабораторий планируется создать Региональный научный селекционно-семеноводческий центр в УОХ.

Главной целью центра по животноводству должно быть формирование у выпускников Института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины практических навыков в области производства, переработки продуктов животноводства на основе энерго-ресурсосберегающих технологий.

В учебном хозяйстве планируется создать реальные условия ознакомления и приобретения практических навыков работы на фермах различных способов содержания. Вариантом беспривязной технологии содержания скота станет строительство нового комплекса по производству молока и увеличение поголовья коров до 600 голов.

В основу технического обеспечения высоких и интенсивных технологий производства Программой предусмотрено переоснащение машинно-тракторного парка современными энергетическими машинами, наиболее адаптированными к природно-климатическим условиям и системе сервисного обслуживания в АПК края. Акцент будет сделан на отечественную сельскохозяйственную технику.

Формирование качественных партий зерна требует современного подхода к послеуборочной обработке зерна и созданию условий для его хранения. Для оптимизации действующего в учебном хозяйстве комплекса требуется до 2017 г. доукомплектование его современным высокоэффективным оборудованием. С учетом роста производства зерна планируется строительство хранилищ нового поколения: для продовольственного и фуражного зерна силосного типа емкостью 10000 т; для хранения элитных семян зерновых культур меха-

низированное специализированное хранилище емкостью 500 т.

Разработанная стратегия сбыта сельскохозяйственной продукции позволит поэтапно получать положительный финансовый результат. К 2020 г. планируется увеличить уровень рентабельности по производству картофеля до 289%, зерна - до 87, молока - до 55 и мяса - до 16%.

Важным этапом в системе маркетинговой деятельности УОХ является комплексное наполнение сайта организации. Данное информационное направление развития учебно-опытного хозяйства позволит сделать «прозрачной» производственно-финансовую деятельность предприятия; обеспечит открытый доступ к первичной и аналитической информации для студентов, преподавателей, бизнес-партнеров; позволит позиционировать учхоз как базовую площадку по развитию научных исследований в области сельского хозяйства, переработки продукции, внедрению передовых инновационных технологий в аграрном производстве.

Необходимым условием реализации программы развития УОХ является формирование социальной инфраструктуры, направленной на повышение уровня жизни работников сельского хозяйства. Программой предусмотрено за период 20152020 гг. построить жилые 2-квартирные дома для специалистов, а также общежитие для студентов и слушателей на 50 мест.

В рамках реализации Программы развития учебного хозяйства сумма инвестиционных потоков составляет 734 млн руб. Во втором году действия Программы может быть получен незначительный убыток, что связано прежде всего с высокой инвестиционной активностью и вложениями в капитальное строительство, однако данный убыток покрывается в следующем периоде в полном объеме с выходом на положительную динамику. Важно отметить, что размер собственных средств для реализации Программы составит 196 млн руб. (27%), размер кредитного займа у банка - 50 млн руб. (7%), частные инвестиции - 22 млн руб. (3%) и бюджетные средства - 466 млн руб. (63%).

Проведенные расчеты системы показателей реализации Программы развития ООО «Учебно-опытное хозяйство «Мин-дерлинское» свидетельствуют об ее экономической и социальной эффективности.

Литература

1. Киркорова Л.А., Широков С.Н. Учебно-опытные хозяйства аграрных вузов - база практического обучения студентов и проведения НИР // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 50-51.

2. Зелепугин А. Система аграрного образования как фактор развития АПК // АПК: экономика, управление. 2005. № 9. С. 19-25.

3. Петрушина О.В. Инновационное развитие учебно-опытных хозяйств как фактор повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса региона // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 157-158.

4. Стратегическое планирование в учебно-опытных хозяйствах: вопросы теории и практики / А.Н. Семин и др. Екатеринбург: Изд-во УГСХА, 2009. 466 с.

5. Трубилин А. Учебно-опытное хозяйство - инновационная база учебного процесса // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 9. С. 57-61.

6. Ходос Д.В. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве региона: подходы к оценке и приоритеты развития // Вестник КрасГАУ. 2013. № 6. С. 43-48.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.