Научная статья на тему 'Интеграционные тенденции в менеджменте непрерывного профессионального образования'

Интеграционные тенденции в менеджменте непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нехороших Н. А., Харламова М. А.

В статье обозначается необходимость внесения изменений в стратегию управления профессиональным образованием в рамках концепции о его непрерывности. Выделяются основные стратегические направления развития и проблемы существования в системе непрерывного образования уровня среднего профессионального образования в свете модернизации мировой и государственной образовательной политики. Решение поставленных задач перед системой среднего профессионального образования авторы статьи видят в объединении усилий с высшей школой на основе интеграционного менеджмента в русле идеи непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нехороших Н. А., Харламова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные тенденции в менеджменте непрерывного профессионального образования»

УДК 378

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018 Н. А. Нехороших1, М. А. Харламова2

'канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий e-mail: [email protected]

2канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, директор Центра СПО Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина

e-mail: [email protected]

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В статье обозначается необходимость внесения изменений в стратегию управления профессиональным образованием в рамках концепции о его непрерывности. Выделяются основные стратегические направления развития и проблемы существования в системе непрерывного образования уровня среднего профессионального образования в свете модернизации мировой и государственной образовательной политики. Решение поставленных задач перед системой среднего профессионального образования авторы статьи видят в объединении усилий с высшей школой на основе интеграционного менеджмента в русле идеи непрерывного образования.

Ключевые слова: образование, непрерывное образование, профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, менеджмент образования.

В свете заявления, сделанного президентом РФ В.В. Путиным, о начале «прорыва» в развитии страны во всех сферах определяется новое видение выстраивания профессиональной подготовки специалистов для решения данной государственной стратегической задачи. Современное состояние образования (высшего и среднего профессионального) требует новых подходов к формированию конкурентоспособного специалиста, обеспечения условий для самореализации личности. Постепенно «образование на всю жизнь» заменяется «образованием через всю жизнь» - идеей, сформулированной ЮНЕСКО и активно используемой сегодня в образовательной практике. Сегодня происходит формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, позволяющих вузам успешно интегрироваться в общеевропейское пространство профессионального образования и обучения.

Идея непрерывного образования в отечественной педагогике уже не носит инновационный характер, а является общепризнанной концепцией развития российской системы образования. В связи с изменением условий существования и развития образовательной среды внутри страны и в мире возникают новые проблематичные аспекты реализации непрерывного образования, требующие иных решений в складывающейся ситуации реформирования. В настоящее время система непрерывного профессионального образования в России представлена учебными заведениями двух уровней - среднего и высшего профессионального образования.

В рамках реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, отражённых в Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Концепции модернизации российского

образования на период до 2020 г., Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 г., Основном содержании послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 г., важно определить содержательные и результативные перспективы организации деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО). Модернизация российского образования предполагает не только институциональные изменения деятельности образовательных учреждений всех уровней и органов управления образованием, но и обновление содержания основных составляющих образовательного процесса: обучения и воспитания.

Среднее профессиональное образование, интегрирующее в себе начальное профессиональное образование, с момента утверждения 01.09.2014 г. федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям СПО с дидактической точки зрения решает две основные стратегические задачи: задачу подготовки квалифицированных рабочих и задачу подготовки специалистов среднего звена. Вместе с тем, в соответствии со ст. 68. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации», расширяется спектр задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования. На данном этапе они заключаются не только в подготовке квалифицированных кадров среднего звена по всем специальностям, но и в повышении уровня общего развития в интеллектуальном и культурном направлениях в соответствии с изменяющимися требованиям к осуществлению профессиональной деятельности и с потребностями личности в получении достойного образования.

В настоящее время у молодежи повысилась востребованность среднего профессионального образования, так как оно предоставляет возможности для раннего развития человека в профессиональной сфере независимо от места проживания, состояния здоровья и социального положения. Относительно низкая стоимость и краткосрочность обучения, динамизм и экономичность подготовки квалифицированных кадров для современного рынка труда становятся решающими факторами для его выбора при получении профессионального образования. Эта тенденция набирает обороты и становится уже заметной в масштабах государства.

В связи с этим возникает необходимость решения целого комплекса тактических задач, направленных на модернизацию институтов системы профессионального образования как инструментов социального развития:

- предоставление более широкого спектра образовательных услуг для различных категорий населения по получению требуемых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

- создание центров допризывной подготовки обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций;

- создание безбарьерной образовательной среды с предоставлением возможностей для получения достойного образования и успешной социализации лицам с особыми образовательными потребностями;

- организация системы перманентной работы по сопровождению развития одаренных детей и талантливой молодежи;

- создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

- оказание помощи для успешной социализации и плодотворного самоопределения учащихся через поддержку взаимодействия с общественными объединениями различной направленности, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях.

Решение данного комплекса задач предполагает совершенствование не только дидактической составляющей образовательного процесса, но и воспитательной. Актуальность теоретического исследования и практического совершенствования моделей развития систем воспитания в профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации, разработки методик и технологий, направленных на совершенствование воспитательной деятельности в среднем профессиональном образовании, определенная выше на нормативно-правовом документальном уровне, на практическом уровне усиливается тем, что, несмотря на положительные аспекты современного состояния среднего профессионального образования, все-таки присутствует несколько проблемных зон.

1. Уровневый характер системы профессионального образования России, не исключающий интеграцию центров, факультетов СПО в структуру организаций высшего образования, требует повышения профессионализма преподавателей, в том числе и преподавателей организаций. Трудно рассчитывать на успешное освоение общекультурных и профессиональных компетенций обучающимися юношеского возраста без изменения профессионального сознания педагогов высшей школы и их отношения к воспитательной работе как второстепенному виду педагогической деятельности.

2. Организация внеучебной и досуговой деятельности обучающихся, регламентированной, например, пунктом 12 второго раздела Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464), обеспечивающей воспитание и обучение обучающихся по различным содержательным направлениям воспитания, таким как формирование гражданской позиции, социальной ответственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей, потребности в добровольческой деятельности, потребности к непрерывному образованию, личностных качеств, способствующих успешной социализации и творческому самовыражению, навыков самоуправления и выбора карьерных траекторий, уважения к русскому языку и культуре как основе межкультурной, межнациональной, межконфессиональной коммуникации, молодежной активности, в том числе и предпринимательской, предполагает обязательный выбор методов и средств воспитания, обусловленный не только содержательными ориентирами, но и возрастными особенностями самих обучающихся по программам среднего профессионального образования.

3. Разрушение стереотипа «слабого абитуриента по программам среднего профессионального образования» предполагает поиск компенсирующих и корректирующих путей организации индивидуализации и дифференциации воспитательного и дидактического процессов.

4. Произошедшее за последние двадцать-тридцать лет резкое падение ценности труда, продолжающаяся деформация шкалы профессий, родительская ориентация на высшее образование, ориентация учебных заведений профессионального образования зачастую преимущественно только на дидактическую составляющую приводят к потере ключевых социокультурных функций среднего профессионального образования.

5. Многочисленность учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования, их достаточно равномерное распределение по стране, функционирование в различных населенных пунктах вне зависимости от их численности и уровня с целью удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей предполагает своевременное выявление передового

педагогического опыта и лучших образцов организации образовательного процесса в единстве дидактической и воспитательной составляющих.

6. Эффективность моделей систем воспитания в профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, определяющих современные методики и технологии совершенствования воспитательной деятельности в организациях, реализующих программы среднего профессионального образования в новых социокультурных условиях развития регионов.

В рамках развития концепции непрерывного образования в отечественной практике профессиональных учебных организаций в субъектах Российской Федерации и разработке методик и технологий, направленных на совершенствование их деятельности, назрела необходимость в анализе некоторых аспектов данной проблематике на новом витке развития нашей страны и мирового сообщества в целом:

- выполнить сравнительный анализ систем и технологий профессионального воспитания в различных субъектах Российской Федерации и отдельных профессиональных образовательных организациях, в том числе практик формирования у обучающихся гражданской позиции, социальной ответственности и патриотизма; духовно-нравственных ценностей; потребности в добровольческой деятельности; профессиональных компетенций; потребности к непрерывному образованию; личностных качеств, способствующих успешной социализации и творческому самовыражению; навыков самоуправления и выбора карьерных траекторий; уважения к русскому языку и культуре как основе межкультурной, межнациональной, межконфессиональной коммуникации; молодежной активности, в том числе предпринимательской;

- осуществить типологизацию существующих систем и технологий профессионального обучения и воспитания в различных субъектах Российской Федерации и отдельных профессиональных образовательных организациях;

- представить системное описание лучших практик и актуальных нерешенных проблем в области профессионального образования;

- разработать базу данных «Системы и технологии профессионального обучения и воспитания в субъектах Российской Федерации»;

- выявить и представить результаты сопоставительного анализа на основе эталонных показателей (бенчмаркинга) системы профессионального образования в субъектах Российской Федерации;

- представить критериально-оценочный аппарат (описание методик, критериев, индикаторов и показателей) объективной оценки педагогических систем в учреждениях профессионального образования Российской Федерации;

- разработать модель системы непрерывного профессионального образования, основанную на методологической базе, соответствующей современному уровню развития психолого-педагогической науки и лучших отечественных практик;

- представить инновационные технологии, повышающие эффективность организации педагогической деятельности в субъекте РФ и отдельной профессиональной образовательной организации;

- разработать научно-методическое обеспечение совершенствования воспитательной деятельности, в том числе научно-методическое обеспечение конкурса достижений профессионального воспитания СПО и методические рекомендации учреждениям профессионального образования по организации методической работы с кураторами.

Мы полностью разделяем позицию Е.В. Игнатович о ведущей роли высшей школы в реформировании профессионального образования. Автор отмечает, что на протяжении всей истории развития педагогических идей «университеты выступают

авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом». Поэтому именно учреждения высшего образования первыми ощущают на себе все новые веяния времени и несут ответственность перед обществом за создание и развитие форм непрерывного образования. Е.В. Игнатович утверждает, что современной тенденцией совершенствования образования во многих странах, не только в России, становится его непрерывность. В связи с этим идея непрерывности закладывается в стратегическое развитие самих вузов как один из приоритетов, как «третья миссия университетов» [Игнатович 2013].

Стремление России занять передовые позиции, в том числе и в области профессионального образования, предполагают преобразования управленческой деятельности, затрагивающей всю систему подготовки квалифицированных специалистов на разных ступенях обучения. В этой связи требуется качественная переработка управленческой проблематики в сфере профессионального образования в соответствии с реалиями современного мирового опыта менеджмента образования. Преобразования должны происходить во всех направлениях менеджмента и включать пересмотр содержания и форм управленческой деятельности, трансформацию старых и конструирование новых систем управления каждого учреждения профессионального образования.

Сущностью эффективного менеджмента образования выступает рассмотрение во всех аспектах деятельности учебной организации как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов. На уровне образовательного учреждения определение основных направлений данных процессов в его деятельности относительно прозрачно и традиционно. Следующая ступень в иерархии управления -ступень системы профессионального образования в рамках концепции непрерывного образования в целом, распознавание и взаимодействие всех управленческих процессов, их интеграция и координация, с одной стороны, и четкая дифференциация их функций - с другой - вызывают значительные затруднения, требующие более глубокой проработки.

Решение данной проблемы мы видим в объединении основных направлений менеджмента системы среднего профессионального образования с системой высшей школы.

В сложившейся на данный момент образовательной среде в отечественной практике есть положительный опыт реализации выстраивания менеджмента профессионального образования на основе интеграционных тенденций управления системой непрерывного образования на средней и высшей ступенях обучения профессии.

Соблюдая требования законодательства РФ в сфере образования, в вузе разрабатываются индивидуальные учебные планы, позволяющие студентам, имеющим на это право, реализовывать индивидуальные образовательные траектории, предполагающие, в том числе, сокращение срока обучения по программам бакалавриата. Де-юре право на обучение по индивидуальной образовательной траектории закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (п. 3 ст. 34), который гласит, что обучающимся предоставляется право «на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами». [Федеральный закон 2018]. Воспользоваться данным правом могут все выпускники, получившие среднее профессиональное образование и продолжающие профессиональное образование по тому же профилю подготовки, независимо от статуса образовательного учреждения, которое они закончили [Положение об освоении... 2018].

Согласно локальному акту университета [Приказ Министерства 2017], под освоением образовательной программы высшего образования в рамках ускоренного обучения понимается «обучение по образовательной программе, имеющей сокращенный срок ее освоения по сравнению с нормативным сроком обучения, установленным федеральным государственным образовательным стандартом. При ускоренном обучении сокращение срока получения... высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программа» [Там же: 4].

Для реализации ускоренной программы для выпускников, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, разрабатывается индивидуальный учебный план (для каждого обучающегося или для группы). Индивидуальный учебный план обеспечивает «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [Федеральный Закон 2018: ст. 2] и разрабатывается на основе действующей основной образовательной программы для полного срока обучения с учетом изученных ранее дисциплин. Наименование дисциплин, их группировка по блокам идентичны учебным планам полного срока обучения, разработанным для данного направления подготовки, но отличается большей долей самостоятельной работы студента. Предусматривается наличие практик.

В настоящее время студентами вузов, обучающимися по программам бакалавриата укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки, становятся выпускники учреждений среднего профессионального образования и выпускники университета, обучающиеся по программам среднего профессионального образования. Так, например, завершив обучение в Центре среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» и получив диплом по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, выпускник может продолжить обучение, поступив на соответствующие профилю программы высшего образования, или, изменив профиль специальности, поступить на любое другое направление подготовки. Данная форма менеджмента в вузе, основанная на многоступенчатости и вариативности системы обучения, предоставляет возможность студенту, по выражению А.Н. Пережовской, «иметь свой завершенный «карьерный, профессиональный коридор», после «прохождения» которого он получает соответствующий документ о профессиональной пригодности» [Пережовская 2015].

Преемственность образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в университете обеспечивается благодаря слаженному взаимодействию структурных подразделений (центра СПО, институтов, кафедр, управления по социальной и воспитательной работе и пр.), предполагающему особый режим работы Центра СПО и других структурных подразделений.

Многоступенчатость и преемственность системы непрерывного образования способствуют профессиональному самоопределению студента, когда среднее профессиональное образование берет на себя решение профориентационных задач, способствующих укреплению его позиции в правильности выбора профессии и формированию мотивации дальнейшего повышения своего уровня квалификации.

Библиографический список

Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2. С. 1-9.

Пережовская А.Н. Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования // Образование и воспитание. 2015. №2. С. 13-16. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/94/ (дата обращения: 20.09.2018).

Положение об освоении образовательных программ среднего профессионального и высшего образования по индивидуальному учебному плану в рамках ускоренного обучения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» // Официальный сайт ЕГУ им. И.А. Бунина. URL: http://www.elsu.ru/uploads/files/2018-11/1541076443_23-polozhenie-ob-osvoenii-op-po-ind-up-v-ramkah-uskorennogo-obucheniya.pdf (дата обращения: 26.10.2018).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL:

https://минобрнауки.рф/документы/10620/файл/9529/Приказ%20№%20301%20от%2005. 04.2017.pdf (дата обращения: 13.09.2018).

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (ред. от 03.08.2018) [Сайт]. URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата

обращения: 14.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.