В настоящее время изменилась характеристика миграционных процессов, связано это с:
1) локальными конфликтами;
2) материальным неблагополучием;
3) политическими, экономическими, социальными проблемами общества;
4) нравственным обнищанием общества;
5) экономической нестабильностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гриценко В. В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего зарубежья в России. М., 1999. С. 7.
2. Демографическая ситуация и формирование общего рынка труда государств-участников СНГ. Аналитический доклад // Экономика СНГ. Вып. 5. М., 2001. С. 94.
3. Кожемякин Е. А. Демографическая ситуация и формирование общего рынка труда государств-участников СНГ. М. С. 97-98.
4. Мукомель В. И. Вынужденная миграция в СНГ // Миграция. 1997. № 1. С. 7-10.
5. Регент Т. М. Проблема методологий и технологий личностно-ориентированной мигрантской педагогики: мат-лы конференции. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 5.
6. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998. С. 198.
7. Рыбаковский Л. Л. Исследование миграции населения в России. М., 2000. С. 23 - 24.
8. Тарасова Н.В. Миграционное поведение населения России в новых социальных условиях. Программа социологического исследования. М., 1999. С. 7.
9. Топилин А. В. Взаимодействие этномиграционных процессов и их последствия: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 1993. С. 39-44.
10. Сухорукова Л.М. Поддержка и защита личности учащегося в поликультурной школе // Педагогический вестник Приднестровья. 2000. № 3. С. 10.
М.П. Целых
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 07-06-00428-а
В России профессиональная деятельность по оказанию социальной помощи осуществляется двумя типами специалистов: социальными педагогами и социальными работниками. Социальными работниками называют профессионалов, оказывающих помощь тем, кто не может без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы: личностные, семейные, материальные, производственные и др. Социальные педагоги решают вопросы развития личностного потенциала клиентов различных возрастных категорий. И те и другие призваны заботиться о повышении благосостояния людей и общества в целом, помогать в удовлетворении основных жизненных потребностей менее защищенным и уязвимым слоям населения.
Несмотря на то, что грань между функциональными обязанностями этих специалистов весьма условна, терминологические различия продолжают существовать, делая социальную работу и социальную педагогику самостоятельными профессиями. Тем более что получение образования в высших учебных заведениях идет различными путями и в соответствии с утвержденными для каждой специальности профессиональными стандартами, требованиями к профессиональной подготовленности и по разным учебным планам.
В то же время для зарубежной социальной работы, характеризующейся большим разнообразием специализаций, широким спектром областей применения (от психиатрии до образования, от медицины до семьи и школы), многообразием решаемых проблем и вариативностью теоретических подходов и методов практической деятельности, свойственно профессиональное единство. Эта целостность обоснована общей профессиональной концепцией, единой для представителей всех направлений и специализаций социальной работы. Профессиональная деятельность базиру-
ется на стандартизации теоретической, методической и технологической основы, этических стандартов, ценностей и принципов.
Однако подобная монодисциплинарность сложилась в зарубежной социальной работе не сразу, а в результате длительного исторического развития и постепенного сближения разрозненных специализаций, которые первоначально возникали как самостоятельные виды социальной помощи. Выделение специализаций в социальной работе наметилось в конце XIX века, а в начале следующего столетия уже достаточно четко прояснились ее основные виды. Помимо индивидуальной работы с бедняками, распределения материальной помощи и работы в сеттльментах, социальные работники нашли применение в таких сферах как медицина, образование, психиатрия и др.
Анализ исторической динамики становления социальной работы как профессии, показывает, что интеграционные процессы, наметившиеся в зарубежной социальной работе начала ХХ века, проходили достаточно медленно и были затруднены наличием целого ряда проблем. В разных странах этот процесс происходил не одинаково и обладал спецификой, складывавшейся под влиянием социально-экономических, политических и культурных факторов. Далее мы рассмотрим более подробно, как происходило объединение в единое целое профессии социального работника на примере Великобритании.
Поиск объединяющих концепций для унификации социальной помощи в различных областях социальной работы начался в Великобритании значительно позже, чем в ряде экономически развитых стран Европы и Северной Америки. В частности, американский опыт объединения профессии в единое целое восходит к работам М. Ричмонд начала ХХ века, которая подчеркивала двусторонний характер социальной работы и ее направленность на помощь индивиду и обществу в целом. О необходимости устранения раздробленности и преобладания индивидуальной кейс-работы говорили многие теоретики и практики американской социальной работы - Портер Ли, Джейн Адамс, Берта Рейнольдс и многие другие. Американские ученые в течение первой половины ХХ века стремились найти консенсус по вопросу общей концептуальной базы, которая бы объединила социальную работу в целостную профессию. В Великобритании же социальные работники не ставили перед собой подобную задачу, а подчинялись рекомендациям, разработанным комиссиями, которые регулярно создавались государственными властями в течение всего прошлого столетия.
Наметившиеся в социальной работе Великобритании в начале ХХ века специализации в ходе последующих десятилетий продолжали развиваться параллельно, не сближаясь и не объединяясь в единую профессию. Вплоть до начала 1970-х годов социальная работа велась в различных учреждениях, по разным направлениям и без стройной теоретической основы.
Британские ученые, пытаясь провести первую классификацию социальной работы и социальных служб, столкнулись с весьма сложной задачей. Элизабет Макадам пишет, что первая классификация была проведена в 1920 году. Ее результатом стал «Обзор» государственных социальных служб. Выпуск подобных обзоров стал ежегодным и продолжался вплоть до начала Второй мировой войны. Хотя названные обзоры часто критиковали за необоснованность включения тех или иных сфер в область социальной работы и социального обеспечения, они помогли составить представление о специализациях как о достаточно тесно связанных видах деятельности [1].
О появлении центростремительной тенденции в рядах социальных работников свидетельствовало создание в 1935 году Британской федерации социальных работников. Члены этой федерации выступили за повышение требований к качеству подготовки специалистов и ее единообразие.
В эти же годы было много времени и усилий затрачено на выяснение того, что же представляет собой сфера социального обслуживания населения и какое место занимают в этой сфере социальные работники. Определенный консенсус по этому вопросу был достигнут в 1942 году, когда вышел отчет Бевериджа [2]. Как известно, в нем социальная сфера была представлена в виде взаимосвязанных направлений деятельности, нацеленных на решение основных социальных проблем, вызываемых безработицей, болезнями, инвалидностью, семейным неблагополучием, старостью, потерей кормильца, несчастными случаями на производстве и пр. При этом Уильям Беверидж назвал «пять гигантских социальных бедствий» («five giant evils»), которые должны быть побеждены в результате деятельности социальных служб. Это - нужда, болезни, неграмотность, нищета и безработица. Таким образом, функциональные барьеры между деятельностью в сферах здравоохра-
нения, образования, производства и социального обеспечения как бы стирались, а решение проблем в этих областях возлагалось на профессионалов социальной работы.
Перед социальными работниками остро встала важная проблема синхронизации деятельности разнородных сфер, необходимой для успешной реализации социальных программ. Однако эта проблема еще долго не находила своего решения. Вплоть до конца 1960-х годов в Великобритании представители различных специализаций продолжали решать проблемы обособленно, а социальная работа выступала преимущественно в форме кейс-работы. Из-за отсутствия общей координации деятельность социальных работников, которые к тому времени нашли широкое применение в здравоохранении, юстиции, материальном и жилищном обеспечении, в образовании и многих других областях, зачастую дублировалась. Обозначенная ситуация тормозила развитие социальной работы и мешала ее переходу в статус целостной интеллектуальной профессии.
В научной литературе об этом периоде развития британской социальной работы исследователи пишут следующим образом: «В 1950-х - 1960-х годах социальная работа проходила в достаточно обособленных отраслях государственного сектора. Разделение труда сказывалось на терминах, которые использовали для характеристики государственных социальных работников. В здравоохранении трудились медицинские социальные работники; в коррекционной сфере -офицеры пробации; в психиатрии - психиатрические социальные работники (очень немногочисленные). В местных органах государственного управления, разделенные по разным департаментам, были задействованы инспектора службы здравоохранения, службы социального обеспечения, службы социального обеспечения детей и образования. Большое количество социальных работников, часто неквалифицированных, было трудоустроено в исправительных учреждениях и стационарах. В оказании услуг эти разнообразные группы социальных работников взаимодействовали очень слабо» [3, 47].
В то же время в среде специалистов зрело убеждение в необходимости общей позиции, которая бы способствовала формированию целостной и неделимой профессии «социальная работа». Наличие упомянутой позиции успешно демонстрировали врачи, юристы, педагоги и другие профессионалы. Подобную позицию и обобщенную модель практики предстояло выработать и социальным работникам.
Исходной базой для формирования обобщенной модели социальной работы стали новые психологические и социальные концепции, воспринятые британскими теоретиками и практиками в 1950-е - 1960-е годы. Смысл нового обобщенного подхода к социальной работе состоял в определении границ профессиональной идентичности. При этом главным являлся тезис о том, что у различных категорий клиентов, с которыми имеют дело социальные работники, существует спектр базовых, универсальных потребностей. Ученые обоснованно полагали, что для эффективной профессиональной деятельности в любой области социальной работы специалистам требуется овладеть ядром общих знаний, умений и ценностей, с помощью которых возможно оказание помощи любой категории нуждающихся.
Помимо изменений в теоретических подходах, начиная с конца 1960-х годов, в Великобритании стали происходить и структурные трансформации на уровне социального обеспечения, социальных служб, законодательной базы и т.п. Так, например, в Шотландии в 1968 году были законодательно учреждены отделения социальной работы, которые должны были осуществлять социальную помощь во всех без исключения областях деятельности, в том числе и в коррекционной сфере. В Англии и Уэльсе 1970 год явился поворотным моментом в развитии социальной работы. В это время произошла реорганизация персональных служб, которая способствовала росту количества местных отделений социальной помощи и послужила объединению различных областей социальной работы в единую профессию. Особую роль в этом сыграли выводы «Отчета комитета местных органов управления и персональных социальных служб», который вышел в 1968 году и стал известен под названием «Отчет Сибома» (Seebohm Report). Реорганизация социальных служб и отделений социальной работы, на которую нацеливала комиссия Сибома, была направлена на то, чтобы отдельные социальные работники и команды профессионалов взяли на себя ответственность за более широкий круг социальных проблем, решая комплексные, а не узкоспециализированные вопросы.
Предложения комиссии Сибома были внедрены на практике благодаря закону о реорганизации социальных служб. В 1971 году закон вступил в силу, в результате в каждом районе Великобритании появились отделы социальных служб, занимавшиеся всеми вопросами социального обеспечения населения. Хотя предложения, содержавшиеся в «Отчете», были в основном направлены на реформирование служб оказания социальной помощи, они способствовали объединению различных социальных служб, предоставлявших разнообразные услуги населению в единые департаменты социального обеспечения. Эти департаменты должны были оказывать социальную помощь централизованным путем.
Несмотря на то, что в Англии и Уэльсе не были открыты отделения социальной работы, как это было сделано в Шотландии в 1968 г., а созданы службы социального обеспечения, их деятельность стала рассматриваться как аналог социальной работы, а социальный работник - как главное действующее лицо в этих организациях. Именно он вел основную работу с семьей, детьми и другими группами клиентов. В то же время при службах социального обеспечения обычно открывались дополнительные подразделения (центры дневного пребывания, интернаты для детей или пожилых и пр.), в которых были трудоустроены не только социальные работники, но и специалисты других квалификаций. При этом главный вопрос о роли социальных работников и характере их взаимоотношений с другими специалистами все еще оставался неразрешенным.
Интересно, что наметившаяся тенденция сближения различных специализаций в единое целое первоначально реализовалась в рамках объединения профессиональных ассоциаций. Свидетельством разобщенности специалистов различных направлений британской социальной работы является тот факт, что вплоть до 1970-х годов не существовало единой национальной ассоциации. В 1970 году, незадолго до того как был принят Акт о новых формах социальных служб, Британская ассоциация социальных работников (British Association of Social Workers) провела слияние нескольких профессиональных федераций. В состав Ассоциации вошли прежде независимые объединения психиатрических и медицинских социальных работников, общества инспекторов служб социального обеспечения психических больных и детей, некоторые другие профессиональные союзы. Вновь созданная Ассоциация установила высокие требования для членства, заявив о себе как о союзе высоко квалифицированных профессионалов. Однако у нее не было прав на организацию образования, выдачу лицензий или квалификационных свидетельств. Эти права принадлежали Центральному совету по образованию и подготовке социальных работников (Central Council for Education and Training in Social Work), который был создан в 1971 г. Возможно, поэтому за первые 12 лет работы Ассоциация численно не увеличилась. С 10 тысяч членов, состоявших в организации в 1970 году, к 1982 году ее состав сократился до 7845 человек [3, 52].
В результате проведенной реорганизации и слияния профессиональных ассоциаций роль социальных работников в системе социального обеспечения возросла. Социальные работники теперь выступали в качестве единой профессиональной группы, использующей общие ценности, методы и технологии деятельности.
Подводя итог краткому обзору развития различных сфер социальной работы, можно сделать некоторые общие выводы. История развития социальной работы в Великобритании в ХХ веке свидетельствует о том, что дилемма «специализация - универсализм» оставалась неразрешенной на протяжении многих лет. Как уже отмечалось, в отличие от США, где тенденции к объединению социальной работы в единую профессию проявились уже в 20-е годы ХХ века, английская традиция социальной работы характеризовалась четким разделением различных областей деятельности. Только в конце 1960-х гг. была признана необходимость в формулировании общего понятия профессии социального работника. Реорганизация социальных служб, проведенная в 1970-е годы, также способствовала интеграции всех методов социальной работы в единую систему профессиональной деятельности. Благодаря открытию персональных служб, которые предоставляли разнообразные социальные услуги всем категориям населения, понадобились специалисты широкого профиля. В связи с этим возрос интерес к социальным работникам, обладающим универсальными базовыми знаниями, умениями, профессиональными качествами и ценностями. Специалисты подобного уровня могли работать в различных сферах социальной практики (с индивидами, группа-
ми, общинами). Они были способны повышать квалификацию и овладевать необходимыми сведениями в ходе профессионального самообразования.
Таким образом, следует подчеркнуть, что хотя персональные службы и не являлись синонимом социальной работы, их реорганизация положительно повлияла на развитие социальной работы. Она стала толчком для объединения профессии, помогла социальной работе приобрести вес в обществе и утвердиться в качестве признанной и востребованной профессии, которой и является в настоящее время социальная работа Великобритании.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Macadam, Elizabeth. The social servant in the making. London: George Allen and Unwin LTD, 1946. 146 p.
2.Beveridge, W.H. Voluntary action: a report on methods of social advance. London: Allen and Unwin, 1949. 420 p.
3. Joyce, Paul; Corrigen, Paul; Hayes, Mike. Striking out: Trade unionism in social work. M.: Macmillan Education, 1988. 291 p.
И.В. Челышева
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
В современном мире компьютерных сетей и новых технологий, средства массовой коммуникации играют важнейшую роль. Различные медиаканалы (телевидение, радио, Интернет и т.д.) позволяют человеку в считанные секунды получить и передать любую информацию, а огромные тиражи медиапродукции самой разной тематики и художественного уровня доступны практически каждому ребенку.
Медиа в современных условиях занимают одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди школьников, являются комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Посредством различных каналов (телевизионных, компьютерных, аудиовизуальных и др.) медиа общаются с аудиторией на вербальном, изобразительном или аудиовизуальном языках. При этом используется комплекс средств и приемов создания конкретных медиатекстов - набор кодов и условностей, с помощью которых переосмысляется и представляется реальность. Информационное поле постоянно пополняется новыми видами медиа-средствами создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между субъектом (агентством, автором) и объектом (аудиторией, адресатом). Уже достаточно трудно уследить за все увеличивающимся потоком медийной информации: постоянно появляются новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, Интернет-сайты и т.д.
Масс-медиа берут на себя обучающие, просветительские функции, являются своеобразной «параллельной школой», оказывая огромное влияние на личностное развитие, нравственные ориентиры и ценности подрастающего поколения. В современном информационном мире все большее количество людей испытывают дефицит общения, который пытаются компенсировать, уходя с головой в просмотр бесконечных сериалов или путешествуя по Интернет. Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, становится в современных условиях «продуктом» индустрии сознания, но, вместе с этим, далеко не всегда является всесторонней и достоверной. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средства массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию.