ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 338.436 Круглова Н.Е.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В статье описываются этапы развития процесса агропромышленной интеграции в России и анализируется опыт зарубежных стран. Разъясняются опасения инвесторов и участников интеграционного процесса по поводу вступления России в ВТО.
Ключевые слова: опыт, интеграция, ВТО, государственное регулирование.
Проблемы эффективного функционирования агропромышленного комплекса в России актуальны на протяжении всей ее истории, так как большая часть населения страны всегда была связана с землей. Это обстоятельство часто остается вне поля зрения, что зачастую существенно мешает развитию не только сельскохозяйственного производства, но и других, зависимых от него отраслей российской экономики. За многолетний период реформирования агропромышленный комплекс страны утратил свои позиции на внутреннем рынке, а переход к рыночным отношениям высветил низкую конкурентоспособность отечественной продукции и на внешнем рынке. Россия продолжает оставаться зависимой от импорта продовольствия, таким образом, подрывается ее экономическая безопасность, а реальное состояние АПК не способствует притоку капитала в отрасль.
В современных условиях АПК России обуславливается достаточно сложной макроэкономической ситуацией в стране. Это, в первую очередь, наличие ценового диспаритета, сложная система налогообложения, отсутствие отлаженных связей в системе движения товарных потоков и ряд других факторов. Экономика столкнулась с проблемами отсутствия реальной управляемости, «экономического хаоса», характеризующегося разобщенностью отдельных участников хозяйствующей системы. В одиночку сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям выйти
из этой ситуации очень сложно. Именно поэтому в сфере АПК необходимым является развитие интеграционных процессов.
Хотя во многих регионах и возникают попытки встраивания обслуживающих предприятий в общую производственно-экономическую систему различного рода интегрированных агропромышленных формирований, однако фактический эффект зачастую оказывается значительно ниже ожидаемого. Причина заключается в том, что используемые подходы и методики практического решения этой задачи в недостаточной мере учитывают некоторые фундаментальные свойства агропромышленной интеграции как современного экономического явления, производственного агросервиса, так и звена интегрированной воспроизводственной системы, особенностей рынка услуг.
Интеграционные процессы развивались и в дореформенный период. В 1970-е гг. агропромышленная интеграция в России развивалась по отраслевому принципу, т. е. по пути образования агропромышленных предприятий в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в основном плодов и овощей, при этом интеграторами выступали предприятия пищевой промышленности. Для 1980-х гг. было характерным создание агропромышленных формирований территориального типа (объединений, агрокомбинатов). Современный этап развития процесса агропромышленной интеграции кардинальным образом отличается от предыдущих. Прежде всего, это связано с реформированием экономики, переводом ее на рыночные принципы управления.
Первый этап по созданию новых интегрированных систем начался в 1994-1995 гг. после массовой приватизации и либерализации цен, когда предприятия и организации перерабатывающей промышленности стали испытывать прессинг рыночной экономики, вследствие чего на практике появились новые интегрированные структуры, создаваемые на основе договорных отношений.
За период 1996-1998 гг. нашла распространение еще одна модель агропромышленного формирования - производственно-торговая компания в форме акционерного общества. Этот тип интегрированного объединения формировался в зависимости от поставленных перед компанией целей и задач. Примером подобного рода формирований служат созданные в ряде районов Орловской области - ОАО «Ливенское мясо», ЗАО «Нива-Верховье», ОАО «Агрофирма-Мценская» и др. [1].
Рассматриваемое направление интеграционных процессов получило
дальнейшее развитие в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), которые как формальные, так и неформальные являются наиболее ярким примером интеграции российских предприятий. Первые формальные ФПГ возникли уже в 1993-1994 гг. В 1996 году в АПК было создано 6 финансово-промышленных групп [2]. Среди формальных финансовопромышленных групп прослеживается закономерность: небольшие предприятия и организации перерабатывающей и пищевой промышленности обладают значительно меньшими финансовыми возможностями, чем крупные организации других отраслей, что стимулирует их к объединению в ФПГ с большим числом участников [3].
Если говорить о развитии финансово-промышленных групп в Республике Татарстан, то в 1996 году была принята программа содействия созданию ФПГ, которая была утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (№ 696 от 14 августа 1996г.) [4]. В ней подчеркивалось, что поддержка будет оказана лишь наиболее эффективным инвестиционным проектам и программам в индивидуальном порядке. Однако, не получив ожидаемый результат в 2004 году Постановлением КМ РТ от 6 июля № 320 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан» [5] предыдущее постановление было признано утратившим силу.
С 2000 года начался период создания крупных хозяйствующих структур - агропромышленных формирований холдингового типа. Примером может быть ОАО «Холдинговая компания «Золотой колос», созданная в 2002 году в Республике Татарстан. В данную группу входят Бу-рундуковский элеватор, Буинский элеватор, Буинский сахарный завод, птицефабрика «Юбилейная», Каратунское хлебоприемное предприятие и ряд хозяйств в Дрожжановском, Кайбицком, Буинском и Тетюшском районах Татарстана [6]. В 2004 году была создана агрофирма «Ак Барс Агро» - сельскохозяйственное предприятие, расположенное в Арском районе Республики Татарстан. Предприятие было образовано в составе казанского агропромышленного блока ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» [7].
Оценивая тенденции становления агропромышленной интеграции в России, можно сделать вывод, что наиболее интенсивно развивающимися формами установления интеграционных связей в АПК являются:
• создание перерабатывающих производств сельскими товаропроизводителями;
• организация сельскими товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями и объединений для совместной переработки и реализации продукции;
• организация конкурентоспособных межрайонных объединений регионального (краевого, областного) уровня;
• создание агропромышленных формирований предприятиями и организациями различных отраслей.
Опыт свидетельствует, что интегрированные структуры, объединяющие в своем составе различные звенья (от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям), являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики. Они получают распространение во многих регионах Российской Федерации и характеризуются большим разнообразием по организационно-правовым формам, составу участников, видам деятельности, формам собственности.
Основными принципами, лежащими в основе создания агропромышленных интегрированных формирований, являются следующие: принцип добровольности, принцип целостности(при организации и деятельности агропромышленных формирований должна быть четкая согласованность между всеми звеньями (участниками) интегрированного процесса.), принцип «ведущего звена»(при становлении интегрированного агропромышленного формирования (АПФ) возникает вопрос о выборе предприятия-интегратора, функции которого может выполнять устойчивое в финансовом плане предприятие с сохранившимся производственным потенциалом), принцип поддержки и содействия со стороны административных органов [3].
Для стабилизации агропромышленного производства при дефиците государственных средств мобилизация финансовых ресурсов в агропромышленную сферу достигается посредством вовлечения банковских структур, а также промышленных фирм. В этой связи возникает объективная необходимость в создании агропромышленных формирований корпоративного (акционерного) типа (холдингов, аграрных промышленно-финансовых групп). Стратегией создания данной модели агропромышленных формирований является не только производственнотехнологическая, но и финансовая интеграция. Данная модель агропромышленного формирования на практике находит распространение в виде производственно-торговых компаний преимущественно в форме ОАО. В
ряде регионов созданы АПФ в форме обществ с ограниченной ответственностью. Например, агрофирма ООО «Ак Барс Агро» в Республике Татарстан, ООО «Агрокорпорация Красногорская» в Челябинской области и др. В ряде регионов в форме ООО были созданы органы управления некоторыми отраслями перерабатывающей промышленности (бывшие предприятия мясной, молочной, масложировой промышленности). Но в целом образование АПФ в форме ООО на практике нашло менее широкое распространение [1].
Интеграция банковского и агропромышленного капитала в России должна стать составной частью системы реформирования национальной экономики. Помимо объективных предпосылок, складывающихся в самом агропроизводстве, науке и технике, определяющие импульсы для интеграции банковского и агропромышленного капитала задает в России рыночная среда. В свою очередь, создаваемые на базе интеграции банковского и агропромышленного капиталов образования играют в этой рыночной среде вполне определенную структурирующую роль[8].
Реальная интеграция банковского и агропромышленного капиталов могла бы стать существенным фактором решения целого ряда возникших актуальных проблем. К их числу следует отнести спад инвестиционной активности в аграрной сфере. В данной ситуации новые межотраслевые диверсифицированные структуры, сформировавшиеся на основе процесса интеграции банковского и агропромышленного капиталов, должны стать своего рода очагами стабилизации, а затем и экономического роста. Они способны сконцентрировать необходимую «критическую массу» ресурсов для преодоления инвестиционного кризиса [8].
Формируемые на базе интеграции банковского и агропромышленного капитала группы должны стать именно теми структурами, с которыми наиболее охотно сотрудничают иностранные инвесторы, так как подобные объединения обладают достаточной автономией в принятии и осуществлении основополагающих решений.
Однако, несмотря на очевидные преимущества связанные с интеграцией банковского и агропромышленного капиталов, существует ряд факторов, которые сдерживают данный процесс. Это общая экономическая и политическая нестабильность. Кроме того, еще не выработаны эффективные механизмы страхования рисков, не сформирована детально разработанная законодательная база по основополагающим элементам рыночных отношений - собственности, ценным бумагам, трасту, залогу и
пр. Крайне несовершенна налоговая политика. Излишнее вмешательство государства во многие аспекты интеграции банковского и агропромышленного капитала, его опека по тем вопросам создания и деятельности аграрных ФПГ , которые могут решаться самими их участниками, необходимость многочисленных согласований в центре и регионе. Данные факторы, безусловно, тормозят процессы интеграции банковского и агропромышленного капиталов. Тем не менее, все крупные российские банки участвуют в реализации производственных проектов, несмотря на часто имеющие при этом место очень высокие риски. Следует также учитывать, что возможность ухудшения положения таких банков является потенциальной угрозой для всей экономики страны.
Если обратиться к специфике агропромышленной интеграции зарубежных стран то она заключается в том, что в большинстве случаев ее объектом является сельское хозяйство, а прямым или косвенным ее инициатором и координатором - несельскохозяйственные фирмы. К основным факторам, способствующим развитию агропромышленной интеграции в развитых странах, относят усиление государственного регулирования отраслей АПК, накопление и концентрацию капитала в них, а также повышение значимости в конечной продукции АПК несельскохозяйственных отраслей.
Контрактная система взаимоотношений при реализации сельскохозяйственной продукции особенно развита в Великобритании и Италии. Продажа сырья перерабатывающим фирмам по контракту представляет собой форму вертикальной интеграции, которая играет особенно важную роль в производстве и сбыте фруктов и овощей для консервирования и замораживания. Преимущества заключаемых контрактов для фермеров состоят, в основном, в гарантированном сбыте и установлении гарантированной цены, а также в получении кредитов и технической помощи. Преимущества переработчиков при подобной системе заключаются в гарантированных поставках продукции фермерами.
Отличительной особенностью формирования интеграционных агропромышленных связей в странах Северной Европы (Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии), по сравнению с другими развитыми странами, является преобладающее участие в этом процессе сельскохозяйственных кооперативов. Они выступают инициаторами стабильных связей между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, играют важную роль в переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, производст-
венном обслуживании фермеров, имея широкую сеть своих перерабатывающих, сбытовых и обслуживающих предприятий. Так, в Финляндии 80% пищевой продукции производится 20 крупными объединениями, что способствует повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции [7].
Зарубежный опыт развития агропромышленной интеграции позволяет сформировать основные принципы, которые должны быть учтены при организации интегрированных формирований в АПК России: учет устойчивых тенденций на рынке, выбор видов и объемов товарной продукции; учет интересов и мотивов потенциальных участников интегрированного формирования; выбор предприятия-интегратора, обладающего определенными возможностями; диверсификация интегрированного формирования; совершенствование организационной структуры производства и управления, а также сочетание в управлении коллегиальности при выработке решения и персональная ответственность при его реализации [3].
Развитие интеграционных процессов в агропромышленной сфере в значительной мере зависит от государственной поддержки. Успех функционирования агропромышленных объединений в начальный период во многом определяется созданием необходимой системы их ресурсного и финансового обеспечения. В связи с этим государство должно регулировать процессы формирования агропромышленных предприятий, стимулирование их деятельности. Одной из тенденций настоящего времени является трансформация форм государственного воздействия на экономику. Она проявляется через попытки снижения административных барьеров предпринимательской деятельности, унификация законодательства, повышение эффективности взаимодействия государственных институтов с бизнесом.
Большое опасение участников интеграционного процесса и всего агропромышленного комплекса вызывает вопрос вступления России в ВТО. Как известно, торговля сельскохозяйственными товарами в ВТО регулируется Соглашением ВТО по сельскому хозяйству, которое содержит положения по трем блокам вопросов: доступ на рынок (таможенные тарифы, тарифные квоты), внутренняя поддержка сельского хозяйства и экспортные субсидии.
По словам руководителя отдела ВТО Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли России
Д. Лякишева средневзвешенный уровень таможенных пошлин на базовые сельхозтовары после присоединения России к ВТО практически не изменится. Напротив, по некоторым сельхозтоварам возможно повышение существующего уровня тарифной защиты. Текущая переговорная позиция по объему господдержки (9 млрд.долларов США) в несколько раз превышает реальный объем средств, расходуемых на субсидирование сельхозпроизводства в России в последние несколько лет (около 3 млрд долларов США). Таким образом, присоединение России к ВТО сохранит существующие условия для производства и торговли отечественной сельхозпродукцией, а впоследствии их улучшит [9].
Но на наш взгляд опасность все же есть. Вступление в ВТО предполагает «либерализацию» сельского хозяйства, что в свою очередь подрывает безопасность продовольственного обеспечения. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО требует открыть рынки стран «третьего мира». Под лозунгом «мировой свободной торговли» сельское хозяйство, призванное обеспечить население продовольствием, перепрофилируется в экспортноориентированную аграрную промышленность. Но и это еще не самое страшное. Настоящая угроза состоит в том, что США и ЕС продолжают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных производителей. К тому же по исследованиям FAO в странах «третьего мира» вырастает оббьем импорта сельскохозяйственной продукции, а не экспорта [10].
В заключении хотелось бы отметить, что необходимым условием восстановления и развития отечественного АПК является активизация структурно- интеграционных процессов, прежде всего интеграции финансового и агропромышленного капитала и формирование сети эффективного функционирования аграрных ФГП.
Источники
1. Все предприятия России. Электронный ресурс http://www.glavsnab.ru/Organization/Details/1457937
2. Россия: Итоги 1998 года. http://library.by/portalus/modules/ruseconomics/readme.php?subaction= =showcomments&id= 1096039264&archive=2210&start_from=&ucat=2&
3. Дубова Г.А., Баклаженко Ю.Д., Бахтеев А.Н., Рассказов Л.М. Кооперация и интеграция в АПК: уч. для вузов / В.М. Володин, Л.Н.; под общ. ред. В.М. Володина. Пенза, 2005. 373 ^
4. Постановление КМ РТ от 14 августа 1996 г. N 696 «О Программе содействия созданию финансово-промышленных групп в Республике Татарстан».
5. Постановление КМ РТ от 6 июля 2004 г. N 320 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан».
6. Гараева Ю. Для «Золотого колоса» наступил семнадцатый год // Коммерсантъ (Казань). 2010 г.
№ 155 (4453).
7. Официальный сайт ОАО 2Холдинговая компания «Ак Барс». http://www.abh.ru/mdex.php?page =static_page&DocШ= 126
8. Марченко Г.Н., Мансуров Р.Е., Алтынбаева Э.Р. Проблемы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности интегрированных агропромышленных формирований, 2009. 331 ^
9. Официальный сайт Комитета РСПП по торговой политике и ВТО http://www.rgwto.com/faq.asp?id= 49894&topic_id=2969&fuИ_mode=1
10. Ждановская А. Что такое ВТО? В чьих интересах в ВТО принимаются решения? Чем опасна ВТО? / Научно-просветительский журнал СКЕПСИС. Электронный ресурс. http://scepsis.ru/library/id_2546.html
Зарегистрирована 28.02.2011 г.
Сведение об авторах: Круглова Наталья Евгеньевна, Казанский государственный энергетический университет(КГЭУ), кафедра «Экономики и организации производства» (ЭОП), аспирантка. Тел.: 8 937-525-41-84; flowerstree@mail.ru
Круглова Н.Е.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО
КОМПЛЕКСА
В статье описываются этапы развития процесса агропромышленной интеграции в России и анализируется опыт зарубежных стран. Разъясняются опасения инвесторов и участников интеграционного процесса по поводу вступления России в ВТО.
Ключевые слова: опыт, интеграция, ВТО, государственное регулирование.
Kruglova Natalya E.
INTEGRATION PROCESSES AS THE ESSENTIAL FACTOR OF INVESTMENT APPEAL INCREASE OF AGRICULTURE
The article describes the stages of the process of agro industrial integration in Russia and analyzes the experience offoreign countries. Fears of investors and participants of integration process in occasion of the introduction of Russia into WTO are explained.
Keywords: experience, integration, WTO, state regulation.