Научная статья на тему 'Интеграционные методы обучения предмету «Манасоведение» с этнографией и топонимикой'

Интеграционные методы обучения предмету «Манасоведение» с этнографией и топонимикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграционные идеи / интеграционное обучение / интеграционный принцип / межпредметные связи / генетические связи / родственные предметы / Манасоведение / история / исторические источники / этнография / наука топонимика / модель / integration ideas / integration training / integration principle / interdisciplinary communication / genetic links / related items / in Manas studies / history / historical sources / ethnography / science / toponymics / model.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадумарова М. К.

В данной статье рассматриваются вопросы введения новых технологий обучения с целью вызвать интерес студентов к получению знания и дать углубленное знание. Постарались показать актуальность интеграционного обучения и его способы внедрения. А, также предлагаем интеграционное обучение на примере предмета «Манасоведение» с родственным предметом «История».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the introduction of new learning technologies to cause the interest of students to obtain knowledge and give an in-depth knowledge. We tried to show the relevance of the integration of learning and ways of implementation. And we also offer training on the example of the integration of the subject "Manas studies" related to the subject of "History".

Текст научной работы на тему «Интеграционные методы обучения предмету «Манасоведение» с этнографией и топонимикой»

Территория науки. 2015. № 6

форм обучения // Информатика и образование. 2012. № 10. С. 100-103.

3. Магомедов, Р.М. Новые задачи учителя информатики для достижения современных образовательных результатов // Территория науки. 2015. № 2. С. 59-65.

4. Магомедов Р.М. Требования, предъявляемые к учителю информатики в новой информационно -образовательной среде / Р.М. Магомедов, М.М. Ниматулаев // Наука и школа. 2012. № 1. С. 41-42.

5. Маккарти, Д. Что такое искусственный интеллект? / Д. Маккарти. -2007.

6. Москвин Г.В. Лабиринты интеллекта / Г.В. Москвин. - 2010.

7. Ниматулаев М.М. Содержание компонентов педагогической деятельности при использовании веб-ресурсов в условиях информационно -коммуникационной среды / М.М. Ниматулаев, Р.М. Магомедов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2011. № 2. С. 12-15.

8. Рассел С. Искусственный интеллект. Современный подход /С. Рассел, П. Норвиг. - М.: Изд-ский "Вильямс", 2006. - 1410 с.

9. Сурхаев М.А. Инновации в работе современного учителя / М.А. Сурхаев, М.М. Ниматулаев, Р.М. Магомедов // Территория науки. 2015. № 3. С. 17-22.

10. Энциклопедия Британника. - 2012.

Мадумарова М.К.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «МАНАСОВЕДЕНИЕ» С ЭТНОГРАФИЕЙ И ТОПОНИМИКОЙ

Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт

Ключевые слова: интеграционные идеи, интеграционное обучение, интеграционный принцип, межпредметные связи, генетические связи, родственные предметы, Манасоведение, история, исторические источники, этнография, наука топонимика, модель.

Keywords: integration ideas, integration training, integration principle, interdisciplinary communication, genetic links, related items, in Manas studies, history, historical sources, ethnography, science, toponymics, model.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы введения новых технологий обучения с целью вызвать интерес студентов к получению знания и дать углубленное знание. Постарались показать актуальность интеграционного обучения и его способы внедрения. А, также предлагаем интеграционное обучение на примере предмета

45

Территория науки. 2015. № 6

«Манасоведение» с родственным предметом «История».

Abstract: This article deals with the introduction of new learning technologies to cause the interest of students to obtain knowledge and give an in-depth knowledge. We tried to show the relevance of the integration of learning and ways of implementation. And we also offer training on the example of the integration of the subject "Manas studies" related to the subject of "History".

В настоящее время одним из актуальных вопросов образования в вузах является побуждение интереса студентов к знаниям и углубленное обучение предмету. Поэтому, чтобы повысить эффективность обучения и воспитания требуется при обучении внедрить концептуальные изменения, новые технологии и интеграционные идеи педагогической науки. Одной из этих новых технологий является интеграционное обучение, которое направлено на отражение внутренних связей содержания научного образования. Интеграционное обучение помогает эффективно использовать и объединить несколько наук, научно-исследовательские методы и межпредметные связи.

В настоящее время интеграционное обучение «Манасоведение» с другими предметами способствует развитию мышления, дополнению знаний, определению связи информации различной степени сложности. Через это студенты получают систематическое,

комплексное и эффективное образование. У студентов повышается интерес к изучению эпоса, усиливается единый взгляд на мир и появляется возможность формирования всесторонне развитой личности.

Мы предлагаем на практике способы интегрированного обучения предмета «Манасоведение» с родственным предметом «История». Потому что интерес студентов к эпосу появится только тогда, когда доведем им историческое величие эпоса. Во времена Советского Союза в учебном процессе предмет «История» преподавался по отдельности без истории нации, этнокультуры и этнопедагогики. В результате подрастающее поколение недостаточно получало знания о ду ховных ценностях других наций, а об эпосе знали как об объемном литературном произведении.

Наша цель заключается в интегрировании предметов Манасоведение и истории Кыргызстана, истории с этнокультурой и этнопедагогикой. После этого студентам можно дать понятия о генетических связях эпоса Манас с историей Кыргызского народа и подробную информацию о науке Манасоведение. Такие методы имеют

46

Территория науки. 2015. № 6

большое значение в повышении эффективности процесса обучения и воспитания. В процессе обучения опираемся на педагогические исследования и на научные труды ученых, анализирующих историческое величие Манаса. Теперь, прежде чем приступить к изучению проблемы, определимся с понятием модели обучения.

Модель обучения определяет ход учебного процесса и цикл реализации учебных мероприятий с философской точки зрения. Такие модели имеют немаловажное значение в составлении учебной программы, в систематизации учебных материалов, а также регулируют учебный процесс на уроке и в других условиях. Итак, философские взгляды, которые помогают при выборе и реализации учебных стратегий, методов и способов, называются моделью обучения. При составлении модели урока учитываем все компоненты принципов интеграции, т.е. концентрируемся на цель обучения и на развитие мышления студентов.

Мы при интеграции предмета «Манасоведение» моделируем его по группам, далее остановимся на объединении внутренних разделов предмета «История». Интегрированные уроки проводят двое или несколько предметников. Это зависит от количества интегрированных предметов и от сложности содержания. Если содержание данной темы обобщено, тематика содержит в себе обширную информацию, если преподаватель имеет возможность свободно интегрировать, в таком случае преподаватель сам может вести урок. В других случаях урок организовывается после того, как преподаватели приходят к взаимному соглашению.

В интегрированном уроке преподаватель по Манасоведению, в первую очередь, объясняет историческое содержание эпоса «Манас», его историческое величие, происхождение племен и батыров, т.е. объясняет генеологию эпоса. Географические названия, топонимика эпоса анализируются с помощью цепочек слов, взятых из текста. Преподаватель истории рассказывает о бытии древних кыргызов, как культура изображена в эпосе, объясняет понятия из эпоса: белдемчи (вид женской одежды, надеваемое на пояс), соот (панцирь), кыяк (национальный музыкальный струнный инструмент), ак олпок (белый войлок), такие вещи в реальности носили Эне-Сайские воины, археологические находки (соответствие оружия с историческим вооружением кыргызов, топонимические названия земель, мавзолей Манаса и др.), о значении в исследованиях Манасоведения.

В этой связи рассматриваются тематические типы взглядов, основанных на исторических источниках.

Преподаватель заранее планирует и составляет модель в

47

Территория науки. 2015. № 6

зависимости от степени связи интеграции. Показываем следующий сгруппированный тип модели (рис 1) .

манасоведение

>►

тарых

генеология

топонимика

этнография

археология

Рисунок 1. Модель изучения предмета «Манасоведение»

Из этого рисунка мы видим, что предмет «Манасоведение» по групповым линиям интегрируется с отраслями истории.

Студентам особое впечатление жает выход на экскурсию во время интеграционного обучения предмету «Манасоведение» с этнографическими и топонимическими науками. Учебная экскурсия является одной из эффективных форм в организации учебного процесса. Во время учебных экскурсий студенты знакомятся с историческими, священными топонимическими местностями и организовывают исследовательскую деятельность. Здесь мы предлагаем следующие виды экскурсий:

а) Внепрограммные экскурсии. Здесь мы учитываем экскурсии, связанные с учебными материалами общеобразовательного и воспитательного значения. Потому что преподаватель не может показать жизнь древних людей, историю известных личностей, он может только объяснить все это на словах А если пойти на экскурсию в музеи или в галереи, студенты своими глазами познакомятся с экспонатами и с жизнью древних кыргызов. Музеи и фото -галереи имеют огромное значение в познании культурно -исторических ценностей и в воспитании подрастающего поколения.

б) Экскурсии по историческим или по топонимическим священным местностям из эпоса. На территории Кыргызстана очень много священных мест, связанных с эпосом «Манас». Выходя на экскурсии в такие места, повышается интерес к сюжету эпоса, историческим местам, эпическим героям, характерам, рассказам,

48

Территория науки. 2015. № 6

повышаются исследовательские умения.

Также с помощью таких экскурсий можно дать студентам обширную информацию об истории священных мест, народные поверья о воде, о животных и о растениях и многое другое.

Следовательно, необходимо найти общее содержание Манасоведения и истории. При планировании урока сначала выбирается тема интегрируемого урока, после чего темы и материалы по содержаниям приводятся в порядок и определяем время проведения урока.

Эффективность интегрированного обучения в первую очередь зависит от понимания содержания темы преподавателями и студентами. Интегрированное обучение направлено на развитие навыков, на достижение цели и стимулирование обучения. Значит, в процессе обучения необходимо соблюсти автономность элементов интеграции, показать качество интеграции и появления новых качеств.

Интеграция предметов рассматривается не только как межпредметная связь, но и как технология, метод интеграции и формы обучения.

Интеграция естественных и гуманитарных наук помогает связать учебный материал с историей, с жизнью, появляется интерес к познанию окружающей среды, развитию кругозора и речи, повышается уровень воспитанности.

На рисунке 2 показано содержание общей интеграции предметов, методы и формы. '

Рисунок 2. Интеграция предметов в изучении Манаса

49

Территория науки. 2015. № 6

Таким способом достижение успеха зависит от результата работы. Соискательство, педагогическая деятельность зависит не от уровня традиционной методики, а от качества уровня интеграции методики обучения и от интеграции предметов.

В данном случае педагогическая деятельность - это результат содержания, методов и форм.

Поэтому важно правильное сочетание в интеграции разных способов учебной деятельности.

Список литературы

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.- М., 1996.-174с.

2. Бурханова И.Ю. Субъект метазнания как целевой ориентир образовательной деятельности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 50-53

3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 1981. - 159 с.

4. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики// Образование и общество. 20 09. № 1. С. 9-13.

5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Повышение конкурентоспособности профессионального образования на основе интеграции с бизнес-средой// Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы II-ой международной научно -практической конференции : в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 201-203.

Мусурманова Г.С., Гайыпова Б.А.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАГОЛОВ ДЕЙСТВИЯ В КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Баткенский государственный университет

Ключевые слова: глаголы действия, классификация, кыргызский язык, лексика.

Keywords: action verbs, classification, Kyrgyz,vocabulary.

Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к классификации глаголов действия в кыргызском языке.

Abstract: The article considers the modern approaches to the classification of action verbs in the Kyrgyz language.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.