Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования
УДК 373.3
М.К. Мадумарова
МЕТОДЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЗАВЕТОВ МАНАСА В ЦЕЛЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И УКРЕПЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт
Аннотация: В данной статье рассматриваются некоторые вопросы о необходимости единой идеологии в развитии и процветании Кыргызстана. Автором предлагаются цели распространения заветов Манаса в учебном процессе вузов. А, также предлагаются методы обучения содержанию заветов Манаса на уроках Манасоведение, интегрируя их с историческими событиями.
Ключевые слова: единая идеология, приоритетное направление, интеграционный урок, интеграционные возможности, интеллектуальные способности, адаптация, соискательство, интеграция Манасоведение с историей, иллюстративные средства.
UDC 373.3
M.K. Madumarova
METHODS OF INTEGRATED TRAINING COVENANTS MANAS FOR DISTRIBUTION NATIONAL IDEOLOGIES AND STRENGTHENING OF PUBLIC
Kyzyl-Kiya Humanities and Education Institute
Abstract: This article discusses some questions about the necessity for a single ideology in the development and prosperity of Kyrgyzstan. The author offers objective dissemination of the covenants of Manas in the educational process of universities. And it also suggests methods of training the contents of Manas covenants at Manas studies, integrating them with historical events.
Keywords: single ideology, priorities, integration lesson, integration capabilities, intellectual ability, adaptation, soiskatelstvo integration Manas studies the history, illustrative means.
После приобретения суверенитета Кыргызская Республика пережила тяжелые экономические ситуации и политические беспорядки. Это Баткен-ские, Аксыйские и Апрельские события, межнациональное столкновение в Оше, нерешенные пограничные вопросы между соседними государствами и другие. В стране настало время разработать единую идеологию, для укрепления государственности, единство, воспитание молодежи в духе патриотизма, беречь дружбу, стабильность и мир в стране, не отдавать даже клочка земли чужим странам, использование природных богатств Кыргызстана только во благо своего народа.
Если смотреть в рамках процессов кардинальных изменений в обществе эпохи глобализации, то интеграция, безусловно, служит зеркалом, отражающим все изменения в образовании. Потому что Кыргызстан во время своих активных действий в сторону участия в опыте демократического устройства развитых государств, рыночной экономики, Европейской и мировой интеграции не может не потребовать всего этого. Этим и обосновывается актуальность интегрированного обучения в вузах. Одним из новшеств современного образования, является интегрированный урок.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интегрирования в обучении иногда может быть не только технологическим, но и методологическим. И это является источником самообразования [1-5].
Интеграция языковых, естественных и гуманитарных циклов позволяет более тесно связать учебный материал с жизнью, вызвать интерес к познанию окружающей действительности, расширить словарный запас и кругозор студентов, повысить их уровень воспитанности. Интеграция занимает боль-
шое значение в развитии интеллектуальных способностей студентов. В интеграционном обучении студент имеет возможность на творческий потенциал и многостороннее обучение. Это облегчает адаптацию к обучению в вузе [6-7].
Теперь мы представим вам модель интегрированного урока по предмету «Манасоведение»:
Сначала даем информацию о великих идеях эпоса, об исторической судьбе эпоса и об идеологической борьбе в истории Кыргызстана и о его нынешнем положении [8-10].
В начале урока преподаватель просит студентов написать на доске или в тетради заповеди, которые слышали от родителей. Например, веди себя хорошо, не ходи по ночам, будь вежливым, не пропускай занятия, дружи с хорошими людьми, хорошо учись, экономь деньги, не сплетничай, не лги, будь внимателен к родным, уступи место старшим, уважай старших и др.
После этого по стратегии мозговой штурм задаются следующие вопросы [1114]:
1. Как вы понимаете значение слова «завет»?
2. Какие заветы вы больше соблюдаете?
3. Расскажите семь заветов Манаса?
4. Почему вы думаете, что от тематического содержания эпоса выбрали семь заветов Манаса?
При организации интегрированного урока применяются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля и это помогает выработать умение, научить владению приемами, помогает активизировать урок и интенсивно работать со студентами. Например, при помощи метода «круглый стол» можно обсуждать общественные проблемы или другие
спорные вопросы.
Для обсуждения сначала на доске пишется тема: «Идеологическая борьба в истории Кыргызстана и его нынешнее положение».
Студентам дается время на подготовку по теме. После этого студенты должны через обсуждение семи заветов Манаса кратко и четко изложить свое мнение.
1. Выберите позицию, расскажите свое мнение;
2. Напишите причину, почему вы так думаете?
3. Докажите, приведите пример;
4. Обобщите мнение, сделайте вывод.
Ответы студента:
1. Моя позиция - объединение нации.
2. Потому что, тот, кто отделяется, останется одиноким.
Другие народы, услышав об этом,
Назовут кыргызов разрозненным.
3. Например, из-за отсутствия внутреннего согласия между кыргызскими племенами было очень много раскола. И в истории Кыргызов было очень много таких событий. Война между кыргызами и уйгурами, война с калмакскими завоевателями или в XIX веке колониальное нашествие России на Кыргызов и др.
4. Делаем вывод: согласно требованиям времени долг каждой личности - понимание того, что стремление к объединению - это первостепенная задача, пробуждающая национальные чувства, патриотизм и достоинство кыргызов.
Таким образом, каждый студент выражает свое мнение, отношение к заветам Манаса, также студенты обсуждают об идеологической борьбе в истории кыргызов и о необходимости идеологической борьбы в наше время. Через такие приемы студенты учатся по конкретной проблеме выражать свои мнения, отстаивать свои взгляды, закреплять, обогащать и приводить в порядок знания. После таких обсуждений пре-
подаватель вводит некоторые дополнения информации, исправляет, затем заветы Манаса интегрирует с историей и после чего делает следующие выводы:
«Манас» - золотая сокровищница, веками собиравшее традиции кыргызов. Важность сокровищницы - это бесценное наследие будущему поколению. Семь заветов Манаса - это объединение нации, согласие между нациями, дружба и сотрудничество, честь и патриотизм нации, неутомимый труд, через творчество и знания стремление к счастливой жизни, гуманизм, щедрость, простота, гармония с природой, укрепление Кыргызского государства - это все взято с содержания эпоса. Каждый из них по-своему является главной темой эпоса и соединена напрямую с идеями, развивая и углубляя его мысль [15-20].
В эпосе кыргызы из-за отсутствия между родовыми племенами единства и согласия терпели поражения в бою с врагами и убегая, перекочевывали в разные стороны света.Герой Манас объединяет разрозненные племена, вступает в дружеские отношения с другими племенами и основывает сильное государство. Кыр-гызы из-за своей сплоченности и единства, несмотря на малое количество народа, за многие века не исчезая сохраняют народность [21-24].
Мы постарались дать историко-генеологическое древо как показательное средство, на основе этого древа содержание семи заветов решается через интеграцию с историей (рис.1).
Как показано на рисунке в истории Кыргызстана Барсбек каган, Эрен улук, Алп Сол основоположники кыргызской государственности, в XVП-XVШ вв. в воине против жунгарами кыргызско-казахский хан Эр Эшим, наследники Та-гай бия Доолос батыр, Манап бий, Кокум бий, Жарбан батыр, Чаа бий, Базыл батыр и др показаны как идеология патриотизма. Сохранение народных традиций -это долг каждого гражданина. В XV -XIX вв. кыргызы продолжали бороться за сохранение независимости. В это время кыргызы не признавали монголов, руко-
водители племен начинали брать в свои руки борозды правления своей территории. Когда уже теряло свою силу внутреннее согласие у монголов, среди кыргызов вышел Мухаммед-Кыргыз (Тагай бий), он объединил «правое» и «левое» крыло кыргызов, объединил
представителей всех этносов. В 1508 году, посадили на белый войлок и короновали ханом и дали имя Мухаммед-Кыргыз. Он дружил с казахским султаном и кыргызы с казахами вместе боролись и не позволяли монголам завладеть
северным Кыргызстаном. [25-26].
Рисунок 1 - Историко-генеологическое древо развития кыргызов
В 70 годы XVIII века в воине против казахского хана Аблай из кыргызов вышли Жайыл батыр, Бишкек батыр, Маматкул бий, Эр Садыр, в середине XIX века против казахского хана Ке-ненсары противодействовали Ормон хан, Жантай, Жангарач, Ажыбек батыр. В середине XIX века с помощью Шаб-дан батыр, Болокбай бий, Байтик батыра налаживались братские отношения
между кыргызами и казахами. Противостояли завоевательной политике Кокон-ского ханства Тайлак батыр, Табылды батыр, Исхак Асан уулу (Полот хан), Алайская царица Курманжан датка, в конце XIX века против русской колонизации вышли такие как Мадали Дукчи эшен и Зыядин Максым уулу, лучшие сыны, можно сказать основоположники кыргызской государственности были И.
Раззаков, И. Айдарбеков, А. Орозбеков, Ю. Абдрахманов, Т. Кулатов, Б. Исаке-ев - они высоко ценили честь и достоинство, патриотизм, укрепляли межнациональное согласие, берегли нашу землю, природу, любили труд. На сегодняшний день беречь родину, своим хорошим поведением показать пример молодому поколению, укреплять сплоченность между нациями, служить патриотизмом своей стране - это долг каждого гражданина [27-28].
Хотим отметить следующие отличия структуры в модели вышесказанных интеграционных блоков урока от обычных уроков:
- точность фактов, из эпоса и из истории даны самые необходимые материалы;
- соблюдение границы интеграционных уроков;
- материалы на каждом этапе взаимосвязаны и дополняют друг друга (Исторические личности, которые шли по стопам Манаса и др.);
- даны материалы хорошо знакомые студентам т.е. в блоках использованные материалы даются с темами, прошедшими по истории;
- повышается эффективность, результативность, действенность.
В заключении этого можно сделать вывод о том, что в процессе обучения предмета «Манасоведение» использо-ние активных методов дает хорошие результаты. Во-первых, мы определили формы организации обучения и средства, составили методы интеграционного чения. На таких уроках создается больше возможностей для высказывания жений реализации творческого циала, словом создаются условия для полного развития личности студента.
Библиографический список
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5. С. 150-154.
2. Мадумарова М.К. Интеграционные методы обучения предмету «манасоведение» с этнографией и топонимикой // Территория науки. 2015. № 6. С. 45-50.
3. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. 2015. № 5. С. 52-59.
4. Чижов С.А. Технология проблемно-диалогового обучения как средство повышения качества образования // Территория науки. 2015. № 6..С. 71-74
5. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы науки и образования. 2015. № 5 (17). С. 47-52.
6. Леонова И.А., Гапонов О.И. Традиции как основа нравственно-эстетического воспитания курсантов и слушателей // Территория науки. 2015. № 4. С. 44-47.
7. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дис. д-ра. пед. наук: 13.00. - Екатеринбург, 1998. -308 ст.
8. Бекмухамедова Н.Х. Ритуальный контекст в поэтике сновидений киргизского героического эпоса «Манас» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 56. С. 171-176.
9. Бийгельдиева Ч.А. Мифологический способ конструирования реальности (на примере эпоса «Манас») // Приволжский научный вестник. 2016. № 1 (53). С. 136-140.
10. Курманова Г. Эпос «Манас» - Уникальный историко-культурный памятник устного народного творчества кыргызов // Alatoo Academic Studies. 2015. № 2. С. 116-120.
11. Баитова Ф.Т. Эпос «Манас» и этнопедагогическая подготовка будущего учителя // Научный журнал. 2016. № 1 (2). С. 42-45.
12. Жамгырчиева Г.Т. Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском эпосе «Манас» // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 1081-1083.
13. Мусурманова Г.С., Гайыпова Б.А. Глаголы созидательного действия в кыргыз-
ском языке // Территория науки. 2016. № 1. С. 12-15.
14. Эгимбаева Ж.Б., Дунганаева Ч.С. Сопоставительное изучение: согласование времен в английском и киргизском языках // Успехи современной науки и образования. 2015.№ 5. С. 111-115.
15. Ахметова Н.А., Калматова Г.М. Патриотические идеи эпоса «Манас» в системе воспитания духовно-нравственных ценностей // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 74-76.
16. Бекмухамедова Н.Х. Символика образа-архетипа «Байтерек» в поэтике эпоса «Манас» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 58. С. 141-146.
17. Мусурманова Г.С., Гайыпова Б.А. Классификация глаголов действия в кыргызском языке // Территория науки. 2015. № 6. С. 50-55.
18. Усенова Н.Э. Коммеморативный вклад российских ученых XIX-XX веков в генезисе кыргызского эпоса "Манас" // Высшая школа. 2015. № 5. С. 41-44.
19. Хонинов В.Н. Гиппонимы в калмыцком героическом эпосе «Джангар» и кыргызском «Манас» // Эрдэм шинжилгээний бутээлийн эмхэтгэл. 2013. № 5. С. 465-467.
20. Хуббитдинова Н.А. Общие и сходные традиционные мотивы и образы в киргизском эпосе «Манас» и башкирском устно-поэтическом творчестве // Исторические и историко-культурные связи башкир с народами стран ШОС и БРИКС. Сборник статей. Ответственный редактор Ш.Н. Исянгулов. Уфа, 2015. С. 158-164.
21. Бакчиев Т.А. Социальный статус сказителя в прошлом (на примере сказителей эпоса «Манас») // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 1. С. 37-42.
22. Жамгырчиева Г.Т. К вопросу архетипа в кыргызском эпосе (на примере эпоса «Манас») // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 4 (46). С. 126-128.
23. Намазбеков Т.Н. Экономика номадов в кыргызском эпосе «Манас» и этническое становление Кыргызстана // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 11. С. 1920.
24. Сыргабаев С.Б. Молодежь и эпос «Манас»: взгляд социолога // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2013. № 3. С. 222-226.
25. Акматова В.С. Постсоветская кыргызская литература и эпос «Манас» // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 5. С. 204-207.
26. Кубряк Е.Н. Древний киргизский эпос «Манас»: шедевр мировой культуры // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. 2014. № 1. С. 87-90.
27. Акеров Т.А., Джуманалиев Т.Д. Кераиты в версии эпоса «Манас», приведенной в книге «Маджму Ат-Таварих» С. Ахсикенди (XVI) // Мир Евразии. 2016. № 1 (32). С. 1322.
28. Кузьмина А.А. Этническая идентификация в якутском Олонхо и киргизском эпосе «Манас» // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 597-601.
Информация об авторе: Information about author:
Мадумарова Малохат Косимовна, Madumarova Malokhat Kosimovna,
старший преподаватель, Кызыл-Кийский Senior Lecturer, Kyzyl-Kiya Humanitarian Pedagogical
гуманитарно-педагогический институт, г. Кызыл- Institute, Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan Кия, Кыргызстан