Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / традиции / сплоченность / интеграция / дезинтеграция / Islam / traditions / cohesion / integration / disintegration

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борбасова Карлыгаш Молдагалиевна, Мукан Айгерим Болатовна

В данной статье всесторонне исследует интеграционное и дезинтеграционное влияние традиционной религии ислам на формирование национального единства в Казахстане. После распада Советского Правительства процесс формирования национального единства в Республике Казахстан стал одной из тем, привлекающих особое внимание научного сообщества. Период постсоветского развития Казахстана отмечен значительным усилением влияния ислама на различные сферы общественной жизни, а также возрождением мусульманства среди этнических казахов. Научные результаты статьи формируют системное представление о потенциале традиционного ислама в формировании национального единства, являющегося многоуровневым процессом. В статье проанализирована роль традиционного исламского потенциала в укреплении социально-нравственных принципов и стабильности общества. Дан ряд практических рекомендаций, связанных с усилением деятельности традиционного ислама в консолидации нации в динамике развития мульти культурного общества. В статье определены феноменология и сущность религии, всесторонне сформулирована функция традиционной исламской религии в обществе как хранителя единства, и распространителя ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Борбасова Карлыгаш Молдагалиевна, Мукан Айгерим Болатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article comprehensively examines the integration and disintegration influence of the traditional religion Islam on the formation of national unity in Kazakhstan. After the collapse of the Soviet Government, the process of forming national unity in the Republic of Kazakhstan has become one of the topics attracting special attention of the scientific community. The period of post-Soviet development of Kazakhstan was marked by a significant increase in the influence of Islam on various spheres of public life, as well as the revival of Islam among ethnic Kazakhs. The scientific results of the article form a systematic understanding of the potential of traditional Islam in the formation of national unity, which is a multi-level process. The article analyzes the role of traditional Islamic potential in strengthening social and moral principles and stability of society. A number of practical recommendations related to the strengthening of the activities of traditional Islam in the consolidation of the nation in the dynamics of the development of a multicultural society are given. The article defines the phenomenology and essence of religion, comprehensively formulates the function of the traditional Islamic religion in society as a guardian of unity and a distributor of value.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/medialichnost-v-personalnom-diskurse-blogosfery-kommunikativnye-sredstva-samovyrazheniya (дата обращения: 13.10.2023)

4. Нариньяни, A.C. Между эволюцией и сверхновыми технологиями: новый человек ближайшего будущего / А.С. Нариньяни // Вопросы философии. - 2008. - №4. - С. 3-17

5. Особенности коммуникации в блогосфере // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2009. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-kommunikatsii-v-blogosfere (дата обращения: 30.08.2023)

УДК 124.5

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ И ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОМ КАЗАХСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Борбасова Карлыгаш Молдагалиевна,

доктор философских наук, доцент Казахский национальный университет имени аль-Фараб (г. Алматы);

Мукан Айгерим Болатовна, докторант

Казахский национальный университет имени аль-Фараб (г. Алматы)

Аннотация. В данной статье всесторонне исследует интеграционное и дезинтеграционное влияние традиционной религии ислам на формирование национального единства в Казахстане. После распада Советского Правительства процесс формирования национального единства в Республике Казахстан стал одной из тем, привлекающих особое внимание научного сообщества. Период постсоветского развития Казахстана отмечен значительным усилением влияния ислама на различные сферы общественной жизни, а также возрождением мусульманства среди этнических казахов. Научные результаты статьи формируют системное представление о потенциале традиционного ислама в формировании национального единства, являющегося многоуровневым процессом. В статье проанализирована роль традиционного исламского потенциала в укреплении социально-нравственных принципов и стабильности общества. Дан ряд практических рекомендаций, связанных с усилением деятельности традиционного ислама в консолидации нации в динамике развития мульти культурного общества. В статье определены феноменология и сущность религии, всесторонне сформулирована функция традиционной исламской религии в обществе как хранителя единства, и распространителя ценности.

Ключевые слова: ислам, традиции, сплоченность, интеграция, дезинтеграция.

Annotation. This article comprehensively examines the integration and disintegration influence of the traditional religion Islam on the formation of national unity in Kazakhstan. After the collapse of the Soviet Government, the process of forming national unity in the Republic of Kazakhstan has become one of the topics attracting special attention of the scientific community. The period of post-Soviet development of Kazakhstan was marked by a significant increase in the influence of Islam on various spheres of public life, as well as the revival of Islam among ethnic Kazakhs. The scientific results of the article form a systematic understanding of the potential of traditional Islam in the formation of national unity, which is a multi-level process. The article analyzes the role of traditional Islamic potential in strengthening social and moral principles and stability of society. A number of practical recommendations related to the strengthening of the activities of traditional Islam in the consolidation of the nation in the dynamics of the development of a multicultural society are given. The article defines the phenomenology and essence of religion, comprehensively formulates the function of the traditional Islamic religion in society as a guardian of unity and a distributor of value.

Key words: Islam, traditions, cohesion, integration, disintegration.

Постановка проблемы. Традиционное соотношение ислама и национального единства в нашем государстве-это социальный процесс, который формируется через национально-культурную идентичность и общественную интеграцию. В казахстанском

обществе кодекс бытия и его отражение в общественном сознании и жизни тесно связаны с традиционным исламом. Один из цивилизованно-экзистенциальных вопросов казахского народа «Кто мы?" - вопрос. В этом контексте изучение интеграционной и дезинтеграционной силы традиционного ислама в формировании национального единства является задачей, имеющей научное значение. Если посмотреть на историческую ретроспективу и проанализировать труды исследователей роли ислама в казахстанском обществе, можно выявить две предпосылки бурного развития этой религии. Первый - крах атеистической идеологии в Советском правительстве, второй -можно заметить, что фактором, влияющим на казахскую идентичность, является информационная глобализация.

Актуальность определения понятия традиционного ислама как в научном обороте, так и на государственном уровне лежит в основе концепций «Рухани жацгыру» и «Мэцгшк Ел». Кем будут роль, формы, субъекты, институты религии в формировании национального единства? В этом смысле необходимо социальное единство, интеграция общества,и, как говорят, коллективная консолидация. Следовательно, изучение соотношения традиционного ислама и национального единства становится актуальной проблемой.

Изложение основного материала. К вопросу об традиционном исламе от казахстанских исследователей обратились Н.Ж. Байтенова, Е.Е. Бурова, А.Д. Курманалиева, Д.Т. Кенжетай, Ж.С. Сандыбаев, Б.М. Сатершинов, Н.Л. Сейтахметова, Г.Г. Соловьева, А.Г. Косиченко. Можно привести: Рысбекову Ш.С., Абжалов С., Мухитдин P.C., Нуртазину Н.Д., Муминову А.К., Борбасову K.M., Бейсенову Б., Затова К.Д., Багашарова К.С., Джалилова З.Г.

Не обошлось и без исторических фактов, что религия играет главную роль в закреплении ценностей, их сохранении, раздаче иным субъектам. Можно заметить, что формирование общества, основанного на национально-духовной, национально-культурной основе стран Востока, руководствовалось исламской религией. Религия - это сила, формирующая идеи и практики, культурное пространство и значения. Следовательно, ислам не может оставаться вне процесса национальной интеграции и дезинтеграции в нашей стране.

Когда исследователи сосредотачиваются на функциональной функции религии, они пишут, что она делится на несколько сфер. Различают институциональные, коммуникативные, когнетивные, рефлексивные сферы [2]. Согласно классификации Парсонса, в системе отношений считается, что религия обладает инакомыслящей силой. Они отражаются, например, в распределении квот хаджа и умры в Казахстане, ношении исламской атрибутики в общественных местах, надзоре за религиозным образованием в государственных школах, государственной бюрократии и религиозной сфере. Доказывается классификация ученых в регулировании системы общения приверженцев ислама и представителей других религий, в регулировании процесса радикализации различных исламских организаций и организаций, в миссионерской деятельности, в определении других видов деятельности государства.

В ясном понимании интеграционных или дезинтеграционных процессов в обществе данная классификация религиозной деятельности вносит важный вклад в научную экспертизу. Что касается взаимодействия государства и ислама (хадж и умра, вопросы религиозной одежды, государственная бюрократия и религия, государственные институты и религия ислама), а также религиозных и светских общин, айт, Курбан айт, рождественские праздники также могут быть фактором, объединяющим или препятствующим общественному единству. Несколько исламских исследователей отмечают, что деструктивные религиозные течения, оказывающие сильное влияние на мировом уровне, создают психологический, социальный, мировоззренческий, политический, культурный прессинг молодежи - толчок к дезинтеграционной силе в казахстанском обществе. "В настоящее время главная угроза целостности казахского государства исходит от действий радикальных течений со стороны. Религиозно-духовное мировоззрение и культурное наследие казахского народа, сложившееся на протяжении веков, со стороны этих течений подвергается критике», - пишет ученый-исламовед Адильбаев А. [3].

Следует отметить противоречивую идейную трансформацию групп, придающих национальному объединению дезинтеграционную ценность. К сожалению, растет число молодых людей, не знающих истории и традиций, культурного наследия и менталитета. В некоторых регионах преобладание мусульман над ханафитским, салафитским. В частности, отказ подчиняться имамам, утвержденным ДУМК, внутри мечети, непризнание Бектикен фат, неподчинение полномочным имамам, подчинение проповедникам, фетвам в зарубежных странах (Саудовская Аравия, Турция, Пакистан, Индия) наносят серьезный ущерб национальному объединению.

Приобщение казахской земли к военным действиям за рубежом, приравнивание всех религиозных традиций местного жамагата к «ереси», «ширку» создают угрозу как национальной, так и социальной сплоченности.

В этом контексте ученый Сатершинов Б., изучающий исламские традиции, в своей статье спросил: "Может ли в казахстанском обществе возникнуть агрессия и противостояние на основе несоответствия религиозной веры, в том числе есть ли вероятность развития религиозного радикализма?" - отвечает на вопрос следующим образом. "Может ли в казахстанском обществе возникнуть агрессия и противостояние на основе несоответствия религиозных убеждений, в том числе есть ли вероятность развития религиозного радикализма?« - на вопрос:» нет, потому что религия - явление исключительно позитивного характера " - ответили 39,9%. "Да, религия может быть агрессивной и привести к радикализму», - ответили 12,6%. 12,2% ответили, что религиозный радикализм может расти [4].

То есть, как научное сообщество, так и компетентные органы заявляют, что в обществе все группы религиозного радикализма, противоречащие основам традиционного ислама, отвергающие его в радикальной форме, финансируются религиозно-политическими силами. Сильно страдают от ксенофобии (враждебное отношение к представителям других национальностей), религиозной сплоченности, культурной сплоченности, национальной идентичности. Религия и национальные здоровые отношения также угрожали ненавистью и нетерпимостью дезинтеграционный процесс. Теперь на эти дезинтеграционные явления наша благородная религия-ислам, а также традиционный ислам своими нравственными принципами, ценностями мирного существования, дает мировоззренческую ориентацию многим народам. Учитывая, что пророки в исламе были посланы всему человечеству, можно сказать, что ни одна нация не является более этнической, чем другая [5]. потому что есть также некоторые радикальные группы, которые считают пророка Мухаммеда арабского происхождения, что он не имеет ничего общего с казахом, казахом. Обоснование на уровне государства сочетания обычаев и обычаев казахского народа в формировании национального единства, его популяризация - большая ответственность перед обществом. Потому что, будь то радикальные секты чуждого происхождения или другие христианские секты, казахи явно незаинтересованы в том, чтобы стать одним и стать сильнее.

Очевидно, что в бытовом мировоззрении казахского народа особое место занимают традиции и обычаи. В формировании национального единства казахскому народу необходимо определить свое культурное наследие и духовную направленность в философско-бытовом пространстве, в многообразии ценностей. "Как реагировать на течения, обладающие дезинтеграционной силой?" - вопрос, очевидно, отталкивает только идейно-ценностная, национально-культурная система, основанная на традиционной исламской духовности.

Теперь необходимо на научной основе определить понятие «традиционный ислам» в формировании национального единства.

Традиция является частью культурного наследия нации, которое сохранилось из поколения в поколение в обществе или социальной группе. Поскольку традиция-сложное явление, она складывается из общественного института, норм поведения, верований и ритуалов. Однако в гуманитарных науках это определение не является однозначным, для чего возникает необходимость анализа концептуальных основ этого понятия. Традиция-систематизированное, основанное на нормах отражение общественного сознания. Хотя обычаи и традиции в большинстве случаев используются как двойные слова, они имеют семантическую особенность. Обряд-это совокупность норм поведения, ритуалов и

законов в повседневной жизни нации, достигших от человеческого начала до общественного уровня, пишет Адильбаев А. [6].

Роль традиций в жизни, мировоззрении казахского народа очень высока. Потому что раньше кочевой формой жизни была система общественных отношений на просторах, расположенных в «сердце» Центральной Азии. На казахском языке «Ата видел..."именно он унаследовал систему ценностей казахского предка, то есть традиции. Сохранение этой традиции и культурного наследия у подрастающего поколения в целях сохранения религиозной целостности и национального единства в обществе станет фундаментом национального единства.

Традиция, получившая в обществе особо ценное национально-культурное наследие, придает польскому исследователю Э. Шацкому соответствующее научное значение и дает определение традиции следующим образом: «...традиция утверждает, что общественное наследие группы зависит от того, являются ли они подлинными и ложными, модели чувств, мышления и поведения, которые члены группы оценили как губительные или неуместные» [7].

Американский культурный антрополог Талал Асад приводит в своей статье следующую пословицу. "Традиция говорит он, - это не то, чему человек может научиться; не связь, которая необходима, когда он этого хочет, она сильнее, чем неспособность человека выбрать своего предка. Человек, у которого нет традиций, и тот, кто хочет их иметь, подобен несчастному любовнику» [8], то есть не каждая нация выбирает ритуал, это система ценностей, которая передается нации по наследству.

По мнению французского философа Рене Генона, традиция-это учение, познание, данное человечеству от Бога. Если рассматривать этимологическое значение слова "традиция», то оно сводится к значению "давать". Но со временем это значение изменилось и начало переходить в значения «наследие», «дар», которые многие понимают. То есть каждая нация должна воспринимать традицию не только как ценность, дар, но и как учение или систему познания. Тем не менее, Генон сказал, что понятие традиции нуждается в институтах и ресурсах, которые ее улучшат [9].

Если в казахском менталитете, мировоззрении, национальной идентичности есть две неотъемлемые традиции, то второе понимание - это обычай. В этом контексте мы проведем концептуальный анализ того, как слово «обычай» соотносится с обычаем в исламском шариате.

Следует отметить, что термин, используемый учеными, изучающими проблему единства, в учебниках, научных трудах как «уникальность», не полностью раскрывает значение латинского слова «identity». Однако, учитывая, что эквивалент слова «уникальность» в статье был утвержден Республиканской комиссией по терминологии при Правительстве РК [13] и часто встречается в других работах, мы взяли за основу этот термин в работе.

Идеи национального единства, государственности легли в основу появления в XX веке многих классических и современных научных литератур. Отметим: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Белл, Д.А. Растоу, П. Бергер, Дж. Хабермас, Э. Хобсбаум. Мы встречаем работы Э. Дюркгейма «социальное и моральное согласие» [14] Р. Белла «хорошее общество» и «светская религия» [15]. Работы, связанные с национализмом и религией, были написаны К. Джефрелотом и [16] Г. Фюллером, а[17] исследованы Т. Парсонсом по теории структурного функционализма [18]. Таким образом, можно увидеть, что теоретические работы по вопросам национализма, национального единства и взаимоотношений религий претерпели эволюцию от особенностей маргинальных отношений к формирующему национализму компоненту.

Если объединение рассматривается теоретически, его делят на несколько групп. В частности, они: профессиональные, национальные, этнические, региональные, политические и религиозные. Влияние религиозной сплоченности на национальную сплоченность было гарантом целостности общества. Потому что религия - это внешняя сила, влияющая на нее, потому что это система ценностей, которые могут легко подтолкнуть последователей этой религии к радикализации, направляя ее в идеологическую, религиозную текстовую трансформацию. Это, безусловно, способствует развитию дезинтеграционной тенденции в обществе. Национальное объединение влияет на устойчивое развитие общества. Существует высокая вероятность того, что в обществе

возникнет национально-политический кризис, когда Национальное объединение не будет определено принципиально и системно. Это приводит к тому, что граждане в обществе ищут сплоченность не изнутри, а извне, то есть остаются под влиянием других сил. Поэтому нация, основанная на национальной культуре и национальных традициях, с единообразием, строит государство, которое будет устойчиво развиваться и укрепляться.

Анализируя интегративную силу религии в нашей статье, мы собираемся продемонстрировать интеграционную и дезинтеграционную потенцию ислама в нашем обществе следующим образом.

Религия-это феномен, обладающий интеграционной силой. Ислам-это» инсания«, то есть толерантная религия, основанная на» морали". О том, что религия связана с духовно-сакральными основами в интеграционных политических, социальных, цивилизационных пространствах, пишут авторы-исследователи религии. Ислам признает другие нации и этносы. Считается, что они выполняют определенную функцию в истории человечества. Мухаммед в истории ислама утверждает, что приписывание пророками Салмана персидской расы своей семье, почитание и обращение с азаном к темнокожим Билялам -это межэтническая итеграционная сила ислама в исламских исследованиях.

Принадлежность к другим народам в национальной тургаде не соответствует принципам ислама. Будучи монотеистической религией, ислам полагает, что дно человечества лежит в основе концепции происхождения от одного и того же родителя и одной и той же матери, разделяя людей по происхождению и цвету, является «истощением периода тьмы». Исходя из этого, теоретически ислам свидетельствует о своей интеграционной силе.

Формирование исламской модели «казахи»-ислама, состоящего из 4 мазхабов, с учетом быта и обычаев, географического положения народов, принявших ислам, с сохранением основных принципов. Это привело к ассимиляции казахской идентичности с местными казахскими традициями (обычаями) ислама в историческом пространстве. Благодаря тесной связи исламского единства в Казахстане с ханафитским мазхабом возникли общественные отношения, основанные на этическом императиве и толерантности к представителям других религий. Об этом свидетельствует и написание ханафитского направления в Конституции Республики Казахстан. Это говорит о том, что дезинтеграционные радикальные элементы чужды казахскому бытию. А религиозная терпимость, очевидно, способствует сплочению какого-то общества. Сохранение и развитие ханафитской мазхаб в казахстанском политико-социальном пространстве является идейным отражением радикальных деструктивных элементов.

Среди жамагатов, исповедующих Ислам, можно проследить влияние ханафитской секты на климат ахличности или поведения. Это потому, что до того, как ислам превратился из объекта в субъект политических процессов под влиянием внешних триггеров, он был мирной и нравственной религией.

Обычаи и традиции, особенности бытия каждого народа играют большую роль в познании этого народа с другим народом. Поскольку в Республике Казахстан есть казахский народ, объединяющий государство, в этом географическом пространстве казахские традиции, обычаи играют смысловую роль, консолидация нации. Отсюда нелогичное отношение радикальных групп, пришедших в страну с момента обретения независимости, к обычаям, традициям казахского народа, не противоречащим принципиальным принципам исламской религии. Если даже в этой религии мы предполагаем, что бунт среди общества-более тяжкий грех, чем убийство, то есть все основания уважать традиции предков, сложившиеся в Казахстане как исторический факт.

Религиозно-догматический текст ислама, свод принципов рассматриваются как дезинтеграционный фактор, влияющий на субъекты общества, их идею и мышление, поведение и отношения. Исследователи, придерживающиеся этой идеи, ссылаются на религиозные секты (салафиты, ваххабиты, хариджиты, такфириты) и джамагаты, с которыми ислам в своей исторической перспективе развития соперничал между собой на основе догматических противоречий.

Догматические принципы в исламе переход в активную фазу с появлением внешних влияющих факторов. Поскольку Ислам по-разному относится к государственному строительству, закону, общественному строительству, эти требования также могут отражать его потенциал в оптимальное время. Очевидно, что на протяжении многих лет

это порождает конфронтацпонные процессы в доминирующем историко-культурном пространстве. Искажение догматических текстов в исламе является отличительным фактором от родственных, национальных, культурных, гражданских ценностей, которые были основой казахского бытия. Исследователи религии отмечают, что эта тенденция наносит ущерб целостности общества.

В Республике Казахстан религия является принципом, отличным от государства. Однако лучше понимать секуляризованные принципы, а не предвзятые. Необходимо, чтобы секуляризм не только ограничивал свободу вероисповедания, но и компенсировал религиозные потребности исповедующих граждан, позволял свободно использовать религиозную атирубтику, требуемую религией. Это связано с тем, что еще одной причиной всплеска дезинтеграционного потенциала является проблема школьного хиджаба. Несмотря на то, что в контексте закона» О религиозной деятельности и религиозных объединениях " четко обозначен статус хиджаба, существует недовольство практическими родителями. Эти тенденции в большинстве случаев наблюдаются в западных регионах Республики Казахстан. А учитывая концентрацию радикальных джамагатов в западных регионах, очевидно, что проблема хиджаба вызывает социальное недовольство, недоверие к власти в этих регионах. Это, в свою очередь, подталкивает к появлению частных школ для девочек. Он отметил, что «закрытая жизнь» школ, подготовка индивидуальной учебной программы могут вызвать и тенденцию к радикализации. А сепаратизм, то есть тенденция к разделению, создает опасную ситуацию в Общественно-культурном пространстве.

Пробуждение национального сознания-процесс, свойственный каждой нации. Эти исторические факты возникают после обретения независимости от другой доминирующей нации (в нашем случае Советской) и развиваются в различных проекциях. Обосновать государственность, пробудить национальное сознание, определить историко-культурные, философско-бытовые основы и опираться на них-закономерное явление. Это, в свою очередь, не соответствует требованиям исламской религии, которая, как отмечалось выше, создает транснациональную ситуацию. То есть, очевидно, что вновь обретшие независимость государства столкнутся с этими двумя императивами. В частности, вопрос о привидениях, который активно обсуждается в современном обществе, становится объектом религии и национального бытия.

Очевидно, что пробуждение национального сознания затрагивает такие насущные проблемы. Потому что монотеистическая религия своими догматическими принципами бросает «экзистенциальный вызов» национальному сознанию, национальной истории, национальной культуре, национальной ценности. Тема «поклонение аруаку» главы ДУМК, главного муфтия Наурызбая кажы Таганулы разделила казахстанское общество на два лагеря. Один из них - ширк, а второй-лагер, признавший это бытием, культурно-философским смыслом казахского народа. То есть когнитивно - смысловой конфликт между процессом исламизации в Республике Казахстан и культурно-философским наследием казахского народа порождает дезинтеграционные мотивы в стране.

Изучение вопроса традиционного ислама, являющегося фактором формирования национального единства народа Казахстана, включает в себя такие актуальные для Казахстана вопросы, как национальное единство, целостность общества, развитие исторического сознания. В консолидации национальностей каждое государство сталкивается с черными противоречиями. В этой очереди естественно, что каждое государство создает свою собственную модель национального объединения. Благодаря этому независимое государство формирует качественное общество, состоящее как в политическом, так и в духовном, суверенном мире. А в период большой угрозы духовности одним из факторов, объединяющих нацию, являются традиционные исламские ценности.

Выводы. В статье предпринята попытка исследовать и доказать религиозно-социальные аспекты казахстанского общества в сравнении с современной реальностью с целью более глубокого научного понимания роли традиционного ислама в формировании национального единства. Было показано, что традиционный ислам и его динамика интеграционных и дезинтеграционных процессов национальной идентичности общества, в соответствии с реалиями, возникли важные вопросы, которые необходимо решить. В средствах массовой информации можно наблюдать ожесточенные споры между

радикальными группами и мусульманами ханафитского направления. Необходимо отметить, что несвоевременное внимание к этой актуальности может негативно сказаться на интеграционном процессе многонационального общества. Поэтому был проведен всесторонний анализ основных заинтересованных субъектов в сфере становления национальной идентичности Казахстана.

Ислам-это монотеистическая религия, данная человечеству для мирного, мирного, цивилизованного развития, роста и развития. В священных писаниях мы видим, что эта религия, исповедующая гуманистического принцесс, не пришла ни в какую нацию, ни в этнос, ни в член общества с целью причинения вреда. Его можно проследить до этимологии слова "ислам". Пророк-богослов также указал на традиции, указав, что ни один человек не может быть лучше другого человека, если у него нет только близости к Богу. То есть, как говорится в суре Корана «Худжурат»: «мы сделали вас народами, племенами, чтобы вы знали друг друга». Таким образом, каждый человек в обществе будет признавать не только себя, но и других, принимать его национальные, культурные особенности и уважать его духовные особенности.

Одним из свидетельств того, что наши предки глубоко укоренились в традиционном исламском понимании, является то, что при принудительном переселении национальностей при Советском правительстве они брали на себя чужие народы, делились с ними всем, что у них было, что равносильно тому, что ансары в истории ислама переехали из Мекки в Медину.

Тот факт, что исламские ученые учитывают особенности, социальный менталитет народа, национальные традиции в вынесении приговоров по религиозным вопросам, постепенное внедрение таких шариатских норм, станет шагом к сохранению формирующегося национального единства.

Отсутствие полного решения комплекса вопросов, касающихся национального единства в Казахстане, в том числе традиционного ислама и вновь прибывших деструктивных братьев, в некоторых случаях открывает путь к внутреннему разобщению казахстанцев. Необходимо применять передовые концепции и методы, касающиеся национальной сплоченности и религиозной идентичности в Казахстане. Эти концепции и методы подверглись критике в политике Национального объединения развитых государств. С этой целью целесообразно использовать методы и подходы в современной науке с учетом духовно-культурной самобытности Казахстана.

Список литературы:

1. Shils, Е. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence / E. Shils. - Huston Press. - 1958.

2. Yerekesheva, L. Functions of Religion and Dynamics of Nation-Building in Kazakhstan and Uzbekistan / L. Yerekesheva // The Muslim World Journal. - Hartford Seminary, 2019.

3. Эдшбаев, А. «Казак салт-дэстур, эдет-гурыптарыныц ислам шаригатымен уйлес1мЬ> / А. Эдшбаев. - Астана, «Рухани к¥нДылыКгарды колдау коры» корпоративтш коры, 2018.

4. Сатершинов, Б.М. Казак халкыныц дши б1регейлтндеп инклюзивтшк / Б.М. Сатершинов // Хальщаральщ гылыми-тэжрибелш конференция материалдар жинагы. - Алматы, 2019.

5. Кдоан, KapiM. «Аграф» cypeci, 158-аят; «Ибрахим cypeci», 1-аят; «Энбия» cypeci, 107-аятар.

6. Эдшбаев, А. «Казак салт-дэстур, эдет-гурыптарыныц ислам шаригатымен уйлес1мЬ> / А. Эдшбаев. - Астана, «Рухани к¥нДылыКгарды колдау коры» корпоративтш коры, 2018.

7. Шацкий, Е. Традиция. Обзор проблематики / Е. Шацкий // Утопия и традиция. -М.: Прогресс, 1990.

8. Asad, Т. - https://www.azquotes.com/quote/1299460/

9. Генон, Р. Очерки о традиции и метафизике / Р. Генон. - М.: Азбука, 2000.

10. Фуад, М. Абдулбаки. эл-Мугжамул-Муфахрас фи элфазил-Кдоанил-Кэрим / М. Фуад. - Мысыр 1378, Урф (магруф) бабы.

11. «Дш мен дэстур». КМДБ. - «Еибрат» баспа уш. Алматы, 2013.

12. Алау, Эдшбаев: «Баба салты ата дшмен сабактас». - https://kazislam.kz/alau-adilbaev-baba-salty-ata-dinmen-sabaktas/

13. Казахско-русский русско-казахский терминологический словарь / под общей рекдакцией М.Б. Касымбекова, научный руководитель проекта А.К. Кусаинов. - Изд.: «КАЗакпарат». - Алматы, 2014. - 488 с.

14. Emile, Durkheim. The Elementary Forms of Religious Life, translated from French by C. Cosman / Durkheim Emile. - Oxford: Oxford University Press, 2001.

15. Robert, N. Good Society / N. Robert. - New York: Vintage Book, 1992.

16. Christophe, Jaffrelot. "Religion and Nationalism," in The Oxford Handbook of the Sociology of Religion, ed. Peter B. Clarke / Jaffrelot Christophe. - Oxford: Oxford University Press, 2011.

17. Graham, Fuller. A World Without Islam / Fuller Graham. - New York: Back Bay Books/Little, Brown and Company, 2012.

18. Talcott, Parsons. On Institutions and Social Evolution / Parsons Talcott. - Chicago: University of Chicago Press, 1985.

УДК 339.138

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Боярчук Надежда Константиновна,

кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

Корчак Илья Андреевич, студент 2 курса направления подготовки «Экономика» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательногоучреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Аннотация. Цифровой маркетинг стал неотъемлемой частью современного бизнеса, включая гостиничную индустрию. В данной работе исследуется эффективное применение инструментов цифрового маркетинга для повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия. Анализируются основные аспекты цифрового маркетинга, включая интернет-маркетинг, социальные медиа, поисковую оптимизацию и контент-маркетинг. Рассматривается важность наличия привлекательного и функционального веб-сайта, а также проведение рекламных кампаний с использованием цифровых каналов. Особое внимание уделяется аналитике и метрикам для оценки эффективности маркетинговых действий. Также обсуждаются важные аспекты, включая целевую аудиторию, брендинг и электронную коммерцию. Исследование заключается в рекомендациях по эффективному применению цифрового маркетинга для достижения конкурентного преимущества в гостиничной индустрии.

Ключевые слова: цифровой маркетинг, конкурентоспособность, гостиничное предприятие, интернет-маркетинг, онлайн-присутствие, социальные медиа, поисковая оптимизация, контент-маркетинг, целевая аудитория, брендинг, электронная коммерция.

Annotation. Digital marketing has become an integral part of modern business, including the hospitality industry. This paper explores the effective use of digital marketing tools to improve the competitiveness of the hotel enterprise. The main aspects of digital marketing, including internet marketing, social media, search engine optimization and content marketing, are analyzed. The importance of having an attractive and functional website is discussed, as well as the implementation of advertising campaigns using digital channels. Particular attention is given to analytics and metrics for evaluating the effectiveness of marketing activities. Important aspects, including target audience, branding, and e-commerce, are also discussed. Proper use of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.