УДК 070 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1 -53-57
Интеграционные формы взаимодействия национальных сообществ
в формате культурного туризма и этножурналистики (на примере Республики Мордовия)
С. А. Ржанова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия
В национальной республике в процессе социального взаимодействия, образования человек осознает влияние этнокультуры. Сохранению культурного наследия финно-угорских народов на территории Республики Мордовии, формированию национально-культурных ценностей способствует сотрудничество краеведческих музеев и их филиалов с национальными средствами массовой информации (СМИ). Целью исследования является анализ эффективности реализации инновационных подходов в практике культурной жизни, описание результатов влияния массмедийного механизма на этнокультурные процессы в регионе, изучение медийных форм в работе центров этнокультурной направленности. Материалы и методы. Эмпирической базой исследования явились результаты многолетнего наблюдения за развитием этножурналистики финно-угорских народов и деятельностью этнокультурных центров, региональных центров народного творчества Республики Мордовия. Основой научного исследования послужили работы в области истории, культуры, этнопедагогики, этнической журналистики. Сопоставление теоретических подходов в соотношении понятий «культурный туризм», «этнобрендинг», «медиапроект» в контексте культурного наследия позволило автору выявить точки пересечения между этнокультурой и журналистикой в социодинамике финно-угорской культуры. Получены результаты анализа состояния национальной культуры в Мордовии, определены эффективные инструменты достижения интеграции системы финно-угорских объединений с этножурналистикой. Поскольку журналисты участвуют не только в информировании аудитории, но и общественно-политической жизни, этножурналистику можно квалифицировать как вид профессиональной деятельности.
Ключевые слова: культурное наследие, медийные формы, медиасреда, национальные СМИ, этножурна-листика, этнокультурные практики.
Для цитирования: Ржанова С.А. Интеграционные формы взаимодействия национальных сообществ в формате культурного туризма и этножурналистики (на примере Республики Мордовия) // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 53-57. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-53-57
Integration forms of interaction between national communities
in the format of cultural tourism and ethnic journalism (on the example of the Republic of Mordovia)
s. A. Rzhanova
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia
In the national republic in the process of social interaction, education, a person realizes the influence of ethnic culture. The preservation of the cultural heritage of the Finno-Ugric peoples on the territory of the Republic of Mordovia, the formation of national and cultural values is facilitated by the cooperation of local history museums and their affiliates with national media. The aim of the study is to analyze the effectiveness of the implementation of innovative approaches in the practice of cultural life, to describe the results of the influence of the mass media mechanism on ethnocultural processes in the region, to study media forms in the work of ethnocultural centers. Materials and methods. The empirical basis of the study was the results of many years of observation of the development of ethnic journalism of the Finno-Ugric peoples and the activities of ethnocultural centers, regional centers of folk art of the Republic of Mordovia. Works in the field of history, culture, ethnopedagogy, ethnic journalism served as the basis for scientific research. A comparison of the theoretical approaches in the correlation of the concepts of "cultural tourism", "ethnobranding", and "media project" in the context of cultural heritage allowed the author to identify the intersection points between ethnoculture and journalism in the sociodynamics of Finno-Ugric culture. The results of the analysis of the state of national
© Ржанова С. А., 2020
culture in Mordovia have been obtained, effective tools for achieving the integration of the system of Finno-Ugric associations with ethnic journalism are identified. Since journalists are involved not only in informing the audience, but also in socio-political life, ethnic journalism can be qualified as a type of professional activity.
Keywords: cultural heritage, media forms, media environment, national media, ethno-journalism, ethnocultural practices.
For citation: Rzanova S.A. Integration forms of interaction between national communities in the format of cultural tourism and ethnic journalism (on the example of the Republic of Mordovia). Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 1, pp. 53-57. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-1-53-57 (In Russ.).
Многонациональность характерна для каждого региона нашей страны. Процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности определяет социокультурную коммуникацию. Это необходимо для воспроизведения, хранения и создания культурных программ, что идентифицирует конкретную, отдельно взятую культуру.
В национальной республике в процессе социального взаимодействия, образования человек осознает влияние этнокультуры. «В потоке времени из различных областей древней культуры произросли различные формы прогрессирующей в социодинамике культуры человечества» [2, с. 193].
Отметим, что с середины XIX века начинает активно возрастать интерес к изучению жизнедеятельности и культурных процессов этносов.
Поиск связан как с традиционными подходами, так и новыми тенденциями в процессе интеграции национальных сообществ в формате культурного туризма и этножурнали-стики. Посредством медийного формата происходит консолидация этноса.
Анализ этноинтегрирующих особенностей финно-угорской журналистики Мордовии выходит на коммуникативные связи финно-угорского этноса и характеристику журналистики как компонента этнокультуры.
Понятие «массмедиа» достаточно глубокое и объединяет в себе ряд терминов, которые тем или иным образом связаны со средствами массовой коммуникации [3; 8; 9].
Проводимые научные изыскания социокультурной ситуации в период постсоветской России показали, что вовлекающее потенциальную аудиторию медиапространство активными темпами оказывает интенсивное влияние на общест-
венное сознание, выступая средством культурных и образовательных контактов.
Основой научного исследования послужили работы в области истории, культуры [2; 4]. Проблему этнического самосознания поднимают Н. Г. Арзамасцева, В. В. Константинова [1]. Вопросы развития этнических СМИ разрабатывались И. Н. Батайкиной [3], И. Н. Блохиным [5], С. В. Пивкиной, С. А. Ржановой1.
В процессе подготовки потребовалось опираться на данные интернет-ресурсов2.
В качестве эмпирического материала были использованы печатные, медийные тексты, невербальные формы (деятельность этнокультурных центров, региональных центров народного творчества) в практике культурной жизни Республики Мордовия.
В составе региональных центров народного творчества от Республики Мордовия работает «Республиканский Дом народного творчества» (РДНТ). Реализации творческих способностей населения способствуют около 3 тысяч куль-турно-досуговых формирований, в которых занимается около 30 тысяч участников. На базе клубных учреждений работают более 2 тысяч самодеятельных художественных коллективов разных форм, в том числе - 151 со званиями «народный» и «образцовый»3.
Многие центры народных промыслов и ремесел Мордовии совмещают в себе функционал
1 Пивкина С.В., Ржанова С.А. История мордовской журналистики: электронное учебное пособие. Саранск, 2018. URL: http://do.mrsu.ru (дата обращения: 17.09.2018).
2 Республиканский Дом народного творчества. URL: http:// www.rdnt13.ru/ (дата обращения: 12.01.2019); Финно-угорский культурный центр РФ. URL: http://www.finnougoria.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
3 Республиканский Дом народного творчества. URL: http:// www.rdnt13.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
центра народных промыслов и ремесел и центра национальной культуры. Например, Центр национальной культуры и ремесел в районном центре Атяшево был официально открыт в 2014 году.
В Центре размещается краеведческий музей с более 2 тысячами единиц хранения. Музей включает в себя пять экспозиционных залов. Центры национальной культуры или этнокультурные центры являются, на наш взгляд, ярким доказательством территориального брендинга. Условия сохранения и развития национальных традиций формируют объективную возможность успешного освоения этнобрендинга. Значительную роль в возрождении и развитии культурных особенностей финно-угорских народов сыграли демократические общественные организации, движения, культурно-просветительские общества.
Анализ влияния массмедийного механизма на этнокультурные процессы показал, что в настоящее время СМИ являются не только распространителем информации, но и принимают активное участие в сближении финно-угорских народов. Образуются новые информационные ресурсы, проводятся многочисленные конференции, форумы, симпозиумы для этнокультурного сближения народов.
Информационное поле финно-угорского мира довольно обширно, но основным его источником является сайт Финно-угорского культурного центра РФ1, целью которого стало формирование между регионами России финно-угорской языковой группы межкультурной коммуникации.
СМИ финно-угорского народа оказывают серьезное влияние на установление дружественных отношений между интеллигенцией внутри региона и за его пределами. Так, например, Йошкар-Ола в 2003 году принимала журналистов на своем первом фестивале финно-угорской прессы. Через год было организовано межрегиональное объединение «Российская ассоциация финно-угорских журналистов» с целью урегулирования правовых вопросов журналистов финно-угорских народов Российской Федерации.
Эти события стали знаковыми в современной истории региональных СМИ, так как катализировали процесс формирования финно-угорской журналистики. Благодаря открытому диалогу
1 Финно-угорский культурный центр РФ. URL: http:// www.finnougoria.ru/ (дата обращения: 12.01.2019).
начался не только постоянный информационный обмен, но и совместная работа с информационными службами и административными структурами финно-угорских народов.
В национальных республиках развитию региональной прессы способствовали интенсивно протекающие процессы федерализации, развитие национальной культуры. Мы согласны с исследованием, проведенным И. Н. Батайкиной [3, с. 33], которая выделяет в этножурналистике интеграционный характер, что позволяет разным регионам работать в едином этнокультурном направлении. Нами было проведено исследование на выявление значимости национальных СМИ в медийном пространстве республики. Так, телевизионную музейную этнопедагогику можно считать одной из самых массовых и эффективных средств воспитания этнокультуры.
В информационном пространстве республики развиваются несколько ярко выраженных этнических проектов. В настоящее время происходят изменения в системе средств массовой информации: появляются сетевые аналоги печатной прессы, растет количество интернет-изданий, традиционные редакции уступают место конвергентным.
Мощным средством информации, культурных и образовательных контактов являются медиа-проекты.
Медиапроект - это не только современная форма реализации журналистской практики, но и большой потенциал этнокультуры. Медиапроекты способствуют решению определенной проблемы или группы таких проблем и формируют целостное отношение к рассматриваемому вопросу. Как правило, медиапроекты - творческая ниша молодого поколения. Молодежь, как никто другой, способна донести информацию до относящихся к ней группе респондентов доступно, открыто. «Процесс подготовки этносюжетов требует глубокого изучения народной культуры, анализа аутентичного материала, а также особой техники обработки и подачи материала на основе синтеза традиционных форм и новых направлений современного искусства. Эффект от внедрения результатов творческого процесса заключается в пропагандировании этнокультуры, укреплении межнациональных отношений и толерантности в обществе, формировании этнического самосознания современной молодежи» [8].
Таким образом, в Мордовии, благодаря интеграции невербальных и вербальных форм развития культуры с возможностями этножурна-листики, формируется этнокультурный образ региона. Реализация репродуктивной функции культуры через центры народных промыслов и ремесел до международных фестивалей культур позволяет не только сохранить, но и возродить этнос. Этот процесс поддерживается СМИ региона.
Этническая журналистика главным образом направлена на отражение происходящих событий
в регионе. Ее значение определяется вкладом в развитие всей финно-угорской журналистики. Поскольку журналисты участвуют не только в информировании аудитории, но и общественно-политической жизни, то этножурналистику можно квалифицировать как вид профессиональной деятельности. Все эти факторы и аспекты способствуют изменению и развитию системы СМИ региона и определяют их основные задачи в современной медиасреде.
Литература
1. Арзамасцева Н.Г., Константинова В.В. Этническое самосознание личности студента как показатель сформированно-сти его этнокультурной компетентности // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 14-19. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-14-19
2. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 189-195.
3. Батайкина И.Н. Консолидирующая роль национальной прессы // Язык. Культура. Коммуникация: материалы VI Международной научно-практ. конференции. Челябинск : Полиграф-Центр, 2011. С. 33-35.
4. Бердюгина А.В. Культурное наследие полиэтнического региона как фактор осуществления диалога культур // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. Т. 1. № 3. C. 40-48. URL: http://sn-philcultpol.cfuv.ru/wp-content/uploads/2017/02/003berdyugina.pdf (дата обращения: 23.01.2019).
5. Блохин И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб. : Литагент СПб, 2013. 221 с.
6. Бобриков С.А. Творчество в современной массовой культуре: постановка проблемы. М., 2011. 166 с.
7. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. 39 с.
8. Сидоркина И.Н. Медиапроекты в медиасреде: способы сохранения и популяризации этножурналистики // Огарев-online, 2018. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/mediaproekty-v-mediasrede-sposoby-soxraneniya-i-populyarizacii-etnozhurnalistiki (дата обращения: 23.01.2019).
9. Rzhanova S.A. Vectors of information and communication activity in mass media culture (by the example of journalism in Russia) // ESPACIOS. Vol. 38. № 54. 2017. 9 с.
10. Rzhanova S.A. Synergetics of Mass Media Culture and Trends of Postmodernism in the Modern Information Space of Russia // Utopia y Praxis Latinoamericana. V. 24. Extra 5. Venezuela, 2019. P. 399-408.
References
1. Arzamastseva N.G., Konstantinova V.V. Etnicheskoe samosoznanie lichnosti studenta kak pokazatel' sformirovannosti ego etnokul'turnoi kompetentnosti [Ethnic self-awareness of student's personality as an indicator of his ethno-cultural competence formation]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 14-19. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-14-19 (In Russ.).
2. Afanasyeva A.B. Etnokulturnoe obrazovanie: sushchnost, struktura soderzhaniya, problemy sovershenstvovaniya [Ethnocul-tural education: essense, content structure, problems of improvement]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill, 2009, no. 3, p. 190-194. (In Russ.).
3. Bataykina I.N. Konsolidiruyushchaya rol' natsional'noi pressy [Consolidating role of the national press]. Yazyk. Kultura. Kommunikatsiya: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticeskoi konferentsii = Language. Culture. Communication: materials of the VI International Scientific Practical Conference, Chelyabinsk, Poligraf-Tsentr Publ., 2011, pp. 33-35. (In Russ.).
4. Berdyugina A.V. Kul'turnoe nasledie polietnicheskogo regiona kak factor osushchestvleniya dialoga kultur [The cultural heritage of a multi-ethnic region as a factor for a dialogue of cultures]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Filosofiya. Politologiya. Kulturologiya = Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political Science. Cultural Science, 2015, vol. 1, no. 3, pp. 40-48. Available at: http://sn-philcultpol.cfuv.ru/wp-content/ uploads/2017/02/003berdyugina.pdf (accessed 23.01.2019). (In Russ.).
5. Blokhin I.N. Zhurnalistika v etnokulturnom vzaimodeistvii [Journalism for ethnocultural interaction]. Saint Petersburg, Litagent SPb Publ., 2013, 221 p. (In Russ.).
6. Bobrikov S.A. Tvorchestvo v sovremennoi massovoi kul'ture: postanovka problemy [Creativity in modern mass culture: statement of the problem]. Moscow, 2011, 166 p. (In Russ.).
7. McLyhon M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding Media: The Extensions of Man]. Moscow, 2003, 39 p. (In Russ.).
8. Sidorkina I.N. Mediaproekty v mediasrede: sposoby sokhraneniya i populyarizatsii etnozhurnalistiki [Media projects in media environment: methods of preservation and promotion of ethnic journalism]. Ogarev-online. Available at: http://journal.mrsu.ru/ arts/mediaproekty-v-mediasrede-sposoby-soxraneniya-i-populyarizacii-etnozhurnalistiki (accessed 23.01.2019). (In Russ.).
9. Rzhanova S.A. Vectors of information and communication activity in mass media culture (by the example of journalism in Russia). ESPACIOS, 2017, vol. 38, no. 54, p. 9. (In Eng.).
10. Rzhanova S.A. Synergetics of Mass Media Culture and Trends of Postmodernism in the Modern Information Space of Russia. Utopía y Praxis Latinoamericana, vol. 24, Extra 5, Venezuela, 2019, pp. 399-408. (In Eng.).
Статья поступила в редакцию 19.01.2020 г.; принята к публикации 17.02.2020 г.
Submitted 19.01.2020; revised 17.02.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Об авторе
Ржанова Светлана Александровна
доктор культурологии, заведующая кафедрой журналистики филологического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия, ORCID ГО: 0000-0001-78567101, [email protected]
About the author Svetlana A. Rzhanova
Dr. Sci. (Cultural Studies), Head of the Department of Journalism, Faculty of Philology, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, ORCID ID: 0000-0001-7856-7101,
rzanova@mail. ru