Научная статья на тему 'Интеграционные формы АПК в Республике Беларусь: сущность и необходимость создания'

Интеграционные формы АПК в Республике Беларусь: сущность и необходимость создания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вакулина Н. И., Шумская Я. Д.

В представленной статье проанализирована необходимость создания интеграционных форм АПК в Беларуси. При изучении проблемы была поставлена задача охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь, изучить формы и методы агропромышленной интеграции, а так же дать оценку эффективности основных направлений государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вакулина Н. И., Шумская Я. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные формы АПК в Республике Беларусь: сущность и необходимость создания»

УДК 332.146

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ АПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ

Н.И. Вакулина, Я.Д. Шумская

Полесский Государственный Университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Аннотация: В представленной статье проанализирована необходимость создания интеграционных форм АПК в Беларуси. При изучении проблемы была поставлена задача охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь, изучить формы и методы агропромышленной интеграции, а так же дать оценку эффективности основных направлений государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Республике Беларусь на современном этапе.

Ключевые слова: интеграционные формы АПК, организационно-правовые формы, аграрное производство, основные производственные фонды, отрасли материального производства, внутренний аграрный рынок, налогообложение.

Перестроечные процессы, происходящие в экономике агропромышленного комплекса страны, обуславливают новый подход к проблемам аграрной интеграции. Соединение сельского хозяйства, промышленности и других отраслей, занимающихся обеспечением населения продуктами питания, становится ныне одной из главных задач. Интеграционные связи таких формирований расширяются, практикой выдвигаются новые организационно-правовые формы хозяйствования в системе АПК. Несомненно, что данное обстоятельство свидетельствует об актуальности темы исследования, так как новые формы должны найти свое место в теории и практике аграрного производства, и будет содействовать наиболее оптимальному и эффективному их функционированию, соответствующему условиям перехода к рыночной экономике.

Агропромышленный комплекс Беларуси является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долю которого ещё несколько лет назад приходилось 44 % ВВП, 40 % стоимости основных производственных фондов и 39 % численности работников. При этом количество убыточных организаций с 2009 г. увеличилось на 2 %, удельный вес убыточных организаций в общем количестве организаций насчитывает около 5,3 %.Рентабельность продаж с 2011г. существенно не менялась и на данном этапе составляет 11,7 % [1].

Агропромышленная интеграция-это целостный механизм хозяйствования с единым воспроизводственным циклом предприятий сельскохозяйственной, промышленной и других смежных отраслей материального производства, последовательно связанных между собой в процессе производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, их переработки, хранения и реализации. Различные формы агропромышленных интеграционных систем образуются в условиях обостряющейся конкуренции, ограниченности собственных экономических ресурсов и мало емкого внутреннего аграрного рынка по географическому принципу и базируются на индустриализации агропромышленного производства, которая в последнее время развивается высокими темпами, что характерно для Республики Беларусь.

Наиболее развивающимися формами кооперативно-интеграционных связей в АПК Беларуси в настоящий период являются:

- Создание перерабатывающих производств с крупнотоварными сельскохозяйственными предприятиями, что позволяет выпускать готовую продукцию из собственного сырья и использовать существенные суммы добавленной стоимости на собственные нужды;

- Организация сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями объединений для совместно переработки и реализации продукции с целью восстановления разрушенных производственно-хозяйственных связей между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью;

- Организация региональных многоотраслевых и продуктовых агропромышленных формирований, эффективное функционирование которых позволяет реализовать принцип выгодного распределения получаемой добавленной стоимости между субъектами кооперации при продвижении продукта от производителя к потребителю;

- Создание агропромышленных формирований предприятиями и организациями различных отраслей, что позволит существенно снизить потери из-за ведомственной разобщенности хозяйствующих субъектов, отсутствия единого центра управления и слабой координации действий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции [2].

Интеграционные процессы АПК Республики Беларусь отражены в Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 гг., где предусматривается объединение субъектов хозяйствования в АПК по производству и переработке сырья, торговых и финансово -кредитных организаций. В данной Программе также предусмотрена перспектива перерастания этих структур в крупные конкурентоспособные и экспортоориентированные кооперации с выходом на международный уровень и привлечением иностранного капитала.

В условиях государственного регулирования экономики, создание интегрированных структур в Беларуси - это оптимальный вариант развития АПК, позволяющий обеспечить продовольственную безопасность страны и повысить рентабельность производства продукции. Эти структуры могут быть узкоспециализированными или, напротив, многоотраслевыми. Суть в том, что вокруг одного эффективно работающего предприятия-интегратора под единым руководством объединяются предприятия других отраслей, с которыми у него и прежде существовали связи [3].

Белорусский агропромышленный комплекс пошел путем простого слияния нескольких сельскохозяйственных организаций с крупными перерабатывающими предприятиями. И надо сказать, они сейчас неплохо работают, например: агрокомбинат «Дзержинский». На сегодняшний день это единственное в стране предприятие птицеводческой отрасли, которое превысило так называемый среднеевропейский индекс продуктивности, учитывающий среднесуточный привес, срок откорма, сохранность и конверсию корма. В Европе он составляет 320 баллов, а на этом предприятии по итогам 2013 года - 346,1 балл [4].

После создания интегрированных структур сократились затраты на уплату налогов. Если раньше, когда каждое из предприятий было отдельным юридическим лицом, оно должно было уплачивать налоги на каждый вид продукции в технологической цепочке от поставки сырья до сбыта, и таким образом получалось двойное или даже тройное налогообложение, то при объединении налог уплачивается один - на конечную продукцию. Сократились транспортные расходы. Были аккумулированы в одних руках выручка от реализации продукции и прибыль. А раз удалось аккумулировать средства, и при этом сэкономить, значит, появилась возможность провести модернизацию производства, что, в свою очередь, повлияло на качество продукции и ее конкурентоспособность [5].

Была преодолена разрозненность между производителями сырья, переработчиками и сбытовыми структурами. В результате все предприятия, входящие в эту цепочку, стали работать эффективнее.

В настоящее время государством рассматриваются проекты дополнительных законодательных актов для урегулирования вопросов, возникающих в процессе интеграции и кооперации сельскохозяйственных переработчиков и других участников. В частности, речь идет о подготовке нормативных актов, которые позволят на некоторое время отложить уплату долгов, произвести реструктуризацию кредитов.

И это не единственное препятствие на пути создания кооперативно-интеграционных структур. Участники процесса, как правило, имеют разные организационно-правовые формы и формы собственности, и необходимо время, чтобы привести их в единообразие.

Еще одним немаловажный момент, на который стоит обратить внимание - это необходимость разработки упрощенного механизма передачи имущественных комплексов присоединяемых предприятий организациям-лидерам, вокруг которых идет процесс интеграции, т.к. оформление документов и регистрация требуют значительных финансовых средств.

Библиографический список

1. Филипцов, А.М. Структурное и отраслевое развитие сельского хозяйства./ А.М. Филипцов.-М.,2006 - С. 105 - 106.

2. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. / В.Н. Шимов. - М., 2005. - 844 с.

3. Гусоков, В.Г. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. / В.Г. Гусаков. - М., 2007. - 891 с.

4. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК./ П.В. Лещиловский. - М.:, 2007. - 574 с.

5. Крупич, А.В. Роль кооперации и интеграции в формировании рыночных хозяйственных структур. / А.В. Крупич. - М., 2006. - С. 20 - 27.

References

1. Philipcov, A.M. Strukturnoe i otraslevoe razvitie selskogo hozyaystva [Structural and sectoral development of agriculture]. - M., 2006, - P. 105-106. (In Russian).

26

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №1, 2014

2. Shimov, VN. Nacionalnaya ekonomika Belarusi: Potenciali. Hozyaistvennie kompleksi. Napravleniya razvitiya. Mehanizmi upravleniya [The national economy of Belarus: Potentials. Economic complexes. Direction of development. Control mechanisms]. - M., 2005. - 844 p.

3. Gusokov, VG Ekonomika organizacii i otraslei agropromishlennogo kompleksa [Business organizations and agroindustries]. - M., 2007. - 891 p.

4. Leschilovskii, P.V Ekonomika predpriyatii I otraslei APK [Business economics and agricultural industries]. M., 2007. - 574 p.

5. Krupich A.V Rol kooperacii i integraciiv formirovanii rinochnih hozyaistvennih struktur [Role of cooperation and integration in the formation of market economic structures]. M., 2006. - P. 20-27.

УДК 338.001.36

БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИКТИВНОМУ БАНКРОТСТВУ

Э. Р. Сурдина

Саратовский социально-экономический институт ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Аннотация: В статье приводится анализ возможностей применения заинтересованными сторонами права заявить ходатайство о назначении экспертизы, которая поможет установить искажение финансовых показателей хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: бухгалтерская экспертиза, факты хозяйственной жизни, несостоятельность, банкротство

Жизнь не стоит на месте, а глобализация мировой экономики диктует свои правила существования экономических субъектов в условиях рынка. Основой эффективного функционирования любого хозяйствующего субъекта служит надлежащее ведение финансово-отчетной документации, поскольку именно она отражает финансовое состояние организации и определяет его конкурентоспособность. Однако, не всегда деятельность организации или индивидуального предпринимателя может быть постоянно успешна. Так, в результате воздействия на экономические субъекты неблагоприятных факторов внешней либо внутренней среды, может наступить неплатежеспособность, несостоятельность и окончательное банкротство некогда благополучного налогоплательщика.

Государство, как властно-политическая организация, устанавливающая правовой порядок на своей территории в свою очередь признает и в то же время упорядочивает общественные отношения, которые возникают в ходе несостоятельности (банкротства) посредством создания нормативной базы. Законодатель стремится максимально закрепить права, свободы и интересы субъектов, которые участвуют в ходе несостоятельности (банкротства) должника системой нормативно-правовых актов. Ведущая роль в этой системе отдана Федеральному закону от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который раскрывает не только порядок организации банкротства экономического субъекта, но и предоставляет возможность вновь достичь финансового благополучия. Кроме того, законодатель, учитывая важность существования благоприятной экономической сферы в стране, в действующем законодательстве закрепляет ответственность лиц за противоправные действия, совершаемые в ходе банкротства.

В настоящее время предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность виновных лиц. Административный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации регламентируют такие состава преступлений и правонарушений как: «неправомерные действия при банкротстве», «преднамеренное банкротство», «фиктивное банкротство».

Не смотря на это, специалисты экономического профиля отмечают существенные недостатки в законодательстве о банкротстве, высказывая справедливые мнения о «переделах собственности» и дальнейшего ухода от долгов по обязательствам кредиторов.

Как правило, в делах о банкротстве задействуются значительные денежные суммы, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.