Научная статья на тему 'Интеграционное взаимодействие предприятий как фактор повышения конкурентоспособности в регионе'

Интеграционное взаимодействие предприятий как фактор повышения конкурентоспособности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционное взаимодействие предприятий как фактор повышения конкурентоспособности в регионе»

Омарова З.К.

Интеграционное взаимодействие предприятий как фактор повышения конкурентоспособности в регионе

Определяющим фактором конкурентоспособности экономики региона, занятия лидирующих позиций по абсолютным и относительным показателям может служить повышение роли корпоративного звена в регулировании процессов трансформации экономики и обеспечении экономического роста в регионе. Научное осмысление проблемы формирования механизмов корпоративной интеграции как фактора повышения конкурентоспособности региональной экономики, начатое в последние годы, осуществляется в отечественной экономической науке в условиях сложных трансформационных процессов. Пока методология изучения данных аспектов, их понятийный аппарат, условия формирования конкурентоспособности региона и другие проблемы, связанные с данными экономическими процессами, далеки от завершения. При этом важной и весьма актуальной задачей в нашем исследовании представляется изучение процессов интеграционного взаимодействия предприятий с точки зрения интересов конкуренции, выявление совокупности факторов, благоприятствующих рациональному протеканию процесса слияния производственного и банковского капиталов, способствующие укреплению конкурентных позиций, и в конечном итоге определяющие успешность экономического развития региона. Рост конкурентоспособности экономики региона вследствие увеличения объемов продаж, экономии на крупнооптовых закупках, рационализации отношений с предприятиями - смежниками, транспортными и сбытовыми организациями, позволяющая получать дополнительные снижения издержек - одна из основных внутренних причин интеграционных процессов. Усиление конкурентных позиций и, как следствие - стремление снизить издержки производства, распределения и сбыта продукции, добиться увеличения прибыли и отдачи от инвестиций, чаще всего и определяет курс на интеграцию. Интеграция финансового и промышленного капиталов способствует закреплению хозяйственных связей, усиливает стимулы для получения наиболее эффективного конечного результата, позволяет сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, что в конечном итоге отражается на росте конкурентоспособности производителей на внутреннем и внешнем рынках. Формирование интегрированных корпоративных структур в регионах, по нашему глубокому убеждению, создаст реальные предпосылки для динамичного промышленного и технологического развития, составляя остов современной экономики и контролируя значительную часть промышленного производства. Поэтому главной задачей их эффективного функционирования следует считать создание условий для подъема конкурентоспособности, массированного привлечения инвестиций в реальное производство, роста производства и капитальных вложений, сохранения и развития научно-технического потенциала в регионах.

В современных условиях открытости нашей экономики и в связи с бурным развитием качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства весьма актуальным представляется анализ конкурентоспособности национальной экономики в целом. В долгосрочной программе экономического развития России конкуренция провозглашена главным экономическим регулятором модернизации экономики, где одним из основных приоритетных направлений повышения уровня конкурентоспособности нашего государства является переход от рентной экономики, базирующейся на эксплуатации природных богатств, к экономике развития, основанной на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов и высоких технологий.

Конкурентоспособность - многоплановая экономическая категория, которая в последнее время все чаще распространяется не только на продукцию, но и на фирму, а также на страну в целом. «Суть конкурентоспособности любого экономического объекта в целом одинакова -это способность страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать конкурентов в достижении поставленных экономических целей, укрепление своих позиций в мировой экономике и на мировом рынке и получение на основе этого определенных выгод».1

Известно, что конкурентоспособность на современном этапе превратилась в важный фактор экономического развития. В то же время мероприятия по достижению высокой конкурентоспособности во все большей степени перемещаются с национального уровня компетенции на региональный и предусматривают формирование принципиально новых институтов, нацеленных на повышение эффективности регионального развития. Широкое использование категории конкурентоспособности явилось важной особенностью современного взгляда на проблемы регионального развития.

Вполне закономерно, что экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места базирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов в современных условиях социально-экономического развития значительно усиливается. За последние десятилетия реалии рыночных реформ обусловили новые приоритеты, связанные с дезинтеграцией экономического пространства большинства регионов. Положение усугублялось разрывом связей между ними, неразвитостью инфраструктуры рынка и предпринимательства, необходимостью преодоления в условиях общего кризиса противостояния отдельных регионов, а также их депрессивных состояний и различий в уровне жизни. Вместе с тем, повышение конкурентоспособности региональной экономики диктует необходимость нового видения системы управления как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне отдельных ее субъектов. Возникает необходимость поиска новых стимулов экономического развития регионов, переосмысления механизмов конкурентной борьбы и выработки своего пути развития с учетом национальных и региональных особенностей.

Осмысление проблем конкурентоспособности подразумевает, что конкурентоспособность в странах с рыночной экономикой претерпела кардинальные изменения в своей основе и конкуренция стала еще более интенсивной после второй мировой войны. В процессе либерализации торговли, возрастания мобильности технологий, капитала и труда, а также новейших процессов дерегулирования и приватизации происходит усиление механизма действия рыночных сил, заставляющих частных и государственных хозяйствующих субъектов лучше приспосабливаться к рынку и на этой основе становиться относительно более эффективными. Оппоненты таких взглядов утверждают, что рост конкуренции порождается возросшей нестабильностью мировых рынков, более легким доступом к национальным рынкам через филиалы транснациональных корпораций и макроэкономическими колебаниями. Несмотря на различие интерпретаций конкурентоспособности существует общее мнение, что обострение конкуренции тесно связано с возрастанием глобальной интеграции рынков и производств. В относительно более конкурентной и сложной среде фирмы стремятся сосредоточиться на относительно более узких, профилирующих видах деятельности, но для обеспечения такой деятельности необходимо связывать фирмы и организации для облегчения доступа к дополнительным ресурсам. Таким образом, взаимодействие бизнеса с предпринимательской средой приобрело исключительно важное значение. Это подразумевает не только положение фирмы на рынке, обусловливаемое производимым ею ассортиментом продукции или услуг, а также их качеством и предоставлением потребителю соответствующих услуг, но и организационным положением компании в рамках относительно более широких производственных цепочек и институциональной среды. Встраивание организаций бизнеса в относительно более широкие системы институциональных связей ведет к новому явлению, которое проливает свет не только на конкурентоспособность фирмы, но также на многогранную и многоуровневую природу самого процесса конкуренции.

1 Швандар К. Проблемы конкурентоспособности экономики России // Маркетинг. 1997. №1. С .98-110.

Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночной экономики, «основа существования и функционирования самого рынка», «способ хозяйствования», «форма существования капитала».1 В советской экономической науке считалось, что конкуренция неизбежно осуществляется неприемлемыми для социалистического общества методами, ведет к разрушительным экономическим и социальным последствиям. В настоящее время, изучив мировой опыт эволюционного развития рыночных отношений, отечественные экономисты признают, что конкуренция является эффективным механизмом, приводящим в движение экономику. Конкуренция - главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор ее проявления.

Конкуренция - это особый исторический тип отношений, в рамках которых взаимодействие хозяйствующих субъектов проявляется непосредственно в качестве личного частного соперничества и опосредованно - в виде общественной зависимости, характеризующей сотрудничество. Рыночная экономика исторически сформировалась в целостную систему лишь в результате возникновения общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов и обеспечивающих и воспроизводящих гарантии свободы экономической деятельности каждому из субъектов рынка. Конкуренция и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения являются генетическими признаками системы и до тех пор, пока в экономике воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей формы и методы экономического регулирования, рыночная система может функционировать и развиваться. С исчезновением конкурентных начал перестает существовать и целостная рыночная экономика.

Разумеется, различные страны находятся на различных этапах эволюционного развития конкурентных отношений. Невозможно перешагнуть в более развитую рыночную среду, минуя опыт предыдущего этапа. Только конкурентное поведение, соответствующее эволюционному этапу, на котором находится данная страна, может привести к успеху на рынке. В Российской Федерации современный этап развития конкурентных отношений обусловлен рядом существенных факторов. Среди них:

• усложнение взаимной связи субъектов рынка;

• возрастание роли государственных регуляторов рыночной системы;

• монополизация и олигополизация в сфере конкурентных отношений;

• изменение соперничества предпринимателей в связи со значительным ростом издержек, не связанных непосредственно с производством товаров и услуг («трансакционных» издержек);

Приобретение регионами Российской Федерации экономической самостоятельности вызывает необходимость переоценки их положения и функций в экономическом пространстве, ведет к стремлению каждого субъекта к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве Федерации, в котором сталкиваются интересы всех субъектов Федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции.

Политика конкурентоспособности становится в большей степени нацеленной на повышение качества функционирования компаний и регионов в целом, стараясь учитывать в региональной политике структурные слабости относительно неблагополучных регионов. Те регионы, которые смогут эффективно использовать потенциал собственной территории и привлекут для этой цели не только внутренний, но и внешний капитал, будут иметь благоприятные возможности для социально-экономического роста. В противном случае собственные ресурсы территории будут приносить пользу другим, что приведет к упадку экономики своего региона. Поэтому очень важно найти те факторы, которые могут обеспечить сильные социально-экономические позиции данного региона. Вместе с тем, необходим учет многих, зачастую разносторонних факторов, с помощью которых определяется объективная необходимость интеграции финансового и промышленного капиталов, направленная на усиление конкурентных позиций региона. Вполне закономерным представляется изучение и анализ данных «изнутри» -непосредственно в самой региональной экономике и «извне» - с позиции общегосударственных особенностей протекания экономических процессов, а также тенденций развития мирового рынка. Поэтому с одной стороны, требуется рассмотреть круг узловых проблем развития интеграционных процессов конкретно взятого региона, его субъектов и отраслевых звеньев. С другой - необходимо изучение качественных сдвигов в отечественной экономике, сравнительной характеристики экономического развития, оценки конкурентных преимуществ национальной экономики и уровня межрегиональной конкуренции в стране. К важнейшим из них относятся:

• Удобное географическое положение и высокая инфраструктурная обустроенность народного хозяйства. Особое значение это приобретает в ситуациях наличия удобных транспортно-экономических связей с зарубежными странами при условии близости хозяйственно развитых регионов.

• Наличие высокоэкономичных природных ресурсов, представляющих межрегиональный и международный интерес.

• Наличие в регионе развитого научно-технического потенциала и научно-информационной среды.

• Состояние производственного потенциала, определяющего уровень развития производственных мощностей и трудовых ресурсов.

• Сбалансированная финансово-экономическая система, способная к экономической самостоятельности и кредитоспособности. Существование в регионе стабильной финансово-кредитной системы и надежных гарантий для создания интеграционных механизмов является дополнительным импульсом для финансовой поддержки местных производств.

• Отлаженная система надежных гарантий и обязательств для предпринимательской и инновационной деятельности. Привлекательность региона во многом будет зависеть от наличия гарантий, сводящих к минимуму отрицательные последствия экономического риска, что важно для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

• Наличие современной инфраструктуры рынка. Этот фактор включает в себя разветвленную сеть различных структур, обслуживающих потребности субъектов рыночной экономики, в частности посреднические, торговые и сбытовые организации, объекты материально-технической базы, объекты, обеспечивающие информационное сопровождение и правовое обслуживание.

• Обеспеченность высококвалифицированными кадрами и наделенность территории компетентными трудовыми ресурсами.

• Наличие в регионе надежной экспортной базы подразумевает возможность активного участия в мирохозяйственных связях при достигнутом уровне развития конкурентоспособности товаров, соответствующей товарной специализации и при наличии экспортообразую-щих производств.

• Состояние экономической структуры, которое определяет направление межрегиональных и международных торгово-экономических связей, а также емкость самого рынка.

• Наличие благоприятной социально-политической и экологической обстановки, что способствует привлечению дополнительных финансовых ресурсов извне.

Таким образом, на современном этапе функционирования национальной экономики региональным властям необходимо ориентироваться на собственные силы, ресурсы, а не на вмешательство центра при решении проблем экономического неравенства регионов. Регио-

1 Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. - 1995. - №12. - С.50.

нальным органам власти важно привлечь или создать достаточно прибыльные виды деятельности в тех сферах и отраслях, где есть у региона конкурентные преимущества или потенциал для их создания, развития и совершенствования. Каждый регион вне централизованно принимаемых решений призван оценить свои конкурентные позиции с тем, чтобы сделать их достоянием субъектов рынка. В этом случае проявляется усиленная конкурентная борьба по выходу на мировой рынок, учитывающая межрегиональную конкуренцию внутри страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.