Научная статья на тему 'Структурирование региональной экономики в условиях глобальной интеграции'

Структурирование региональной экономики в условиях глобальной интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / РЕГИОН / БРЕНДИНГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полиди А. А., Кофанов А. А.

Рассмотрены тенденции стратегического развития региональных экономических систем на фоне межрегиональных интеграционных процессов. Определены проблемы наращения экспортного потенциала Краснодарского края, обоснованы направления регионального брендинга для повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения устойчивого экономического роста в условиях глобальной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурирование региональной экономики в условиях глобальной интеграции»

УДК 339.972

СТРУКТУРИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ*

А. А. ПОЛИДИ,

доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса Е-таИ:ароЫ1@таИ.ги Кубанский государственный технологический университет

А. А. КОФАНОВ,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии Е-таИ:А1кга8Пойаг@г5Ме.ги Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

Рассмотрены тенденции стратегического развития региональных экономических систем на фоне межрегиональных интеграционных процессов. Определены проблемы наращения экспортного потенциала Краснодарского края, обоснованы направления регионального брендинга для повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения устойчивого экономического роста в условиях глобальной интеграции.

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, интеграция, внешнеторговая деятельность, экспорт, регион, брендинг.

Процесс глобализации экономических отношений преобразует внутреннюю среду национальной экономики, коренным образом изменяя характер, формы, механизмы и инструментальное обеспечение стратегий социально-экономического

* Статья подготовлена в рамках проведения научно-исследовательских работ по Федеральной целевой программе «Молодые научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

развития. Вместе с тем теоретические и прикладные вопросы формирования условий для реализации стратегий социально-экономического развития на уровне региона с позиции глобализации экономических отношений и трансформационного структурирования остаются недостаточно разработанными. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, посвященные воздействию внешнеэкономических и межрегиональных связей региона на формирование основ региональной интеграционной стратегии; возникает проблема поиска качественно новых научных подходов к выбору приоритетов регионального развития России.

В настоящее время сформировались основные тенденции интернационализации и глобализации мировых рынков. Во-первых, создание единого мирового рынка товаров, капиталов, информации, услуг, а также рабочей силы ограничило национальный экономический суверенитет, сделало невозможной автаркию, т. е. независимое экономическое развитие даже крупных стран. Как отмечалось в работе [4], регулятивное управление экономи-

кой во все большей степени будет смещаться на уровень регионов с уровня государств; при этом информатизация производства будет создавать все новые условия для кооперации регионов различных стран.

Во-вторых, цикл производства конечного продукта, особенно в высокотехнологичных отраслях, основывается на кооперации фирм разных регионов. Особое значение при этом приобретает оценка их конкурентных преимуществ для той или иной стадии цикла и развитие регионального планирования, позволяющего эффективно использовать эти преимущества. Ряд авторов пишет о формировании новой ассоциативной экономики, основанной на непрерывных инновациях.

В-третьих, возрастает роль относительно небольших регионов с открытой экономикой. Их конкурентоспособность определяется не численностью населения, а размерами внешнего рынка, на котором реализуется их продукция, т. е. степенью интеграции в мировую экономику.

В-четвертых, основными субъектами глобальной экономики становятся мезоэкономические структуры — транснациональные и межрегиональные компании.

Межрегиональная экономическая кооперация и сравнительный анализ опыта организации внешних связей регионов рассматривается как особый раздел политической экономии. Социально-экономическое развитие регионов в новых условиях во многом определяется способностью их администрации оценить конкурентные преимущества региона, определить наиболее рациональные направления специализации, отказавшись от поддержки фирм, чья продукция не находит сбыта.

В рамках региона, как правило, нецелесообразно организовать полный цикл производства, гораздо рациональнее наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими регионами, в том числе с иностранными партнерами. Одни специализируются на разработке новых изделий и технологий (с привлечением институтов и специалистов из других регионов), другие — на производстве комплектующих изделий, третьи — на сборке готовых изделий. При этом учитываются различия в стоимости материалов, энергии, стоимости и квалификации рабочей силы и т. д.

В последних зарубежных работах по теории глобализации обращается особое внимание на новые тенденции в развитии монополистической конкуренции. Глобальные инновации оказывают определяющее влияние на развитие регионализма,

размещение высокотехнологичных производств и усиление региональных противоречий. Быстрое развитие городских районов, созданных на базе агломераций и транснациональных межрегиональных зон развития в Европейском Союзе и Северной Америке, соседствует с упадком многих аграрных и аграрно-индустриальных регионов, использующих преимущественно технологии прежних укладов.

Исследования динамики развития регионов в глобальном постиндустриальном обществе показали, что перспективы здесь связаны с развитием устойчивых кооперационных связей, а не с обычной торговлей готовыми товарами. Регионализм в глобальной экономике связан с поиском рационального сочетания интеграции и фрагментации. Следовательно, предстоит по-новому подойти к территориальному размещению производства исходя из первенствующей роли инноваций и человеческого капитала.

Проблемы участия регионов в международном разделении труда в России стали исследоваться лишь в конце 1990-хгг. Особый научный интерес представляют работы по теории межрегиональной экономики, статьи, обобщающие мировой опытв этом отношении [1].

Большое значение имеет исследование понятия «открытая экономика» региона, характеризующее степень его вовлеченности в мировое хозяйство. Она определяется, во-первых, развитием международного обмена товарами и услугами, во-вторых, масштабами научно-технической и производственной кооперации (обмен технологиями, интеллектуальной собственностью и нематериальными активами), в-третьих, движением капиталов (экспорт и импорт предпринимательского и ссудного капиталов) и, в-четвертых, состоянием и структурой торгового и платежного баланса.

Превращение замкнутой национальной и региональной экономики в открытую — закономерный, но весьма противоречивый процесс. Он включает, с одной стороны, стимулирование региональных внешнеэкономических связей и открытия экономики, а с другой стороны, ее защиту от негативного воздействия мирового рынка, связанного с вытеснением местных производителей, бегством национальных капиталов в более благополучные страны, эмиграцией квалифицированных кадров, чрезмерной зависимостью от стратегического импорта, неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры на сырьевых рынках.

Как известно, повышение открытости региональных экономик стимулирует интеграционные

процессы. Интеграция регионов сопровождается усилением их экономической взаимозависимости. Региональная экономика приобретает международные интересы, регионы нацеливаются на развитие многостороннего сотрудничества. Проблемы экономики региона в условиях глобализации часто становятся мировыми, глобальными, и их разрешение требует развития мирохозяйственных связей и координации с мировой экономикой. Региональная экономика все больше зависит от международного рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий, что требует тесного сотрудничества с мировой экономикой. Происходит выравнивание экономических и правовых условий хозяйствования в разных регионах, координация экономической и финансовой политики.

В этом аспекте особый интерес вызывает состояние экономических связей пограничных субъектов Российской Федерации. Одним из таких субъектов, занимающих пограничное положение на юге страны, является Краснодарский край. Экономический потенциал этого региона в настоящее время все больше ориентируется на внешний рынок, нежели на внутренний. Так, в Краснодарском крае объем внешнеторговых связей превысил в 2008 г. объем межрегиональных, составив примерно 30 % от валового регионального продукта края (табл. 1).

Наметившаяся динамика развития внешнеторговой деятельности Краснодарского края и сложившаяся под влиянием мирового финансового кризиса ситуация на мировых рынках требуют, по мнению авторов, преобразования региональной

Основные показатели развития внешнеэкономической

структурной политики, формирования источников и механизмов долгосрочного экономического роста в условиях глобальной экономической нестабильности. В связи с этим основным направлением деятельности в области внешнеэкономической политики Краснодарского края должно стать обеспечение стабильности и эффективности режима внешнеторгового сотрудничества региона в контексте вступления России в ВТО и расширения географии международных связей края за счет эффективного государственного регулирования и поддержки деятельности региональных экспортеров и предприятий — производителей экспортной продукции. Такая политика позволит снизить влияние внешних рисков на развитие региональной экономики и укрепить позиции кубанского экспорта на мировых рынках в предстоящий период.

Как правило, у регионов с высокими показателями валового регионального продукта на душу населения выше показатели экспортной ориентированности экономики, что подтверждает гипотезу о значимости экспорта как фактора социально-экономического развития регионов России в современный период. Стоимостные показатели экспорта за 2009г. составили 3,6 млрд долл. Это почти 37 % от общего объема экспорта по Южному федеральному округу (табл. 2).

Важность экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности организаций для Краснодарского края обусловлена ее экономической и социальной ролью в развитии региона. Экспорт товаров и услуг обеспечивает поступление в край значительных финансовых ресурсов как в виде доходов бюджетов всех уровней, так и в виде ин-

Таблица 1

деятельности Краснодарского края в 2005—2009 гг. [5]

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009

Внешнеторговый товарооборот, млрд долл. 2,89 4,49 6,69 8,53 6,4

Объем торговли с субъектами РФ:

- в млрдруб. 132 160 189,5 211,5 -

- в млрддолл. 5,08 6,15 7,58 7,83 -

Таблица 2

Основные показатели внешней торговли Краснодарского края в сравнении с субъектами Южного федерального округа и с РФ в целом за 2009 г.[5]

Показатель Краснодарский край Южный федеральный округ РФ Место, занимаемое краем в Южном федеральном округе

Товарооборот, млн долл. 6,4 17,7 469 1

Экспорт, млн долл. 3,63 9,85 301,6 1

Импорт, млн. долл. 2,76 7,85 167,3 2

Количество участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих внешнеторговые операции 2 600 8 500

вестиций. Совершенствование товарной структуры экспорта, рост объемов товаров, создание условий для выхода на зарубежные рынки необходимы для расширения участия организаций Краснодарского края в системе мировой торговли.

Таким образом, в настоящее время Краснодарский край усиливает свою ориентацию на внешний рынок как по физическим и стоимостным объемам товарооборота, так и по темпам прироста внешнеэкономической деятельности по сравнению с темпами прироста ВРП. Увеличивается вывоз из края в дальнее зарубежье сырья (нефть, необработанные лесоматериалы, отходы и лом черных металлов), минеральных удобрений, алюминия, нефтепродуктов, изделий из гипса, пшеницы, растительного масла, сахара, цемента. Однако объективно с точки зрения глобальной конкурентоспособности регионы России по-прежнему выступают важнейшими рынками сбыта кубанской продукции. Значительная доля продовольствия реализуется на рынках субъектов Российской Федерации. Краснодарский край по вывозу ряда товаров занимает ведущие позиции в межрегиональном обмене России, в частности, по сахару — первое место, по зерну и крупам — второе [5].

Исследование открытости региона одновременно в национальном и мировом экономическом пространствах позволяет сделать вывод о повышении роли внешнеторговых и снижении роли внутринациональных связей Краснодарского края в условиях социально-экономических преобразований российской экономики.

По мнению К. Блохина [2], переориентация сырьевых компаний на внешние рынки в условиях «сжатия» внутреннего рынка и благоприятной мировой конъюнктуры и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов в большей степени стало зависеть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских.

Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы — компании и целые территориально-производственные комплексы — в большей степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. Более того, замена части экономических взаимодействий между регионами страны внешне-

торговыми связями ведет в условиях сокращения объема используемого пространства к замедлению темпов экономического роста.

Однако, по мнению авторов, дальнейшее динамичное развитие экономики Краснодарского края находится в прямой зависимости от наличия стабильных связей и многостороннего сотрудничества как с субъектами Российской Федерации, так и с зарубежными странами. Тем не менее потенциал форматов, структур и механизмов, в которых она уже участвует, реализуется фрагментарно. По сути, нынешняя система международного и межрегионального сотрудничества края представляет собой международные и межрегиональные связи, а не международную и межрегиональнуюдеятельность [3].

Кроме того, Краснодарский край сохраняет международную специализацию прежней (с негативной тенденцией к усилению) сырьевой направленности. Так, товарная структура экспорта представлена продукцией следующих ведущих отраслей промышленности:

- минеральные продукты, в основном нефть и нефтепродукты — половина всего экспорта в стоимостном выражении;

- продовольственные товары и сырье для их производства — 37 %;

- металлы и изделия из них — 7,1%;

- машиностроительнаяпродукция — 2,8 %;

- продукция химической отрасли — 1,5%.

В поставках продукции за рубеж остается низкой доля продукции высокой степени переработки. Для изменения сложившейся ситуации необходима коренная реконструкция производственной базы экспорта и внедрение прогрессивных технологических процессов.

Для Краснодарского края представляется целесообразным развивать сотрудничество на международных рынках по следующим направлениям:

- налаживание и развитие торгово-экономических связей;

- экспорт высоких технологий;

- промышленное сотрудничество. Необходимо добиваться усиления внимания к

региону со стороны крупного российского бизнеса, работающего в Краснодарском крае, интересы которого должны заложить прочную основу для устойчивого развития наших отношений. Именно поэтому четкая государственная стратегия в области регионального брендинга является необходимым условием для привлечения стратегических инвесторов. Речь идет не о подмене государственных структурных регуляторов — механизмов суб-

сидирования, государственного гарантирования, государственно-частного партнерства и т. п. — региональным брендингом как РЯ-технологией. Напротив, благоприятный инвестиционный климат, создаваемый региональными властями, в том числе и в связи с усилением интеграционных процессов, требует современной «упаковки», некоего позитивного сигнала в бизнес-сознании, чему и призван способствовать сильный региональный бренд.

Кроме того, необходимо усиление механизмов информационной поддержки продвижения региональных интересов на внешние рынки, что будет способствовать формированию положительного имиджа региона как надежного партнера по внешнеторговым связям, продвижению привлекательного имиджа товаров и услуг регионального производства на мировых рынках.

В настоящее время основными направлениями имиджевой политики Краснодарского края являются:

- создание узнаваемого и запоминающегося позитивного имиджа края, продвижение этого имиджа в средствах массовой информации и закрепление его в системе региональных брендов;

- создание и поддержание уровня известности края за рубежом выше среднероссийского;

- повышение эффективности выставочно-яр-марочной и конгрессной деятельности для привлечения в край новых торговых партнеров и инвесторов;

- продвижение образа края как привлекательного в экономическом отношении, включая такие аспекты, как наличие проработанных по международным стандартам инвестиционных проектов, площадок для инвестиций, конкурентоспособной продукции для экспорта;

- продвижение образа края как привлекательного по климатическим условиям, благоустроенного и комфортного для проживания и работы представителей бизнеса и высококвалифицированных специалистов, исходя из единства трех основных функций территории: как места жительства, как места отдыха (природная среда) и как места хозяйствования;

- продвижение образа края как привлекательного в культурном отношении, включая такие аспекты, как культура ведения бизнеса (деловой климат, готовность быть надежными партнерами), культура обслуживания в сфере сервиса и гостеприимства ит. д.;

- продвижение образа края как привлекательного в интеллектуальном отношении, включая

такие аспекты, как высокий уровень системы образования, восприимчивость к инновациям, заинтересованность во внедрении новых технологий и привлечении высококвалифицированных специалистов;

- продвижение позитивного имиджа отдельных городов и территорий края (в частности, курортных и агропромышленных), туристических и игорной зон в контексте привлекательного имиджа края в целом;

- совершенствование степени идентификации граждан со своей территорией проживания для удержания лучших кадров.

По мнению авторов, система мероприятий региональной имиджевой политики должна быть дополнена программой формирования и продвижения регионального бренда, что позволит создать позитивный и уникальный образ Краснодарского края в глазах иностранных компаний и граждан, а также обеспечить рост экономического потенциала за счет достигнутого позитивного восприятия.

Система регионального брендинга предполагает комплекс механизмов эффективной координации действий, связанных с продвижением позитивного образа Краснодарского края через координацию деятельности региональных органов исполнительной власти, бизнеса, организаций науки, образования и культуры в рамках предложенных этапов:

- формирование механизмов мониторинга, направленного на анализ восприятия бренда Краснодарского края в России и за рубежом. Этот этап предусматривает выявление сильных и слабых сторон бренда, определение целевых групп в России и за рубежом, выявление основных имеющихся стереотипов восприятия образа края, идентификация центрального содержания бренда, а также набора образов (внутренних и внешних), идентификация различий между имеющимися образами и желаемыми;

- разработка стратегии развития регионального бренда, предполагающая определение желаемой позиции регионального бренда и возможных путей ее достижения. Стратегия описывает ценности бренда, целевые аудитории, внешние и внутренние коммуникации, атакже образы и персонажи, которые сообщает региональный бренд;

- разработка методических документов — паспорта стандартов, набора инструкций по правильному использованию и размещению визуальных идентификаторов регионального бренда и ка-

талога (brand book) — описания регионального бренда и способов его коммуникации; - реализация стратегии развития регионального бренда, основанной на механизмах частно-государственного партнерства, предполагающей координацию деятельности между органами власти и бизнеса в рамках согласованного плана действий.

Предложения по созданию системы регионального брендинга заключаются в создании координационного механизма брендинга различных производителей Краснодарского края при продвижении производимых ими товаров и услуг на рынки других регионов России и на зарубежные рынки. Это позволит достичь формирования общего благоприятного имиджа качества товаров и услуг, производимых в крае, а также будет способствовать развитию экспортного потенциала Краснодарского края и дальнейшей его интеграции в мировое хозяйство.

Другим важным направлением регионального брендинга является формирование позитивного образа Краснодарского края как региона, проводящего последовательные социально-экономические преобразования, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата, инновационно-активной экономики, эффективной системы государственного управления, обеспечение надежной защиты прав собственности, межнационального согласия, защиты прав человека.

Улучшение имиджа и продвижение бренда Краснодарского края в сочетании с усилением эк-

Список литературы

спортных позиций предприятий и благоприятным инвестиционным климатом способны дать толчок дополнительным иностранным инвестициям, направляемым на развитие высокотехнологичных производств, инноваций, реализацию социально значимых проектов.

Процесс регионального стратегического планирования должен строиться на основе механизмов эффективного межрегионального взаимодействия, что весьма актуально для Краснодарского края ввиду его особенного геостратегического положения. Кроме того, региональная интеграционная стратегия должна учитывать факторы глобального взаимодействия:

- наличие центров инновации в глобальном хозяйственном пространстве;

- нестабильность конъюнктуры мирового рынка;

- сегментация мирового рынка «глобальными игроками»;

- формирование господствующей финансовой надстройки над базисом реального хозяйственного процесса;

- интеграционные процессы, протекающие в глобальной хозяйственной системе.

Эти элементы должны быть встроены в «философскую оболочку» регионального брендинга как современного способа государственного протекционизма, не создающего ограничений в конкурентном поле. Именно этот вывод должен стать основополагающим при разработке и текущей корректировке региональных программ стратегического развития и устойчивого роста в стране.

1. Апарина Н. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона / Н. Апарина, М. Курбатов //Вопросы экономики, 2003. № 11.

2. Блохин К. А. Экономический рост в условиях глобализации: территориально-пространственный аспект //Труды Вольного экономического общества России. М.: ВЭО, 2006.

3. Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества Краснодарского края на 2007—2010гг. URL: http://krasnodar.news-city.info/docs/2007.

4. Полиди А. А. Формирование экономических кластеров на территории Краснодарского края как средство повышения конкурентоспособности региона // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета, 2008. № 3.

5. Таможенная статистика Краснодарского края за 2008 год. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2009, http://www.customs.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.