Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика импортозамещения / экономическое сотрудничество / Евразийская интеграция / import substitution policy / economic cooperation / Eurasian integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г Н. Юсупова, Э К. Чогулдурова, А Ж. Байбориев, Ж Д. Сманкулова

В статье дается характеристика экономического сотрудничества в рамках политики импортозамещения союза стран евразийской интеграции. Рассмотрены аспекты экономического сотрудничества, где отмечается, что политика импортозамещения актуальна с точки зрения продовольственной безопасности. Показана необходимость активизации действий с привлечением не только государственных структур, но и бизнеса, а также евразийских институтов развития. Рассмотрено видение перспектив и механизмов реализации крупного евразийского партнерства, в том числе создание модели регулирования путем корректировки нормативно-правовой базы внешнеэкономического взаимодействия Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), где национальные программы политики импортозамещения носят автономный характер без учета перспектив евразийской интеграции. В работе отражены основные преимущества и недостатки политики импортозамещения, проводимой странами в рамках ЕврАзЭС, и ее влияние на экономики стран участников ЕврАзЭС. Цель исследования – выявление влияния политики импортозамещения в рамках ЕврАзЭС на платежные балансы стран-членов Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Г Н. Юсупова, Э К. Чогулдурова, А Ж. Байбориев, Ж Д. Сманкулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF EURASIAN ECONOMIC COOPERATION: IMPORT SUBSTITUTION POLICY

The article describes economic cooperation within the framework of the import substitution policy of the Union of Eurasian Integration Countries. Aspects of economic cooperation are considered, where it is noted that the policy of import substitution is relevant from the point of view of food security. The need to intensify actions with the involvement of not only government agencies, but also business, as well as Eurasian development institutions, is shown. The vision of prospects and mechanisms for the implementation of a large Eurasian partnership is considered, including the creation of a regulatory model by adjusting the regulatory framework for foreign economic interaction of the Eurasian Economic Cooperation, where national import substitution policy programs are autonomous in nature without taking into account the prospects of Eurasian integration. The work reflects the main advantages and disadvantages of the import substitution policy pursued by countries within the framework of the Eurasian Economic Cooperation, and its impact on the economies of the countries participating in the Eurasian Economic Cooperation. The purpose of the study is to identify the impact of the import substitution policy within the framework of the Eurasian Economic Cooperation (EurAsEC) on the balance of payments of the Union member countries.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Г.Н. Юсупова1, канд. пед. наук, доцент

Э.К. Чогулдурова2, и.о. доцента

А.Ж. Байбориев2, и.о. доцента

Ж.Д. Сманкулова2, старший преподаватель

1Международный университет Кыргызстана

2Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева

(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-240-245

Аннотация. В статье дается характеристика экономического сотрудничества в рамках политики импортозамещения союза стран евразийской интеграции. Рассмотрены аспекты экономического сотрудничества, где отмечается, что политика импортозамещения актуальна с точки зрения продовольственной безопасности. Показана необходимость активизации действий с привлечением не только государственных структур, но и бизнеса, а также евразийских институтов развития. Рассмотрено видение перспектив и механизмов реализации крупного евразийского партнерства, в том числе создание модели регулирования путем корректировки нормативно-правовой базы внешнеэкономического взаимодействия Евразийского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), где национальные программы политики импортозамещения носят автономный характер без учета перспектив евразийской интеграции. В работе отражены основные преимущества и недостатки политики импортозамещения, проводимой странами в рамках ЕврАзЭС, и ее влияние на экономики стран участников ЕврАзЭС. Цель исследования - выявление влияния политики импортозамещения в рамках ЕврАзЭС на платежные балансы стран-членов Союза.

Ключевые слова: политика импортозамещения, экономическое сотрудничество, Евразийская интеграция.

В настоящее время, как показала практика, ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Современное состояние мировой экономики можно вкратце охарактеризовать следующим образом: две основные тенденции присущи современно мировой экономике - это, с одной стороны глобализация - усиление целостности мирового хозяйства, с другой стороны регионализация - создание мощных интеграционных группировок в разных регионах земного шара.

Актуальность темы исследования заключается в прогнозировании основных тенденций развития политики импортоза-мещения как фактора целенаправленного воздействия государства на национальную экономику и создании таких институциональных условий, при которых возможно

создание и развитие отечественного производства товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке по сравнению с импортными.

Таким образом, международная экономическая интеграция, является наряду с интернационализацией и глобализацией одной из важных характерных особенностей современной мировой экономики.

Итак, политика импортозамещения сегодня реализуется не только на национальном уровне, но и на уровне союза сотрудничества стран в рамках экономической интеграции ЕврАзЭС. Созданная в 2000 году в рамках международной экономической интеграции, участниками которой стали Беларусь, Российская Федерация, Кыргызстан, Армения и Казахстан, она стала одним из самых серьезных многоотраслевых интеграционных объедине-

ний государств, достаточно динамично развивающихся на постсоветском пространстве [1, с. 141-143; 6, с. 11-15].

Страны Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), являются активными

Изучение внешней торговли стран ЕврАзЭС позволяет отметить, что в странах ЕврАзЭС большое значение придается мерам политики импортозамещения, направленным на развитие экспорта и государственной поддержки. Зависимость от импорта в таких отраслях и секторах экономики, как: машиностроение, производство программного обеспечения, информационные и коммуникационные технологии, фармацевтическая и медицинская промышленность, от которых критически зависит безопасность государства и качество жизни его населения, является маленькое значение. В Российской Федерации развития внешнеэкономической деятельности в рамках государственной программы принята национальная стратегия диверсификации экспорта, в том числе экспорта на период до 2030 года, определены основные направления развития государственной политики и приоритеты в области экспорта.

Автономная реализация национальных программ по политике импортозамещения в рамках ЕврАзЭС прослеживается в планах стран-участниц: утверждена Национальная программа развития экспорта в Беларуси; стратегия экспортоориентиро-ванной промышленной политики в Армении; программа «Экспорт 2025» в Казахстане; государственный план развития экспорта в Кыргызстане.

Реализация национальных программ способствует расширению экспортных возможностей, повышению конкурентоспособности отечественной продукции. И

участниками международной торговли товарами и услугами. Рассмотрим реализацию политики импортозамешения на примере анализа внешней торговли стран ЕврАзЭС по нижеследующей таблице.

ст. 41 «Меры по развитию экспорта» Договора о Евразийском экономическом союзе, определяет совместные меры по развитию экспорта: страхование и кредитование экспорта, международный лизинг, продвижение концепции «товар», введение единой маркировки товаров, выста-вочно-ярмарочная деятельность, реклам-но-визуальные мероприятия Евразийского экономического союза» и зарубежного союза [5].

По исследованиям М.Л. Вартановой [3, с. 1979-2006], одновременно, доступ к международному рынку обнаружил выход к разнообразным товарам, изготовляемой для мирового рынка, и за счет импорта усовершенствовал удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций стран. Сегодня важную роль в этих экономиках играет импорт товаров и услуг, характеризующийся высоким значением индекса проникновения импорта. Этот показатель представляет собой степень, в которой доход удовлетворяет внутреннее потребление (включая конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, некоммерческих организаций и совокупное накопление капитала), и рассчитывается как разница между валовым внутренним продуктом и чистым экспортом.

Наибольший показатель, в отдельные периоды превышающий 80%, наблюдается в Белоруссии, в Кыргызстане - рост показателя до значений, приближающихся к 70%, а в Казахстане и Армении - периодическое снижение показателя до 30-40%.

Таблица 1. Страны ЕврАзЭС: внешняя торговля товарами и услугами, млн. долл.

Страны 2018 2019 2020

импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт

Армения 434 229 966 447 5468 3319

Белоруссия 3199 2761 8087 7641 43795 43 312

Казахстан - - 8970 10 341 56 212 85 408

Кыргызстан 497 - 654 573 6435 2690

Россия 66 474 75 973 61 709 114 792 429 048 563 507

Источник: составлено на основе данных ЮНКТАД.

Минимальная зависимость экономики от импорта в РФ, где в последние годы пока-

затель не превышает 25% (рис. 1).

1990 2000 2006 2009 2012 2015 2018 2021 Рис. 1. Показатель проникновения импорта в странах ЕврАзЭС в 1990-2021 гг., %

Источник: Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН).

Проведенное изучение данных таблицы по проникновения импорта в странах Евразийского экономического сотрудничества за 1990-2021 гг., позволяет отметить, что в Российской Федерации, несмотря на умеренные цены макроэкономического индекса проникновения импорта, в отраслевой части прослеживается абсолютная зависимость от импорта из-за рубежа по многим видам. Об этом говорят данные Минэкономторга Российской Федерации, где субсидии составляют 100% стоимости лазерной продукции, например, оптики для производства волоконно-оптических кабелей, воздушных турбин мощностью от 100 до 200 МВт. ветряные турбины, дизель-генераторы, психологические записи, электронные буровые установки, оборудование для производства химических волокон, электродвигателей, термопластов, для значительного числа видов гражданской авиации, автомобилестроения и других отраслей промышленности [3, с. 1979-2006].

Значительное проникновение импорта в экономику Беларуси, Кыргызстана и Армении частично объясняется утверждением, что малые экономики, как правило, имеют более высокий уровень проникновения импорта, поскольку они более от-

крыты для мировой экономики и имеют специализацию. Они становятся все более зависимыми от импорта, поскольку не могут специализироваться во многих отраслях. В долгосрочной перспективе это может означать ухудшение конкурентоспособности, если проникновение импорта будет расти быстрее, что усугубит отрицательное сальдо платежного баланса.

Отрицательные результаты роста импорта в этих странах неизбежны, так как отечественная продукция имеет низкую конкурентоспособность на мировом рынке, а темпы роста экспорта значительно ниже темпов роста импорта, что приводит к обострению проблемы дефицита торгового баланса. Положительное сальдо платежного баланса как в Российской Федерации, так и в Казахстане стабильно с 2002 года. Кыргызстан и Армения имеют постоянное отрицательное сальдо торгового баланса. В последние годы Беларусь преодолела внешнеторговый дефицит, приблизившись к равновесному уровню [4, с. 114-117].

Рассмотрим продовольственные товары в рамках ЕврАзЭС, имеющие экспортный потенциал на рынках третьих стран по нижеследующей таблице.

E4EQEWEWEQ

Таблица 2. Товары ЕврАзЭС, обладающие экспортным потенциалом на рынках третьих стран__

Страна наименование продовольственной продукции

Индия Овощи, семена масличных культур

Иран Зерновые, овощи, семена масличных культур, корма для животных, табак, мясо-молочная продукция, остатки и отходы пищевой промышленности,

Египет Зерновые, , овощи, жиры и масла животного или растительного происхождения.

Израиль Зерновые, жиры и масла животного или растительного происхождения, алкогольные и безалкогольные напитки, продукты переработки овощей, фруктов, орехов, готовые продукты из мяса и рыбы

Китай Мясо-молочная продукция, жиры и масла животного или растительного происхождения, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, остатки и отходы пищевой промышленности, рыба, продукция мукомольно-крупяной промышленности, семена масличных культур,

Источник: составлено по данным сайта http://www.trademap.org

Как наглядно прослеживается по наименованиям продукции, отраженной на таблице, в экспортном потенциале третьих стран, преобладает агропродовольствен-ной продукт.

Таким образом, следует отметить, что национальные инструменты муниципального регулирования оказывают влияние на динамику производства, ценообразование и вклад в производство, а значит, и на условия конкуренции на общем аграрном рынке ЕврАзЭС. В то же время страны ЕврАзЭС не готовы к равноправной конкуренции, что приводит к принятию защитных административных барьеров, изъятий и ограничений во взаимной торговле. Дискуссионным остается вопрос о различиях в уровнях государственной помощи сельскому хозяйству в странах ЕврАзЭС.

На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности Кыргызстана, экспорт является приоритетным направлением внешнеторговой политики страны. В перспективе формирования экспорта Правительства Кыргызской Республики на 2018-2022 годы назначены сектора экономики, нуждающиеся в государственной поддержке: производство овощей и фруктов, мясной и молочной продукции, тканей и одежды, воды в бутылках, которые распределялись по следующим критериям:

1. текущее состояние экспорта;

2. внутренние потребности в поставках;

3. тенденции мирового рынка;

4. влияние сектора на социально-экономическое развитие страны (рабочая

сила, доходы, производство с добавленной стоимостью).

Важнейшими направлениями политики импортозамещения, как фактора поддержки экспорта, являются коммерческое финансирование, упрощение процедур для экспортеров, поддержка и развитие качественной инфраструктуры, доступ к коммерческой информации и продвижение товаров на внешних рынках. Особенностью программ поддержки экспорта в Кыргызстане является их ориентация на малый и средний бизнес [5].

Страны ЕврАзЭС объединяют устойчивые торговые отношения, характеризующиеся высоким уровнем интенсивности, основанным на «перспективах развития интеграционных группировок на постсоветском пространстве, которая поддерживает благоприятные условия для развития промышленного сотрудничества в различных сферах внутрисекторальной торговле [6, с. 11-15; 7, с. 37-40].

Однако национальные программы политики импортозамещения носят автономный характер; они пока не учитывают будущее евразийской интеграции. В аналитическом отчете Евразийской экономической комиссии отмечается, что по результатам анализа национальных программ Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации в промышленной сфере до сих пор не решен этот вопрос: создание общего внутреннего рынка Дело не в том, что страны являются членами Таможенного союза и ориентированы на внутренние рынки друг друга в плане доступного и емкого экспортного рынка, при этом они

- в Кыргызстане - снижение на 37% (снижение на 8%);

- в России - снижение на 6,5% (рост на 2,7%).

Евразийская интеграция формируется в соответствии с общей моделью современного мирового хозяйства и имеет ряд малоизученных политико-экономических характеристик. В сфере импортозамещения в вопросах координации усилий стран ЕврАзЭС необходимо учитывать не только общие интересы, но и уникальные приоритеты каждой страны, обусловленные особенностями ее социально-экономического развития, экономической и политической ситуации. Для Кыргызстана, Белоруссии и Армении - это в основном проблема относительного сокращения импорта для преодоления проблемы отрицательного торгового баланса. Для Казахстана это достижение целей промышленного развития, а для Российской Федерации - обеспечение экономической безопасности в условиях обострения разногласий между крупнейшими мировыми державами по вопросу о санкциях.

Соответствие предложений по координации политики импортозамещения в рамках ЕврАзЭС определяется в той мере, в какой они обеспечивают баланс интересов стран-участниц. Успешное развитие интеграции государств-членов ЕврАзЭС в рамках политики импортозамещения, как фактора единого рынка товаров, в перспективе до 2025 года будет зависеть от ряда условий. Устранение сохраняющихся льгот, нетарифных барьеров, повышение эффективности Суда ЕврАзЭС, согласованная промышленная и макроэкономическая политика могут проложить путь к формированию действительно единого рынка евразийского экономического сотрудничества.

23, ,,

Библиографический список

1. Алишеров Э.Т. Центрально-азиатское интеграционное сотрудничество в системе международных экономических отношений // М. Рыскулбеков атындагы Кыргыз эконо-микалык университетинин кабарлары. - 2015. - № 2 (32). - С. 141-143.

2. Андронова И.В. Евразийский экономический союз: потенциал и ограничения для регионального и глобального лидерства // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2016. - № 2. - С. 7-23.

снабжают свои национальные внутренние рынки импортозамещающей их продукцией.

В соответствии с изложенным следует отметить сохранение бережного отношения к конкуренции на внутренних рынках стран-партнеров. Двусторонний подход к евразийской интеграции в «Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы» представлен в части анализа сильных и слабых сторон, потенциалов и угроз в сфере промышленного развития. Выход на рынок Таможенного союза рассматривается как возможность для Китая, стран Центральной Азии наряду с их рыночным потенциалом на мировых рынках сырья в сочетании с такими тенденциями, как участие компаний из стран Таможенного союза в ВТО усилилась конкуренция со стороны стран [2, с. 7-23].

Заключение

Подытоживая результаты проведенного нами исследования, следует отметить о большом потенциале импортозамещения государств ЕврАзЭС по основной номенклатуре ввозимых промтоваров, а также о наличии компетенций по локализации на территории Союза продукции с доминирующим импортом из третьих стран. При этом, нами сделаны следующие основные выводы: объем импорта продукции обрабатывающей промышленности государств-членов из третьих стран в 2020 году уменьшился на 6,1%, в тот период (в разрезе государств-членов), когда по итогам 2019 года было зафиксировано увеличение импорта на 4,6%:

- в Армении - снижение на 26,2% (рост на 12,3%);

- в Беларуси - снижение на 7,1% (рост на 8,2%);

- в Казахстане - рост на 4,7% (рост на

3. Вартанова М.Л. Результаты интеграции Евразийского экономического союза в области АПК: проблемы и перспективы развития //Российское предпринимательство. - 2018. -Т. 19. - № 7. - С. 1979-2006.

4. Половченко М.А. Развитие сотрудничества Центрально-Азиатского региона с Россией //Эволюция современной науки: сб. ст. межд. науч.-практ. конф., Уфа, 18 февр. 2017 года. Том Часть 1. - Уфа, 2017. - С. 114-117.

5. Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2019-2022 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/12808.

6. Юсупова Г.Н. Проблемы становления и перспективы развития интеграционных группировок на постсоветском пространстве / Г.Н. Юсупова, К.Т. Баисова // Реформа. -2008. - №2. - С. 11-15.

7. Юсупова Г.Н. Центрально-Азиатское сотрудничество: Проблемы и перспективы / Г.Н. Юсупова, К.Т. Баисова // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2007. - № 1(7). - С. 37-40.

INTEGRATION COOPERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF EURASIAN ECONOMIC COOPERATION: IMPORT SUBSTITUTION POLICY

G.N. Yusupova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

E.K. Choguldurova2, Acting Associate Professor

A.J. Bayboriev2, Acting Associate Professor

Zh.D. Smankulova2, Senior Lecturer

international University of Kyrgyzstan

2Bishkek State University named after K. Karasaeva

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article describes economic cooperation within the framework of the import substitution policy of the Union of Eurasian Integration Countries. Aspects of economic cooperation are considered, where it is noted that the policy of import substitution is relevant from the point of view of food security. The need to intensify actions with the involvement of not only government agencies, but also business, as well as Eurasian development institutions, is shown. The vision of prospects and mechanisms for the implementation of a large Eurasian partnership is considered, including the creation of a regulatory model by adjusting the regulatory framework for foreign economic interaction of the Eurasian Economic Cooperation, where national import substitution policy programs are autonomous in nature without taking into account the prospects of Eurasian integration. The work reflects the main advantages and disadvantages of the import substitution policy pursued by countries within the framework of the Eurasian Economic Cooperation, and its impact on the economies of the countries participating in the Eurasian Economic Cooperation. The purpose of the study is to identify the impact of the import substitution policy within the framework of the Eurasian Economic Cooperation (EurAsEC) on the balance of payments of the Union member countries.

Keywords: import substitution policy, economic cooperation, Eurasian integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.