Научная статья на тему 'Интегративный подход в системе современного образования'

Интегративный подход в системе современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTEGRATION / SPACE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова Нина Николаевна, Ермолова Елена Евгеньевна

Интеграция современных технологий обучения, а также внедрение метапредметных связей в учебный процесс является средством достижения ключевых компетенций обучающихся. Интеграция содержания курса географии с другими учебными предметами и современные технологии обучения в урочной деятельности, в т. ч. космические и ИКТ, дают возможность обучающимся получить целостное представление о картине мира и способствуют развитию творческих способностей, усиливая мотивацию осознанного выбора обучающимися будущих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова Нина Николаевна, Ермолова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIONAL APPROACH IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

The integration of modern training technologies and the introduction of meta-subject communications into educational process represent the means of learners’ key competences achievement. The integration of both Geography course maintenance with other subjects and modern technologies of training in the class activity, including space, information and communication technologies, gives the learners the opportunity to get the complete idea of the world view and promotes the development of creative abilities, strengthening the learners’ motivation to choose the future profession consciously.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в системе современного образования»

УДК 371(47)(043):629.7

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Н.Н. Герасимова, Е.Е. Ермолова

Ключевые слова: интеграция; космические технологии.

Интеграция современных технологий обучения, а также внедрение метапредметных связей в учебный процесс является средством достижения ключевых компетенций обучающихся. Интеграция содержания курса географии с другими учебными предметами и современные технологии обучения в урочной деятельности, в т. ч. космические и ИКТ, дают возможность обучающимся получить целостное представление о картине мира и способствуют развитию творческих способностей, усиливая мотивацию осознанного выбора обучающимися будущих профессий.

Обновление педагогических подходов к образованию в современных условиях вызвано заказом общества на формирование успешной личности, конкурентно способной на рынке труда, обладающей не только хорошей знаниевой базой, но и готовой к саморазвитию и личностному самоопределению, обладающей сформи-

рованностью к целенаправленной познавательной деятельности, организации сотрудничества. Выпускники школ должны обладать сформированным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, уметь сделать осознанный выбор будущей профессии на основе по-

нимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов [1]. Именно поэтому создание педагогических условий, определяющих успешность личности, становится главным при организации учебного процесса.

Одной из проблем современного образования является конкурирующий характер школьных учебных предметов, каждый из которых сам по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. Таким образом, у обучающихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, они не могут связывать новый изучаемый материал по одному предмету с пройденным ранее по другим предметам.

Интеграция современных технологий обучения и внедрение метапредметных связей в учебный процесс, являясь средством достижения ключевых компетенций обучающихся, дает им возможность получить целостное представление о картине мира.

С 2009 г. на базе кадетской школы-интерната начал реализовываться проект «Внедрение программнотехнического комплекса «Космос-М2» в учебный процесс». Комплекс «Космос-М2» позволяет в режиме реального времени получать с периодичностью в 2-3 ч многоцветные космические снимки территорий с привязкой к цифровой карте местности и населенным пунктам, а также производить оценку ряда параметров (географических координат, расстояния между городами, высоты облачности, температуры, прогноза осадков и т. д.) в любой точке полученного космического снимка. Кроме того, снимки, сделанные с помощью программно-технического комплекса «Космос-М2», позволяют получать информацию об окружающей среде и следить за динамикой их изменений.

Применение космических технологий в интеграции с ИКТ и другими современными технологиями обучения способствовало не только повышению наглядности образовательного процесса, развитию творческих способностей кадет, но и усилило мотивацию осознанного выбора обучающимися будущих профессий. Особенно важным это оказалось для кадет летного направления, поскольку обучающиеся, зная о наличии искусственных спутников, имели слабое представление об их назначении, видах, возможностях, способах изучения полученных снимков.

Г еография сегодня не имеет четко очерченных границ, поскольку комплексна. Она настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом: математикой, химией, физикой, экономикой и др., что позволяет осуществлять как опорные, так и перспективные метапредметные связи.

В ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус» можно выделить две применяемые на сегодняшний день модели интеграции курса географии с другими учебными предметами:

- создание курса, объединяющего несколько предметов из одной или нескольких образовательных областей, причем удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение позволяет вывести содержание на качественно новый уровень (приложение 1);

- сочетание различных предметов близких образовательных областей, которые выступают на равных,

но один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

Интеграция при этом может осуществляться на различных этапах педагогического процесса: на уровне содержания, на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты), на уровне современных педагогических технологий.

Интегрированный урок - особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Как отмечает С.Г. Щербакова [2], к использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:

- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

- при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

- при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;

- при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;

- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;

- при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

При проведении интегрированных уроков большое значение имеет обновление знаний смежных предметных областей, позволяющих реализовать метапредмет-ные связи, и конкретизация обновленных знаний на новые объекты изучения определенной темы по географии. Применяемые при этом методические приемы могут быть различны и определены, исходя из уровня подготовленности обучающихся.

Приведем пример интегрированного урока для обучающихся 8-х классов по теме: «Удивительный мир солей» (приложение 2), на котором наблюдается как интеграция знаний предметных областей: географии, химии, биологии, истории, так и интеграция современных технологий обучения.

Формирование общеучебных и исследовательских умений происходит, прежде всего, на уроке. Логическим же продолжением урочной деятельности является внеклассная работа, выходящая за рамки школьного расписания (конкурсы, урочная и внеурочная проектная деятельность, научно-практические конференции).

В результате реализации проекта по внедрению учебно-технического комплекса «Космос-М2» в учебный процесс выяснилось, что наиболее широко космические технологии могут быть применимы в случае осуществления исследовательской деятельности кадет. Использование основных приемов познавательной деятельности - наблюдение, сравнение, обобщение и т. д. - приводит к тому, что в процессе исследовательской работы формируется логическое мышление обучающихся, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации. Исследовательская

Рис. 1. Диаграмма анализа применения космических технологий в исследовательской деятельности

среда, как ни какая другая, обладает свойствами саморазвития, самоуправления, способствующими формированию ключевых компетентностей обучающихся.

Результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 9 классов ТОГБОУ кадетской школы-интерната «Многопрофильный кадетский корпус», позволяют говорить о том, что применение космических технологий действительно находит положительный отклик среди кадет, которые рассматривают их как основу для исследовательской деятельности (рис. 1).

ВЫВОД

Интегративный подход в системе современного образования можно рассматривать как перспективное направление его совершенствования. Именно он является условием обобщения научных знаний, повышения их комплексности и системности, способствует формированию информационно-познавательной, ценностнонормативной, коммуникативной компетенций обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования. ЦКЪ: http://standart.edu.ru (дата обращения: 28.09.2012).

2. Щербакова С.Г. Проблема интеграции в школе. ЦКЪ: http://festival.1september.ru/articles/415794/ (дата обращения:

28.09.2012).

Приложение 1 Элективный курс «Учимся летать»

Курс ориентирован на подготовку кадет летного направления к полетам.

Тематическое планирование

Тема 1. Получение и обработка информации. Знакомство с работой программно-методического комплекса «Космос-М2»

Урок № 1. Информационные процессы.

Урок № 2. Форматы графических файлов.

Урок № 3. Виды информации.

Урок № 4. Построение графиков в текстовом редакторе.

Урок № 5. Программное обеспечение и его структура.

Урок № 6. Информационно-коммуникационные технологии.

Урок № 7. Моделирование.

Урок № 8. Базы данных.

Урок № 9. Графический редактор.

Тема 2. Географические исследования с помощью комплекса «Космос-М2»

Урок № 1. Знакомство с системой программно технического комплекса « Космос-М2».

Урок № 2. Определение координат по карте и по снимку заданной территории.

Урок № 3. Определение расстояний и площадей.

Урок № 4. Определение типа погоды по снимкам.

Урок № 5. Определение циклональных и антициклональ-ных явлений на снимке.

Урок № 6. Определение силы ветра и направление ветра по снимку.

Урок № 7. Определение зоны пожароопасности по снимкам.

Урок № 8. Определение лесистости по снимкам.

Тема 3. Метеорология на службе авиации Урок .№1-2. Метеорологические элементы.

Урок № 3. Облака. Виды облаков.

Урок № 4. Атмосферные осадки. Ветер.

Урок № 5. Опасные для авиации явления погоды (туман, метель, пыльная буря).

Урок № 6. Опасные для авиации явления погоды (гроза, шквал, обледенение).

Урок № 7. Разведка погоды.

Урок № 8. Прогноз погоды для воздушной навигации.

Тема 4. Куда полетим и как полетим

Урок № 1. Краткие сведения по картографии.

Урок № 2. Измерение времени.

Урок № 3. Курс самолета.

Урок № 4. Высота полета.

Урок № 5. Воздушная скорость самолета.

Урок № 6. Влияние ветра на полет самолета.

Урок № 7. Воздушная ориентировка.

Урок № 8. Применение РТС самолетовождения.

Урок № 9. Штурманская подготовка к полету.

Урок № 10. Безопасность самолетовождения.

Приложение 2

Удивительный мир солей

интегрированный урок (география - химия)

Цель: формирование представления о солях, как о минералах, играющих важную роль в жизни человека

Задачи:

- углубить знания обучающихся о солях как об одном из основных классов неорганических соединений;

- рассмотреть условия и процессы, способствующие образованию солей в геоистории и в современном мире;

- рассмотреть значение ряда солей в жизни человека;

- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся.

Оборудование: презентация к уроку, презентации учащихся, космический снимок залива Кара-богаз-гол, программа APT viewer, таблица Д.И. Менделеева, карта «Геохронологическая таблица», калькуляторы, насыщенный раствор медного купороса, снег.

План урока

Вступительную часть урока учитель начинает со стихотворения, посвященного солям. Затем оглашает тему занятия, определяются с учащимися с целью и задачами урока.

Формирование знаний, умений, навыков

Учитель химии предлагает вспомнить о нахождении в природе, практическом значении некоторых солей, хорошо известных учащимся таких, как хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, сульфат магния. При этом используется презентация, содержащая познавательные сведения о солях.

Рассмотреть условия и процессы, способствующие образованию солей в геоистории - одна из задач урока. Реализовывать ее учитель географии начинает с того, что вспоминает

с учащимися строение земной коры и ее химический состав. Затем вместе с учащимися вспоминают классификацию горных пород, обращая особое внимание на осадочные породы, к которым относятся многие соли.

Затем учащимся предлагается выполнить лабораторную работу и классифицировать предложенные горные породы.

Формирование солей в геоистории учитель географии объясняет на основе карты «Геохронологическая таблица». Затем учащимся предлагается рассмотреть условия (геоморфологические, климатические). О процессах формирования солей (кристаллизация из насыщенного раствора соли, из подземных вод в пещерах, в результате химических процессов в почве и живых организмах) рассказывает учитель химии.

Далее учащимся предлагается рассмотреть не только подземные, но и наземные источники солей. С заранее подготовленными проектами, посвященными заливу Кара-богаз-гол и озеру Баскунчак, выступают 2 обучающихся.

Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями

Учащиеся делятся на группы по 4 человека и выполняют предложенные им задания.

Задание 1 группы. Л. р. «Выявление климатических особенностей, способствующих образованию в данной местности солей» (работа с программой APT viewer): сила и направление ветра, температура, влажность.

Задание 2 группы. Л. р. «Выращивание кристаллов медного купороса».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получите насыщенный раствор соли. Для ускорения процесса кристаллизации склянку с насыщенным раствором поместите в снег на 5 минут.

Задание 3 группы. Обозначьте основные месторождения карбонатных минералов: известняка, мрамора, малахита на Урале, в Западной Сибири, юго-востоке европейской территории.

Задание 4 группы. Учащимся предлагается решить задачу, посвященную проблеме разрушения мрамора под действием кислотных дождей.

Задание 5 группы. Учащимся предлагается решить задачу, посвященную малахиту, зернышки которого учащийся вырастил в домашних условиях.

Задание 6 группы. Необходимо выписать названия минералов, формулы солей и географические названия, о которых говориться в определенном тексте, заполнив при этом таблицу.

Через некоторое время учащиеся отчитываются о проделанной работе. Учитель подводит итоги и предлагает учащимся отгадать загадки, посвященные солям.

Завершается урок рефлексией: учащимся предлагается высказаться, выбирая фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал...

2. Было интересно...

3. Было трудно.

4. Мне запомнилось...

5. Меня удивило.

6. Мне захотелось .

Поступила в редакцию 2 октября 2012 г.

Gerasimova N.N., Ermolova E.E. INTEGRATIONAL APPROACH IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION

The integration of modern training technologies and the introduction of meta-subject communications into educational process represent the means of learners’ key competences achievement. The integration of both Geography course maintenance with other subjects and modern technologies of training in the class activity, including space, information and communication technologies, gives the learners the opportunity to get the complete idea of the world view and promotes the development of creative abilities, strengthening the learners’ motivation to choose the future profession consciously.

Key words: integration; space technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.