Научная статья на тему 'Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России'

Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кудрявцев, В.Н. Преступность XX века / В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунев // http://detective.land.ru. - 2002.

2. Старостенко, А.В. Организационно-педагогические условия подготовки студентов к преподаванию ОБЖ в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Старостенко ; Рос. гос. пед. ун-т. - СПб., 2001. - 159 с.

3. Статистика преступности за январь-ноябрь 2006 года в России МВД РФ // httр://ppen.mvd.ru.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Е.Ю. Суховецкая, А.А. Вяткин, В.А. Кононов, В. В. Килин

История развития внутренних войск МВД России убедительно свидетельствует о том, что потребность в постоянном повышении уровня их готовности к выполнению поставленных задач объективно приводит к необходимости непрерывного повышения эффективности и качества подготовки курсантов внутренних войск МВД РФ.

В отечественной дидактике отсутствуют обобщающие исследования, посвященные интегративному изучению социально-гуманитарных и практических дисциплин и его влиянию на формирование нравственной культуры курсантов внутренних войск.

Между тем в последние годы в преподавании данных наук произошли серьёзные изменения, порожденные пересмотром содержания гуманитарного образования, переосмыслением многих общественно-исторических событий и явлений, требующих своего отражения в теории и практике обучения.

Осуществление социально-гуманитарной и практической подготовки в государственных военных образовательных учреждениях внутренних войск МВД России предполагает становление у курсантов целостной системы знаний о человеке, культуре и обществе на всех этапах образовательного процесса, что невозможно без применения интеграции в обучении.

Основной целью образования курсантов военных институтов ВВ МВД России на современном этапе является подготовка компетентных, высококвалифицированных специалистов, нравственно зрелых, культурно-воспитанных, с необходимым комплексом личностных, социально и профессионально значимых качеств, позволяющих осуществлять разнообразные виды профессиональной деятельности. Актуальным, с точки зрения применения интегративного подхода к подготовке курсантов в вузе внутренних войск МВД России, становится решение следующих задач:

• организация единого образовательного пространства в государственных военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования ВВ МВД России;

• обеспечение психолого-педагогических условий для максимальной самореализации личности;

• создание учебно-материальной базы, соответствующей уровню развития научно-технических процессов;

• разработка учебных планов, программ непрерывного многоуровневого

образования;

• комплектация государственных военных образовательных учреждений высшего профессионального образования ВВ МВД России высококвалифицированным преподавательским составом, владеющим современными педагогическими технологиями и др.

К числу объективных условий реализации интеграции в обучении относятся расширение интегративных тенденций в науке, рождение комплексных наук, появление системно-структурных исследований. На уровне учебной дисциплины одним из важнейших источников формирования содержания образования является конкретная наука, которая отражается в ее содержании. Интегративные процессы, происходящие в науке, являются объективной основой взаимосвязи учебных дисциплин.

Для того чтобы различать интегративные процессы в общей массе педагогических явлений, можно выделить сущностные признаки интеграции:

1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов. Действительно, первое, что обнаруживается в интеграции, - это взаимодействие в чем-то отличных друг от друга элементов, частей, фрагментов, сторон и т.п. Только наличие разнородных элементов делает возможным зарождение качественно новых состояний. Данный признак отражает главное противоречие интегративного процесса, определяющее его развитие. В разных формах разнородности это противоречие может проявляться по-разному: при взаимодействии разнопредметных знаний - это комплексность и не комплексность; при объединении знаний разного уровня обобщенности -как общее и частное; при переводе понятий в знаковую форму - как содержание и форма; при интеграции знаний и способов их применения систематизации отдельных понятий, объединений разобщенных умений в целостную структуру деятельности - как часть и целое и т.д.

2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов. В самом деле, «об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т.д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности».

3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. В педагогике оправданно говорить о логико-содержательной основе интегративного процесса как об основе, которая существенным образом определяет его логику и содержание. В определенном смысле логико-содержательная основа - это программа, ориентирующая в главных чертах на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе в соответствии с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности.

4. Интегративный процесс имеет собственную структуру. Обычно интегративный процесс обладает свойством делимости. В нем можно выделить относительно обособленные и вместе с тем соподчиненные между собой «узлы», прохождение которых порождает качественные и количественные сдвиги в содержании (уплотнение или укрупнение знаний, концентрация различных способов действия и т.д.).

Структура интегративного процесса как раз и есть логика развертывания целостности, особая согласованность интегрируемого содержания с этапами

его реализации. Наличие такой структуры означает определенную стабильность интегративного процесса. Этот отличительный признак интересен главным образом с точки зрения воспроизводимости интегративного процесса, многократного его повторения в учебно-воспитательной работе.

5. Педагогическая целенаправленность и относительная самостоятельность интегративного процесса. Интегративный процесс является направленным. Развертывание взаимодействия разнородных элементов процесса обучения на единой логико-содержательной основе приводит к возникновению определенной целостности, выполняющей в учебно-воспитательном процессе относительно самостоятельные функции. Вместе с тем реализация интегративного процесса дает начало новым взаимодействиям, новым системам с новыми качествами.

Таким образом, центральной идеей проектирования интегративного подхода в государственных военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования ВВ МВД России является гибкость и вариативность, интегративность и дифференцированность, непрерывность и последовательность содержания образования, непрерывность и преемственность на всех уровнях его изучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахлибинский, Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции / Б.В. Ахлибинский // Диалектика как основа интеграции научного знания / Лен-нингр. гос. ун-т. - Л., 1984. - С. 15.

2. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция : сущность, состав, механизмы реализации / В. С. Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск, 1990. - С. 5-25.

3. Беляева, А. П. Тенденция интеграции - стратегия исследования профессиональной подготовки будущих рабочих в целях обоснования педагогических технологий обучения / А. П. Беляева // Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения : сб. науч. тр. - Изд-во ВИФК, 2000. - С. 7.

4. Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах / М.Н. Берулава. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1998.

5. Кустов, Ю.А. Интеграция как педагогическая проблема / Ю. А. Кустов // Интеграция в педагогике и образовании. - Самара, 1994. - С. 7-17.

6. Тюнников, Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе / Ю. С. Тюнников. - М. : Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1986.

7. Чапаев, Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования / Н.К. Чапаев ; М-во общ. и проф. образования РФ. - Екатеринбург : [б.и.], 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.