Научная статья на тему 'Интегративный подход в обучении информационному моделированию в практическом здравоохранении на основе запросов Microsoft Access'

Интегративный подход в обучении информационному моделированию в практическом здравоохранении на основе запросов Microsoft Access Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЗАПРОСЫ НА ВЫБОРКУ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATISATION OF HEALTH CARE / MEDICAL INFORMATICS / PRINCIPLES AND METHODS OF TEACHING / SELECT QUERIES / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Анатольевна, Рябухина Елена Александровна

Введение: в статье предложена педагогическая технология, реализуемая при обучении студентов медицинских специальностей основам работы с базами данных на примере MICROSOFT ACCESS. Данная схема реализована на основе дидактического принципа последовательности, систематичности, который требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Рассматривается интегративный подход к информационному моделированию в практическом здравоохранении, соотносящий основные дидактические понятия с объектами и инструментами баз данных, созданных в среде MICROSOFT ACCESS. Также рассматривается последовательность изучения темы «Запросы в MICROSOFT ACCESS» от простейших запросов к достаточно сложным. Основное внимание уделено таким компонентам методической системы, как принципы и методы обучения, классифицируемым по степени активности познавательной деятельности обучаемых. Наибольший интерес представляет схема взаимосвязи принципов обучения, методов обучения и конкретных видов запросов. Материалы и методы: сравнительный анализ литературы, рабочих программ, учебных планов по медицинской информатике ведущих медицинских вузов России. Результаты исследования: предлагается оригинальная методика обучения конструированию запросов в MICROSOFT ACCESS как инструментов анализа информационных моделей практического здравоохранения. Обсуждение и заключения: утверждается, что предлагаемая в статье педагогическая технология позволит значительно повысить эффективность преподавания курса «Медицинская информатика», предполагающим разработку и применение моделей для имитации функционирования отдельных объектов и служб системы здравоохранения, что в свою очередь повышает уровень информационной культуры практикующих врачей, необходимый для реализации принятой «Стратегии развития здравоохранения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Светлана Анатольевна, Рябухина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Method of Teaching Information Modeling in Practical Health Service Based on Microsoft Access Queries

Introduction: this article explores the pedagogical technology employed to teach medical students foundations of work with MICROSOFT ACCESS databases. The above technology is based on integrative approach to the information modeling in public health practice, drawing upon basic didactic concepts that pertain to objects and tools databases created in MICROSOFT ACCESS. The article examines successive steps in teaching the topic "Queries in MICROSOFT ACCESS" from simple queries to complex ones. The main attention is paid to such components of methodological system, as the principles and teaching methods classified according to the degree of learners' active cognitive activity. The most interesting is the diagram of the relationship of learning principles, teaching methods and specific types of requests. Materials and Methods: the authors used comparative analysis of literature, syllabi, curricula in medical informatics taught at leading medical universities in Russia. Results: the original technique of training in putting queries with databases of MICROSOFT ACCESS is presented for analysis of information models in practical health care. Discussion and Conclusions: it is argued that the proposed pedagogical technology will significantly improve the effectiveness of teaching the course "Medical Informatics", that includes development and application of models to simulate the operation of certain facilities and services of the health system which, in turn, increases the level of information culture of practitioners.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход в обучении информационному моделированию в практическом здравоохранении на основе запросов Microsoft Access»

интеграция образования, т. 20, № 2. 2016

УДК 37.016:004.9 DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.264-280

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА ОСНОВЕ ЗАПРОСОВ MICROSOFT ACCESS

С. А. Фирсова, Е. А. Рябухина*

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», г. Саранск, Россия, *[email protected]

Введение: в статье предложена педагогическая технология, реализуемая при обучении студентов медицинских специальностей основам работы с базами данных на примере MICROSOFT ACCESS. Данная схема реализована на основе дидактического принципа последовательности, систематичности, который требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Рассматривается интегративный подход к информационному моделированию в практическом здравоохранении, соотносящий основные дидактические понятия с объектами и инструментами баз данных, созданных в среде MICROSOFT ACCESS. Также рассматривается последовательность изучения темы «Запросы в MICROSOFT ACCESS» - от простейших запросов к достаточно сложным. Основное внимание уделено таким компонентам методической системы, как принципы и методы обучения, классифицируемым по степени активности познавательной деятельности обучаемых. Наибольший интерес представляет схема взаимосвязи принципов обучения, методов обучения и конкретных видов запросов.

Материалы и методы: сравнительный анализ литературы, рабочих программ, учебных планов по медицинской информатике ведущих медицинских вузов России.

Результаты исследования: предлагается оригинальная методика обучения конструированию запросов в MICROSOFT ACCESS как инструментов анализа информационных моделей практического здравоохранения.

Обсуждение и заключения: утверждается, что предлагаемая в статье педагогическая технология позволит значительно повысить эффективность преподавания курса «Медицинская информатика», предполагающим разработку и применение моделей для имитации функционирования отдельных объектов и служб системы здравоохранения, что в свою очередь повышает уровень информационной культуры практикующих врачей, необходимый для реализации принятой «Стратегии развития здравоохранения».

Ключевые слова: информатизация здравоохранения; медицинская информатика; принципы и методы обучения; запросы на выборку; педагогическая технология

Для цитирования: Фирсова С. А., Рябухина Е. А. Интегративный подход в обучении информационному моделированию в практическом здравоохранении на основе запросов Microsoft Access // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 2. С. 264-280. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.264-280

INTEGRATIVE METHOD OF TEACHING INFORMATION MODELING IN PRACTICAL HEALTH SERVICE BASED ON MICROSOFT ACCESS QUERIES

S. A. Firsova, E. A. Ryabukhina*

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia, *[email protected]

Introduction: this article explores the pedagogical technology employed to teach medical students foundations of work with MICROSOFT ACCESS databases. The above technology is based on integrative approach to the information modeling in public health practice, drawing upon basic didactic concepts that pertain to objects and tools databases created in MICROSOFT ACCESS. The article examines successive steps in teaching the topic "Queries in MICROSOFT ACCESS" - from simple queries to complex ones. The main attention is paid to such components of methodological system, as the principles and teaching methods classified according to the degree of learners' active cognitive activity. The most interesting is the diagram of the relationship of learning principles, teaching methods and specific types of requests. Materials and Methods: the authors used comparative analysis of literature, syllabi, curricula in medical informatics taught at leading medical universities in Russia.

Results: the original technique of training in putting queries with databases of MICROSOFT ACCESS is presented for analysis of information models in practical health care.

© Фирсова С. А., Рябухина Е. А., 2016

Discussion and Conclusions: it is argued that the proposed pedagogical technology will significantly improve the effectiveness of teaching the course "Medical Informatics", that includes development and application of models to simulate the operation of certain facilities and services of the health system which, in turn, increases the level of information culture of practitioners.

Keywords: informatisation of health care; medical informatics; principles and methods of teaching; select queries; pedagogical technology

For citation: Firsova SA, Ryabukhina EA. Integrative method of teaching information modeling in practical health service based on Microsoft Access queries. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 2(20):264-280. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.264-280

Введение

В настоящее время в рамках принятой «Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 года» информатизация здравоохранения является одним из основных направлений развития Национальной системы здравоохранения РФ. Подчеркивается, что современная система здравоохранения невозможна без развития информатизации, при этом одной из задач развития Национальной системы здравоохранения является создание единой государственной электронной информационной системы, включающей своевременное и полное обеспечение информационного взаимодействия на основе использования информационно-коммуникационных технологий1.

Необходимым условием выполнения целей и задач принятой Стратегии развития является достижение необходимого интеллектуального уровня и информационной культуры в среде практикующих врачей, что может быть реализовано только при интенсивном обучении в курсе медицинской информатики2[1], предполагающим разработку и применение моделей для имитации функционирования отдельных объектов и служб системы здравоохранения.

Основой многих информационных медицинских систем являются базы данных. Базу данных можно определить как объективную форму представления

и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью стандартных или специальных программ [2]. Обычно базу данных можно рассматривать как информационную модель реальной системы.

При изучении дисциплины «Медицинская информатика» в качестве средства создания моделей объектов системы здравоохранения целесообразно использовать СУБД MICROSOFT ACCESS, ввиду ее доступности и относительной простоты пользования [3-5].

Необходимым условием эффективного обучения является целостность и единство составляющих его сторон. Эта целостность обеспечивается не только целью обучения, определяющей все его содержание, и не только взаимодействием преподавателя и студента, но и общими принципами учебного процесса и методами обучения [6-8].

Принципы обучения - это дидактические требования к организации учебного процесса, учитываемые во всех его компонентах и обусловленные целями обучения. В современной педагогике в качестве основных предлагаются следующие дидактические принципы: объективности, научности; связи обучения с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности, разнообразия методов; прочности

1 Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/ (дата обращения: 21.12.2015 г.)

2 Фирсова С. А. Лабораторный практикум по Microsoft Access для студентов медицинских специальностей ВУЗов [Электронные образовательные ресурсы МГУ им. Н. П. Огарева] : электронное издание на 1 CD-R. Номер государственной регистрации обязательного эк-земпляра электронного издания - 0321403907.

интеграция образования, т. 20, № 2. 2016

усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности; активности обучаемых.

Метод обучения - процесс взаимодействия между преподавателем и студентами, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Одним из классификационных оснований методов обучения является степень познавательной активности обучаемых. В этой классификации предложено выделить 5 методов обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

В той или иной методической системе обучения указанные принципы и методы не только реализуются по-разному, но и различаются по значимости.

Материалы и методы

При написании статьи был проведен сравнительный анализ литературы, рабочих программ, учебных планов по медицинской информатике ведущих медицинских вузов России [9-14].

Результаты исследования

В данной статье авторы на основе структурно-логической схемы (рис. 1) изучения темы «Запросы на выборку в MICROSOFT ACCESS», являющейся составной частью курса «Медицинская информатика», рассматривают реализацию принципов и методов обучения.

Данная схема реализована на основе дидактического принципа последовательности, систематичности, который требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности. Это означает, что изучаемый материал должен быть четко структурирован, представлять собой иерархическую модель детерминированных учебных модулей; в каждой учебной теме следует выделять главные понятия и методы, при этом под-

разумевается постепенное усложнение решаемых задач - от простейших конструкций к более сложным.

На первом этапе предлагаемой схемы приводится определение главного понятия темы - запроса, объясняются принципы работы в конструкторе запросов и приводятся примеры построения простого запроса с использованием конструктора запросов (рис. 1).

На этом этапе реализуются следующие дидактические принципы:

— принцип объективности, научности предполагает раскрытие темы с точки зрения основных понятий и терминологии современной теории систем обработки и управления информацией; в частности, рассматриваются текущие версии операционных систем и систем управления базами данных;

— принцип доступности при необходимой степени трудности предполагает выбор инструмента для конструирования запроса с позиции доступности для студента «нетехнической» специальности. Например, в качестве такого инструмента наиболее подходит конструктор запросов как удобное визуальное и в то же время многофункциональное средство.

— принцип связи обучения с практикой предусматривает изучение темы на учебной базе данных, с помощью которой моделируются ситуации, возникающие в практическом здравоохранении, решаются задачи обработки медицинской документации, соответствующей конкретному медицинскому учреждению. В частности, можно использовать базу данных «Роддом», основанную на информации, получаемой из первичной учетной медицинской документации3: № 111/у «Индивидуальная карта беременной и родильницы»; № 002/у «Журнал учета приема беременных, рожениц и родильниц»; № 096/у «История родов»; № 010/у «Журнал записи родов в стационаре»; № 066/у «Статистическая карта выбывшего из стационара»; № 97/у «История развития новорожденного».

3 Письмо Минздравсоцразвития РФ от 18.01.2010 № 14-6/10/2-224 «О порядке заполнения годовых статистических отчетов по форме № 13 и № 32» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_97435/ (дата обращения: 21.12.2015 г.)

INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 20, no. 2. 2016

- принцип наглядности, разнообразия методов предусматривает объяснение и демонстрацию того, как от первичной учетной документации перейти к базе дан-

ных. В частности можно рассмотреть форму 097/у и показать, какие таблицы и поля базы данных ей соответствуют, какие связи между таблицами необходимо установить.

Р и с. 1. Структурно-логическая схема изучения темы «Запросы на выборку» F i g. 1. Structural-logical scheme of studying the theme "Select query"

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО №_/

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE NEWBORN №

Мать / Mother Отец / Father Ребенок / Newborn

Группа крови / Blood group

Резус-принадлежность / RH affiliation

Фамилия, имя, отчество матери / Возраст / Age

Surname, name, patronymic of the

mother

Национальность / Nationality Профессия

Profession

Брак зарегистрирован: да, нет / Marriage registered: Yes, No Постоянное место жительства / Permanent residence

Р и с. 2. Сведения о родителях F i g. 2. Information about parents

Так, на рис. 2-4 приведены фрагменты формы 097/у4, а на рис. 5 - схема части базы данных для их реализации.

приемный журнал №_/

the receiving log №_

Палата ребенка № / Кровать ребенка № /

Newborn ward № Newborn bed №

Палата матери № / Кровать матери № /

Mother ward Mother bed №

Ребенок переведен в палату № / Кровать № / Bed № The newborn was transferred to the ward №

Число / Day Месяц / Month Год / Year Час / Hour Мин. / Minutes

Родился/ Born

Поступил / Received

Выписан Discharged

Умер / Deceased

Переведен / Transferred

Куда / Where

Рис. 3 . Приемный журнал F i g. 3. The receiving log

4 Форма № 097/у История развития новорожденного [Электронный ресурс]. URL: http://www. zakonprost.ru/content/base/part/ 377133/ (дата обращения: 21.12.2015 г.). - Загл. с экрана.

Пол/ Gender Родился живой, мертвый / Born alive, dead Доношенный, недоношенный / Full-term, preterm Масса (вес) / Mass (weight) Рост / Height Окружность / Circumference Асфиксия / Asphyxia

головы / head груди/ chest продолжит. / duration меры оживл. / rejuvenations

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО ПО ШКАЛЕ АПГАР /

ASSESSMENT OF THE NEWBORN APGAR

Время после рождения / The time after birth Сердцебиение / Heart rate Дыхание / Breath Окраска кожи / The color of skin Тонус мышц / Muscle tone Рефлексы / Reflexes Оценка в баллах / Evaluation of Apgar

Рис. 4. Оценка состояния новорожденного F i g. 4. Assessment of the newborn

Журнал ^ Код ребенка Дата рождения Время рождения Палата ребенка Кровать ребенка Палата матери Кровать матери Дата поступление в палату время поступления в палату Дата выписки Время выписки Дата смерти Время смерти Дата перевода Время перевода Место перевода

Сведения о родителях

( Код ребенка ФИО матери Группа крови матери Резус-принадлежность матери Возраст матери Национальность матери Наследственность со стороны матери ФИО отца Группа крови отца Резус-принадлежность отца Возраст отца Национальность отца Наследственность со стороны отца

Оценка по Апгар

' Код ребенка Время после рождения Сердцебиение Дыхание Окраска кожи Тонус мышц Рефлексы Оценка в баллах

Оценка состояния новорожденного

И Код ребенка

Пол

Родился живой, мертвый Доношенный, недоношенный Масса (вес) Рост

Окружность головы Окружность труди Асфиксия (да, нет) Продолжительность асфиксии Меры по оживлению

Рис.5. Схема части базы данных

F i g. 5. The schema part of the database

После рассмотрения структуры базы данных можно приступить к построению простого запроса, например, для матерей

показать сведения об их новорожденных детях. Окно конструктора запроса показано на рис. 6:

интеграция образования, т. 20, № 2. 2016

Рис. 6. Простой запрос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F i g. 6. А simple query

С точки зрения методов обучения используются:

— объяснительно-иллюстративный метод, при котором студенты получают знания на лекции, оформленной в виде презентации из-за большого объема необходимого иллюстративного материала;

— репродуктивный метод, при котором применение изученного материала на практических занятиях осуществляется посредством выполнения заданий, аналогичных примерам, приведенным на лекции. Например, на лекции демонстрируются таблицы «Сведения о родителях» и «Оценка состояния новорожденного» и построение связи между этими таблицами вида «один к одному», затем студенты добавляют таблицы «Оценка по Апгар» и «Журнал» и устанавливают аналогичные связи, или студенты строят простые запросы, содержащие поля или таблицы, отличные от приведенных на лекции.

На втором этапе рассматриваются основные типы запросов, при этом основное внимание уделяется запросу на выборку, как наиболее часто используемому типу запросов (рис. 1). Далее приводится классификация запросов на выборку и описываются методы конструирования каждого вида запроса. На этом этапе реализуются следующие дидактические принципы:

— принцип наглядности методов предусматривает наглядный и четко разделяемый по видам (запрос с условием, с группировкой, с вычисляемым полем, с параметром) алгоритм конструирования запросов, например,

• при конструировании запроса с условием в строке Условие отбора задаются условия отбора записей, в строке или задаются альтернативные условия отбора записей;

• при конструировании запроса с группировкой в конструкторе запросов выбирают команду Итоги (при этом в бланке запроса появляется строка Групповая

операция); в строке Групповая операция для каждого столбца бланка запроса выбираются требуемые значения: Группировка, Выражение, Условие, или статистические функции;

• при конструировании запроса с параметром в конструкторе запросов создается выражение, использующее имя параметра в строке Условия отбора или в вычисляемом поле, причем имя параметра заключается в квадратные скобки. При выполнении запроса это имя появится в диалоговом окне Введите значение параметра.

В качестве примеров запросов на выборку различных видов, помогающих получить данные для заполнения таблицы 2245, можно привести:

• для конструирования запроса с вычисляемым полем создается выражение в пустой ячейке строки Поле с помощью построителя выражений.

— принцип связи обучения с практикой означает, что запросы можно применять для заполнения форм статистической отчетности учреждений здравоохранения, например, формы федерального статистического наблюдения № 32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам». Таблица 2245 этой формы показана на рис. 7:

1. Запрос на выборку с условием, выводящий ФИО матерей, родивших живых детей массой от 500 до 749 г. (рис. 8):

Оценка состояния новорожденного 1 1 Сведения о родителях

■ Я Код ребенка Пол Родился живой, мертвый Доношенный, недоношенный Масса (вес) - - * $ Код ребенка ФИО матери Группа крови матери Резус-принадлежность матери Возраст матери w

Поле Имя таблицы Сортировка Вывод на »кран Условие отбора или

ФИО матери Сведения о родителях

Ш

Родился живой, мертвый

Оценка состояния новорожденного

Масса (вес)

Оценка состояния новорожденного

и

>-500 And <-749

Р и с. 8. Запрос на выборку с условием THEORY AND TRAINING AND EDUCATION TECHNIQUE

3. СВЕДЕНИЯ О РОДИВШИХСЯ / INFORMATION ABOUT BORN

Распределение родившихся и умерших по массе тела при рождении / The distribution of birth? and deaths by weight at birth

(2245) Код по ОКЕИ: человек -192

Code oil OKEI: people -792

Наименов ание показателей / The name of parameters № № (сумма граф 4-12)/Sum 4-12 в том числе массой тепа при рождении в граммах / including weight at birth in grams Из общего числа родившихся — недоношенные / Of the total number of births is preterm

500-749 750-999 10001499 15001999 20002499 25002999 30003499 35003999 4000 и более / 4000 and

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Родились живыми / Bom alive 01

из них умерли - всего / of them died 02

из них умерли в первые 168 часов / of them died in the first 168 03

из них в первые 0-24 часа / of them in the first 0-24 hours 04

родились мертвыми.' bora 05

из них смерть наступила до начала родовой деятельности / of them died before the onset oflabo 06

Рис. 7. Таблица 2245 Формы № 32 F i g. 7. Table 2245 Form No. 32

F i g. 8. A select query with the condition

2. Запрос на выборку с группировкой, выводящий количество живых и мертворожденных детей (рис. 9):

Оценка состояния новорожденного

* л. $ Код ребенка Пол Родился живой, мертвый Доношенный, недоношенный т

< ¡0

Поле: Родился живой, мертвый Код ребенка

Имя таблицы: Оценка состояния новорожденного Оценка состояния новорожденного

Групповая операция: Группировка Count

Сортировка:

Вывод на экран: 0 0

Рис. 9 . Запрос на выборку с группировкой

Assessment of the newborn

"J Newborn Gender

Born alive, dead Full-term, preterm

i

Поле: Born alive, dead ^ Count-Код ребенка: Newborn

Имя таблицы: Assessment of the newborn Assessment of the newborn

Групповая операция: Группировка Count

Сортировка:

Вывод на »кран: IE №

F i g. 9. A select query with grouping

Рис. 10. Запрос на выборку с вычисляемым полем

F i g. 10. A select query

3. Запрос на выборку с вычисляемым полем, выводящий количество часов жизни новорожденных, умерших в стационаре (рис. 10).

С точки зрения методов обучения, используются:

— объяснительно-иллюстративный метод, при котором на лекции преподаватель выполняет примеры конструирования запросов различных видов, при этом ход выполнения транслируется проектором на экран;

— репродуктивный метод, при котором полученные знания закрепляются посредством выполнения заданий,

with a calculated field

аналогичных лекционным примерам и применимых к таблице 2245.

На третьем этапе студенты по заданию преподавателя конструируют запросы на выборку, сочетая по два вида запроса, рассмотренных на этапе 2 (рис. 1). При этом реализуются следующие дидактические принципы:

— связи обучения с практикой - на данном этапе означает конструирование запросов, которые заполняют строки таблицы 2245. Например, запрос, сочетающий условия и итоги, помогает выполнить вычисления в строках 01 и 05 (рис. 11):

Оценка состояния новорожденного

V Код ребенка Пол

Родился живой, мертвый Доношенный, недоношенный Масса (вес) Рост

Поле: Код ребенка Родился живой, мертвый Масса (вес)

Имя таблицы; Оценка состояния новорожденного Оценка состояния новорожденного Оценка состояния новорожденного

Групповая операция: Count Условие Условие «

Сортировка:

Вывод на экран: и о О

Условие отбора: Ж > = 500 And <=749

Рис. 11. Запрос на выборку с условиями и группировкой

интеграция образования. т. 20, № 2. 2016

F i g. 11. A select query with conditions and grouping

— принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности - на данном этапе означает, что студенты повторяют алгоритмы конструирования запросов каждого вида, пройденные на предыдущем этапе, и выясняют, какие изменения в алгоритме конструирования необходимо произвести при сочетании двух видов запросов.

— принцип активности обучаемых - на данном этапе означает, что студенты, пытаясь составлять сочетания из двух видов запросов, выясняют, какие из этих сочетаний можно реализовать на практике.

С точки зрения методов обучения используются:

— метод проблемного изложения в обучении, при котором преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу (в данном случае задача - заполнение таблицы 2245), а затем показывает способ решения поставленной задачи (в данном случае способ решения - сочетание различных видов запросов). Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

— частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается на данном этапе в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач (например, поиск клеток таблицы 2245, которые можно заполнить на основе имеющихся знаний; составление различных сочетаний двух видов запросов, способствующих заполнению таблицы 2245) под руководством преподавателя. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими студентами.

На четвертом этапе студенты конструируют составные запросы, содержащие три или четыре вида запросов на выборку, самостоятельно предлагая различные сочетания (рис. 1). При этом реализуются следующие дидактические принципы:

— связи обучения с практикой - на данном этапе означает конструирование запросов, с помощью которых заполняются таблицы 2246, 2247, 2248, 2250, 2260 и другие, входящие в Форму № 32 (см. рисунки 12, 13):

Рис. 12. Таблицы 2246, 2247, 2248 Формы № 32 F i g. 12. Table 2246, 2247, 2248 Form No. 32

ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПРИЧИНЫ СМЕРТИ РОДИВШИХСЯ МАССОЙ ТЕЛА 500-999 г. i DESEASES AND CAUSES OF DEATH BORN WEIGHING 500-999 g.

(2250) Код no CJKEH: человек - 792

Code oil OKEI: people - 792

Наименование заболеваний / The name of the disease № строки / № row Код no МКБ-10 пересмотра / Code according to ICD-10 revision Родилось больными и заболело / Bom sick and ill из них умерло / of them died

Всего 'All из них в возрасте 0—6 дней / of them at the age of 0—6 days

1 2 3 4 5 6

Всего родившихся / Just Ъош 1

из них с заболеваниями: / of them with diseases: отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде certain conditions originating in the perinatal period 2 P00-P96

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

из них: / of them родовая травма - всего 'birth trauma 2.1 P10-P15

из них: / of them разрыв внутричерепных тканей и кровоизлияние вследствие родовой травмы / gap tissue and intracranial hemorrhage due to birth trauma 2.1.1 P10

внутрижелуцочковые кровоизлияния intraventricular hemorrhage 2.2 P52

внутриутробная гипоксия, асфиксия при родах / intrauterine hypoxia, birth asphyxia 2.3 P20.P21

дыхательное расстройство у новорожденного (дистресс) / respiratory distress in newborn (RDS) 2.4 P22.0.P22.8-9

врожденная пневмония / congenital pneumonia 2.5 P23

неонатальные аспирационные синдромы / neonatal aspiration syndromes 2.6 P24.0-8

неонатальная аспирадионная пневмония / neonatal aspiration pneumonia 2.7 P24.9

инфекционные болезни, специфичные для перинатального периода — всего / infections specific to the perinatal period 2.8 P35-P39

из них бактериальный сепсис новорожденного ' of these, bacterial sepsis ofthenewbom 2.8.1 P36

врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения congenital anomalies (malformations), deformations and chromosomal abnormalities 3 Q00-Q99

прочие болезни other diseases 4

Число случаев заболеваний - всего / The number of cases 5

Рис. 13. Таблица 2250 Формы № 32 F i g. 13. Table 2250 Form No. 32

— принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности -аналогично третьему этапу означает повторение алгоритмов конструирования запросов, пройденных на предыдущих этапах, и выяснение изменений в этих алгоритмах при сочетании трех и четырех видов запросов. Кроме того, этот принцип предполагает дальнейшее использование полученных знаний применительно к другим предметам, например, «Основы организации здра-

воохранения», а также при проведении клинических занятий по курсу «Акушерство и гинекология».

— принцип активности обучаемых -на данном этапе означает самостоятельный поиск студентами сочетаний из трех и более видов запросов, позволяющих выполнить расчеты в строках таблицы 2245, которые остались пустыми после выполнения третьего этапа. Так, заполнение строки 03 (рис. 7) требует сочетания в запросе условий, итогов и вычисляемого поля (рис. 14):

Журнал

$ Код ребенка ш

Дата рождения

Время рождения

Оценка состояния новорожденного

*

Я Код ребенка

Пол =

Родился живой, мертвый

Доношенный, недоношенный

Масса (вес)

Рост

Поле: Имя таблицы: Групповая операция: Сортировка: Бывод на экран: Условие отбора:

Код ребенке Журнал Прожил часов: (№та смерти]-[бремя смерти]-[Дата рождения]-[бремя рождения])*24 Родился живой, мертвый Оценка состояния новоро Масса (вес) Оценка состояния новорс

Count Условие Условие Условие

т О В о

<■168 ■Да- >«500 And <=749

Рис. 14. Запрос на выборку с условиями, группировкой и вычисляемым полем

интеграция образования. т. 20, № 2. 2016

F i g. 14. A select query with conditions, grouping and calculated field

На четвертом этапе в основном используется исследовательский метод обучения, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа студенты самостоятельно изучают источники, ведут наблюдения и выполняют другие действия поискового характера. Например, студенты выясняют, что для заполнения строки 06 таблицы 2245 недостаточно таблиц базы данных, приведенных на рис. 5, поэтому они осуществляют просмотр первичной

медицинской документации с целью нахождения нужной информации, после чего добавляют недостающие таблицы в базу данных. Или при изучении Формы № 32 студенты выясняют, что данная форма имеет годовую периодичность отчетности, поэтому в построенные запросы необходимо включить временной интервал, задаваемый пользователем с помощью параметров. Например, запрос, приведенный на рис. 14, можно дополнить следующим образом (рис. 15):

Р и с. 15. Запрос на выборку с условиями, итогом, вычисляемым полем и параметром

F i g. 15. A select query with conditions, grouping, calculated field and a parameter

INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 20, no. 2. 2016

Исходя из вышеизложенного, структурно-логическую схему изучения темы «Запросы на выборку в Microsoft

Access» (рис. 1) можно поставить в соответствие с принципами и методами обучения (рис. 16):

Р и с. 16. Соответствие принципов и методов обучения этапам структурно-логической схемы F i g. 16. Compliance with the principles and methods of teaching the stages of structural-logical schemes

Обсуждение и заключения

Предложенная технология соотносит основные дидактические категории с этапами создания и анализа информационных моделей практического здравоохранения, что позволяет повысить эффективность преподавания курса «Медицинская информатика». Представленная в статье структурно-логическая схема, отражающая взаимосвязи принципов и методов обучения с этапами информационного моделирования, дает возможность преподавателю целенаправленно учитывать и использовать психолого-педагогические закономерности процесса обучения,

в частности, взаимодеиствия преподавателя и студента при изучении применения информационных технологии в профессиональной деятельности врача.

Разработанная система взаимосвязей является динамической и открытой, что подразумевает, во-первых, использование в качестве информационных объектов не только запросов, но и других понятий MICROSOFT ACCESS - отчетов, форм и т. д., во-вторых, включение в представленную систему методов обучения, классифицированных не только по степени познавательной активности обучаемых, но и по иным основаниям.

интеграция образования, т. 20, № 2. 2016

В результате выпускники медицинских вузов получают знания, умения и навыки обработки первичной медицинской документации, подготовки отчетной документации, выявления взаимодействия различных

факторов в структуре заболеваемости и т. д., что в конечном итоге позволит эффективно организовывать и планировать работу учреждений здравоохранения и улучшить показатели здоровья населения.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шабанов Г. И., Шабанова В. Г. Компетентностная схема обучения студентов в информационно-образовательной среде // Наука и культура России : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, г. Самара, 23-25 мая 2012 г. 2012. С. 185-186. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17876156 (дата обращения: 31.01.2016).

2. Раузина С. Е., Потапова И. И. Использование автоматизированных информационных систем лечебно-профилактических учреждений в учебной дисциплине «Медицинская информатика» // Врач и информационные технологии. 2010. № 4. С. 49-58. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15500665 (дата обращения: 31.01.2016).

3. Вознесенская Н. В., Сафонов В. И. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса в информационно-образовательной среде ВУЗа // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 3. С. 6-9. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17079430 (дата обращения: 31.01.2016).

4. Воронцова Э. М. Особенности формирования информационной компетентности студентов при изучении дисциплины «Медицинская информатика» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 5 (20). С. 10-15. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25049518 (дата обращения: 31.01.2016).

5. Сафонов В. И., Молчанова Е. А., Воробьева О. С. Информационные технологии обучения как компонент гуманитаризации математического образования // Интеграция образования. 2010. № 2. С. 45-49. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15552991 (дата обращения: 31.01.2016).

6. Зобенко А. В. Интегративная составляющая на практических занятиях по медицинской информатике // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4-1. С. 110-111. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21635469 (дата обращения: 31.01.2016).

7. Коробкова С. А., Соловьева В. В., Горбузова М. С. Теоретические основы организации обучения физике, математике и информатике в медицинских ВУЗах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 859. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22878090 (дата обращения: 31.01.2016).

8. ТрухачеваН. В., ШайдукА. М., ПупыревН. П. Что такое медицинская информатика // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 2-1 (82). С. 30-34. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21645078 (дата обращения: 31.01.2016).

9. Вассерман Е. Л. Медицинская информатика в медицинском ВУЗе: опыт Санкт-Петербургского университета, проблемы и перспективы // Международный журнал медицинской практики. 2006. № 2. С. 32-34. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23090812 (дата обращения: 31.01.2016).

10. Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете / А. А. Гильманов [и др.] // Общественное здоровье и здравоохранение. 2013. № 4. С. 29-32. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20889453 (дата обращения: 31.01.2016).

11. Гильманов А. А., Шерпутовский В. Г., Хисамутдинов А. Н. Опыт преподавания медицинской информатики с использованием медицинских информационных систем, применяемых в медицинских учреждениях Республики Татарстан // Врач и информационные технологии. 2010. № 3. С. 66-68. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15209918 (дата обращения: 31.01.2016).

12. Карась С. И., Зарубина Т. В. Стратегия преподавания информатики и медицинской информатики в медицинских и фармацевтических ВУЗах России // Современные тенденции формирования информационных компетенций врачей МГС0^2014 : материалы III Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием. Сибирский государственный медицинский университет. Томск, 2014. С. 71-75. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23668131 (дата обращения: 31.01.2016).

13. КозубО. Р., РедькоА. Н. Анкетирование студентов как обратная связь в процессе преподавания учебной дисциплины «Медицинская информатика» // Актуальные проблемы общественного здоровья и здравоохранения. 2014. С. 272-276. URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=22830584 (дата обращения: 31.01.2016).

14. Омельченко В. П., Демидова А. А. Принципы преподавания медицинской информатики в средних и высших медицинских учебных заведениях России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 442. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25390023 (дата обращения: 31.01.2016).

Поступила 11.02.16; принята к публикации 09.03.16; опубликована онлайн 20.06.16.

Об авторах:

Фирсова Светлана Анатольевна, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат физико-математических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1831-684X, [email protected]

Рябухина Елена Александровна, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7597-4190, [email protected]

REFERENCES

1. Shabanov GI, Shabanova VG. Kompetentnostnaya skhema obucheniya studentov v informatsionno-obrazovatelnoy srede [Competence scheme of training stu-dents in information-educational environment]. In: Nauka i kultura Rossii: materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyash-chennoy Dnyu slavyanskoy pismennosti i kultury pamyati svyatykh ravnoapostolnykh Kirilla i Mefodiya. Science and Culture in Russia. Proceed. of the IXth international conference dedicated to the Day of Slavic writing and culture in commemoration of the Holy Equal-to-the apostles Cyril and Methodius. Samara; 2012. p. 185-186. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17876156 (accessed 31.01.2016). (In. Russ.)

2. Rauzina SYe, Potapova II. Ispolzovaniye avtomatizirovannykh informatsionnykh sistem lechebno-profilakticheskikh uchrezhdeniy v uchebnoy distsipline «Meditsinskaya informatika» [Use of automated information systems at health care institutions in teaching academic subject "Medical Informatics"]. Vrach i infor-matsionnye tekhnologii = Doctor and Information Technology. 2010; 4:49-58. Available from: http:// elibrary.ru/item.asp?id=15500665 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

3. Voznesenskaya NV, Safonov VI. Individualno-orientirovannaya organizatsiya uchebnogo protsessa v informatsionno-obrazovatelnoy srede VUZa [Individual-based organisation of educational process in the information-educational environ-ment of a higher school]. Gumanitarnyye nauki i obrazovaniye = Humanities and Education. 2011; 3:6-9. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17079430 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

4. Vorontsova EM. Osobennosti formirovaniya informatsionnoy kompetent-nosti studentov pri izuchenii distsipliny «Meditsinskaya informatika» [Specifics of formation of information competence of students in learning subjects "Medical Informatics"]. VestnikMariyskogo gosudarstvennogo universiteta = Mari State University Bulletin. 2015; 5(20):10-15. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=25049518 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

5. Safonov VI, Molchanova YeA, Vorobeva OS. Informatsionnye tekhnologii obucheniya kak kompo-nent gumanitarizatsii matematicheskogo obrazovaniya [Information technology training as a component of humanitarisation of mathematics edu-cation]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2010; 2:45-49. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=15552991 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

6. Zobenko AV. Integrativnaya sostavlyayushchaya na prakticheskikh zanyatiyakh po meditsinskoy informatike [Integrative component in practical classes in medical informatics]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education. 2014; 4-1:110-111. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21635469 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

7. Korobkova SA, Soloveva VV, Gorbuzova MS. Teoreticheskiye osnovy organizatsii obucheniya fizike, matematike i informatike v meditsinskikh VUZakh [Theoretical foundations of teaching physics, mathematics and computer science in medical higher schools]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya = Modern

Problems of Science and Education. 2014; 6:859. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22878090 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

8. Trukhacheva NV, Shayduk AM, Pupyrev NP. Chto takoe meditsinskaya informatika [What is medical informatics?]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta = Altai State University Bulletin. 2014; № 2-1 (82). p. 30-34. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21645078 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

9. Vasserman YeL. Meditsinskaya informatika v meditsinskom VUZe: opyt Sankt-Peterburgskogo universiteta, problemy i perspektivy [Medical Informatics in a medical higher school: an experience of St. Petersburg University, problems and prospects]. Mezhdunarodnyy zhurnal meditsinskoy praktiki = International Journal of Medical Practice. 2006; 2:32-34. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23090812 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

10. Gilmanov AA, et al. Prepodavaniye meditsinskoy informatiki v Kazanskom gosudarstvennom meditsinskom universitete [Teaching medical informatics at Kazan State Medical University]. Obshchestvennoye zdorove i zdravookhraneniye = Public health and health care. 2013;4:29-32. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=20889453 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

11. Gilmanov AA, Sherputovskiy VG, Khisamutdinov AN. Opyt prepodavaniya meditsinskoy informatiki s ispolzovaniem meditsinskikh informatsionnykh sistem, primenyaemykh v meditsinskikh uchrezhdeniyakh Respubliki Tatarstan. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2010; 3:66-68. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=15209918 (accessed 31.01.2016). (In Russ.)

12. Karas SI, Zarubina TV. Strategiya prepodavaniya informatiki i meditsinskoy informatiki v medit-sinskikh i farmatsevticheskikh VUZakh Rossii [The strategy of teaching informatics and medical informatics in medical and pharmaceutical higher schools of Russia]. In: Sovremennye tendentsii formirovaniya informatsionnykh kompetentsiy vrachey MIC0N-2014. Materialy III Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem = Proceed. of conference with international participation. Tomsk; 2014. p. 71-75. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=23668131 (accessed 31.01.2016). (In. Russ.)

13. Kozub OR, Redko AN. Anketirovaniye studentov kak obratnaya svyaz v protsesse prepodavaniya uchebnoy distsipliny «Meditsinskaya informatika» [Questioning students as a feedback while teaching

"Medical Informatics"]. Aktualnye problemy obshchestvennogo zdorovya i zdravookhraneniya = Pressing Problems of Public Health and Health Care. 2014. p. 272-276. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=22830584 (In Russ.)

14. Omelchenko VP, Demidova AA. Printsipy prepodavaniya meditsinskoy in-formatiki v srednikh i vysshikh meditsinskikh uchebnykh zavedeniyakh Rossii [Principles of teaching medical informatics in secondary and higher medical educational institutions of Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazo-vaniya = Modern Problems of Science and Education. 2015; 6:442. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=25390023 (accessed 31.01.2016). (In. Russ.)

Submitted 11.02.16; accepted for publication 09.03.16; published online 20.06.16.

About the authors:

Svetlana A. Firsova, associate professor, Chair of Computer Aided Design, National Research Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya St., Saransk, Russia), Ph.D. (Phys.-Math.), ORCID: http:// orcid.org/0000-0003-1831-684X, [email protected]

Elena A. Ryabukhina, associate professor, Chair of Computer Aided Design, National Research Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Pedagogy), ORCID: http:// orcid.org/orcid.org/0000-0001-7597-4190, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.