Научная статья на тему 'Интегративный культурологический комментарий стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» на школьном уроке'

Интегративный культурологический комментарий стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» на школьном уроке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
485
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный культурологический комментарий стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» на школьном уроке»

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Л.А. Веселова

ИНТЕГРАТИВНЫМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ КОММЕНТАРИИ СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» НА ШКОЛЬНОМ УРОКЕ

В современном образовательном пространстве все большее внимание исследователей привлекает проблема общекультурной компетентности личности. Данное качество индивидуума предполагает «совокупность знаний и навыков, позволяющих осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума» [4, с. 20]. Формирование общекультурной компетентности в рамках образовательного учреждения, например, на уроке литературы в школе, возможно с помощью интегративного культурологического комментария художественного текста, когда литературное произведение анализируется в контексте культуры, с привлечением информации разной семантики [3].

Рассмотрим культурологический комментарий стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды», которое изучается учащимися в 7 классе [2, с. 36].

Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева - яркое явление русской литературы XIX в. Одним из самых известных произведений о природе поэта-пантеи-ста является стихотворение «Весенние воды», напечатанное впервые в журнале «Телескоп» в 1832 году. Написано же оно, предположительно, не позднее 1830 года, так как текст произведения находился на листе, оторванном от автографа стихотворения «Цицерон», которое, как установлено тютчеведами, создано в 1830 году [5, с. 354].

Читатель не всегда становится свидетелем кропотливого труда поэта над литературным произведением, однако в черновиках Ф.И. Тютчева остались следы работы над словом, точным, метким выражением, передающим бурный приход весны. Так, первоначальное «А воды с гор уже шумят» было заменено на «А воды уж весной шумят», и рефрен «Весна идет, весна идет!» звучит более динамично, чем исходное «Весна пришла, весна идет».

Образ весны раскрывается Ф.И. Тютчевым при помощи многочисленных изобразительновыразительных средств:

- эпитеты («молодой весны», «тихих дней», «румяный светлый хоровод», «толпится весело»);

- метафоры («весной шумят», «гласят во все концы», воды - «весны гонцы», «хоровод дней»);

- олицетворения (воды «шумят», «будят», «бегут», «гласят»).

Ощущение неожиданного и неистового прихода весны создается:

- инверсиями («Еще в полях белеет снег», «молодой весны гонцы»);

- риторическими восклицаниями («Весна идет! Весна идет!»);

- обилием определений (третья строфа);

- глагольностью стихотворения (14 глаголов на три строфы);

- повторами («Весна идет» - 4 раза - для усиления роли фрагмента текста).

Благодаря аллитерации (<б>, <в>), перекрестной рифме и четырехстопному ямбу стихотворению сообщается певучесть, что не могло не привести к его переложению на музыку. В свое время многие композиторы обращались к «Весенним водам» Ф.И. Тютчева, и наиболее известными являются А.В. Абутков, Б.В. Асафьев,

Н.Я. Афанасьев, М.В. Бегичева, А.Т Гречанинов, Б.В. Гродский, Е. Жадовская, В.А. Золотарев, М.М. Иванов, И.Н. Иордан, М. Карпов, М.В. Коваль, А.В. Кузнецов, А. Оболенская, В.И. Ребиков, М.С. Сабинина, М.А. Слонов, Н.А. Соколов, Д. Столыпин, Н.Н. Черепнин. Однако лучшим считается романс, созданный С.В. Рахманиновым.

У многих людей искусства стихотворение Ф.И. Тютчева нашло отклик; так, Н.А. Некрасов считал «Весенние воды» «одною из лучших картин, написанных пером» Тютчева и в особенности восхищался строками: «Весна идет, весна идет; // Мы молодой весны гонцы, // Она нас выслала вперед!» [1, с. 208].

В русской живописи XIX века неоднозначность, изменчивость образа весны раскрыта в полотнах многих художников, например, А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871), И.И. Левитана

© Л.А. Веселова, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

221

«Март» (1895), «Весна - большая вода» (1897), «Ранняя весна» (1898), И.С. Остроухова «Первая зелень» (1887-1888).

Ф.И. Тютчев обращался в своем творчестве к теме весны неоднократно: «Весенняя гроза» (1828), «Зима недаром злится...» (1830-е), «Еще земли печален вид.» (1836), «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины...») (1838), «Весна» (1839), «Первый лист» (май 1851) и др. Однако этот образ является излюбленным для многих русских поэтов и писателей: В.А. Жуковский «Приход весны» (1831), «Жаворонок» (1851); А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (гл. VII: «Гонимы вешними лучами.»); Е.А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист.» (1834); А.А. Фет «Уж верба вся пушистая.» (1844), «Еще весны душистой нега.» (1854), «Весна на дворе» (1855); А.Н. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи.» (1872); А.П. Чехов «Встреча весны» (1882); М.П. Чехов «Теперь уж скоро!» (1910); И.А. Бунин «После половодья» (1900).

Рассмотрим черты сходства, которые можно выделить во всех этих произведениях:

- лексема «весна» (в т.ч. образованные от нее: «вешние», «весенний» и т.д.);

- образ весны: «молодой весны» (Ф.И. Тютчев), «весна душистая» (А.А. Фет), «весна летит» (А.П. Чехов), «природы. обновленье» (А.Н. Плещеев), «жизнь души», «весна . молодая» (В.А. Жуковский), «утро года» (А.С. Пушкин);

- звуковые характеристики, связанные с приходом весны: «шумят», «гласят» (Ф.И. Тютчев), «шумит толпою», «гремит», «громко» (А.А. Фет); «шумят», «взревев» (Е.А. Баратынский); «звонкий» (А.Н. Плещеев), «голосисто» (В.А. Жуковский), «шумят» (А.С. Пушкин), «крик», «мычат» (М.П. Чехов);

- музыка весны: «гласят» (Ф.И. Тютчев), «песнь», «напевает» (А.А. Фет), «поет. гимн весне» (Е.А. Баратынский), «пенье» (А.Н. Плещеев), «лепет», «запел», «поет», «пою», «песнь» (В.А. Жуковский), «пел» (А.С. Пушкин), «запоют» (М.П. Чехов);

- тема сна, дремы: «сонный брег» (Ф.И. Тютчев), «пленительные сны» (А.А. Фет), «сквозь сон» (А.С. Пушкин), «тихо дремлет бор» (И.А. Бунин);

- тематическая группа «свет»: «блещут», «светлый» (Ф.И. Тютчев), «озарены» (А.А. Фет), «светлое», «светит» (А.П. Чехов), «ясен», «блестят», «яркой» (Е.А. Баратынский), «ярче» (А.Н. Плещеев), «сверканье», «сверкая» (В.А. Жу-

ковский), «ясною», «блещут» (А.С. Пушкин), «ясно» (М.П. Чехов);

- образ гонца, сообщающего о весне, радующегося ей: «воды. гласят: «Весна идет!» (Ф.И. Тютчев), «Но возрожденья весть живая / Уж есть в пролетных журавлях» (А.А. Фет), «Незримый жавронок поет / Заздравный гимн весне» (Е.А. Баратынский), «Жаворонок. поет, на солнышке сверкая: / Весна пришла к нам молодая, / Я здесь пою приход весны» (В.А. Жуковский), «И вдруг раздастся крик кукушки: / «Ку-ку! Куку! Весна пришла!» (М.П. Чехов);

- действия: «бегут», «гласят», «толпится» (Ф.И. Тютчев), «носится», «шумит», «проносятся» (А.А. Фет), «бегущую», «хлопоты» (А.П. Чехов), «несет», «поднятый», «взвился» (Е.А. Баратынский), «бегут», «стучит» (А.Н. Плещеев), «прославить», «пришла» (В.А. Жуковский), «гонимы», «сбежали», «встречает» (А.С. Пушкин), «прошли» (И.А. Бунин), «настанет», «прилетят», «примет», «войдет», «раздастся», «пришла» (М.П. Чехов);

- душевное состояние лирического героя: «весело» (Ф.И. Тютчев), «рад», «слова не выразят ничьи» (А.А. Фет), «торжествующем», «гимн» (Е.А. Баратынский), «весело», «смех» «рад» (А.Н. Плещеев), «прославить», «радушно», «славит» (В.А. Жуковский), «улыбкой ясною» (А.С. Пушкин), «на сердце станет ясно» (М.П. Чехов);

- климатические изменения: «теплых дней» (Ф.И. Тютчев), «тепло», «греет» (А.А. Фет), «тепло» (А.П. Чехов), «теплей» (А.Н. Плещеев), «теплый дождь» (В.А. Жуковский), «теплеет» (И.А. Бунин), «теплом потянет» (М.П. Чехов);

- тематическая группа «снег»-«вода»: «белеет снег, /А воды уж весной шумят - / Бегут и будят . » (Ф.И. Тютчев), «овраги полны снега», «прядают ручьи» (А.А. Фет), «Снег растаял, обратился в мутную водицу, с журчаньем бегущую.», «брызги» (А.П. Чехов), «Шумят ручьи! Блестят ручьи! / Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!» (Е.А. Баратынский), «тает снег, бегут ручьи» (А.Н. Плещеев), «теплый дождь, сверканье вод» (В.А. Жуковский), «снега сбежали мутными ручьями» (А.С. Пушкин), «прошли дожди» (И.А. Бунин), «растает снег», «речка / Вновь в берега свои войдет» (М.П. Чехов).

Таким образом, стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды» имеет глубокие культурологические корни и является неотъемлемым звеном в создании образа весны в русской литературе

222

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

XIX и начала XX веков.

Подобного рода интегративный культурологический комментарий художественного произведения способствует не только более полной осведомленности учащихся в рамках учебного предмета «литература», но и системности видения русской культуры в целом, что является одним из важнейших показателей культурного человека.

Библиографический список

1. Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем. Т. IX. - М., 1948.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) // Под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2005.

3. Русова Н.Ю. Методология и методика культурологического комментария художественных текстов: Учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2005.

4. Русова Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. Магистерский курс. Программа и терминологический словарь. - Н. Новгород, 2002.

5. Тютчев Ф.И. Лирика. Т. 1. - М.: Наука, 1966.

Т.В. Воробьева

РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОЙ ЛЕКСИКИ В РАМКАХ СПЕЦКУРСА «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ» В 8 КЛАССЕ

Прежние методы изучения тропов не дают желаемого результата, тогда как . в настоящее время необходимо формировать личность ребенка, который считает, что он сам может что-то открывать, развивать творческие способности и самостоятельное мышление.

При организации исследования на уроке дети сталкиваются с необычными способами изобразительности, анализируют их особенности, сравнивают с тем, что уже знают, и подходят к пониманию того или иного тропа. Познакомиться с тропами, осмыслив их суть, научиться их находить во всем многообразии можно только на примере произведений художественной литературы. 8 класс - это как раз тот этап обучения, который позволяет повторить, углубить и систематизировать знания об отдельных тропах, полученные ранее в курсе русского языка и литературы. Такую задачу можно решить на занятиях спецкурса «Уроки словесности», суть которых состоит в интеграции двух этих школьных предметов.

Однако, как показали результаты анкетирования учителей и учеников средней общеобразовательной школы №100 г. Перми, далеко не все педагоги понимают суть исследования и, следовательно, не могут сформулировать, как оно организуется. Скорее всего, учителя мало знакомы с приемами организации исследования на урок и поэтому редко их применяют.

«Под научным исследованием обычно понимаются настойчивые и объективные поиски решения проблемы, опирающиеся на проверенные и обобщенные факты. Исходный пункт здесь -проблема, конечный же пункт - ее решение. Решение это должно отвечать истине, следовательно, оно должно соответствовать действительности, причем критерием этой истинности является опыт, практика. Для исследователя главная цель не изменение себя, хотя определенные изменения в исследователе под влиянием учения и происходят, а изменение действительности» [3, с. 52].

Существует множество изобразительно-выразительных средств в русской лексике. Если мы будем содержание каждого тропа предлагать учащимся в готовом виде, на основе уже данного лингвистами определения, то, очевидно, что дети будут не в состоянии запомнить эти теоретические сведения. Более эффективным способом изучения тропов является формирование представлений о специфике каждого из них на основе исследования художественного текста. Опираясь на анализ в поиске отличительных черт словесного выражения, учащиеся с помощью учителя придут к пониманию сущности тропов.

Можно организовывать исследование на отдельных уроках русского языка, посвященных анализу изобразительных возможностей лексики. Можно также организовать занятия в рамках спецкурса, преимущество которого заключается

© Т.В. Воробьева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.