ритории. Поэтому Алтай рассматривается учеными как один из центров становления культуры Евразии.
Алтай обладает неповторимой геофизической структурой, позволявшей устанавливать связи Человека с Планетой, Человека с Космосом. Эти утверждения основаны на феномене особого воздействия сил природы на психику человека, отраженном в многочисленных преданиях, мифах, легендах, откровениях и пророчествах ярлыкчи и шаманов. Алтайский философ М.Ю. Шишин вводит в научный обиход понятие «астрально-ментальных линз» - энерго-информационных структур, возникающих в биосфере с появлением человека и включением его в процесс эволюции планеты. В зависимости от геологического строения того или иного района планеты, а также различных видов и продуктов человеческой деятельности, упомянутые структуры имеют разное качество и накапливают свою энергетику (сравнте: большие города, места массовых захоронений, торжища и - храм, чистое место природы). И наиболее «чистыми» точками активного развития планеты являются горные районы, где сконцентрированы уникальные сочетания минералов, редкоземельных элементов, где находится наибольшее количество геомагнитных аномалий и излучений, где оседает большее количество космических частиц и пыли и т.п. Некоторые территории Земли являются не просто «чистыми», заповедными местами, а как бы концентрирующими все проявления геологического, биологического и духовного развития. Одной из таких «астрально-ментальных линз», по его определению, является Горный Алтай.
Библиографический список
1. Рерих, Н.К. Алтай - Гималаи. - М., 1999.
2. Рерих, Н.К. Алтай - Гималаи: путевой дневник. - Рига, 1992.
Bibliography
1. Rerikh, N.K. Altayj - Gimalai. - M., 1999.
2. Rerikh, N.K. Altayj - Gimalai: putevoyj dnevnik. - Riga, 1992.
Этот уникальный уголок Земли призван выполнить особую объединительную геополитическую и культурную миссию. Выдающийся русский художник, ученый и общественный деятель Николай Константинович Рерих не уставал повторять древнее алтайское пророчество: «Возрождение мира начнется с России. Возрождение России начнется с Алтая... На Алтае, на правом берегу Катуни будет последняя в мире война, а после - труд мирный» [2].
Наверное, он имел в виду то, что это будет великая битва за спасение планеты, за души людские. И эта битва будет основана не на огневой мощи пушек и танков, а на экологической нравственности, экологической культуре. Истоками экологии души являются традиции наших предков, их уважительное отношение к себе, семье, роду, Природе. На этих простых понятиях и основано духовно-нравственное возрождение человечества, что, в свою очередь, может стать основой гармоничных отношений между Человеком и Природой, Человеком и Космосом.
Другим источником становления экологии души являются духовные искания человечества на протяжении многих тысяч лет. В древности эти искания стали основой всех религиозных учений. Когда из жреческих священных текстов и ритуальных практик постепенно стали вычленяться науки, то одновременно с ними стали формироваться философские теории, которые осмысливали результаты развития наук и на их основе объясняли мироустройство. Так и сформировались три способа познания мира: религия, наука и философия - «три кита», на которых держится вся современная культура.
Статья поступила в редакцию 13.05.12
УДК 378.147:510.21 + 168.522
Zhernosenko I.A. INTEGRATIVE PROCESSES IN THE MODERN SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD. In
article the problem of interaction of natural-science and humanitarian knowledge is considered. As basis of the analysis the modern scientific methodology based on the principles of synergetic approach acts.
Key words: world picture, synergetrics, esoterics, remifologization.
И.А. Жерносенко, канд. культурологи, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, Е-mail: [email protected]
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
В статье поднимается проблема взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного способов познания. Рассматриваются тенденции становления современной научной методологии, основанной на принципах синергетического подхода.
Ключевые слова: картина мира, синергетика, эзотерика, ремифологизация.
Человеческое знание во все времена существовало как бы в двух ипостасях: эзотерическое и экзотерическое1. Научные знания, используемые в обиходе, по своей природе, относятся к знанию экзотерическому. Однако на протяжении всей истории науки учеными совершались открытия, которые, по сути своей, оказывались моментами перехода знания из тайного в явное, из эзотерического в экзотерическое. Если во времена Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии знания об электричестве, о тайнах психики человека были эзотерическими, сакральными, то сегодня они оказываются обычными для любого школьника. Исследования древних культур все более убеждают
1 Эзотерика (от др.-греч. ЁаштЕркбд — внутренний). В эту сферу входят концепции, учения, доктрины, а также Пути и практики Самопознания; экзотерика (от др.-греч. Ёхыт£р1ко£ — внешний) — религиозное или философское учение, не представляющее собой тайны, предназначенное для непосвящённых (профанов - «стоящих перед храмом», кому не дано постичь общение с Высшим).
ученых в глобальности и системности знания древних, многие современные открытия лишь подтверждают свидетельства священных писаний Запада, Востока, Америки.
В современном наукознании со всей остротой встает вопрос: Что означает быть научным в науке? По мнению некоторых исследователей (например, В.В. Налимова), наука одновременно рациональна и иррациональна. Рациональна в том смысле, что она не признает Тайны мироздания - Бога, но верит в существование всеобщей закономерности, поддающейся логическому раскрытию. Рациональна в том, что требует, чтобы научный язык был логически безупречен. Но иррациональна в том, что опирается на озарения, творческие вспышки, необъяснимые с точки зрения логики; оперирует образами, а также «открывает возможность видеть Мир через научно раскрывшееся незнание и таким образом снова возвращает нас к созерцанию Тайны мироздания» [1].
Официальная наука не торопится признать эзотерическое знание как самостоятельный, универсальный способ освоения
действительности. Тем не менее, сегодня наблюдается активный процесс сближения научного знания с эзотерическим. Более того, элементы эзотерического знания начинают включаться в современную научную картину мира.
Пользуясь терминологией Л.Н. Гумилева, разработавшего теорию пассионарности, мы можем смоделировать процесс «проявления» эзотерических знаний. На разных этапах человеческой истории, в моменты особых, кризисных состояний общества, на изломе эпохи, умирания устаревших отношений и культов возникал процесс социальной флуктуации (колебаний, расшатывания устоявшихся форм), т.е. подготавливалась почва для появления пассионарной личности, через которую человечеству давалось священное знание в том объеме, в котором его могли принять наиболее одаренные представители (Кстати, об этом же говорил и А. Тойнби, в своей теории «Вызова-Ответа»). Далее требовался длительный период времени, в течение которого это знание адаптировалось и принималось большинством, но, проходя через руки непосвященных, оно постепенно утрачивало свою целостность, стройность подвергалось грубому искажению, и, наконец, наступал момент нового этапа освоения эзотерических знаний. Так происходило с Авестой, Ригведами, Ветхим и Новым Заветами, Кораном. Аналогично в XX веке произошло и с Учением Живой Этики, с той лишь разницей, что в предыдущих Учениях священные знания облекались в художественно-символическую форму, чтобы донести до непосвященных лежащий на поверхности экзотерический смысл Учения, а Живая Этика обращается, в первую очередь, к научному потенциалу человечества.
Именно наука, как утверждается в книгах Живой Этики, должна исполнить роль ключа, открывающего, наконец-то, тайную сокровищницу: «Приходит время, когда потребуется согласие ученых самых различных областей науки. Нужно будет соединить нахождения новых и древних культур с наблюдениями механическими и физическими... данного общества. Потребуется древнее знание небосклона в связи со странными переменами явлений нашей планеты. Нужно доброе согласие, чтобы расширить горизонт новых наблюдателей»[2].
В XIX веке наука, действительно, приблизилась к Тонкому Миру, благодаря открытиям Н.И. Лобачевского (1826 - открытие неевклидовой геометрической теории, существенно расширяющей представления о природе пространства), Р. Броуна (1827 -открытие закона броуновского движения), И.М. Сеченова (1866 -вышел труд ученого «Рефлексы головного мозга»), Д.И. Менделеева (1868 г. - открытие Периодической системы химических элементов), П. Кюри (1880 - открытие пьезоэлектричества), И.И. Мечникова (1883 - открытие фагоцитоза) и др. В конце уходящего столетия были сделаны эпохальные открытия Рентгена (1895) и супругов Кюри (1898), разорвавшее границы знания о грубоматериальном мире. Впервые была осуществлена попытка соединить научное и эзотерическое знание нашей выдающейся соотечественницей Е.П. Блаватской. На основе глубоких знаний древних восточных философских доктрин ею был сформулирован целый ряд положений, предвосхищающих научные открытия ХХ века. Приведем лишь несколько примеров:
- Долгое время длился спор между учеными по поводу природы света - волновой это или дискретный процесс. Лишь в 20-е годы ХХ столетия была доказана Гейзенбергом и де Бройлем двойственная природа света. За полвека до этого открытия Е.П. Блаватская пишет: «Теория волн или корпускулярная теория - все одно, ибо это есть суждения на основании аспекта феномена, но не на основании знания сущности природы причины» [3].
- Блаватская впервые категорически заявила, что пустоты в природе нет. Только в середине ХХ века физики открыли, что вакуум - это виртуальное средоточие колоссальных энергий. Сегодня активно разрабатывается новая наука - теория физического.
- Физика Солнца в последние десятилетия пришла к выводу, что наше светило ритмично пульсирует, подобно живому органу. Цикл пульсации составляет 11 лет, более того, ученые утверждают: «Солнце дышит». В «Тайной Доктрине» мы находим: «Солнце, при каждом своем обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только... солнечная кровь требует 11 лет, чтобы пройти через полость сердца, прежде, нежели она омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены системы»[3].
- Об ультразвуке наука узнала в ХХ веке. Блаватская в 1888 году предвещала: «Мы... утверждаем, что звук есть... страшная
сила. Звук может быть произведен такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух... Это есть вибрационная сила» [3].
Исследовательский Центр Блаватской в Нью-Йорке насчитывает на сегодняшний день тридцать девять научных открытий, подтвердивших провозвестия Е.П. Блаватской.
Сегодня наука допускает существование сверхнаучного знания и даже вводит его критерии:
- достоверность (подлинность) Источника;
- если речь идет о подлинном документе, относящемся к определенной эпохе, это должно найти отражение в языке Источника;
- если знание, содержащееся в Источнике, выходит за пределы знания своей эпохи, или, тем более, противоречит им, то его можно отнести к категории сверхнаучного (особенно, если оно подтвердится в будущем).
Во второй половине XX века произошел новый взрыв естественнонаучных знаний, приблизивший человечество к пониманию тонкоматериальных процессов.
Так, учеными-физиками и оптиками высказана смелая гипотеза об источнике сверхнаучного знания - информационном поле Вселенной, построенном по принципу голограммы. Т.е. информация обо всем во Вселенной присутствует в любом кусочке вещества в любом месте Вселенной. Поэтому информационный обмен происходит не по принципу передачи информации на определенное расстояние и с определенной скоростью, а по принципу считывания ее в любой точке пространства. Таким образом, форма-голограмма любого предмета служит не только банком информации обо всем во Вселенной, но и приемником этой информации. Информационное поле Вселенной имеет волновую голографическую природу Сгустками этого единого голографического поля являются формы-голограммы живых и неживых объектов, а также образов восприятия.
Все эти группы форм-голограмм являются равноправными, реально существующими, причем, несмотря на то, что образ восприятия существует без вещества, он не менее реален, чем материальный объект, более того, он не только реален, но и участвует на равных во всех взаимодействиях в природе. Сегодня голограмма и выстраиваемый с помощью компьютера виртуальный мир - достаточно обыденное явление в нашей жизни.
Носителями информации оказались недавно открытые физиками торсионные поля. Это открытие коренным образом изменило ситуацию в ортодоксальной науке. Учеными было доказано, что помимо гравитационного и электромагнитного полей существует еще одно универсальное поле - торсионное - поле кручения, которое порождается спином, или угловым моментом вращения. Возникают торсионные поля в специфической материальной среде - физическом вакууме, заполняющем все пространство Вселенной. Торсионные поля обладают целым рядом необычных свойств. Таких, например, как память, распространение через природные среды без потерь и без изменений с высочайшей скоростью, более чем в миллион раз превышающей скорость света.
Торсионные поля образуются любыми живыми и неживыми объектами, т.е. каждый из них обладает как бы своим двойником в тонком плане, следовательно, подтверждается древний эзотерический постулат о реальности невидимого мира (Живая Этика называет этот мир Тонким). Известное выражение о том, что «идеи витают в воздухе» приобретает под собой научно обоснованный фундамент: вся информация во Вселенной существует в виде голограммы или фантомов, а художники, ученые, провидцы - это тонко организованные люди, кому дано воспринимать торсионные поля.
Современные научные исследования уделяют большое значение изучению психической энергии или энергоинформационных феноменов, таких как биотерапия, биолокация, телекинез, телепатия, ясновидение, ретровидение, левитация и т.д., которые не укладываются в рамки классической науки. Физика живой и неживой материи выводит следующую закономерность: «для неживых систем характерны большие значения энергии и малая информационность. Живые системы имеют относительно малую энергию и высокую степень информационности» [4].
Если определить сознание как взаимодействие материи (например, человека) с информационным полем, то мыслефор-мы (устойчивые полевые образования) оказываются продуктом сознания. Следовательно, любая материя обладает сознанием. Анализ названных психофизических явлений доказывает, что
в этих процессах происходит перенос энергии и информации (где энергия - это способность объекта совершать какую-либо работу, а информация - способность к изменению состояния объекта воздействия или состояния окружающих систем). При этом изменение состояния может происходить без затраты энергии или с бесконечно малым ее количеством. Если классическая физика изучает объекты, переносящие информацию, энергия которых отлична от нуля (например, фотоны), то в явлениях психофизики перенос информации может осуществляться носителями, энергия которых равна нулю (или близка к нему). Такими носителями и являются первичные торсионные поля. «Обладая очень высокой удельной информационностью и ничтожно малой удельной энергией, - пишет в своей монографии Г.И. Шипов, - [живые системы] могут переходить в тонкоматериальную (или духовную) область жизни, при которой грубая оболочка -физическое тело - отсутствует. Таким образом, витальность («жизненность») является формализованной характеристикой духовности, позволяющей осознать иерархию духовных сущностей в эзотерической картине мира» [4]. И далее читаем совсем уже «крамольные», с точки зрения ортодоксальной науки, строки: «Первичные торсионные поля, переносящие информацию без переноса энергии... образуют безэнергетические солитоны, обладающие бесконечной витальностью. Соответствующие этим солитонам сущности наделены сверхсознанием и безграничной активностью, т.е. обладают теми основными качествами, которые религия приписывает Богу» [4].
Мы становимся свидетелями замыкания эволюционного витка, предсказанного Живой Этикой и трудами Н.К. Рериха: после тысячелетней истории расхождения в противоположном направлении естественных наук и религиозных знаний, поисков своих способов познания Истины наука и религия, наконец, встретились, обретя общую точку зрения. Новый виток эволюции приводит человечество к процессу ремифологизации - становлению Нового Мифа в его исконном понимании.
Изначально Миф представлял собой совокупную картину мира, в которой отражалось целостное знание человека о мире, сочетавшее в себе эмпирический опыт, наблюдение, размышление и интуитивный способ познания. Затем цивилизационный процесс, поставивший человечество на путь научно-технического прогресса, все более требовал структурирования общества и протекавших в нем процессов. Но структурирование возможно только тогда, когда есть элементы, из которых складывается эта структура, поэтому начался тотальный процесс дифференциации: общество разделилось на классы, из Мифа вычлени-лись наука, религия, философия и искусство, которые в свою очередь дробились по областям знания, религиозным конфессиям, доктринам и видам искусства и т.д. и т.п. И к ХХ веку человечество пришло к осознанию того, что его картина мира утратила свою целостность, стала мозаичной, и теперь охватить всю картину единым взглядом становится все проблематичнее. Гораздо чаще картина распадается на осколки, где каждый прекрасен, но не дает целостного представления о мире.
Первыми эту проблему в начале ХХ века почувствовали деятели искусства, т.к. их чувстственность и интуиция обострены эмоциональными переживаниями. Потому так и прекрасен, символичен и рафинирован Серебряный век русской культуры. Поэты, актеры, художники, композиторы этой эпохи, предчувствуя приход новой эры творили новый Миф, новый культурный Космос, новый язык искусства, способный раскрыть идеи вселенского мироустройства. Художественное направление русского космизма претворялось в философско-психологических симфониях П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, в мистериальных музыкальных полотнах А.Н. Скрябина, в живописных творениях Н.К. Рериха, М. Чюрлёниса, В. Борисова-Мусатова, художников «Амаравеллы», в создании и разработке нового живописного стиля «лучизма» М. Ларионовым и Н. Гончаровой, в поэзии В. Брюсова, А. Блока, В. Хлебникова, Н. Заболоцкого, А. Чижевского. Все эти откровения строились на принципах Синтеза, соединявшего несоединимое доселе: естественнонаучные открытия с художественными стилями; духовные откровения с эмпирическим опытом. С этого момента начинается медленное, но неотвратимое в своей поступательности движение человеческого сознания в сторону возврата к Целостности, но на новом уровне: когда эмпирический опыт, инициируя биение пытливой мысли, приводит к осознанию священных Истин древности, когда за метафоричностью и символизмом начинают проступать естественные космические законы, гениальные в своей просто-
те и непостижимые в своей всеобъемлющей Бесконечности. Эти тенденции были заложены в трудах русских философов всеединства, ратовавших за «цельное знание», русских космистов, философски обосновывавших естественнонаучный прорыв человечества в космическую «Беспредельность». Но академической науке понадобилось почти сто лет, чтобы осуществить этот поворот к Целостности.
В современной науке довольно отчетливо наблюдаются процессы интеграции и синтеза, приводящие к возникновению новых наук на стыке позитивного и гуманитарного знания. Из изучения закономерностей материального мира выросли такие науки, как кибернетика, теория информации, семиотика, синергетика и т.д., ставшие универсальными методологиями, оперирующими как в естественных, так и гуманитарных науках.
С конца XIX века философы и ученые-естественники, вслед за теософами стали уделять много внимания изучению психической энергии человека. Неоднократно высказывались идеи о том, что психическая энергия осуществляет энергообмен между социумом и космической средой, а также воздействует на состояние природной среды планеты (вспомним учение В.И. Вернадского о «живом веществе» планеты или гипотезу о липтон-ном газе - носителе информационного поля Вселенной). Среди многочисленных свойств психической энергии особого внимания заслуживает ее способность самоотделяться и действовать независимо от источника, что обуславливает ответственность человека не только за поступки, но и мысли. Как всякая энергия, приведенная в действие, она порождает инерцию, которая продолжает свое воздействие значительно дольше, и, нередко, сильнее, чем было само действие. Поэтому каждая мысль, каждый поступок человека приводит в действие колоссальные силы, о последствиях которых он не задумывается. В свете этих идей по-новому видятся причины современных социальных и экологических потрясений. А также становится понятной взаимосвязь науки, этики и культуры. Психическая энергия - это один из важнейших факторов эволюции.
Проблемы психической энергии разрабатывает современный белорусский философ-логик, специалист по философским проблемам естествознания А.К. Манеев. Он является автором оригинальной концепции субстанции и биопсиполя, одним из наиболее существенных свойств которого является «атрибут отражения». По мнению ученого, человек как носитель индивидуального сознания, обладает особым неэнтропийным биополем, сохраняющимся и после смерти человека - с древнейших времен это образование называли душой. «И если излученные поля (например, радиоволны) ведут уже независимое от их источника существование, - рассуждает философ, что, однако, не мешает им нести в себе соответствующую информацию, то столь же возможно существование и биополя, «излученного» при гибели организма, но все же сохраняющего всю информацию о нем. На базе последней и мыслится воссоздание биосистемы, подобно тому, как последняя формируется в онтогенезе на основе предшествующей ей генетической информации» [5].
Биопсиполе как материальный субстрат психики, автор концепции представляет в двух компонентах: внутреннем, заключенном в рамках тела организма, и внешнем, продолжающем биопсиполе индивидуума в бесконечность за его пределами. Данная структура обладает «атрибутом отражения», на основе которого вырабатывается, преобразуется и надежно сохраняется информационное содержание самосознания, подсознания и бессознательного. Таким образом, А.К. Манеев утверждает, что возможно: «на базе информационных программ биополевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе» [5], тем самым гипотетически обосновывая идею Н.Ф. Федорова об «имманентном воскрешении».
Есть основания утверждать, что связь науки, этики и культуры синкретична, т.е. нерасчленима. На основе новой науки тринитологии, в основе которой лежит тринитарный подход, учеными сделан основополагающий вывод: в основе мироздания и всех социокультурных процессов лежит системная триада: тезис - антитезис - синтез, причем третий элемент - это обязательная составляющая мироздания, без которой не существует его противоположностей. Общеизвестна метафора: «Две стороны одной медали», которая объясняет диалектику мироустройства. Все в мире диалектично: верх - низ, правое - левое, день - ночь, вперед - назад. Для того, чтобы две стороны медали существовали, необходимо наличие самой медали.
До недавнего времени наука оперировала диалектическим принципом, который является методом анализа, но попытка постичь целостность аналитическими методами приводит к возникновению противоречивых выводов, которые иногда еще больше отдаляют от Истины. Однако это не значит, что целостность вообще непознаваема. Для ее познания необходим тринитарный подход, являющийся методом синтеза.
Сохранение гармонии пространства культуры предполагает равную значимость науки, искусства и этики, в то время как дисгармония пространства культуры рождает проблемы цивилизации. Указанные элементы триады порождают три способа познания: рациональный, интуитивный и сенситивный (чувственный), которые, постоянно развиваясь и разворачиваясь в пространстве и во времени, существуют взаимосвязано, т.е. взаи-мообогащающе.
Те же тенденции синтеза противоположных позиций наблюдаются в современной культурологии и философии, занимающихся проблемой «Восток-Запад».
Причем, методология, выработанная западной наукой и философией, активно обогащается знаниями, кристаллизовавшимися на Востоке в течение тысячелетий. Интересен взгляд на существующую проблему востоковеда Т.П. Григорьевой, которая убеждена в адекватности космологических и философских прозрений Востока и применимости их к процессам, происходящим на нашей планете на всех уровнях бытия: «Несмотря на ужасы ХХ века, есть признаки того, что наступает новая фаза Эволюции, и человек, наученный горьким опытом, хочет понять законы Целого, с которыми он не может не считаться... Наступающую фазу Эволюции, видимо, можно определить как иньс-кую, в отличие от предыдущей янской» [6].
Смену эпох она объясняет изменением энергетических потоков, основывая свои суждения на наблюдении за течением социокультурных процессов. Наиболее важным результатом происходящих перемен ученый считает изменение отношений в извечных диалектических противречиях: религия - наука, наука - искусство, прошлое - настоящее, Восток - Запад, где какой- либо из элементов противостояния перестает угнетать противоположный. Меняется соотношение между разумом и чувством, душой и телом, что делает возможным возрождение духовности. «Инь не вытесняет ян, а уравновешивает его... По мере того, как будет восходить иньское начало, акценты будут смещаться, скажем, с цивилизации-ян на культуру-инь» [6].
М.С. Каган рассматривает проблему «Восток-Запад» как конфликт между феодальным и индустриальным типами культур, выход из которого заключается в поиске и формировании третьего типа культуры, который сумеет примирить знания и ценности обоих. Причем, в этом типе должны быть синтезированы их позитивные ценности, а не возврат к старому мифологизированному принципу мышления, характерному для Востока. По его мнению, не религия даст новый импульс духовному возрождению общества (<^еНдаге» - «связывание» - в данном случае, человека с Богом), но связывание человека с человеком на основе нравственных отношений.
Отношение культур «Восток-Запад» М.С. Каган рассматривает с точки зрения системного подхода. Основополагающими компонентами того или иного типа культуры он выводит отношение индивида к четырем формам бытия, составляющим его целостность: природа, общество, человек и культура.
Культурологическая антиномия «Восток-Запад» теперь изменяет свои очертания, превращаясь в триаду «Запад-Россия-Восток». Именно так называет свое исследование алтайский философ А.В. Иванов. Он задается вопросом: почему Россия на протяжении всей своей истории совершает выбор, который становится ее трагедией? Почему она задается «проклятыми» вопросами? И он находит единственный убедительный, ответ: «Дело в том, что именно России суждено было трагически и жертвенно замкнуть на себя историческое противоборство буржуазно-техногенного, логико-сциентистского (Запад) и общинноприродного, интуитивно-созерцательного (Восток) типов цивилизационной ориентации человечества. Волею исторических судеб заброшенная в самую точку пересечения этих полярных потоков, Россия в равной мере причастилась к противоположным, взаимооталкивающимся культурным материкам, а отечественная история оказалась как бы распятой на общецивилизационном кресте: Восток-Запад» [7]. А.В. Иванов подробно рассматривает типологию западной и восточной культур, которые пересеклись как два временных потока, текущих в разном на-
правлении. Время на Востоке - это «космическое колесо», которое движется по кругу, как в природном цикле - от умирания к воскрешению. Время на Западе - это «земная река», которая движется от прошлого к будущему. И Россия лежит на пересечении этих двух потоков: Запад - Россия - Восток, определяя свой «крестный путь» - трагический исторический опыт.
Труд философа глубоко символичен и метафоричен, что позволяет не только рационально осознать его концепцию, но и вжиться, «прочувствовать» особый «аромат» анализируемых им типов культур.
Одна из основополагающих проблем русского космизма, -о месте и предназначении человека в процессе эволюции также получила свое развитие в современных научных изысканиях.
Новосибирский академик В.П. Казначеев, много лет изучающий свойства «живого интеллектуального вещества», выдвигает интересную гипотезу о возникновении разума на нашей планете. Исходя из постулата, что Земля, или в его терминологии -Гея - это живое космическое образование, ученый задается вопросом: «Не является ли разум человека той социально-эволюционной частью, которая возникает не сама по себе, первично, а формируется из тех предпосылок разума, которые несет сама Гея и которая, в свою очередь, отражает разумность, интеллектуальность живого пространства космоса?» [8]. В.П. Казначеев рассматривает эволюцию интеллекта человека как результат интеллектуально-психологического образования самой Геи. По его мнению, когда развивающийся мозг предков человека накопил около 10-12 млрд. нейронов, то взрывоподобно отдельные индивиды превратились из «компьютеров» проводникового типа в «полевые компьютеры». В таком случае первичные сообщества человекообразных существ должны были «быть связанными обширными солитоно-голографическими полями. Собственно, именно эти поля были начальными разумными образованиями на базе человеческих тел, на базе человеческого мозга» [8]. Более того, своеобразие культур разных народов, их менталитета является результатом специфических воздействий разных территорий Геи на живое вещество данных площадок планеты. То есть В.П. Казнаеев своими выводами подтверждает интуитивные прозрения коренных народов Евразии о живой планете и идею Л.Н. Гумилева о «вмещающем ландшафте». Как можем убедиться, разные науки (в данном случае, физика и медицина) приходят к подобным выводам о природе разума как информационной структуре Вселенной.
Живое вещество, по мнению В.П. Казначеева, в отличие от косного, не только накапливает и преобразует получаемую энергию, но и организует ее при помощи информации, которую также сохраняет, накапливает и обогащает. Основываясь на учении В.И. Вернадского, новосибирские ученые приходят к мысли, что «живая материя - это один из величайших «катализаторов», через которые замыкается бесконечный круговорот потоков энергии в биосфере Земли» [9], а человечество является новой ступенью энергоинформационного потока жизни, где превращения вещества и энергии осуществляются на основе социальной деятельности. Таким образом, с появлением человека на планете Земля происходит превращение энергий, благодаря преобразующей деятельности человека.
О сближении естественнонаучного, гуманитарного и эзотерического путей познания свидетельствуют следующие факты:
Новая наука синергетика, занимающаяся изучением самоорганизующихся систем, по-новому переосмысливает мудрость
древнего Востока, соединяет древние знания с новейшими научными достижениями, стирает грани между науками естественного блока, изучающими неживую и живую природу, приводит в единую систему западный и восточный способы мышления, примиряет принципиальные различия обоих мировоззрений, воплощая в реальность принцип Синтеза. В глобальном смысле, от Востока синергетика воспринимает и развивает идеи целостности и общности закона единого пути. От Запада - традиции анализа, опору на эксперимент, общезначимость научных выводов, а также их транслируемость.
Синергетика изучает открытые системы, т.е. те, которые обмениваются веществом или энергией с внешним миром. Т.к. явления культуры возникают и существуют в потоке энергообмена, то вполне уместно в методологии изучения культуры использование принципов синергетики, первоначально возникшей в среде естественных наук и теории систем управления. М.С. Каган в своей статье «Синергетика и культурология» утверждает всеобщность, универсальность выводов синергетики для изучения любых сложных и сверхсложных структур, каковой является и культура. Исходя из этого, задача культурологии состоит в том, чтобы «выявить те внутрикультурные силы, которые управляют динамикой культуры» [10], познать которые можно, опираясь на вырабатываемый синергетикой метод познания закономерностей процесса самоорганизации.
Синергетика доказывает функциональную общность процессов самоорганизации, следующих законам ритма: подъем
- спад - застой - подъем и т.д. Об этом космическом законе, проявляющемся на всех уровнях от макромира до микромира многократно повторяют философы русского космизма, теории ноосферы и т.д.
По закону синергетики, попадание системы в конус аттрактора (идеи-магнита, приводящего в движение механизмы само-
организации) заставляет ее неизбежно эволюционировать к этому относительно устойчивому состоянию (абсолютно устойчивое состояние аналогично абсолютному Ничто, Ночи Брамы). Роль подобного аттрактора в рассмотренных выше философских учениях выполняет Дух, и если человек встает на путь духовного совершенствования, то он попадает в этот конус аттрактора, который есть не что иное, как Космическая Эволюция.
Нелинейность развития культуры «в бифуркационной ситуации перехода от первобытности к цивилизации», по определению М.С. Кагана, уравнивает по значимости вклады Востока и Запада в процесс становления Культуры, делая его необратимым.
Восточный принцип «все в одном и одно во всем», лежащий в основе всех эзотерических учений, синергетика применяет в изучении свойств фрактальности (подобия) объектов мира. Вселенная - это бесконечно огромная саморазвивающа-яся система, состоящая из подобных же систем: галактик, солнечных систем; планета Земля, состоящая, в свою очередь, из таких систем, как литосфера, гидросфера, биосфера, ноосфера; человечество, состоящее из народов, культур, государств; отдельный человек, состоящий из систем организма (костная, нервная, кровеносная и т.д.), системы знаний взглядов на жизнь; далее атомная система и так... до полевых и информационных структур. И каждая из этих подсистем живет по свободным законам саморазвития, но подчиняется Высшей Идее
- аттрактору - той, что в древности называли Богом, Духом. В последние несколько лет на крупных научных форумах физиков, медиков, астрономов, философов настойчиво звучит призыв о введении в научный обиход универсальной метафизической категории, которая лежит в основании всех описаний мироустройства. И это не возврат к прошлому науки, а ее восхождение к ЦЕЛОСТНОМУ познанию.
Библиографический список
1. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов. - М., 1993.
2. Учение Живой Этики: в 3 т. - СПб., 1993. - Кн. 8. Мир Огненный. - Т. 1.
3. Блаватская, Е.П. Тайная доктрина. - Рига, 1937. - Т. II, отдел 9.
4. Шипов, Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. - М., 1993.
5. Манеев, А.К. Философский анализ антиномий науки. - Минск, 1974.
6. Григорьева Т.П. Иньская фаза эволюции // Алтай-Космос Микрокосм: тезисы 3-й международной конф. Алтай, 1995.
7. Иванов, А.В. Запад - Россия - Восток. Сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций. -М., 1993.
8. Казначеев, В.П. Алтай-Гималаи: геокосмический аспект (Проблемы Геи) // Алтай-Космос-Микрокосм: тезисы докладов 3-й международной конф. Алтай, 1995.
9. Казначеев, В.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей / В.П. Казначеев, Л.П. Михайлова. - Новосибирск, 1985.
10. Каган, М.С. Синергетика и культурология [Э/р]. - Р/д: http://spkurdyumov.narod.ru/kagani.htm Bibliography
1. Nalimov, V.V. V poiskakh inihkh smihslov. - M., 1993.
2. Uchenie Zhivoyj Ehtiki: v 3 t. - SPb., 1993. - Kn. 8. Mir Ognennihyj. - T. 1.
3. Blavatskaya, E.P. Tayjnaya doktrina. - Riga, 1937. - T. II, otdel 9.
4. Shipov, G.I. Teoriya fizicheskogo vakuuma. Novaya paradigma. - M., 1993.
5. Maneev, A.K. Filosofskiyj analiz antinomiyj nauki. - Minsk, 1974.
6. Grigorjeva T.P. Injskaya faza ehvolyucii // Altayj-Kosmos Mikrokosm: tezisih 3-yj mezhdunarodnoyj konf. Altayj, 1995.
7. Ivanov, A.V. Zapad - Rossiya - Vostok. Sravniteljno-tipologicheskiyj analiz poznavateljnihkh strategiyj i cennostnihkh orientaciyj. - M., 1993.
8. Kaznacheev, V.P. Altayj-Gimalai: geokosmicheskiyj aspekt (Problemih Gei) // Altayj-Kosmos-Mikrokosm: tezisih dokladov 3-yj mezhdunarodnoyj
konf. Altayj, 1995.
9. Kaznacheev, V.P. Bioinformacionnaya funkciya estestvennihkh ehlektromagnitnihkh poleyj / V.P. Kaznacheev, L.P. Mikhayjlova. - Novosibirsk, 1985.
10. Kagan, M.S. Sinergetika i kuljturologiya [Eh/r]. - R/d: http://spkurdyumov.narod.ru/kagani.htm
Статья поступила в редакцию 14.05.13
УДК 373.016:502/504
Oparin, R. V., Ushakova E.V. ECOLOGICAL EDUCATION: PHILOSOPHICAL, ECOSYSTEM AND ASPECT OF THE CULTURE OF HUMAN. The problem of ecological education in a context of complete understanding of social-and-ecological and natural regularities is considered. The aspect of the culture of human representing experience of creative activity on transformation and preservation of environment is considered. In conceptual aspect regularities of the relations of the person and the world reveal, in applied - the way to a reconstruction of optimum life (the aspect of the culture of human) person in the world is laid.
Key words: ecological culture, ecosystem regularities of a scientific picture of the world, ecological education, the aspect of the culture of human.
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. каф. культуры и коммуникативных технологий Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
Е.В. Ушакова, д-р филос. наук, проф, зав. каф. философии и биоэтики Алтайского гос. медицинского университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]