УДК 82
Sabitova A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Yelabuga Institute of KFU (Elabuga, Russia),
E-mail: dikorr77@mail.ru
Shaklein V.M., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Russian Language and Methods of its Teaching, P. Lumumba Peoples' Friendship
University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: shaklein-vm@rudn.ru
Golubeva T.I., Cand. of Sciences (Philology), State University of Management (Moscow, Russia), E-mail: paloma60@mail.ru
INTEGRATION PROCESSES IN THE MEDIA SPACE: IDEOLOGICAL FEATURES OF SELLING TEXTS AS A TOOL FOR ATTRACTING AN AUDIENCE.
With the development of narratological and pragmalinguistic studies, modern humanities have turned their attention to the ideology of various types of discourses as one of the main means of motivating and persuading the masses. At the same time, the ideological peculiarities of selling texts, which are the main tool for attracting the audience to purchase information products, have not yet been given due attention, which is the reason for the purpose of this paper. These texts are complex narrative constructions that have their own narrative system, so two types of narrative analysis were chosen for the study: structural and critical. The results show that the ideology of such sales texts is based on the need for "achievement", and its manifestation is based on the opposition between the lack of success in the part devoted to the description of the problem and the results that the recipient can achieve after purchasing the product. In today's world, where the level of competition to maintain a desirable lifestyle has increased significantly compared to the last century, the choice of such an ideology can be very effective in achieving the main goal of advertising discourse - convincing the audience to purchase a particular product. However, the effectiveness of this type of persuasive strategy needs to be supported by evidence in subsequent interdisciplinary studies.
Key words: achievement ideology, advertising text, narrative analysis, online communication
A.М. Сабитова, канд. филол. наук, доц., Елабужский институт КФУ, г. Елабуга, Е-mail: dikorr77@mail.ru
B.М. Шаклеин, д-р филол. наук, проф., зав. каф. русского языка и методики его преподавания филол. факультета Российского университета
дружбы народов имени Патриса Лумумбы, г. Москва, Е-mail: shaklein-vm@rudn.ru
Т.И. Голубева, канд. филол. наук, Государственный университет управления, г. Москва, Е-mail: paloma60@mail.ru
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДАЮЩИХ ТЕКСТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ
С развитием нарратологических и прагмалингвистических исследований современные гуманитарные науки обратили свое внимание на идеологию различных видов дискурсов как на один из основных средств мотивации и убеждения широких масс. При этом до настоящего момента еще не было уделено должного внимания идеологическим особенностям продающих текстов, являющихся основным инструментом привлечения аудитории к приобретению информационных продуктов, чем и обусловлена цель настоящей работы. Данные тексты представляют собой сложные нарративные конструкции, обладающие собственной системой повествования, в связи с чем для проведения исследования были выбраны два типа нарративного анализа: структурный и критический. Результаты показали, что идеология таких продающих текстов заключена в необходимости «достигаторства», а ее манифестация основывается на противопоставлении между отсутствием успеха в части, посвященной описанию проблемы, и результатами, которых может достичь реципиент после приобретения продукта.
Ключевые слова: идеология достижений, рекламный текст, нарративный анализ, онлайн-коммуникация
Развитие Интернета, в том числе и социальных сетей, обеспечило перенос значительной части коммуникационной деятельности человечества, как межперсональной, так и публичной, в онлайн-пространство, где в настоящее время реализуются практически все существующие виды дискурсов, обладающие собственными прагмалингвистическими характеристиками, направленными на отражение уникальных идеологических течений. При этом огромное развитие получила сфера инфобизнеса, ключевую роль в распространении продуктов которой играет написание так называемых «продающих текстов». Инфобизнес представляет собой вид торговли, продуктом которой является некий вид информации в форме инструкций, вебинаров, мастер-классов, лекций и прочего, включающей в себя определенные знания, опыт, рекомендации и другое [1; 2]. Суть подобной экономической деятельности представляет собой продажу информации, нацеленной на обучение в различных сферах жизни человека [1]. Продающие тексты в сфере инфобизнеса - это новый вид рекламных текстов, нацеленных на привлечение аудитории и продажу информационной продукции, где движущим мотивом является убеждение реципиента приобрести тот или иной информационный продукт В большинстве случаев подобные рекламные тексты представляют собой нарратив с сюжетом, включающим описание проблемы, ее решения, наряду с отсылками к реципиенту и источнику/адресанту [3]. Такие тексты образуют собственное коммуникативное направление в рамках рекламного дискурса, общей чертой всех репрезентаций которого является персуазивность, то есть нацеленность на изменение или усиление мнения, поведения или представлений реципиента, в том числе и путем применения тех или иных идеологических значений [4].
Согласно Т. ван Дейку [5], идеология представляет собой комплексные системы базисных представлений об окружающей реальности со стороны индивидов, входящих в те или иные социальные группы. Несмотря на нацеленность современной науки на изучение идеологий различных видов дискурсов, в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные идеологии и ее репрезентациям в рамках продающих текстов в сфере инфобизнеса, публикуемых в социальной сети «ВКонтакте». Мы полагаем, что основной идеологией подобного вида рекламной деятельности является так называемое «достигаторство», то есть стремление иметь результаты лучше, чем у других, в различных сферах человеческой жизни. Идеология продающих текстов несет в себе важную задачу по убеждению реципиентов в необходимости приобрести те или иные информационные продукты, влияя на их восприятие ценностей окружающей реальности, чем и обеспечивается актуальность данного исследования.
Целью данной работы является выявление идеологии современных продающих текстов на основании используемых в них прагмалингвистических инструментов для манифестации продаваемого продукта, источника и реципиента в различных композиционных частях самих текстов.
Для достижения поставленной цели выполняется ряд связанных между собой задач: мануальный сбор данных, представляющих собой продающие тексты нарративного характера для рекламирования продуктов инфобизнеса, в социальной сети «ВКонтакте», определение композиционных составляющих текстов, а также выявление и анализ прагмалингвистических инструментов манифестации продаваемого продукта, источника и реципиента, на основании которых делаются выводы об идеологическом компоненте при помощи нарративного анализа.
Выбранный в качестве метода исследования нарративный анализ представляет собой качественный интерпретационный метод анализа для выявления структурных особенностей, взаимосвязей между различными частями повествования, а также имплицитных смыслов [8], тогда как структурный нарративный анализ позволяет выявить схематические связи содержательной стороны текста, отображая внешние и внутренние характеристики пространственно-временных точек повествования [9; 10].
При этом критический нарративный анализ как разновидность нарратоло-гии, используя прагмалингвистические особенности того или иного сюжетного элемента, позволяет выявить скрытые смыслы в репрезентации субъекта и объектов повествования, отражающие его идеологию [11].
Как уже было указано ранее, идеология представляет собой оценочную репрезентацию и восприятие окружающей действительности. По мнению П. Рикера [12], тексты несут в себе идеологический компонент, определяемый путем исследования репрезентации ситуаций и их участников. Важно учитывать, что сложная таксономия социальных взаимоотношений современного общества, обилие информационных продуктов и политик их продвижения требует от адресанта генерализирующей концепции в отражении социальных фактов, включающих в себя определение самого себя, прошлого, нынешнего и будущего состояния окружающей действительности, а также целеполагания продаваемого продукта для манифестации идеологического отношения к окружающей действительности [13; 14].
Новизна исследования: данное исследование впервые затрагивает вопросы манифестации субъекта и объектов нарратива продающих текстов в русскоязычном онлайн-пространстве, позволяющей определить идеологию как компонент привлечения аудитории.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется необходимостью исследований в области нарратологии различных видов дискурсов, реализуемых в онлайн-пространстве, определения идеологических особенностей коммуникативных процессов и улучшении нарративов продающих текстов.
Как уже упоминалось, продающие тексты представляют собой нарративные композиции с определенным алгоритмом, нацеленные на продажу того или иного информационного продукта адресату [15; 16]. Такие тексты, послужившие материалом для данного исследования, были отобраны вручную из ленты социальной сети для носителей русского языка «ВКонтакте».
После исследования теоретической базы в рамках заданной темы и на основании прошлых исследований [3; 16; 17; 18] были выявлены следующие критерии отбора для создания базы материалов исследования:
1) рекламный текст должен продвигать нематериальный информационный продукт: вебинар, мастер-класс, сборник уроков, инструкцию, мануал и прочее;
2) рекламный текст должен представлять собой нарративное повествование, полностью или частично соответствующее алгоритму «заголовок» - «рассказ о проблеме» - «обозначение решения проблемы» - «обоснование выгоды для покупателя» - «повышение доверия в отношении продукта (отзывы, гарантии)» - «призыв к действию».
Для проведения исследования в течение июля 2024 года нами было отобрано 50 текстов нарративного характера, входящих в категорию «продающие тексты» по критериям, описанным в методологической части данной статьи. Рекламируемые информационные продукты принадлежали к различным сферам человеческой деятельности (см. табл. 1):
Таблица 1
Сферы применения продаваемых информационных продуктов
№ п/п Наименование сферы Количество текстов
1. Изучение иностранных языков 14
2. Ведение бизнеса 13
3. Психология 10
4. Получение навыков в сфере 1Т и компьютерного дизайна 8
5. Получение навыков в образовательной и воспитательной деятельности 5
Далее был проведен комплексный анализ собранных материалов. Двусторонний нарративный анализ, структурный, нацеленный на выявление взаимосвязи между композиционными элементами и объектами повествования, и критический, применяемый для выявления манифестируемых социальных явлений, отображаемых в выборе языковых средств, позволяющий выявить межтекстовую схожесть в таксономических взаимоотношениях между структурой повествования, его объектами и эксплицитными/имплицитными смыслами, осуществляющими манифестацию идеологических векторов. Определение композиционного состава текстов проводилось на основании структурного нарративного анализа, являющегося одним из подвидов нарративного анализа, как одного важнейших инструментов исследования письменных текстов [11; 19]. На завершающем этапе при помощи критического нарративного анализа выявляются манифестация продаваемого продукта, источник и реципиент при помощи рассмотрения и описания их прагмалингвистических характеристик, позволяющих установить заложенную в тексты идеологию.
Применение структурного нарративного анализа для выделения композиционных частей текстов, содержащих репрезентации субъектов и объектов повествования, позволило выявить некоторые закономерности и связи между алгоритмической составляющей и участниками описываемых ситуаций. Так, в композиционных компонентах, соответствующих алгоритмическому этапу «рассказ о проблеме», нацеленному на пробуждение отрицательных эмоций у реципиента [16; 17], было выявлено четыре вида репрезентации проблемы в зависимости от субъекта, представленных ниже вместе с примерами.
1. Проблема адресанта, то есть лица, от которого ведется повествование:
««Ой, для нас это дорого». Раньше я и сама с такими работала. Снижала
цены, потому что боялась, что больше никого не найду. Мучилась с бесконечными отменами и переносами. Вечно напоминала ученикам, что нужно заплатить. Только вот рос у меня не доход, а чувство выгорания. Ученики высасывали последние силы».
2. Проблема абстрактного третьего лица, поведение которого должно быть схожим с поведением реципиента:
«Однажды Маша решила, что пора бы начать учить корейский. Для начала она начала обучаться самостоятельно по книгам и роликам в интернете, ведь в школе у нее были хорошие результаты в изучении иностранного языка. Но на практике оказалось не все так просто. Начав с одной темы, не до конца вникнув и не поняв сути, перешла к другой, потом еще, потом еще и еще, пока окончательно не запуталась. Маша разочаровалась в себе и своих способностях, решив, что корейский очень сложный. И ей никогда его не выучить».
3. Проблема, принадлежащая общей массе людей в релятивной сфере деятельности и реферируемая местоимением «они»:
«Как устранить ошибки в психологической практике, которые приводят к стрессу, выгоранию и нарушению этики».
4. Проблема реципиента, реферируемая местоимением «ты»/«вы»:
«Как часто вы просыпаетесь с ощущением, что что-то идет не так? Чувствуете, что богатство, счастье и здоровье ускользают от вас, как вода сквозь пальцы. И кажется, что ваши усилия ничего не меняют. Ситуации повторяются, словно вы попали в замкнутый круг. Одни и те же проблемы, одни и те же неудачи. Вы теряете веру в себя и свои силы. Жизнь становится серой и бесконечно трудной, словно тяжелый груз тянет вас вниз. Но, представьте, что есть способ изменить это».
При этом, несмотря на разницу в субъектах, участвующих в проблемной ситуации, все они объединены отсутствием успешных результатов в разнообразных сферах человеческой деятельности и связанными с этим негативными эмоциями. Так, авторы подобных продающих текстов указывают реципиентам на трудности, вызванные отсутствием успеха, причиной которых являются якобы «неправильные действия», не позволяющие достигнуть желаемого:
- «Атмосфера в чате напоминает кладбище? Вы не можете растормошить свою аудиторию?»
- «Если вы сами себя не уважаете и довольствуетесь малым, то чего ждете от ваших учеников?»
- «Вы не видите значимых результатов, потому что работаете не над теми задачами».
Для усугубления негативного восприятия проблем, авторы продающих текстов часто используют лексику с отрицательными коннотациями, подчеркивая, насколько неприятным может быть отсутствие достижений:
- «Вы зарываетесь в делах, не успевая сделать глоток свежего воздуха».
- «Старания приложены, а клиентов как не было, так и нет. И вы все прозябаете на том же уровне».
- «А впереди только пустота».
- «Чувствуете себя никчемным родителем».
Общий посыл этапа алгоритма - «рассказ о проблеме» - заключается в том, что обладатели данных проблем неправы и поступают несоответствующим образом, поэтому и не могут добиться желаемых успехов, но следующие композиционные элементы текста утверждают, что это можно исправить. Например, описание продаваемого информационного продукта обладает такими лексическими характеристиками, которые, с одной стороны, отражают его особенность:
- «уникальная таблица», «единственная в своем роде методика», «ваш неповторимый помощник при погружении в новую специальность» и т. д.; а с другой - подчеркивают важность достижения успеха со стороны реципиента:
- «прямой путь к запланированным достижениям», «эти знания высветят все подводные камни на вашей карьерной лестнице», «никого не оставим без достижения желаемых результатов» и прочее.
Важную часть подобного рода текстов играет элемент алгоритма «повышение доверия в отношении продукта», которая может быть выражена 2 основными способами:
1. Описание результатов, которые могут быть достигнуты реципиентом после приобретения информационного продукта:
- «С моими уроками вы достигнете больших результатов, чем при посещении курсов».
- «Уже через несколько дней вы ощутите невероятные результаты на пути к успеху».
2. Описание источника:
- «Занятия буду проводить я - Ольга Пропубертат: магистр психологии и педагогики, эксперт Первого канала и НТВ, автор книг и курсов про отношения родителей и подростков...».
«Источником» в рекламодательной терминологии называется лицо, представляющее рекламируемый продукт в письменном или устном рекламном тексте [20]. В случае с современными продающими текстами сферы инфобизнеса источник может быть как адресантом, то есть тем участником коммуникации, который ведет повествование:
- «Авторская методика обучения от опытного преподавателя Екатерины Степенцовой не оставит вам ни единого шанса не разобраться в иностранном языке!», так и третьим лицом, являющимся объектом повествования и непосредственно не участвующим в коммуникации:
- «Ах да, забыла сказать! Я еще успеваю писать книги, выступать на ТВ в качестве эксперта, работать тренером по женскому тайм-менеджменту, поиску предназначения, воспитанию и отношениям, заниматься общественной деятельностью. И знаю, что ты тоже можешь успевать все, что задумаешь - без нянь, домработниц и прочих платных помощников».
При этом и тот, и другой способ репрезентации эксплицитно отображают успех и достижения в релятивных сферах человеческой деятельности путем использования, например, сравнительных конструкций, позволяющих представить величину получившегося результата:
- «Теперь я зарабатываю больше мужа и уже на следующей неделе везу всю свою семью отдыхать в Турцию»; или семантической неопределенности с компонентом большого объема или размера:
- «Я научилась делать то, что многим женщинам кажется невозможным».
Наряду с этим имплицитно отображается важность достижения этого успеха как при помощи семантических факторов, так и при помощи противопоставления:
«МЫ» - те, кто может получить желаемые результаты, входя в группу «сторонников» адресата/источника:
- «Многих девчонок уже научила. Они сейчас хорошо зарабатывают, легко совмещают подработку с декретом и основной работой. Одна вот ремонт наконец-то закончила. Другая впервые с «до-декретных» времен стала делать себе ногти и волосы. Раньше на это не хватало. Больше мужа получает теперь».
- «Мои ученицы так оформляют свои странички, что клиенты из ВК обеспечивают всю выручку, которую они планируют. У других так не получается».
«ОНИ» неспособны на данные действия, а, следовательно, и на достижение успеха:
- «Расскажу все только подписавшимся на рассылку. Мне лодыри не нужны».
- «Возьму только троих, самых ответственных, которые первыми откроют доступ к личным сообщениям. Остальные лентяи пусть сами справляются».
- «У других такого нет и не будет».
Если относящимся к категории «МЫ» адресантом приписываются только положительные характеристики: «самые ответственные», «неповторимые», «готовые к результатам»; то категория «ОНИ» манифестируется только отрицательными признаками: «лодыри», «неумехи» и прочее. Таким образом, продвигая идею важности достижений, авторы показывают элитарную природу результатов, которых можно достигнуть, только присоединившись к «команде» источника продающего текста.
Нарративный анализ продающих текстов позволяет утверждать, что подобные рекламные тексты несут в себе идеологию достижений как одного из главнейших элементов воздействия на аудиторию. Как было сказано выше, манифестация такой идеологии строится посредством передачи эксплицитных и имплицитных смыслов в репрезентации субъекта и объектов повествования. В случае с продающими текстами основным способом отображения идеологии стали контрасты между описываемыми проблемами, которые были у адресата/ третьего лица раньше, могут иметься у аудитории или людей определенной сферы деятельности в настоящем, и имеющимися результатами адресата и категории «МЫ» или обещаемыми реципиенту достижениями.
В то время как описание проблем строится на передаче негативного восприятия отсутствия достижений в той или иной деятельности с попыткой разделения людей на тех, «кто до настоящего момента действовал несоответствующим образом», и источник, который знает, как нужно поступать, чтобы этот результат был, на этапе описания продукта и повышения гарантий, основные языковые средства направлены на подчеркивание успешности источника и его группы «МЫ», а также важности приписываемых продукту результатов для достижения подобной успешности. Для наглядности сравним следующие два примера:
- «Не стоит наступать на те же грабли в изучении корейского языка, что и Маша. Это не приведет вас ни к какому положительному результату».
Библиографический список
- «При помощи моей уникальной методики «Волшебная таблица» вы с легкостью выйдете на новый уровень. Но им я делюсь только со своими».
- «Мой двадцатилетний опыт работы поможет вам достигнуть непревзойденных результатов».
Также особое внимание «достигаторству», которое, являясь стремлением к результатам в разных сферах деятельности, выше, чем у окружающих, а значит, быть лучше, чем другие, имплицитно передается через уникальность продаваемых информационных продуктов. Поскольку наивысший успех неразрывно связан с элитарностью его обладателя, идеология «достигаторства» также манифестируется путем включения реципиента в избранную категорию «МЫ», которая, в отличие от репрезентации категории «ОНИ», описывается только положительными качествами, поскольку в категорию «МЫ», в соответствии с репрезентацией ее реципиентом, могут входить только самые лучшие:
- «Возьму к себе на обучение только самых активных. Остальные сами как-нибудь разберутся».
- «Мои девочки теперь зарабатывают гораздо лучше среднестатистических репетиторов. Присоединяйся к нам по ссылке ниже».
Тем самым идеология достижений, заложенная в продающих текстах сферы современного инфобизнеса, являясь одним из основных инструментов воздействия на аудиторию, манифестируется в противопоставлении между восприятием успеха как единственно правильного вектора жизни и отсутствием результатов по достижениям как неправильности выполняемых действий, которые требуют срочной корректировки посредством продаваемого продукта.
Данная работа была посвящена исследованию идеологических особенностей продающих текстов, являющихся новым видом репрезентации рекламного дискурса в онлайн-пространстве. Как было указано ранее, идеология представляет собой комплексные системы представлений об окружающих нас явлениях [5], а ее манифестация позволяет оказывать необходимое влияние на аудиторию в рамках устных и письменных коммуникативных актов.
Результаты исследования подтвердили указанное во введении предположение: продающие тексты сферы инфобизнеса манифестируют идеологию достижений, градус которой еще предстоит выполнить в последующих исследованиях. Основными опорными моментами для выявления таких идеологических особенностей стали противопоставления между отсутствием успеха в элементе алгоритма «рассказ о проблеме» как чем-то неприемлемым для нормального существования и результатами, которые могли принадлежать адресату принадлежащей к нему категории «МЫ» или будущим обещаемым результатам для реципиента. Важно отметить, что такие результаты, как и сам продукт, были представлены, с одной стороны, как нечто действительно необходимое для реципиента, поскольку их отсутствие продолжит проблемную ситуацию как нечто уникальное, имеющееся только у конкретного источника и обладающее элитарностью с другой. Необходимо заметить, что в современном мире, где уровень конкуренции для поддержания желаемого образа жизни значительно повысился по сравнению с прошлым столетием, выбор такой идеологии может стать очень действенным в достижении основной цели рекламного дискурса - убеждении аудитории в приобретении той или иной продукции. Однако эффективность подобного вида персуазивной стратегии необходимо подкрепить доказательствами в последующих междисциплинарных исследованиях.
1. Ашкирина О.О., Косников Ю.Н. Инфобизнес как возможная область применения видеомэппинга. Вестник Пензенского государственного университета. 2020; № 3 (31): 129-133.
2. Фадеева М.Ю. Лингвокоммуникативная компетентность в методике преподавания иностранного языка в сфере инфобизнеса и инфокоммуникации. Современное педагогическое образование. 2018; № 5: 72-78.
3. Чернецкая М.А. Эффективность и допустимость рекламы инфобизнеса: к постановке проблемы. В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014; № 7 (38): 84-90.
4. Вяткина Т.С., Орлова Н.В. Идеология русскоязычных модных журналов для женщин: диахроническое дискурсивное исследование. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2023; № 2 (39): 86-91.
5. Van Dijk T.A. Discourse, ideology and context. Folia Linguistica. 2001; Vol. 35, № 1-2: 11-40.
6. Агафонов В.В. Эпистемологии истории Х. Уайта: тропологический подход. ВестникРУДН. Серия: Философия. 2008; № 1: 24-31.
7. Троцук И., Анкерсмит Ф.Р Нарративная логика. Семантический анализ языка историка. Перевод с английского О. Гавришиной, А. Олейникова. Москва: Идея-Пресс, 2003. Социологический журнал. 2005; № 4: 168-178.
8. Терехова Т.А., Малахаева С.К. Нарративный анализ как понимающий метод. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015; № 1 (41): 143-152.
9. Краснякова М.С. Проблема соотношения сюжета и мотива как нарративных структурных элементов в современном литературоведении. Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015; № 4 (18): 197-200.
10. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент. Типологические исследования по фольклору. Москва: Наука, 1975: 141-155.
11. Ермаков Т.К., Дегтяренко К.А., Шпак А.А. Особенности трансформации нарративных схем при изменении медийной основы произведения (на материале анализа книги, фильма и игры «Крестный отец»). Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2024; № 17 (1): 42-54.
12. Рикер П. Герменевтика, этика и политика. Московские лекции и интервью. Перевод с французского и редакция И. Вдовиной. Москва: Издательство «Академия», 1995.
13. Гирц К. Идеология как культурная система. Интерпретация культур. Перевод с английского ГМ. Дашевского. Москва: РОССПЭН, 2004: 187-221.
14. Роготнев И.В. Критика идеологии и анализ текстов. Социо- и психолингвистические исследования. 2021; № 9: 151-157.
15. Бернадский С.В. Продающие тексты. Москва: МИФ, 2016.
16. Товарнова Е.В., Габдуллина Л.В., Габдуллина Л.А. Продающий текст и нейромаркетинг в действии. ВестникНГТУим Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016; № 3: 11-15.
17. Костин Д.М. Особенности монетизации контента в современной российской блогосфере: тенденции в инфобизнесе, инфопринерничестве и продвижении услуг в различных сферах. European Research. 2023; № 2 (80): 14-21.
18. Ухова Л.В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции. Верхневолжский филологический вестник. 2018; № 3: 71-82.
19. Чех Н.Б. «Неоконченная диссертация» Бориса Михайлова: структурно-нарративный анализ фотосерии. Вестник РГГУ. Литературоведение, Языкознание, Культурология. 2019; № 8: 241-258.
20. Moore D.J., Mowen J.C., Reardon R. Multiple sources in advertising appeals: when product endorsers are paid by the advertising sponsor. Journal of the Academy of Marketing Science. 1994; Vol. 22, № 3: 234-243.
References
1. Ashkirina O.O., Kosnikov Yu.N. Infobiznes kak vozmozhnaya oblast' primeneniya videom'eppinga. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (31): 129-133.
2. Fadeeva M.Yu. Lingvokommunikativnaya kompetentnost' v metodike prepodavaniya inostrannogo yazyka v sfere infobiznesa i infokommunikacii. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; № 5: 72-78.
3. Cherneckaya M.A. 'Effektivnost' i dopustimost' reklamy infobiznesa: k postanovke problemy. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii. 2014; № 7 (38): 84-90.
4. Vyatkina T.S., Orlova N.V. Ideologiya russkoyazychnyh modnyh zhurnalov dlya zhenschin: diahronicheskoe diskursivnoe issledovanie. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2023; № 2 (39): 86-91.
5. Van Dijk T.A. Discourse, ideology and context. Folia Linguistica. 2001; Vol. 35, № 1-2: 11-40.
6. Agafonov V.V. 'Epistemologii istorii H. Uajta: tropologicheskij podhod. VestnikRUDN. Seriya: Filosofiya. 2008; № 1: 24-31.
7. Trocuk I., Ankersmit F.R. Narrativnaya logika. Semanticheskij analiz yazyka istorika. Perevod s anglijskogo O. Gavrishinoj, A. Olejnikova. Moskva: Ideya-Press, 2003. Sociologicheskij zhurnal. 2005; № 4: 168-178.
8. Terehova T.A., Malahaeva S.K. Narrativnyj analiz kak ponimayuschij metod. Gumanitarnyj vektor. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2015; № 1 (41): 143-152.
9. Krasnyakova M.S. Problema sootnosheniya syuzheta i motiva kak narrativnyh strukturnyh 'elementov v sovremennom literaturovedenii. Aktual'nye voprosy sovremennoj filologii izhurnalistiki. 2015; № 4 (18): 197-200.
10. Putilov B.N. Motiv kak syuzhetoobrazuyuschij 'element. Tipologicheskie issledovaniya po fol'kloru. Moskva: Nauka, 1975: 141-155.
11. Ermakov T.K., Degtyarenko K.A., Shpak A.A. Osobennosti transformacii narrativnyh shem pri izmenenii medijnoj osnovy proizvedeniya (na materiale analiza knigi, fil'ma i igry «Krestnyj otec»). Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2024; № 17 (1): 42-54.
12. Riker P. Germenevtika, 'etika ipolitika. Moskovskie lekciii interv'yu. Perevod s francuzskogo i redakciya I. Vdovinoj. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 1995.
13. Girc K. Ideologiya kak kul'turnaya sistema. Interpretaciya kul'tur. Perevod s anglijskogo G.M. Dashevskogo. Moskva: ROSSP'EN, 2004: 187-221.
14. Rogotnev I.V. Kritika ideologii i analiz tekstov. Socio- i psiholingvisticheskie issledovaniya. 2021; № 9: 151-157.
15. Bernadskij S.V. Prodayuschie teksty. Moskva: MIF, 2016.
16. Tovarnova E.V., Gabdullina L.V., Gabdullina L.A. Prodayuschij tekst i nejromarketing v dejstvii. Vestnik NGTU im R.E. Alekseeva. Seriya: Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tehnologii. 2016; № 3: 11-15.
17. Kostin D.M. Osobennosti monetizacii kontenta v sovremennoj rossijskoj blogosfere: tendencii v infobiznese, infoprinernichestve i prodvizhenii uslug v razlichnyh sferah. European Research. 2023; № 2 (80): 14-21.
18. Uhova L.V. «Prodvigayuschij tekst»: ponyatie, osobennosti, funkcii. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2018; № 3: 71-82.
19. Cheh N.B. «Neokonchennaya dissertaciya» Borisa Mihajlova: strukturno-narrativnyj analiz fotoserii. Vestnik RGGU. Literaturovedenie, Yazykoznanie, Kul'turologiya. 2019; № 8: 241-258.
20. Moore D.J., Mowen J.C., Reardon R. Multiple sources in advertising appeals: when product endorsers are paid by the advertising sponsor. Journal of the Academy of Marketing Science. 1994; Vol. 22, № 3: 234-243.
Статья поступила в редакцию 05.09.24