Научная статья на тему 'Интегральный показатель для автоматизированной системы мониторинга качества образовательного процесса'

Интегральный показатель для автоматизированной системы мониторинга качества образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / AUTOMATED SYSTEM / QUALITY CRITERION / INTEGRAL INDICATOR / WORK PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачёв Максим Сергеевич

Представлен общий подход к оценке содержания нормативных документов образовательного процесса, составляемых образовательной организацией самостоятельно. Выделены структурные элементы основного документа образовательного процесса рабочей программы, предложен подход к их оценке и интерпретации полученного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачёв Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRAL INDICATORS AUTOMATED SYSTEM FOR MONITORING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

The article presents a general approach to the assessment of the content of the normative documents of the educational process, educational organization compiled independently. The structural elements of the main document of the educational process the work program, the approach to their evaluation and interpretation of results.

Текст научной работы на тему «Интегральный показатель для автоматизированной системы мониторинга качества образовательного процесса»

УДК 004.032

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Логачёв Максим Сергеевич

аспирант кафедры автоматизации технологических процессов Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А logachevmaxim @£таП. сот

Аннотация. Представлен общий подход к оценке содержания нормативных документов образовательного процесса, составляемых образовательной организацией самостоятельно. Выделены структурные элементы основного документа образовательного процесса — рабочей программы, предложен подход к их оценке и интерпретации полученного результата.

Ключевые слова: автоматизированная система, критерий качества, интегральный показатель, рабочая программа.

При осуществлении автоматизированного мониторинга качества образовательного процесса необходимо обратить особое внимание на содержание документов учебно-методического комплекса. Такие документы регламентируют образовательную деятельность каждого педагогического работника и формируют профессиональные и общие компетенции обучающегося. Главным документом такого учебно-методического комплекса является рабочая программа учебной дисциплины. На ее основании определяется содержание каждого учебного занятия, контрольных и проверочных работ, промежуточной, итоговой аттестации и т.д.

Для осуществления автоматизированного мониторинга оценки качества содержания рабочей программы необходимо сформулировать ряд критериев. Такое оценивание необходимо проводить по структурным блокам, например разделы, главы или отдельные листы с единым смысловым содержанием.

Каждый блок состоит из ряда элементов, которые должны соответствовать нормативным документам по содержанию, и быть оформлены согласно шаблону, определенному каждой образовательной организацией самостоятельно. Оформление шаблона должно иметь четкую структуру, которая характерна и справедлива для документа в целом. На основании этого все критерии можно разделить на три группы:

• соответствие Федеральному образовательному стандарту;

• соответствие учебному плану образовательной организации;

• соответствие шаблону, определенному каждой образовательной организации.

В зависимости от типа образовательной организации количество структурных блоков рабочей программы может отличаться, но имеются такие, которые отсутствовать не могут. К ним можно отнести следующие:

• Титульный лист.

• Оборот лист титульного листа.

• Лист содержания.

• Глава «Паспорт рабочей программы».

• Глава «Результаты освоения рабочей программы».

• Глава «Структура и содержание рабочей программы».

• Блок соответствия распределения часов.

• Глава «Условия реализации рабочей программы».

• Глава «Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы».

Каждый структурный блок состоит из определенного числа элементов, наличие которых определено разными нормативными документами. Соответственно можно сформулировать ряд критериев для каждого структурного блока. Каждая глава рабочей программы имеет разный объем, поэтому количество критериев для них будет неодинаковым. Оценка каждого критерия осуществляется по принципу «полного выполнения», частичное выполнение равнозначно невыполнению. Для осуществления такой оценки вводится единица измерения — условная единица (1 ед.).

Каждый критерий структурного блока имеет разный вес при формировании содержания соответствующего блока. При этом каждый блок в рамках рабочей программы тоже имеет определенный вес. Для определения значений веса каждого критерия и структурного блока необходимо провести экспертный опрос, в рамках которого эксперты должны определить их значимость. Это необходимо для интерпретации полученных результатов в ходе проверки рабочей программы.

Для определения интегрального показателя уровня сформированности содержания рабочей программы необходимо определить вес каждого структурного элемента соответствующей рабочей программы. Для определения весового коэффициента каждого структурного блока проанализируем результаты экспертного опроса, в рамках которого экспертам предлагалось осуществить ранжирование структурных элементов. В качестве анализа рассчитывается коэффициент согласованности экспертов (коэффициент конкордации

Кендэла) и степень его значимости (критерий согласия Пирсона).

Уровень сформированности всей рабочей программы рассчитывается по:

СРП = X Ci-блока Вг-блока 0, 01,

где СРП — уровень сформированности всей рабочей программы, %; Кблок — количество структурных блоков рабочей программы; С-блока — уровень сформированности 1-го структурного блока, %; В,-блока — вес /-го структурного блока в пределах рабочей программы, %.

Значение веса структурного блока Д-блока рассчитывается по формуле 2:

X X

j=1

: 100,

i=1

X xij

j=1

где т — количество экспертов; п — объем выборки; Хр — ранг, поставленный ^-экспертом по /критерию.

На основании полученных результатов от каждого эксперта и расчетов составляется гистограмма (рис. 1) уровней значимости каждого структурного блока рабочей программы.

Блок 1 Блок2 БлокЗ Блок4 Блок 5 Блок 6 Блок 7 БлокЗ Блок 9 Рис. 1. Гистограмма уровней значимости структурных блоков рабочей программы

Таблица 1. Минимальный интегральный показатель уровня сформированности рабочих программ

1

к

n

1

№ п/п Структурный элемент Рабочая программа

Вес, % Минимальный интегральный показатель

1 Титульный лист 14,5 2,9

2 Оборот титула 14,5 2,9

3 Лист с содержанием 5,6 1,12

4 Глава «Паспорт РП» 9,4 1,87

5 Глава «Результаты освоения» 8,3 1,66

6 Глава «Структура и содержание» 13,6 2,72

7 Распределение часов 21,4 4,28

8 Глава «Условия реализации» 6,3 1,27

9 Глава «Контроль и оценка результатов освоения» 6,3 1,27

ИТОГО 100,0 20,0

Комплексная количественная оценка всех показателей оценивается по пятибалльной шкале, предварительно определяют соответствие каждого балла степени отклонения показателя от его целевого значения. Для этого устанавливается, что 5 баллов -полно сформированный блок, 4 балла — высоко сформированный блок, 3 балла — средне сформированный

блок, 2 балла — низко сформированный блок, 1 балл — блок отсутствует. Интегральный показатель сфор-мированности всей рабочей программы рассчитывается на основе фактической количественной оценки показателей по единой шкале и весовых значений показателей. Значение интегральных показателей для всех типов рабочих программ отображены в табл. 1.

Таблица 2. Нормативные значения интегрального показателя уровня сформированности рабочих программ

Рабочая программа

№ п/п Структурный элемент 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Нет Низкий Средний Высокий Полный

1 Титульный лист 2,9 5,8 8,7 11,6 14,5

Рабочая программа

№ п/п Структурный элемент 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Нет Низкий Средний Высокий Полный

2 Оборот титула 2,9 5,8 8,7 11,6 14,5

3 Лист с содержанием 1,1 2,2 3,4 4,5 5,6

4 Глава «Паспорт РП» 1,9 3,8 5,6 7,5 9,4

5 Глава «Результаты освоения» 1,7 3,3 5,0 6,6 8,3

6 Глава «Структура и содержание» 2,7 5,4 8,2 10,9 13,6

7 Распределение часов 4,3 8,6 12,8 17,1 21,4

8 Глава «Условия реализации» 1,3 2,5 3,8 5,0 6,3

9 Глава «Контроль и оценка результатов освоения» 1,3 2,5 3,8 5,0 6,3

ИТОГО 20,0 40,0 59,9 79,9 999

Таблица 3. Интерпретация интегрального показателя уровня сформированности рабочих программ

Значение интегрального показателя, балл Интерпретация показателя

1 Рабочая программа полностью не соответствует ФГОС и учебному плану. Нарушены нормы оформления, предусмотренные образовательной организацией. К сотрудникам, участвующих в составлении и сопровождению документа, должны быть применены дисциплинарные меры воздействия, предусмотренные уставными документами образовательной или контролирующей организации

2 Рабочая программа не отвечает требованиям нормативных документов специальности, определенных ФГОС и образовательной организации. Рабочая программа не может быть использована в образовательном процессе. К сотрудникам, участвующих в составлении и сопровождению документа, могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, предусмотренные уставными документами образовательной или контролирующей организацией

3 есть

4 Рабочая программа имеет высокий уровень сформированности. При этом имеются замечания к оформлению или содержанию. Рекомендуется обратить внимание на требования учебного плана или ФГОС, а также нормы оформления, установленные образовательной организации. Рабочая программа может быть использована в образовательном процессе

Окончание табл. 3.

Рабочая программа полностью сформирована. Отвечает требованиям оформления образовательной организации. Содержание соответствует требованиям ФГОС специальности и учебному плану образовательной организации. Могут иметься незначительные недоработки или описки. Рабочая программа может быть использована в образовательном процессе

На основании полученного минимального значения интегрального показателя в табл. 1 формируются нормативные значения интегрального показателя (табл. 2). На основании полученных результатов в табл. 2 производится округление результатов до целой части и составляется таблица интерпретации значений интегрального показателя (табл. 3). Дополнительно могут быть разработаны рекомендации по улучшению определенных показателей.

Применяя такой алгоритм, можно получить интегральный показатель для каждого нормативного документа, входящего не только в учебно-методический комплекс учебной дисциплины, но и для других документов, составляемых в образовательной организации. Полученные результаты должны быть внесены в базу данных автоматизированной системы мониторинга образовательного процесса и использоваться согласно алгоритмам этой системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кудрявцева О.В., Грушко Д.А. Комплексная оценка персонала с использованием интегрального показателя эффективности // Экономические исследования. — 2014. — № 2. — [Электронный ре-

сурс] — URL: http://cyberleninka.ru/article /n/kompleksnaya-otsenka-personala-s-ispolzovaniem-integralnogo-pokazatelya-effektivnosti (дата обращения: 10.05.2016).

2. Логачёв М.С. Подготовка экспертного опроса для определения значимости элементов рабочей программы учебных дисциплин // Профессиональное образование и общество. — 2016. — № 1 (17). — С. 66-73.

3. Логачёв М.С. Экспертный опрос методиста образовательной организации // Новая наука: от идеи к результату. — 2015. — № 7-1. — С. 63-71.

4. Попов Д.И., Попова Е.Д. Экспертиза качества тестовых заданий. — М.: Изд-во МГУП, 2008. — 84 с.

5. Федоренко Н.М., Попов Д.И., Демидов Д.Г. Мобильное образование XXI век и качество подготовки студентов / Н.М. Федоренко, // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. — № 9. — С. 131-133.

6. Попов Д.И. Методы и технологии поддержки открытого образования на основе интеллектуальной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 168 с.

INTEGRAL INDICATORS AUTOMATED SYSTEM FOR MONITORING THE QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Maxim Sergeevich Logachev

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. The article presents a general approach to the assessment of the content of the normative documents of the educational process, educational organization compiled independently. The structural elements of the main document of the educational process — the work program, the approach to their evaluation and interpretation of results.

Keywords: automated system, quality criterion, integral indicator , work program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.