Научная статья на тему 'Интегральный метод калибровки параметров датчика угловой скорости'

Интегральный метод калибровки параметров датчика угловой скорости Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
351
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДАТЧИК / УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ / SENSOR / ANGULAR SPEED / SPACE VEHICLE / NUMERICAL METHODS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ильющенко И. С.

Ильющенко И.С. ИН ТЕГРА ЛЬНЫЙ МЕТОД КАЛИБРО ВКИ ПАРА МЕТРО В ДА ТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРО СТИ. Рассматривается задача компенсации систематической ошибки измерений датчика угловой скорости по измерениям углового положения с целью повышения точности измерения угловой скорости. В работе рассматривается общий случай углового движения космического аппарата. Приведено решение задачи компенсации ухода нуля и перекоса чувствительных осей датчика, не требующее специальных разворотов аппарата. Рассмотрена задача оптимизации решения за счет введения специальных поворотов. Построены численные методы интегрирования полученных выражений и определены точности данных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iljushchenko I.S. THE INTEGRATED METHOD OF CALIBRATION OF PARAMETERS OF THE GAUGE OF ANGULAR SPEED. A task is examined: indemnification of systematic error of angular speed sensor measuring by angular position measuring with a purpose of increase angular speed measuring exactness. General case of angular motion of space vehicle is examined in this work. Decision of task of indemnification of zero and defect of sensible sensor axes leaving, not requiring special vehicle turn, is resulted. Task of decision optimization due to introduction of the special turns is considered. Numeral methods of integrating got expression were built and exactness of these methods was defined.

Текст научной работы на тему «Интегральный метод калибровки параметров датчика угловой скорости»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Таким образом, гипотеза верна только в случае n = 3 (число переменных), а в общем случае нет, однако в процессе попытки ее доказательства был получен результат о том, что из ^-независимости координатных функций (где t четно) следует (t + ^-независимость.

Библиографический список

1. Дертоузос, М. Пороговая логика / М. Дертоузос. - М.: Мир, 1960.

2. Зуев, Ю.А. Комбинаторно-вероятностные и геометрические методы в пороговой логике / Ю.А. Зуев. // Дискретная математика. - 1991. - Вып. 2. -Т. 3. - С. 47-57.

3. Зуев, А.Ю. Пороговые функции и пороговые представления булевых функций / А.Ю. Зуев // Математические вопросы кибернетики. - 1994. -Вып. 5. - С. 5-61.

4. Зуев, А.Ю. Вероятностные методы в пороговой логике: автореф. дисс. ... д-р физ.-мат. наук / А.Ю. Зуев. - М.: Вычислительный центр РАН, 1998.

5. Никонов, В.Г. Методы компактной реализации биективных отображений, заданных регулярными системами однотипных булевых функций /

B. Г. Никонов, А.В. Саранцев // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия «Прикладная и промышленная математика». - 2003. - Т. 2. - № 1. С. 94-105.

6. Носов, В.А. Основы комбинаторной теории для инженеров / В.А. Носов. - М.: в/ч 33965, 1990. -

C. 41-47.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД КАЛИБРОВКИ ПАРАМЕТРОВ ДАТЧИКА УГЛовой Скорости

И.С. ИЛЬЮШЕНКО, инженер-математик ОАО Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева

Современные навигационные систе-

мы строятся на принципах построения бесплатформенной инерциальной системы (БИНС), где основополагающим источником входной информации являются измерители (датчики) угловой скорости (ДУС).

В настоящее время предъявляются все более высокие требования к точности навигации и управления современных космических аппаратов (КА), что делает актуальным задачу устранения систематических ошибок БИНС.

В данной работе предложен алгоритм, позволяющий скомпенсировать (откалибровать) систематические ошибки ДУС по измерениям углового положения КА от звездного датчика (ЗД). В работе предполагается, что характеристики ДУС не меняются в течение всего процесса калибровки. Предложенный алгоритм получен интегральным методом, что позволяет автоматически усреднить случайную составляющую ошибки.

Настоящая работа отличается от [3] тем, что предложенный алгоритм способен производить коррекцию ДУС при движении КА на любой орбите. Также не накладывает-

[email protected]

ся требование медленного изменения (постоянства) со временем вектора угловой скорости КА.

В отличие от [4] для работы представленного алгоритма не требуется специальных разворотов, для коррекции используется программное угловое движение КА. Специальные развороты могут быть использованы для оптимизации алгоритма и повышения его точности.

Модель дУС

Рассмотрим процесс измерения вектора угловой скорости w в ДУС.

При измерении выходной сигнал s представляет собой разложение w скорости на составляющие, направленные по чувствительным осям прибора: l, l2, l с масштабны-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2009

119

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ми коэффициентами к1, k2, k3 соответственно. Также в выходной сигнал входит некая величина s0, характеризующая «уход нуля» ДУС.

s =

kg

k£ j

w + s0 = Bw + s0.

Из-за неточного знания вектора s0 и матрицы B при восстановлении из сигнала s ДУС вектора углового скорости мы получаем вектор измеренной угловой скорости W*, который отличается от вектора измеряемой угловой скорости w .

w* = B*1 (s - s*) = B* lBw + B*1 (s0 - s*), (1)

73* -*•*

где B и s0 - наше предположение о характеристиках ДУС.

Перепишем (1) в другом виде

B*w* + s* = Bw + s0.

Проинтегрируем последнее выражение, полагая неизменность характеристик ДУС, используя определение средней величины

1 T

fср = T J f (t)dt , имеем:

Bwcv + ?0= bw + s* = с . (2)

Определение средних векторов измеренной и измеряемой угловой скоростей

С ДУС поступает измеренная угловая скорость, следовательно, для определения вектора средней угловой скорости воспользуемся определением средней величины 1 т

К = T ^ w*(t )dt.

T 0

Истинную угловую скорость можно получить из кинематического уравнения 2a = a о w,

где кватернион a измеряется звездным датчиком.

В [1] приведен ряд численных методов решения данного уравнения. Воспользуемся модифицированным методом Эйлера с коррекцией нормы второго порядка точности

a„ = a 1 о | 1 + - V0n - -1 V0n |2 + - (1 - а2, ) |,

n n—1 I 2 n g I n \ 2^ n—1 ' j 5

где

_ tn

V0n = J w(t)dt.

tn—l

Откуда, имеем

1 T 1 N tn

Wcp = “ J W(t )dt = “ S J W(t )dt =

T 0 T n=1 tn-

1 N _ 2 N

= ~tV0n = ~t VeCt (an—l 0 an ).

T n=1 T n=1

Аналогично воспользуемся модифицированным методом Эйлера с коррекцией нормы третьего порядка точности

1

1

1

an = an—1 01 + ~V0n ~ 1 V0n 1 + TTX

2

8

24

x[ V0, V20, ] — 481 V0„ |2 V&„ + 2 (1 — ail)j,

где

Vk 0n =Vk—10n —Vk—10n—i.

Откуда для W , имеем:

1

ср

1 N t„

1N

Wcp =-J w(t )dt = - S J w(t )dt = ~tV0n =

T 0 T n=i tn—1 T n=i

[V0n—1, vect(an-1 0 an )] —

— 12vect (an—i 0 an )| 1 — 241 V0n |2 | —

= - ST n=1

(vect(an—1 0 an X V0n—1) V0

12 — 0,5 | V0n |2 n—1

—6+

11.

24

V0

2 1

96

V0

4

где

1 V0n |2 = —8s4al(an-1 0 an ) + 12 — 4an2—1.

Аналогичным способом можно получить численный алгоритм любой точности. Следовательно, по данным от ДУС и данным от ЗД в течение определенного промежутка времени, мы способны определить вектора средней измеренной угловой скорости и вектора средней измеряемой угловой скорости.

Определение характеристик ДУС

Для определения всех 12 характеристик ДУС воспользуемся выражением (2) в виде

bT

wcp + s0 = С

(3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для нахождения неизвестного вектора s0 и неизвестной матрицы B необходимо совершить 4 уравнения (3), т.е. конечная система уравнений будет иметь вид

T

*

120

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.