Научная статья на тему 'Интегральная диагностика состояния костно-мышечной системы школьников специальной медицинской группы'

Интегральная диагностика состояния костно-мышечной системы школьников специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ДИСФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДИАГНОСТИКА / ПОСТУРАЛЬНЫЙ МЫШЕЧНЫЙ БАЛАНС / SCHOOLCHILDREN / MUSCULOSKELETAL DYSFUNCTION / DIAGNOSIS / POSTURAL MUSCLE BALANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Георгиева Надежда Георгиевна

В статье рассматривается вопрос оптимизации диагностики состояния костно-мышечной системы школьников в условиях педагогического процесса физического воспитания. В качестве основной интегральной оценки предлагается использовать функциональные пробы. Представлены результаты информативности функциональных проб на основании корреляции с стабилометрическимпоказателям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Георгиева Надежда Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТHE INTEGRAL DIAGNOSTICS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

The relevance of the article is determined by the steady increase in the number of children and adolescents with certain disorders in the musculoskeletal system. Therefore, for the solution of problems of optimization of dosing load remedial and developmental classes, physical education, special medical group, given individual characteristics, a unified approach for the assessment of functional reserves of students. The method of integral diagnostics of the musculoskeletal system on the basis of functional tests is presented

Текст научной работы на тему «Интегральная диагностика состояния костно-мышечной системы школьников специальной медицинской группы»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

УДК796.011

Георгиева Надежда Георгиевна, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры физической реабилитации и оздоровительных технологий, факультет физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» Симферополь, Россия

e-mail: g-nadia@list.ru

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ*

Аннотация. В статье рассматривается вопрос оптимизации диагностики состояния костно-мышечной системы школьников в условиях педагогического процесса физического воспитания. В качестве основной интегральной оценки предлагается использовать функциональные пробы. Представлены результаты информативности функциональных проб на основании корреляции с стабилометрическимпоказателям.

Ключевые слова: школьники, дисфункции опорно-двигательного аппарата, диагностика, постуральный мышечный баланс

Georgieva Nadezhda Georgiyevna, teacher of department of the theory and technique of adaptive physical culture of physical rehabilitation and improving technologies, faculty of physical culture and sport, FGAOOU WAUGH "Crimean federal university of V.I. Vernadsky" Simferopol, Russia e-mail: g-nadia@list.ru

* Статья написана по материалам доклада, прозвучавшего на II Крымской научно-практической конференции «Социально-педагогические аспекты реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья», состоявшейся 13 декабря 2018 г. в г. Симферополе на базе ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 ТНЕ INTEGRAL DIAGNOSTICS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP

Annotation. The relevance of the article is determined by the steady increase in the number of children and adolescents with certain disorders in the musculoskeletal system. Therefore, for the solution of problems of optimization of dosing load remedial and developmental classes, physical education, special medical group, given individual characteristics, a unified approach for the assessment of functional reserves of students. The method of integral diagnostics of the musculoskeletal system on the basis of functional tests is presented.

Keywords: schoolchildren, musculoskeletal dysfunction, diagnosis, classification, postural muscle balance, diagnosis.

Введение. В связи с прогрессирующим снижением доли здоровых детей школьного возраста, проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья этой категории населения в настоящее время крайне актуальна. Значительное количество школьников (60-80%) имеют нарушения в опорно-двигательном аппарате (ОДА), приводящие к дисфункциям постурального мышечного баланса, имеющего основополагающее значение для качественного выполнения двигательных задач [3,5]. Поэтому одной из наиболее значимых проблем здоровьесбережения является проблема коррекции нарушений осанки, сколиотических и двигательных нарушений школьников[1,4]. Несмотря на значимость проблемы, в настоящее время отсутствуют единые унифицированные способы и подходы к коррекции нарушений костно-мышечной системы, особенно в условиях школьного обучения. Данные затруднения обусловлены организационными факторами педагогического процесса, индивидуально-типологическими особенностями школьников и разнообразием форм двигательных нарушений [2,5].

Поэтому достижение значительного прогресса в реализации здоровьесберегающих задачвозможно, через определение и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 разработкудоступных, унифицированных для педагогического процесса физического воспитания программ скрининговых исследований, позволяющих на основании полученных данных проектировать коррекционно-развивающие технологии, учитывающие как общие закономерности, лежащие в основе нарушений опорно-двигательного аппарата, так и индивидуальные характеристики организма детей и подростков.

В связи с вышесказанным, цель работы заключается оценке эффективности интегральной диагностики состояния костно-мышечной системы школьников специальной медицинской группы

Материалы и методы исследования. Были проведены скрининговые исследования школьников г. Симферополь 13-15 лет (п=130). Выявили наиболее распространенные нарушения ОДА: сколиоз - 53,3 %, нарушения осанки - 32,2 %, плоскостопие - 18,4 %. Принарушенияхопорно-двигательного аппарата у школьников развиваются мифасциальные дисфункции, особенно постуральных мышц, функциональные ограничения и нарушение биомеханики позвоночника [3]. В связи с чем, можно предположить, что нарушение постурального контроля может являться интегральным признаком при оценке состояния опорно-двигательного аппарата.

С целью повышения качества диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата, нами была проведена интегральная оценка функциональных резервов постурального контроля школьников специальной медицинской группы (СМГ) г. Симферополь (п=16). Исследования были проведены на базе ЦКП «Экспериментальная физиология и биофизика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».

Для оценки морфо-функциональной характеристики постурального контроля применили:

1. Метод компьютерной стабилометрии посредством стабилометрической платформы БТ-150 - диагностика устойчивости

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 вертикальной позы для прогнозирования возможностей восстановления систем организма (вестибулярной, зрительной, проприорецептивной, опорно-двигательной и др.).

- проба заданной установки стоп,

-проба Ромберга с открытыми и закрытыми глазами,

-проба с перемещением центра давления обследуемого тест лимита

- стабильности - проба в наклоне туловища вперед

- в заданной стойке «Аист».

Устойчивость вертикального положения тела оценивалась по стабилометрическим показателям: длина статокинезиограммы (Ц мм), площадь статокинезиограммы мм2), индекс энергозатрат на перемещение центра давления (механическая работа) (А, дж), «удельные энергозатраты» на килограмм массы (Ат, мДж/кг ).

2. пробы, определяющие уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем:

- кординаторые пробы «аист» (сек) и «веревочка» (сек);

-пробы, определяющие подвижность позвоночника и его отделов «пальцы -пол» (см), Шобера (см) - подвижности в поясничном отделе и Отта (см) -подвижности в грудном отделе, экскурссия грудной клетки (см).

Полученные результаты обрабатывались методами вариационной статистики. Качественные характеристики взаимосвязи результатов функциональных проб подвижности позвоночника, удержания равновесия с показателями стабилограммы определяли при помощи корреляционного анализа с использованием ранговой корреляции Спирмена.

Результаты и их обсуждение. Адекватность и надежность применяемых проб оценки функционального состояния постуральных мышц и координирующей деятельности центральной нервной системы организма, постурального контроля мы проанализировали, выявив качественные характеристики их взаимосвязи с результатами проб компьютерной стабилографии.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

Качественные характеристики взаимосвязи результатов функциональных проб определяли при помощи корреляционного анализа с использованием ранговой корреляции Спирмена.

Расчет коэффициентов корреляции Спирмена между результатами функциональных проб и проб стабилографии показал, наличие 22 достоверных корреляционных связей (г = 0,501-0,709; p<0,05).

Особенно высокую степень корреляции с результатами постурального контроля, определенного пробами стабилографиииимели проба «Аист» и проба Шобера (г = 0,501-0,709; p<0,05).

Am, мДж/кг - «удельные энергозатраты» на килограмм массы; А, дж -индекс энергозатрат на перемещение центра давления (механическая работа); S, мм2 - площадь статокинезиограммы; L, мм - длина статокинезиограммы

Рис.1 Диаграмма корреляционных связей результатов функциональных проб и стабилометрическими показателями

Механизм постурального баланса - это активный процесс, в котором участвует ряд функциональных систем организма: опорно-двигательная, центральная, периферическая нервная система, зрительная и проприорецептивная системы. При этом, постуральный контроль требует тонко координированных мышечных действий различных групп мышц одномоментно, компенсирую внешние воздействия, что подтверждается высокой корреляцией результатов стабилометрических показателей и проб «Аист» 13 связей (г = 0,501-0,709; p<0,05). Согласно исследованиям И.С.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 Перхуровой и ряда авторов функцию прямостояния обеспечивают мышцы, ответственные за обеспечение положения таза, бедер и туловища [8]. Результаты пробы Шобера, оценивающей функциональное состояние мышц поясничного отдела позвоночника имеют 5 положительных корреляционных связей с стабилометрическим показателями пробы Ромберга (г = 0,501-0,709; р<0,05).

Отечественный исследователь В.С.Гурфинкель привел в своих работах данные синхронной регистрации дыхательных экскурссий движениям тазобедренных суставов [7]. Нами отмечены 3 достоверные корреляционные связи экскурсии грудной клетки с результами проб стабилометрии.

Таким образом, применение тестов кординаторые пробы («Аист» и «Веревочка») и пробы, определяющие подвижность позвоночника и его отделов (тест «пальцы-пол», пробы Шобера и Отта), обусловлено высокой степенью корреляции с параметрами, характеризующими качество постуральной системы. Могут применяться в качестве интегральной оценки состояния опорно-двигательного аппарата, в т.ч. свойств нервной и вегетативной подсистем.

Список источников:

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-психосоциальный статус подростков выпускников 2 ступени общеобразовательной школы и профилактика нарушений адаптации. Пособие для врачей. — М.: МЗРФ, 2004. — 76 с.

2. Беруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения// Сибирский педагогический журнал, 2012. № 9. - С.11-16

3. Гаже П.-М. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека/ Гаже П.-М., Вебер Б., Бонье Л. - Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (СПбМАПО). - 2008, 314с

4. Георгиева Н.Г. Буков Ю.А., Жмурова Т.А., Чигидина В,В., Шрамко Ю.И. Педагогическая технология «Осознанная телесность» на уроках

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 физической культуры дететй с ослабленным здоровьем//Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры», 2018. №9. - С.57-60

5. Макунина О.А., Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации/А.А.Баранов//Социальная педиатрия.- ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва, 2013.

6. Мирская Н.Б., КоломенскаяА.Н. Диагностика нарушений и заболеваний костно-мышечной системы современных школьников: подходы/терминология, классификация.//Вопросы современной педиатрии, 2009. № 3. - С.10-13

7. Перхурова И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. - Регуляция позы и ходьбы при ДЦП и некоторые способы коррекции. - М.: Книжная палата, 1996, 242 с.

8. Шитиков Т.А. «О классификации нарушений осанки и сколиотических деформаций в практике мануальной медицины» // Мануальная терапия. 2008. №3 —С. 37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.