Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ИСТОКИ,РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИНТЕГРАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ИСТОКИ,РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИНТЕГРАЛИЗМ / INTEGRALISM / ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА / UNITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / POSITIVIST SOCIOLOGY / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / RUSSIAN PHILOSOPHY / ALL-UNITY CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Головко Юлия Владимировна

В статье исследуется понятие интегрализма в философии, анализируется развитие идеи социальной интеграции, рассматривается формирование интегрального подхода к обществу в философских учениях русских и западных мыслителей, проводится анализ теории интегрализма П.А. Сорокина. Сделан вывод, что положения теории интегрализма сохраняют свою актуальность в условиях глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRALISM AS A PHILOSOPHICAL CONCEPT: THE ORIGINS, REALITIES AND PROSPECTS

The article investigates a notion of integralism in philosophy, analyses development of social integration concept. The work reviews formation of integral approach to society in philosophical doctrines of Russian and Western thinkers, as well as covers integralism theory by Pitirim A. Sorokin. A conclusion is made that the integralism theory has preserved its relevance under globalization conditions

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ИСТОКИ,РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК - 130.122 ГОЛОВКО Юлия Владимировна,

ББК - 87 кандидат философских наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин и коммуникативных технологий НАНО ВО «Институт Мировых Цивилизаций», е-mail: yulia_golovko@mail.ru

09.00.11 - социальная философия

ИНТЕГРАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ИСТОКИ,РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье исследуется понятие интегрализма в философии, анализируется развитие идеи социальной интеграции, рассматривается формирование интегрального подхода к обществу в философских учениях русских и западных мыслителей, проводится анализ теории интегрализма П.А. Сорокина. Сделан вывод, что положения теории интегрализма сохраняют свою актуальность в условиях глобализации.

Ключевые слова: интеграция, интегрализм, единство, глобализация, позитивистская социология, русская философия, идея Всеединства.

GOLOVKO Julia Vladimirovna,

candidate of philosophical Sciences, associate Professor of humanitarian disciplines and communication technologies NANO VO «Institute of World Civilizations»

INTEGRALISM AS A PHILOSOPHICAL CONCEPT: THE ORIGINS, REALITIES AND PROSPECTS

Summary. The article investigates a notion of integralism in philosophy, analyses development of social integration concept. The work reviews formation of integral approach to society in philosophical doctrines of Russian and Western thinkers, as well as covers integralism theory by Pitirim A. Sorokin. A conclusion is made that the integralism theory has preserved its relevance under globalization conditions.

Keywords: integration, integralism, unity, globalization, positivist sociology, Russian philosophy, All-unity concept.

Происходящие в современном мире процессы, культурные и политические, характеризуются сложностью и зачастую сопровождаются противоречивыми тенденциями. Без сомнения, процессы глобализации продолжают свое развитие, все глубже затрагивая все основные социальные институты. Одной из базовых характеристик глобализации принято считать усиление интеграционных процессов, объединение стран и народов в единое экономическое, культурное и политическое пространство.

Термин «интеграция» переводят буквально как «восстановление,восполнение».

Под интеграцией в классическом смысле принято понимать объединение в целое каких-либо частей, в том числе различных, «процесс или действие, имеющие своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства» [5, а 181], а также процесс взаимного приспособления, расширения экономического, производственного, культурного и прочего сотрудничества. В современной философской литературе отдельно выделяется понятие социальной интеграции, рассматриваемое как процесс превращения относительно самостоятельных, мало связанных друг с другом объектов (индивидов,

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т.д.

Интегральный подход к рассмотрению природы и общества имеет глубокие корни. Необходимо отметить, что определенные черты интегрализма можно обнаружить в античной философии. «Интегральная идея» — это идея Единого у Платона. Также интегральны по своей сути и натурфилософские учения Ренессанса, в частности, можно вспомнить Николая Кузанско-го, с его знаменитым тезисом «единое есть все».

Тем не менее, на наш взгляд, корни интегрализма как всеобъемлющего явления, где все сферы бытия - природа, дух, человек и общество сплетены в единую ткань, заложены в русской философии.

Традиция русской философии исходит из общего (всеобщего) взгляда на мир. Основополагающей идеей является требование учитывать, «что смысл мира есть всеединство» [6, с. 73].

Данная позиция наиболее ярко представлена в творчестве основателя философии Всеединства Владимира Сергеевича Соловьева. В.С. Соловьев рассматривает бытие как безусловное единство. Все его составляющие пронизаны данной идеей. Абсолют — «вечное всеединое», проявляет себя в природе, реализуясь как «многое в едином». Возникающие многочисленные формы бытия также существуют в единстве, олицетворением которого становится София — Премудрость Божия и Душа мира.

Идея Всеединства переносится Соловьевым и на общество. В работе «Русская идея» он формулирует мысль о единстве человеческого общества следующим образом: «Раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода — а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, — раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или со-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

циальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества» [18, с. 220].

Важнейшей задачей человечества, согласно учению Соловьева, является его объединение в одно целое и создание всемирного государства, достижение состояния «богочеловеческого единства».

Мечта о «великом человеческом единстве», которое не должно существовать лишь в виде скрытой силы или абстрактного существа, но должно воплотиться в «видимом социальном теле, явная и непрестанная центростремительная сила которого могла бы противодействовать множеству центробежных сил, раздирающих человечество» [7, с. 241], воплотилась в дальнейшем в целом ряде работ представителей русской философской мысли, среди которых необходимо назвать П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Л.И. Шестова, братьев Трубецких.

Что же касается идеи социальной интеграции, то, на наш взгляд, ее формирование произошло в рамках классической социологии. Так, определенные представления о единстве общественных процессов и их слиянии в одно целое можно увидеть в работах основателя социологии Огюста Конта. Как известно, О. Конт выделяет три стадии в развитии индивида, общества и науки («закон трех стадий»). Высшая, позитивная стадия развития общества предполагает интеграцию через синтез «духовного» и «индустриального». Провозглашая в качестве основных характеристик позитивного общества «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель», Конт рассматривает социум в виде сочетания экономического и духовного факторов. При этом одним из главных вопросов, рассматриваемых Контом в его «социальной статике», является вопрос о механизмах формирования социальной интеграции.

Основу социальной интеграции составляет общественное разделение труда. В «Курсе позитивной философии» Конт нео-

днократно подчеркивает, что именно разделение труда является главным условием социальной жизни. Общественное разделение труда способствует развитию кооперации, что, в свою очередь, создает предпосылки для появления у индивида чувства зависимости от других членов общества и, следовательно, чувство вовлеченности в социальную жизнь (отметим, что, по мнению Конта, «чувства», «сердце» более важны для формирования чувства единения, чем «разум» и «интеллект»). На базе этого чувства формируется особый вид солидарности - солидарность общественная (солидарность биологическая, по Конту, в определенной степени присуща всем живым организмам). Для обозначения социальной солидарности Конт употребляет термин «социальный консенсус».

Несмотря на то что общественное разделение труда является основополагающим фактором единства социума, этого может оказаться недостаточно для благополучного функционирования социального агрегата. Более того, побочным эффектом экономической деятельности может стать подавление социального интереса интересом частным. Для сглаживания этого эффекта необходимо осуществление социальной функции управления посредством «убеждения и общественного мнения», через духовную составляющую. Разделяя власть на мирскую и духовную, Конт отдает последней явный приоритет. Олицетворяют духовную власть в позитивном обществе ученые (в первую очередь социологи). В результате их деятельности в обществе формируется нравственное начало, со временем приобретающее черты религиозного культа.

Последователь контовского позитивизма Герберт Спенсер рассматривает весь объективный мир как единство трех составляющих - неорганического, органического и надорганического. Надорганичес-кое, т.е. общественное, подобно двум другим составляющим, находится в процессе постоянной эволюции. Одной из важнейших характеристик эволюционного процесса является интеграция структурных элементов общества. Основоположник органической теории, Спенсер измеряет

уровень общественного развития степенью интегрированности внутренних частей общественного организма, при этом «интеграция проявляется и образованием большей массы, и увеличением связности этой массы вследствие сближения частей» [12, с. 302].

В работах Эмиля Дюркгейма социальная интеграция рассматривается как средство сохранения социального равновесия на основе общих для социальной системы ценностей и норм. Э. Дюркгейм, анализируя механизмы стабильности общественной системы, в качестве ключевого выделяет понятие солидарности. Человеческому обществу присущи два вида солидарности - механическая и органическая. Механическая солидарность предполагает единообразие в общественной жизни и сходство индивидов во всех их проявлениях - от низкого уровня разделения труда, где не требуется специальной подготовки и особых навыков для выполнения работы, что ведет к взаимозаменяемости, до сферы общественного сознания. Ценности и нормы в обществе с механической солидарностью одинаковы для всех его членов, что унифицирует человека и лишает его личностного своеобразия. В основе механической солидарности лежит сходство, достигаемое путем поглощения индивидуального сознания коллективным. Дюркгейм отмечает: «Солидарность, вытекающая из сходств, достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша индивидуальность равна нулю» [3, с. 138].

Механическая солидарность ослабевает по мере развития общества. С углублением разделения труда на смену ей приходит солидарность органическая, что предполагает не только рост специализации в производственной области. Потребность в специальной подготовке для выполнения определенных видов работ, всеобщий рост уровня образования членов общества не может не отражаться на изменении личностных качеств. Органическая солидарность предполагает наличие ярко выраженной индивидуальности, личностного своеобразия и определенной самостоятельности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

мышления у большинства представителей общественного организма. Несмотря на то что коллективное сознание никуда не исчезает и человек не перестает испытывать влияние общества, индивидуальное сознание приобретает большую значимость. А по мере роста индивидуального сознания связи между индивидами приобретают иной, более сложный характер. При этом «индивидуальность целого возрастает вместе с индивидуальностью частей; общество становится способнее двигаться согласованно, в то время как каждый из его элементов производит больше собственных движений» [3, с. 139].

Несмотря на сложное устройство общественной системы с органической солидарностью, предполагающее разнообразие и своеобразие составляющих эту систему элементов, подобные системы более устойчивы и стабильны, чем системы, базирующиеся на однообразии и сходстве. Органическая солидарность может рассматриваться как результат интеграции разнообразных общественных проявлений в единое целое.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что интегралистский взгляд на общество присущ крупнейшим социальным философам и социологам второй половины XIX — начала XX вв. Именно единство разнородных элементов общественной жизни рассматривается как залог стабильности социума. Тем не менее, несмотря на распространение идеи, в виде полноценной и всеобъемлющей теории ин-тегрализм формируется позже, в рамках философского учения русско-американского мыслителя Питирима Александровича Сорокина.

Именно П.А. Сорокин вводит в социально-философский обиход термин «интегра-лизм», распространяя его как на окружающую человека действительность, так и на самого человека, интегральная сущность которого раскрывается в способности воспринимать мир с помощью трех взаимосвязанных каналов познания — чувства, разума и интуиции. Интегральной по своей сущности является и социокультурная сфера. Для Сорокина интеграция стала ключом к объяснению целого ряда социо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

культурных процессов. Не только сам автор теории интегрализма, но и большинство исследователей его научного творчества подчеркивают, что понятие интеграции играет для него методологическую роль при изучении социальных систем (более подробно об этом см. работы Дж. Форда [13]).

Идеи интеграции пронизывают все философию и социологию П.А. Сорокина. Большое значение данные идеи имеют при формировании Сорокиным взгляда на социум и рассмотрении им важнейших проявлений общественной жизни, в частности такого явления, как социальная дезорганизация.

Создавая концепцию интеграции общества и свою интегральную философию в целом, П.А. Сорокин проделал значительную эволюцию. Уже в работах русского периода появляются идеи интеграции как синтеза. В работе «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) Сорокин предпринимает попытку создать интегральную концепцию общественного поведения и морали. В 1920 г. выходит в свет двухтомное издание «Системы социологии» — наиболее значимого произведения Сорокина в русский период его деятельности. В ней прослеживается подход к социальной интеграции с позиций позитивистской и би-хевиористической моделей. Сорокин рассматривает такие факторы общественной интеграции, как климат, территория, инстинкты, стимулы, психические связи. В дальнейшем теория интегрализма становится ведущей в творчестве Сорокина. В своем наиболее значимом философском труде, четырехтомной «Социальной и культурной динамике» (1937 — 1941), он четко определяет свой подход к рассмотрению общества как интегральный. Другая важнейшая для понимания теории интег-рализма работа — «Главные тенденции нашего времени». Своеобразным манифестом П.А. Сорокина можно считать вышедшую в 1957 г. статью под названием «Интегра-лизм — моя философия». Сорокин замечает: «Термин «интегральный» есть термин, который я выбрал и использую в течение многих лет, чтобы охарактеризовать мой тип философии, социологии и этики — всей

концепции о развитии событий и целей мира» [15, с. 615].

Необходимо отметить, что одной из наиболее значимых проблем современности Сорокин считает проблему кризиса современного общества. Распространяя интегра-листский подход на все области бытия, Сорокин видит выход из кризисного состояния общества в создании нового интегрального порядка. В первую очередь этот тезис базируется на идее о большей устойчивости и жизнеспособности интегрированной системы. Стабильное существование социума зависит от степени его внутренней интеграции. Такое общество более сбалансировано, в нем отсутствуют такие дезорга-низационные процессы, как война, революция, аномия. Кроме того, интеграция способствует большей резистентности по отношению к неблагоприятному воздействию извне. В качестве главного решения проблемы кризиса П.А. Сорокин рассматривает интеграцию ценностей как социокультурной основы общества.

В работах Сорокина интеграционные процессы предстают как закономерность. Высшая степень интеграции служит для него показателем прогресса культурных и социальных систем. Интегральное общество должно стать выразителем высшей интегральной ценности — единства Правды, Добра и Красоты.

Повышенное внимание П.А. Сорокина к проблеме объединения человечества во многом было вызвано теми бурными событиями начала XX в., свидетелем которых он стал. Войны, революции, социальная нестабильность и другие проявления социальной дезорганизации стали безусловным фактором дезинтеграции и предметом пристального изучения Сорокина. С момента формирования Сорокиным теории интегрализма прошло более семидесяти лет, но фактор социальной дезорганизации не только не потерял своей актуальности, но и стал определяющим развитие мирового сообщества. Нам представляется, что события последних лет, такие, как миграционные процессы, события на Ближнем Востоке и Украине, особенно сильно обострили проблему единения людей и вызвали колоссальный интерес к поиску пу-

тей выхода из глобального кризиса. Без сомнения, целый ряд положений теории ин-тегрализма может быть использован для создания методологии преодоления негативных процессов социальной жизни. В ряде работ последнего периода своего творчества П.А. Сорокин конструирует модель перехода к будущему интегральному обществу. Подобный переход возможен лишь на основе нахождения общих ценностей и создания единого ценностного базиса, отвечающего культурным установкам различных общественных систем. Интегральный тип общества, согласно его теории, должен вобрать в себя позитивные ценности превалирующих в мире социально-политических систем. При этом социальные системы, естественно, должны подвергнуться модернизации. Различие в них будет уменьшаться, каждая страна будет создавать новый порядок «в ее собственной вариации, и каждая вариация, вероятно, будет богаче, лучше, более творческой, чем большинство предыдущих социокультурных порядков в истории человечества» [17, с. 3].

Несмотря на то что в момент формирования теории интегрализма двумя определяющими развитие мира системами были Россия и США, П.А. Сорокин значительное внимание уделяет взаимоотношениям Западной и Восточной цивилизаций, что придает его теории еще большую актуальность. За последние десятилетия резко возросло влияние не только Запада на Восток, но и Востока на Запад. Без сомнения, это взаимовлияние и смешение западных и восточных ценностей будет возрастать. Время показало, что интерес к восточной культуре и ее ценностям усиливается. Сам процесс становления «планетарной» глобальной цивилизации требует интеграции ценностей разных культур, но отнюдь не механического их смешения.

П.А. Сорокин твердо уверен в том, что, подобно великому артисту, история создает творческое разнообразие, а не монотонно-механические вариации. Именно поэтому интегральный тип общества, сочетая в себе разнородные на первый взгляд элементы, обладает наибольшей устойчивостью и стабильностью. Таким образом, мож-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 6 • 2017

но заключить, что интегральный подход не только не утратил своей значимости, но, напротив, приобрел новое звучание в условиях все более глобализирующегося мира. Основные положения теории интег-рализма необходимо учитывать при поиске путей выхода из мирового кризиса.

Список литературы:

[1] Головко Ю.В. Кризис ответственности как проявление глобального кризиса // Известия МГТУ «МАМИ»: Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ. «МАМИ». 2013. № 2 (16). Т. 6.

[2] Головко Ю.В. Эволюция концепции кризиса в философии П.А. Сорокина. Известия МГТУ «МАМИ»: Научный рецензируемый журнал. М.: МГТУ. «МАМИ». 2014. № 1 (19). Т. 5.

[3] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

[4] Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: Либроком, 2012.

[5] Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

[6] Соловьев В.С. Духовные основы жизни. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1982.

[7] Соловьев В.С. Русская идея. Сочинения в 2-х томах. М., 1989.

[8] Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

[9] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1, 2. М.: Наука, 1993.

[10] Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

[11] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

[12] Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-Центр, 1997.

[13] Ford J.B. Sorokin's Methodology: Integralism as the Key.// Sorokin and Civilization: A Centennial Assessment. New Brunswick, NJ, 1996.

[14] Sorokin P. Integralism is my philosophy // In «This is my philosophy», ed. W. Burnett. N.Y., 1957.

[15] Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.Y. & L-n, 1966.

[16] Sorokin P. The Crisis of Our Age. N.Y., 1957.

[17] Sorokin P. Mutual convergence of the United States and USSR to the mixed socio-cultural type. Mexico, 1961.

Spisok literatury:

[1] Golovko Yu.V. Krizis otvetstvennosti kak proyavlenie global'nogo krizisa // Izvestiya MGTU «MAMI»: Nauchny'j recenziruemy'j zhurnal. M.: MGTU. «MAMI». 2013. № 2 (16). T. 6.

[2] Golovko Yu.V. E'volyuciya koncepcii krizisa v filosofii P.A. Sorokina. Izvestiya MGTU «MAMI»: Nauchny'j recenziruemy'j zhurnal. M.: MGTU. «MAMI». 2014. № 1 (19). T. 5.

[3] Dyurkgejm E'. O razdelenii obshhest-vennogo truda. M.: Kanon, 1996.

[4] Kont O. Obshhij obzor pozitivizma. M.: Librokom, 2012.

[5] Kratkaya filosofskaya e'nciklopediya. M., 1994.

[6] Solov'ev V.S. Duxovny'e osnovy' zhizni. Bryussel': Izd-vo «Zhizn' s Bogom», 1982.

[7] Solov'ev V.S. Russkaya ideya. Sochineniya v 2-x tomax. M., 1989.

[8] Sorokin P.A. Glavny'e tendencii nashego vremeni. M., 1997.

[9] Sorokin P.A. Sistema sociologii. T. 1, 2. M.: Nauka, 1993.

[10] Sorokin P.A. Social'naya i kul'turnaya dinamika. SPb., 2000.

[11] Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obshhestvo. M., 1992.

[12] Spenser G. Sinteticheskaya filosofiya. Kiev: Nika-Centr, 1997.

[13] Ford J.B. Sorokin's Methodology: Integralism as the Key.// Sorokin and Civilization: A Centennial Assessment. New Brunswick, NJ, 1996.

[14] Sorokin P. Integralism is my philosophy // In «This is my philosophy», ed. W. Burnett. N.Y., 1957.

[15] Sorokin P. Sociological Theories of Today. N.Y. & L-n, 1966.

[16] Sorokin P. The Crisis of Our Age. N.Y., 1957.

[17] Sorokin P. Mutual convergence of the United States and USSR to the mixed sociocultural type. Mexico, 1961.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.