Научная статья на тему 'Insurance of agricultural crops and perennial plantings with state support'

Insurance of agricultural crops and perennial plantings with state support Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INSURANCE / RISKS / AGRICULTURAL PRODUCERS / STATE SUPPORT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Insurance of agricultural crops and perennial plantings with state support»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-02.24

СТРАХОВАНИЕ УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР И МНОГОЛЕТНИХ НАСАЖДЕНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

INSURANCE OF AGRICULTURAL CROPS AND PERENNIAL PLANTINGS

WITH STATE SUPPORT

Полякова А.А., Сидорин А.А., Дударева А.Б., кандидаты экономических наук Polyakova A.A., Sidorin A.A., Dudareva A.B., Candidates of Economic Sciences ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия

Orel State Agrarian University, Orel City, Russia E-mail: polykova a [email protected], sidorin [email protected], [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются перспективы развития агрострахования в России как одного из наиболее эффективных направлений государственной поддержки сельского хозяйства. Обеспечение эффективной защиты аграрных товаропроизводителей от специфических рисков позволит повысить результаты деятельности и обеспечит рост инвестиционной привлекательности отрасли.

ABSTRACT

The article discusses the prospects of development of agricultural insurance in Russia as one of the most effective directions of state support of agriculture. Ensuring the effective protection of agricultural producers from specific risks will improve the performance and ensure the growth of investment attractiveness of the industry.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Страхование, риски, сельхозтоваропроизводители, государственная поддержка. KEY WORDS

Insurance, risks, agricultural producers, state support.

Обеспечение эффективного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации является приоритетной задачей государства. В современных условиях необходимости обеспечения продовольственной безопасности, государству требуется уделять особое значение развитию всех подотраслей АПК, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Достижение ключевых показателей обеспеченности населения продукцией сельского хозяйства, установленных в Доктрине о продовольственной безопасности РФ, не возможно без эффективной государственной поддержки АПК. В настоящее время в этих целях реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Однако в условиях вступления России в ВТО возможности по использованию значительной части инструментов государственной поддержки не возможно в полном объёме, так как условиями соглашения предусмотрены существенные ограничения по размерам финансовой поддержки АПК. Поэтому необходимо пересмотреть применяемые методы и перенаправить финансовые потоки на реализацию механизмов государственной поддержки, входящих в состав зеленой корзины и не имеющих ограничения.

Деятельность аграрных товаропроизводителей подвержена значительно большему количеству рисков, чем представители других отраслей экономики. Это связанно с тем, что результаты их деятельности существенно зависят от природно-климатических условий в которых они находятся, особенно это касается предприятий, занимающихся растениеводством. Непредсказуемость и существенная вероятность

потерь от воздействия погодных условий, оказывающих влияющие на общие результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, говорит об актуальности применения страхования. Поэтому, одним из механизмов государственной поддержки которое необходимо развивать и увеличивать финансирование является страхование в сельском хозяйстве. Это направление наиболее перспективное в сложившихся экономических условиях, однако, государство еще недостаточно уделяет ему внимания.

В настоящее время институциональная инфраструктура российского страхового рынка представлена взаимодействием страховых компаний,

сельхозтоваропроизводителей и государства в лице Правительства.

В последние годы четких тенденций развития рынка агрострахования не выделяется. Так, в 2014 году сельскохозяйственное страхование оказалось одним из самых динамичных сегментов страхового рынка по темпам своего развития. По данным статистики ЦБ РФ и Национального союза агростраховщиков, в 2014 году рынок агрострахования России продемонстрировал темпы роста, почти в два раза превысившие темпы развития всего страхового рынка. Доля сельхозстрахования (с господдержкой и без) в общей структуре рынка РФ в 2014 году составила 1,7% от премии (по сравнению с 1,6% годом ранее). Доля сельхозстрахования, осуществляемого на условиях господдержки - 1,5% [10].

Следует отметить, что в 2015 году сектор агрострахования не смог сохранить заданные темпы развития. Доля страховых премий сократилась практически в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом и составила 0,8% от общего объема рынка.

Первое полугодие 2016 года было отмечено ростом премий и укрупнением страховых договоров. По результатам периода январь-сентябрь 2016 года объем рынка сельхозстрахования в России составил 7,35 млрд. руб., что на 11% больше результата аналогичного периода прошлого года (6,65 млрд. руб.). Следует отметить, что порядка 87% начисленных премий приходится на договоры с господдержкой.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время наиболее востребованным является страхование сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. При этом, наметилась негативная тенденция по участию товаропроизводителей в данном виде страхования. Так в 2014 году 62 субъекта Российской Федерации охвачены страхованием урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой (аналогично 2011 году) против 56 в 2015 году [3].

Следует отметить сложность данного вида страхования для страховых компаний. Так в России на конец 2015 года было зарегистрировано 326 страховых компаний и 103 брокерские фирмы, лишь 43 из них прямо или косвенно занимались сельхозстрахованием. В то время как в 2007 году сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляли 69 страховых организаций, в 2011 году -54 компании.

Наибольшее количество договоров страхования в 2014 году было заключено страховыми организациями ООО «СО «Помощь»- 732, ООО СК «Еврострахование» -532 (по состоянию на 15.01.2016г. лицензия отозвана) и ООО «Русское общество страхования «РОДИНА» - 506 договоров (по состоянию на 15.01.2016г. лицензия отозвана) [11].У ООО «СО «Помощь» в сентябре 2015 года действие лицензии было приостановлено, но после устранения предписаний Банка России с декабря 2015 года - возобновлено.

В 2015 году ТОП-5 агростраховщиков по количеству заключенных и просубсидированных договоров страхования сельскохозяйственных культур составляли: ООО СК «Полис» (10,3% от общего количества договоров), ООО «Росгосстрах» (8,2%), ООО «СК «Высота» (6,5%), ООО «РОС «Родина» (6,4%), ООО СК «Еврострахование» (5,5%). Из них по состоянию на 1 января 2016 года только ООО «Росгосстрах» имело действующую лицензию и право на осуществление агрострахования с господдержкой.

С 1 января 2016 года заключать договоры сельхозстрахования с господдержкой могут только компании - члены Национального союза агростраховщиков (НСА). На

НСА в соответствии с законом возложены обязанности по выработке единых правил и стандартов для системы агрострахования и отчету перед Банком России. Особое внимание уделяется работе с фондом компенсационных выплат, что позволит обеспечить защиту аграриев в случае банкротства страховщика. Следует отметить, что не смотря на доступность вступления в члены НСА для страховых компаний, по состоянию на 07.11.2016 года всего 25 страховщиков зарегистрированы в Союзе «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков», при этом по состоянию на 16 марта 2016 года членами НСА являлись 19 страховых организаций, на 31 марта их стало 20. Сокращение рядов агростраховщиков было вызвано массовым уходом с рынка компаний альтернативной ассоциации «Агропромстрах», а также отзывом лицензий на право осуществления страховой деятельности. В подавляющем большинстве компании теряли лицензии по причине финансовой неустойчивости и несоблюдения требований Банка России.

Экономическая нестабильность оказывает существенное влияние на уровень спроса на рынке агрострахования. Данная зависимость хорошо прослеживается по количеству хозяйств, застраховавших свой урожай. Так в 2003 году (период начала выделения субсидий) их было 2310, в 2007 году уже 10143, тогда как в 2010 году всего 3919. Следует отметить, что за период 2011-2014 годов наблюдалась стабильная тенденция роста числа страхователей и в 2014 году договоры страхования урожая с государственной поддержкой были заключены 5827 хозяйствующими субъектами. В 2015 году происходит резкое сокращение (практически на 40%) количества хозяйств, получивших субсидии по заключенным договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений до 3619 единиц.

12000

10000

8000

6000

4000

2000

10143

5827

2310

I

5145

4452 4663

3919

1Ш||

2003г. 2007г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Рисунок 1 - Количество хозяйств, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с господдержкой

Агрострахование с государственной поддержкой продолжает свою ориентацию преимущественно на корпоративных клиентов. Из 3619 договоров страхования в аграрной сфере 2569 (71% от общего количества) заключено с сельскохозяйственными организациями.

Удельный вес застрахованной посевной (посадочной) площади в 2015 году составил 10,9% (застраховано 8,3 млн га),против 17,7% (12,8 млн га) в2014 году,при этом максимального значения он достигал в 2011 году - 20,1% (размер застрахованной площади - 14,2 млн га). В то время как согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков

0

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг. в 2012 году эта величина должна была составить - 40% [3]. Данный показатель вряд ли будет достигнут в ближайшей перспективе.

Суммарная страховая премия по договорам сельхозстрахования с государственной поддержкой сохраняет темпы роста и увеличивается в первом полугодии 2014 года на 51,2 % по сравнению с аналогичным предшествующим периодом [10]. По размеру полученных страховых премий в 2014 году лидирующие позиции занимают ООО «Росгосстрах» - 1 591,5 млн рублей или 13% от общей суммы полученной страховой премии, ООО СК «Еврострахование» -1 002,8 млн рублей или 8% (по состоянию на 15.01.2016г. лицензия отозвана), ОАО СК «МРСК» - 986,4 млн рублей или 8% (по состоянию на 15.01.2016г. лицензия отозвана) [11].

Общая сумма оплаченных страховых премий за 2014 год по просубсидированным договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений составила 12265 млн. руб. В 2015 году,вследствие замедления темпов роста данного сегмента рынка,объем полученных страховых премий составил 8710 млн. руб.Из них 6081 млн. руб. (69,8%) пришлось на 11 компаний: ООО «Росгосстрах», ЗАО СК «РСХБ-Страхование», ООО СК «Полис»*, ОАО «АльфаСтрахование», ООО СК «АгроС»*, ЗАО СГ «Авангард-Гарант», ООО СК «Высота»*, ООО СК «Еврострахование»*, ООО СК «Практика»*, ОАО КСК «ПОДДЕРЖКА. ИРКУТСК»*, ООО «Балт-Страхование»* (* лицензия отозвана)

Следует отметить, что развитие указанного сегмента страхового рынка и рост объемов собранных в нем премий в значительной степени обеспечивают предоставляемые государством субсидии [6].

Таблица 1 - Субсидии на возмещение части затрат на страхование урожая культур и посадок

многолетних насаждений, млн. руб.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Субсидии из федерального бюджета РФ 3400 2494,9 3503,6 5000 4541,1 4397,1 4931,0 4279,0

Субсидии из бюджетов субъектов РФ 878,5 1101,6 792,7 889,5 766,3 686,0 1141,1

Следует отметить, что объемы реально полученных субсидий отличаются от плановых показателей. Так в 2015 году по решению Правительства РФ на возмещение части затрат по сельскохозяйственному страхованию должно было быть предоставлено 5480,9 млн. руб., фактически было перечислено 4684,0 млн. руб., т.е. 85,5%.

Объем выплат по всем видам страхования агрострахования в 2015 году составил 2,7 млрд. руб., в том числе 0,9 млрд. руб. (33,3%) по договорам заключенным с господдержкой. По итогам 2014 года данный показатель составил 5,4 млрд. руб., из которых 2,6 млрд. - по страхованию на условиях господдержки и 2,8 млрд. руб. - по страхованию без господдержки. В 2013 г., когда выплаты составили 5,8 млрд. руб., из которых 3,5 млрд. руб. - по страхованию на условиях господдержки и 2,3 млрд. - на условиях без господдержки.Таким образом, за 3 года объем выплат сократился практически в 2 раза, в том числе по субсидируемым договорам на 74,3%, по несубсидируемым на 21,7%. [3].

Проведя анализ тенденций и закономерностей развития агрострахования за последние годы можно отметить ряд факторов, оказывающих негативное влияние на уровень его развития.

Так как страхование, с финансовой точки зрения, услуга довольно дорогая, а катаклизмы случаются не каждый отчётный период, большинство товаропроизводителей воздерживаются от данного варианта управления рисками. Низкая информативность агропроизводителей о существующей страховой защиты; недостаточная правовая грамотность; отсутствие у сельскохозтоваропроизводителей

оборотных средств на уплату страховой премии по договорам, также отрицательно сказываются на динамике рынка.

Основную долю на рынке агрострахования занимают договоры с господдержкой. Однако, данный вид страхования имеет довольно жесткие условия, снижающие его привлекательность и сдерживающие его развитие. В частности культуры, урожай которых страхуется, должны быть включены в Госреестр, т.е. у сельхозтоваропроизводителей нет возможности защитить себя от рисков при апробировании новых сортов; риски универсальны для всех регионов России, что абсолютно не эффективно с точки зрения различий в природно-экономических условиях; не учитывается качество урожая, которое оказывает существенное влияние на получаемые доходы.

Следует отметить, что страховщики продолжают сдерживать объём предложения услуг агрострахования без государственной поддержки, опасаясь частоты страховых случаев, отсутствия специализированных кадров в области оценки рисков при урегулировании убытков и недобросовестных клиентов, в связи с отсутствием единого «чёрного списка». В тоже время, по итогам 9 месяцев 2016 года ситуация изменяется в лучшую сторону, не смотря на снижение объемов страховых взносов на 5 %, так как за 2015 год наблюдалось падение данного сегмента рынка почти в 2 раза.

Сдерживает развитие страхование в аграрном секторе России недостаточность соответствующих перестраховочных ёмкостей. В 2015 году всего 12% премии было передано в перестрахование, против 20% в 2014 году. Риски в перестрахование принимали 18 страховых компаний, из которых в настоящее время к 10 применены лицензионные санкции. Для обеспечения благоприятного климата развития рынка перестрахования в условиях санкционного режима, следует стандартизировать национальные положения, рейтинговую оценку компаний в рамках Евразийского союза. Как уже отмечалось ранее, негативно отражается на темпах развития рынка агрострахования не доперечисление субсидий, задержки по их выплатам.

Таким образом, страхование в агропромышленном комплексе России в последние годы начинает развиваться. Однако этот процесс связан со значительным количеством преград и проблем. В первую очередь это связано с недостаточным количеством квалифицированных специалистов, которые разбираются не только в страховании как финансовом инструменте, но и имеют представлении о специфики работы в сельском хозяйстве. Решение этой проблемы должно быть приоритетной задачей аграрных ВУЗов России.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Богачев А.И., Полякова А.А.Современное состояние и перспективы развития агрострахования с государственной поддержкой // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - №80 // URL: http://ej.kubagro.ru/2012/06/pdf/35.pdf

2. Богачев А.И. Состояние российской системы агрострахования и ее роль в обеспечении продовольственной безопасности страны //Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции «Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста». 2016. С.526-533.

3. Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в РФ в 2015 году: Информационная брошюра. - М.: Минсельхоз России: ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК», 2016 г. -36 с.: ил.

4. Дударева А.Б. Финансовое регулирование социально-экономических процессов в сельском хозяйстве Орловской области //Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. Т.9. №4(12). С.51-54.

5. Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Особенности воспроизводства и обменных процессов в АПК //Аграрная Россия. 2014. №7. С.18-22.

6. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Реализация механизмов государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам // Аграрная Россия. - 2015. - №5. - С.32-36

7. Ильина И.В. Финансовые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. Т.9. №1(9). С.63-66.

8. Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю. Упрощенная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №3. С.48-57.

9. Кожанчиков О.И., Кожанчикова Н.Ю. Выбор режима налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями //Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. №6. С.190-199.

10. НСА: рынок агрострахования с господдержкой в России вырос в 2014 г. на 21% // URL: http://www.naai.ru

11. Полякова А.А., Сидорин А.А. О некоторых аспектах развития страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой //Сборник трудов XVII международной научно-практической конференции «Будущее российского страхования: оценки, проблемы, точки роста». 2016. С.594-598.

12. Полякова А.А. К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий //Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. Т.9. №1(9). С.44-47.

13. Попова О.В., Сидорин А.А. Актуальные проблемы государственной поддержки предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе //Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т.10. №6. С.337-344

14. Свиридова О.И. Управление устойчивым развитием сельского хозяйства: европейская практика, предложения для России //Вестник АПК Ставрополья. 2016. №1(21). С.127-131.

15. Свиридова О.И. Устойчивое развитие сельского хозяйства: сущность, инструменты. //Международная научная конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 150-летию РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Сборник статей. 2015. С.119-120.

16. Статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой в 2011-2015 гг.: Информационно-практическая брошюра - М.: Минсельхоз России, ФГБУ «Федеральное агентство господдержки АПК», 2016 г. - 68 с.: ил.

17. Чистякова М.К. Государственная поддержка банковского сектора как инструмент стимулирования сельскохозяйственного производства в условиях импортозамещения //Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. Т.9. №1(9). С.80-83.

18. Чистякова М.К., Плахов А.В. Развитие системы регионального антикризисного налогового регулирования // Вестник ОрелГАУ №4(61), Август 2016. С. 28-35.

19. Шуметов В.Г., Чистякова М.К. Финансовые показатели производства сельскохозяйственной продукции в регионах Центрального Федерального округа: статистический анализ //Экономические науки. 2016. №137. С.86-91.

20. Popova O.V., Sidorin A.A. The problems of realization and development prospects of mechanisms of the state financial backing of agrarian commodity producers of Russia //Вестник Орловского Государственного Аграрного Университета. 2015. Т.52. №1. С.3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.