Научная статья на тему 'ИНСТУКЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ СЕМЬИ)'

ИНСТУКЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ СЕМЬИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ЛЮБОВЬ / БРАК / РАЗВОД / ПРАВИЛО / ОТВЕТ / СЕМЬЯ / СКРОМНОСТЬ / ГОРДОСТЬ / УВАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мирганова Нигина Рауфовна

В статье автор затрагивает проблему семьи. В настоящее время проблема сохранения семьи становиться одной из актуальных проблем нашей республики. Судя по данным заключённых браков и разводов то увеличивается, то уменьшается. Автор статьи предлагает инструкцию семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTUCTION OF FAMILY LIFE (DEDICATED TO THE YEAR OF THE FAMILY)

In the article, the author addresses the problem of the family. Currently, the problem of preserving the family becomes one of the urgent problems of our republic. Judging by the data of marriages and divorces, it increases or decreases. The author of the article offers instructions for family life.

Текст научной работы на тему «ИНСТУКЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОДУ СЕМЬИ)»

ИНСТУКЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

(посвящается году семьи)

Мирганова Н.Р.

Таджикский государственный педагогический университет им. С Айни

В настоящее время проблема сохранения семьи становиться одной из актуальных проблем нашей республики. Судя по данным заключённых браков и разводов то увеличивается, то уменьшается. «Основной причиной разводов для мужчин и женщин является отсутствие взаимопонимания, которое и приводит к поиску новых отношений вне своей семье» [1]. Вопрос сложный, трудный, и довольно запутанный.

Более 12% браков в Таджикистане заканчиваются разводом - такова официальная статистика. В 2017-м на 72,4 тысячи браков пришлось 8,8 тысячи разводов. В 2016-м цифры примерно те же: по официальной статистике на 78,6 тысячи браков - 10 тысяч разводов. Евгений Смотрицкий отметил, что «Когда я вижу похоронную процессию - я не испытываю уже никаких эмоций. А вот когда вижу свадебный кортеж - меня переполняют противоречивые чувства. Естественно, зависти, что скрывать, к молодости и жениху, красоте и будущему, мгновенной беззаботности. Испытываю чувство досады, за то, что у меня не сбылось или сбылось «не так». Испытываю чувство надежды, что у них всё будет «так»: будет лад и взаимоуважение; будут здоровые, умные, красивые и послушные дети; что у них будет налажен быт, и житейские мелочи не нападут на них стаей шакалов. Надеюсь, что они будут счастливы» [2].

Проблема, которая остаётся на сегодняшний день актуальным по нашему мнению, решается не сразу. Понятно, что любовь играет немаловажную роль в создании семьи, что «в действительности существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение... Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения» [3]. Проанализировав множество семейств, побеседовав с довольно многими молодыми людьми, семьями, которые в настоящее время находятся в разводе, свекрови, которые никак не могут понять, почему их сын или дочь развелись, пришли к следующему выводу: нельзя выделить не первый план такие слова: во-первых, во-вторых, в третьих. Почему? Потому, что в создании таджикской семьи и отношения между семьями жениха и невесты зависит от всех членов двух семей, начиная от мамы жениха и невесты, мужа или сына, дочки или снохи. Всем известно, что семья является ячейкой общества и, что от благополучия семьи зависит не только психологическое спокойствие души людей, но судьбы их детей, которые при живых родителях растут либо без отца, либо без матери. А также от этого зависит и будущее нашей республики. Вопрос, почему будущее нашей республики? Потому, что каждый работник после трудного, тяжелого рабочего дня ищет покой и отдых в семье, придя домой не получает определённого уюта. На рабочем месте хорошо не работается, так как думает о личной жизни, постепенно становится нервным и раздраженным. Природа создала человечество «существовать - значит быть воспринимаемым». {4}Все хотят быть нужным кому-то. Жить незаконно, иными словами жить в гражданском браке, в таджикских семьях, считается неправильном вариантом, то есть живущие совершают грех. «Сожительство определяется, как незаконный брак, обиходное ненаучное наименование полового союза, не оформленного в соответствии с брачным законодательством». {5} Заключать брак в ЗАГСе и выдавать замуж дочь, желательно после 18 лет, и женить сыновей после 24-х. Итак, начнем с хорошего. В семье рождается ребёнок сын или дочь, без разницы. Уже с рождения сына, каждая мать мечтает, особенно у нас в Таджикистане, женить сына на красивой девушке. Когда рождается девочка, то мы говорим, дай бог тебе счастья.

Что происходит? Каждая мать прежде, чем женить сына должна быть уверенной в себе, сможет ли она принять жену сына, как своего родного человека. Необходимо матери ответить на следующие вопросы, которые возникнут после женитьбы сына. Отметим их:

1.Сможет ли мать полюбить чужую дочь? Если нет, то чем это все закончится. Ведь у нас в таджикских семьях принято приводить невестку в дом жениха, а не в дом невесты. Живя в одном доме, и воевать со снохой это невозможно. Мать жениха должна подготовить себя полюбить жену сына. Невестка пришла в дом именно для её сына, а не для мамы. С первых дней семейной жизни, новая гостья (невестка) обращает внимание на характер свекрови. Как она говорит, как общается, что о ней думает, как себя поведёт и самое главное - нравится ли она ей? Хорошо было бы, если свекровь полюбила невестку. От этого многое зависит. Вся отставшая жизнь и дальнейшая жизнь сына.

2.Сможет ли свекровь скрыть те ошибки, которые совершает сноха? Если нет, то невестка первым, что сделает, передаст, вот эти как говорят «пустяковые замечания» мужу, то есть сыну мамы. Она в доме новый человек, совсем ей незнакомые, люди, привычки. Желательно свекрови скрыть незначительные ошибки снохи, а хорошими словами, не ранив, её просто сказать: «хорошо было бы если ты сделала так, потому, что так лучше...».

3.Будет ли мать ревновать сына? Ревность, ревность ещё раз ревность. Такая ревность -катастрофа. Лучше не женить сына, если есть ревность мамы. Вспомните, ведь когда-то вы тоже были молодой и так же пришли в чужой дом.

4.Сможет ли мать жениха постепенно уступать место, перейти на второй план? Хотим мы мамы этого или не хотим, всё равно придётся нам с этим смириться. Быть матерью тяжело. Но мы, матери должны помнить, что наши дети, это наши дети. Никто не отнимет у нас наших детей, ведь мать, никто не заменит.

5.Сможет ли мать жениха постепенно прислушиваться к словам снохи? Ведь мы тоже не всегда правы. Сначала мы учим наших детей, потом сами учимся у них. Сноха тоже наша дочь.

6.Сможет ли мать жениха не говорить о недостатках снохи никому? Всё равно никто не поможет. Если все будет хорошо, то рано или поздно найдутся «добрые» люди, передадут. Начнутся разногласия.

7.Сможет ли мать жениха смириться с тем, что в комнатах не так убрано, не так приготовили? Разногласия начинаются и с этих незначительных замечаний. Если не знает, то её надо учить, сноха тоже является дочерью. Учить надо не с враждой и ненавистью, а мирно, спокойно. Не знаешь, научим. Все вокруг создано человеческими руками. Руки человеческие они волшебные, все могут сделать при желании.

В семейной жизни роль мамы жениха очень огромна. Но не на последнем месте стоит и роль мамы невесты. Мы уже напоминали, что в семейной жизни нет первого, второго, третьего места, все играет главную роль. Мать невесты:

1.Сможет ли мать, которая выдаёт свою дочь замуж, сказать ей: «С сегодняшнего дня дом твоего мужа является твоим родным домом, и ты должна принять этот дом как свой родной. Свекровь - она твоя вторая мать». Многие девушки, выходя замуж, говорят, что свекровь не заменит мать. А я с уверенностью могу сказать, что сможет, ещё как, но вы невесты должны постараться. Мать жениха отдаёт вам, невесткам самое дорогое, своего сына.

2.Сможет ли мать невесты поругать свою дочь, когда она первый раз доносит, говорит о семье мужа плохое? Она просто обязана поругать дочь, чтобы больше не доносила то, что происходит в семье, в которую она попала. Мать невесты, должна знать и внушить дочери, что на первом месте стоит зять и его семья.

3.Сможет ли мать невесты уже к восемнадцати годам научить печь, убираться, готовить, стирать и т.п. Наши таджикские девушки, конечно, знают, но они должны показать своё мастерство в своем новом доме (в доме мужа). Невестка этим своим мастерством должна покорять всех, кто проживает в доме мужа.

4.Сможет ли мать невесты научить дочку «держать язык за зубами»? Часто полезно, чтобы была спокойная жизнь не все говорить маме. Мама это не вынесет.

5.Сможет ли мать невесты научить дочку уважать родителей мужа, любить мужа? Она должна понять, что после замужества мать невесты просто не имеет командовать ею, и что родители мужа являются для её дочки родными. Она не должна приказать дочке принеси то, или это.

6.Сможет ли мать невесты научить дочку «не выносить сор из избы»? В жизни всё случается. Не все гладко, как кажется. Наши родители скрывали, время от времени хвалили своих мужей и родителей мужа, может даже обманывали своих родителей, чтобы у них оставалось хорошее впечатление.

7.Сможет ли мать невесты, терпеть, если вдруг поругает (побьёт) муж? Кто в этой жизни не ошибается. Вы думаете, что наши родители не ошибались? У них тоже были ошибки. Зря не говорят, что жизнь прожить, это не поле перейти.

Б.Сможет ли мать невесты научить дочку, кто - бы не пришел (имеется ввиду гости -представители женского пола), встречать их с открытым лицо, приветливо? То, что иногда происходит конфликт необязательно распространять.

9. Сможет ли мать невесты научить дочку, с утра пораньше просыпаться, все приготовить и с открытым, сияющим лицом здороваться со всеми, кто проживает в этом доме, особенно, со свекровью? Никому не хочется видеть с утра хмурое лицо.

С малых лет мамы готовят своих дочерей к семейной жизни. Но наша обязанность готовить не только дочерей, но и сыновей. Семья состоит из мужа и жены, затем уже появляются, дети.

Роль мужа (жених, сын) в семейной жизни. Парень женится и ему кажется, что всё у него в руках. Обычно они считают себя, что самым требовательным, строгим, но не думают, что и от них зависит очень многое. Жена может где -то ошибиться чужая семья, она новый человек и самый близкий человек т.е. муж должен всё контролировать. Он не должен забывать о том, что является не только мужем, но и сыном. Почти больше половины своей любви сын отдаёт жене. Только несколько процентов любви остаётся для остальных (мать, отец, брат, сестра и.т.п.). Многие могут не соглашаться, но, увы, это так. Прежде чем жениться и после женитьбы сын тоже должен ответить на некоторые вопросы, готов ли он или нет:

1.Сможет ли сын держать крепко одновременно в одной руке мать, а в другой жену? Если нет, то пусть вспомнит, именно мать его произвела на свет, кормила, вырастила, и он стал тем, кем является в настоящее время.

2.Сможет ли сын, любя свою жену (он должен любить жену), одновременно напоминать жене, что мать, отец, брат, сестра для него являются самыми дорогими людьми на земле? Ведь жену любят по-другому, а любовь к остальным членом семьи совершенно другое чувство.

З.Сможет ли сын, покупая дорогие подарки жене, одновременно не забывать о маме? Ведь мать никогда не говорит своему сыну, что ей что - либо нужно. Она всегда говорит, что у неё всё есть, ничего не требует от сына. Но мы не замечаем, что обижаем её, если даже она не говорит, но сердцем ей обидно.

4.Сможет ли сын, не издеваться над своей женой, ведь она является не только женой, но и матерью его детей? Перед сыновьями стоят определённые задачи, которые они должны решать сами. Обеспечивать по мере возможности свою семью, работать, не обижать жену, детей, маму, родственников.

5.Сможет ли сын так часто не думать о своих ночных похождениях? Он должен помнить, что уже семейный, и его ждут дома.

6.Сможет ли сын правильно воспитать жену? Так как жена совсем из другой семьи и у неё другое воспитание. Жена - значит будущая мать его детей. Здесь не имеется в виду, что девушка не воспитанна, просто она из другой семьи. В обязанности мужа входит ознакомить жену с правилами их семьи. В чужой монастырь со своим уставом не войдёшь.

7. Сможет ли муж не бить жену, если вдруг она не правильно что - либо сделала? Только хорошими словами можно перевоспитать жену. Если один раз поднимет руку на жену, то это повториться и во второй раз.

Б.Сможет ли муж сдерживать себя, при разногласии жены с мамой, он просто не должен защищать жену возле мамы. А наоборот, должен сказать, что мама права, хотя и знает, что это не так. Только потом, в отдельности просто должен успокоить жену и напомнить ей, что она для него очень дорога, она любима, но она не имеет право возрожать маме. Мать, тоже ошибается, но желательно жене молчать и прислушиваться к словам свекрови. Мать никогда плохого не желает своим детям. Многим матерям (свекровь) хочется покомандовать, поймите их сыновья, она ваша мать.

9.Сможет ли муж держать жену как птичку, нежно и всесторонне? Если держать сильнее, то птенец погибнет, если немного свободнее, то птенец улетит. Поэтому, надо беречь, соблюдать дистанцию, любить, но сильно не показывать, как он её любит. Иногда жены сразу чувствуют себя королевами и допускают непростительные ошибки.

10.Сможет ли муж, несмотря на все трудности, которые возникают при совместной жизни, решать все проблемы мирно, без скандалов. Скандалы, избиения, издевательства, унижения ещё не привели к добру. Жизнь она прекрасна и очень коротка.

Жена самый близкий друг, спутник жизни для мужа, но при возникновении проблемы решать совместно. Взаимопонимание мужа и жены стоит на главном месте.

Роль жены. Девушка, выходя замуж, должна понять, что красивые вещи, свадьба, роскошь, комплименты, любовные стихи, романтика и т.п. уже в прошлом. Пышная свадьба один два дня. Она проходит. Потом начинается жизнь. Сможет ли жена ответить на несколько вопросов, прежде чем выйти замуж:

1.Сможет ли жена с первых дней в чужом доме (дом жениха) с открытым лицом, сияющим взглядом, со своей улыбкой, с любовью покорять всех, живущих вместе с ними? Просто она должна удивить всех, своим прекрасным, воспитанием и поведением. С первых же дней все внимание уделяется невестке, от самого маленького члена семьи до самого старшего поколения. Ведь это долгожданный день, вся семья ждала так долго. Сбудется ли мечта мамы жениха?

2.Сможет ли жена удивить всех со своими красивыми, милыми, прекрасными словами? Красивая речь, красивый язык, прекрасные слова, решают очень много. Человеческий язык

может и убить, искалечить и конечно может дарить радость и покой. Зачем совершать зло, если можно делать добро.

3.Сможет ли жена удивить всех - чистоплотностью? Чистота в комнате, в доме, на кухне и т.п. Жена должна быть просто на просто аккуратной. Мужчины часто обращают внимание на чистоту. И этим должна заниматься, конечно, жена. В её обязанности входит, как она переставит мебель, создаёт уют в доме. Мы должны понять, что от женщин зависит очень многое в семье. В народе говорят, что голова муж, шея жена. Шея куда не повернёт, туда и поворачивается голова.

4.Сможет ли жена с первых дней полюбить свекровь? Если скажут невозможно полюбить свекровь, не верьте, вполне возможно. Они (свекрови) желают сыновьям только добра. Просто помните об этом.

5.Сможет ли невеста скрыть те ошибки свекрови от мужа? Наверное, это странно звучит, но это так. Мужчины часто неверно судят и получается конфликт между сыном и матерью. Необязательно передавать всё мужу. Можно иногда скрывать некоторые недостатки свекрови. Ведь недостатки родной мамы они скрывют...

6.Сможет ли невеста стать опорой для мужа? Хвалить иногда свекровь, брата, сестру и родственников мужа. Мужчины постепенно накапливают все слова жены, которые передаёт ему жена. Потом могут высказать одновременно всё. Начнётся разногласия.

7.Сможет ли жена постепенно перевоспитать мужа, ведь они тоже не всегда правы. Жёны должны преподнести проблему так, что якобы решает муж, но на самом деле решает жена.

8.Сможет ли жена не критиковать родственников мужа и не унижать их? Если хочется создать прочную семью желательно молчать, если даже были какие то разногласия.

9. Сможет ли жена уделять большое внимание мужу, даже тогда, когда появляются дети? Муж любит, когда за ним ухаживает жена, готовит вовремя, убирает и.т.п.

10. Сможет ли жена не требовать от мужа того, чего он не в силах? Построить 3-х этажный дом, покупать драгоценности. Если у него не очень хороший доход. Понятно, всем хочется жить в роскоши, но помните, деньгами счастье не купишь. И родного отца не заменит ни кто.

11. Сможет ли жена бережно тратить сбережения мужа? Жена должна помнить всегда, деньги мужа, его состояние, это и её деньги.

12.Сможет ли жена помнить всю свою жизнь, что она уже замужняя женщина? Многие после нескольких лет совместной жизни думают, что всё хорошо, но помните, это не так. Так, что быть замужней женщиной это нелегко, но гордо, а быть разведённой - унижение.

13.Сможет ли жена не ревновать мужа к первой встречной? Невозможно не ревновать понимаю, но вы должны скрыть свою ревность, не показывайте, что ревнуете. А просто можете сказать, что вы так без него скучали, для него готовили, несмотря та то, что устали, вы ждали его.

14.Сможет ли жена иногда говорить комплименты мужу? Подумайте, они являются взрослыми детьми. Им часто хочется слышать красивые слова. Помните он ваш муж. Кто - то другой может заменить вас, если будите гордой. Гордость девушки до замужества, а не после. Чем жить без семьи, никому не нужной, брошенной или любовницей. Любовница никогда не заменит жену. Гордость женщины-это созданная её семья. Помните об этом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карташова Т.Е. особенности брачно-семейных установок современной молодежи. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. №1, 2011,

2. Евгений Смотрицкий. Эссе о семье и браке. №12, 2012

3. Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм. - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

4. Тезисы Локка-Беркли

5. Социальная энциклопедия. М., 2000-344с.

ИНСТУКЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ (посвящается году семьи)

В статье автор затрагивает проблему семьи. В настоящее время проблема сохранения семьи становиться одной из актуальных проблем нашей республики. Судя по данным заключённых браков и разводов то увеличивается, то уменьшается. Автор статьи предлагает инструкцию семейной жизни.

Ключевые слова: взаимопонимание, любовь, брак, развод, правило, ответ, семья, скромность, гордость, уважение.

INSTUCTION OF FAMILY LIFE (dedicated to the year of the family)

In the article, the author addresses the problem of the family. Currently, the problem ofpreserving the family becomes one of the urgent problems of our republic. Judging by the data of marriages and divorces, it increases

or decreases. The author of the article offers instructionsforfamily life.

Key words: mutual understanding, love, marriage, divorce, rule, answer, family, modesty, pride, respect.

Сведения об авторе:

Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой современного русского языка и общего языкознания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Тел.:(+992) 900525232, E-mail: niginaraufovna@mail.ru

About the author:

Mirganova Nigina Raufovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of modern Russian language and General linguistics of the Tadjik state pedagogical university of the name Садриддина Ainy, tel: (+992) 900525232, E-mail: niginaraufovna@mail.ru

УДК.51(075) Б. 91

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бурханов К.Т., Шукруулова М.А.

Худжандский государственный университет им. ак. Б. Гафурова

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Основная цель занятия по математике - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.