Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ1'

ИНСТРУМЕНТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МНОГОФАКТОРНЫЙ ОПРОСНИК / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Изотова Елена Ивановна, Авдулова Татьяна Павловна, Парамонова Маргарита Юрьевна, Сорокина Ольга Александровна, Сурудина Елена Александровна

В статье обоснована необходимость расширения диагностического инструментария, позволяющего выявить социальные запросы профессионального сообщества к медиакомпетенциям и личностным качествам современного педагога дошкольного образования. Авторы представляют описание разработанного многофакторного опросника «Личностнопрофессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» и его описательную статистику. В тексте приводятся данные внутренней согласованности авторского опросника (подсчет мер центральной тенденции и изменчивости, мер формы распределения) и результаты его апробации на выборке педагогов дошкольного образования (N1 = 3962). Определена оптимальная модель использования шкал опросника для решения прикладных задач, в частности конструирования компетентностных матриц и индивидуальных стратегий профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Изотова Елена Ивановна, Авдулова Татьяна Павловна, Парамонова Маргарита Юрьевна, Сорокина Ольга Александровна, Сурудина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR REVEALING AND DIFFERENTIATION OF SOCIAL REQUESTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS IN CONDITIONS OF GLOBAL DIGITALIZATION

The article substantiates the need to expand diagnostic tools to identify the social requests of the professional community for mediacompetencies and personal qualities of a modern preschool teacher. The authors present a description of the developed multifactorial questionnaire «Personal and professional qualities of a modern teacher of preschool education: perceptions and deficits» and its descriptive statistics. The text provides data on the internal consistency of the copyright questionnaire (calculation of measures of central tendency and variability, measures of the form of distribution) and the results of its testing on a sample of preschool teachers (N1 = 3962). The optimal model for using the scales of the questionnaire for solving applied problems, in particular, for constructing competence matrices and individual professionalization strategies, has been determined.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ1»

УДК 373.2 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162

ББК 74.1

ИНСТРУМЕНТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ1

TOOLS FOR REVEALING AND DIFFERENTIATION OF SOCIAL REQUESTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS IN CONDITIONS OF GLOBAL DIGITALIZATION

Изотова Елена Ивановна

Заведующая кафедрой возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Izotova Elena I.

Head of the Department of Developmental Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology, Associate Professor

E-mail: [email protected]

Авдулова Татьяна Павловна

Профессор кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Avdulova Tatyana P.

Professor at the Department of Developmental Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology, Associate Professor E-mail: [email protected]

1 Статья подготовлена в рамках исполнения государственного задания (Рег. № НИОКТР 121121700110-1) по теме научно-исследовательской работы «Разработка и научно-методическое обоснование компетент-ностной модели подготовки педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации».

© Изотова Е. И., Авдулова Т. П., Парамонова М. Ю., Сорокина О. А., Сурудина Е. А., 2022

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Парамонова Маргарита Юрьевна

Декан факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Сорокина Ольга Александровна

Доцент кафедры возрастной психологии, Московский педагогический государственный университет, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]

Сурудина Елена Александровна

Профессор кафедры дошкольной педагогики, Московский педагогический государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обоснована необходимость расширения диагностического инструментария, позволяющего выявить социальные запросы профессионального сообщества к медиакомпетенциям и личностным качествам современного педагога дошкольного образования. Авторы представляют описание разработанного многофакторного опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» и его описательную статистику. В тексте приводятся данные внутренней согласованности авторского опросника (подсчет мер центральной тенденции и изменчивости, мер формы распределения) и результаты его апробации на выборке педагогов дошкольного образования (N1 = 3962). Определена оптимальная модель использования шкал опросника для решения прикладных задач, в частности конструирования компетентностных матриц и индивидуальных стратегий профессионализации.

Paramonova Margarita Yu.

Dean of Faculty of Pre-schooL Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education E-mail: [email protected]

Sorokina Olga A.

Assistant Professor at the Department of Developmental Psychology, Moscow Pedagogical State University, PhD in Psychology

E-mail: [email protected] Surudina Elena A.

Professor at the Department of Preschool Pedagogy, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Associate Professor

E-mail: [email protected]

Abstract. The article substantiates the need to expand diagnostic tools to identify the social requests of the professional community for mediacompetencies and personal qualities of a modern preschool teacher. The authors present a description of the developed multifactorial questionnaire «Personal and professional qualities of a modern teacher of preschool education: perceptions and deficits» and its descriptive statistics. The text provides data on the internal consistency of the copyright questionnaire (calculation of measures of central tendency and variability, measures of the form of distribution) and the results of its testing on a sample of preschool teachers (N1 = 3962). The optimal model for using the scales of the questionnaire for solving applied problems, in particular, for constructing competence matrices and individual professionalization strategies, has been determined.

Ключевые слова: социальный запрос, медиакомпетенции педагога, цифровизация, многофакторный опросник, стандартизация диагностического инструмента.

Keywords: social request, teacher's media competencies, digitalization, multifactorial questionnaire, standardization of a diagnostic tool.

Для цитирования: Изотова Е. И., Авдулова Т. П., Парамонова М. Ю., Сорокина О. А., Сурудина Е. А. Инструменты выявления и дифференциации социальных запросов к профессиональным и личностным качествам педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 146-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162.

Cite as: Izotova E. I., Avdulova T. P., Paramonova M. Yu., Sorokina O. A., Surudina E. A. Tools for revealing and differentiation of social requests for professional and personal qualities of preschool education teachers in conditions of global digitalization. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 146-162. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162.

Современный этап общественного развития можно назвать эпохой глобальной цифровизации, в которой умение воспринимать, преобразовывать и критически осмысливать информацию, так широко представленную на различных медиаресурсах, является приоритетной задачей образовательной политики, охватывающей все ступени образования, в том числе и дошкольное. В связи с этим актуализируется проблема компетентного психолого-педагогического сопровождения медиаобразования детей дошкольного возраста [1]. Данную идею, наряду с рядом современных исследователей медиапро-странства (И. В. Жилавская, А. А. Немирич, А. В. Федорову Харт, К. Тайнер), отстаивает и британский медиапедагог Л. Мастерман. С его точки зрения именно педагогу отводится ключевая роль в подготовке детей к жизни в мире медиа [2].

Включение медиа в образовательный процесс дошкольных учреждений позволяет говорить о смене педагогической парадигмы: функции педагога постепенно смещаются от прямого общения с детьми к взаимодействию с ними посредством различных медиаресурсов, использованию обучающих компьютерных программ и электронных образовательных источников, адаптации их к конкретным условиям и возрастным особенностям детей. Данная реальность ставит перед профессиональным сообществом вопрос о готовности и способности педагога дошкольного образования к медиаобра-зовательной деятельности. Результаты исследований Европейского сообщества медиа-педагогов также подтверждают необходимость расширения задач подготовки педагогов, направленных на овладение медиакомпетенциями, в том числе поиска, создания и обмена цифровым контентом и опытом непосредственно в цифровой среде. По их мнению, медиаграмотность студентов педагогических факультетов является базовой составляющей не только реализации их будущей профессиональной деятельности, но и внедрения активных технологий в образовательное пространство вуза [3].

Таким образом, значимость медиакомпетентности педагога дошкольного образования в ситуации глобальной цифровизации образовательной среды обосновывает необходимость

определения ее центрального конструкта, а также личностных качеств и особенностей, способствующих ее активному формированию у субъекта профессиональной деятельности.

Все это позволило нам актуализировать разработку и апробацию опросника для выявления социального запроса в качестве общественного (профессионального) мнения по поводу необходимых составляющих медиакомпетентности современного педагога дошкольного образования, а также личностных факторов, влияющих на ее успешное формирование.

В процессе разработки авторского опросника мы опирались на общие принципы конструирования и стандартизации данной методики, описанные О. В. Митиной. Согласно им разработанный нами многошкальный опросник «Личностно-профессио-нальные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» в полной мере можно отнести к закрытым опросникам, так как на заданные вопросы были даны варианты ответов по пятибалльной шкале согласия/несогласия. Кроме того, использовали упрощенную регистрацию данных и их обработки в качестве преимущества закрытого опросника, что обеспечило четкую формализацию оценивания, так необходимую при массовых исследованиях [4]. Как все многошкальные опросники, разработанный нами диагностический инструмент измеряет одновременно несколько связанных между собой свойств (в нашем случае профессиональных умений и личностных качеств), объединенных в шкалы, каждая из которых имеет не менее 5 пунктов, характеристик свойств.

Параллельно цели выявления социального запроса профессионального сообщества был поставлен исследовательский вопрос по поводу соотношения представлений об идеальном сочетании профессиональных умений и личностных качеств педагога ДО со степенью их реальной сформированности у практиков, реализующих в настоящее время задачи психолого-педагогического сопровождения и медиаобразования детей дошкольного возраста. Кроме того, предполагалось выявить оптимальную модель, способ и возможности прикладного использования как опросника в целом, так и его отдельных шкал в практике профессиональной подготовки и аттестации профильных специалистов.

Описание многофакторного опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты»

Авторы: Изотова Е. И., Авдулова Т. П., Сорокина О. А., Сурудина Е. А.

Цель опросника: выявление представлений психолого-педагогического сообщества о значимых личностно-профессиональных качествах современного педагога дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации.

Исследовательские задачи:

• выявление персонализированной значимости отдельных личностно-профессио-нальных качеств педагога дошкольного образования, в том числе его медиаком-петенций;

• выявление персонализированного дефицита компонентов личностно-професси-ональных качеств на основе профессиональной самооценки и актуального запроса на повышение квалификации;

• актуализация профессиональных умений сохранения психоэмоционального здоровья, профилактики эмоционального выгорания, формирования компетенций конструктивного взаимодействия с участниками образовательных отношений (социальный и эмоциональный интеллект).

Инструкция: Уважаемые коллеги, просим Вас принять участие в опросе.

Вам будут предложены вопросы, ответить на которые можно выбором одного из вариантов ответа: «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет», «затрудняюсь в ответе». Подходящий с Вашей точки зрения ответ необходимо отметить. Не старайтесь отвечать «правильно», опирайтесь на свой опыт и представления.

Структура опросника и форма его проведения

Опросник состоит из шести блоков вопросов (шкал), каждый из которых дифференцирует те или иные личностно-профессиональные качества педагога дошкольного образования, актуальные для решения задач медиаобразования, а также способствующие инновационной деятельности специалиста.

Шкала 1. Выявляет представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области эмоционального интеллекта (5 пар вопросов).

Шкала 2. Выявляет представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области обеспечения психоэмоционального благополучия детей в условиях образовательной организации (4 пары вопросов).

Шкала 3. Выявляет представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области профилактики эмоционального выгорания и сохранения его эмоциональной устойчивости (3 пары вопросов).

Шкала 4. Выявляет представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области личностно-профессиональной гибкости, адаптивности в проблемных и неопределенных ситуациях (6 пар вопросов).

Шкала 5. Выявляет представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области многоплановой профессиональной деятельности, эффективного решения нескольких профессиональных задач одновременно в условиях устойчивых помех (3 пары вопросов).

Шкала 6. Выявляет представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области конструирования образовательных продуктов в медиа и цифровой среде и применения их на практике, в том числе в условиях гибридного образования (8 пар вопросов).

Все 58 вопроса опросника объединяют 29 вопросов типа А и 29 вопросов типа В. Вопросы типа А направлены на выявление персонализированной значимости отдельных личностно-профессиональных качеств педагога дошкольного образования, вопросы типа В позволяют выявить персонализированный дефицит компонентов

личностно-профессиональных качеств на основе профессиональной самооценки реципиента. Каждая пара вопросов посвящена конкретному личностно-профессиональному качеству. Такой конструкт позволяет соотнести значимость определенных ЛПК и осознанный дефицит их сформированности у конкретного реципиента, а также составить его индивидуальный профиль сформированности ЛПК.

Примеры соотношения вопросов типа А и В внутри блока вопросов по каждой из шести шкал опросника:

Шкала 1. Эмоциональный интеллект участников образовательных отношений.

A. Должен ли педагог демонстрировать эмоциональную устойчивость, несмотря на раздражение и обиду?

B. Всегда ли Вам удается справиться со своим плохим настроением или несправедливым обвинением?

Шкала 2. Психоэмоциональное благополучие участников образовательных отношений.

A. Влияет ли эмоциональное состояние педагога на эмоциональный комфорт детей в группе?

B. Скрываете ли Вы свое плохое настроение от детей, стараетесь ли не показывать, что вам грустно, обидно, что вы устали?

Шкала 3. Профилактика эмоционального выгорания педагога дошкольного образования.

A. Должен ли педагог обратиться к специалисту, если понимает, что он не справляется с эмоциями или эмоционально неустойчив?

B. Был ли у Вас опыт обращения за психологической помощью к коллегам по образовательной организации или другим специалистам психологического профиля?

Шкала 4. Личностно-профессиональная адаптивность и гибкость.

A. Важно ли педагогу понимать свои профессиональные дефициты, ограниченность знаний и умений, а также стремиться преодолевать их?

B. Легко ли Вам даются повышения квалификации, осознаете ли Вы их необходимость?

Шкала 5. Эффективность профессиональной деятельности в условиях многозадачности.

A. Должен ли педагог уметь решать одновременно несколько профессиональных задач?

B. Умеете ли Вы осуществлять профессиональную деятельность в условиях стресса, при помехах и внезапно возникающих новых задачах?

Шкала 6. Медиаграмотность и медиаобразование участников образовательных отношений.

A. Необходимо ли педагогу владеть технологией проектирования и создания медиапро-дуктов (мультфильмов, медиаигр, аудиожурналов и др.)

B. Испытываете ли Вы трудности в проектировании и создании образовательных продуктов в медиа и цифровой среде?

Опросник создавался в онлайн-сервисе для обратной связи, онлайн-тестирований и опросов Google Forms1. В онлайн-версии порядок вопросов автоматически меняется,

1 https://forms.gle/rg9Vz7uwf24NHCbDA

поэтому их последовательность в электронной версии и зафиксированной печатной форме может не совпадать. При необходимости можно изменить соответствующие настройки.

Обработка и анализ результатов опроса

Для обработки информации и оценки ответов можно использовать бланк подсчета результатов (табл. 1). За каждый ответ начисляется от 1 до 5 баллов.

За ответ «Затрудняюсь в ответе» начисляется один балл, независимо от вопроса.

За ответ «Нет» начисляется два балла, независимо от вопроса.

За ответ «Скорее нет, чем да» начисляется три балла, независимо от вопроса.

За ответ «Скорее да, чем нет» начисляется четыре балла, независимо от вопроса.

За ответ «Да» начисляется пять баллов, независимо от вопроса.

Таблица 1

Распределение баллов по шкалам опросника

Номер шкалы, компетенции Максимальное значение (в баллах) Минимальное значение (в баллах)

Шкала 1 50 10

Шкала 2 40 8

Шкала 3 35 7

Шкала 4 60 12

Шкала 5 30 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шкала 6 80 16

Итого: 80 баллов 16 баллов

Затем осуществляется сравнительный анализ значимости ЛПК в зависимости от шкалы (ответы типа А) и дефицитов их сформированности (ответы типа В). Зона значимости - доминирование ответов «Скорее да, чем нет» и «Да», зона дефицита - доминирование ответов «Нет» и «Скорее нет, чем да».

Результаты апробации и стандартизации многофакторного опросника «Личност-но-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты»

Апробация авторского опросника проводилась в дистанционном формате с соблюдением всех норм и этических принципов (анонимность участия, информированность участников о цели и задачах исследования) в декабре 2021 г.

В опросе с целью выявления и дифференциации актуального социального запроса профессионального сообщества относительно профессиональных компетенций и личностных качеств современного педагога дошкольного образования приняли участие 3962 педагогических работника системы дошкольного образования из 50 субъектов Российской Федерации всех федеральных округов N = 3962). В частности, Республика Крым -1005 человек, Республика Ингушетия - 377, Ханты-Мансийский автономный округ - 308,

Московская область - 259, Москва - 226, Алтайский край - 197, Чувашская Республика -130, Забайкальский край - 109, Иркутская область - 91, Рязанская область - 77, Оренбургская область - 75, Республика Карелия - 74, Хабаровский край - 71, Новосибирская область - 69, Красноярский край - 66, Кемеровская область - 61, Пермская область - 61, Ульяновская область - 54 человек и другие регионы с участниками менее 50 человек.

Реципиенты занимали следующие должностные позиции: воспитатель (2848 человек), старший воспитатель (194 человек), учитель-дефектолог (11 человек), учитель-логопед (158 человек), педагог-психолог (123 человек), инструктор по физической культуре (107 человек), музыкальный руководитель (128 человек), педагог дополнительного образования (107 человек), социальный педагог (10 человек). Отдельно представлены административные кадры ДОО (руководители структурных подразделений, директора - 178 человек).

При анализе результатов была использована описательная статистика (подсчет мер центральной тенденции и изменчивости, мер форма распределения). Для оценки внутренней согласованности опросника рассчитывались психометрические показатели: альфа Кронбаха, коэффициент расщепления Гутмана, корреляции каждого пункта опросника с итоговым баллом по соответствующей шкале. Также проводился экспло-раторный факторный анализ (метод главных компонент, вращение Варимакс) и кон-фирматорный факторный анализ. Для поиска структуры объединения шкал в кластеры соответствующих ЛПК (личностно-профессиональных качеств) применялся иерархический агломеративный кластерный анализ (метод объединения: метод Уорда, метрика: 1-г Пирсона). Для всех расчетов был использован пакет STATISTICA 12.

Описательная статистика по всем шкалам опросника «Личностно-профессиональ-ные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» представлена в табл. 2.

Таблица 2

Описательная статистика для шкал опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» (Ы = 3962)

Шкала X ± Б Ме [LQ; UQ] А БЕ(А) Е БЕ (Е)

Шкала 1 44,67 ± 4,08 45,00 [43,00;48,00] -1,36 0,04 3,48 0,08

Шкала 2 35,69 ± 3,50 36,00 [34,00;38,00] -1,32 0,04 3,34 0,08

Шкала 3 28,18 ± 3,62 28,00 [26,00;30,00] -0,69 0,04 1,70 0,08

Шкала 4 53,48 ± 5,70 55,00 [51,00;58,00] -1,71 0,04 5,43 0,08

Шкала 5 25,54 ± 3,93 26,00 [24,00;28,00] -1,46 0,04 2,93 0,08

Шкала 6 64,43 ± 9,99 66,00 [60,00;71,00] -1,31 0,04 2,82 0,08

ЛПК 1 108,54 ± 9,08 110,00 [104,00;115,00] -1,22 0,04 3,79 0,08

ЛПК 2 79,03 ± 8,86 81,00 [75,00;85,00] -1,54 0,04 4,40 0,08

ЛПК 3 64,43 ± 9,99 66,00 [60,00;71,00] -1,31 0,04 2,82 0,08

Примечание: Х - среднее арифметическое; в - стандартное отклонение; Ме - медиана; LQ - нижний квартиль; UQ - верхний квартиль; А - асимметрия; БЕ(Л) - стандартная ошибка асимметрии; Е - эксцесс; БЕ(Е) -стандартная ошибка эксцесса.

Критерий Колмогорова - Смирнова и критерий Шапиро - Уилка показали, что распределения всех шкал отличаются от нормального. В то же время известно, что значение критерия зависит от величины выборки и дает статистически значимые различия при минимальных отклонениях от нормальности при условии того, что выборка велика. По этой причине обычно рекомендуется рассматривать и другие признаки нормальности. В пользу симметричности распределения данных говорит совпадение средних значений и медиан: действительно, они различаются не более чем на 1 балл. Значения асимметрии во всех случаях лежат в пределах от -2 до 2, что является приемлемым показателем для симметричности распределения [5]. Тем не менее тот факт, что средние значения и медианы находятся ближе к верхнему пределу измерительной шкалы для всех шкал опросника, говорит о том, что распределения являются левосторонними, то есть респонденты высоко оценивают степень необходимого обладания педагогом дошкольного образования всеми личностно-профессиональными качествами, а также и свою степень сформированности данными ЛПК. Так, в качестве преимущественного ответа педагоги выбирали пункты необходимости обладать всеми заданными качествами в полной мере (ответ «да», 5 баллов) либо скорее обладать, чем не обладать (ответ «скорее да, чем нет», 4 балла).

Для проверки внутренней согласованности опросника были посчитаны альфа Кронбаха, коэффициент расщепления Гутмана и средняя корреляция пункта опросника с соответствующей шкалой (табл. 3).

Таблица 3

Показатели внутренней согласованности для шкал опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» (Ы = 3962)

Показатель Альфа Кронбаха (стандартизированная) Коэффициент расщепления Гутмана Средняя корреляция с итоговым баллом шкалы

Шкала 1 0,74 0,76 0,54

Шкала 2 0,69 0,70 0,56

Шкала 3 0,60 0,63 0,53

Шкала 4 0,82 0,82 0,58

Шкала 5 0,78 0,82 0,68

Шкала 6 0,87 0,90 0,58

ЛПК 1 0,84 0,86 0,45

ЛПК 2 0,88 0,89 0,57

ЛПК 3 0,87 0,90 0,58

Результаты вычислений показывают (табл. 3), что внутренняя согласованность не всегда достигает величины 0,75. Полученный результат следует интерпретировать, принимая во внимание, что величина альфа Кронбаха зависит от числа пунктов шкалы [6]. При интерпретации полученного результата также следует учесть, что альфа Кронбаха - это нижняя граница оценки надежности и может меняться от выборки к

выборке. О. В. Митина также отмечает, что альфа Кронбаха в пределах 0,65-0,75 вполне достаточно для личностных конструктов: «...слишком высокий показатель свидетельствует об узости измеряемого конструкта, а значит, о его чрезмерной специфичности, и, как следствие, о довольно ограниченной применимости. В любом случае не существует однозначно принятых границ диапазона, в котором а-Кронбаха должна лежать. Следует руководствоваться рекомендациями и здравым смыслом: неправомерно ожидать от шкалы, предназначенной для диагностики мотива или эмоции, которые сами по себе весьма динамичны, высокой согласованности ответов на пункты, предназначенные для измерения этих конструктов. а-Кронбаха равная 0,6 в этом случае - хороший показатель. Устойчивые личностные конструкты должны иметь а-Кронбаха 0,65-0,75. В этом случае, при слишком высокой а-Кронбаха, можно порекомендовать оценить набор вопросов с точки зрения того, на сколько широко они представляют конструкт» [7, с. 232240]. В случае же объединения шкал в кластер ЛПК, согласованность возрастает и для всех кластеров ЛПК является высокой (не ниже 0,84).

О неплохой внутренней согласованности шкал методики и соответствии предполагаемой структуры опросника полученным данным говорят и результаты эксплора-торного факторного анализа (табл. 4). Шесть выделенных факторов объясняют около 40% общей дисперсии. При этом почти все вопросы входят в предполагаемые шкалы с максимальными факторными нагрузками. Максимальный процент общей объясненной дисперсии приходится на шкалу 6 (фактор 1) - 10%. Остальные факторы/шкалы практически равноправны и объясняют от 4% до 9% общей дисперсии.

Таблица 4

Матрица факторных нагрузок (метод главных компонент, вращение Варимакс) для проверки внутренней структуры опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты»

Вопрос Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6

Шкала 1

Должен ли педагог уметь регулировать эмоциональные состояния детей, помогать им справляться с негативными переживаниями? 0,13 -0,02 0,42 -0,07 0,22 0,23

Необходимо ли педагогу уметь распознавать свои эмоции и чувства по отношению к себе, другим людям, различным ситуациям? 0,09 0,10 0,52 0,00 0,17 0,01

Должен ли педагог уметь распознавать эмоциональные состояния родителей и/или коллег? 0,24 0,10 0,56 0,05 0,13 0,13

Должен ли педагог по внешним проявлениям и поведению понимать эмоциональные состояния детей? 0,16 0,02 0,49 -0,05 0,20 0,25

Должен ли педагог демонстрировать эмоциональную устойчивость, несмотря на раздражение и обиду? 0,10 0,06 0,43 0,00 0,12 0,06

Владеете ли Вы навыками регуляции эмоциональных состояний детей? 0,13 0,44 0,28 0,02 0,00 0,32

Продолжение таблицы 4

Всегда ли Вы понимаете, какие чувства испытываете и осознаете причину этих переживаний? 0,10 0,33 0,33 -0,05 0,03 0,30

Всегда ли Вы распознаете, понимаете эмоциональные состояния и переживания своих воспитанников? 0,11 0,35 0,16 -0,05 0,01 0,51

Всегда ли Вам удается справиться со своим плохим настроением или несправедливым обвинением? 0,06 0,41 0,18 -0,01 -0,05 0,35

Умеете ли Вы понимать по внешним проявлениям и интонациям эмоциональные состояния родителей и/или коллег? 0,18 0,32 0,35 0,04 0,03 0,27

Шкала 2

Является ли педагог полностью ответственным за эмоциональное состояние и комфорт детей в группе? 0,16 -0,02 0,17 0,11 0,14 0,51

Должна ли быть в группе всегда спокойная и комфортная атмосфера? 0,12 0,02 0,19 0,03 0,23 0,43

Должен ли педагог уметь помочь родителям совладать с негативными эмоциональными переживаниями своих детей? 0,19 0,15 0,33 0,10 0,24 0,33

Влияет ли эмоциональное состояние педагога на эмоциональный комфорт детей в группе? 0,11 -0,02 0,32 0,14 0,26 0,11

Удается ли Вам справляться со ссорами, обидами и агрессивным поведением Ваших воспитанников? 0,04 0,38 -0,02 -0,05 0,06 0,53

Скрываете ли Вы свое плохое настроение от детей, стараетесь ли не показывать, что Вам грустно, обидно, что Вы устали? 0,05 0,12 0,03 0,01 0,17 0,43

Умеете ли Вы прогнозировать и предотвращать развитие конфликтных ситуаций между детьми? 0,10 0,41 0,05 0,04 0,08 0,49

Всегда ли Вы готовы помочь родителям в сложных для их детей эмоциональных ситуациях? 0,10 0,36 0,24 0,04 0,14 0,39

Шкала 3

Должен ли педагог внимательно относиться к собственному психическому здоровью и психоэмоциональному благополучию? 0,06 0,07 0,18 0,05 0,38 0,00

Должен ли педагог обратиться к специалисту, если понимает, что он не справляется с эмоциями или эмоционально неустойчив? 0,15 0,22 0,30 0,17 0,20 -0,05

Должен ли профессиональный опыт педагога включать работу над собой, своими личностными качествами и особенностями поведения? 0,20 0,19 0,32 0,12 0,35 0,04

Владеете ли Вы какими-либо способами профилактики эмоционального выгорания и эмоциональной стабилизации? 0,18 0,57 0,31 0,13 -0,02 -0,02

Считаете ли Вы, что Ваши личностные качества и эмоциональные особенности помогают Вам в работе? 0,14 0,42 0,18 0,03 0,19 0,13

Был ли у Вас опыт обращения за психологической помощью к коллегам по образовательной организации или другим специалистам психологического профиля? 0,01 0,23 0,26 0,44 -0,08 -0,23

Считаете ли Вы, что отдельные качества личности или эмоциональные особенности мешают Вам в работе и их надо корректировать? 0,04 0,09 0,23 0,58 0,03 -0,21

Шкала 4

Должен ли педагог осознавать особенности своего стиля общения с детьми и адаптировать его к разным образовательным целям и ситуациям? 0,13 0,16 0,06 0,04 0,49 0,18

Продолжение таблицы 4

Должен ли педагог быть социально и профессионально гибким? 0,16 0,16 0,15 0,06 0,53 0,07

Считаете ли Вы необходимым подбор образовательных стратегий индивидуально для каждого ребенка? 0,27 0,26 0,14 0,07 0,36 0,13

Важно ли педагогу понимать свои профессиональные дефициты, ограниченность знаний и умений, а также стремиться преодолевать их? 0,21 0,16 0,18 0,05 0,56 0,07

Должен ли педагог быть в курсе социальных изменений, актуальной ситуации развития общества? 0,24 0,22 0,12 0,10 0,52 0,09

Должен ли педагог следить за инновациями в образовании и применять их на практике? 0,30 0,07 0,02 0,02 0,53 0,21

Получается ли у Вас в различных ситуациях менять стиль общения с детьми и коллегами в зависимости от тех целей, которые Вам необходимо решить? 0,13 0,50 -0,01 0,03 0,25 0,24

Проявляете ли Вы социальную и профессиональную гибкость в общении и взаимодействии с детьми, их родителями и коллегами? 0,15 0,42 0,00 0,03 0,33 0,30

Получается ли у Вас индивидуализировать образовательный процесс? 0,24 0,56 -0,02 0,06 0,17 0,18

Легко ли Вам даются повышения квалификации, осознаете ли Вы их необходимость? 0,29 0,38 0,05 0,02 0,23 0,05

Отмечаете ли Вы для себя изменения, происходящие в обществе и в дошкольном образовании? Заметны ли они Вам? 0,21 0,37 0,04 0,12 0,24 0,15

Используете ли Вы в своей профессиональной деятельности инновационные образовательные технологии, склонны ли Вы к экспериментированию? 0,32 0,39 0,00 0,03 0,21 0,15

Шкала 5

Должен ли педагог уметь решать одновременно несколько профессиональных задач? 0,29 0,29 0,17 0,03 0,34 -0,02

Должен ли педагог уметь расставлять приоритеты в своих профессиональных действиях, выбирать ту задачу, которая важнее в настоящий момент? 0,17 0,28 0,13 -0,01 0,48 -0,01

Должен ли педагог уметь удерживать внимание на конкретной профессиональной задаче при наличии помех и отвлекающих действий? 0,23 0,37 0,08 0,02 0,41 -0,04

Умеете ли Вы осуществлять профессиональную деятельность в условиях стресса, при помехах и внезапно возникающих новых задачах? 0,24 0,62 0,05 0,04 0,17 0,06

Умеете ли Вы расставлять приоритеты в условиях многозадачности, разных требований от руководства и родителей? 0,26 0,60 0,05 0,02 0,20 0,09

Умеете ли Вы эффективно решать разные задачи на фоне разных требований и ожиданий от результата? 0,23 0,64 0,01 0,04 0,16 0,12

Шкала 6

Должен ли педагог обладать медиаинформационной грамотностью? 0,63 0,08 0,17 -0,06 0,17 0,04

Является ли актуальным сегодня использование в образовательной работе с детьми медиаобразовательных технологии? 0,66 0,11 0,14 0,00 0,13 0,02

Окончание таблицы 4

Являются ли медиаинформационные технологии обязательной частью взаимодействия педагогов с родителями и коллегами? 0,66 0,17 0,12 0,09 0,05 0,02

Должен ли педагог формировать у детей медиаинформацион-ную грамотность? 0,63 0,18 0,05 0,13 0,05 0,11

Необходимо ли педагогу владеть технологией проектирования и создания медиапродуктов (мультфильмов, медиаигр, аудиожурналов и др.)? 0,65 0,07 0,01 0,06 0,09 0,12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Должен ли педагог уметь защищать детей дошкольного возраста от влияния на его психику и здоровье цифровых и медиа продуктов? 0,50 0,05 0,09 0,10 0,24 0,17

Необходимо ли педагогу уметь создавать безопасную для детей медиаобразовательную среду? 0,61 0,01 0,10 0,04 0,24 0,12

Должен ли педагог уметь оценивать качество медиаобразова-тельных ресурсов для работы с детьми? 0,62 0,13 0,12 0,05 0,27 0,02

Умеете ли Вы осуществлять поиск, критический анализ и синтез медиаинформации? 0,57 0,46 0,06 0,05 0,03 -0,06

Важно ли для Вас владеть широким спектром медиаобразо-вательных технологий? 0,67 0,20 0,01 0,08 0,14 0,06

Используете ли Вы в своей работе с родителями и коллегами медиаинформационные технологии? 0,57 0,28 0,04 0,05 0,02 0,03

Есть ли у Вас опыт по формированию у детей медиаинформа-ционной грамотности? 0,53 0,38 -0,03 0,23 -0,05 0,06

Испытываете ли Вы трудности в проектировании и создании образовательных продуктов в медиа и цифровой среде? 0,08 -0,02 -0,04 0,70 0,09 0,07

Возникают ли у Вас трудности по ограничению детей в использовании электронных устройств/ гаджетов, а также контента, несущего угрозу их психоэмоциональному благополучию? 0,14 0,13 -0,06 0,69 -0,02 0,06

Владеете ли Вы навыками предупреждения негативного влияния на детей некачественных и несоответствующих возрасту медиа продуктов? 0,44 0,41 -0,02 0,16 0,02 0,13

Нуждаетесь ли Вы в повышении квалификации по использованию медиаинформационных технологий в дошкольном образовании? 0,22 -0,08 -0,05 0,53 0,20 0,13

% общей объясненной дисперсии 0,10 0,09 0,04 0,04 0,06 0,05

Корреляционный анализ показал, что все шкалы опросника связаны друг с другом (см. табл. 4): корреляционные коэффициенты показывают во всех случаях умеренную положительную связь. Данные результаты говорят о том, что более высокие оценки личностно-профессиональных качеств педагогов дошкольного образования в одной области, как правило, сопровождаются и более высокими оценками его компетенций в других областях. Полученные связи также можно интерпретировать как подтверждение того, что на основании данного диагностического инструмента возможно рассчитывать совокупный общий балл, характеризующий общую личностно-профессиональ-ную компетентность педагога дошкольного образования в сфере медиаинноваций, а также психоэмоционального благополучия (табл. 5).

Таблица 5

Взаимосвязи между шкалами опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» (коэффициенты корреляции Пирсона, N = 3962)

Шкала опросника Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5

Шкала 2 0,62*

Шкала 3 0,43* 0,38*

Шкала 4 0,60* 0,60* 0,50*

Шкала 5 0,54* 0,51* 0,46* 0,68*

Шкала 6 0,45* 0,43* 0,49* 0,64* 0,59*

Примечание: * - р < 0,0001.

Для более детальной проверки структуры опросника «Личностно-профессиональ-ные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» также был проведен конфирматорный факторный анализ. Проверялись три модели: 1) все шесть шкал независимы; 2) шкалы образуют кластеры ЛПК (шкала 1, шкала 2 и шкала 3 объединяются в группу ЛПК 1 (кластер 1); шкала 4 и шкала 5 объединяются в группу ЛПК 2 (кластер 2), шкала 6 - независима; 3) все шкалы коррелируют между собой и взаимосвязаны. Некоторые результаты применения конфирматорного факторного анализа (индексы согласия) для всех трех моделей представлены ниже (табл. 6).

Таблица 6

Результаты конфирматорного факторного анализа (индексы согласия RMSEA [доверительный интервал], GFI, CFI и информационный критерий Акаике) для трех моделей соотношения шкал опросника «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты»

Показатель соответствия Модель 1: все 6 шкал независимы Модель 2: шкалы образуют три ЛПК Модель 3: все 6 шкал коррелируют

RMSEA 0,074 [0,073; 0,074] 0,059 [0,058; 0,060] 0,052 [0,052; 0,053]

СИ 0,76 0,83 0,86

ОТ1 0,62 0,70 0,80

CFI 0,63 0,72 0,81

А1С 6,50 5,04 3,59

Информационный критерий Акаике (А1С) показывает, что модель 3 является наилучшей, так как его значение для этой модели минимально. Если обратить внимание на индексы соответствия, то квадратный корень среднеквадратической ошибки аппроксимации (RMSEA) показывает приемлемое соответствие и для модели 1, и для модели 2 (< 0,08) и хорошее для модели 3 (= 0,05). Тем не менее критерий согласия ^И), нормированный индекс согласия (ОТ!) и сравнительный индекс согласия (СИ) указывают лишь

на приемлемое соответствие, ни для одной модели не превышая величины 0,90. Таким образом, условно идеальной является модель опросника, которая представляет из себя совокупность шести согласующихся между собой шкал, но при этом она не идеально согласуется с полученными данными.

Для выявления связей шкал между собой был также проведен иерархический агло-меративный кластерный анализ, представленный на рис. 1.

Рис. 1. Древовидная диаграмма объединения шкал опросника для педагогов: результаты иерархического аломеративного кластерного анализа (метод объединения: метод Уорда, метрика: 1-г Пирсона)

Анализ показывает, что шкалы 1 и 2 образуют общий кластер и могут быть объединены в группу ЛПК1. В то же время шкала 3 находится от них дальше, чем предполагалось. Это не позволяет отнести ее к группе ЛПК1, а скорее выделить ее как условно независимую. Шкалы 4, 5 и 6 оказались близки друг к другу. При этом, как и ожидалось, шкалы 4 и 5 также образуют общий кластер, следовательно, они могут быть объединены в группу ЛПК2. Шкала 6 присоединяется к ним позже, теоретически она может быть рассмотрена как образующая отдельную ЛПК.

Выводы

Опросник «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» обладает приемлемыми психометрическими характеристиками и может использоваться как диагностический инструментарий для выявления представлений психолого-педагогического сообщества о значимых личностно-профессиональных качествах современного педагога дошкольного образования.

Условно идеальной моделью использования опросника является ориентация на шесть согласующихся между собой шкал, позволяющих в равной степени выявить

представления о значимости знаний и умений педагога дошкольного образования в области эмоционального интеллекта, обеспечения психоэмоционального благополучия детей в условиях образовательной организации, профилактики эмоционального выгорания, личностно-профессиональной гибкости и адаптивности, многоплановой профессиональной деятельности, конструирования образовательных продуктов в медиа и цифровой среде и применения их на практике. При этом оптимальная модель использования опросника подразумевает вполне реальную возможность группирования некоторых шкал, объединения их в кластеры, что обосновывает выявление совокупностей личностно-профессиональных качеств педагогов дошкольного образования и может рассматриваться в качестве основы группы личностно-профессиональных компетенций.

Авторский опросник «Личностно-профессиональные качества современного педагога дошкольного образования: представления и дефициты» может быть использован также в качестве диагностического инструмента выявления персонализированной значимости отдельных личностно-профессиональных качеств педагога дошкольного образования, в том числе его медиакомпетенций в соотношении с персонализированным дефицитом компонентов личностно-профессиональных качеств на основе профессиональной самооценки реципиентов. Данная информация позволяет проектировать индивидуальный маршрут профессионального роста и личностного развития специалиста.

Полученные в процессе опроса данные позволили решить поставленную нами исследовательскую задачу по выявлению персонализированных запросов педагогов дошкольного образования в повышении квалификации, направленных на формирование обозначенных нами личностно-профессиональных компетенций. На их основе могут быть разработаны дополнительные образовательные программы либо модули основных образовательных программ ВО, целью которых будет являться ликвидация профессиональных дефицитов педагогов дошкольного образования.

Список литературы

1. Жилавская И. В. Продвижение медийно-информационной грамотности в высшем образовании стран СНГ: опыт одного исследования // Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей: сб. ст. / ред. Ю. Ю. Черный, Т. А. Мурована. М.: Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2021. С. 37-43.

2. Masterman L. Down Cemetery Road: Why the BFI's Proposals for Moving Image Education are no Good. London, 2002. 106 p.

3. Self-Perception and Training Perceptions on Teacher Digital Competence (TDC) in Spanish and French University Students / D. Ortega-Sánchez, I. M. Gómez-Trigueros, M. Trestini, C. Pérez-González // Multimodal Technologies and Interaction. 2020. Vol. 4 (4), 74. DOI: https://doi.org/10.3390/mti4040074.

4. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011. 237 с.

5. West S. G., Finch J. F., Curran P. J. Structural equation models with nonnormal variables: problems and remedies // Hoyle R. H. (ed.) Structural equation modeling: Concepts, issues and applications. Newbery Park, CA: Sage, 1995. P. 56-75.

6. Streiner D. Starting at the beginning: An introduction to coefficient alpha and internal consistency // Journal of Personality Assessment. 2003. No. 80. P. 99-103.

7. Митина О. В Альфа Кронбаха: когда и зачем ее считать // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сб. материалов III Всерос. Конф.: в 2 т. / редкол.: Н. А. Батурин (отв. ред.) и др. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 232-240.

References

1. Zhilavskaya I. V. Prodvizhenie mediyno-informatsionnoy gramotnosti v vysshem obrazovanii stran SNG: opyt odnogo issledovaniya. In: Chernyy Yu. Yu., Murovana T. A. (eds.) Mediyno-informatsionnaya gramotnost v tsifrovom mire: kak nauchit uchiteley. Moscow: In-t YuNESKO po informatsionnym tekhnologiyam v obrazovanii, Programma YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh", 2021. Pp. 37-43.

2. Masterman L. Down Cemetery Road: Why the BFI's Proposals for Moving Image Education are no Good. London, 2002. 106 p.

3. Ortega-Sánchez D., Gómez-Trigueros I. M., Trestini M., Pérez-González C. Self-Perception and Training Perceptions on Teacher Digital Competence (TDC) in Spanish and French University Students. Multimodal Technologies and Interaction. 2020, Vol. 4 (4), 74. DOI: https://doi.org/10.3390/mti4040074.

4. Mitina O. V. Razrabotka i adaptatsiya psikhologicheskikh oprosnikov. Moscow: Smysl, 2011. 237 p.

5. West S. G., Finch J. F., Curran P. J. Structural equation models with nonnormal variables: problems and remedies. In: Hoyle R. H. (ed.) Structural equation modeling: Concepts, issues and applications. Newbery Park, CA: Sage, 1995. Pp. 56-75.

6. Streiner D. Starting at the beginning: An introduction to coefficient alpha and internal consistency. Journal of Personality Assessment. 2003, No. 80. pp. 99-103.

7. Mitina O. V Alfa Kronbakha: kogda i zachem ee schitat. In: Baturin N. A. et al. (eds.) Sovremennaya psikhodiagnostika Rossii. Preodolenie krizisa. Proceedings of the III All-Russian conference. In 2 vols. Chelyabinsk: Izd. tsentr YuUrGU, 2015. Vol. 1, pp. 232-240.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 24.01.2022 The article was received on 24.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.