УДК 332.1: 332.122
ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТРУКТУРНУЮ ДИНАМИКУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
THE TOOLS OF INFLUENCE ON THE STRUCTURAL DYNAMICS OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEM OF THE REGION
Е.В. Никулина E.V. Nikulina
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85 Pobeda st., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: nikulina@bsu.edu.ru
Аннотация. В статье рассматривается повышение эффективности управления социально-экономической системой региона за счет выявления и степени воздействия на ее структурную динамику инструментов, складывающихся в процессе рационального пользования между ее основными подсистемами и элементами. Приведена содержательная и видовая характеристика инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона, механизм и степень их воздействия. Показано, что в современных условиях применение этих инструментов способствует формированию экономического роста и повышения уровня жизни населения.
Resume. In the article the more efficient management of socio-economic system in the region by identifying and impact on its structural dynamics tools that are emerging in the process of rational use among its major subsystems and components. Shows meaningful and species characteristic instruments of influence on the structural dynamics of the socio-economic system of the region, the mechanism and the degree of their influence. It is shown that in modern conditions, the use of these tools contributes to the formation of economic growth and improved living standards.
Ключевые слова: структурная динамика, социально-экономическая система, регион, инструменты воздействия, механизм.
_Keywords: structural dynamics, socio-economic system, the region, the impact of the tools, mechanism._
Введение
В целях обеспечения устойчивых условий функционирования социально-экономической системой региона, а также дальнейшей модернизации, необходимо воздействовать на ее структурную динамику. При этом осуществляются определенные коррекции и фиксирование основных параметров социально-экономических процессов по средством специальных инструментов.
Воздействие на структурную динамику социально-экономической системы региона представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Очевидно, что практически все действия, предпринимаемые государством, оказывают влияние на структурную динамику социально-экономической системы региона. Однако для обеспечения эффективности проведения модернизации социально-экономической системы регионов необходимо конкретизировать инструменты воздействия на них.
Результаты исследователей
В настоящее время в экономической литературе существует множество подходов к толкованию сущности инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона (табл. 1).
На основе проведенного теоретического исследования дана авторская трактовка понятия «инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона», рассматриваемая как комплекс средств, направленных на изменение соотношений параметров в разных сферах региональной социально-экономической системы с целью обеспечения экономического роста и повышения стандарта жизни населения.
Таблица 1 Table 1
Теоретические подходы к толкованию сущности инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона [1-8] Theoretical approaches to the interpretation of the essence of tools of influence on the structural dynamics of socio-economic system of the region [1-8]
Определение инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона Подход Авторы определения
Универсальные способы и средства управления социально-экономической системой толкование инструментов воздействия как способов и средств управления Райзберг Б.А.
Совокупность моделей, методов и концепций, используемых для решения поставленных задач в социально-экономической системе модельно-концептуальный подход Зайцев Л.Н.
Средства практической реализации управленческого решения и регулирования социально-экономической сферы практический подход Гегедюш Н.С., Мокеев М.М., Масленникова Е.В.
Методы, используемые для обеспечения динамичного развития экономики страны методический подход Словарь бизнес-терминов. Акаде-мик.ру. 2001.
Приемы, используемые государством для обеспечения пропорциональности в хозяйстве страны, создания системы социальных компенсаций толкование инструментов воздействия как приемов регулирования Азрилян А.Н.
Действия, при помощи которых можно реализовывать цели и решать задачи, стоящие перед правительством действенный подход Базилевич В.Д.
Формы, меры и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития формально-воздейственный подход Антонова Н.Б., Хорошко О.Б.
кругооборот финансовых, трудовых и материально-вещественных ресурсов региона Воспроизводственный подход Ломовцева О.А.
Наиболее широкий перечень инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономических систем предлагает Райзберг Б.А.: законодательно-правовые акты; федеральные и региональные целевые программы решения крупных социально-экономических проблем; инвестиции в науку, производство, социальную сферу; объемы и объемные доли экспорта и импорта; изменение форм собственности на средства производства, имущество, недвижимость; система бюджетов; налоги и льготы; регулирование цен; ставка рефинансирования ЦБ РФ; управление внутренним и внешним долгом; материальная помощь населению, установление объема и структуры денежной массы [1]. По нашему мнению, все многообразие инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системой региона можно свести к выделению следующих из них в разрезе подсистем (рис. 1).
Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38
Социально- Виды инструментов воздействия на структурную
экономическая динамику региональных
система региона социально-экономических систем
Рис. 1. Виды инструментов воздействия на структурную динамику
социально-экономической системы региона Fig.1. The types of instruments of influence on the structural dynamics of socio-economic system of the region
При этом следует учесть, что выделение данных инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона в разрезе конкретных сфер является весьма условным и, несомненно, каждый инструмент прямо или косвенно влияет на все элементы социально-экономической системы региона и может быть систематизирован в следующие виды (табл. 2).
Таблица 2 Table 2
Классификация инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона Classification of instruments of influence on the structural dynamics of the socio-economic system of the region
Признак классификации Виды инструментов
По способу воздействия - инструменты прямого (непосредственного) воздействия - - инструменты косвенного воздействия
По уровню воздействия - макроэкономические инструменты - микроэкономические инструменты
По организационно-институционному критерию - административные инструменты - экономические инструменты
По характеру выполняемых функций - координирующие инструменты - разрешительные инструменты - контрольно-запретительные инструменты - информационные инструменты - инструменты в сфере поддержки предпринимательства
По периоду воздействия - инструменты долгосрочного воздействия - инструменты среднесрочного воздействия - инструменты текущего воздействия
По периодичности воздействия - постоянные инструменты - периодические инструменты - разовые инструменты
По сферам воздействия - инструменты воздействия на социальную сферу - инструменты воздействия на производственную сферу - инструменты воздействия на финансовую сферу
По масштабу воздействия - инструменты общего воздействия - инструменты, воздействующие на отдельные сферы социально-экономической системы
По видам - минимальный уровень заработной платы - средний размер заработной платы - регулирование цен, надбавок, наценок и установление тарифов - налоги (системы налогообложения) - денежные выплаты населению (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, стипендии, ассигнования на жилищное строительство и др.) - меры по развитию конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста - меры поддержки предпринимательства (субсидии, дотации, кредиты) - меры по регулированию прямых иностранных инвестиций - изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) - изменение нормы обязательного резервирования - операции ЦБ РФ на открытом рынке
Механизм воздействия инструментов на структурную динамику социально-экономической системы региона представлен на рис. 2.
Для конкретизации направлений воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона рассмотрим сущность и особенности действия данных инструментов.
Основной целью регулирования минимальной заработной платы является предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. Данный инструмент позволяет изменять стандарты уровня жизни населения, стимулировать потребление путем увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения, сокращать социальные расходы государства из-за увеличения доходов беднейших слоев населения.
Кроме того, минимальный уровень заработной платы воздействует на рынок труда, оказывает существенное влияние на уровень безработицы и инфляции. Государство за счет регулирования минимального уровня заработной платы влияет на бизнес структуры.
Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38
Рис. 2. Механизм воздействия инструментов на структурную динамику социально-экономической системы региона Fig.2. The mechanism of the effects of tools on the structural dynamics of the socio-economic system of the region
Хотя средний размер заработной платы определяется общим уровнем спроса и предложения на рынке труда, он широко применяется правительством как ориентир для регулирования
уровня жизни населения, сглаживания социального неравенства, поддержки работников определенных сфер народного хозяйства.
Кроме того, напрямую государственное регулирование среднего уровня оплаты труда осуществляется в государственных, бюджетных организациях, которые, по сути, выполняют важнейшие социальные функции.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики. Сложившаяся система государственного регулирования цен, надбавок, наценок и установление тарифов наряду с другими формами отраслевой государственной политики представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с развитием инфляции.
В условиях централизованно управляемой экономики государство, назначая цены на товары, работы, услуги, труд, оказывает управляющее воздействие на стоимостные пропорции, соотношения, влияет на процессы потребления, регулирует прибыльность (рентабельность) отраслей и производств.
Дифференцируя цены покупки централизованно управляемое государство проводит социальную политику, влияет на доходы, расходы, уровень жизни граждан [9].
Устанавливая виды налогов, величины налоговых ставок, пошлины на экспорт и импорт, разнообразные сборы в виде оплаты услуг государственных органов, государство обеспечивает поступление денежных средств в бюджет, создает финансовые источники своих доходов, регулирует сбалансированность доходов и расходов. В то же время налоги и сборы представляют значимый инструмент поддержания и стимулирования производства, социальных объектов посредством налоговых льгот и изменения ставок налогообложения [10].
Суть налогов в практическом значении исторически сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в пользу государства с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.
Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным. Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований.
Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами.
Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.
Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее.
Денежные выплаты населению (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, стипендии, ассигнования на жилищное строительство, транспорт и др.)
Важнейшими инструментами воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона служат устанавливаемые государством виды и масштабы социальных пособий и разных форм социального страхования, а также социальные льготы, предоставляемые низкодоходным, малообеспеченным слоям населения, нуждающимся в помощи. Инструментами проявления заботы государства, общества о благе людей, не обладающих возможностями самостоятельного жизнеобеспечения, попавших в бедственные ситуации, служат разнообразные виды материальной помощи.
Воздействие на социально-экономическую систему осуществляется внебюджетными финансовыми фондами (социальными фондами), от величины и характера использования которых зависит состояние пенсионного и других форм социального обеспечения.
Денежные выплаты государством населению являются инструментом социальной защиты и оказывают влияние на разные элементы социально-экономической системы.
Меры по развитию конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста как
Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38
инструмент воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона предусматривают проведение политики управления спросом и предложением. Основными направлениями этих мер являются:
- финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации;
- увеличение доли работающих в общей численности населения;
- меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;
- стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала;
- приватизация и сокращение государственного контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного производства;
- содействие региональной политике, стимулируя мобильность рабочей силы [11].
Меры поддержки предпринимательства являются решающим фактором его развития. Стимулирование бизнеса многопрофильно, но во всех случаях оно подразумевает, прежде всего, создание благоприятного экономического и правового поля для его развития.
Меры поддержки предпринимательства с одной стороны могут поощрять развитие перспективных отраслей народного хозяйства, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику).
Широко распространено в мире государственное ценовое регулирование путем государственных дотаций, выплачиваемых производителям, продавцам при условии, что они адекватным образом снизят цены предложения своих товаров и услуг на рынках сбыта. Так что государственная поддержка производителей служит рычагом сдерживания роста или даже снижения рыночных цен.
Меры по регулированию прямых иностранных инвестиций как инструмент воздействия на структурную динамику социально-экономических систем призваны привести к получению в распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд.
Меры по регулированию прямых иностранных инвестиций стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основное воздействие мер по регулированию прямых иностранных инвестиций состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Меры по регулированию прямых иностранных инвестиций способствуют реализации крупных и важных проектов, кроме того, поступлению в страну новейших технологий (например, при создании производств), новых практик корпоративного управления и т. п.
Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком страны, служит макроэкономическим инструментом воздействия на ставки ссудного процента, применяемые коммерческими банками. В условиях напряженного финансового состояния или в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов государства прибегают к такому инструменту макроэкономического управления, как внутренние и внешние займы [12].
Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.
Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны бизнеса и государства, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.
Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.
Изменение нормы обязательных резервов - один из наиболее простых и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам (пассивам) коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных
средств, степени «денежности» этих агрегатов, то есть их способности выполнять функции денег. Средства обязательных резервов хранятся в Центральном Банке и используются для поддержания ликвидности коммерческих банков, а в случае банкротства банков размораживаются и направляются на выполнение обязательств перед кредиторами.
Политика обязательных резервов как метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент или норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше, части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.
Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля - кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.
Операции на открытом рынке - официальные операции Центрального банка по купле -продаже ценных бумаг в банковской системе.
Механизм использования Центральным банком операций на открытом рынке в качестве инструмента регулирования банковской деятельности заключается в следующем. При покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их резервно-корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина минимальных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, сумма зарезервированных ими средств уменьшается, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов либо повышение их стоимости, что отражается на величине общей денежной массы. Таким образом, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, Центральный банк влияет не только на величину резервов коммерческих банков, их кредитоспособность, но и на совокупный объем денежной массы в регионе.
Операции Центрального банка на открытом рынке, в отличие от других экономических инструментов, оказывают быстрое корректирующее воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы.
Особенность использования Центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению Центрального банка исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.
Рассмотрим степень воздействия конкретных инструментов на структурную динамику социально-экономической системы региона (табл. з) [13].
Из табл. 3 видно, что все представленные меры являются достаточно мощными инструментами воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона, они оказывают комплексное влияние на разные элементы системы.
Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38
Таблица 3 Table 3
Воздействие инструментов на структурную динамику социально-экономической системы региона Exposure tools for structural dynamics of socio-economic system of the region
Инструменты воздействия на социально- Степень воздействия на составляющие структуры социально-
экономическую систему региона экономической системы региона
Подсистема Инструменты воздействия Социальная структура общества Производственная структура Структура бюджета и бюджетной системы Структура рынка финансовых услуг
Инструменты социальной сферы Минимальный уровень заработной платы V V v V
Инструменты производст- Средний размер заработной платы V V v V
венно- Денежные выплаты
предпринима- населению (пособия, V v V V
тельскои пенсии и т.п.)
сферы Регулирование цен, надбавок, наценок и установление тарифов V V V v
Налоги (системы налогообложения) V V V V
Меры по развитию
конъюнктуры рынка и v V V V
стимулирование эко-
номического роста
Меры поддержки пред-
принимательства (субсидии, дотации, кредиты) v V V V
Меры по регулирова-
нию прямых иностран- - V v V
ных инвестиций
Инструменты финансовой сферы Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) v v v V
Изменение нормы обя-
зательного резервиро- v v v V
вания
Операции ЦБ РФ на открытом рынке v v v V
Условные обозначения: V - высокая степень воздействия; v - низкая степень воздействия. - - очень низкая степень воздействия.
Выводы
Можно констатировать, что проведение модернизации социально-экономической системы региона призвано не только обеспечивать ее текущую устойчивость, экономическую безопасность и развитие, но и закладывать фундамент успешного будущего существования. Условием такого успеха служат вложения в будущее, инвестиции в технико-технологический процесс и в человеческий капитал, обновление производства, постоянное наращивание стоимости бизнеса. Государство призвано способствовать такой линии поведения, используя налоговые, кредитные инструменты, льготы, гарантийно-залоговые механизмы и целый спектр других важнейших инструментов воздействия.
В целом совокупность инструментов воздействия на структурную динамику социально-экономической системы региона позволяет органам власти влиять на ход социально-экономических процессов путем создания благоприятных условий для их развития с целью получения высоких социально-экономических результатов.
Cписок литературы References
1. Райзберг Б.А. 2013. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: НИЦ Инфра-М: 384.
Raizberg B.A. 2013. State management of economic and social processes. M .: SIC Infra-M: 384.
2. Зайцев Н.Л. 2013. Краткий словарь экономиста. НИЦ ИНФРА-М: 224.
Zaitsev N.L. 2013. Concise Dictionary economist. SIC INFRA-M: 224.
3. Гегедюш Н.С., Мокеев М.М., Масленникова Е.В. 2008. Государственное и муниципальное управление. М.: Высшее образование: 192.
Gegedyush N.S., Mokeev M.M., Maslennikov E.V. 2008. State and municipal management. M.: Higher Education: 192.
4. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/.
Glossary of business terms. Akademik.ru. 2001. [Electronic resource]. - URL: http://dic.academic.ru/
5. Большой экономический словарь. Под. ред. А. Н. Азрилияна. 1997. М.: Институт новой экономики: 864.
Great Dictionary of Economics. Under. Ed. AN Azriliyana. 1997. M .: Institute of the new economy: 864.
6. Базилевич В.Д. 2009.Экономическая теория. Политэкономия. М.: Рыбари: 872.
Bazilevich V.D. 2009. Economic theory. Political economy. M.: Fisherfolk: 872.
7. Антонова Н.Б., Хорошко О.Б. 2009. Государственное регулирование национальной экономики. Минск: Академия при Президенте Республики Беларусь: 198.
Antonov N.B., Khoroshko O.B. 2009. State regulation of national ekonomic. Minsk Academy under the President of the Republic of Belarus: 198.
8. Ломовцева О.А., Сопина Н.А. 2010. Особенности регионального воспроизводственного процесса. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. Т. 15. № 13-1. -С. 5-9.
Lomovtseva O.A., Sopina N.A. 2010. Features of regional reproduction process. Scientific statements Belgorod State University. Series: History. Political science. Economy. Computer science. T. 15. № 13-1. - P. 5-9.
9. Lomovtseva O.A., Orlova A.V. 2015. Network model of the social and economic development of the re-gio^^^^m результат. Серия: Экономические исследования. Т. 1. № 2 (4). - С. 5-11.
Lomovtseva O.A., Orlova A.V. 2015. Network model of the social and economic development of the re-gion.Nauchny result. Series: Economic Studies. T. 1. № 2 (4). - Р. 5-11.
10. Никулина Е.В. 2013. Факторный анализ функционирования системы региональных финансов. Финансы и кредит. № 19 (547). - С. 33-35.
№ки1та E.V. 2013. Factor analysis of the functioning of the regional financial system. Finance and credit. № 19 (547). - Р. 33-35.
11. Матеров И.С. 2002. Экономический рост в России: возможности ближайших лет. Вестник МГУ. Серия 6. № 1. - С. 21-36.
Matyorov I.S. 2002. Economic growth in Russia: opportunities coming years. Vestnik MGU. Series 6. № 1. -Р. 21-36.
12. Овчинникова О.П., Никулина Е.В. 2015. Развитие региональных социально-экономических систем и финансовое обеспечение регионов в современных условиях. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. № 2. - С. 32-37.
Ovchinnikova O.P., Niku^^ E.V. 2015. Development of regional socio-economic systems and financial support for regions in modern conditions. Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management. № 2. - P. 32-37.
13. Овчинникова О.П., Никулина Е.В. 2016. Направления модернизации структуры регионального социально-экономического комплекса. Финансы и кредит. № 9 (691). - С. 2-15.
Ovchinnikova O.P., Nik^im E.V. 2016. Areas of modernizing the structure of the regional socio-economic complex. Finance and credit. №9 (691). - Р. 2-15.