Научная статья на тему 'Инструменты вовлечения региона страны в международное экономическое партнерство нового формата'

Инструменты вовлечения региона страны в международное экономическое партнерство нового формата Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУППА БРИКС / РАЗВИТИЕ / РЕГИОНЫ СТРАНЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ СТРАН-ПАРТНЁРОВ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / THE BRICS COUNTRIES / DEVELOPMENT / REGIONS OF A COUNTRY / INTERNATIONAL ECONOMIC PART NERSHIP / INVESTMENTS OF PART NER COUNTRIES / FINANCIAL INSTITUTIONS / COOPERATION IN EDUCATION AND TECHNOLOGIES / PROMOTION OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е.Л., Ратнер А.В., Захарова В.В.

В статье обосновано формирование нового формата международного экономического партнерства и выявлены его отличительные особенности. Сформулированы основные проблемы, тормозящие вовлечение в данный процесс регионов России. Определен ряд управленческих инструментов, применяемых в процессе развития партнерства в рамках БРИКС. Использование данных инструментов не только способствует повышению уровня социально-экономического развития регионов и национальной экономики в целом, но и призвано повысить роль и значимость интеграционных объединений нового формата в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article grounds the formation of a new format of international economic partnership and reveals its distinctive features. The major problems hindering the involvement of Russia’s regions in this process are formulated. A number of managerial instruments promoting partnership within the BRICS and fostering socio-economic development of regions are identified. The use of these tools not only improves the level of socio-economic development of regions and the national economy at large, but also is designed to increase the importance of integration associations of a new format in the global economy.

Текст научной работы на тему «Инструменты вовлечения региона страны в международное экономическое партнерство нового формата»

АНДРЕЕВА Елена Леонидовна

Доктор экономических наук, профессор РАН; руководитель центра региональных компаративных исследований, профессор кафедры мировой экономики УрГЭУ

Институт экономики Уральского отделения РАН 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 371-38-15 E-mail: elenandr@mail.ru

Инструменты вовлечения региона страны в международное экономическое партнерство нового формата*

Аннотация

В статье обосновано формирование нового формата международного экономического партнерства и выявлены его отличительные особенности. Сформулированы основные проблемы, тормозящие вовлечение в данный процесс регионов России. Определен ряд управленческих инструментов, применяемых в процессе развития партнерства в рамках БРИКС. Использование данных инструментов не только способствует повышению уровня социально-экономического развития регионов и национальной экономики в целом, но и призвано повысить роль и значимость интеграционных объединений нового формата в мировой экономике.

^ РАТНЕР Артем Витальевич

Кандидат экономических наук, младший научный сотрудник центра региональных компаративных исследований

Институт экономики Уральского отделения РАН 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 371-38-15 E-mail: aratner@inbox.ru

^ ЗАХАРОВА Виктория Владимировна

Аспирант центра региональных компаративных исследований

Институт экономики Уральского отделения РАН 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 371-38-15 E-mail: zakharovavika@gmail.com

постановка проблемы

Современные тенденции в развитии глобальной экономики все нагляднее проявляются в заключении межрегиональных соглашений о торговом, инвестиционном или экономическом сотрудничестве нового формата. Примерами таких новых форматов являются Соглашение о транстихоокеанском стратегическом и экономическом партнерстве, намерение США и ЕС образовать Трансатлантическую ЗСТ, инициатива стран Азии и Океании образовать Всестороннее региональное экономическое партнерство [7. С. 13-14]. Всё более актуальными представляются экономические объединения развивающихся экономик, в том числе межрегиональные. Как отмечает генеральный директор ВТО П. Лами, «клубок перекрывающих друг друга торговых соглашений будет во все возрастающей степени генерировать интерес к движению... в направлении многосторонности путем объединения их в более крупные образования» [10. С. 29].

Таким образом, начинает зарождаться новый формат международного экономического партнерства. Его отличительной особенностью выступает межрегиональное сотрудничество, когда в интеграционном режиме взаимодействуют страны, расположенные в разных регионах мирового хозяйства, объединяемые общими интересами в позиционировании в глобальной экономике и заинтересованностью в усилении своих позиций в процессе осуществления мирохозяйственных связей.

Развитие такого формата партнерства предоставляет новые возможности для стран-участниц в целом и их регионов в частности. Цель статьи - выявить перспективы российских регионов в данной части. Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

• показать, как развивается международное экономического партнерство нового формата с участием России;

• выявить проблемы вовлеченности российских регионов в такое партнерство;

• обозначить инструменты управления потенциалом вовлечения российских регионов в данное партнерство.

актуальные примеры развития международного экономического партнерства нового формата

Среди объединений рассмотренного межрегионального формата может быть отмечена, например, группа БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Экономики стран данной группы характеризовались относительно высокими темпами роста в 2000-х годах, большими объемами ресурсов, как природных, так и трудовых, а также ростом трудовых ресурсов (у большинства стран), общей заинтересованностью в переходе к более высокому технологическому укладу и, как следствие, перспективностью инвестиционного сотрудничества. Важнейшими управленческими инструментами в рамках Группы являются разработка стратегии экономического партнерства, создание финансовых институтов, раз-

JEL classification

* Статья подготовлена в рамках проекта фундаментальных исследований УрО РАН № 15-14-7-5 «Региональная экономика институтов инновационного развития».

Instruments for Involving a Country's Region in International Economic Partnership of a New Format*

Abstract

The article grounds the formation of a new format of international economic partnership and reveals its distinctive features. The major problems hindering the involvement of Russia's regions in this process are formulated. A number of managerial instruments promoting partnership within the BRICS and fostering socio-economic development of regions are identified. The use of these tools not only improves the level of socio-economic development of regions and the national economy at large, but also is designed to increase the importance of integration associations of a new format in the global economy.

Yelena L. ANDREEVA r

Dr. Sc. (Econ.), Professor of the RAS; g

Head of the Center for Regional g

Comparative Studies; Professor of Global Economy Dept. (Ural State University of Economics)

t h

a

Institute of Economics (Ural Branch of the Russian Academy of Sciences) e

620014, RF, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29 Phone: (343) 371-38-15 E-mail: elenandr@mail.ru

► Artyom V. RATNER

Cand. Sc. (Econ.), Jr. Researcher of the Center for Regional Comparative Studies

Institute of Economics (Ural Branch of the Russian Academy of Sciences) 620014, RF, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29 Phone: (343) 371-38-15 E-mail: aratner@inbox.ru

► Viktoriya V. ZAKHAROVA

Postgraduate of the Center for Regional Comparative Studies

INTRODUCTION

Modern trends in the development of the global economy indicate a strong orientation towards entering into interregional agreements on trade, investment or economic cooperation of a new format. Such agreements are exemplified by the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement (TPSEP), the intention of the United States and the European Union to form the Transatlantic Trade and Investment Partnership (TTIP), and the initiative of Asia and Oceania to establish Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP) [7. P. 13-14]. Economic associations of emerging markets, interregional economies included, are becoming more topical. According to the former director-general of the WTO Pascal Lamy, "the tangle of overlapping trade agreements will increasingly generate an interest multilateralizing regional arrangements, in expanding them - or in other words, collapsing them into larger entities that bring us much closer to a multilateral system of trade arrangements" [10. P. 29].Thus, a new format of international economic partnership begins to emerge. It is characterized by inter-regional cooperation when there is a collaboration of counties located in different parts of the world but sharing interests in positioning in the global economy and strengthening their roles in the sphere of world economic relations.

Developing such a partnership format provides new opportunities for member countries as a whole and their regions in

particular. The purpose of the article is to examine the prospects of Russian regions for participating in such partnerships. To accomplish this aim, the authors:

• Analyse the development process of international economic partnership of a new format with the participation of Russia;

• Point out the issues of involvement of Russia's regions in these partnerships;

• Identify the instruments for managing the potential of Russian regions' involvement in such partnerships.

TOPICAL EXAMPLES OF INTERNATIONAL ECONOMIC PARTNERSHIP OF A NEW FORMAT

The BRICS group (Brazil, Russia, India, China and South Africa) represents on e of the prime examples of interregional alliances. In the 2000s, these countries demonstrated relatively fast economic growth, possessed considerable resources, both natural and labour, and most of them experienced an increase in labour resources. They were characterized by a common interest in the transition to an advanced technological mode and consequently have ample opportunities for investment cooperation. The most important managerial instruments within the group encompass designing the strategy of economic partnership, founding financial institutions, and developing scientific and technological cooperation between the member states. In Russia, the Concept of participation in the association has been framed. Hence, economic relations between the BRICS nations include not only a process

Institute of Economics (Ural Branch of the Russian Academy of Sciences) 620014, RF, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29 Phone: (343) 371-38-15 E-mail: zakharovavika@gmail.com

Ключевые слова

группа брикс развитие регионы страны

международное экономическое партнерство

инвестиции стран-партнеров

финансовые институты

образовательно-технологическое сотрудничество

содействие предпринимательству

Keywords:

the brics countries

development

regions of a country

international economic partnership

investments of partner countries

financial institutions

cooperation in education and technologies

promotion of entrepreneurship

JEL classification

* The paper was prepared within the framework of the basic research project of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences No. 15-14-7-5 "Regional Economy of Innovation Development Institutions". F53, R11

витие научно-технологического сотруд-8 ничества между странами группы. В Рос-иЗ сии подготовлена Концепция участия | в данном объединении. Таким образом, и экономические отношения между страхи нами БРИКС представлены не только не-3 посредственной процессной составляющей - международным перемещением товаров и факторов производства, но и соответствующим институциональным обеспечением управленческого процесса по развитию международного экономического партнерства. О новом этапе участия России в системе международных экономических отношений говорят многие ученые-экономисты (см., например: [2; 3; 6; 8; 9; 11]).

Таким образом, международное экономическое партнерство нового формата - это процессы международного экономического сотрудничества, возникшие на рубеже ХХ-ХХ1 веков в условиях постепенной эволюции экономического миропорядка, которые отличаются от международных экономических интеграционных процессов в рамках устоявшихся интеграционных объединений (ЕС, НАФТА и др.) по параметрам экономического развития стран-участниц, по целевым установкам и механизмам и инструментам интеграции.

• нередко соглашения российских регионов о сотрудничестве с регионами зарубежных стран носят декларативный характер и слабо претворяются в конкретные мероприятия;

• межрегиональное сотрудничество России в рамках БРИКС (с Индией, Бразилией, ЮАР) пока еще слабо развито, даже в части торговли, а тем более инвестиционно-воспроизводственных связей. Хотя именно в последние годы оно стало развиваться. Но совместные финансовые, научные, инновационные, образовательные, предпринимательские и другие институты и программная база находятся в стадии становления. Как следствие, уровень регионов стран Группы затронут слабо.

инструменты управления потенциалом вовлечения российских регионов в международное экономическое партнерство нового формата

Решение данных проблем возможно с помощью институциональных аспектов управления потенциалом вовлечения региона в международное экономическое партнерство нового формата. Развитие сотрудничества на уровне регионов стран группы БРИКС фактически предусматривается в Стратегии их экономического партнерства (принята в 2015 г.), она охватывает целый ряд отраслей и рассчитана на участие как крупных компаний, так и малых и средних предприятий [5]. Проведенный анализ позволяет выделить следующие группы инструментов управления потенциалом вовлечения российских регионов в международное экономическое партнерство нового формата:

1) институциональные инструменты:

• межгосударственные программы сотрудничества укрупненных регионов, предполагающие реализацию конкретных промышленных проектов;

• соглашения между регионами стран, которые предусматривают торгово-экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество;

• побратимские связи между городами стран Группы, в сфере которых возможно формирование единого Банка проектов стран БРИКС;

2) финансовые инструменты:

• инвестиции в российские предприятия, в том числе в обрабатывающей промышленности;

• финансирование государственных и частных проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития

в различных отраслях Банком развития БРИКС;

3) инструменты развития научно-образовательного и научно-технологического сотрудничества, например:

• исследовательская и инновационная сетевая платформа БРИКС, предполагающую поддержку микро-, малых и средних предприятий;

• участие вуза региона в Сетевом университете БРИКС, который нацелен на содействие обмену технологиями образовательной и научной деятельности, студентами и кадрами;

• организация молодежного сотрудничества между странами БРИКС, предполагающего стажировки, льготное кредитование предпринимателей и создание сети отраслевых бизнес-инкубаторов проектов;

4) интерактивное сетевое взаимодействие:

• проведение телемостов, телеконференций;

• создание интегрированных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС;

5) организационное взаимодействие:

• создание общих структур содействия различным сферам экономического развития (таких как центр высоких технологий - по аналогии с Центром высоких технологий ЕврАзЭС) и их подразделений в регионах стран Группы;

• создание сайтов и паспортов экспортного потенциала регионов страны.

Представляется целесообразным рассмотреть данные инструменты подробнее.

1. Институциональные инструменты

Прежде всего следует отметить российско-китайское межрегиональное экономическое сотрудничество. Китай является единственной страной - партнером России по БРИКС, с которой у РФ имеется общая граница. Географическая близость, ресурсная обеспеченность, размеры и развитость экономик обусловливают взаимную заинтересованность в торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве. В частности, принята Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая (2009-2018 гг.), в которой изначально предлагалось к совместной реализации на российской территории 89 проектов. Хотя 30 из них основаны на освоении минеральных ресурсов, они все же направлены на формирование более высокой добавленной стоимости и использование новых технологий. Сюда может

проблемы вовлеченности российских регионов в международное экономическое партнерство

Участие России в целом и ее регионов в частности в новом формате международного экономического партнерства предоставляет разнообразные возможности для социально-экономического развития за счет получения выгод от международного разделения труда, а также с учетом того, что развивающимися странами-партнерами России в большей степени может быть востребована продукция ее обрабатывающей промышленности.

Вместе с тем можно отметить и проблемы, связанные с вовлечением регионов России в международное партнерство нового формата:

• сотрудничество российских регионов Дальнего Востока и Западной Сибири с регионами Северо-Востока Китая определяется зачастую заинтересованностью последнего в переработке российского минерального сырья, что не способствует повышению технологического уклада российской экономики. В таких условиях вовлечение регионов в международное партнерство становится невыгодным;

component, i.e. international movements of merchandise and factors of production, but also the appropriate institutional support for managing the process of international economic partnership development. A new stage of Russia's participation in the system of international economic relations is nowadays discussed by many economists (see, for example, [2; 3; 6; 8; 10; 11]).

Thus, international economic partnership of a new format entails the processes of global economic cooperation that emerged at the turn of the XXth and the XXIst centuries in the context of the gradual evolution of the world economic order. These processes differ from international economic integrational ones within the established integration associations (EU, NAFTA, etc.) in the parameters of economic growth of the member states, purposes, and mechanisms and instruments of integration.

the issues of involvement of Russia's regions in international economic partnership

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The participation of Russia and its regions in a new format of international economic partnership opens up a variety of opportunities for socio-economic development due to the benefits from international division of labour, considering that the developing partner countries are mostly interested in Russia's manufacturing industry and its products.

At the same time, we can also highlight the following problems associated with the involvement of Russian regions in international partnership of a new format:

• Cooperation between Russian regions (the Far East and the Western Siberia) and the regions of Northeast of China is often characterized by the interest of the latter in processing of Russian mineral raw materials which is not conducive to the improvement of technological mode of Russia's economy. Under such conditions the participation of regions in international partnership becomes unprofitable;

• The agreements of Russian regions on cooperation with territories of foreign countries are frequently of a declarative character and rarely result in concrete measures;

• Interregional cooperation of Russia within the BRICS group (with India, Brazil and South Africa) is still poor developed even in the sphere of trade, not to mention investment-reproduction ties. Despite the fact that the situation has improved in recent years, joint financial, scientific, innovative, educational, entrepreneurial and other institutions and the program

base are still at the infancy stage. As a result, the regions of the member countries are almost uninvolved.

the instruments to manage the potential of Russian regions' involvement in international economic partnership of a new format

It is possible to cope with these problems using institutional management of the potential of regions' involvement in international economic partnership of a new format. The promotion of cooperation within the BRICS group is stipulated in the Strategy for BRICS Economic Partnership (adopted in 2015). The Strategy covers a variety of sectors of economy and is designed for participation of large companies, as well as small and medium-sized enterprises [5]. The analysis conducted by the authors has revealed the following groups of instruments for managing the potential of Russian regions' involvement in international economic partnership of a new format:

1) Institutional instruments:

• Intergovernmental programs of cooperation of consolidated regions involving the implementation of concrete industrial projects;

• Agreements between countries' regions specifying trade and economic cooperation, as well as scientific, technological and cultural interaction;

• Town twinning between cities and towns of the BRICS members, in which the formation of the Bank of Projects of the BRICS is possible;

2) Financial instruments:

• Investments in Russian enterprises, including those in manufacturing industry;

• Financing of public and private projects in the sphere of infrastructure and sustainable development in various sectors by the BRICS New Development Bank;

3) Instruments to promote scientific-educational and scientific-technological cooperation:

• Research and innovation network platform of the BRICS supporting micro-, small and medium-sized companies;

• Participation of regional universities in the BRICS Network University that is aimed at exchanging technologies in education and science, students internship and specialists exchange;

• Organization of youth cooperation between the BRICS countries which involves internship, crediting on preferential terms for entrepreneurs, and creation of a network of industry-specific business incubators;

4) Online networking: p

• Holding teleconferences and space g bridges; g

• Creation of integrated telemedicine g systems in the regions of the BRICS j countries; M

5) Organizational interaction: |

• Creation of common structures r to enhance different areas of economic z development (such as high-tech center 6 similar to the EurAsEC High-Tech Centre) -2 and their subsidiaries in the regions of the g BRICS countries;

• Launching websites and publishing passports of export potential of the regions.

Let us consider these instruments in detail.

1. Institutional instruments.

First of all, we should mention the Russian-Chinese interregional economic cooperation. China is the only partner country of the BRICS group that the Russian Federation has a common border with. Geographical proximity, abundance of resources, the scale and the stage of economic development represent the basis for the mutual interest in trade, economic and investment cooperation. For example, the two countries have instituted the Program of Cooperation between Russian regions (the Far East and the Western Siberia) and the regions of Northeast of China for the period 2009-2018 which initially stated joint implementation of 89 projects in the territory of Russia. While 30 of them are based on mineral resources development, they are, nevertheless, aimed at creating higher added value and adopting new technologies. Here, we can refer to the project of commercial exploitation of Yagodninskoye deposit of zeolites (Kamchatka kray), in which the application of innovative technologies of zeolite processing is possible. We can also mention a project in Elizovky district of Kamchatka kray to organize the production of thermal insulating materials from local raw materials (perlite) using resource-saving technologies [4].

The cooperation within the BRICS group offers additional opportunities for partnership between the regions of the member countries, which already exists or may be intensified in the future. For instance, in 1991, Sverdlovsk oblast and Harbin (China) signed an agreement on establishing twin-city relations. The agreement stipulates the regions' cooperation in the fields of economy and trade, science and technology, etc. Another example is the agreement on long-term cooperation between the Ministry of International and Foreign Economic

быть отнесен проект промышленного 8 освоения Ягоднинского месторождения 3 цеолитов (Камчатский край), в рамках ко-| торого возможно применение инноваци-¡2 онных технологий переработки этого маш териала. Также можно упомянуть проект 3 организации в Елизовском районе Камчатского края производства теплоизоляционных материалов с использованием местного сырья (перлита) на основе ресурсосберегающей технологии [4].

В условиях развития сотрудничества в рамках БРИКС возрастают возможности для сотрудничества между регионами стран Группы, как уже оформленного, так и интенсифицируемого в дальнейшем. Так, Свердловской областью в 1991 г. заключено соглашение с г. Харбином (Китай) об установлении побра-тимских отношений, которое предполагает сотрудничество в сферах экономики и торговли, научно-технической и др. Заключено соглашение между Министерством международных и внешнеэкономических связей Свердловской области и Департаментом внешней торговли и экономического сотрудничества Синь-цзян-Уйгурского автономного района Китая по долгосрочному сотрудничеству, которое предполагает взаимодействие в сфере экономики и торговли. Сотрудничество с регионами Китая еще более актуально для российских регионов, граничащих с ним. У ряда российских регионов есть соглашения о сотрудничестве и с другими странами - партнерами России по БРИКС. Так, между Правительством Республики Татарстан РФ и Правительством Штата Андхра-Прадеш Республики Индия с 2003 г. действует соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Активизация данного процесса могла бы послужить дополнительным инструментом стимулирования экономического роста региона, особенно в условиях экономического кризиса.

У субъектов РФ и крупных муниципальных образований активизируется возможность установления связей в части сотрудничества соответственно с регионами или муниципальными образованиями стран - партнеров России по группе БРИКС. Этому способствует формирование системы городов-побратимов в рамках Группы, между которыми заключаются соглашения о дружественном сотрудничестве. 24 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей породненных городов и муниципальных образований стран БРИКС. В ходе данной встречи от различ-

ных регионов стран Группы поступили следующие предложения1:

- от Санкт-Петербурга - о формировании единого Банка проектов стран Группы, в том числе о проведении рабочей встречи по рассмотрению конкретных проектов и возможностей их финансирования с приглашением специалистов городского хозяйства;

- от округа Етеквини (ЮАР) - о развитии сотрудничества с другими городами и регионами БРИКС в сфере экологии, сельского и рыбного хозяйства, портов и судостроения, разработки нефтяных месторождений, подготовки кадров для отраслей хозяйства;

- от китайских городов Шэньчжэнь, Гуанчжоу и Циндао - о налаживании контактов во всех областях экономики и гуманитарных связей;

- от ХМАО-Югры - о совместном проведении проектов по сохранению малочисленных народов и освоению нефтяных месторождений.

Всё это подтверждает высокий потенциал для развития международного экономического партнерства и наличие необходимых управленческих инструментов на региональном уровне.

2. Финансовые инструменты

Еще одним инструментом данного сотрудничества между всеми странами БРИКС является развитие инвестирования капитала между предприятиями: российские компании владеют активами предприятий стран БРИКС, и наоборот. Очевидно, что для иностранных инвесторов привлекательны проекты добычи минеральных и лесных ресурсов. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть, насколько широко представлено владение компаниями стран БРИКС активами в российских предприятиях, работающих в обрабатывающей промышленности, развитие которой для российской экономики в настоящее время наиболее актуально.

В случае Китая можно назвать следующие компании: Thunder Sky Energy Group Limited (59% совместного предприятия по изготовлению аккумуляторных батарей в Новосибирске); Sinopec (доля в Красноярском заводе синтетического каучука); «Чжунхен Чжункинь» (49% в совместном предприятии по производству крольчатины в Воронежской области) и др. Также китайские компании участвуют в строительстве российских производственных и жилых объектов.

1 Составлено по данным Официального сайта председательства РФ в БРИКС.

Например, энергетическая корпорация «Хуадянь» совместно с «ТГК-2» (Россия) возводит ТЭЦ мощностью 450 МВт в Ярославской области. В Калужской области китайские компании принимают участие в реконструкции аэропорта и строительстве заводов по производству автокомпонентов и стройматериалов; и т.д. [12. С. 66, 69, 218-221].

Среди индийских компаний, владеющих активами в российской обрабатывающей промышленности, могут быть отмечены Carbonandum Universal, участвующая в совместном предприятии по изготовлению абразивов в Республике Марий Эл; «ТАТА МОТОРС», участвующая в совместном предприятии по сборке грузовых среднетоннажных автомашин в г. Новоуральске (Свердловская область); а также компании, работающие в сфере фармацевтики: Aurobindo Pharma и Hetero FZCO (совместные предприятия в Московской области и Москве) [12. С. 219-220].

Примером российско-бразильского сотрудничества можно назвать компании, владеющие активами в российских предприятиях обрабатывающей промышленности. В частности, в совместном предприятии по производству автобусов Marcopolo в Республике Башкирия участвует Marcopolo S.A., заводом по изготовлению холодильного оборудования в Калиниградской области владеет Metalfrio Solutions [12. С. 220-221].

Из южноафриканских компаний могут быть отмечены Mondi, владеющая лесоперерабатывающим комбинатом в Сыктывкаре, и Bateman Projects Ltd, владеющая газоконденсатным заводом в Томской области [12. С. 221].

Таким образом, компании стран -партнеров России по БРИКС в ряде регионов принимают активное участие в процессе диверсификации экономики региона, развитии импортозамещения и осуществляют вклад в повышение доли высокотехнологичного и наукоемкого сектора промышленности.

Развитию регионов стран Группы призван способствовать и такой финансовый институт, как Банк развития БРИКС, цель которого - мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития (ст. 2 Приложения к Соглашению о Банке развития БРИКС от 15 июля 2014 г.). Банк имеет право осуществлять техническое содействие в подготовке и осуществлении таких проектов. Он может поддерживать государственные и частные проекты, в том числе проекты в области

Relation of Sverdlovsk oblast and the Department of Foreign Trade and Economic Cooperation of China's Xinjiang Uygur Autonomous Region. It covers economic and trade interaction. Partnership with China is of even greater importance for those Russian regions having a common border with the country. A number of Russian regions concluded agreements on cooperation with other BRICS members. For example, since 2003, the Republic of Tatarstan of the Russian Federation and the Government of the Andhra Pradesh State of the Republic of India have been cooperating on trade-economic, scientific-technological and cultural issues. The intensification of this process may serve as an additional instrument for stimulating regional economic growth, especially during the economic crisis.

The subjects and large municipalities of the RF get an opportunity to establish business ties with the regions and municipalities of the BRICS partner countries. This process is significantly facilitated through cultivating twin-city relations within the association, which are formalized in the agreements on cooperation. On September 24, 2015, Saint Petersburg hosted a meeting of representatives of twin-cities and municipalities of the BRICS. During the discussion, various regions of the BRICS countries came up with the following suggestions:

- Saint Petersburg (Russia): to set up the single Bank of Projects of the BRICS, such as holding a working meeting with participation of urban management specialists to review particular projects and opportunities for their financing;

- eThekwini (South Africa): to encourage cooperation with other cities and regions of the BRICS in the fields of ecology, agriculture and fishing industry, ports and shipbuilding, oil fields development, vocational trainings for employees.

- The cities of Shenzhen, Guangzhou and Qingdao (China): to establish contacts in all sectors of economy and humanitarian ties;

- Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Yugra (Russia): to initiate joint projects on preserving small-numbered peoples and oil fields development1.

All these proposals demonstrate vast opportunities for the promotion of international economic partnership and proves the availability of necessary managerial instruments at regional level.

1 Compiled from the data published on the official website of Russia's presidency in the BRICS.

2. Financial instruments

Increasing capital investment between enterprises is another tool for fostering cooperation between the BRICS states. It means that Russian companies possess assets in enterprises of the BRICS countries, and vice versa. It is obvious that the projects on mineral and forest resources development are of particular attractiveness for foreign investors. It seems reasonable, therefore, to analyze the practice of selling the assets of Russian processing enterprises to the BRICS investing organizations, considering the fact that the development of Russia's processing industry is among the top priorities of the country's economy.

With China, we can provide the following examples: Thunder Sky Winston Energy Group Limited owns 59% of the joint-venture company engaged in the production of lithium ion rechargeable batteries in Novosibirsk; Sinopec Corp. has a stake in Krasnoyarsk Synthetic Rubber Plant; Junhui Zhongxin owns a 49% stake in a joint-venture company producing rabbit meat in Voronezh oblast, etc. Chinese companies also take part in the construction of both industrial facilities and residential property in Russia. For instance, China Huadian Corporation in association with TGK-2 (Territorial Generating Company 2, Russia) are erecting a thermal power station with a capacity of 450 MW in Yaroslavl oblast. In Kaluga oblast, Chinese companies participate in the reconstruction of the airport and construction of plants manufacturing car components and building materials [12. P. 66; 69; 218-221].

We can mention the following Indian companies that own the Russian manufacturing industry's assets: Carbonandum Universal participating in a joint venture for abrasives production in the Mari El Republic; TATA MOTORS participating in a joint venture for assembling medium-duty trucks in Novouralsk (Sverdlovsk oblast); as well as pharmaceutical companies Aurobindo Pharma and Hetero FZCO (joint ventures in Moscow oblast and Moscow) [12. P. 219-220].

As for the Russian-Brazilian cooperation, it is exemplified by Brazilian companies possessing the assets of Russian manufacturing enterprises. For example, Marcopolo S.A. takes part in a joint-venture for the production of Marcopolo buses in the Republic of Bashkortostan; Metalfrio Solutions is the owner of the refrigeration equipment factory in Kaliningrad oblast [12. P. 220-221].

Among the South-African companies, we can name Mondi that owns a wood

processing factory in Syktyvkar, and Bate- p man Projects Ltd that possesses a gas g condensate factory in Tomsk oblast [12. g P. 221]. /

Thus, the companies located in the j territory of the BRICS partners play an M active part in the process of diversification | of the regional economy, develop import r substitution and increase the share of high- z tech and knowledge-intensive sector of 6 industry. 2

The BRICS New Development Bank is g among those financial institutions that are * designed to contribute to the development of the regions of the BRICS countries. The main objective of the Bank is to mobilize resources for the projects in the spheres of infrastructure and sustainable development (Art. 2 of the Annex to the Agreement on the BRICS New Development Bank of July 15, 2014). The Bank is entitled to render technical assistance in the preparation and implementation of such projects. It is authorized to support public and private projects, including those in the field of public-private partnership, and able to raise money into new business activities, participate in securities offering or act as intermediary when providing access to international capital markets for any commercial, industrial, agricultural enterprise or service company, which initiate their projects in the territory of the BRICS members (Art. 19a of the Annex to the Agreement). Hence, setting up joint financial institutions is a crucial managerial tool of economic partnership development, including the level of regions and enterprises.

3. Instruments to develop scientific-educational and scientific-technological cooperation

The countries' regions also cooperate in the sphere of technologies. The Work Plan of the BRICS in the fields of science, technologies and innovations (BRICS STI Work Plan) for the period 2015-2018 stipulates the implementation of the BRICS Research and Innovation Initiative (Art. 6 of the Work Plan) on the basis of the BRICS Framework Programme to finance multilateral joint research projects in the area of commercialization of technologies and innovation projects (Item 6.3). The primary emphasis is placed on cooperation between enterprises and economic sectors generating new knowledge and innovative products and services in the countries of the Group.

Another instrument to implement the BRICS Research and Innovation Initiative is the creation of the Research and Innovation BRICS Networking Platform with a view of

государственно-частного партнерства, 8 а также принимать участие в капитале, 3 в размещении ценных бумаг или содей-| ствовать доступу к международным рын-¡2 кам капитала для любого коммерческого, ш промышленного, сельскохозяйственно-3 го предприятия или предприятия сферы услуг, проект которого осуществляется на территории государств-членов Банка (ст. 19а Приложения к Соглашению). Таким образом, создание совместных финансовых институтов является важнейшим управленческим инструментом для развития международного экономического партнерства, в том числе на уровне регионов и предприятий.

3. Инструменты развития научно-образовательного и научно-технологического сотрудничества

На уровне регионов стран осуществляется и сотрудничество в сфере технологий. В Рабочем плане стран БРИКС в области науки, технологий и инноваций на 2015-2018 гг. предусматривается реализация Исследовательской и инновационной инициативы БРИКС (п. 6 Рабочего плана), в том числе на основе такого механизма, как Рамочная программа БРИКС по финансированию многосторонних совместных научно-исследовательских проектов в области коммерциализации технологий и инновационных проектов (п. 6.3). Здесь предлагается сосредоточиться в том числе на сотрудничестве между предприятиями и отраслями, создающими новые знания и инновационные продукты и услуги в странах Группы.

Другим инструментом реализации Исследовательской и инновационной инициативы БРИКС выступает образование Исследовательской и инновационной сетевой платформы БРИКС с целью расширения научного сотрудничества и обмена технологиями (п. 6.4). Она предполагает поддержку микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в области технологий и инноваций, создание инновационных и технологических кластеров, зон высоких технологий, научных парков и инкубаторов.

План действий на 2015-2016 гг. к Рабочему плану предусматривает также создание сети экспертов стран Группы для содействия разработке и активиза-

ции сотрудничества в области биомедицины и наук о жизни, в том числе в направлении создания интегрированных телемедицинских систем в регионах БРИКС (п. 8), причем координация этого направления закрепляется за российской стороной.

Развитию регионов стран БРИКС, в том числе России, призвано способствовать создание Сетевого университета БРИКС. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании (от 18 ноября 2015 г.) на этапе его создания число участников не будет превышать 12 организаций высшего образования от каждой страны (ст. 5). В настоящее время решение о вхождении в него с российской стороны приняли, наряду со столичными вузами, вузы ряда российских регионов: Башкирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Тюменский государственный университет, Уральский федеральный университет, Юго-Западный государственный университет (Курск), Южно-Уральский государственный университет, Алтайский государственный университет.

Возможно, впоследствии к ним смогут присоединяться желающие вузы. Сетевой университет призван (ст. 3 Меморандума):

• предоставлять возможности высококачественного непрерывного образования;

• обеспечивать обучение профессионалов высокой квалификации;

• содействовать обмену технологиями ведения образовательной и научной деятельности, обмену студентами и кадрами.

Развитию регионов стран Группы, в том числе молодежного предпринимательства на их территориях, также содействует организация молодежного сотрудничества. Участниками первого Молодежного форума стран БРИКС и ШОС (26-28 июля 2015 г., Уфа), в частности, было предложено:

• организовать систему молодежных стажировок, обменов и получения дополнительных навыков на предприятиях и в организациях стран БРИКС и ШОС (п. 6 Резолюции форума);

• создать льготную кредитную линию для молодых предпринимателей стран Группы в Банке развития БРИКС, которая будет распространяться на проекты, включающие представителей не менее двух стран Группы (п. 14);

• сформировать сеть отраслевых бизнес-инкубаторов на пространстве БРИКС и ШОС для поддержки и реализации молодежных проектов (п. 18).

Итак, в программах и планах по сотрудничеству в рамках БРИКС активно представлен уровень предприятий и регионов стран. Планы партнерства предусматривают развитие не только торговли, инвестиций и технологий, но и таких составляющих качества трудовой жизни населения, как занятость, квалификация и производительность труда [1. С. 92].

заключение

Таким образом, отличительной особенностью зарождающегося нового формата международного экономического партнерства является межрегиональное сотрудничество, когда в интеграционном режиме взаимодействуют страны, расположенные в разных регионах мирового хозяйства. Этот формат способствует общеэкономическому и технологическому развитию экономик стран-участниц за счет их сотрудничества. Однако вовлечение регионов России в международное партнерство нового формата осложнено рядом проблем, решению которых может способствовать использование институциональных инструментов. Как показывает анализ, перспективными для вовлечения российских регионов в новые форматы международного экономического партнерства, как, например, группа БРИКС, помимо институциональных и финансовых инструментов, активно применяемых в настоящее время, являются также новые формы - интерактивное сетевое и организационное взаимодействие. Активное использование всего спектра инструментов не только способствует повышению уровня социально-экономического развития отдельных регионов страны и национальной экономики в целом, но и выступает важнейшим механизмом повышения роли и значимости интеграционных объединений нового формата на мировой арене. ■

enhancing scientific cooperation and promoting exchange of technologies (Item 6.4). The Platform provides support for micro-, small and medium-sized enterprises in the field of technologies and innovations, and establishes innovative and technological clusters, high-tech development zones, science parks and incubators.

The Action Plan for 2015-2016 within the BRICS STI Work Plan envisages the creation of a network of experts from the BRICS member countries to promote cooperation in the field of biomedicine and life sciences, including the establishment of integrated telemedicine systems in the BRICS regions (Art. 8). It is worth noting that coordination of this process is assigned to the Russian party.

The creation of the BRICS Network University is also aimed at developing regions of the BRICS countries, Russia included. According to the BRICS Memorandum of Understanding (of November 11, 2015), no more than 12 universities from each BRICS country would be included in the Network during the initial period (Art. 5). Currently, apart from Moscow universities, a range of Russia's regional higher educational institutions have decided to represent the Russian Federation in the Network University. They are listed below: Bashkir State University, Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI", the State University of Tyumen, Ural Federal University, Southwest State University (Kursk), South Ural State University, and Altai State University.

Apparently, other interested educational institutions will be granted a chance

to join in the future. According to Art. 3 of the Memorandum, the Network University is designed:

• To provide opportunities for high-quality life-long learning;

• To provide training for upgrading professional skills;

• To encourage the exchange of students and professionals, as well as the exchange of educational and research technologies.

Regional development is also stimulated through youth cooperation and youth entrepreneurship organized in the territories of the BRICS countries. In particular, the participants of the First SCO and BRICS Youth Forum in Ufa (Russia) in 2015 put forward the following suggestions:

• To set up a system of youth internships, student exchange programs and gaining additional practical skills at enterprises and organizations of the countries of the BRICS and SCO members (Item 6 of the Forum's Resolution);

• To establish a preferential credit line in the BRICS New Development Bank for young entrepreneurs if there are not less than two countries involved in their projects (Item 14);

• To develop a system of business incubators in the territory of the BRICS and SCO designed to support and implement youth projects (Item 18).

As we can see, the enterprises and the regions of the BRICS members take an active part in the programs and plans on cooperation within the association. Partnership not only involves the development

of trade, investments and technologies, but p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

also improves the elements of working life g

of the population, such as employment, g

qualifications and labour productivity [1. g

P. 92]. h

m

conclusion a

Thus, the distinguishing feature of m the emerging new format of international m economic partnership is interregional co- 6 operation, which means that there is an -2 integration of countries located in different 1 parts of the world. This format promotes the general economic and technological development of the member states' economies through their cooperation. However, the involvement of Russia's regions in international partnership of a new format is complicated by a number of problems, which can be resolved by using a range of institutional instruments. As the analysis demonstrates, network and organizational interaction, as well as institutional and financial instruments widely used nowadays, represent a promising tool of involving Russian regions in new formats of international economic partnership, such as the BRICS group.

The extensive use of the entire spectrum of these instruments not only increases the level of socio-economic development of particular regions of a country and the entire national economy, but also represents the crucial mechanism to improve the role and importance of integration associations of a new format on the world stage. ■

Источники

1. Андреева Е.Л., Полкова Т.В. Оценка качества трудовой жизни населения регионов России // Экономика региона. 2013. № 3(35). С. 91-100.

2. Кокуйцева Т.В. Разработка методики оценки влияния реализации инновационных проектов на конкурентоспособность государств-участников СНГ // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 6. С. 60-70.

3. Линецкий А.Ф. Внешнеэкономический статус региона в постцентрализованной экономике // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 1(33). С. 73-78.

4. Ломакина Н.В. Промышленное развитие Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая: цели, результаты и возможности для сотрудничества // ЭКО. 2014. № 6(480). С. 25-39.

5. Луков В. В основе БРИКС лежат стратегические интересы, которые делают его прочным и жизнеспособным // Официальный сайт председательства РФ в БРИКС. 30.04.2015. URL: http://brics2015.ru/ news/20150430/71854.html (доступ: 03.02.2016).

6. Мальцев А.А. Новый этап участия России в международной торговой системе: первые итоги // Управленец. 2014. № 3(49). С. 74-78.

7. Оболенский В.П. Переговоры о создании торговых суперблоков и интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 11. С.10-19.

8. Родионова И. Постиндустриализация и позиции современной России // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 14-18.

9. Сапир Е.В., Карачев И.А. Кластерная политика как инструмент повышения международной конкурентоспособности региона // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 8. С. 45-59.

10. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 7. С. 28-37.

11. Фролова Е.Д. Конкурентоспособность региона в глобальной экономике: геоэкономический подход // Современная конкуренция. 2009. № 4(16). С. 75-84.

12. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций. М.: Дашков и К°, 2014.

References

1. Andreeva Ye.L., Polkova T.V. Otsenka kachestva trudovoy zhizni naseleniya regionov Rossii [Evaluating the quality of working life of Russian regions' population]. Ekonomika regiona - Economy of Region,

2013, no. 3(35), pp. 91-100.

2. Kokuytseva T.V. Razrabotka metodiki otsenki vliyaniya realizatsii innovatsionnykh proektov na konkurentosposobnost' gosudarstv-uchastnikov SNG [Developing the methodology assessing the impact of the implementation of innovative projects on competitiveness of the CIS member countries]. Etap: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika -The Stage: Theory, Analysis, Practice, 2012, no. 6, pp. 60-70.

3. Linetskiy A.F. Vneshneekonomicheskiy status regiona v post-tsentralizovannoy ekonomike [Foreign economic status of the Region in post-centralized economy]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - The Journal of Ural State University of Economics, 2011, no. 1(33), pp. 73-78.

4. Lomakina N.V. Promyshlennoe razvitie Dal'nego Vostoka Rossii i Severo-Vostoka Kitaya: tseli, rezul'taty i vozmozhnosti dlya sotrudnichestva [The industrial development of the Far East of Russia and Southeast of China: Objectives, results and opportunities for cooperation]. EKO, 2014, no. 6(480), pp. 25-39.

5. Lukov V. V osnove BRIKS lezhat strategicheskie interesy, kotorye delayut ego prochnym i zhiznesposobnym [Strategic interests are at the heart of the BRICS and make it strong and viable]. Official website of the Russian presidency in the BRICS. Available at: http://brics2015.ru/ news/20150430/71854.html.

6. Mal'tsev A.A. Novyy etap uchastiya Rossii v mezhdunarodnoy torgovoy sisteme: pervye itogi [The New Stage of Russia's Participation in the International Trade System: First Results]. Upravlenets - The Manager,

2014, no. 3(49), pp. 74-78.

7. Obolenskiy V.P. Peregovory o sozdanii torgovykh superblokov i interesy Rossii [Negotiating the creation of trade superblocks and Russia's interests]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik - Russian Foreign Economic Bulletin, 2013, no. 11, pp. 10-19.

8. Rodionova I. Postindustrializatsiya i pozitsii sovremennoy Rossii [Protoindustrialization and the position of modern Russia]. Problemy teorii i praktiki upravleniya - Theoretical and Practical Aspects of Management, 2014, no. 2, pp. 14-18.

9. Sapir Ye.V., Karachev I.A. Klasternaya politika kak instrument povysheniya mezhdunarodnoy konkurentosposobnosti regiona [Cluster policy as an instrument to improve international competitiveness of a region]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik - Russian Foreign Economic Bulletin, 2014, no. 8, pp. 45-59.

10. Spartak A.N. Razvitie i mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie protsessov regional'noy ekonomicheskoy integratsii: novye tendentsii i yavleniya v nachale XXI veka [Development and international legal regulation of regional economic integration processes: new trends and phenomena in the early XXIst century]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik - Russian Foreign Economic Bulletin, 2010, no. 7, pp. 28-37.

11. Frolova Ye.D. Konkurentosposobnost' regiona v global'noy eko-nomike: geoekonomicheskiy podkhod [Region's competitiveness in the global economy: the geo-economic approach]. Sovremennaya konkuren-tsiya - Journal of Modern Competition, 2009, no. 4(16), pp. 75-84.

12. Kheyfets B.A. Rossiya i BRIKS. Novye vozmozhnosti dlya vzaimnykh investitsiy [Russia and the BRICS. New opportunities for mutual investing]. Moscow, Dashkov i K° Publ., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.