Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особо охраняемые природные территория / законодательство / система управления / механизм управления / проекты / specially protected natural areas / legislation / management system / management mechanism / projects

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — К.О. Пименова

В статье рассмотрены особо охраняемые природные территории, история их изучения, формирования, причины возникновения и повышенного интереса, распространение на территории Российской Федерации в целом, и Волгоградской области в частности, разбираются особенности управления данными территориями, законы, которые регулируют создание и функционирование ООПТ, а также проекты, которые сейчас существуют в Волгоградской области, направленные на сохранение особо охраняемых природных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — К.О. Пименова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT TOOLS FOR SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS (USING THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD REGION)

The article examines specially protected natural territories, the history of their study, formation, causes of occurrence and increased interest, distribution on the territory of the Russian Federation in general, and the Volgograd region in particular, examines the features of the management of these territories, the laws that regulate the creation and functioning of protected areas, as well as projects that now exist in the Volgograd region, aimed at the preservation of specially protected natural areas.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

К.О. Пименова, магистрант Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-4-146-148

Аннотация. В статье рассмотрены особо охраняемые природные территории, история их изучения, формирования, причины возникновения и повышенного интереса, распространение на территории Российской Федерации в целом, и Волгоградской области в частности, разбираются особенности управления данными территориями, законы, которые регулируют создание и функционирование ООПТ, а также проекты, которые сейчас существуют в Волгоградской области, направленные на сохранение особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территория, законодательство, система управления, механизм управления, проекты.

В Федеральном законе от 14.03.1995 г. №33-ФЗ дается определение особо охраняемым природным территориям - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространстве над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны [1].

Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования ООПТ федерального значения.

На 1 января 2017 г. в России насчитывалось 12000 ООПТ федерального, регионального и местного значения. К ООПТ относятся государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Первые научные подходы к организации особо охраняемых природных территорий относятся к XIX в., так как из-за

промышленной революции стали обостряться экологические проблемы, например, уменьшение площади лесов и увеличение сельскохозяйственных земель, исчезновение ряда животных и растений. Большую известность приобрели работы Ж.Б. Ламарка, Ч. Лайеля, Д. Марша. Указанные исследователи в своих трудах затрагивали природоохранные проблемы. Одним из путей, которые они предлагают, являлось создание ООПТ. В России в 90-х гг. XIX в. возникли первые негосударственные заповедники.

В России первые работы о проблемах организации ООПТ появляются на рубеже XIX-XX вв. Их авторы - В.В. Докучаев, Г.Ф. Морозов, Г.А. Кожевников,

П.П. Семенов-Тян-Шанский и другие. С 1911 по 1930 гг. на территории СССР было создано более 40 государственных заповедников. Их организация происходила вне единого плана и четкого представления об их основных функциях.

Первоначально заповедники возникали как типы охотохозяйственных резерватов, затем преобладало стремление к сохранению уникальных и особо ценных объектов. В 70-е гг. ХХ в. организация новых заповедников происходила высокими темпами. ООПТ создавались в местах, где обитали редкие или хозяйственно ценные виды, были сформированы уникальные,

или, наоборот, типичные природные объекты и явления [2].

В последние годы возрастает интерес общества, а также государственных и муниципальных органов к проблемам сохранения, выстраивания и развития особо охраняемых природных территорий.

На территории Волгоградской области находится 60 ООПТ, в том числе 6 - федерального значения, 53 - регионального значения и 1 - местного значения. Они занимают 8,8% площади области [3].

Основным правовым актом, который регламентирует отношения в области организации, охраны и использования ООПТ в РФ, является ранее упоминавшийся Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Статья 3 указанного закона устанавливает, что функции по управлению и контролю в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Кроме данного зона, нормативно-правовую основу в области охраны окружающей среды и природопользования составляют законы и иные правовые акты РФ, ее субъектов, а также специальное законодательство гражданского, уголовного и административного отраслей права.

Создание и функционирование региональных ООПТ регулируется законодательством соответствующих субъектов РФ. В Волгоградской области таким законом является Закон Волгоградской области от 7 декабря 2001 г. №641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области». В данном законе определено, какие территории относятся к ООПТ, порядок создания таких территорий, утверждения границ, режим особой охраны.

На официальном сайте комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области перечислены все ООПТ на территории Волгоградской области, указаны районы, где они находятся и какое значение имеют.

Можно выделить несколько типов механизмов управления особо охраняемыми природными территориям для регионального уровня, учитывая статус территорий. Один тип - муниципальный, региональный или федеральный тип управления в зависимости от того, к какому статусу относится ООПТ. Другой - смешанные типы управления в зависимости от сочетания статусов, находящихся в границах административной единицы территорий.

В каждом районе созданы ООПТ не только с различным статусом, но и различных категорий, неравномерно расположенные в административных районах, что значительно усложняет процесс разработки эффективных механизмов управления особо охраняемыми природными территориями [5].

В настоящий момент для сохранения ООПТ на территории Волгоградской области действуют различные проекты по улучшению экологической ситуации в регионе. Проекты реализуются в рамках национального проекта «Экология». Одним из таких проектов является проект «Оздоровление Волги (Волгоградская область)». Так с 2019 г. в Волгоградской области построили 30 сооружений для пропуска воды, были расчищены более 13,5 км русел водных объектов. Данные работы финансируют Росводресурсы. Благодаря данным действиям наблюдается восстановление природных ландшафтов, создаются благоприятные условия для нереста рыбы.

Также не менее важным является проект «Чистая страна (Волгоградская область)». Проект проводится под руководством партии «Единая Россия» с 2014 года. Руководство проекта в регионе проводит встречи, мероприятия, которые направлены на улучшение окружающей среды в регионе. Благодаря данным мероприятиям, в начале 2023 г. Волгоградская область вошла в число лучших субъектов страны по реализации проекта «Чистая страна».

Таким образом, управление ООПТ на территории Волгоградской области осуществляется региональными органами, однако, есть ООПТ, которые имеют феде-

ральный статус, из-за чего управление данными территориями становится более сложным вопросом. На мой взгляд управление ООПТ должно включать в себя такие мероприятия как оздоровление окружающей среды, сохранение водных ресур-

роприятий, которые будут направлены на выявление объектов, оказывающих отрицательное влияние на ООПТ, проведение региональных проектов, направленных на сохранение уникальной экосистемы данных территорий.

сов, проведение инвентаризационных ме-

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон № 33-ФЗ [Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 14 марта 1995 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7646.

2. Емельянова, Н.А. Особо охраняемые природные территории как объекты рекреации и туризма (На примере Республики Мордовия): специальность 25.00.36 «Гелэкология»: диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. - Саранск, 2006. - 130 с.

3. Минприпроды России. Волгоградская область. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/activity/regions/volgogradskaya_oblast/?sphrase_id=617450.

4. Российская Федерация. Законы. Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области: Закон Волгоградской области №641-ОД [Принят областной Думой 22 ноября 2001 г.] // 7 декабря 2001 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/804918241.

5. Старокожева, Г.И. Совершенствование системы функционирования и развития особо-охраняемых природных территорий: региональный аспект / Г.И. Старокожева, Е.Н. Коронова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2006. - № 5(22). - С. 204-207.

MANAGEMENT TOOLS FOR SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS (USING THE EXAMPLE OF THE VOLGOGRAD REGION)

X.O. Pimenova, Graduate Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article examines specially protected natural territories, the history of their study, formation, causes of occurrence and increased interest, distribution on the territory of the Russian Federation in general, and the Volgograd region in particular, examines the features of the management of these territories, the laws that regulate the creation and functioning of protected areas, as well as projects that now exist in the Volgograd region, aimed at the preservation of specially protected natural areas.

Keywords: specially protected natural areas, legislation, management system, management mechanism, projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.