Инструменты сокращения диспаритета доступности цифровой среды: региональные аспекты
Кузнецова Анастасия Дмитриевна,
студент, КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
Ерохина Елена Вячеславовна,
профессор кафедры «Организации и управления производством», КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются способы преодоления цифрового неравенства регионов Российской Федерации. Представлено определение понятия «цифровое неравенство». Развитие цифровой экономики приводит к тому, что цифровой разрыв в области инфраструктур и технологий увеличивается и все чаще проявляется во всех сферах жизнедеятельности граждан, поскольку развитие общества, индивидов, социальных групп в настоящее время все больше зависит от уровня доступа и возможности использовать информационно-коммуникационные технологии для получения новой информации и знаний. Определены последствия цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Показано, что цифровое неравенство негативно отражается на уровне социально-экономического развития областей Российской Федерации. Проанализированы показатели, которые характеризуют уровень цифровиза-ции в регионах Российской Федерации. Предложены способы снижения цифрового неравенства с помощью: повышения компьютерной грамотности граждан РФ; расширения системы культурно-информационных центров общественного доступа и информационно-коммуникационных технологий; проведения мероприятий по подготовке граждан к внедрению новых технологий; расширения масштабов применения технологий «Умный город». Сделан вывод о том, что от степени развитости цифрового оснащения зависит уровень жизни населения.
Ключевые слова: цифровое неравенство, уровень жизни населения, развитие регионов РФ, IT-технологии, информационная бедность.
F7
U
со
см
см
Z
36
Цифровое неравенство - ситуация, при которой у определенного количества населения нет доступа к информационным технологиям. Уровень доступа к цифровым услугам показывает, как развиваются регионы.
Одним из основных последствий неравенства цифровой жизни является различный уровень образования в регионах [3]. Уровень образования сильно влияет на будущее человека. Рассмотрим, как уровень цифровой жизни будет влиять на образование в регионах (табл. 1).
Таблица 1. Зависимость уровня цифровой жизни и качества образования в регионах РФ
Регион Уровень цифровой жизни,% Качество образо-вания.%
Москва (Московская область) 81,352 92,1
Санкт-Петербург 80,241 92
Республика Татарстан 69,361 77,86
Краснодарский край 67,327 77,78
Белгородская область 64,149 77,26
Ленинградская область 62,698 77,1
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 62,002 65,15
Нижегородская область 59,917 65,1
Воронежская обл. 59,327 45,7
Тюменская область 57,739 42
Республика Алтай 30,547 34,8
Еврейская автономная обл. 28,94 29,7
Республика Тыва 19,105 19,6
Источник: составлено автором по материалам [2],[6],[7].
Исходя из таблицы 1, видно, что чем выше уровень развития цифровой жизни, тем качественнее образование в регионе. Самый высокий показатель в области цифровой сферы - в Москве (Московской области) равный 81,35%, что свидетельствует о высоком уровне образования в данном регионе, составляющий 92,1%. Данный показатель характеризуется тем, что школьники и студенты имеют высокую успеваемость. Школьники смогут поступить в престижные колледжи и университеты, а студенты работать на более оплачиваемой работе. При уровне цифровой жизни равной 19,11% (Республика Тыва) качество образования равно 19,6%, что свидетельствует о низком уровне образования в данном регионе. Это может повлечь за собой недостаточное количество информатизированных технологий, что повлияет на уровень знаний у подростков.
Уровень образования в каждом регионе влияет на благосостояние всей страны в целом. Если его игнорировать, то бедность и социальная изоляция будут расти и пошатнут социальную безопасность.
Вторым последствием цифрового неравенства являются проблемы с трудоустройством [3].
Проблемы, связанные с низким уровнем технической оснащенности, усложняют поиски работы в разных регионах. В регионах с низким уровнем цифровой жизни население не может найти работу с высоким уровнем
160,00 -
140,00
120,00 96,01 „7 ел
100,00 -87,97
80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
зарплаты для качественного уровня жизни. Если будущий работник будет владеть базовыми навыками работы с персональными компьютерами, т.е. уметь открывать электронную почту, копировать файлы, работать с Ехсе1-таблицами, то с большей вероятностью его примут на работу, а не человека, который не обладает данными компетенциями.
Проведем зависимость между доступом доступа к интернет ресурсам и среднедушевым доходов населения РФ (рис. 1).
^ ^ л-
а"»1
"Ч* <0''
^ у
У= .Л
Г & ¿>
■уровень доступа
Рис. 1. Зависимость получения информации из интернета на уровень дохода населения в регионах РФ Источник: составлено автором по материалам [1], [9].
Исходя из рис. 1, видно, что в регионах с высоким показателем владения интернетом, уровень доходов населения, как правило, выше. Люди, имеющие широкий доступ к интернет-источникам, могут найти более высокооплачиваемую работу. Также работа, связанная с 1Т-технологиями более высокооплачиваемая, поэтому владение знаниями в этой области позволит обеспечить себе комфортную жизнь в отличие от специалистов без умений в области 1Т-технологий. При уровне доступа к сети Интернет выше 100 единиц доход населения по региону в среднем составляет 59,66 тыс. руб. Так в городе Москве уровень доступа к ШПД (широкополосный доступ в Интернет) составляет 138, 7 единиц, а уровень среднедушевого дохода населения 87,97 тыс. руб. В отличие от регионов с низким доступом к интернет-источникам, где уровень доступа ниже 100 единиц, и уровень дохода в среднем в регионах составляет 25,8 тыс. руб. В Чеченской республике уровень доступа к ШПД составляет 65,1 единицу, а среднедушевой доход населения в регионе составляет 26,3 тыс. руб.
Уровень цифрового неравенства негативно влияет не только на сами регионы, но и на уровень жизни людей в целом. Без развития в сферах 1Т-технологий в современном обществе трудно найти приличную работу и получить высокий уровень образования, что в последствии приведет к низкому уровню жизни населения. Также неравенство регионов приведет к снижению уровня конкурентоспособности РФ на мировом рынке, поэтому необходимо устранять цифровое неравенство регионов.
Рассмотрев последствия, возникающие из-за цифрового неравенства, предложим мероприятия по борьбе с информационной бедностью.
• В первую очередь, необходимо подготовить людей к внедрению новых технологий. Проведение обсуждений публичных докладов, рассказывающих об основных предложениях, поступающих от ведомств и частных лиц; проведение опросов общественного мнения, апробаций о предстоящих изменениях [4];
• Второй способ - расширение системы культурно-информационных центров общественного доступа к ИКТ.
Для расширения системы ИКТ необходимо решить следующие задачи:
- предоставление жителям необходимых технических средств для получения доступа к социально значимой информации и консультационной помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий;
- общедоступность государственных информационных ресурсов, обеспечение прозрачности в деятельности органов государственной власти;
- создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
• Еще один способ снижение цифрового неравенства -развитие компьютерной грамотности населения. Рассмотрим количество использований персональных компьютеров в регионах РФ (табл. 2) [4].
сз о
Таблица 2. Использование персональных компьютеров в домашних хозяйствах по субъектам Российской Федерации
ФО Число домашних хозяйств, тыс персональный компьютер.% Абсолютные изменения Относительные изменения
2021 2020 2019 2019/2021 2019/2020
Центральный федеральный округ 15 201,6 79,0 76,2 74,5 4,50 106,0
Северо-Западный федеральный округ 5 538,2 77,7 77,7 75,5 2,20 102,9
сг ш
0
1
—I
У
"О ш
сг
Окончание
ФО Число домашних хозяйств, тыс персональный компьютер.% Абсолютные изменения Относительные изменения
2021 2020 2019 2019/2021 2019/2020
Южный федеральный округ 5 926,7 75,4 72,4 69,7 5,70 108,2
Северо-Кавказский федеральный округ 2541,8 62,1 63,5 59,0 3,10 105,3
Приволжский федеральный округ 11 577,0 67,2 69,4 65,6 1,60 102,4
Уральский федеральный округ 4 750,0 74,3 72,7 70,9 3,40 104,8
Сибирский федеральный округ 6 696,6 65,1 67,3 65,2 -0,10 99,8
Дальневосточный федеральный округ 3 191,3 66,8 67,3 62,4 4,40 107,1
Источник: составлено автором по материалам [1].
Использование компьютеров к 2021 году увеличивалось, следовательно, повышался уровень компьютерной грамотности, но в Сибирском федеральном округе просматривается тенденция к снижению. Для равенства в цифровой жизни необходимо повышать компьютерную грамотность, чтобы во всех регионах был одинаковый уровень.
• Следующий способ уменьшения цифрового неравенства - расширение масштабов применения технологий «Умный город».
Индекс «Ю городов» показывает, насколько эффективно российские города внедряют технологии «умного» города, какой результат приносят проводимые ими мероприятия. По данным за 2021 год 90 городов имеют Ю 60-120, свидетельствуя о том, что данные города высоко интеллектуально интегрированы. Характеризуются объединением технологий. Происходит цифровая трансформация секторов экономики и формирование интеллектуальной городской инфраструктуры, позволяющей в режиме реального времени осуществлять сбор и анализ данных, реализовывать управление жизнеобеспечивающими процессами [9].
101 город - высокотехнологичные управляемые города (IQ 30-600). Технологии применяются с целью повышения качества жизни и решения проблем в области транспорта, здравоохранения, окружающей среды и экологии. Создается первичная цифровая инфраструктура Smart city на основе внедрения технологий широкополосного доступа к сети Интернет, Интернета вещей, 3G/4G. При этом основная роль отводится городским властям, а жители задействованы лишь опосредованно [9].
И 12 городов - технологически ориентированные города (IQ 0-30). Технологии применяются с целью повышения устойчивости, жизнеспособности и управляемости городской инфраструктурой. Происходит переоснащение физической городской инфраструктуры, внедряются передовые ИТ-решения. Основными заинтересованными лицами выступают компании, являющиеся поставщиками информационных технологических решений и услуг. • Развитие функций электронного взаимодействия власти и населения.
Рассмотрим, в какой форме люди получают информацию от органов государственной власти и местного самоуправления (рис. 2).
Взвимодействие населения с органами власти
80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
79 4 тл т Г 69,2
' 74,2 71,2 55 2 51,
.575 / 53Д 28,1 Ш28,4 29,7 .
gjlTl
16,8 23,9 15,6 19,8
2g,4 21,7 16,4?1,121,3 15262,9
'' 2,8 1,62,2 6,81,71,9
Через сеть Интернет
МФЦ
Личное посещение Другие способы
Центральный федеральный округ Южный федеральный округ I Приволжский федеральный округ I Сибирский федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Уральский федеральный округ ¡Дальневосточный федеральный округ
Рис. 2. Доля населения, взаимодействовавшего с органами государственной власти и местного самоуправления Источник: составлено автором по материалам [7].
Анализируя данные, представленные на рис. 2, видно, что население в большей степени используют интернет-ресурс для получения информации, но в каждом округе разный уровень обращений (от 50% до 80%). Для преодоления неравенства необходимо сбалансировать уровень доступа к интернет-
информации во всех регионах РФ, производя улучшения в электронном распространении информации. Также значительный процент населения пользуются услугами МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) и при личном посещении.
Снижение цифрового неравенства способно повысить уровень жизни населения в регионах РФ, что также
может помочь преодолеть кризисы, связанные с низким
техническим оснащением.
Литература
1. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ре-сурс].-Режим доступа https://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/it/ikt21/index.html (дата обращения 29.11.22)
2. ЕМИСС Уровень образования [Электронный ре-сурс].-Режим доступа https://www.fedstat.ru/indica-^г/61128 (дата обращения 12.11.22)
3. Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть [Электронный ресур-с].-Режим доступа https://trends.rbc.ru/trends/indus-try/6172591c9a79471433d3fd60 (дата обращения 12.11.22)
4. Информационное неравенство и пути его преодоления [Электронный ресурс].-Режим доступа https://studopedia.ru/13_66401_informatsionnoe-neravenstvo-i-puti-ego-preodoleniya.html (дата обращения 12.10.22)
5. Основные причины сопротивления инновациям [Электронный ресурс].-Режим доступа https:// student-servis.ru/spravochnik/osnovnye-prichiny-soprotivleniya-¡ nnovatsiyam/ (дата обращения 12.10.22)
6. Рейтинг российских регионов по научно-технологическому развитию [Электронный ресурс].-Режим доступа https://ria.ru/20221024/tekhnologii-1826145476. Мт1?т= (дата обращения 17.11.22)
7. Рособрнадзор составил рейтинг российских регионов по качеству образования [Электронный ресур-с].-Режим доступа https://eduinspector.ru/2021/03/13/ rosobrnadzor-sostavil-rejting-rossijskih-regionov-po-kachestvu-obrazovaniya/ (дата обращения 28.10.22)
8. Росстат [Электронный ресурс].-Режим доступа https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 19.11.22)
9. Ю городов [Электронный ресурс].-Режим доступа https://russiasmartcity.ru/iq#interactive-map (дата обращения 12.10.22)
TOOLS FOR REDUCING THE DISPARITY IN THE AVAILABILITY OF THE DIGITAL ENVIRONMENT: REGIONAL ASPECTS
Kuznetsova A.D., Erokhina E.V.
KF Bauman Moscow State Technical University (National Research University)
The article discusses ways to overcome the digital inequality of the regions of the Russian Federation. The definition of the concept of "digital inequality" is presented. The development of the digital economy leads to the fact that the digital divide in the field of infrastructure and technology is increasing and is increasingly manifested in all spheres of citizens' life, since the development of society, individuals, social groups is now increasingly dependent on the level of access and the ability to use information and communication technologies to obtain new information and knowledge. The consequences of digital inequality in the regions of the Russian Federation are determined. It is shown that digital inequality negatively affects the level of socio-economic development of the regions of the Russian Federation. The indicators that characterize the level of digitalization in the regions of the Russian Federation are analyzed. The ways of reducing digital inequality are proposed by: improving the computer literacy of citizens of the Russian Federation; expanding the system of cultural and information centers of public access and information and communication technologies; carrying out measures to prepare citizens for the introduction of new technologies; expanding the scope of application of "Smart City" technologies. It is concluded that the standard of living of the population depends on the degree of development of digital equipment.
Keywords: digital inequality, the standard of living of the population, the development of the regions of the Russian Federation, IT technologies, information poverty.
References
1. Selective federal statistical observation on the use of information technologies and information and telecommunication networks by the population [Electronic resource].-Access mode https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt21/index. html (accessed 29.11.22)
2. EMISS Education level [Electronic resource].-Access mode https://www.fedstat.ru/indicator/61128 (accessed 12.11.22)
3. The Internet as a luxury: what is digital inequality and how to overcome it [Electronic resource].-Access mode https://trends. rbc.ru/trends/industry/6172591c9a79471433d3fd60 (accessed 12.11.22)
4. Information inequality and ways to overcome it [Electronic resource].-Access mode https://studopedia.ru/13_66401_ informatsionnoe-neravenstvo-i-puti-ego-preodoleniya.html (accessed 12.10.22)
5. The main reasons for resistance to innovation [Electronic re-source].-Access mode https://student-servis.ru/spravochnik/ osnovnye-prichiny-soprotivleniya-innovatsiyam / (accessed 12.10.22)
6. Rating of Russian regions on scientific and technological development [Electronic resource].-Access mode https://ria. ru/20221024/tekhnologii-1826145476.html?in=t (accessed 17.11.22)
7. Rosobrnadzor has compiled a rating of Russian regions on the quality of education [Electronic resource].-Access mode https:// eduinspector.ru/2021/03/13/rosobrnadzor-sostavil-rejting-rossijskih-regionov-po-kachestvu-obrazovaniya / (accessed 28.10.22)
8. Rosstat [Electronic resource].-Access mode https://rosstat.gov. ru / (accessed 19.11.22)
9. IQ of cities [Electronic resource].-Access mode https://russias-martcity.ru/iq#interactive-map (accessed 12.10.22)
C3
о
"О
IE СГ