Инструменты регулирования мировой банковской системы Tools for regulating the global banking system
l i 4 московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4jl ЖУРНАЛ
УДК 336.01 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10267 Романовская Елена Вадимовна,
кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Бакулина Наталья Александровна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Максимова Ксения Алексеевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород
Smirnova Zh.V., [email protected]
Romanovskaya E.V., [email protected]
Bakulina N.A., [email protected]
Maksimova K.A., [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем - эффективное применение инструментов регулирования мировой банковской системы. Особое внимание авторов обращено на рассмотрение традиционных и нетрадиционных инструментов, с помощью которых поддерживается экономическая стабильность. В статье приведены
конкретные примеры реализации таких мер во время глобального кризиса. Рассмотрены проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Обусловлены пути решения поставленных проблем.
Summary. The article deals with one of the most pressing problems - the effective use of tools for regulating the global banking system. The authors pay special attention to the consideration of traditional and non-traditional tools that support economic stability. The article provides concrete examples of implementation of such measures during the global crisis. Problems that require immediate solutions are considered. The ways to solve the problems are determined. Ключевые слова: инструменты, регулирование, банковая система. Keywords: tools, regulation, banking system.
В целом современное состояние мировой банковской системы оценивается экспертным сообществом как нестабильное [3]. Новейшие кризисные ситуации складываются под большим, может быть, превалирующим влиянием глобализационных процессов, а потому мировая капиталистическая экономика сохраняет все меньше рациональности: дело, как пишет Г. Колодко в книге «Мир в движении», «прежде всего в отсутствии глобальных механизмов саморегуляции, которые должны защищать систему от ее самоуничтожения».
Международные институциональные структуры стремятся стабилизировать ситуацию, однако их действия носят хаотичный и противоречивый характер [2]. Проблема, с которой столкнулась мировая экономика, так и не решена, а именно структурный кризис мировой банковской системы (основой структурных кризисов является действие закона неравномерного развития).
Поэтому необходимо оказание финансовой поддержки системно значимым банкам с помощью:
- средств государственного бюджета;
- эмиссионных ресурсов центральных банков;
- докапитализации путем выпуска ОФЗ и использования внутренних накоплений государства из средств фонда национального благосостояния; предоставления валютной ликвидности на возвратной основе;
- применения компенсационного способа поддержки и участия государства в доходах санируемых банков на основе конверсии их долга перед государством в привилегированные акции с фиксированным уровнем дохода.
Как показывает история экономических потрясений прошлого, одним из первых признаков рецессии является дефицит ликвидности, под которым понимается
неспособность организаций привлечь необходимое финансирование в нужном количестве и по хорошей цене. Тогда на первые роли выходят центральные банки, как кредитороы последней инстанции в управлении ликвидностью банковской системы во время кризиса.
Термин «кредитор последней инстанции» происходит от французского слова «dernier resort», что в переводе значит «последнее прибежище», а также выражает законодательно установленный орган, где заемщик может найти необходимые ему средства, когда все прочие источники заимствования уже исчерпаны. Последняя кредиторская инстанция должна пребывать в постоянной готовности поддержать финансовую систему в моменты экономической нестабильности. Законодательно на центральные банки многих стран возложена функция кредитора последней инстанции, реализация которой заключается в их обязанности оказывать помощь в поддержании ликвидности отдельным финансовым институтам или рынку в целом [5].
Глобальный характер финансовых кризисов повлиял на изменение классического представления о роли центральных банков в сглаживании последствий финансового кризиса.
Особое внимание обратим на рассмотрение традиционных и нетрадиционных инструментов, с помощью которых поддерживается экономическая стабильность, и приведем конкретные примеры реализации таких мер во время глобального кризиса 2008 года.
Центральный банк в качестве кредитора последней инстанции поддерживает ликвидность банковской системы с помощью инструментов рефинансирования на условиях платности и возвратности в периоды временной недостаточности ресурсов, которую банки не могут устранить ни за счет межбанковских заимствований, ни за счет увеличения собственного капитала. Однако в ходе последних кризисов в фундаментальных положениях произошли серьезные изменения.
Во-первых, на практике именно финансовые институты с низкой платежеспособностью нуждаются в дополнительной ликвидности. В таких условиях центральный банк вынужден выдавать экстренные кредиты заведомо неплатежеспособным институтам.
Во-вторых, ввиду того, что целью чрезвычайного финансирования является достижение и поддержание равновесия финансовой системы, оно должно предоставляться по ставкам докризисного периода.
Не менее значимым аспектом является способ выделения ЦБ экстренного финансирования. К числу традиционных методов выделения центральными банками чрезвычайного финансирования:
1) кредиты «овернайт» — однодневные кредиты;
2) ломбардные кредиты — кредиты, предоставляемые банкам на срок до одного года, обеспеченные залогом ценных бумаг;
3) овердрафт по корреспондентскому счету банка;
4) сделки РЕПО;
5) операции с иностранной валютой, включая свопы;
6) Переучет векселей и других долговых инструментов [3].
ЦБ РФ широко применяет такие инструменты рефинансирования, как ломбардный кредит и «овернайт». При наличии соответствующего договора Банк России предоставляет ломбардные кредиты коммерческим банкам по их заявлению на срок от 3 до 30 календарных дней включительно по фиксированной процентной ставке. Так же получение такого вида финансирования возможно и на аукционной основе. Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться американским или голландским способами, а также по фиксированной процентной ставке. Банки, выигравшие аукцион, дают депозитарию поручение на перевод необходимого количества передаваемых в залог ценных бумаг на счет ДЕПО банка в депозитарии, оператором которого является ЦБ РФ. После депонирования ломбардных ценных бумаг уполномоченное лицо Банка России подписывает договор на предоставление ломбардного кредита. Кредиты «овернайт» предоставляются Банком в конце операционного дня для завершения банком расчетов при наличии у него достаточного количества государственных ценных бумаг, выступающих залогом.
Не менее интересен опыт рефинансирования центральных банков зарубежных стран. Например, Банк Англии предоставляет коммерческим банкам финансовую помощь в следующих формах:
а) дневной кредит;
б) конверсия дневного кредита;
в) суточные операции РЕПО;
г) кредит рефинансирования.
Дневной кредит позволяет банку поддержать плавное движение средств в течение дня. Процент за пользование денежными средствами с коммерческого банка не взимается, если он возвращается по истечению одного дня. Однако может быть произведена
конверсия данного кредита на несколько дней, за пользование которой с должника взимается удвоенная или штрафная ставка. Кредиты рефинансирования обычно предоставляются на срок от 7 до 10 дней по учетной ставке, а за суточные операции РЕПО Банк Англии взимает надбавку сверх ставки рефинансирования в размере 1%. Конверсия дневного кредиты осуществляется для банков, не сумевших погасить кредит к концу дня, и может быть ограничена применением штрафной ставки [3].
В условиях трансформации экономической системы и углубления рыночных отношений роль системно значимых банков постоянно растет.
Дело в том, что одной из ключевых факторов устойчивого развития и динамичного роста экономики непосредственно связано адекватностью банковских систем, за счет которых обеспечиваются финансовые стабильности, в том числе эффективности финансово-кредитной системы страны.
Стабильность и прозрачность банковской системы больше всего характерны для системно значимых банков. Как мы отметили, за последние годы существенно ограничились финансовые возможности и в том числе кредитные ресурсы для усиления хозяйственно-экономической деятельности в разных сферах национальной экономики. Как раз, в условиях ограниченности ликвидности системно значимые банки могут активно развивать альтернативные формы кредитования: лизинг и факторинг. Снижение банковских рисков может способствовать созданию новых продуктов, которые позволят диверсифицировать риски кредитных организаций, расширить перечень банковских услуг, улучшить условия кредитования и в том числе качество банковских обслуживаний
[3].
Уменьшения рисков, формирования среды доверия и уверенности на рынке финансовых и банковских услуг в конечном результате могут способствовать повышению эффективности деятельности участников всего финансового рынка. Тем самым повысить устойчивость экономики страны, обеспечить создания новых источников роста и формировать потенциал динамичного развития [4].
Системно значимые банки обеспечивает эффективную организацию денежных обращений и проводит банковские операции с разными экономическими субъектами, тем самым выполняет функцию перелива необходимых финансово-денежных средств экономики страны [5]. Однако нельзя забывать, что большинство коммерческих банков, в том числе системно значимые банки в условиях рыночной экономики нацелены на получение максимальной прибыли и все это требует сбалансированный интерес банков и других участников рынка финансовых услуг. Поэтому, необходимо оптимальное
определение методики и основных механизмов деятельности банковских систем страны, в том числе функции центральных, государственных банков и коммерческих банков [6].
За последние годы осуществляются последовательные мероприятии по повышению устойчивости, в том числе финансовой устойчивости банков страны.
Все эти факторы обуславливают повышения роли системно значимых банков в стабилизации рынка финансовых услуг в условиях глобальных трансформаций и для этого считаем учитывать нижеследующих:
- в первую очередь требуется глубокое совершенствование банковского законодательства страны с учетом новых глобальных финансовых и экономических вызовов;
- необходимо существенное улучшение надежных финансовых и инвестиционных притоков в развитии банковского сектора страны с учетом моделирования их деятельности, исходя из международного опыта.
- требуется создание более эффективного и стимулирующего механизма, способствующего направлению кредитных и инвестиционных ресурсов со стороны системно значимых банков и других банковских учреждений страны на развитие реального сектора экономики страны, с учетом стратегических целей улучшения макроэкономических показателей;
- необходимо диверсификация финансовых источников банков и обеспечить мобильность их деятельности, эффективности кредитного портфеля, механизмов снижения банковских рисков и повышения системы банковских управлений;
- требуется углубление международного сотрудничества субъектов банковской системы.
Список литературы
1. Garina E.P., Kuznetsova S.N., Garin A.P., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S., Suchodoeva L.F. Increasing productivity of complex product of mechanic engineering using modern quality management methods // Academy of Strategic Management Journal. 2017. Т. 16. № 4.
2. Kuznetsova S.N., Romanovskaya E.V., Artemyeva M.V., Andryashina N.S., Egorova A.O. Advantages of residents of industrial parks (by the example of AVTOVAZ) //Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. С. 502-509.
3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Тукенова Н.И. Применение сервисов сети интернет при обучении технологии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 8.
4. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С.
5. Румянцева Н.А., Романовская Е.В. Инвестиционная политика как фактор повышения конкурентоспособности страховых компаний // В сборнике: Экономическое развитие России: тенденции, перспективы сборник статей по материалам I Международной научно-практической студенческой конференции в 4-х томах. 2015. С. 103-107.
6. Смирнова Ж.В. Технологии муниципального управления Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2020.