РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY
УДК 334.012.64 (470.621) ББК 65.290.31 (2Рос.Ады) Б 12
Э.Б. Бабалян,
старший преподаватель кафедры математических методов и информационных технологий Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (952) 982-99-49, e-mail: [email protected]
ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье обоснована необходимость определения стратегических приоритетов развития сектора малого предпринимательства в регионе, дана характеристика состояния малого бизнеса в Республике Адыгея, выявлены основные проблемы его функционирования. Рассмотрены основные инструменты реализации стратегических приоритетов развития малого бизнеса в регионе, проведен SWOT-анализ, отражающий сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы использования данных инструментов.
Ключевые слова: сектор малого предпринимательства, стратегические приоритеты, Республика Адыгея, инструменты реализации стратегических приоритетов.
Е.В. Babalyan,
Senior Lecturer of the Department Mathematical Methods and Information Technologies, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (952) 982-99-49, e-mail: [email protected]
TOOLS FOR THE IMPLEMENTATION OF STRATEGIC PRIORITIES FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF ADYGEA
Abstract. The article substantiates the necessity of defining strategic priorities for the development of the small business sector in the region, describes the state of small business in the Republic of Adygea and identifies the main problems of their functioning. The main tools for implementing strategic priorities for the development of small business in the region are considered, SWOT analysis is carried out, reflecting the strengths, weaknesses, as well as the opportunities and threats of using these tools.
Keywords: small business sector, strategic priorities, the Republic of Adygea, tools for implementing strategic priorities.
В современных условиях значительная роль в социально-экономическом развитии региона принадлежит сектору малого предпринимательства, который является одним из основных элементов экономики, во многом определяющих уровень благосостояния общества в целом. Малый бизнес оказывает в той или иной мере формирующее влияние на большинство основных параметров конкурентоспособности региона, обеспечение которого способствует ускоренному экономическому росту, более эффективному и рациональному использованию ресурсного потенциала территории.
Сектор малого предпринимательства лучше приспособлен к быстрой смене технологий, продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и издержках, способствует созданию широкой прослойки среднего класса, обеспечивая большую социальную стабильность и снятие социальной напряженности, выступает источником инноваций, так как тонко определяют потребности рынка и своей целевой аудитории.
Поэтому в условиях воздействия кризисогенных факторов определение стратегических приоритетов развития малого бизнеса в регионе и разработка механизма их реализации является одной из ключевых задач региональных администраций.
Анализируя состояние и особенности малого бизнеса в Республике Адыгея, можно выделить следующие стратегические направления развития данного сектора в регионе, достижение которых обеспечит уверенный рост экономики региона:
1. Создание условий для развития приоритетных видов экономической деятельности; включающих, в первую очередь, сельское хозяйство и санаторно-рекреационный комплекс.
Сельское хозяйство является традиционно приоритетной отраслью для Республики Адыгея. Вместе с тем, его доля в структуре ВРП составляет
всего 5,2%. Развитию отрасли способствуют благоприятный климат и значительные посевные площади. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 344,39 тысячи гектаров, что составляет 44,2% от общего объема земель республики.
2. Создание информационной среды для распространения знаний о бизнесе и популяризации предпринимательства в обществе. Для увеличения количества предприятий малого бизнеса в Адыгее необходимо заинтересовать население вкладывать свои ресурсы в создание собственного дела, которое должно будет приносить собственнику больший доход в сравнении с действующей заработной платой.
3. Создание площадки привлечения инвесторов для софинанси-рования проектов малого бизнеса в регионе.
4. Создание условий для создания экологически чистых предприятий и снижение экологической нагрузки в регионе.
5. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса в Республике Адыгея.
При этом необходимым условием достижения указанных стратегических целей является использование комплексного механизма, включающего следующие группы инструментов:
- налоговые;
- финансовые;
- административные;
- организационные.
Конечной целью использования предложенных инструментов является рост вклада малого бизнеса в укрепление устойчивости и конкурентоспособности экономики Республики Адыгея через стимулирование предпринимательской активности и улучшение инвестиционной привлекательности региона.
Основные элементы по каждой группе инструментов реализации стратегических приоритетов развития малого бизнеса Республики Адыгея представлены в табл. 1.
Таблица 1
Инструменты реализации стратегических приоритетов развития малого бизнеса Республики Адыгея
Инструменты Содержание инструмента
Налоговые — Создание льготного налогового периода для предприятий, реализующих свою деятельность в рамках приоритетных направлений развития экономики Республики Адыгея; — Внедрение пониженных налоговых ставок для вновь создаваемых предприятий при достижении ими высоких показателей эффективности в течение расчетного периода; — Внедрение пониженных налоговых ставок для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере нормализации экологии Республики Адыгея.
Финансовые - Субсидирование малого бизнеса; — Софинансирование перспективных инновационных проектов.
Административные — Снижение административной нагрузки на малый бизнес; - Информационная и методологическая поддержка субъектов малого бизнеса при оформлении предприятия, поддержка при коммуникациях с контролирующими органами.
— Создание финансовой площадки региона для поиска инвесторов; — Проведение работы по популяризации предпринимательства; — Создание системы информирования и базы знаний для предпринимателей в сфере экономики, организации производства, маркетинга; — Развитие инфраструктуры; — Создание центра организационной и методологической поддержки предпринимателей; — Нормативное регулирование представленности региональной продукции в розничных сетях; — Проведение работы по селекции перспективных проектов, их приоритетное финансирование.
Организационные
Необходимость использования указанных инструментов подтверждается существенным отставанием Республики Адыгея от бюджетно-обеспеченных регионов Юга России по уровню развития сектора малого предпринимательства (рис. 1).
Как видно из рисунка 1, по всем приведенным показателям Адыгея значительно уступает более развитым регионам, таким как Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край.
При этом к основным проблемам действующих малых предприятий относятся:
- взаимодействие с контролирующими органами (большое количество проверок);
- высокая налоговая нагрузка;
- сложности со сбытом товаров и услуг, связанные с высокой конкуренцией и невозможностью выхода на полки торговых сетей (для сельского хозяйства);
- отсутствие информационной и методологической поддержки субъектов малого предпринимательства.
Стоит отметить в качестве проблемы и низкий уровень менеджмента в малых предприятиях республики Адыгея, из которого вытекает низкая производительность труда и низкая конкурентоспособность продукции и услуг региона.
Использование указанного комплексного механизма позволит решить указанные проблемы
1000 -I
800
600
400
200 -
& с<° А"0 X® ^ # ^ &
«Х- ¿v ¿V Ж Лу о«- о» кЧ- о«-
vO JS £
<УО О'
■ «Г J? ^ Л?
У <4^
er ^ X
* <ъ0'
ГоГ сГ
с
I Число малых предприятий на 10000 человек населения
I Среднесписочная численность работников(без внешних
совместителей), тыс. человек
Оборот малых предприятий, млрд. руб.
Рис. 1. Основные показатели деятельности малых предприятий в Южном макрорегионе в 2016 году
и обеспечит эффективное развитие сектора малого предпринимательства в Адыгее посредством решения следующих задач:
- повышения конкурентоспособности предприятий;
- повышения инвестиционной привлекательности Республики Адыгея и привлечения инвесторов в малый бизнес;
- роста налоговых отчислений в региональный бюджет;
- развития приоритетных отраслей экономики РА;
- повышения уровня занятости населения и роста реальных денежных доходов;
- улучшения экологической ситуации за счет роста числа предприятий, осуществляющих деятельность в области охраны природы и создания природосберегающих технологий.
Необходимо отметить, что часть из рассматриваемых инструментов уже активно используется, в частности, выдача субсидий, пониженные налоговые ставки для субъектов малого бизнеса, однако, как мы выяснили, потенциальные
предприниматели не знают об этих механизмах. Необходимо также проведение работы по упрощению налоговых и финансовых инструментов.
Снижение налоговых ставок и предоставление налоговых каникул малым предприятиям должны стимулировать рост числа субъектов малого бизнеса в приоритетных направлениях.
Решению этой же цели будет способствовать снижение административного давления на бизнес, субсидирование и софинансирование перспективных проектов.
Для достижения качественных изменений планируется использовать организационные инструменты: организацию обучения собственников бизнеса, создание центра информационной и методологической поддержки субъектов малого бизнеса, развитие инфраструктуры и другие организационные инструменты, обозначенные нами выше.
Необходимость внедрения организационных инструментов отмечают сами собственники бизнеса, которые в процессе своей работы
Таблица 2
вЛУОТ-анализ эффективности инструментов реализации стратегических приоритетов развития малого бизнеса Республики Адыгея
Сильные стороны Слабые стороны
— Учтены потребности малого бизнеса; — Учтена потребность в улучшении устойчивости региона; — Определены приоритеты развития; — Отражена необходимость структурных преобразований организации экономики для повышения её эффективности; — Учтена необходимость развития инфраструктуры для улучшения привлекательности региона. — Неопределенность экономической ситуации в мире; — Зависимость финансирования программы от дотаций федерального бюджета; — Неопределенность величины прироста инвестиций в регион; — Низкая экономическая грамотность собственников бизнеса; — Слабый маркетинг в республике Адыгея; — Слабое развитие инфраструктуры; — Незначительная доля применения инновационных технологий в бизнесе.
Возможности Угрозы
— Увеличение темпов роста ВРП республики Адыгея в среднесрочной и долгосрочной перспективе; — Увеличение экономической, социальной и экологической устойчивости региона; — Рост числа предприятий малого бизнеса; — Увеличение конкурентоспособности товаров и услуг региона. — Воздействие внешних неблагоприятных экономических стимулов; - Нецелевое расходование финансовых ресурсов.
ощутили острую потребность в мерах информационной и организационной поддержки.
К примеру, собственники туристских предприятий указывали на слабое развитие инфраструктуры: отсутствие хорошей дороги к плату Лаго-Наки, централизованного электричества, отсутствие со стороны региона позиционирования Республики Адыгея как курорта и места доступного отдыха.
Для оценки эффективности предложенных инструментов реализации стратегических приоритетов развития малого бизнеса Республики Адыгея был проведен в^ОТ-анализ, отражающий его
сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы (табл. 2).
Анализ показал, что сильными сторонами предложенных инструментов является точное определение проблем малого бизнеса и механизмов их решения, слабыми сторонами - неопределенность среды, источников финансирования и нецелевое расходование финансовых ресурсов. Как видно из анализа, слабые стороны и угрозы должны быть компенсированы реализацией предлагаемых инструментов, что в итоге позволит достичь обозначенные стратегические приоритеты развития сектора малого предпринимательства в регионе.
Примечания:
1. Ефремов A.A. Механизмы реализации стратегии социально-экономического развития региона // Известия ОГАУ. 2011. № 30-1.
2. Бабалян Э.Б. Тенденции социально-экономического развития Республики Адыгея и роль малого бизнеса в повышении его устойчивости // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. Майкоп: изд-во АГУ, 2015. № 4 (170). С. 83-88.
3. Тамова М.К., Бабалян Э.Б. Целевая среднесрочная программа развития малого бизнеса региона как инструмент повышения его устойчивости. // Наука: комплексные проблемы. Майкоп, 2017. С. 40-47.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, /http://www.gks.ru.
References:
1. Efremov А.А. Mechanisms of realization of strategy of social and economic development of region // Izvestia OGAU. 2011. No. 30-1.
2. Babalyan E.B. Tendencies of social and economic development of the Republic of Adygea and the role of small business in enhancing its sustainability // Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: The Economy, 2015. No. 4 (170). Pp. 83-88.
3. Tamova M.K., Babalyan E.B. The target medium-term program for the development of small business in the region as a tool to increase its sustainability // Science: complex problems. Maikop, 2017. Pp. 40-47.
4. Official site of the Federal service of state statistics of the Russian Federation. URL: http://www.gks.ru.