Научная статья на тему 'Инструменты построения индивидуальной образовательной траектории студента'

Инструменты построения индивидуальной образовательной траектории студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1197
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL TRAJECTORY / PERSONAL-ORIENTED TECHNOLOGIES / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиволапова Анастасия Константиновна, Гильмулина Татьяна Павловна

В статье авторы знакомят с инструментами построения индивидуальной образовательной траектории студента системы среднего профессионального образования как фактора личностного развития и профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиволапова Анастасия Константиновна, Гильмулина Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF BUILDING A STUDENT''S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

The article presents the forms of construction of individual educational trajectory of secondary vocational education student as a factor of personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Инструменты построения индивидуальной образовательной траектории студента»

УДК/UDC 377-057.87 А. К. Сиволапова, Т. П. Гильмулина

A. Sivolapova, T. Gilmulina

ИНСТРУМЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТА

TOOLS OF BUILDING A STUDENT'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

В статье авторы знакомят с инструментами построения индивидуальной образовательной траектории студента системы среднего профессионального образования как фактора личностного развития и профессионального становления.

The article presents the forms of construction of individual educational trajectory of secondary vocational education student as a factor of personal and professional development.

Ключевые слова: индивидуальная траектория, личностно ориентированные технологии, научно-исследовательская деятельность.

Keywords: individual trajectory, personal-oriented technologies, scientific research activity.

Модернизация образования ставит систему профессионального образования в ситуацию, в которой необходимо предоставлять условия для конструирования индивидуальных образовательных траекторий. Этот процесс подразумевает наличие у студентов готовности к осуществлению осознанного выбора уровня, направления, профиля образования. От студента требуется не только способность адаптации к новым условиям, но и способность адаптировать образовательный процесс с учетом собственных потребностей и личностных особенностей. Это возможно при условии, что студент имеет высокий уровень мотивации на получение профессиональных знаний, обладает способностью к построению индивидуальной образовательной траектории [4].

Динамизм современной социальной и экономической жизни, возрастающие требования к будущим специалистам обусловливают изменение приоритетов в организации образовательного процесса, его направленность на лич-ностно-профессиональный рост выпускника [5].

Одной из важнейших задач профессиональной подготовки на современном этапе является встраивание выпускника в существующую профессиональную среду. С этой позиции необходимо рассматривать профессию не только как ограниченный вид деятельности,

следствие разделения труда, набор определенных трудовых умений и навыков. Выпускник профессионального учебного заведения считается специалистом, способным решать поставленные задачи на производстве.

В процессе подготовки обучающихся учреждений СПО необходимо учитывать то, что именно профессия дает человеку определенный социальный статус, является его своеобразной визитной карточкой, а процесс профессиональной деятельности является средством не только для удовлетворения человеком своих насущных потребностей, но и для его самореализации в жизни [2]. Поэтому в системе профессиональной подготовки необходимы условия для раскрытия его потенциала. В этой связи актуализируется проблема построения индивидуальной образовательной траектории студента.

Проблема организации учебного процесса на основе построения индивидуальных траекторий обучения рассматривается в контексте основных направлений модернизации российского образования и в системе профессиональной подготовки в целом с точки зрения теории педагогических систем [5].

В настоящий момент процесс конструирования индивидуальных образовательных траекторий, а также его дидактические преимущества, представляют особый интерес для педагогической науки и практики. Поэтому необходимо определить содержание понятия «индивидуальная образовательная траектория», а также выявить эффективные педагогические условия ее реализации с учетом новых целей, которые ставит общество перед системой профессионального образования.

Индивидуальную образовательную траекторию можно определить как индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании.

Личностный потенциал студента — совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития, а в некоторых случаях формирования данных способностей,

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

происходит в ходе образовательного движения студентов по индивидуальным траекториям.

Индивидуальная траектория обучения понимается как личностно значимый путь освоения образовательной программы, где содержание и структура пути определяются с учетом образовательных потребностей и познавательной самостоятельности обучаемого. С другой стороны, индивидуальная траектория профессионального развития студента понимается как путь саморазвития личности и в будущей профессиональной деятельности [5].

Индивидуальная траектория обучения представляет собой личностно ориентированную организацию учебной деятельности студента в вузе и предполагает построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных устремлений, выработки жизненных стратегий, формирования основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента. Под индивидуальным образовательным маршрутом следует понимать освоение студентом учебной программы с учетом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем.

Основная задача профессионального образования определяется как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Именно эти личностные качества, социально востребованные в условиях поликультурного, быстро развивающегося мира, должны быть развиваемы у студентов современных образовательных учреждений [4].

Следовательно, именно в этом направлении возможно осуществлять модернизацию профессионально ориентированного образовательного процесса. При таком подходе могут быть созданы необходимые педагогические условия предоставления обучающимся возможности эффективно конструировать свою образовательную траекторию, удовлетворяя собственные потребности в получении качественного образования. Вопросы создания таких педагогических условий представляют особую значимость как для студентов, так и для образовательного учреждения, перед которым поставлена задача повышения качества под-

готовки конкурентоспособных, востребованных специалистов [4].

Одним из педагогических условий, способствующих выбору индивидуальной траектории обучения, является организация научно-исследовательской деятельности студентов.

Посредством занятий научно-исследовательской деятельностью студенты реализуют свой личностный потенциал, применяют знания, умения, опыт, демонстрируют сформированные общие и профессиональные компетенции по специальности. Работая над исследованием по проблемам профессиональной направленности, студенты применяют теоретические знания для определения его предмета, а творческие способности помогают представить его результаты. Участвуя в различных конференциях, конкурсах, олимпиадах, у студентов формируется представление того, чем бы им хотелось заниматься в профессиональном плане, к чему они стремятся. В процессе обучения студент выделяет важное, значимое в соответствии с его образовательными потребностями.

В большей степени научно-исследовательская деятельность способствует проявлению личностного потенциала студента. Участвуя в конкурсах профессиональной направленности, студент становится субъектом смоделированной профессиональной среды. И здесь важны не только профессионально важные качества, но в большей степени важно проявление личностного потенциала (умение вступать в контакт, презентовать готовый продукт, творческое мышление и способности).

Научно-исследовательская деятельность студентов ГПОУ НТЭТ организуется путем привлечения к работе научно-исследовательской секции «Мы» в рамках научного студенческого общества «Содружество». В ходе работы в научно-исследовательской секции студенты не только знакомятся с понятием и методами научного исследования, но также учатся выражать собственное мнение, приобретают навыки самопрезентации, развивают коммуникативные, творческие способности, реализуют индивидуальные маршруты личностного и профессионального развития.

Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий — многоплановый процесс, который призван обеспечить развитие самостоятельности и инициативы студента, личности в целом, помочь обрести опыт выбора предстоящей деятельности, самостоятельной организации деятельности. Обучение в контексте индивидуальной траектории позво-

80

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016

лит студенту в будущем успешно осуществлять профессиональную деятельность. Вследствие чего перед образовательными организациями встает задача создания условий для выбора и построения студентами индивидуальных траекторий обучения.

1. Гринько М. А. Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 3. С.1-5.

2. Горбачева З. В. Построение индивидуальной траектории обучения студентов техникума железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.vlsu.ru.

3. Липатникова И. Г. Создание индивидуальной образовательной траектории как один из способов обучения студентов приемам принятия решений // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 108-110.

4. Костарева Н. Ю. Индивидуальные образовательные траектории как средство развития у обучающихся инструментальной компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/nataliya-yurevna-kostareva.

5. Шепель Э. В. Индивидуальные траектории обучения в структуре государственных стандартов образования [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/ default/files/shepel.pdf.

УДК/UDC 377 А. В. Скоробогатов, Е. А. Иуков

A. Skorobogatov, E.Iukov

ИНТЕГРАЦИЯ

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

В УГОЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КУЗБАССА

MULTIFUNCTIONAL CENTER OF APPLIED QUALIFICATIONS INTEGRATION

INTO COAL CLUSTER OF KUZBASS

Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки рабочих Кузбасса горным профессиям. Рассматривается процесс создания модели непрерывного профессионального образования на базе инновационных образовательных учреждений профессионального образования. Ключевым элементом данной модели выступают многофункциональные центры прикладных квалификаций, являющиеся структурными подразделениями ведущих региональных профессиональных образовательных организаций.

The article is devoted to the issues of professional training of Kuzbass mining professions workers. The paper deals with the process of creating a model of continuing professional education on the basis of innovative educational institutions of professional education. A key element of this model are the multifunctional centers of applied qualifications which are subdivisions of the leading regional professional educational organizations.

Ключевые слова: профессиональное образование, кадровое обеспечение, профессиональная подготовка, кластер, кластерная инициатива, горные профессии, Кузбасс.

Keywords: vocational training, staffing, training, cluster, cluster initiative, mining profession, Kuzbass.

Одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие экономики России, является нарастающий дефицит квалифицированных рабочих и специалистов. Ситуация осложняется тем, что при разработке крупных региональных и наиболее важных национальных проектов и программ кадровому обеспечению не уделяется должного внимания. Особенно это актуально для ключевых отраслей отечественной экономики. Решение данной проблемы возможно через создание модели непрерывного профессионального образования на базе передовых профессиональных образовательных организаций.

За рубежом есть ряд апробированных моделей и механизмов подготовки кадров, которые работодателями признаются малозатратными и, следовательно, конкурентоспособными. К их числу относятся многофункциональные центры прикладных квалификаций (МЦПК), являющиеся структурными подразделениями крупных региональных профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.