Научная статья на тему 'Инструменты ограничения доступа в социальных образовательных сетях'

Инструменты ограничения доступа в социальных образовательных сетях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА / БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / SOCIAL EDUCATIONAL NETWORK / ACCESS RESTRICTION / SAFETY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич

В статье рассматриваются особенности реализации системы ограничения доступа для организации комфортной и безопасной работы учащихся и педагогов в социальных образовательных сетях. Раскрываются принципы и инструменты ограничения доступа к персональным страницам пользователей, а также ограничения контактов с другими пользователями социальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools for access restrictions in social educational networks

The article deals with the features of implementation of the system of access restrictions for comfortable and safe work of students and teachers in social educational networks. It describes the principles and tools to restrict the access to users’ personal pages, as well as limiting the contacts with other users of the social network.

Текст научной работы на тему «Инструменты ограничения доступа в социальных образовательных сетях»

Construction of complex transport service

Tsyganov Vladimir Victorovich, Doctor of Science (Tech.), Professor, Head of Moscow Department of Institute of Management Problems named after VA Trapeznikov RAS.

Savushkin Sergey Alexandrovich, PhD (Math), Senior Scientist, Leading Researcher, Institute of Transport Problems named NS Solomenko RAS.

Gorbunov Vladimir Grigorievich, deputy. Director General of the Experimental Plant for Scientific Instrument Engineering of the Russian Academy of Sciences.

The implementation of an integrated client-oriented transport service requires coordinated actions of many divisions of the company. In view of their large number, an exhaustive list can not be compiled for them. Therefore, the catalog of services should have mechanisms for constructing complex services from simpler ones.

Keywords: system, automation, service, catalog, structure, information, client, software

УДК 004.773

ИНСТРУМЕНТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА В СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ

Алексей Николаевич Сергеев, проф. РАО, д-р пед. наук E-mail: alexey-sergeev@yandex.ru, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

http://www.vspu.ru

В статье рассматриваются особенности реализации системы ограничения доступа для организации комфортной и безопасной работы учащихся и педагогов в социальных образовательных сетях. Раскрываются принципы и инструменты ограничения доступа к персональным страницам пользователей, а также ограничения контактов с другими пользователями социальной сети.

Ключевые слова: социальная образовательная сеть, ограничение доступа, безопасность учащихся.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-47-340969 «Разработка концепции социальной образовательной сети малокомплектных сельских школ на основе кластерного подхода».

Реализация совместной работы учащихся и педагогов в социальных образовательных сетях требует реализации безопасной системы социального взаимодействия, предполагающей возможности не только общения пользователей и просмотра информации

их персональных страниц, но и ограничения таких контактов, реализации механизмов защиты опубликованной пользователем информации, а также информации о его действиях [1, 2]. При этом такое ограничение доступа может представлять из себя двусторонний процесс: 1) ограничение доступа к информации собственной страницы для просмотра другими пользователями; 2) ограничение себя от просмотра информации, публикуемой другими пользователями социальной сети. Два указанных направления позволяют защитить собственную информацию, а также создать для себя комфортное и безопасное окружение, в котором будет представлен круг пользователей, с которыми допускаются контакты.

Сергеев А.H

Рис. 1. Группы пользователей для конкретного участника социальной сети

1. Защита персональной страницы

Первое направление реализуется через создание механизма защищенных профилей пользователей. Данный механизм - это возможность настройки параметров доступа к своей странице других пользователей социальной сети. Эти пользователи, однако, имеют

в отношении друг друга разную степень связанности, что можно описать через указание групп пользователей для конкретного участника социальной сети (рис. 1).

На рис. 1 для конкретного участника социальной сети приведены следующие группы пользователей: (А) все пользователи Интернета; (Б) участники социальной сети; (В) подписчики пользователя (получают информацию об обновлениях пользователя); (Г) те, на кого подписан сам пользователь (пользователь получает информацию их обновлений); (Д) друзья (пользователи со взаимным интересом).

Так, для социальной образовательной сети, участниками которой являются учащиеся и педагоги, распределение этих групп может быть таким:

А - пользователи Интернета, которые обращаются к ресурсам сайта, не пройдя регистрацию и не указав свой логин и пароль;

Б - зарегистрированные и авторизованные пользователи сайта - учащиеся и педагоги, использующие общий ресурс социальной сети;

В - учащиеся конкретного педагога, желающие получать информацию по изучаемым дисциплинам;

Г - педагоги для конкретного учащегося - по тем предметам и дисциплинам, которые в данный момент изучаются;

Д - учащиеся одного класса, или педагоги одной школы, установившие взаимную подписку на обновления друг друга.

Таким образом, в социальных образовательных сетях, участниками которых являются учащиеся и педагоги, целесообразно реализовать следующие параметры настройки доступа к профилям пользователей:

1. «Только я». Это режим закрытого доступа, когда к информации вашего профиля имеете доступ только вы, что полностью ограничивает просмотр вашей информации сторонними пользователями - у них есть возможность только написать вам личное сообщение. Режим закрытой страницы удобен для случаев, когда регистрация в социальной образовательной сети вам необходима лишь для доступа к каким-либо службам портала и личной переписки, а какое-либо открытое взаимодействие с другими пользователями не предполагается.

2. «Мои друзья». В данном случае просмотр вашей информации открывается пользователям, с которыми вы установили доверительные связи. Ваши друзья могут просматривать информацию страницы вашего профиля, а также видеть ваши сообщения в своих лентах активности.

3. «Те, кого читаю я». Так как «дружба» является двусторонним отношением, следующей ступенью ослабления ограничения доступа является режим выбора пользователей, которым оказали доверие вы, но от которых подтверждение этого доверия по каким-либо причинам не получили. Такие пользователи могут просматривать информацию вашей страницы, но ваши записи в своих лентах активности они не видят, т.к. подписка на ваши обновления ими не оформлялась.

4. «Мои подписчики». В данном случае информацию вашей страницы могут просматривать пользователи, которые высказали к этому явный интерес. Подписчики просматривают информацию на вашей странице, а также получают ваши обновления в свои ленты активности. Так как подписка на вас оформляется самими пользователями, вы не можете управлять составом круга своих подписчиков - можете лишь видеть список пользователей, которые оформили подписку на вас.

5. «Авторизованные пользователи». Этот режим доступа предполагает, что информацию вашей страницы могут видеть все пользователи социальной сети, но только лишь при условии, что они работают с сайтом, указав свой логин и пароль. Таким образом, ограничение ставится на случайных пользователей Интернета, ваша информация не индексируется поисковыми системами, документы и записи не доступны для ссылок извне.

6. «Все пользователи». Данный вариант настройки уровня доступа к вашей странице предполагает наличие доступа всех пользователей сайта, а также и пользователей Интернета, которые ограничены лишь возможностью комментирования ваших записей и отправки личного письма.

Внешний вид страницы настройки параметров доступа к профилю, реализованной нами согласно описанным выше правилам, приводится на рис. 2. Данный пример относится к экспериментальной модели школьной социальной образовательной сети, основанной на платформе WordPress с программным дополнением BuddyPress.

Следует заметить, что ограничение доступа к профилю пользователя в ряде случаев целесообразно производить и автоматически - на основе данных о последней активности пользователя в социальной сети. В силу смены контингента учащихся это востребовано именно в образовательных сетях.

Так, в реализованной нами экспериментальной разработке через год после последней авторизации на сайте профиль пользователя становится доступным только тем пользователям, с которыми был во время работы хоть какой-то контакт (автоматически ставится режим «Мои подписчики»), а через три года ограничение усиливается - страница становится доступной только доверенным пользователями (ставится режим «Мои друзья»). При этом для тех пользователей, кто не работал с сайтом более трех лет, доступ к профилю пользователя при закрытии - закрывается полностью, пользователь исключается также из списка пользователей сайта.

[5 Приватность — Профи X

С ® edunet.fizmat.vspu.nj/members/asergeew/profile/profile-privacy/

ъ=й

(Эазег^ееу

Активность Профиль Сайты о Сообщения о Друзья 1 Группы 1 Документы о Настройки Просмотр Изменить Изменить картинку профиля Изменить обложку Приватность Блокировки Лента

Параметры доступа к профилю

Укажите, кто может просматривать страницу вашего профиля. Все пользователи

Страница будет доступна как авторизованным, так и не авторизованным пользователям. Ваши записи и документы будут публично представлены в Интернете

Авторизованные пользователи

® Страница будет доступна только тем пользователям, кто работает на сайте, указав свой логин и пароль

Мои подписчики

О Страница будет доступна тем, кто подписался на меня, кого читаю я, а также моим друзьям

Рис. 2. Страница настройки параметров доступа к профилю пользователя в социальной образовательной сети

2. Ограничение контактов с другими участниками социальной сети

Второе направление ограничения доступа требуется для создания комфортного окружения, исключения отвлекающей и назойливой информации, а также ограничения иных контактов с другими участниками социальной сети. Для такой системы ограничений требуется создание инструментов, позволяющих добавить другого пользователя в список нежелательных контактов, а также средств администрирования такого списка для просмотра состава пользователей и снятия ограничений.

Так, в реализованной нами экспериментальной модели социальной образовательной сети такое ограничение производится двумя способами: 1) через контекстное меню на странице пользователя (рис. 3), где можно ограничить контакт с пользователем, либо снять это ограничение, если оно было установлено ранее; 2) через страницу блокировок в настройках профиля пользователя (рис. 4). Страница блокировок также позволяет просматривать список пользователей, для которых установлены ограничения, а также снимать эти ограничения при необходимости.

Рис. 3. Ограничение контактов через контекстное меню на странице пользователя

[5 Блокировки — Профи/ х

о Ф edunet.fizmat.vspu.ru/members/asergeev/profile/banned-members/

5 минут назад

■ \~/1

Активность Профиль Сайты (о) Сообщения (о) Друзья 1 Группы (V) Документы о Настройки Просмотр Изменить Изменить картинку профиля Изменить обложку Приватность Блокировки Лента

Блокировка пользователей

Список пользователей, для которых ограничены контакты с вами. Эти пользователи не могут предлагать дружбу, оставлять комментарии и нажимать «Нравится» для ваших записей. Их информация не отображается в ленте активности вашей страницы. Изменить статус блокировки вы можете здесь или на странице самих пользователей.

Василий Ки пятков

Петр Иванов ^МЙГ* год назад

Просмотр 1 - 2 из 2 активных пользователей

Рис. 4. Ограничение контактов через страницу блокировок в настройках профиля пользователя

Инструментальный смысл системы ограничения своих контактов с другим пользователем заключается в том, что после установки таких ограничений выполняется следующее:

1. В ленте активности вашей страницы исключается размещение какой-либо информации, связанной с пользователем - не публикуются его статусы, комментарии, а также отметки «Нравится» для каких-либо записей.

2. Пользователь лишается возможности комментировать, повторно публиковать, отмечать как «Нравится» ваши элементы активности. Он не может добавить вас в друзья.

3. Вы также лишаетесь возможности публичных контактов с пользователем -оставления комментариев, повторной публикации, отметок «Нравится», добавления в друзья.

Таким образом, система ограничений доступа к пользователям в социальной образовательной сети позволят защитить персональную страницу пользователя от доступа извне, а также ограничить самого пользователя от нежелательных контактов с другими участниками социальной сети. Подобные инструменты востребованы в социальных образовательных сетях, где возникает необходимость обеспечения безопасной среды для работы учащихся [1]. Механизмы ограничений, на основе которых реализованы описанные инструменты, могут использоваться во внешних инструментах, таких, как «настав-ник-обучающийся», концептуальные идеи которого были представлены нами ранее [3].

Литература

1. Пономарева Ю.С. Социальные сети и обучение: особенности взаимодействия учащихся и сопровождения учебной деятельности в информационной среде // Грани познания. 2017. № 2 (49). С. 63-66.

2. Сергеев А.Н., Самохина Н.В. Феномен социальных сетей в аспекте процессов информатизации образования // European social science journal. 2015. № 1 (52). С. 126-131.

3. Сергеев А.Н. Модель внутренней кластеризации социальной образовательной сети // Грани познания. 2017. № 2 (49). С. 67-73.

Tools for access restrictions in social educational networks

Aleksey Nikolaevich Sergeev, Professor of Russian Academy of Education, PhD (Pedagogy), Volgograd State Socio-Pedagogical University

The article deals with the features of implementation of the system of access restrictions for comfortable and safe work of students and teachers in social educational networks. It describes the principles and tools to restrict the access to users' personal pages, as well as limiting the contacts with other users of the social network.

Keywords - social educational network, access restriction, safety of students.

УДК 004.7

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Денис Юрьевич Боков, канд.фил.наук, директор e-mail: d.bokov@informika.ru Дмитрий Сергеевич Репин, канд.техн.наук, зам. директора e-mail: r_d_s@informika.ru ФГАУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» http://www.informika.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.