Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирской В.П.

В современных условиях развития экономики в России государство всё больше уделяет внимания вопросам формирования рынка доступного жилья. Показатели доступности жилья обеспечивают базу для создания эффективного механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности, являющегося неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста и достижение социальных целей государства в жилищной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Использованные источники:

1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика. 2006.

2. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. - С.-Петербург:Специальная литература, 2005.

3. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент. М. -2009. 168 с

4. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде, риски, стратегии, безопасность. - М.: Перспектива, 2001

5. Фомичев А.А. Риск-менеджмент. М. -2004

6. Хохлов Н.В. Управление риском. М. -2003. 239 с

Мирской В.П. старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет

Россия, г. Краснодар ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация

В современных условиях развития экономики в России государство всё больше уделяет внимания вопросам формирования рынка доступного жилья. Показатели доступности жилья обеспечивают базу для создания эффективного механизма государственного регулирования инвестиционной деятельности, являющегося неотъемлемой частью единой системы государственного регулирования рыночной экономики, целью которой является обеспечение устойчивого экономического роста и достижение социальных целей государства в жилищной сфере. Ключевые слова

Показатели доступности жилья, государственная жилищная политика, жилищные программы.

Формирование условий, позволяющих повысить доступность жилья для большинства населения страны, во многом определяет социально-экономическую стабильность в обществе и непосредственно влияет на состояние демографических показателей страны и, прежде всего, рост её населения. Наличие или отсутствие жилья, удовлетворяющего современным представлениям граждан о его комфортности и доступности определяют во многом поведение домохозяйств в рыночной экономике.

Проведение и формирование государственной политики в жилищной сфере, принятие мер, направленных на повышение доступности жилья,

является насущной необходимостью в определении целесообразности и своевременности их реализации.

В целях дальнейшей реализации национального проекта Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. №2227-р была утверждена государственная программа "Об обеспечении доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Первый этап реализации госпрограммы должен быть завершен к 2015г., второй - к 2017г., а третий - к 2020г.

Расширение горизонта планирования при реализации государственной жилищной политики даст возможность установить реалистичные целевые ориентиры в виде соотношений ключевых показателей в жилищной сфере до 2020 года.

В результате реализации государственной программы планируется завершить расселение аварийного жилищного фонда (признанного таковым по состоянию на 1 января 2012г.), увеличить долю граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств, приобрести или снять необходимое жилье на рынке или построить индивидуальное жилье. И, в конце концов, добиться того, чтобы количество комнат в квартирах и домах россиян было не меньше числа проживающих в этих квартирах и домах человек. Предполагается, в частности, расширение объемов строительство жилья экономкласса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, а также на неиспользуемых или используемых неэффективно земельных участках, предоставленных государственным организациям.

Кроме того, предусматривается снижение процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования до 868 тыс. кредитов в год в 2020г., государственная поддержка при ипотечном кредитовании отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), а также развитие рынка доступного арендного жилья (предусматривается, что к 2020г. доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах составит 10%).

Государственная программа ставит задачу снизить стоимость одного квадратного метра жилья примерно на 20% к 2018 году. К 2020г. ежегодный ввод жилья в России планируется довести до 92 млн кв.м. В тоже время данной программой не решается ряд вопросов и направлений развития жилищного рынка, доступности жилья для большинства граждан страны, увеличение показателя обеспеченности жильём до уровня ряда стран Западной Европы и США.

Доступность жилья является многомерной категорией, в которой в сложной форме переплетаются различные социально-экономические, демографические и поведенческие взаимосвязи. С учётом их специфического влияния на доступность улучшения жилищных условий можно структурировать основные факторы по отдельным группам (блокам). Однако подобная классификация в определенной степени носит условный характер: значимость тех или иных факторов на доступность проявляется сквозь призму и на фоне проводимой государством и муниципальными образованиями жилищной политики, что усиливает влияние одних факторов и ослабляет влияние других.

Как говорят эксперты, доступность жилья, прежде всего, зависит от того, насколько насыщен рынок, от соотношения спроса и предложения, а также от взаимоотношений бизнеса и власти.

Показатель доступности жилья - один из ключевых индикаторов, широко применяемый в мировой практике. В частности, он используется в межстрановых сравнениях в Программе ООН по развитию населенных пунктов («Хабитат»).

На рисунке 1 представлена структура основных факторов, влияющих на величину коэффициента доступности жилья.

Рисунок 1. - Факторы, влияющие на коэффициент доступности жилья1

1 Рисунок составлен автором в процессе исследования.

Основным инструментом реализации государственной жилищной политики в России является разработка и реализация жилищных программ, целью которых является предоставление нуждающимся категориям граждан помощи в улучшении жилищных условий в разнообразных формах.

Вышеуказанные программы по улучшению жилищных условий нуждающихся граждан реализуются с использованием различных инструментов, в рамках разнообразных форм участия и механизмов финансирования приобретения и строительства жилья.

Принимая во внимание целевое значение объемов жилищного строительства 2015 года и, допуская неизменность численности населения, можно говорить о том, что плановая строительная активность к 2015 году должна составить0,56 кв.м нового жилья на человека. Фактически, в 2006 году российский строительный комплекс вышел на уровень строительной активности 0,35 м , что по зарубежным меркам является скромным показателем. Реально приблизиться к европейскому стандарту строительной активности в РФ, по нашему мнению, возможно в

2020 году, когда ежегодный объём ввода жилья должен составлять не менее

2 2 140 млн м , т.е. исходя из расчёта 1м жилья в год на одного жителя.

Однако их реализация не может обеспечить доступность жилья для основной массы нуждающихся в силу незначительных сумм, выделяемых из бюджетов для их реализации. Так, в 2013 году в Ростовской области предусмотрено выделение из бюджета на реализацию жилищных программ всего 715 млн руб., что лишь на 3,6 % больше, чем в 2012 году. Речь идет о программах, реализуемых с участием ГБУ РО "Агентство жилищных программ". На участие в них могут рассчитывать, в том числе, молодые семьи, молодые учителя и ученые. Кроме того, для всех жителей региона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработана программа "Народная ипотека", предусматривающая постепенные накопления граждан, желающих приобрести жилье, субсидию областного бюджета на накопленные средства, а также кредит на льготных условиях.

Как говорят эксперты, доступность жилья, прежде всего, зависит от того, насколько насыщен рынок, от соотношения спроса и предложения, а также от взаимоотношений бизнеса и власти.

Доступность жилья является сложным многогранным индикатором, который не только отражает ход рыночных реформ в жилищной сфере, их социальную направленность, но и связан с общим течением социально-экономических процессов в обществе, их успешностью, учитывает поведение населения на рынке жилья, его ожидания, степень доверия к государственным и коммерческим институтам.

Возможность улучшить жилищные условия является сложной категорией, в которой тесно переплетаются демографические, социально-экономические характеристики текущего уровня благосостояния населения, параметры бюджетно-нормативной и кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политики в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального обслуживания.

Доступность жилья - это связующее звено между рынком банковских услуг и рынком недвижимости. Повышая доступность жилья, ипотечные кредиты увеличивают спрос на рынке жилой недвижимости. Главенствующим критерием доступности жилья является его реальная рыночная стоимость с учётом динамики её изменения во времени. Влияние рыночной стоимости сказывается при всех формах приобретения жилья: и при единовременной оплате, и при разных формах кредитования (субсидирования). В свою очередь, влияние этих форм также существенно и дифференцированно отражается на динамике доступности улучшения жилищных условий. Льготные и разнообразные формы кредитования (особенно долгосрочного) и субсидирования оказывают наибольшее влияние на динамику доступности.

Жилье сейчас доступно далеко не всем, и сделать его доступнее, конечно, благая цель, но делать это лучше не за счет прибыли застройщиков, которая после кризиса не слишком высока, а за счет уменьшения и либерализации различного рода административных барьеров и бюрократических процедур, чего вполне можно добиться административным путем.

Государство должно поощрять и развивать жилищное строительство, создавать необходимые условия для деятельности строительных компаний. Однако правительству сложно повлиять на вторичный рынок жилья, поэтому для увеличения доступности жилья необходимо нарастить объемы его строительства и продажи по разумным ценам.Снизить стоимость жилья в строящихся объектах на 20-30% возможно при активном участии города в части инженерной подготовки территорий под застройку и в решении вопроса подключения объектов к сетям.

В условиях ограниченных возможностей финансирования за счет средств государственного бюджета деятельности органов исполнительной власти, недостаточно четкой регламентации функций и порядка их реализации органами исполнительной власти, а также низкой эффективности механизмов обеспечения соблюдения существующих правил, возникает проблема разграничения функции государственного управления и предоставления публичных услуг.

В соответствии с реализуемой в настоящее время ФЦП «Жилище», к 2020 году на долю арендного жилья будет приходиться порядка 20 процентов всех новостроек в стране. При условии, что будет выполнена задача - к 2020 году выйти на уровень ввода 140 миллионов квадратных

метров жилья, под доходные дома будет задействовано около 30 миллионов квадратных метров жилья в год.

Модель частного строительства таких доходных домов уже отрабатывается в Самаре, Краснодаре и Новосибирске. Для каждого региона стоимость аренды в таких домах будет своя. Расчеты, произведённые на примере Краснодара, показывают, что ориентировочная стоимость аренды двухкомнатной квартиры в доходном доме будет составлять около 10 тысяч рублей в месяц вместе с коммунальными платежами. В данном случае речь идет о жилье эконом-класса: преимущественно серийных проектах с квартирами типовой планировки и так называемой муниципальной отделкой.

Крупнейшие города мира отличает относительно большая доля арендного жилья, которая необходима для «обеспечения» высокого миграционного оборота, характерного для таких городов, и соответственно, относительно незначительная доля жилых помещений, в которых проживают собственники. При этом, в зависимости от особенностей национальных жилищных рынков, доля домохозяйств, проживающих в арендном жилье, колеблется в достаточно широком диапазоне: от 89% в Берлине, 82% в Амстердаме и 71% в Париже до 43% в Лондоне и 36% в Риме.

Пилотный проект разработки, строительства и эксплуатации арендного некоммерческого жилья начинает реализовываться и в Ростове-на-Дону. По соглашению с ООО «Агентство финансирования жилищного строительства 30% от стоимости каждой квартиры будет субсидироваться из бюджета города и стоимость арендной платы за однокомнатную квартиру не превысит 10 тысяч рублей. После 20 лет аренды и регулярных выплат квартира перейдёт в собственность арендатора.

Министерство регионального развития разработало проект строительства доходных домов в регионах, согласно которому застройщик будет получать от коммерческого банка кредит в размере 70% от стоимости работ (под 10% годовых сроком до двух лет). После завершения строительства дом будет выкупаться управляющей компанией, оформившей кредит в АИЖК на срок до 20 лет под 10-11% годовых.

Строительство доходных домов на условиях, предложенных государством, должно быть очень интересно для бизнеса в силу того, что схема сдачи такого жилья в аренду понятна и прозрачна. Кроме того, спрос на арендное жилье гарантировано стабилен в современных условиях России, что обеспечит бизнесу стабильный доход от аренды доходных домов. Обслуживание доходных домов через создание собственником управляющей компании даст возможность получать ему дополнительный доход, что придаст бизнесу новые стимулы для инвестирования в жилищную сферу и жилищное строительство.

Задача региональных органов власти и органов местного самоуправления при этом состоит в создании условий, при которых бы полноценно заработал механизм государственно-частного партнерства.

Учитывая высокую стоимость создания инфраструктуры для строительства жилья и для успешного применения схемы частно -государственного партнёрства, государственные, региональные органы власти и органы местного самоуправления должны значительную часть инфраструктурных расходов брать на себя, а частный бизнес, опираясь на эту вновь созданную инфраструктуру, должен активно инвестировать средства в жилищную сферу.

Данный перечень следует скорректировать, добавляя отдельные виды жилищной аренды, так как многие виды долгосрочной аренды предполагают передачу определённой части управления недвижимостью арендаторам, например, в области капитального и текущего ремонта, коммунальных и иных платежей, при этом часть доходов от использования жилья получает сам арендатор в виде денежных доходов и определённых льгот. По нашему мнению, необходимо активнее развивать арендный рынок жилья, учитывая, что это уже происходило на начальном этапе развития жилищного рынка в развитых зарубежных странах. Аналогично следует рассматривать земельную аренду и инвестиции в неё, позволяющие получать доходы.

Строительство социального жилья и управление им могло бы стать одним из наиболее эффективных видов государственно-частного партнерства - нового для России института, позволяющего привлечь для решения жилищной проблемы частные компании, сохраняя за публичной властью функции регулирования отношений в жилищной сфере и предоставление социальной помощи малоимущим семьям.

Анализ законодательства о доходных домах и законодательства о «социальном жилье» позволил сделать вывод о том, что договор на предоставление услуг проживания относится, безусловно, к категории административных договоров, условия которых ранее не устанавливались в российском законодательстве.

Государственно-частное партнерство представляется единственным эффективным решением жилищной проблемы в сегодняшней России. Передача функций от публичной власти частным рыночным структурам может и должна сопровождаться заключением административных договоров по различным видам партнерств. Это становится особо актуальным в связи с введением с 2014 года поправок к Жилищному кодексу, которые вводят новую систему финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.

Перспективной формой государственно-частного партнёрства в жилищной сфере представляется идея контрактов жизненного цикла (КЖД). Контракт жизненного цикла - это договор, по которому инвестор берёт на себя весь комплекс работ на строящемся, а затем и эксплуатируемом жилом

доме. Инвестор принимает на себя обязательства по проектированию, строительству и эксплуатации объекта. Роль государства или органов местного самоуправления заключается в выделении земельного участка, контроле соблюдения норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации жилого дома. По этой схеме возможно строительство социального жилья и доходных домов. При этом оплата может производиться постепенно в процессе эксплуатации жилья по заранее согласованным срокам и суммам при соблюдении инвестором оговоренных договором требований к качеству возводимого объекта. Такая схема имеет ряд преимуществ по сравнению с используемой в настоящее время схемой с применением сметного финансирования. Во-первых, заказчик в лице государства или органов местного самоуправления имеет дело с одним лицом, отвечающим и за строительство, и за эксплуатацию объекта. Во-вторых, объект возводится не с учётом не наименьшей цены, а соблюдения требований к качеству и строительства, и эксплуатации. В-третьих, подобная схема будет способствовать использованию инноваций в жилищном строительстве, передовых технологий и материалов при эксплуатации жилья. В-четвёртых, будут минимизированы расходы на эксплуатацию и ремонт жилого фонда, в чём будет заинтересован заказчик.

Анализ перспектив становления в России института социального жилья дает основания полагать, что без объемного и действенного административно-правового регулирования само его создание и дальнейшее успешное развитие в нашей стране реальных перспектив не имеет. Показателен в этом плане опыт Китая, сменившего приоритеты инвестиционной активности в жилищной сфере и планирующего построить к 2015 году 35 миллионов квартир по программе социального жилья. Социальное жильё должно стать главным приоритетом внутренней политики в том, что касается поддержки экономического роста, обеспечения социальной стабильности и снижения цен на жильё.

В настоящее время в России одно из основных направлений создания современной и качественной жилищной сферы - реновация жилища как процесс замещения жилых домов. В этом случае происходит улучшение потребительских и экономических характеристик жилого фонда, увеличивается ценность жилья как экономического блага, товара и источника дохода. Реализация проектов по реновации обеспечит расширенное воспроизводство жилищного фонда и развитие уже застроенных территорий, а также является важной составляющей инновационной привлекательности проектов.

В Ростовской области в настоящее время реализуется ряд жилищных программ, направленных на адресную помощь отдельным категориям граждан (см., например, рисунок 2).

Государственная поддержка молодым специалистам (ученым, врачам, учителям)

Ш

Народная ипотека

Рисунок 2. - Система жилищных программ, реализуемых в Ростовской области2

В рамках ФЦП «Жилище» до 2015 года на территории Ростовской области будут реализованы мероприятия, направленные на поддержку развития жилищного строительства, в том числе:

1) на комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья;

2) на развитие строительства жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам

Рисунок составлен автором в процессе исследования

энергоэффективности и экологичности, а также доступно гражданам со средним уровнем доходов;

3) на развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса;

4) на реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

5) на упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам для обеспечения строительства жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного.

Таким образом, целью программных мероприятий является обеспечение населения Ростовской области доступным жильем путем реализации механизмов государственной поддержки, развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.

Уже в настоящее время по объемам вводимого жилья Ростовская область входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации и занимает 2-е место в ЮФО. Ситуация в жилищном строительстве в целом по области характеризуется стабильной динамикой.

В международной практике результативность строительного комплекса принято оценивать не в абсолютных, а в относительных показателях. Существует так называемый европейский стандарт строительной активности, составляющий 1 кв.м нового жилья на душу населения в год.

Принимая во внимание целевое значение объемов жилищного строительства 2015 года и, допуская неизменность численности населения, можно говорить о том, что плановая строительная активность к 2015 году должна составить0,56 кв.м нового жилья на человека. Фактически, в 2006 году российский строительный комплекс вышел на уровень строительной активности 0,35 кв.м, что по зарубежным меркам является скромным показателем. Реально приблизиться к европейскому стандарту строительной активности в РФ, по нашему мнению, возможно в

2020 году, когда ежегодный объём ввода жилья должен составлять не менее

2 2 140 млн м , т.е. исходя из расчёта 1м жилья в год на одного жителя.

Доступность жилья является комплексной оценкой социальной ориентированности жилищного рынка. Параметры доступности жилья отражают сбалансированность спроса и предложения на рынке жилья, наличие «ценового пузыря», соотношение доходов домашних хозяйств и условий ипотечного кредитования. Однако в реальности высокая доступность жилья может означать вовсе не высокий уровень развития жилищного рынка территории, а, наоборот, его социально-экономический коллапс, когда жилье становится недефицитным товаром и население старается покинуть депрессивный регион. И здесь в качестве мощного дополнительного теста территории на кризисность выступает показатель строительной активности. Тем не менее, на наш взгляд, это не снижает важности индикатора доступности жилья, поскольку вопросы его

покупки, строительства, улучшения жилищных условий актуальны, в первую очередь, для стабильно развивающихся стран и регионов.

Ильина Т. Г., к. э. н.

доцент Митасов Д.В. студент

Национальный исследовательский Томский Государственный

Университет Россия

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ СЕГМЕНТА ФИНАНСОВОГО РЫНКА РФ

(КРЕДИТНЫЙ)

Актуальность в написании данной работы состоит в необходимости повышения качества управления финансово-кредитной системой национальной экономики РФ.

Объект исследования - финансы и кредит.

Предмет исследования - анализ выполнения финансовых показателей развития сегмента финансового рынка РФ (кредитный).

Цель данной работы - дать оценку состоянию развития банковского сектора национальной экономики РФ.

Задачи работы:

1) раскрыть содержание финансово-кредитного сектора экономики РФ

2) собрать информацию о результатах развития финансово-кредитной системы РФ;

3) обобщить полученные в ходе написания данной работы ее результаты.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что качества управления финансами отечественных предприятий и организаций влияет на их конкурентоспособность в условиях становления и развития национальной экономики страны.

В качестве теоретической основы исследования выступили в следующем порядке (с единой нумерацией):

1. нормативные документы и нормативно-правовые акты РФ (кодексы, федеральные законы),

2. учебники и учебные пособия на русском языке (согласно алфавитному порядку авторов),

3. открытые электронные источники (согласно последовательности латинского алфавита в ЦЕЬ-адресах).

В целях достижения ранее поставленной цели была определена следующая структура работы:

1. введение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.