Научная статья на тему 'Инструменты интеграции систем управления качеством в образовательный процесс'

Инструменты интеграции систем управления качеством в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ИНТЕРВАЛЬНЫХ ГРАФИКОВ / МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF ACADEMIC PROCESS / VISUALISATION AND ANALYSIS OF ACADEMIC ACHIEVEMENTS / METHOD OF THE INTERVAL SCHEDULE / METHODS OF ANALYSIS OF TESTING RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусятников Виктор Николаевич, Безруков Алексей Иосифович, Соколова Татьяна Николаевна

Рассматриваются проблемы анализа результатов и оперативного управления процессом обучения студентов вуза. Описывается применение методов интервальных графиков (японских свечей) для визуализации результатов обучения. Осуществляются типизация результатов обучения и содержательная интерпретация результатов каждого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусятников Виктор Николаевич, Безруков Алексей Иосифович, Соколова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instruments of Integration of Quality Management Systems into Academic Process

The article covers the problems of analysis of academic records and daily management of the academic process in higher education institutions. Application of the method of the interval schedule (Japanese candlestick) for the visualisation of academic results is described in detail. Type-design classification of academic records and content interpretation of each type is provided.

Текст научной работы на тему «Инструменты интеграции систем управления качеством в образовательный процесс»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШШШ!

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В. Н. Гусятников, А. И. Безруков, Т. Н. Соколова

(Саратовский государственный социально-экономический университет)

Рассматриваются проблемы анализа результатов и оперативного управления процессом обучения студентов вуза. Описывается применение методов интервальных графиков (японских свечей) для визуализации результатов обучения. Осуществляются типизация результатов обучения и содержательная интерпретация результатов каждого типа.

Ключевыге слова: системы управления качеством учебного процесса; визуализация и анализ результатов обучения; метод интервальных графиков; методика анализа результатов тестирования.

Сегодня перед всеми вузами стоит проблема коренной модернизации образовательного процесса и внедрения современных систем управления качеством образования. Основополагающие принципы построения систем управления качеством хорошо известны и закреплены в стандартах серии 180 9000—2001. Предметом и результатом образовательного процесса являются люди, поэтому применение указанных стандартов к образовательному процессу имеет определенную специфику и требует переосмысления содержащихся в них положений.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001—2001 для успешного функционирования организация должна осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности, рассматриваемых как процессы. Одним из важнейших требований упомянутого стандарта является необходимость мониторинга, измерения и анализа процессов, определенных организацией, позволяющих принимать управленческие решения на основе объективной информации.

В настоящее время существует множество подходов к формированию самого понятия качественного образования. Параметры процесса обучения трудно формализуются и поддаются измерению [1]. Объективная оценка результатов обучения возможна только на выходе процесса (работодателем, государственной аттестационной комиссией). Промежуточные оценки знаний студентов (например, результаты сессий) субъективны по своей природе. Все это затрудня-

ет внедрение в вузе систем управления качеством, соответствующих ГОСТ Р ИСО 9001—2001.

Для эффективного управления качеством учебного процесса нужны инструменты, которые позволяют не только констатировать уровень образовательных достижений по завершению этапов обучения, но и своевременно измерять динамические характеристики в ходе образовательного процесса. Иными словами, необходим инструментарий для оперативного анализа динамики успеваемости студентов и управления учебным процессом на уровне отдельного преподавателя, кафедры, деканата факультета конкретного вуза.

На процесс обучения влияет достаточно большое число факторов, главные из которых — способности и уровень начальной подготовки обучаемых, состояние образовательной среды вуза, уровень мотивации, влияние внешней среды и т. д. Все они находят отражение в оценке уровня знаний на различных этапах обучения. При этом оценка служит интегральной характеристикой, которая в той или иной степени зависит от перечисленных факторов. Здесь прослеживается аналогия с формированием цены акций на рынке ценных бумаг в результате сложного взаимодействия случайных и закономерных факторов.

Для анализа динамики цен на рынке ценных бумаг широко применяются методы технического анализа. Одними из популярных методов являются методы интервальных графиков, и в частности

© Гусятников В. Н., Безруков А. И., Соколова Т. Н., 2010

№ 4, 2010

метод японских свечей. Он позволяет наглядно представить динамику того или иного показателя с учетом взаимосвязей «внутри» изменяющегося параметра.

Воспользуемся данным методом для наглядного представления динамики результатов тестирования знаний студентов. Как и в биржевых диаграммах, разница между результатами базового и текущего тестов определяет размер свечи. Каждая свеча на графике состоит из черного либо белого тела и верхней/нижней тени, или фитиля (тонкой линии выше и ниже тела свечи). Границы тела отображают базовое и текущее значения. Если тело светлое, то текущее значение выше базового и динамика положительная, если темное — текущий результат ниже базового и динамика отрицательная. Таким образом, по цвету и высоте тела можно дать качественную и количественную характеристику соотношения текущего и базового результатов тестирования. Верхняя и нижняя грани-

2

4 5

цы тени отображают максимальное и минимальное значения результатов за выбранный период наблюдения. В течение указанного периода может пройти любое количество сессий тестирования; по всем учитываемым результатам определяются максимальное и минимальное значения, которые и фиксируются на диаграмме.

Применяя данный метод, мы можем отразить разброс результатов тестирования для каждого студента и увидеть различия результатов для всей группы. Большой фитиль на индивидуальной диаграмме свидетельствует о неустойчивости результатов у данного студента. Фитиль сверху говорит о том, что студент способен на лучшие результаты, а фитиль снизу свидетельствует о провалах на предыдущих тестах.

На рис. 1 приведены примеры свечей, которые можно сопоставить с различными типами студентов с точки зрения успешности обучения.

7

10

і

Р и с. 1. Виды свечей

Очень короткие фитили или их отсутствие при светлом теле свечи говорят о том, что текущий результат близок (свеча 1) или равен (свеча 3) индивидуальному максимуму. Индивидуальный минимум соответствует результату ЕГЭ, у студента есть потенциал и, самое главное, стремление к учебе.

Темное тело свечи в аналогичной ситуации (свечи 2 и 4) — признак того, что индивидуальный максимум соответству-

ет базовому результату. Текущий результат — самый худший из всех наблюдений. Высота верхнего фитиля — оценка потенциальных возможностей студента. Поскольку в качестве базового мы рассматриваем результат ЕГЭ, можно предположить, что реальный базовый уровень знаний студента ниже зафиксированного на едином государственном экзамене.

Наличие заметных верхних и нижних фитилей говорит о нестабильности зна-

6

1

3

9

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ний, возможны «взлеты» (верхний фитиль) и падения, «провалы» в знаниях (нижний фитиль). Чем больше общая высота свечи и высота фитилей, тем более нестабильные результаты показывает студент (свечи 5—8).

Следует обратить внимание и на положение тела на свече (соотношение длин верхнего и нижнего фитилей). Светлое, смещенное вверх (нижний фитиль больше верхнего) тело — признак положительной тенденции: несмотря на срывы, текущий уровень знаний постепенно растет (свеча 7). В противном случае (темное, смещенное вниз тело) тенденция негативная: наличие высокого верхнего фитиля отражает потенциальные возможности студента, но отсутствие мотивации, пропуски занятий или иные причины приводят к снижению результатов учебы (свеча 8).

Если тело свечи темное и при этом верхняя граница тела и верхний фитиль невысокие (свеча 9), можно говорить о неспособности студента воспринимать (осваивать) программу высшей школы. Если базовый результат (верхняя граница тела свечи) достаточно высокий, но верхний фитиль небольшой (свеча 10) — у студента отсутствует мотивация к учебе и он стабильно снижает результат.

Рассмотрим пример применения метода японских свечей для исследования результатов тестирования студентов Саратовского государственного социальноэкономического университета по дисциплине «Математика». Исследование проводилось в двух группах первокурсников финансово-кредитного факультета, обучающихся по направлению «Экономика и управление». В качестве материалов для анализа послужили результаты ЕГЭ 2009 г., входного тестирования в начале сентября 2009 г., а также итогового контроля по окончании первого, второго и третьего модулей в 2009/10 учебном году в форме компьютерного тестирования. Последнее проводилось с помощью вузовской системы тестирования [1; 2] по методикам, сходным с методикой Федерального интернет-экзамена [3]. Для входного тестирования использовались

тесты, разработанные преподавателями кафедры прикладной математики и информатики, соответствующие программе средней школы. Тесты для итогового контроля были составлены по дидактическим единицам, изучение которых предусмотрено в соответствующих модулях рабочим учебным планом. Результатом тестирования считалась доля правильно выполненных тестовых заданий, измеренная в процентах. Использование в качестве исходных данных результатов тестирования по математике вполне оправданно, так как содержание дисциплины в достаточной степени стандартизовано, а методика преподавания хорошо отработана.

На рис. 2 приведены результаты тестирования по математике студентов двух групп. На графике учтены результаты ЕГЭ, входного тестирования и трех итоговых тестов по окончании первых трех модулей. Для наглядности списки студентов отсортированы в порядке возрастания результатов ЕГЭ, являющегося начальным тестом. Чтобы сделать результаты учитываемых тестов сопоставимыми, среднее значение и стандартное отклонение каждого теста с помощью линейной нормировки устанавливались равными соответствующим характеристикам начального теста.

Как видно из рисунка, положение с математикой в группах существенно различается. Во второй группе (ФК-5) большинство слабых и средних студентов (получивших низкий и средний балл по ЕГЭ) в течение первого года повысили свои результаты, а сильные студенты ухудшили. В первой группе (ФК-4) ухудшились результаты у «середнячков». Причина тому — различия систем ценностей, сложившихся в группах. Если в первой группе каждый учится, как может, и «натасканные» на сдачу ЕГЭ «середнячки» постепенно теряют свои позиции, то во второй — слабые студенты стремятся догнать сильных, а сильные, почувствовав свои преимущества на фоне слабых, не прикладывают необходимых усилий для успешного овладения знаниями.

№ 4, 2010

Р и с. 2. Динамика успеваемости студентов I курса по дисциплине «Математика»

Предложенный инструментарий дает возможность наглядно представить результаты нескольких последовательных этапов тестирования, содержательно отобразить динамику успеваемости как отдельных студентов, так и учебных групп, увидеть соотношение успехов студентов в группе и связать результаты с внешними и внутренними влияющими на них факторами. Применение этого инструментария в системах управления качеством, на наш взгляд, позволит принимать оперативные решения по управлению учебным процессом на основе объективных данных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусятников, В. Н. Методики использования результатов компьютерного тестирования в системах поддержки принятия решений / В. Н. Гусятников, Т. Н. Соколова, И. В. Каюкова // Интеграция образования. — 2009. — № 3. — С. 26—29.

2. Гусятников, В. Н. Технологии компьютерного тестирования как элемент системы поддержки принятия решений в образовательной деятельности / В. Н. Гусятников, Т. Н. Соколова // Интеграция образования. — 2008. — № 4. — С. 114—117.

3. Наводнов, В. Г. ФЭПО как инновационный подход в системе обеспечения качества образования / В. Г. Наводнов, А. С. Масленников, В. П. Киселева // Аккредитация в образовании. — 2008. — № 24. — С. 74—78.

Поступила 18.10.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.