Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО ДОКТРИНЕ КУБИНСКОГО СОЦИАЛИЗМА: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО ДОКТРИНЕ КУБИНСКОГО СОЦИАЛИЗМА: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / КУБИНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ / КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1959 ГОДА / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Александр Леонидович

Предмет предлагаемого исследования - содержание основных методов и средств, направленных на трансформацию общества в соответствии с политико-правовой доктриной кубинского социализма. Цель работы - обобщение и формализация основополагающих принципов, в соответствии с которыми доктрина кубинского социализма оказывается интегрирована в реальную трансформацию островной общественно-политической жизни. Методология исследования включает общие научные методы анализа, синтеза, сравнения и частные правовые методы формально-юридического, сравнительно-правового и историко-правового анализа. Результаты исследования определяются аргументированными тезисами о принципах реализации кубинской социалистической доктрины на разных этапах становления соответствующего социально- государственного проекта. Область применения результатов характеризуется сферой российского гуманитарного образования, как в сфере латиноамериканистики, так и в отношении дисциплин, изучаемых широким спектром студентов по различным специальностям (исторических, экономических, юридических и т.д.). Новизну исследования отражают обоснованные дефиниции и признаки способов и средств трансформации совокупной множественности социальных процессов при помощи кубинской социалистической доктрины. Выводы краткого анализа включают: обобщение главной цели выявления главных принципов кубинской политико-правовой социалистической трансформации; выявление особенностей латиноамериканского гуманизма, особой этики пратизанской и революционной борьбы; выработки особой нравственной альтернативы послереволюционной трансформации общества, опирающейся как на основополагающие марксистские ценности, так и на лучшие либеральные основы европейской традиции конституционализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS AND METHODS FOR TRANSFORMING SOCIETY ACCORDING TO THE DOCTRINE OF CUBAN SOCIALISM: A LEGAL ANALYSIS

The subject of the proposed research is the content of the main methods and means aimed at transforming society in accordance with the political and legal doctrine of Cuban socialism. The aim of the work is to generalize and formalize the fundamental principles according to which the doctrine of Cuban socialism is integrated into the real transformation of the island’s socio-political life. The research methodology includes general scientific methods of analysis, synthesis, comparison and private legal methods of formal legal, comparative legal and historical legal analysis. The results of the study are determined by reasoned theses on the principles of the implementation of the Cuban socialist doctrine at different stages of the formation of the corresponding socio-state project. The scope of application of the results is characterized by the sphere of Russian humanities education, both in the field of Latin American studies, and in relation to disciplines studied by a wide range of students in various specialties (historical, economic, legal, etc.). The novelty of the research is reflected by the well-founded definitions and signs of ways and means of transformation of the aggregate multiplicity of social processes with the help of the Cuban socialist doctrine. Conclusions brief analysis includes: generalization of the main goal of identifying the main principles of the Cuban political and legal socialist transformation; identification of the features of Latin American humanism, special ethics of the guerrilla and revolutionary struggle; development of a special moral alternative to the post-revolutionary transformation of society, based on both the fundamental Marxist values and the best liberal foundations of the European tradition of constitutionalism.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО ДОКТРИНЕ КУБИНСКОГО СОЦИАЛИЗМА: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

Инструменты и методы трансформации общества согласно доктрине кубинского социализма: правовой анализ

Сергеев Александр Леонидович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

E-mail: alsergeev1980@mail.ru

Предмет предлагаемого исследования - содержание основных методов и средств, направленных на трансформацию общества в соответствии с политико-правовой доктриной кубинского социализма. Цель работы - обобщение и формализация основополагающих принципов, в соответствии с которыми доктрина кубинского социализма оказывается интегрирована в реальную трансформацию островной общественно-политической жизни. Методология исследования включает общие научные методы анализа, синтеза, сравнения и частные правовые методы формально-юридического, сравнительно-правового и историко-правового анализа. Результаты исследования определяются аргументированными тезисами о принципах реализации кубинской социалистической доктрины на разных этапах становления соответствующего социально- государственного проекта. Область применения результатов характеризуется сферой российского гуманитарного образования, как в сфере латиноамериканистики, так и в отношении дисциплин, изучаемых широким спектром студентов по различным специальностям (исторических, экономических, юридических и т.д.). Новизну исследования отражают обоснованные дефиниции и признаки способов и средств трансформации совокупной множественности социальных процессов при помощи кубинской социалистической доктрины. Выводы краткого анализа включают: обобщение главной цели выявления главных принципов кубинской политико-правовой социалистической трансформации; выявление особенностей латиноамериканского гуманизма, особой этики пратизанской и революционной борьбы; выработки особой нравственной альтернативы послереволюционной трансформации общества, опирающейся как на основополагающие марксистские ценности, так и на лучшие либеральные основы европейской традиции конституционализма.

Ключевые слова: Социализм; революция; кубинский социализм; кубинская революция 1959 года; социальная трансформация; социальный конфликт; социальный процесс.

см со

Кубинский социализм следует рассматривать в трех аспектах - как социально-политический строй, окончательно оформившийся после Революции 1959 года; как соответствующее ему общественно-политическое движение; как политико-правовая доктрина, трансформирующаяся в соответствии с практикой строительства кубинского социалистического государства. Генезису кубинского социализма сопутствовал ряд структурных компонентов, важнейшим из которых являлся мартианский «утопический» социализм, трансформировавшийся при взаимодействии к 40-м годам 20 века с рядом других левых идеологем в особое социально-ориентированное национально-освободительное движение. В рассматриваемом нами аспекте нас интересует два этапа его становления: партизанский, когда борьба за власть шла повстанческим движением вооруженным путем; собственно революционный, связанный с окончательным достижением власти и дальнейшей трансформацией общества. Необходима специальная оговорка, связанная с тем, что под революцией кубинский социализм понимает основополагающий способ коренной и долговременной трансформации общества, исходя из чего о революционной борьбе можно говорить и после достижения власти.

Одна из важнейших особенностей кубинской государственно-правовой социалистической трансформации разное соотношении морали и права в различных послереволюционных временных периодах. В предреволюционные годы повстанческое движение и районы, контролируемые им, попадали в систему «революционного правосознания». В дальнейшем, после обретения фиделевскими повстанцами государственной власти, в стране продолжали действовать многие кубинские дореволюционные акты, в которые, однако, в соответствии с требованиями времени вносилось множество поправок. В особенно значительной степени это касалось уголовного и уголовно-процессуального законодательства- до конца 70-х годов 20 века на Кубе с многочисленными изменениями и дополнениями действовали: старый уголовный кодекс Кубы 1935 г; Уголовно-процессуальный кодекс 1882 г; Военно-процессуальный кодекс 1896 г. Многие трансформации соответствующих правовых норм также диктовались «революционной целесообразностью» (к примеру, на протяжении определенного времени Уголовный закон на Кубе не имел обратной силы). Данный процесс объяснялся необходимостью стремительного реагирования на конкрет-

ную политическую ситуацию, с одной стороны, и консерватизмом права, не успевавшего за текущими изменениями, с другой. Институциона-лизация кубинской социалистической политико-правовой системы в основных своих параметрах завершилась к концу 70-х годов, после чего революционная мораль по сравнению с правом стремительно отходит на второй план. Сегодняшняя Куба имеет четко выраженную правовую систему, где прямо закрепляется принцип социалистического правового государства с большим количеством юридических гарантий реализации указанного принципа.

Особенностью иберийской культуры является во многом иное понимание революции, нежели чем в большинстве других цивилизационных аналогов. Для указанного подхода более свойственен путь трансформации, проходящий под революционными знаменами, но при этом содержащий в себе значительную эволютивную компоненту. Революция кубинского типа имеет весьма значимый антиколониальный радикализм, но в плане политико-правовом, идеологическом, религиозном и многих иных она значительно умереннее классических европейских революционных аналогов. Изначальные цели кубинской революции имели довольно умеренный характер; ее радикализация произошла вследствие жесткого экономического и военно-политического внешнего давления, всесторонне поддерживающего деятельность внутренних контрреволюционных террористических групп.

Для кубинской социалистической концепции революция это прежде всего независимость. Именно с помощью независимости можно решить все остальные проблемы -социальные, экономические, внешнеполитические, культурные и иные. Социализм- главная гарантия кубинской независимости; почвенные корни социализма послужили значительной гибкости указанной модели. Не случайно адресация к революции как к священному национально-освободительному символу начинается в кубинской историографии с 1868 года -национально-освободительного восстания под руководством Карлоса Мануэля де Сеспе-деса, приведшего к началу Десятилетней войны, и серии дальнейших войн, целью ведения которых означало достижение Кубой государственного суверенитета. В кубинских основополагающих государственно-правовых и партийных документах постоянно подчеркивается преемственность кубинской революционной национально-освободительной борьбы -от Карлоса Мануэля де Сеспедеса и Игнасио Аграмонте- к Хосе Марти, Максимо Гомесу и Антонио Масео и далее - к фи-делевскому национально-освободительному повстанческому движению.

Кубинский социально- культурный тип неизбежно поддерживает культ жертвенности и мифо-логизм особого рода, что мы хорошо знаем на примере Эрнесто Че Гевары и Хосе Марти. Важно подчеркнуть, что именно охарактеризованный выше

контент выступил в период кубинской революции в качестве стволообразующего, на которое впоследствии стал успешно «надстраиваться» «советский» идейно-смысловой и государственно-правовой контент.

В общем и целом, этико-методологическую основу партизанской и революционной борьбы можно свести к совокупности следующих принципов:

1. Императив освобождения Кубы от зол че-тырехвековой давности при осуществлении всестороннего и глубинного диалога с народом. Сочетание преемственности с системной радикальной трансформацией. Органическое триединство «Народность-Революция-Патриотизм» ознаменует для кубинцев основополагающую знаковую идейно-символическую конструкцию. Этика антиколониальной борьбы диктовала кубинским лидерам императив быть плотью и кровью народной массы и непрестанно вести диалог с народными массами с целью объяснения целей и задач борьбы. В Манифесте кубинской революции «История меня оправдает» Фидель подчеркивает: «Ибо, когда люди вдохновлены одними и теми же идеалами, их ничто не может разъединить: ни стены тюрьмы, ни могила; их вдохновляет и объединяет одна и та же мысль, один и тот же дух, одни и те же идеи, одно и то же сознание и человеческое достоинство... Но, чтобы люди искренне и от всей души уверовали в какую-то идею, надо делать то, чего никто еще не делал: говорить людям с предельной ясностью и безбоязненно все. Революционеры же должны смело провозглашать свои идеи, определить свои принципы и выразить свои намерения так, чтобы никто не обманывался в них - ни друзья, ни враги» [2, с. 17-92].

Целью органического единения народа и новой революционной власти, по мнению Фиделя Кастро, является достижение кубинским народом подлинной независимости, изживание множества язв, созданных уродливыми формами четыре-хвековой колониальной и неоколониальной эксплуатации. Национально-освободительный пафос международной солидарности, однако, не только в выступлениях политических лидеров, но и основополагающих правовых документах. В преамбуле к современной Конституции 2019 года подчеркивается преемственность ныне живущих кубинцев с предыдущими поколениями революционеров. Глубинная народность утвердившегося в стране социально-политического режима является одним из краеугольных камней сложившегося на острове конституционно-правового порядка[1].

2. Основа революционной деятельности -идеи и принципы. Вследствие существования соответствующего императива кубинской революционной власти удалось на долгие годы сохранить р власть и провести огромное множество социали- Д стических преобразований. В интервью Федери- Е ко Майору Сарагосе Фидель формулирует кредо К кубинской политической власти и совокупность ё принципов, руководство которыми лежало в осно- у ве соответствующей внешней политики - «борь- А

ба и безустанная работа вместе с народом и для народа. Держаться за убеждения; быть последовательным; верить в человека; быть рабами, а не господами страны; строить на твердых основах; создавать, искать решения проблем даже в, казалось бы, невозможных и нереальных условиях; гарантировать абсолютную честность тех, кто занимает самые высокие политические и административные посты; превращать политику в священнодействие» [2]. Анализируя пятьдесят лет пройденного пути, Фидель подчеркивает: «Думаю, что мы вписали новую страницу в историю революционной борьбы прежде всего благодаря тому, что придерживались постоянной линии поведения на протяжении всего времени, хотя мы пережили очень сложные и крайне серьезные моменты» [4, с.236].

3. Императив революционного гуманизма.

Одним из неуклонных правил его реализации стало то, что во время осуществления партизанской и революционной войны смертная казнь применялась «революционным правосудием только в качестве редкого исключения - в случае предательства и бандитизма. В своих интервью Ф. Кастро неоднократно говорит о том, что смертная казнь как мера уголовного наказания в перспективе должна исчезнуть.

4. Императив великодушия победившей революции. В соответствии с кардинальными и основополагающими установками кубинского национально-освободительного революционного движения, после кубинской революции уголовному наказанию подлежали только военные преступники. Кубинскую революцию отличала минимальная репрессивность. После победы революции суду подлежали только военные преступники. Необходимо, однако, отметить, что одна из причин, объясняющих кубинскую минимальную репрессивность, связана с тем, что Куба представляла из себя продукт биполярного мира, и в решающие моменты наличие советской помощи оказывалось масштабным и ключевым фактором. По выражению отечественного обществоведа С.Г. Кара-Мурзы, кубинцы явили собой образец, как прекрасна могла быть революция нашего типа, если людям не приходится озлобляться[5, с. 163-210].

5. Императив бескорыстной международной солидарности. Успеху революционных и гуманитарных миссий, осуществляемых Кубой, способствовал принцип, что Куба как государство-участник не получало за это никаких материальных благ и преференций. Сказанное касается и самого крупного военного участия кубинцев за рубежом - помощи южноафриканской Республике Ангола в обретении ею независимости и государственного суверенитета.

6. Императив опоры на духовное единство — нации.На момент осуществления кубинской Ре-2 волюции значительное число кубинцев были й верующими-католиками. Изначальный антире-° волюционный пафос верхов католической церк-ав ви приводил к тому, что первое время в Кубиской

коммунистической партии имели место ограничения на вступление в партию.

Фидель говорит о вынужденности послереволюционного построения правящей партии на марксистских философских основах: было установлено, что в партию должны были вступать только те, кто твердо принимал не только социально-политические, но и философские установки марксизма. От будущего члена партии не требовали, чтобы он отрекался от веры, но требовали, чтобы он был последовательным марксистом -ленинцем. Указанное положение дел создавало определенную конфликтность между церковными и партийными установками. Фидель Кастро признает, что так быть не должно, и в конечном счете, в 80-е годы это было исправлено: со второй половины 80-х годов были сняты все ограничения на вступление верующих в партию.

7. Категорическое отрицание любого террора вообще, как метода политической борьбы, и индивидуального террора, в частности. Отвращение к террору - родовой элемент контента кубинской социалистической концепции. Послереволюционная Куба не раз становилась жертвой террористических актов, исходя из чего отрицание террора в кубинском обществе можно назвать органическим. В то же самое время Фидель во все времена подчеркивал не только аморальность, но и глубинную рационалистическую бессмысленность использования механизмов террора[4, с.237].

8. Этика партизанской войны как политическая технология победы. Особым элементом кубинской социалистической доктрины стала этика партизанской борьбы, позволившая повстанцам выиграть несмотря на то, что указанная война велась с малыми силами. Повстанческое движение соблюдало следующие важнейшие правила: пленных солдат отпускать; пленных преступников не приговаривать к высшей мере; за офицерами оставлять личное оружие. Фиделевские повстанцы стремились проявить максимально возможное гуманное отношение к раненому и пленному противнику. Ф. Кастро подчеркивает, что солдат батистовской армии тоже соотечественник. Фидель высказывал уважение к храбро сражающемуся противнику, но сожалел, что «они воюют не за правое дело». Необходимо учитывать, что война велась изначально небольшим количеством партизанских отрядов, однако вскоре эта сила превратилась в повстанческую армию и за два года эта политическая сила, пройдя военным маршем всю Кубу, смогла стать обладателем политической власти. Указанное обстоятельство смогло возникнуть только вследствие особого спектра отношений повстанцев с различными группами населения.

В заключении следует сделать общий вывод: кубинская революция смогла победить и в дальнейшем реализовать множество поставленных целей благодаря четко оформленной этике государственно-правовых преобразований, кото-

рым повстанцы, ставшие затем руководителями страны, безоговорочно следовали, как во время партизанской войны, так и в момент взятия власти. Основными этическими принципами данной политической силы были следующие императивы: необходимость освобождения Кубы с опорой на широкие народные массы; бескорыстная международная солидарность; революционный гуманизм и великодушие победившей революции; опора на духовное единство нации; партизанская этика братского отношения к населению; хорошо отработанная и правильно информационно-психологической работа с соотечественниками, оказавшимися на противоположной стороне фронта. Совокупность вышеуказанных моральных основ революционно-социалистического движения оказалась одним из важнейших условий его стратегической победы.

Литература

1. Constitución Cubana,2019 // http://media. cubadebate.cu/wp-content/uploads/2019/01/ Constitucion-Cuba-2019.pdf

2. Фидель Кастро. История меня оправдает // Фидель Кастро. Речи и выступления. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.С.17-92.

3. Кастро Ф. Куба не торгует и не продает свою революцию, стоившую крови и жертв многих ее сынов. Интервью Федерико Майору Сарагосе // http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/2000/ rus/f220600r.html (дата обращения-22.09.2021)

4. Кастро Ф. Рамоне И. Моя жизнь. Биография на два голоса. М.: РИПОЛ КЛАССИК,2009.

5. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация-от Великой Победы до наших дней. Книга вторая. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 768с.

TOOLS AND METHODS FOR TRANSFORMING SOCIETY ACCORDING TO THE DOCTRINE OF CUBAN SOCIALISM: A LEGAL ANALYSIS

Sergeev A.L.

0.E. Kutafin University (MSLA)

The subject of the proposed research is the content of the main methods and means aimed at transforming society in accordance with the political and legal doctrine of Cuban socialism. The aim of the work is to generalize and formalize the fundamental principles according to which the doctrine of Cuban socialism is integrated into the real transformation of the island's socio-political life. The research methodology includes general scientific methods of analysis, synthesis, comparison and private legal methods of formal legal, comparative legal and historical legal analysis. The results of the study are determined by reasoned theses on the principles of the implementation of the Cuban socialist doctrine at different stages of the formation of the corresponding socio-state project. The scope of application of the results is characterized by the sphere of Russian humanities education, both in the field of Latin American studies, and in relation to disciplines studied by a wide range of students in various specialties (historical, economic, legal, etc.). The novelty of the research is reflected by the well-founded definitions and signs of ways and means of transformation of the aggregate multiplicity of social processes with the help of the Cuban socialist doctrine. Conclusions brief analysis includes: generalization of the main goal of identifying the main principles of the Cuban political and legal socialist transformation; identification of the features of Latin American humanism, special ethics of the guerrilla and revolutionary struggle; development of a special moral alternative to the post-revolutionary transformation of society, based on both the fundamental Marxist values and the best liberal foundations of the European tradition of constitutionalism.

Keywords: Socialism; revolution; Cuban socialism; Cuban Revolution of 1959; social transformation; social conflict; social process.

Reference

1. Constitucion Cubana,2019 // http://media.cubadebate.cu/ wp-content/uploads/2019/01/Constitucion-Cuba-2019.pdf

2. Fidel Castro. History will justify me // Fidel Castro. Speeches and speeches. Moscow: Publishing House of Foreign Literature, 1960.pp.17-92.

3. Castro F. Cuba does not trade and does not sell its revolution, which cost the blood and sacrifices of many of its sons. Interview with Federico Mayor Zaragoza // http://www.cuba.cu/gobierno/ discursos/2000/rus/f220600r.html (accessed 22.09.2021)

4. Castro F. Ramone I. My life. Biography for two voices. M.: RIP-OL CLASSIC, 2009.

5. Kara-Murza S.G. Soviet civilization-from the Great Victory to the present day. Book two. Moscow: EKSMO-PRESS, 2002. 768s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.