DOI: 10.24412/2070-1381-2023-100-19-29
Инструменты государственного регулирования международной торговли и
управления лесами в Китае
Цзя Баосинь
Аспирант, [email protected]
Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
Сенотрусова Светлана Валентиновна
Доктор биологических наук, профессор, SPIN-код РИНЦ: 3281-9658, [email protected]; [email protected]
Факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
Аннотация
Лес и лесопродукция являются стратегической частью российско-китайской торговли и способствуют экономическому развитию как России, так и Китая. В статье обсуждаются исторические изменения в таможенно-тарифном и нетарифном регулировании импорта древесины и лесопродукции в Китае. Анализ позволил выявить, что таможенно-тарифное регулирование импорта леса и лесной продукции можно разделить на четыре этапа, которые тесно связаны с политикой экономического развития Китая: этап высоких тарифов (1949-1978 гг.); период широкого использования системы лицензий и квот при ввозе лесопродукции (1978-1988 гг.); этап запрета импорта лесной продукции (1989-1998 гг.); этап либерализации торговли лесной продукцией, характеризующийся уменьшением импортных пошлин (1999 г. - настоящее время). В результате различных видов регулирования произошло увеличение доли импорта леса и лесоматериалов: так, если в 2010 г. в Китай ввозилось около 41% необходимых лесных ресурсов, то в 2021 г. импорт древесины составил более половины необходимого объема. Последние годы Китай принял несколько десятков законов о лесных ресурсах, которые частично решили проблемы, возникшие в процессе развития лесной промышленности, и способствовали эффективному управлению лесопромышленным комплексом. Показано, что лесная сертификация является действенным инструментом государственного регулирования управления лесами.
Ключевые слова
Внешняя торговля, инструменты государственного регулирования, таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование, квоты, лесная сертификация.
Для цитирования
Цзя Баосинь, Сенотрусова С.В. Инструменты государственного регулирования международной торговли и управления лесами в Китае // Государственное управление. Электронный вестник. 2023. № 100. С. 19-29. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-100-19-29
Instruments of State Regulation of International Trade and Forest Management in China
Jia Baoxin
Postgraduate student, [email protected]
School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.
Svetlana V. Senotrusova
DSc (Biology), Professor, [email protected]; [email protected]
School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation.
Abstract
Trade in timber and forest products is a strategic part of the Russian-Chinese trade and contributes to the economic development of Russia and China. The article discusses historical changes in the customs-tariff and non-tariff regulation of imports of timber and forest products in China. It is shown that the customs and tariff regulation of imports of timber and forest products can be divided into four stages, which are closely related to China's economic development policy. Among them are the stage of high tariffs (1949-1978); the period of widespread use of the system of licenses and quotas for the import of timber products (1978-1988); phase of the ban on imports of forest products (1989-1998); stage of liberalization of trade in forest products, characterized by a decrease in import duties (1999 - present). An increase in the share of imports of timber is shown: in 2010 China imported about 41% of the required forest resources, in 2021 timber imports amounted to more than half of the required volume. In recent years, China has passed dozens of Forest Resources Laws, which partially solved the problems that arose in the development of the forest industry, and contributed to the effective management of the timber industry. It is shown that forest certification is an effective tool for state regulation of forest management.
Keywords
Foreign trade, instruments of state regulation, customs and tariff regulation, non-tariff regulation, quotas, forest certification. For citation
Jia Baoxin, Senotrusova S.V. (2023) Instruments of State Regulation of International Trade and Forest Management in China. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 100. P. 19-29. DOI: 10.24412/2070-1381-2023-100-19-29
Введение
Леса являются основой наземных экосистем и важным стратегическим ресурсом Китая, который является крупным производителем и потребителем древесины и занимает важное место на мировом рынке лесной продукции. В 2020 году общая площадь лесов в Китае достигла 220 млн га, что составило 5% от общего количества лесов в мире, и страна вышла на пятое место по площади лесонасаждений. Поэтому представляется актуальным рассмотреть этапы, которые проходило законодательство в области регулирования торговли лесом и лесопродукцией и которые позволили Китаю занять лидирующие позиции в мировой торговле.
Таможенно-тарифное регулирование международной торговли в КНР
Исторически изменения в таможенно-тарифном регулировании импорта древесины и лесопродукции в Китай можно разделить на четыре этапа, которые тесно связаны с политикой экономического развития и внешнеторговой политикой Китая.
Первый этап (1949-1978 гг.). В этот период внешняя торговля Китая была незначительной, государство с помощью протекционистской политики, используя высокие ставки пошлин, встало на защиту своей промышленности. Импорт лесной продукции осуществлялся в основном государственными компаниями, которые ввозили древесину из определенных стран и регионов в соответствии со спросом со стороны государственных строительных компаний. Этот период характеризовался высокой степенью государственной монополии, небольшими объемами импорта и ограниченным перечнем ввозимых сортов древесины.
Второй этап (1978-1988 гг.). Период, когда в экономике Китая доминировало плановое ведение хозяйственной деятельности, и, хотя в тарифную политику были внесены некоторые коррективы, она была практически неэффективной из-за широкого использования системы лицензий и квот при ввозе товаров. В этот период торговля древесиной и продукцией из нее быстро развивалась, и лесная отрасль была включена правительством в список ключевых проектов развития, а государственное казначейство организовало специальные фонды для импорта лесной продукции и определило компании, которые стали заниматься импортом лесной продукции.
Третий этап (1989-1998 гг.). В этот период параллельно существовали плановая и рыночная экономика, при этом правительство требовало ежегодного сокращения доли лесной продукции вплоть до 1993 года, когда импорт лесной продукции в условиях плановой экономики был полностью отменен. С 1993 года Китай несколько раз выступал с инициативой снижения импортных тарифов, и к концу 1998 года ставки импортных пошлин составляли 2% для круглого леса, 3% для пиломатериалов, 15% для фанеры и 22% для деревянной мебели. Импортные пошлины на первичную лесную продукцию, такую как бревна и пиломатериалы, снизились до среднемировых значений, однако ставки импортных пошлин на деревянную мебель и фанеру оставались высокими [Ш^ШШ et al. 2010,45-46].
Четвертый этап (1999 год - настоящее время). На этом этапе произошла либерализация торговли лесной продукцией, при этом пошлины импортного тарифа значительно снизились, а тарифные ограничения стали практически незаметными. С 1 декабря 1998 года привилегия импорта лесной продукции определенными компаниями была отменена, и в силу вступило новое правило, что любая компания, имеющая право на ведение внешнеторговой деятельности, могла подать заявку на право импорта лесной продукции. С января 1999 года в целях стимулирования импорта лесной продукции была введена политика нулевого тарифа на импорт древесины, предусматривающая нулевую импортную пошлину на бревна, пиломатериалы и целлюлозу. Были также снижены
импортные пошлины на фанеру с 20% до 15%. С 1 января 2001 года средняя ставка импортной пошлины на лесную продукцию в Китае составляла 12,3% [ШВ^№ et а1. 2008, 35-46].
После вступления в ВТО Китай снизил тарифы на 249 видов лесной продукции в строгом соответствии со своими обязательствами и постепенно отменил нетарифные меры, чтобы открыть рынок лесной продукции для всего мира. В 2002 году средний тариф Китая на древесину, бумагу и бумажные изделия был снижен до 8,9%, а некоторые нетарифные барьеры были устранены. В 2003 году средняя ставка импортной пошлины в Китае на древесину, бумагу и целлюлозу составила 7%, в 2005 году на импорт мебели ставка была снижена до 0, а на бумагу и бумажные изделия — с 7,5% до 4,6% [Там же].
Министерство финансов Китая с 2010 года предоставляет нулевой тарифный режим по 4762 тарифным позициям товаров из наименее развитых стран, включая товары из древесины. При внесении изменений в Гармонизированную систему описания и кодирования товаров в 2017 году количество товарных позиций для импорта и экспорта Китая и их корректировки были расширены. Это также затронуло позиции, в которых декларируют древесину, они были значительно диверсифицированы, увеличилось количество кодов продукции в зависимости от степени переработки, сортности, породы, однако ставки импортных пошлин на продукцию из древесины остались практически неизменными по сравнению с предыдущим годом. В 2018 году в Китае дополнительно было сокращено 1585 тарифных позиций (включая древесину и лесную продукцию), что составило примерно 19% от общего количества тарифных позиций Китая. В результате средняя ставка импортной пошлины была снижена с 10,5% до 7,8%, в этот период средний уровень сокращения составил 26%. Следующий этап принятия мер по облегчению международной торговли древесиной произошел в 2021 году, когда с целью стимулирования импорта ресурсной продукции, на которую в Китае существует внутренний спрос, в результате решения Госсовета продолжилось снижение импортных ставок на древесину и бумажную продукцию.
Проанализировав эволюцию импортного тарифа Китая на древесину и лесопродукцию, можно заключить, что снижение ставок таможенных пошлин при импорте древесины и лесопродукции проводилось поэтапно. В настоящее время средняя ставка импортной пошлины близка к среднемировой, некоторые ставки на лесопродукцию ниже уровня развитых стран. В Таблице 1 приведены ставки импортных пошлин на отдельные товарные позиции и подсубпозиции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности КНР.
Таблица 1. Ставки импортных пошлин Китая (44 группа ТН ВЭД), 2022 г.1
Код ТН ВЭД Наименование товарной позиции Доп. ед. изм. Ставка ввозной таможенной пошлины (для стран с РНБ) Ставка ввозной таможенной пошлины (для стран, не пользующихся РНБ)
4401 Древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах; древесина в виде щепок или стружки; опилки и древесные отходы и скрап, неагломерированные или агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах:
древесина топливная в виде бревен, поленьев, ветвей, вязанок хвороста или в аналогичных видах:
44011100 хвойных пород — 0 70
44011200 лиственных пород 0 70
1 Составлено авторами по: // ФФАКЙ^ЯМКЙШЯ^
[Электронный ресурс]. URL: http://gss.mof.gov.cn/gzdt/zhengcefabu/202112/t20211215 3775137.htm (дата обращения: 21.02.2023).
древесина топливная в виде бревен длиной менее 1 м или расколотых бревен и поленьев —
44012200 лиственных пород — 0 8
опилки, древесные отходы и скрап, агломерированные в виде бревен, брикетов, гранул или в аналогичных видах:
44013100 гранулы древесные — 0 8
44013200 брикеты древесные — 0 8
44013900 прочие — 0 8
44014100 опилки — 0 8
44014900 прочие — 0 8
4402 Уголь древесный (включая уголь, полученный из скорлупы или орехов), агломерированный или неагломерированный:
44021000 из бамбука — 6 70
44022000 из скорлупы или орехов — 6 70
44029000 прочий — 6 70
4403 Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные:
обработанные краской, травителями, креозотом или другими консервантами:
44031100 хвойных пород м3 0 8
44031200 лиственных пород 0 8
44032190 прочие м3 0 8
хвойных пород, прочие:
44032300 из сосны (Pinus spp.), с размером наименьшего поперечного сечения 15 см или более: 0 8
44032510 бревна м3 0 8
44032590 прочие м3 0 8
44032690 прочие м3 0 8
прочие из древесины тропических пород:
44034100 шорея с темно-красной древесиной, шорея с бледнокрасной древесиной и шорея бакау м3 0 8
44034200 тик м3 0 35
прочие:
4407 Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм:
хвойные:
44071110 из сосны (Pinus spp.) м3 0 14
44071200 из пихты (Abies spp.) и ели (Picea spp.) м3 0 14
44071300 из SPF (ель (Picea spp.), сосна (Pinus spp.) и пихта (Abies spp.)* м3 0 14
4412 Фанера клееная, панели фанерованные и аналогичная слоистая древесина:
из бамбука:
фанера клееная, состоящая из листов, толщина каждого из которых не более 6 мм:
44121011 имеющая по крайней мере один наружный слой из древесины тропических пород м3 6 30
прочая: м3 4 30
44121020 имеющая по крайней мере один наружный слой из древесины лиственных пород м3 6 30
прочая
4414 Рамы деревянные для картин, фотографий, зеркал или аналогичных предметов:
44141000 из древесины тропических пород — 7 100
прочие —
4418 Изделия столярные и плотницкие, деревянные, строительные, включая ячеистые деревянные панели, панели напольные собранные, гонт и дранку кровельные:
44181100 из древесины тропических пород — 4 70
прочие
4419 Принадлежности столовые и кухонные, деревянные:
из бамбука:
44191100 доски для нарезания хлеба, разделочные доски и аналогичные доски — 0 100
палочки для еды —
4420 Изделия деревянные мозаичные и изделия деревянные инкрустированные; шкатулки и коробки для ювелирных или ножевых и аналогичных изделий, деревянные; статуэтки и прочие декоративные изделия, деревянные; деревянные предметы мебели, не указанные в группе 94:
статуэтки и прочие декоративные изделия:
44201110 гравюра — 0 100
44209010 изделия деревянные мозаичные и изделия деревянные инкрустированные м3 0 45
прочие — 0 100
4421 Изделия деревянные прочие:
44211000 вешалки для одежды шт 0 90
44219910 из волокнистых плит шт 0 35
*Примечание. SPF (spruce, pine, fir) — это смесь пиломатериалов хвойной древесины (происхождением из Северной Америки), состоящей из белой, черной, красной ели, ели Энгельманна, сосны обыкновенной, сосны Банкса, пихты бальзамической.
Нетарифные инструменты государственного регулирования импорта леса и лесопродукции
Ввозные квоты являются важной мерой прямого ограничения импорта, когда правительство регулирует количество и объем ввоза определенных товаров. В течение установленного срока квоты товары могут быть импортированы в ограниченных количествах или объеме, тогда как товары, которые превышают установленные ограничения, не допускаются к импорту либо могут быть ввезены при уплате внеквотных, более высоких ставок пошлин и дополнительных налогов. В Китае квоты на импорт леса и лесопродукции были сняты в 2002 году. Согласно Уведомлению Тарифной комиссии Государственного совета о плане корректировки тарифов в 2021 году, товары, подпадающие под тарифные квоты, включали восемь категорий: пшеницу, кукурузу, рис, сахар, шерсть, шерстяные ленты, хлопок и химические удобрения. При этом было уточнено, что древесина и лесная продукция из сферы управления квотами исключаются.
Как видно из Рисунка 1, почти половина необходимой древесины и лесоматериалов поступает в Китай из других стран. Структура китайско-российской торговли древесиной изменилась за последние десятилетия: в 1990-е и 2000-е годы преобладала торговля круглым лесом, в настоящее время преобладает доля лесоматериалов с малой добавленной стоимостью [Сенотрусова, Цзя 2022а].
100% 90% 80%
30% 20% 10% 0%
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рисунок 1. Динамика доли импортной древесины в общем объеме потребления
древесины в Китае2
В Китае осуществляется строгое управление квотами на заготовку леса, на протяжении нескольких десятков лет был принят ряд законов по защите и развитию лесных ресурсов (Таблица 2). Эти законы эффективно решили проблемы, возникшие в процессе развития лесной промышленности Китая, и способствовали эффективному управлению лесопромышленным комплексом [Ялбулганов, Бирюлин 2011].
Таблица 2. Законы Китая о лесных ресурсах3
Наименование нормативного акта Дата принятия закона Номер Постановления, Указа Дата внесения последних изменений в закон Нормативно-правовой акт о внесении последних изменений
Закон о лесном хозяйстве Китайской Народной Республики 20.09.1984 Указ Президента Китайской Народной Республики № 17 28 декабря 2019 г. Указ Президента Китайской Народной Республики № 39
Положения о реализации Закона о лесном хозяйстве Китайской Народной Республики 29.01.2000 Постановление № 278 Государственного совета Китайской Народной Республики 06 февраля 2016 г. Постановление № 666 Государственного совета Китайской Народной Республики
Положение Китайской Народной Республики о заповедниках 09.10.1994 Постановление № 167 Государственного совета Китайской Народной Республики 07 октября 2017 г. Постановление № 687 Государственного совета Китайской Народной Республики
Правила Китайской Народной Республики по охране дикорастущих растений 30.09.1996 Постановление № 204 Государственного совета Китайской Народной Республики 07 октября 2017 г. Постановление № 687 Государственного совета Китайской Народной Республики
Правила по предотвращению лесных пожаров 16.01.1988 Бюллетень Государственного совета Китайской Народной Республики 1988 № 3 01 декабря 2008 г. Постановление № 541 Государственного совета Китайской Народной Республики
2 Составлено авторами по: Customs statistics // General Administration of Customs People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://stats.customs.gov.cn/indexEn (дата обращения: 10.03.2023).
3 Составлено авторами по: Китайская национальная база данных по законодательству.
Положение об охране новых сортов растений 20.03.1997 Постановление № 213 Государственного совета Китайской Народной Республики 19 сентября 2007 г. Приказ № 5 Министерства сельского хозяйства Китайской Народной Республики
Положение о порядке применения административных наказаний в лесном хозяйстве 27.09.1996 Приказ № 8 Министерства лесного хозяйства Китайской Народной Республики — —
Правила Китайской Народной Республики по управлению импортом и экспортом дикой фауны и флоры, находящейся под угрозой исчезновения 29.04.2006 Постановление № 465 Государственного совета Китайской Народной Республики — —
Целью таможенного контроля ввоза леса является также установление сорта, породы древесины, предотвращение декларирования лесоматериалов ценных пород (например, дуб, ясень, бук и другие) кодом менее ценных пород древесины [Сенотрусова 2011], этот вопрос остается важным для совершенствования контроля ввоза леса и продукции из него.
Отметим, что КНР является участником конвенции CITES, касающейся ограничения международной торговли объектами дикой природы, находящимися под угрозой исчезновения. Цель конвенции — обеспечить сохранение животных и растений на планете, предотвратить угрозу их выживанию, регулировать международную торговлю видами дикой фауны и флоры в зависимости от принадлежности их одному из приложений конвенции [Mffi^ et al. 2022]. Конвенция CITES требует, чтобы каждое государство имело научный и регулирующий орган. В Китае конвенция CITES ратифицирована 8 апреля 1981 года, а в 1982 году Китайская академия наук учредила Научный комитет по исчезающим видам КНР.
Ежегодно Китай импортирует около 20 видов древесины, включенных в одно из приложений конвенции CITES. Продукция из древесины, попадающей в приложения конвенции, импортируется в основном в виде бревен, пиломатериалов и круглого леса. Значительная доля импорта приходится на мебель, а также на индивидуальный импорт — это ремесленные изделия, такие как черное дерево и ладан [^I^ et al. 2019].
Согласно оценке экспертов, в 2016 году в Китае насчитывалось 772 вида животных, внесенных в приложения Конвенции CITES: 117 видов в Приложении I; 617 видов в Приложении II; 38 видов в Приложении III .
Проект по защите природных лесов
Лесонасаждения играют важную роль во всем мире [McEwan et al. 2020], а в Китае роль искусственно выращенных и восстановленных лесов еще более выражена. Следует особо отметить, что с 1998 года в Китае реализуется проект по защите природных лесов, цели которого разделены в зависимости от срока реализации:
1) ближайшие цели (к 2000 году). Сократить производство древесины в природных лесах, усилить посадку экологических лесов и полностью прекратить заготовку леса в лесах общественного благосостояния, выделенных в среднем и верхнем течении реки Янцзы и Желтой реки; сократить объем заготовки природных лесных ресурсов в государственных лесных районах Северо-Восточной и Внутренней Монголии. Было принято решение осуществлять строгий контроль за лесными участками естественных лесных ресурсов, за потреблением древесины для того, чтобы исключить сверхлимитные рубки;
2) среднесрочные цели (до 2010 года). Осуществлять защиту экологических лесов общественного благосостояния, выращивать лес. Реализация лесопромышленного производства по заготовке и использованию лесов в основном ориентирована на использование посаженных лесов;
3) долгосрочная цель (к 2050 году). Естественные лесные ресурсы должны быть восстановлены, в производстве древесины будет преобладать использование лесонасаждений, в лесных районах будет создана относительно полная экологическая система лесного хозяйства, а также должна быть полностью реализована роль лесного хозяйства в устойчивом развитии национальной экономики и общества.
Реализация проекта по защите природных лесов оказала неоднозначное влияние на импорт древесины в Китай [Прядилина 2018; Колесникова, Брезгин 2012]. Реализация проекта по защите природных лесов в 1998 году привела к сокращению поставок древесины на внутренний рынок, и в 2002 году производство древесины в Китае достигло самого низкого значения с момента реализации проекта по защите природных лесов и составило 44,36 млн куб. м, что на 30,6% меньше, чем было произведено в 1997 году. Мораторий, который ввел Китай на вырубку леса, спровоцировал увеличение импорта круглого леса из России. В 2010 году объем производства древесины в Китае увеличился на 26,5% по сравнению с 1997 г. и достиг 80,9 млн куб. м., однако лидером по поставкам необработанного леса осталась Россия [Сенотрусова 2013]. В 2021 году объем производства древесины в Китае достиг 116 млн куб. м, увеличившись на 81,2% по сравнению с 1997 годом. Ранее мы уже проводили анализ состояния и перспектив российско-китайского сотрудничества в торговле лесом и лесоматериалами, который показал возможность роста в краткосрочной перспективе и высокую вероятность уменьшения объемов торговли в долгосрочной перспективе [Сенотрусова, Цзя 2022b]. Можно также отметить, что реализация проекта по защите естественных лесов в долгосрочной перспективе способствует увеличению внутреннего производства древесины в Китае и снижению зависимости от импорта древесины и изделий из нее.
Лесная сертификация
Еще одним инструментом государственного регулирования управления лесами является лесная сертификация. Лесная сертификация — это инструмент, который использует рыночные механизмы для продвижения устойчивого управления лесами и достижения экологических, социальных и экономических целей. Лесная сертификация обычно состоит из двух элементов: во-первых, сертификации управления лесами (FMC). Это процесс, в ходе которого независимый сторонний орган по лесной сертификации проводит аудит лесохозяйственной деятельности на основе установленных стандартов лесоуправления в соответствии с предписанными и признанными процедурами, чтобы продемонстрировать, что она соответствует требованиям устойчивого управления et al. 2020]. Во-вторых, исследуется цепочка поставок,
которая представляет собой процесс аккредитации различных производственных этапов деревообрабатывающего предприятия: от транспортировки и переработки бревен до распределения и конечного потребления. Это позволяет установить источник происхождения леса: предполагается, что конечный продукт должен происходить из сертифицированных лесов.
В 2019 году 200 миллионов гектаров лесов в Китае были сертифицированы Лесным попечительским советом, а 319 миллионов гектаров — в рамках Программы аккредитации Схемы лесной сертификации . Использование лесной сертификации имеет два важных аспекта: во-первых, она предполагает заботу потребителей об окружающей среде, во-вторых, доверие потребителей к лесной сертификации. Отдельные развитые страны включили сертифицированную лесную продукцию в свои списки государственных закупок. Однако в мире отличаются подходы к охране
окружающей среды, имеются различия в глубине понимания экологических проблем, национальных условий и уровней экономического развития, поэтому требования общественности к экологии и охране окружающей среды в развитых странах зачастую выше. Таким образом, лесная сертификация стала средством возведения торговых барьеров в отдельных странах. Можно отметить, что для многих лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий в развивающихся странах проведение лесной сертификации, вероятно, увеличит стоимость экспорта древесины [М^ et а1. 2022].
Китайская система лесной сертификации в XXI веке также вступила в стадию становления. В 2011 году Китай официально стал членом национального органа управления программы одобрения системы лесной сертификации PEFC, а 7 марта 2014 года в Шэньчжэне Китайская комиссия по лесной сертификации (CFCC) и Программа систем лесной сертификации (PEFC) объявили о взаимном признании. По состоянию на сентябрь 2020 года в общей сложности 67 единиц управления лесами в Китае были сертифицированы CFCC: занимаемая площадь — около 9922200 гектаров, что составило 4,95% от общей площади лесов Китая.
По сравнению с другими крупными лесными странами, площадь лесной сертификации в Китае относительно невелика, и здесь еще много возможностей для развития. Уровень управления лесами в Китае относительно невысок, и во многих случаях для проведения сертификации необходимо нанимать иностранные сертификационные органы и аудиторов, что увеличивает стоимость и сложность сертификации. В краткосрочной перспективе развитие лесной сертификации повлияет на импортную и экспортную торговлю древесиной в Китае, но в долгосрочной перспективе развитие лесной сертификации поможет регулировать торговлю лесом и продукцией из него на китайском рынке и способствовать долгосрочному здоровому развитию торговли лесной продукцией Китаем.
Заключение
Государственное регулирование импорта и экспорта леса и лесопродукции в Китае тесно связано с изменениями в экономической системе страны. Представленная ретроспектива государственного регулирования ввоза леса и лесной продукции в Китай за последние восемь десятилетий показывает, что государство меняло свой подход к регулированию ввоза: от запретительных высоких ставок пошлин до широкого использования лицензий, квот, до постепенного снижения импортных тарифов, когда адвалорные ставки импортных пошлин на необработанный лес уменьшились до 2%, для пиломатериалов — до 3%, для фанеры — до 15%, для деревянной мебели — до 22%. Современные тенденции в государственном регулировании импорта древесины и продукции из нее обусловлены либерализацией торговли лесной продукцией, снижением импортных ставок таможенных пошлин.
В последнее десятилетие порядка половины древесины в Китае имеет иностранное происхождение, именно огромный рыночный спрос привел к снижению ставок импортных пошлин. Лесное законодательство Китая имеет определенную степень преемственности и гибкости, а его содержание лишь оптимизируется в соответствии с развитием рынка. Современный Китай активно содействует развитию внутренней лесной сертификации и выполняет свои международные обязательства по защите редких и исчезающих видов флоры и фауны.
Список литературы:
Колесникова А.В., Брезгин В.С. Лесопользование в России и в Китае: сравнительный анализ // ЭКО. 2012. № 11. С. 105-121. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2012-11-105-121
Прядилина Н.К. Стратегическое лесное планирование: опыт зарубежных стран // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 71-75.
Сенотрусова С.В. Проблемы таможенного контроля вывоза лесоматериалов // Устойчивое лесопользование. 2011. № 2(27). С. 30 -35.
Сенотрусова С.В. Круглый лес в квадрате проблем // Стратегии России. 2013. № 3. С. 63-70.
Сенотрусова С.В., Цзя Б. История и современное состояние китайско-российской торговли лесом и лесопродукцией // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2022a. № 3. С. 80-81.
Сенотрусова С.В., Цзя Б. Перспективы развития китайско-российского сотрудничества в области торговли древесиной // Финансы, деньги, инвестиции. 2022b. № 2(82). С. 19-23.
Ялбулганов А.А., Бирюлин Е.В., Охрана лесов в России и Китае: опыт сравнительно правового исследования // Право. Журнал высшей школы экономики. 2011. № 4. С. 146-153.
McEwan A., Marchi E., Spinelli R., Brink М. Past, Present, and Future of Industrial Plantation Forestry and Implication on Future Timber Harvesting Technology // Journal of Forestry Research. 2020. Vol. 31. P. 339341. DOI: 10.1007/s11676-019-01019-3
№ ^кщ rn&rn, ^я шы.ш, шшы. сITEsмш*täЩшmшжштmшшw%, //
2022. (4): 77-78. [Хэ Туо, Лю Шоуцзя, Инь Цзянпин, Цзяо Личао, Ли Кайфан, Юань Лянчен, Инь Яфан. Исследование политики управления лесоматериалами, находящимися под угрозой исчезновения, и контрмер по обеспечению соответствия требованиям СИТЕС в Китае // Наука и технология обработки древесины. 2022. № 4. С. 77-78].
тыш, ш. Фт^гйтшттттш // ш^мто. 2010. (5): 45 -46. [Хоу Фанмяо,
Сун Вэймин, Чэнь Вэй, Фань Юэ. Предварительное исследование внешнеторговой политики Китая в отношении лесной продукции // Всемирные исследования в области лесного хозяйства. 2010. № 5. С. 45-46].
шв№ ^ш, Фт^^йжштштшжтш // ту^жш. 2008. (10): 35-36.
[Тянь Минхуа, Ли Пэн, Чжоу Сяолин. Эволюция торговой политики Китая в отношении лесной продукции и ее пересмотр // Внешнеэкономическая и торговая практика. 2008. № 10. С. 35-36].
ЕЙ, шшп, штя. тй^шшгш^мй^^ш^ж // Фтмш^. 2020. (9): 19-20.
[Си Юэ, Вэй Линьсу, Чэн Наньян. Практика и научно-исследовательский прогресс в области разработки лесной сертификации в стране и за рубежом // Экономика лесного хозяйства Китая. 2020. № 9. С. 19-20].
^кщ штт, т^ш, шым, шшы. сто^адш^вдаздиетйммшж //
2019. (1): 26-27. [Инь Цзянпин, Цзян Цзиньдун, Гао Жуйцин, Цзян Сяомэй, Юань Лянчэнь, Инь Яфан. Контроль древесных пород в рамках Конвенции СИТЕС и текущая ситуация с торговлей импортной древесиной, находящейся под угрозой исчезновения, в Китае // Лесопромышленный комплекс. 2019. № 1. С. 26-27].
щ&ш, iE, тмт. штит^вдтам^шйет^ // ш^мто. 2022. (5): 20-123.
[Чжан Янь, У Хунмэй, Ван Жуй, Ли Юаньюань. Эмпирический анализ влияния лесной сертификации на мировую торговлю лесопродукцией // Всемирные исследования в области лесного хозяйства. 2022. № 5. С. 120-123].
References:
Kolesnikova A.V., Brezgin V.S. (2012) Lesopol'zovaniye v Rossii i v Kitaye: sravnitel'nyy analiz [Forest management in Russia and China: A comparative analysis]. EKO. No. 11. P. 106-109. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2012-11-105-121
McEwan A., Marchi E., Spinelli R., Brink М. (2020) Past, Present, and Future of Industrial Plantation Forestry and Implication on Future Timber Harvesting Technology. Journal of Forestry Research. Vol. 31. P. 339-341. DOI: 10.1007/s11676-019-01019-3
Pryadilina N.K. (2018) Strategic Forestry Planning: An Experience of Foreign Countries. Innovatsii i investitsii. No. 2. P. 71-75.
Senotrusova S.V. (2011) Problemy tamozhennogo kontrolya vyvoza lesomaterialov [Problems of customs control of timber exports]. Ustoychivoye lesopol'zovaniye. No. 2(27). P. 30-35.
Senotrusova S.V. (2013) Kruglyy les v kvadrate problem [Round wood squared problems]. Strategii Rossii. No. 3. P. 63-70.
Senotrusova S.V., Jia B. (2022a) History and Current State of China-Russian Trade in Timber and Forest Products. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 21. Upravleniye (gosudarstvo i obshchestvo). No. 3. P. 80-81.
Senotrusova S.V., Jia B. (2022b) Prospects for the Development of Sino-Russian Cooperation in the Field of Timber Trade. Finansy, den'gi, investitsii. No. 2(82). P. 19-23.
Yalbulganov A.A., Biryulin E.V. (2011) Protecting Forests in Russia and China: A Case Study of Comparative Legal Research. Pravo. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki. No. 4. P. 146-153.
№ ^кщ ш^ш, ^я шым, шжъ (2022) CITES$MM«ii ш^шттшшя.
^Й^^^ЙЖ. No. 4. P. 77-78. [He Tuo, Liu Shoujia, Yin Jiangping, Jiao Lichao, Li Kaifan, Yuan Liangchen, Yin Yafang (2022) Study on CITES Regulation Policies and the Implementation Strategies for Endangered Timber in China. Chinese Journal of Wood Science and Technology. No. 4. P. 77-78].
шъш, mm, № (2010) tw^ti^. No. 5. p. 45-46.
[Hou Fangmiao, Song Weiming, Chen Wei, Fan Yue (2010) Evaluation on China's foreign trade policy for forest products. World forestry research. No. 5. P. 45-46].
шв№ ад, (2008) ^m^^iши^м^. No. 10. p. 35-36.
[Tian Minghua, Li Peng, Zhou Xiaoling (2008) Evolution of China's Forest Products Trade Policy and its Review. Practice in foreign economic relations and trade. No. 10. P. 35-36].
№ штп, штя (2020) тй^шшгш^мй^Е^ш^ж. Фтм^. No. 9. p. 19-20.
[Xi Yue, Wei Linsu, Cheng Nanyang (2020) Practice and Research Progress of Forest Certification Development at Home and Abroad. China forestry economics. No. 9. С. 19-20].
^кщ, rnmrn, т^ш, шы.ш, (2019) CITES'Mmm№m№mmmnwM*wm%
Ш^. ^^It. No. 1. P. 26-27. [Yin Jiangping, Jiang Jindong, Gao Ruiqing, Jiang Xiaomei, Yuan Liangchen, Yin Yafang (2019) Current Status of CITES Listed Timber Species and Relevant Imports to China. China wood industry. No. 1. P. 26-27].
^иш, ie, тмт (2022) tw^ti^. No. 5.
P. 120-123. [Zhang Yian, Wu Hongmei, Wang Rui, Li Yuanyuan (2022) Empirical Analysis of the Impact of Forest Certification on Global Forest Product Trade. World Forestry Research. No. 5. P. 120-123].
Дата поступления/Received: 15.07.2023