Научная статья на тему 'Инструменты денежно-кредитного регулирования центральных банков на примере основных моделей экономики'

Инструменты денежно-кредитного регулирования центральных банков на примере основных моделей экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кмит О.В.

В статье рассмотрены основы монетарного управления центральных банков различных моделей экономики: американской, германской, японской, шведской. Проведен сравнительный анализ инструментов денежно-кредитного регулирования центральных банков вышеперечисленных стран, а также предложены инструменты совершенствования денежно-кредитной системы Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS OF MONETARY CONTROL CENTRAL BANKS ON THE EXAMPLE OF THE BASIC MODELS OF THE ECONOMY

The article discusses the fundamentals of monetary control by Central banks of different models of the economy: American, German, Japanese, Swedish. Comparative analysis of tools of monetary control the Central banks of the above countries, as well as suggested tools for improving the monetary system of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Инструменты денежно-кредитного регулирования центральных банков на примере основных моделей экономики»

УДК 336.711

Кмит О.В.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ НА

ПРИМЕРЕ ОСНОВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

Белорусский государственный экономический университет, Беларусь

Денежно-кредитная политика играет одну из главных ролей в системе государственного регулирования экономики. Актуальность статьи состоит в том, что проведение эффективной денежно-кредитной политики Республике Беларусь в условиях возросшей неопределенности экономики, вызванной неблагоприятными внешними экономическими и политическими факторами, невозможно без совершенствования системы инструментов денежно-кредитной политики путем изучения зарубежного опыта успешных стран мира.

Анализ зарубежного опыта целесообразно начать с определения основных признаков американской модели экономики. Основными характеристиками данной модели являются достижение высокой экономической эффективности; минимальная регулирующая роль государства; малый удельный вес госсобственности; всемерное поощрение предпринимательства; массовая ориентация на достижение личного успеха; значительная дифференциация по уровню доходов;

приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения. Одну из важных ролей в достижении поставленных целей играет центральный банк США.

Федеральная Резервная Система (ФРС) - это центральный банк США, который юридически не является государственным учреждением. ФРС является федеральным учреждением, независимым от законодательной и исполнительной ветвей власти. Задачи ФРС лежат в 3 главных областях: монетарная политика и обеспечение финансовой стабильности; надзор за банковской системой; оказание финансовых услуг банкам (включая управление платежной системой страны), правительству и иностранным правительственным учреждениям.

Структурными элементами ФРС являются (рисунок 1): Совет управляющих (the Board of Governors), Федеральный комитет по операциям на открытом рьшк^ФШР^егаЮрепМаГкеСсттйее—FOMC), 12реги-ональных Федеральных Резервных Банков (Federal Reserve Banks).

CONGRESS oreiwei federdf Пиегне vd fe cf-cj-jii

1 G..4 fliijn iil - - О ■Ш■

FEDERAL OPEN MARKET COMMITTEE DO^±«4i ol thi dl Ihe floj" i Ы iiove' ОГЬ J:lfl fceii: .t ?-ir Li. T^fiClai) oiiie beaidfilbe roue a*tL

BOARD OF GOVERNORS Ь an |г-ищ*лЗеп[ agenireftfie ММЭ1 Q№f4TinV4>t FEDERAL RESERVE BANKS at № of iialinq drna oi L'ie ¿1 Яяегл 5yi!iT. ¿nij л t UJ^fvl^Hi by .. II. icjj: J u! ^JU.-J!I>L'^

A

Рисунок 1 — Структура Федеральной резервной системы

Примечание — Источник: [1]

Федеральные резервные банки - 12 региональных банков, составляющие основу структуры Федеральной резервной системы США и подчиненные Совету управляющих. Федеральный резервный банк г.Нью-Йорка - самый важный. Собственником двенадцати

региональных банков являются коммерческие банки соответствующего округа. Федеральные резервные банки вместе со своими отделениями и офисами образуют разветвленную систему управления расчетами в кредитно-денежной сфере (рисунок 2).

Рисунок 2 — Федеральные резервные банки

Примечание — Источник: [1]

Основными целями монетарной политики Федеральной резервной системы является поддержание полной занятости и стабильности цен [1-2].

Для реализации данных целей Федеральная Резервная Система имеет три главных рычага: операции на открытом рынке, регулирование учетной (дисконтной) ставки, управление резервными требованиями.

В июне 2017 года руководством ФРС было принято решение снизить базовую процентную ставку (Federal Funds Rate- процентная ставка, по которой банки-члены Федеральной резервной системы привлекают краткосрочные кредиты overnight) на 0,25 п.п., до 1,25% (для сравнения в Республике Беларусь на данный момент 11,5%, плановое значение является 11%). Это было сделано ввиду умеренного роста экономики США, снижение инфляции с 1,9% до 1,6% (в Республике Беларусь основная цель достижение инфляции - не более 9% к декабрю 2016 г.).

Еще одним методом денежно-кредитного регулирования служит норма обязательных резервов. В настоящее время норма обязательного резервирования в США ранжируется следующим образом: если на счетах до востребования клиентов меньше 15,2 миллионов долларов, то норма обязательного резервирования - 0%; до 115,21 миллиона доллара США, она составляет 3%; свыше - 10% (в Республике Беларусь по привлеченным средствам в национальной валюте составляют 4%, по привлеченным средствам в иностранной валюте - 15%) [3].

Германская модель (западноевропейская, социальное рыночное хозяйство) сформировалась на основе предоставления всем формам хозяйствования (крупным, средним, малым) возможностей для раз-

вития. При этом особым покровительством государства пользуется мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Данная модель предусматривает высокий уровень государственного вмешательства в экономику, прогнозирование основных макроэкономических показателей, а также различия в уровне заработной платы. Центральным банком в Германии является Немецкий федеральный банк, или Бундесбанк (Дойче Бундесбанк), который является юридическим лицом публичного права.

Бундесбанк организован на децентрализованной основе и состоит из центрального управления (во Франкфурте-на - Майне) и девяти главных управлений, которые отвечают за осуществление деятельности в отдельных федеральных землях. Они управляются президентами данных управлений, исполняющими распоряжение правления. Главным управлениям подчиняются филиалы Бундесбанка (рисунок 3) [2,4].

Закон «О Бундесбанке» определяет, что основной целью является стабильность цен.

Бундесбанк осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, обслуживание кредитных учреждений и является расчетным центром страны, а также денежно-кредитное регулирование экономики страны. Однако особенность деятельности Бундесбанка обусловлена его вхождением в состав Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ). Как и все центральные, входящие в данную систему, Бундесбанк реализует свои функции во исполнении задач Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ), а именно: обеспечение ценовой стабильности, управление золотовалютными резервами, стабилизация платежного баланса, выпуск банкнот на основании поручений ЕСЦБ.

Рисунок 3 — Главные управления и филиалы Бундесбанка

Примечание — Источник: [4]

Германия является членом Европейского союза, который принял евро. Базовая процентная ставка Германии устанавливается Европейским центральным банком. На данный момент базовая процентная ставка (Refinancing tender rate — ставка рефинансирования) составляет 0%. Refinancing tender rate — процентная ставка, которая является минимально возможной для заявок на привлечение средств в тендере Европейского центрального банка. ЕЦБ каждые две недели проводит тендер по размещению средств, что необходимо для поддержания ликвидности в денежной системе. ЕЦБ установил верхнюю планку инфляции 2%, если потребительские цены растут быстрее 2% в год, то можно ожидать повышения ставок.

ЕЦБ установлена норма обязательного резервирования в зависимости от срока размещения денежных средств: до двух лет - 2%, свыше двух лет - 0%. Из базы резервирования исключаются межбанковские депозиты, а также обязательства банков перед ЕЦБ и национальными центральными банками.

Шведская модель (североевропейская, государство благосостояния) отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет существенного перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Данной модели присущи высокий удельный вес госсектора, доля госрасходов составляет около 70% национального продукта и, соответственно, высокие налоговые сборы. Шведская модель экономики характеризуется высокой степенью государственного вмешательства в экономические процессы (активное вмешательство государства в ценообразование (большая доля фиксированных цен)) и заметной ролью профсоюзов в регу-

лировании трудовых отношений.

Ведущее место в финансовой системе Швеции занимает старейший в мире Центральный банк. Центральным банком Швеции является Риксбанк, основанный в 1668 году. Центральный банк Швеции имеет независимый статус и подчиняется юрисдикции парламента Швеции (Риксдага) [5].

Основными задачами Риксбанка является обеспечение ценовой стабильности, в частности, низкого уровня инфляции (в пределах 2%), обеспечение безопасности и эффективности платежной системы, также стабилизация шведской кроны и развитие и укрепление финансовой системы в целом. Проводя свою монетарную политику, Риксбанк тем самым обеспечивает реализацию основных целей экономической политики: достижение устойчивого роста и высокой занятости населения. Риксбанк обладает монополией эмиссии национальной валюты — шведской кроны (печатание банкнот и производство монет осуществляется государственным предприятием), управляет золотым и валютным резервами страны, отвечает за формирование денежно-кредитной политики и функционирование платежной системы [6].

В настоящее время деятельность Риксбанка направлена на обеспечение уровня инфляции в пределах 2%, в результате чего Исполнительный совет Риксбанка решил сохранить ставку Repo rate (основная процентная ставка Швеции, в соответствии с которой центральный банк перепокупает правительственные ценные бумаги у коммерческих банков). На данный момент она составляет на уровне -0,50%, и Исполнительный совет не планирует ее повышать до середины 2018 года. Сейчас продолжается приобретение государственных облигаций, и в конце года покуп-

ки государственных облигаций должны составить 290 млрд. шведских крон, за исключением реинвестиций.

Японская модель характеризуется высоким уровнем государственного вмешательства в экономику. Управление экономикой носит плановый характер. Данная модель отличается социальной направленностью.

Банк Японии является центральным банком Японии, основанный в 1882 году.

По статусу Банк Японии является не административным органом, а акционерной компанией: 55 % его капитала принадлежит правительству, 45%- частным и институциональным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, в случае получения банком высокой прибыли они могут быть увеличены до 5%. Основная прибыль взимается в государственный бюджет.

Банк Японии осуществляет следующие функции: выпуск банкнот; реализация денежно-кредитной политики; осуществление взаиморасчётов коммерческих банков; мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений; проведение операций с государственными

ценными бумагами; осуществление международной деятельности; выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.

Банк Японии, являясь «банком банков», выступает партнером частных кредитно- финансовых учреждений и других субъектов. Он хранит на текущих счетах их резервные депозиты и, исходя из уровня официальной учетной ставки, предоставляет им ссуды [2, 7].

В настоящее время Overnight call rate target (целевая процентная ставка по займам овернайт является основной процентной ставкой в Японии) составляет -0,1%. Банк Японии регулирует уровень данной ставки с помощью операций с государственными ценными бумагами. Решение по ставке принимается Управляющим советом Банка Японии, который состоит из 10 человек. Сейчас политика Банка Японии будет направлена на расширение денежной базы до тех пор, пока потребительская инфляция стабильно не превысит 2%.

При изучении деятельности центральных банков оценим степень их зависимости от государства (таблица 1).

Как видно из таблицы, в рассматриваемых стра-

Таблица 1 - Оценка самостоятельности Центральных банков

Критерии Федеральная резервная система (США) Бундесбанк (Германия) Риксбанк (Швеция) Банк Японии Национальный банк Республики Беларусь

Собственник капитала 100% акционерная го сударственная го сударственная Смешанная (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) го сударственная

Процедура назначения или выбора руководства банка Руководящим органом ФРС является Совет управляющих Федеральной резервной системы в составе 7 членов, которых назначает президент США с одобрения сената. Члены правления Бундесбанка назначаются федеральным президентом по предложению правительства ФРГ, а президенты земельных центральных банков - федеральным президентом по предложению бундесрата (верхней палаты парламента) Исполнительный совет является руководящим органом Риксбанка. Правление и состав Исполнительного совета выбираются Генеральным советом банка. Глава банка — председатель Генерального совета, куда входят исключительно представители шведского парламента. Руководство Банка Японии назначается правительством и утверждается парламентом страны Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания

Право государственных органов вмешательства в ДКП Предоставление широкой автономности ФРС при принятии решений сочетается с подотчётностью и проверкой деятельности, которая проходит в законодательно оговоренных рамках. В законодательстве отсутствует право го сударственных органов на вмешательство в политику Бундесбанка. По законодательству государственные органы могут вмешиваться в политику Риксбанка. По законодательству государственные органы могут вмешиваться в политику Банка Японии. Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [1, 2, 4, 6-7]

нах центробанки находятся в собственности государства (полностью либо частично) за исключением Федерелаьной резервной системы. Руководители центральных банков назначаются высшими органами власти. В целом, независимо от того, принадлежит капитал ЦБ государству, в большинстве случаев государство обладает правом вмешиваться в деятельность центральных банков и/или ее контролировать.

Как один из видов оценки эффективности управления центральными банками журналом Global Finance проводится ежегодная рейтинговая оценка глав центробанков.

Таблица 2 - Finance's Central Banker Report Cards 2017

В отчете Central Banker Report Cards, который публикуется журналом с 1994 г., главам центральных банков из 83 стран мира (включая Европейский союз) присваивается рейтинг по шкале от «А» до «F» по ключевым аспектам, включая контроль за инфляцией, целевой рост экономики, стабильность национальной валюты и управление процентной ставкой. А» - наилучший показатель, он означает успешную деятельность, а «F» означает фиаско.

В таблице приведены данные по изучаемым странам, которые опубликованы в отчете от 29 августа 2017 г.

CENTRAL BANKERS THE HEAD 2017 GRADE 2016 GRADE

United States Janet Yellen A A-

European Union* Mario Draghi B+ B+

Sweden Stefan Ingves B+ B

Japan Haruhiko Kuroda B+ B

Belarus Pavel Kallaur C C

*В данном рейтинге отсутствует показатель оценки главы Бундесбанка. Рейтинговая оценка представлена по главе Европейского центрального банка.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [8]

Анализируя данные таблицы 2, можно заметить, что самый высокий рейтинг присвоен главе Федеральной резервной системы, Джанет Йеллен, и по сравнению с 2016 годом данный был улучшен. Деятельность глав центральных банков Швеции и Японии оценена классом «В». По данным отчета, деятельность главы Национального банка Республики Беларусь характеризуется классом «С» как в нынешнем году, так и в предыдущем, что свидетельствует о достаточно высокой оценке эффективности управления денежно-кредитной политикой в нашей стране.

Таким образом, все рассматриваемые центральные банки имеют сходные функции. Основными функциями являются денежная эмиссия, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, проведение валютной политики, аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерческих банков. Наиболее популярными инструментами, обеспечивающие реализацию данных функций, являются операции на открытом рынке, регулирование учетной (дисконтной) ставки, управление резервными требованиями.

Банковская система рассматриваемых зарубежных стран построена с целью делегирования полномочий на различные структурные подразделения для повышения эффективности в принятии управленческих решений. Сочетания централизации и децентрализации является успешной тенденцией в управлении центральными банками (12 региональных банков в

ФРС и 9 главных управлений в Бундесбанке).

Ключевым вопросом в деятельности каждого центрального банка из рассматриваемых стран является относительная самостоятельность с целью сохранения прозрачности при решении вопросов денежной эмиссии, деятельности кредитных институтов при проведении валютной политики в независимости от формы собственности.

Главные цели изучаемых центральных банков достаточно схожи - поддержание покупательской способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы. Федеральная резервная система, Бундестаг в составе Европейской системы центральных банков, Риксбанк и Банк Японии преследует цель установления инфляции на уровне 2%.

Центральные банки стран с развитой экономикой отводят важную роль функционированию канала процентных ставок, который отражает влияние процентной политики на рыночные ставки с дальнейшим переносом на инвестиционно-потребительскую активность и, в конечном итоге, на инфляционные процессы, т.е. функционируют в рамках режима инфляционного третирования. В Стратегии институционального развития Национального банка Республики Беларусь на 2017 - 2020 годы одной из задач институционального развития является переход от режима монетарного таргетирования к инфляционному тарге-тированию [9]. Поэтому, использование накопленного

обширного опыта внедрения инфляционного тарегти-рования в развитых странах, позволит адаптировать режим к специфическим условиям нашей страны в среднесрочной перспективе.

References:

1. Structure of the Federal Reserve System [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.federalreserve. gov/aboutthefed/structure-federal-reserve-system.htm. -Date of access: 03.10.2017.

2. Murav'eva, Z. A. Finansovo - kreditnye sistemy zaru-bezhnyh stran.:Ucheb.- metod. kompleks. 2-eizd., dorabo-tannoe /Z. A. Murav'eva. - Minsk, 2006. - S. 59-256.

3. Policy Tools: Reserve Requirements/Monetary Policy [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.fed-eralreserve.gov/monetarypolicy/reservereq.htm. - Date of access: 04.10.2017.

4. Organisation / Bundesbank [Electronic resource]. -Mode of access: https://www.bundesbank.de/Navigation/ EN/Bundesbank/Organisation/organisation.html. - Date of access: 07.10.2017.

5. The tasks and role of the Riksbank [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.riksbank.se/en/ The-Riksbank/The-Riksbanks-role-in-the-economy/. -Date of access: 07.10.2017.

6. Polegoshko, T. Bankovskaya sistema SHvecii: strate-giya upravleniya / Bankovskij vestnik. [EHlektronnyj resurs]. - 2010.- Rezhim dostupa: https://www.nbrb.by/ bv/articles/8218.pdf. - Data dostupa: 07.10.2017.

7. About the Bank/The Bank of Japan [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.boj.or.jp/en/index. htm/ . - Date of access: 08.10.2017.

8. Central Banker Report Cards 2017/ Global Finance [Electronic resource]. - Mode of access: https://www. gfmag.com/awards-rankings/award-ceremonies/worlds-best-central-bankers-2017. - Date of access: 08.10.2017.

9. Mekhanizmy povysheniya ehffektivnosti gosudarst-vennogo regulirovaniya nacional'noj ehkonomiki na re-spublikanskom i regional'nom urovnyah: monografiya / P.V. Leshchilovskij, V.I. Borisevich, A.V. Mozol', M.V. Molohovich, I.N. Rusak; pod red. P.V. Leshchilovskogo, A.V. Mozolya. - Minsk: Nasha Ideya, 2017.-227s.

Kmit O.

TOOLS OF MONETARY CONTROL CENTRAL BANKS ON THE EXAMPLE OF THE BASIC MODELS

OF THE ECONOMY

Belarus State Economic University, Belarus Summary

The article discusses the fundamentals of Central banks monetary control in different models of economy: American, German, Japanese, Swedish. Comparative analysis of tools of monetary control of Central banks of the abovementioned countries is conducted, as well as tools for improving the monetary system of the Republic of Belarus are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.