tional Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2017, pp. 279-284. (In Russian).
8. Kuklin V. Zh., Meshalkin B. I., Navodnov V. G., Saveliev B. A. O komp'yuternoy tekhnologii otsenki kachestva znaniy [On computer technology for assessing the quality of knowledge]. Higher Education in Russia, 1993, no. 3, pp. 146-153. (In Russian).
9. Mayorov A. N. Teoriya i praktika sozdaniya testov dlya sistemy obrazovaniya: Kak vybirat', sozdavat' i ispol'zovat' testy dlya celej obrazovaniya [Theory and practice of creating tests for the education system. How to select, create and use tests for educational purposes]. Moscow, 2000, 351 p. (In Russian).
10. Poddubnaya L. M., Tatur A. O., Chelyshkova M. B. Zadaniya v testovoy forme dlya avtomatizirovannogo kontrolya znaniy stu-dentov [Tasks in test form for automated control of students' knowledge]. Moscow, 1995, 285 p. (In Russian)
11. Rodionov B. U., Tatur A. O. Standarty i testy v obrazovanii [Standards and tests in education]. Moscow, 1995, 48 p. (In Russian).
12. Shmelev A. G. Adaptivnoye testirovaniye znaniy v sisteme «Tel-etesting». [Adaptive testing of knowledge in the "Teletesting" system]. Moscow, 2001. (In Russian).
13. Shpareva G. I. K voprosu o klassifikatsii obrazno-vyrazitel'nykh yazykovykh sredstv [On the question of the classification of figurative-expressive linguistic means]. Intercultural communication and professionally oriented teaching of foreign languages. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2019, pp. 124-129. (In Russian)
14. Canale M., Swaine M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1980, no 1, pp. 47-54. (In English).
15. Hymes D. On Communicative Competence. Sociolinguistics. Selected Readings. Eds. J. B. Pride, J. Holmes. New York, Har-mondsworth, Penguin, 1972, pp. 269-293. (In English).
16. Hughes A. Testing for Language Teachers. Cambridge, Cambridge University Press, 2001. (In English).
УДК/UDC 377 Э. Р. Гайнеев, М. А. Галагузова, А. В. Головнев
E. Gayneyev, M. Galaguzova, A. Golovnev
ИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
LEAN PRODUCTION TOOLS IN THE EDUCATION OF VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS' STUDENTS
Введение. В статье обоснована необходимость освоения инновационных компетенций, методов бережливого производства (lean production) на основе проектно-творческой деятельности. Применяемые методы, в отличие от традиционных, способствуют активизации творческой деятельности обучающихся и успешного освоения зарубежных инновационных технологий. Актуальность исследования обусловлена требованиями современного производства к уровню подготовленности выпускника и необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Цель исследования - определить методы формирования инновационных компетенций при взаимодействии образовательной организации и предприятия.
Методология. Основной подход к исследованию -компетентностно-контекстный, задает новое направление в дуальном обучении, что положительно влияет на кадровое и материально-техническое обеспечение процесса обучения.
Результаты исследования заключаются в научном обосновании и практической разработке методов, способствующих преодолению разрыва между требо-
ваниями современного производства и уровнем подготовки рабочих кадров. Эффективность методики подтверждена многолетними показателями государственной итоговой аттестации.
Заключение. Разработана и апробирована методика формирования инновационных компетенций в процессе освоения обучающимися методов бережливого производства. Результаты исследования позволяют определить перспективы дальнейших исследований, которые состоят в исследовании проблемы взаимодействия учебных заведений и бизнес-сообщества, разработке методов формирования инновационных компетенций на основе опережающего обучения.
Introduction. The article substantiates the necessity of mastering innovative competencies, lean production methods based on design and creative activities. The applied methods, unlike traditional ones, promote activation of students' creative activity and successful development of foreign innovative technologies. The relevance of the study is determined by the requirements of modern production to the level of preparedness of the graduate and the need to
improve the competitiveness of the domestic economy. The purpose of the study is to determine the methods of innovative competence formation in the context of interaction between educational institutions and enterprises.
Methodology. The main approach to the study is competency and contextual based. It sets a new direction in dual education, which positively affects the personnel and material-technical support of the learning process.
Results. The main results of the study consist in scientific justification and practical development of methods that help to bridge the gap between the requirements of modern production and the level of preparedness of workers. The effectiveness of the methodology is confirmed by long-term indicators of the state final certification.
Conclusion. The technique of forming innovative competences in the process of mastering the methods of lean production by students has been developed and tested. The results of the study allow us to determine the prospects for further research, which consists in studying the problem of interaction between educational institutions and the business community, development of methods of forming innovative competencies based on advanced training.
Ключевые слова: инновационные компетенции, бережливое производство, квалифицированный рабочий, творчество, микроэкономический подход, микрорационализация.
Keywords: innovative competencies, lean production, skilled worker, creativity, microeconomic approach, micro-rationalization.
Введение
Особенностью современного социально-экономического развития становится ориентация на экономику знаний, рациональность, бережливость, что продиктовано прежде всего условиями рыночной экономики, жесткой конкуренцией производителей. Соответственно, и деятельность современного человека становится все более рациональной, в ее основе лежит инновационная деятельность, творчество, и поэтому на современном производстве востребован сотрудник с готовностью к такой деятельности, способный к рационализации, оптимизации технологических процессов и своей трудовой деятельности, выявлению и устранению различных нерациональных потерь.
В последние десятилетия во всем мире, а также и в отечественном производстве, все большее распространение получают различные концепции, технологии и методы бережливого производства, направленные на постоянный контроль, выявление и устранение разнообразных потерь, повышение произво-
дительности труда, снижение себестоимости производимой продукции, что, в свою очередь, позволяет повышать самый главный показатель - качество.
Данное направление особенно актуально для нашего отечественного производителя, поскольку Россия уступает развитым странам по таким показателям, как производительность труда и качество выпускаемой продукции.
Методология
В современных социально-экономических и психолого-педагогических исследованиях последних лет особо подчеркивается, что главным резервом, позволяющим выйти из кризиса и вернуться в число мировых держав, является творческий потенциал личности, способной продвигать научно-технический прогресс [2, с. 5]. Но сфера образования, к сожалению, не всегда в силу объективных и субъективных причин своевременно реагирует на постоянные изменения в сфере науки, экономики и производства, на появление новых видов профессиональной деятельности, к числу которых относится также и вышеуказанная концепция lean production. Другими словами, учить надо тому, чем студент будет заниматься по завершении обучения, и именно поэтому в процессе обучения необходимо освоение инновационных компетенций, изменяющихся и совершенствующихся технологий и востребованных новых видов деятельности, к числу которых относится и lean production.
Результаты
Бережливость - одно из базовых качеств личности, воспитанию которого необходимо уделять внимание с самого раннего детства, поскольку оно отражается не только в производственной сфере, но и в повсеместной жизни.
Воспитанию бережливости придавали особое значение во все времена. Так, в Древней Руси человек верил в богиню Берегиню, и таким понятием определялась хозяйка дома, хранительница очага, которая ответственна за рачительное расходование средств, сохранение семейного достатка. Такое качество человека, как бережливость, воспринималось не только как качество личности, но и как мировоззрение, образ жизни, благодаря которому оно распространялось не только на материальное, но, главным образом, на духовное: это бережное отношение к людям, семье, родителям, детям, окружающему миру, природе, всему живому [20].
Настоящая бережливость проявляется в умении видеть перспективу, которая может проявляться
в том, чтобы не покупать недорогую, но так называемую одноразовую продукцию, а приобрести пусть дорогую, но качественную, добротную, которая будет служить долгие годы. Другими словами, необходимо увидеть не только частное, сиюминутное, но и отдаленную перспективу, более отдаленные результаты каких-либо воздействий.
Необходимо отметить, что бережливость - процесс творческий, в основе которого наблюдательность, аналитика, обобщение, выявление потерь и выбор наиболее оптимальных, рациональных вариантов решения каких-либо производственных или житейских проблем, ситуаций, причем решение проблем с учетом долгосрочных перспектив, видение перспектив таких воздействий.
Значительным потенциалом в воспитании бережливости является практическая, трудовая деятельность человека, его умения в установлении причинно-следственных связей, в анализе процесса деятельности, технологического процесса, выявлении и устранении различных видов потерь, что наиболее отчетливо проявляется (выявляется) в процессе практической, профессиональной деятельности. Процесс бережливости всегда сопровождается экономическими, математическими расчетами как технологического процесса в целом, так и отдельных его составляющих в частности, которые способствуют выявлению потерь и оптимизации данного процесса.
Необходимо отметить, что проблема бережливости настолько актуальна, что в 2014 г. в России был принят Государственный стандарт [18, с. 16].
Во многих отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях (Л. В. Выготский, А. В. Петровский, М. Тринг, Э. Лейтуэйт и др.) доказано, что наиболее эффективным средством воспитания, обучения и развития человека является его практическая, трудовая деятельность.
Творческую составляющую трудового обучения как основу развития человека и важнейшее условие воспитания определяли многие выдающиеся ученые (П. Р. Атутов, А. С. Макаренко, П. Я. Гальперин, К. Д. Ушинский и др.). Они отмечали важность творческого труда и при этом подчеркивали, что именно творческая трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу формирования, развития и самореализации личности, обеспечивающую гармоничное раскрытие ее потенциальных возможностей и способностей.
Однако возможности развития творческого потенциала, формирования проектно-творческой деятельности в обучении в процессе трудового обучения
на основе формирования бережливости используются еще недостаточно.
Более того, ряд зарубежных исследователей указывает на то, что одним из самых негативных явлений, недостатков современной школы является пренебрежительное отношение к труду, практической и трудовой деятельности и отмечают, что «нередко приходится слышать, как человек, мнящий себя интеллектуалом, не только без тени смущения, но даже с некоторой гордостью говорит: «Я и гвоздя забить не сумею» [18, с. 16].
Основой технологий бережливого производства (БП) является направленность на удовлетворение потребностей потребителя, на его запросы, ожидания, и поэтому весь процесс создания продукта подразделен на две составные. Это процессы, прибавляющие ценность продукта и не добавляющие ценности.
В таком отношении главной задачей производителя становится процесс постоянного наблюдения, анализа, выявления и устранения различного рода потерь (японское - muda), то есть того, что не добавляет ценности для потребителя. Так, специалисты в области бережливого производства приводят пример с хранением готовой продукции на складах, что относится к категории «потерь», поскольку в этом случае необходимо иметь склады и обслуживающий персонал, что повышает расходы, себестоимость продукции.
Такие потери специалисты относят к неэффективному менеджменту, который перекладывается на потре-бителя, вынужденного оплачивать нерациональные расходы «содержания складов и персонала. И на этом примере определяется, что «отправная точка бережливого мышления - это ценность, которая может быть определена только конечным потребителем» [2].
Следовательно, внедрение и применение различных инновационных технологий, методов БП способствуют постоянному снижению себестоимости продукции и повышению качества производимой продукции путем незначительных, малозаметных «мелочей», на первый взгляд, усовершенствований.
В этом словосочетании «незначительные мелочи» - ключевой принцип технологий БП, а отсюда и особая актуальность освоения методов бережливого производства именно при подготовке квалифицированных рабочих кадров!
Во-первых, квалифицированные рабочие составляют абсолютное большинство персонала предприятий (хотя на отдельных отечественных предприятиях число управленцев, менеджеров всех уровней может превышать (!) количество квалифицированных рабочих).
Во-вторых, именно квалифицированные рабочие находятся в непосредственном контакте с технологическим процессом, изготовлением различных узлов и деталей, то есть занимаются реальным практическим воплощением технологических идей, разработок, выявляют недоработки конструкторов и технологов, выявляют нецелесообразные действия, различные потери.
Такая ситуация («незначительные мелочи») схожа с семейством пчел, каждая из которых способна принести лишь весьма незначительное количество меда, но массовое количество пчел, «многоразовость» данного процесса (сбор меда) позволяет им набирать целые улья душистого продукта.
Или, например, сравнить с падением на фундамент с крыши здания капель воды, которые со временем, постепенно, от многократного воздействия приводят к образованию ямок в прочнейшем бетоне фундамента здания.
Таким образом, в основе бережливости, эффективность которого в массовом творчестве, - микроэкономический подход, что вполне соответствует известному крылатому выражению «Капля долбит камень не силой, но частым падением» (Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo).
Зарубежными специалистами (Т. Оно, Д. Вумек, Д. Форд и др.) были обозначены главные принципы бережливого производства: в начале, на первом этапе, - определить ценность продукта как совокупности действий совершаемых на трех уровнях (организационно-управленческом, информационно-клиентском, физическом преобразовании). Затем необходимо обеспечить непрерывность течения потока создания ценности. Далее - «вытягивание» продукта потребителем, означающее, что никто выше по потоку ничего не должен делать до тех пор, пока потребитель, расположенный ниже, этого не потребует. И наконец, это стремление к постоянному совершенству [2; 12; 14]. Постоянное совершенствование, как было указано выше, это постоянное наблюдение, анализ, выявление и устранение потерь.
Одним из разработчиков, основоположников данной системы Тайити Оно, было определено семь различных видов потерь, таких как: перепроизводство продукции; время ожидания; ненужная транспортировка; излишние этапы процесса обработки изделий; излишние запасы продукции; ненужные перемещения; выпуск дефектной продукции; перегрузки при работе с повышенной интенсивностью; неравномерность выполнения операции [14].
В последующих исследованиях (Э. Деминг, М. Имаи, Ф. Тейлор и др.) был определен еще один
очень важный вид потерь, связанных с человеческим фактором, - нереализованный творческий потенциал сотрудников [17].
На такой фактор в свое время указывал Э. Деминг -один из основоположников «японского чуда», движения за контроль качества на вопрос о наиболее значимых составляющих эффективности производства, всегда отмечал важность человеческого фактора, подчеркивал, что прежде всего «важны люди». Более того, Э. Деминг неоднократно отмечал особую ответственность менеджмента, управленцев всех уровней [11].
Развивая тезис Э. Деминга, другой известный японский специалист по научной организации производства Масааки Имаи отмечал чрезвычайную важность личностно ориентированного подхода в сфере производства и подчеркивал, что современных рабочих уже не удовлетворяет обычный монотонный труд. Люди хотят, чтобы их работа включала творческие аспекты [10].
Таким образом, ключевым элементом системы является человеческий фактор, доверие, уважение и внимание к людям [2; 10; 11; 19].
С учетом вклада зарубежных ученых нельзя забывать вклад выдающихся отечественных ученых (А. А. Богданов, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, П. М. Керженцев и др.), которые еще в 20-е гг. прошлого столетия создали центральный институт труда и начата широкомасштабная разработка систем научной организации труда (НОТ). В основе этой системы были заложены идеи бережливого производства, рационализаторской деятельности, оптимизации технологического процесса, выявление факторов, влияющих на производительность труда и качество изготавливаемой продукции и др. [3].
Итак, внедряемые в отечественном производстве зарубежные технологии являются инновационным направлением функционирования отечественных предприятий, особенно отрасли машиностроения, что должно учитываться при подготовке рабочих кадров в системе среднего профессионального образования (СПО), вноситься в содержание учебных планов и программ и осваиваться в процессе обучения на уровне практически освоенного опыта.
Анализ научной литературы, практического опыта по проблеме развития творческого потенциала личности выпускника показывает, что, несмотря на ее достаточную разработанность в педагогической науке, вопросы формирования рациональной, бережливой деятельности обучающихся не являлись предметом специального исследования. Анализ также показывает, что на современном производстве все боль-
шую значимость приобретает творческое отношение к труду, готовность и способность выпускника к работе в условиях бережливого производства, постоянного совершенствования технологий и деятельности.
В этих условиях возникает необходимость более эффективного моделирования процесса обучения, особенно будущего педагога практического обучения, к рационализаторской деятельности в условиях бережливого производства, основным направлением которого является подготовка работника, способного к непрерывной инновационной деятельности. Основы практической бережливости закладываются в школе - на уроках технологии в общеобразовательной школе и в последующем развиваются в колледжах, где ключевая роль принадлежит мастеру профессионального обучения [7, с. 44]. В целях патриотического воспитания молодежи и понимания возможностей рационализации, бережливости на занятиях необходимо проводить беседы по рационализаторской деятельности в годы Отечественной войны.
Одной из современных зарубежных инновационных технологий постоянного совершенствования производства является внедряемая в отечественной промышленности японская система «кайдзен», в основе которой микроэкономический подход, рационализация технологий и деятельности [16].
Понятие рационализации, по мнению специалистов, объединяет различные способы реализации задач инновации на основе повышения производительности труда, эффективного использования времени и ресурсов, повышения качества изделий и улучшения организации труда, а в основе указанных технологий микроэкономический подход, что подразумевает понимание принципа, в соответствии с которым все этапы производственного процесса являются значимыми, когда прочность всей цепи определяется наиболее слабым ее звеном. Так, например, по подсчетам известного венгерского исследователя Яна Шушански, неисправный, капающий, кран может привести к неэффективному расходу (потерям) питьевой воды, равным 6 тысячам литров в год [12; 28]. Одним из методов решения проблем является используемый в системе «кайд-зен» - метод «Пять почему» [9].
В книге Масааки Имаи приводится пример применения метода «Пять почему», когда рабочий посыпает опилками пол цеха и на вопрос руководителя подразделения, чем он занимается, отвечает, что на полу появляется масло, и он скользкий, можно поскользнуться и получить травму.
Затем применяется метод задавания вопросов «Пять почему» и постепенно выясняется, что пол ста-
новится опасным из-за того, что проливается машинное масло из картера одного из станков ввиду того, что произошел износ сальника, который препятствовал вытеканию масла из станка. А затем была выявлена и первопричина такой ситуации: специалистом предприятия были закуплены недорогие, но низкокачественные, так называемые одноразовые сальники, которые быстро выходят из строя. Таким образом, при ответах на вопрос «почему?» удалось выявить первопричину проблемной ситуации и успешно ее решить [10, с. 63].
В том случае данную ситуацию нельзя оставить без внимания и просто периодически посыпать пол опилками, что в свою очередь может привести к следующим прямым и потенциальным издержкам.
Проблемы производственные:
- возможность падения и получения травмы;
- расход (потери) машинного масла;
- трата (потери) рабочего времени сотрудников;
- расход (потери) опилок для посыпания скользкого пола.
Анализ данной производственной проблемы полезно проводить в форме деловой игры, когда студенты в процессе анализа, выполнения экономических расчетов возможных прямых и более отдаленных потерь приходят к пониманию микроэкономического подхода.
Приведем один из примеров проведения такого занятия.
Выполнение расчетов по производственным потерям
Потери основные
Расчеты показывают, что рабочий примерно 30 минут своего рабочего времени тратит на посыпание пола опилками.
Исходя из расчета минимальной оплаты в РФ (МРОТ) в 6204 рубля, получаем 17,62 руб. в день.
Расход древесных опилок - 1 кг стоимостью 8 руб.
Расход машинного масла - до 200 грамм стоимостью 23 руб.
В итоге получается 48 руб. 62 коп. в день. Казалось бы, совсем немного. Но дальнейшие расчеты представляют совсем иную картину. В процессе анализа студентами выясняется, что эта «мелочь» может (в месяце 22 рабочих дня, а в году - 12 месяцев) привести к потерям, равным 1069 руб. 64 коп. в месяц, или 12 835 руб. 68 коп. в год.
Далее студенты обсуждают возможные потенциальные потери.
Потери потенциальные
В случае травматизма работника на предприятие в соответствии с законодательством будет наложен
штраф, и предприятие обязано будет выплачивать пострадавшему работнику материальную компенсацию и пенсию.
Как видно из приведенного примера, малозаметные «мелочи» могут привести к значительным потерям, что производит сильное впечатление на обучающихся и заставляет их задуматься над значимостью микрорационализации, необходимости анализа технологического процесса и способствует формированию рационального мышления [4, с. 25].
Приведем пример применения указанного метода на практических занятиях в учебных мастерских при изготовлении изделия «Сова», когда возникла необходимость повышения симметричности левой и правой сторон данного изделия, чтобы избежать излишней обработки, расхода материалов и получения более высокого качества изделия.
В начале занятия студенты знакомились с различными вариантами решения производственных проблем посредством метода «Пять почему». Затем в специальных карточках описали поэтапное решение возникшей проблемы (табл. 1).
В ходе рационализаторской деятельности с применением микроэкономического подхода, разработки кайдзен-предложений нам удалось добиться улучшений по таким важным производственным показателям, как:
- улучшение качества изготовления изделия за счет достижения большей симметричности левой и правой сторон изделия;
- повышение производительности труда при сокращении время на подгонку и окончательную чистовую обработку данного изделия;
- снижение издержек и экономия ресурсов, материалов за счет оптимальной, рациональной плоскостной разметки заготовок.
Отметим, что время, сэкономленное за счет рационализации, способствует также и повышению качества изделия, поскольку позволяет выполнить работу в более спокойном, равномерном темпе, что к тому же способствует снижению вероятности травматизма [8, с. 31].
Приведем другой пример формирования основ бережливого производства путем оптимизации технологического процесса, выявления потерь. Так, одним из этапов технологического процесса обработки тонколистового металла при изготовлении изделий «роза из металла» является сверление отверстий диаметром 4,2 мм. Процесс обработки проходил в два этапа:
1-й этап (начало процесса обработки): подготовка к выполнению работы и сверление отверстия первого изделия партии из десяти заготовок;
2-й (продолжение процесса обработки): продолжение сверления остальных (девяти) изделий партии из десяти заготовок (табл. 2).
Обучающиеся поочередно выполняют сверление: один сверлит, а остальные ведут тайминг (хронометраж) с занесением полученных данных в рабочую тетрадь и расчетами. При проведении данного занятия можно воспользоваться картой технологического процесса, в которую студентами вносятся данные хронометража.
Из таблицы видно, что первый вариант на первом этапе, казалось бы, более выигрышен по времени (60 с) против 65 секунд второго варианта. Однако
Таблица 1
Метод «Пять почему»
Проблема Недостаточная симметричность левой и правой сторон изделия
Вопрос 1 Почему недостаточна симметричность крыльев изделия?
Ответ 1 Потому что разметка выполняется отдельно по каждому крылу
Вопрос 2 Почему разметка выполняется отдельно по каждому крылу?
Ответ 2 Потому что конструкция собирается по отдельным частям
Вопрос 3 Возможно ли при разметке объединение нескольких мелких частей изделия в более крупные симметричные формы?
Ответ 3 Закрепление нескольких мелких частей изделия в более крупные формы при разметке возможно
Вопрос 4 Каким образом закрепить отдельные симметричные детали?
Ответ 4 Выполнить разметку одной из сторон изделия
Вопрос 5 Имеются ли более рациональные решения проблемы?
Ответ 5 Можно сложить заготовку вдвое и, аккуратно вырезав размеченные фигуры, развернуть лист в готовое изделие
Решение 1. Выполнить разметку по шаблону и вырезать контуры. 2. Сложить заготовку вдвое и вырезать на двух листах. 3. Два листа сложить, закрепить струбцинами и вырезать. 4. Два листа закрепить двумя винтами и вырезать
Таблица 2
Технологическая карта Сверление изделия из тонколистового металла
№ п/п Наименование Вариант 1 Вариант 2
I этап - НАЧАЛО СВЕРЛЕНИЯ
1 Осмотр рабочего места, проверка инструмента 5 5
2 Проверка работы настольно-сверлильного станка 5 5
3 Проверить спецодежду и надеть очки защитные 5 5
4 Установить сверло в патроне станка 10 10
5 Взять в левую руку пассатижи 5 5
6 Положить заготовки на верстак 5 -
Положить заготовки по краю верстака с левой стороны - 10
7 Правой рукой заготовку установить в пассатижах, которая находится в левой руке 5 5
8 Включить сверлильный станок 5 5
9 Правой рукой взяться за рукоятку управления 5 5
10 Просверлить отверстие в изделии 5 5
11 Положить заготовку на верстак 5 5
ВСЕГО по первому этапу (секунд) 60 65
II этап - ПРОДОЛЖЕНИЕ СВЕРЛЕНИЯ
12 Правую руку убрать с рукоятки управления 5 -
Правой рукой взять заготовку 5 -
13 Правой рукой установить заготовку в пассатижах, которые находятся в левой руке 5 -
14 Правой рукой взять рукоятку управления 5 -
15 Левой рукой, пассатижами, взять заготовку 5
16 Просверлить отверстие в изделии 5 5
17 Положить заготовку на верстак 5 5
ВСЕГО по второму этапу (секунд) 30 с 15 с
ИТОГО по изготовлению первого изделия из десяти 90 80
ИТОГО по изготовлению остальных 9 изделий из десяти 270 135
ИТОГО по изготовлению десяти (первого и остальных 9) 360 215
на втором этапе первый вариант по времени (30 с) уже уступает варианту второму (15 с), что по сумме двух этапов приводит к выигрышу 10 секунд.
Но эта «мелочь», всего 10 секунд, экономит время только при выполнении сверления одной из десяти заготовок - первой. А по остальным 9 заготовкам «экономия» составляет: 30-15 = 15 секунд, т. е. в два раза меньше.
Из таблицы видно, что времени на сверление одной партии заготовок в первом варианте расходуется 360 секунд, а во втором варианте - 215 секунд.
Дальнейшие расчеты показывают, что в первом варианте (традиционный) за 1 час рабочего времени можно обработать 100 заготовок, а во втором варианте (рационализированный) - обработать 167 заготовок. И если, например, оценить стоимость одной заготовки в 1 рубль, то выигрыш за один час рабочего времени составит (167-100) = 67 рублей, а за 7-часовой рабочий день составит 469 рублей. Дальнейшие расчеты показывают еще более впечатляющие цифры:
экономия в месяц составит (469 Х 22 рабочих дня) -10 318 рублей, что приводит к экономии 123 тысяч 816 рублей! И это еще не все.
Анализ показывает, что в процессе оптимизации, рационализации сверления процесса удалось добиться следующих улучшений: во-первых, повысилась производительность труда; во-вторых, значительно улучшилось качество изделия; в-третьих, повысилась безопасность выполнения работ. Это связано с тем, что при работе с листовым материалом необходимо надевать перчатки, однако при работе на станках перчатками пользоваться запрещено, а в первом варианте студент берет заготовку незащищенной рукой, что может привести к травме. К тому же при таком сверлении студент периодически убирает руку с рукоятки сверлильного станка, постоянно переводит взгляд, что рассеивает его внимание, требует лишних усилий, приводит к усталости, соответственно, повышается вероятность получения травмы. Такие занятия, как показывает опыт, целесообразно прово-
дить в коллективных формах взаимодействия педагогических работников [8, с. 4]. Эффективность занятий значительно повышается при проведении совместных занятий со специалистами предприятий в реальной производственной обстановке, что способствует реализации дуального подхода [21, р. 50]. Такое взаимодействие в настоящее время особенно важно в условиях актуализации наставнической деятельности на производстве [15, с. 109].
Заключение
Подобные задания, как показал опыт, способствуют формированию умений правильно ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи и находить источник проблемы, поэтапно анализировать технологический процесс, выявлять и устранять потери, что становится первым этапом освоения обучающимися основами технологии бережливого производства.
Хотелось бы на примере Японии обратить внимание на то, чем может обернуться игнорирование инновационных компетенций. Такой подход, надежда лишь на собственные разработки, как отмечает В. В. Овчинников, привел к тому, что Япония начала уступать свои позиции («экономическое чудо») в мировой экономике и по такому ключевому показателю, как производительность труда, опустилась с первого на четвертое место. Этот период сами японцы назвали потерянным десятилетием [13, с. 239].
Литература
1. Бережливое производство - это... Что такое бережливое производство? [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/254497 (дата обращения: 21.02.2021).
2. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М., 2004. 473 с.
3. Гастев А. К. Как надо работать. М., 2002. 400 с.
4. Гайнеев Э. Р. Рационализация как основа бережливого производства на занятиях практического обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 1. С. 25-29.
5. Гайнеев Э. Р. Коллективные формы организации труда педагогов при подготовке квалифицированных рабочих // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 25-29
6. Гайнеев Э. Р. Формирование организационно-управленческих компетенций, или как подготовить мастера // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 4-9.
7. Гайнеев Э. Р. Рационализаторство и изобретательство в СССР в годы великой отечественной войны // Школа и производство. 2020. № 5. С. 44-49.
8. Гайнеев Э. Р. Основы бережливого производства. М., 2019. 56 с.
9. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146133 (дата обращения: 21.02.2021).
10. Имаи Масааки. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества. М., 2007. 345 с.
11. Деминг Э. Новая экономика. М., 2006. 208 с.
12. Мерцалов С. А. День за днем. М., 2000. 400 с.
13. Овчинников В. В. Сакура и дуб. М., 2011. 605 с.
14. Оно Т. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства. М., 2005. 192 с.
15. Осипов П. Н., Ирисметова И. И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 109-115.
16. Положение о системе непрерывного совершенствования «КАЙДЗЕН». Ульяновск, 2008. 14 с.
17. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента [Электронный ресурс]. URL: http://i.cons-systems.ru/u/83/8c5dde291e11e3b6 145d44f3284aaa/-/Taylor.pdf (дата обращения: 21.02.2021).
18. Тринг М., Лейтуэйт Э. Как изобретать? М., 1980. 272 с.
19. Шушански Я. Методология рационализации. М., 1987. 248 с.
20. 11 преимуществ бережливости, которые не имеют ничего общего с деньгами [Электронный ресурс]. URL: https:// lifehacker.ru/11-preimushhestv-berezhlivosti-kotory-e-ne-imeyut-nichego-obshhego-s-den-gami/ (дата обращения: 22.02.2021).
21. Gayneev E. R. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker // Modern European Researches. 2016. № 3. P. 50-54.
References
1. Berezhlivoe proizvodstvo - eto... Chto takoe berezhlivoe proiz-vodstvo? [Lean production is. What is lean production?]. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/254497 (accessed 21.02. 2021). (In Russian).
2. Woomek James P., Jones Daniel T. Berezhlivoe proizvodstvo: kak izbavit'sia ot poter' i dobit'sia protsvetaniia vashei kompanii [Lean Production: How to get rid of losses and make your company thrive]. Moscow, 2004, 473 p. (In Russian).
3. Gastev A. K. Kak nado rabotat [How to work]. Moscow, 2002, 400 p. (In Russian).
4. Gajneev E. R. Ratsionalizatsiia kak osnova berezhlivogo proiz-vodstva na zaniatiiakh prakticheskogo obucheniia [Rationalization as the basis of lean production in the classroom hands-on learning]. Vocational Education and the Labor Market, 2017, no. 1, pp. 25-29. (In Russian).
5. Gajneev E. R. Kollektivnye formy organizatsii truda pedagogov pri podgotovke kvalifitsirovannykh rabochikh [Collective forms of organization of teachers' work in the training of skilled workers]. Vocational Education and the Labor Market, 2019, no. 1, pp. 25-29. (In Russian).
6. Gajneev E. R. Formirovanie organizatsionno-upravlencheskikh kompetentsii, ili kak podgotovit' mastera [Formation of organizational and managerial competencies future worker, or how to train a master]. Vocational Education and the Labor Market, 2020, no. 3, pp. 4-9. (In Russian).
7. Gaineev E. R. Racionalizatorstvo i izobretatel'stvo v SSSR v gody velikoj otechestvennoj vojny [Innovation and inventiveness in the USSR during the great patriotic war]. School and Production, 2020, no. 5, pp. 44-49. (In Russian).
8. Gaineev E. R. Osnovy berezhlivogo proizvodstva [Basics of lean manufacturing]. Moscow, 2019, 56 p. (In Russian).
9. GOST R56020-2014 Berezhlivoe proizvodstvo. [gOST R56020-2014 Lean Manufacturing]. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/1200146133 (accessed 21.02. 2021). (In Russian).
10. Imai Masaaki. Gemba kaidzen: put' k snizheniiu zatrat i povy-sheniiu kachestva [Gemba kaizen: the way to reduce costs and improve quality]. Moscow, 2007, 345 p. (In Russian).
11. Deming E. Novaia ekonomika [Новая экономика]. Moscow, 2006, 208 p. (In Russian).
12. Mertsalov S. A. Den' za dnem [Day by day]. Moscow, 2000, 400 p. (In Russian).
13. Ovchinnikov V. V. Sakura i dub [Sakura and oak]. Moscow, 2011, 605 p. (In Russian).
14. Ono T. Proizvodstvennaia sistema Toioty: ukhodia ot massovogo proizvodstva [Toyota Production System: Moving away from mass production]. Moscow, 2005, 192 p. (In Russian).
15. Osipov P. N., Irismetova I. I. Nastavnichestvo kak ob"ekt nauch-nykh issledovanii [Mentoring as an object of scientific research]. Vocational Education and the Labor Market, 2020, no. 2, pp. 109— 115. (In Russian).
16. Polozhenie o sisteme nepreryvnogo sovershenstvovaniia "KAID-ZEN" [Regulations on the KAIZEN Continuous Improvement System]. Ulyanovsk, 2008, 14 p. (In Russian).
17. Teilor F. U. Printsipy nauchnogo menedzhmenta [Principles of scientific management]. Available at: http://i.cons-systems.ru/u/
83/8c5dde291e11e3b6145d44f3284aaa/-/Taylor.pdf (accessed 21.02.2021). (In Russian).
18. Tring M., Leitueit E. Kak izobretat'? [How to invent?]. Moscow, 1980, 272 p. (In Russian).
19. Shushanski J. Metodologiia ratsionalizatsii [Rationalization methodology]. Moscow, 1987, 248 p. (In Russian).
20. 11 preimushchestv berezhlivosti, kotorye ne imeiut nichego obsh-chego s den'gami [11 benefits of frugality that have nothing to do with money]. Available at: https://lifehacker.ru/11 -preimushhestv-berezhlivosti-kotory-e-ne-imeyut-nichego-obshhego-s-den-gami/ (accessed 22.02.2021). (In Russian).
21. Gaineev E. R. Dual interaction of social partners in creative training of the modern worker. Modern European Researches, 2016, no 3, pp. 50-54. (In English).
УДК/UDC 371.13 С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова
S. Zalutskaya, N. Nikonova
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ НАГЛЯДНОСТИ К КРОССМЕДИЙНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
TRAINING TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE: FROM VISIBILITY TO CROSS-MEDIA TECHNOLOGIES
Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью адаптации высшего образования к условиям цифровой трансформации общества. В исследовании показано, как развивались в методической науке визуальные приемы обучения: от традиционной наглядности до эффективных текстов «новой природы». Обзор исследований по методике показывает, что эта проблематика освещалась по разным направлениям (словесное рисование, опорная схема-конспект, мультимедийные технологии, тексты «новой природы» и др.).
Методология. Исследование проводилось путем количественного и качественного анализа 47 выпускных квалификационных работ студентов пятого курса педагогического направления (направленность «Русский язык и литература») филологического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» за 2020 г.
Результаты. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в аспекте востребованности визуализации как образовательной технологии выявил наличие интереса будущих учителей русского языка и литературы к научной проблематике, связанной с применением приемов визуализации учебного материала в образовательном
процессе (63,8 %). Обучение студентов этим приемам осуществляется на учебных профильных занятиях в процессе анализа текста. В качестве примера современных форматов визуальной наглядности предложены задания для анализа и интерпретации изучаемого в школе рассказа И. С. Тургенева «Муму», в частности - опыт создания скетчноутинга по дисциплине «Теория и методика обучения литературе».
Заключение. Доказана необходимость подготовки будущих учителей русского языка и литературы к эффективному использованию разнообразных приемов визуализации учебного материала; подтверждена значимость дидактического потенциала визуальных приемов анализа и интерпретации литературных произведений, который должен постоянно трансформироваться адекватно природе художественного текста, с учетом требований современного цифрового общества.
Introduction. The urgency of the problem is due to the need to adapt higher education to the conditions of digital transformation of society. The study shows how visual teaching methods have developed in methodological science: from traditional visualization to effective texts of a "new nature". The review of the research on methodology