Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ КОМПАНИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ КОМПАНИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКА МАРКЕТИНГА / МАРКЕТИНГ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗА-ЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОЦИФРОВКА БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потуруй Ксения Ильинична

Статья посвящена вопросам описания и сравнения инструментов аналитики для управления маркетингом компаний малого бизнеса. Уточняется, что перед малым бизнесом развертываются обширные перспективы внедрения отдельных инструментов цифровизации. Одними из наиболее значимых становятся инструменты аналитики для управления маркетингом. Выявляется, что инструменты аналитики представляют собой программное обеспечение или алгоритмы, сервисы, сопряженные со сбором, анализом и интерпретацией информации, которые используются в целях корректировки целей и задач, внутренней специфики бизнес-процессов и в маркетинге компании. Определяется, что современный малый бизнес массово сталкивается с проблемой внедрения инструментов цифровой трансформации, включая инструменты аналитики маркетинга, ввиду отсутствия у руководителей понимания специфических особенностей конкретных инструментов. Приводится сравнительное описание таких инструментов аналитики маркетинга, как CRM-системы, аналитика в социальных сетях, на сайтах и в мобильных приложениях, мультиканальная аналитика, сквозная аналитика. Делается вывод, что каждый из описанных инструментов аналитики маркетинга обладает преимуществами и недостатками, выбирается бизнесом индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICS TOOLS FOR SMALL BUSINESS MARKETING MANAGEMENT

The article is devoted to the description and comparison of analytics tools for marketing management of small businesses. It is clarified that during the period of digital transformation, small businesses are faced with extensive prospects for the introduction of individual digitalization tools. One of the most significant types of tools are marketing analytics tools. It turns out that in analytics tools are software or algorithms, services associated with the collection, analysis and interpretation of information that are used to adjust goals and objectives, internal specifics of business processes and in company marketing; analytics allows you to track the effectiveness of already implemented marketing activities and compare them with the planned ones, use the results when making decisions. It is determined that modern small business is massively faced with the problem of implementing digital transformation tools, including marketing analytics tools, due to the lack of understanding among managers of the specific features of specific tools and the intricacies of their use. Based on the results of the study, a comparative description of such marketing analytics tools as CRM systems, analytics in social networks, on websites and in mobile applications, multi-channel analytics, end-to-end analytics is provided. It is concluded that each of the marketing analytics tools described has its own advantages and disadvantages, and is chosen by the business individually.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ КОМПАНИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

DOI 10.47576/2949-1886 2023 3 52

УДК 339.138:658

Потуруй Андрей Валерьевич,

аспирант,

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, Россия, e-mail: andweb24@yandex.ru

ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ КОМПАНИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Статья посвящена вопросам описания и сравнения инструментов аналитики для управления маркетингом компаний малого бизнеса. Уточняется, что перед малым бизнесом развертываются обширные перспективы внедрения отдельных инструментов цифровизации. Одними из наиболее значимых становятся инструменты аналитики для управления маркетингом. Выявляется, что инструменты аналитики представляют собой программное обеспечение или алгоритмы, сервисы, сопряженные со сбором, анализом и интерпретацией информации, которые используются в целях корректировки целей и задач, внутренней специфики бизнес-процессов и в маркетинге компании. Определяется, что современный малый бизнес массово сталкивается с проблемой внедрения инструментов цифровой трансформации, включая инструменты аналитики маркетинга, ввиду отсутствия у руководителей понимания специфических особенностей конкретных инструментов. Приводится сравнительное описание таких инструментов аналитики маркетинга, как CRM-системы, аналитика в социальных сетях, на сайтах и в мобильных приложениях, мультиканальная аналитика, сквозная аналитика. Делается вывод, что каждый из описанных инструментов аналитики маркетинга обладает преимуществами и недостатками, выбирается бизнесом индивидуально.

Ключевые слова: аналитика маркетинга; маркетинг; цифровая трансформация; цифровиза-ция; малый бизнес; оцифровка бизнеса.

The article is devoted to the description and comparison of analytics tools for marketing management of small businesses. It is clarified that during the period of digital transformation, small businesses are faced with extensive prospects for the introduction of individual digitalization tools. One of the most significant types of tools are marketing analytics tools. It turns out that in analytics tools are software or algorithms, services associated with the collection, analysis and interpretation of information that are used to adjust goals and objectives, internal specifics of business processes and in company marketing; analytics allows you to track the effectiveness of already implemented marketing activities and compare them with the planned ones, use the results when making decisions. It is determined that modern small business is massively faced with the problem of implementing digital transformation tools, including marketing analytics tools, due to the lack of understanding among managers of the specific features of specific tools and the intricacies of their use. Based on the results of the study, a comparative description of such marketing analytics tools as CRM systems, analytics in social networks, on websites and in mobile applications, multi-channel analytics, end-to-end analytics is provided. It is concluded that each of the marketing analytics tools described has its own advantages and disadvantages, and is chosen by the business individually.

Keywords: marketing analytics; marketing; digital transformation; digitalization; small business; business digitization.

UDC 339.138:658

Poturuy Andrey Valerievich,

PhD student, Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, e-mail: andweb24@yandex.ru

ANALYTICS TOOLS FOR SMALL BUSINESS MARKETING MANAGEMENT

Всеобъемлющая цифровизация экономики определяет обширные перспективы внедрения инструментов цифровой трансформации в бизнес-процессы для качественной перестройки формата внутриорганизацион-ного функционирования. Вместе с тем циф-ровизация становится наиболее доступной для организаций, обладающих большими финансовыми возможностями и высоким потенциалом глубокой перестройки. Для комплексного изменения бизнеса в векторе цифровизации требуются реорганизация и обновление всех внутренних подсистем, с их переводом на рельсы цифрового инструментария, внедрение инструментов и подготовка бизнес-процессов к использованию предложенного цифрового инструментария. Все эти процессы требуют четкой проработки этапов внедрения технологий в компанию, за которой скрываются достаточно объемные капиталовложения.

Однако учитывая ориентир государственной политики на развитие малого предпринимательства, особенную перспективу приобретает цифровая трансформация субъектов малого бизнеса. Она обеспечит, с одной стороны, цифровизацию инновационно ориентированных и гибких игроков отечественной экономики, с другой стороны, станет основанием для многократного увеличения потенциала хозяйствования. Комплексная цифровизация бизнес-процессов по меркам малого бизнеса является процессом сложным и практически недоступным; однако на пути к цифровизации малые компании имеют возможность обращаться за отдельным наиболее востребованным инструментарием, внедрение которого сопровождается позитивными эффектами и не будет сопряжено с огромными финансовыми вложениями, недоступными малому бизнесу.

Актуальность исследования инструментов аналитики для управления маркетингом компаний малого бизнеса обусловлена тем, что аналитические возможности бизнеса предопределяют ориентиры оптимизации бизнес-процессов и повышения их эффективности, достижения поставленных целей и задач функционирования компании. За аналитикой в бизнесе, в условиях быстроизменяющей-ся внешней среды, скрывается возможность скорейшей адаптации к всевозможным из-

менениям и просчет новых финансовых моделей, сопряженных с видом экономической деятельности малой компании. Иными словами, аналитика в бизнесе - это инструмент управления финансами и бизнес-процессами, основываясь на котором, компания может принимать наиболее верные и потенциально значимые решения, оптимизировать собственные расходы и управлять осуществляемыми операциями.

Цель исследования - охарактеризовать современные инструменты аналитики для управления маркетингом компаний малого бизнеса.

Сектор малого предпринимательства обладает высоким потенциалом положительного влияния на результаты функционирования отечественной экономики, поскольку определяет течение инновационных процессов, возможности адаптации, внедрения и популяризации высокорисковых инноваций. Так, малый бизнес становится неотъемлемой частью рыночных процессов, стимулирует продвижение новых бизнес-моделей, концепций и идей. За последние десять лет число субъектов малого предпринимательства неуклонно возрастает; сегодня в реестр включено свыше 6,18 млн бизнес-субъектов, оборот которых эквивалентен 37 % от общего оборота экономики Российской Федерации. Сектор МСП обеспечивает 40 % занятость в экономике; в малых и микропредприятиях трудоустроено 18,5 и 8,5 млн чел. соответственно. Малый бизнес наиболее интенсивно развивается в наиболее конкурентоспособных регионах с развитой инфраструктурой и оптимально созданными условиями хозяйствования [8].

А. Е. Коваленко в своем исследовании верно замечает, что малые компании обладают огромным потенциалом цифровой трансформации, за которым скрываются достижение поставленных целей и задач хозяйствования, укрепление собственных позиций в структуре рынка, а также рост инновационной активности; цифровая трансформация сопровождается внедрением современных технологий в отдельные бизнес-составляющие, ключевую роль среди которых занимает маркетинг [4]. Пожалуй, согласимся с мнением Ф. Котлера и К. Л. Коллера, считающих, что «финансовый успех компании зависит от ее маркетинговой службы. Успешный марке-

тинг создает спрос на услуги и товары» [10, с. 6].

Маркетинг современной компании - это совокупность мероприятий, ориентированных на продвижение компании в структуре рынка, сопряженных с ориентацией на развитие в текущем и долгосрочном периодах; для малого бизнеса маркетинг сопряжен с вопросами привлечения потребителей, роста интереса к продуктам компании, а также реализацией высокоэффективных маркетинговых мероприятий. По мнению Е. В. Исаевой и В. А. Ковалева, маркетинг в малом бизнесе сопряжен с рядом проблем, которые в значительной степени предопределены особенностями малого бизнеса, и в то же время ограничивают возможности развития компании: во-первых, стихийность использования инструментария маркетинга; во-вторых, исключительно инструментальная, а не стратегическая ориентация маркетинга, сопряженная с одномоментными преимуществами; в-третьих, сложность расширения круга клиентов ввиду ограниченности потенциала маркетинговых инструментов малого бизнеса [3]. Кроме того, маркетинг в малом бизнесе также ограничивается и квалификацией кадров, возможностями человеческих ресурсов, что обусловливает поиск новых концепций управления маркетингом, которые бы позволили при малых затратах достигать больших результатов.

Р. Р. Сидорчук и Е. Н. Голубкова считают, что малый бизнес при реализации маркетингового управления ориентируется в первую очередь на возможности повышения

ценности собственных продуктов или услуг; причем ценность рассматривается на уровне возникающих между компанией и ее клиентами отношений, в которых потребители вовлекаются в процессы создания ценности [7]. В другой статье Р. Р. Сидорчук верно определяет, что малое предпринимательство обладает высоким потенциалом развития, который при должном аккумулировании усилий способен выполнять больший объем бизнес-задач, нежели который могут реали-зовывать крупнейшие предприятия при большем задействовании собственных ресурсов [6]. Не последняя роль в этом отводится и инструментам управления маркетингом.

Управление маркетингом в малом бизнесе - это воспроизводство всех этапов маркетинга и процедур, сопряженных с маркетинговой деятельностью компании. Управление маркетингом в первую очередь обусловливается необходимостью оптимизации расходов малого бизнеса на реализацию маркетинговых процедур, а также отслеживанием их эффективности. Кроме того, управление маркетингом также рассматривается через призму управления маркетинговыми ресурсами и направлениями функционирования компании; иными словами, управление маркетингом определяет порядок, характер и особенности реализуемых маркетинговых процедур. Для уже функционирующего субъекта предпринимательства процесс управления маркетингом включает постоянное отслеживание целой системы показателей (рис. 1).

Анализ рынка

•проведение маркетинговых исследований • изучение среды •работа с рынком потребителей •работа с рынком предприятий

Отбор рынков

•определение уровня и объемов спроса

• сегментированеи рынка

•позиционирование на рынке и в конкретных сегментах

Разработка комплекса маркетинга

мероприятия

•планирование мероприятий •контроль за исполнением •анализ

эффективности •оптимизация

Рисунок 1 - Некоторые операции и показатели, включенные в процесс управления маркетингом в малом бизнесе

Обращаясь к рис. 1, заметим, что весь комплекс процессов управления маркетингом в малом бизнесе сопряжен с вопросами постоянного сбора, анализа и интерпретации данных; более того, важную роль в структуре каждой из приведенных операций занимают функции аналитики.

Ю. Г Чернышева верно замечает, что в условиях динамичной и отчасти хаотичной среды вопросы бизнес-аналитики приобретают ключевое значение для любой организации. Бизнес-анализ рассматривается автором как новейшая концепция, пронизывающая все сферы и бизнес-процессы современной компании, сопровождающаяся планированием и разработкой стратегических решений, основанных на аналитике внешней среды и положения компании в ней [9]. Для целей аналитики важнейшую роль приобретают цифровые инструменты, которые в условиях цифровизации активно используются в комплексе маркетинговых мероприятий. По мнению П. В. Евстигнеевой, появление новых цифровых технологий и их проникновение в бизнес определяют необходимость изучения и анализа инструментов маркетинга в новых условиях; автор отмечает, что для малого бизнеса актуальность приобретают такие инструменты, как социальные сети, контент-маркетинг, онлайн-реклама, почтовые рассылки, событийный маркетинг, ориентация на лидеров мнений, контекстная реклама. Все реже используются инструменты традиционного маркетинга - печатная реклама и радио. Обусловлено это тем, что зачастую расходы на отдельные традиционные инструменты в малых компаниях обычно превышают выручку по итогам их реализации - соответственно, эффективность маркетинговых мероприятий снижается [2]. Достаточно схожие позиции прослеживаются в работе Н. В. Лужновой и М. В. Федорова, которые считают, что социальные сети становятся ключевым маркетинговым инструментом для современной компании [5]. Все эти возможности становятся доступными малому бизнесу во многом благодаря современным инструментам цифровизации.

Соглашаясь с трендами и тенденциями изменения современных маркетинговых концепций, подчеркнем, что сегодня прослеживается и обратная сторона цифрови-зации - активная работа маркетологов ком-

паний-поставщиков цифровых решений с бизнесом, продвижение собственных технологий и ориентация на продажу продуктов, выступающих инструментом цифровизации бизнеса. И хотя чаще всего продвигаются действительно эффективные и перспективные решения, особое внимание акцентируется на вопросах получения эффектов и результатов от применения маркетинговых инструментов, что не соответствует действительности.

В реальности бизнес после приобретения специального программного обеспечения и его получения сталкивается с проблемами внедрения, затраты по которому во многом предопределяют эффективность последующего использования внедряемого инструмента. Наблюдается достаточно острая проблема, связанная с продажей готовых решений для цифровизации бизнеса, раскрытием положительных возможностей их использования, выгод и преимуществ для малого бизнеса, низкой стоимости, при «умалчивании» вопросов внедрения данного инструмента в работу компании. Сегодня мало предустановить программное обеспечение для работы компании; необходимы комплексная предподготовка, прогнозирование эффектов, обучение руководства и персонала (в том числе его подготовка к принятию инноваций), пересмотр новых возможностей бизнеса, а также расчет затрат на все эти процедуры. В ином случае, эффекты от цифровизации на выходе становятся менее масштабными, значительно ниже первоначально ожидаемых, а порой представляются в отрицательном выражении. В связи с этим особую ролевую функцию приобретают цифровые инструменты и решения, обладающие реальной эффективностью для бизнеса; в качестве таковых, на наш взгляд, стоит рассматривать инструменты бизнес-аналитики.

Ранее нами уже упоминалось, что аналитика в вопросах управления маркетингом малых компаний приобретает ключевую ценность; она тесно сопряжена со сбором, анализом и интерпретацией информации в целях корректировки целей и задач, внутренней специфики бизнес-процессов компании. Кроме того, именно аналитика позволяет отследить эффективность уже реализованных маркетинговых мероприятий и сравнить их с планируемыми. Аналитические возможно-

сти в бизнесе при интеграции с современными технологиями позволяют оцифровать сбор данных, более качественно и оперативно управлять ими и принимать решения по итогам аналитики. В вопросах внедрения в малый бизнес аналитического инструментария компания не сталкивается с огромными проблемами и масштабными затратами, поскольку использующиеся системы приобретают практическую направленность и универсальность, могут использоваться во многих подсистемах компании в качестве инструмента поддержки. Однако мы сфокусируемся на рассмотрении именно инструментов аналитики для управления маркетингом компаний малого бизнеса.

В работе С. А. Банникова, А. П. Цыпина и П. Г Лакирева верно замечается, что в отечественной бизнес-практике особую популярность и востребованность приобретают такие два инструмента цифровой трансформации, как ERP- и CRM-системы, которые используются для учетно-управленческих операций. В 2021 г., по данным исследования авторов, 24,4 % субъектов предпринимательства в России использовало в своей деятель -ности ERP-системы; на долю CRM пришлось 19,5 % от общего числа организаций. Обусловлено это тем, что данные управленческие инструменты оснащены объемным и многосторонним функционалом, подходящим под специфику многих сфер и направлений хозяйствования. Системы относительно просты во внедрении, не сопровождаются огромными объемами капиталовложений, при этом позволяют перестроить и повысить эффективность многих бизнес-процессов. Более того, эффект от данных цифровых систем в 42 % случаев максимально успешный, а в 47 % просто результативный, что двигает все большее число компаний обращаться к инструментам цифровой трансформации [1]. Однако перед непосредственным рассмотрением актуальных инструментов цифровиза-ции аналитики для управления маркетингом подчеркнем ряд концептуально значимых вопросов, которые бизнес-субъекту необходимо изучать первично при анализе целесообразности применения. Среди таких вопросов можно выделить:

1. Сложность внедрения. Сложность внедрения инструмента аналитики напрямую определяет количество и объем затрат, со-

пряженных с вопросами внедрения. Более того, сложность можно рассматривать и в качественном эквиваленте, как показатель, отражающий необходимость предподготов-ки компании, характер и особенности обучения персонала, проникновение инструмента в бизнес-процессы и др. Для целей внедрения инструментов аналитики маркетинга в малом бизнесе должны быть четко отлажены процессы и каналы сбора аналитических данных, а также ключевых показателей эффективности.

2. Доступность. Доступность инструмента аналитики можно рассматривать через призму наличия необходимого программного обеспечения, которое позволит удовлетворить все текущие потребности бизнес-субъекта. С другой стороны, доступность может быть также сопряжена с конечной стоимостью программного обеспечения и инструментов аналитики. Сегодня на отечественном рынке инструментов аналитики маркетинга доступно обширное число вариантов для различных целей.

3. Эффективность. Эффективность инструментов аналитики маркетинга важно рассматривать через призму двух вышеизложенных показателей, как конкретную возможность осуществления или совершенствования тех или иных процессов, входящих в комплекс маркетинга. Инструменты аналитики маркетинга применимы в контексте всех процессов управления маркетингом: анализ рынка, отбор рынков, подготовка (разработка) маркетингового комплекса, маркетинговые мероприятия.

Учитывая вышеизложенное, опишем ряд наиболее перспективных систем аналитики и управления маркетингом:

1. CRM-системы. Представляют собой инструменты управления взаимоотношений с клиентами, нацеленные (в области аналитики маркетинга) на формирование отчетности, отслеживание динамики показателей продаж, выручки, прибыли, среднего чека и др., рассмотрение в разрезе категорий. Главный объект анализа в CRM-системе - это собираемые данные о клиенте и операций компании с ним, основываясь на которых, по итогам аналитики, возможной становится проработка персональных предложений, использование дополнительных маркетинговых инструментов.

2. Аналитика внутри социальных сетей. Представляет собой сбор данных внутри какой-либо социальной сети, включая активность, отклики, переходы по ссылкам, просмотры товаров и др. В отечественном сегменте социальных сетей достаточно развитой с позиции аналитики является ВКон-такте, позволяющая собирать многостороннюю информацию о действиях клиента, его интересах. В ряде других социальных сетей, например в Телеграм, эффективно используются специальные чат-боты, которые способны собирать и в автоматическом режиме анализировать необходимые данные (в зависимости от конкретного бота и его функционала), отслеживать динамику и осуществлять просчет необходимых (заданных) показателей. Инструменты аналитики подобного плана эффективно используются и в рамках собственных интернет-магазинов малого бизнеса, позволяют собирать минимально необходимую информацию (например, посещаемость страницы), которая впоследствии используется для отслеживания эффективности маркетинговых мероприятий и процессов. Другим частным случаем является аналитика для мобильных приложений, которая аналогичным образом используется в современных компаниях.

3. Инструменты мультиканальности. Мультиканальность представляет собой осуществление маркетинговых компаний посредством нескольких каналов взаимодействия с потребителем, в ходе которых ориентир ведется в сторону получения большего числа касаний, переходов по ссылкам, подписок на рассылку и уведомления, дополнительное распространение промо-ак-ций и предложений, повышение трафика, а как итог и рост количества транзакций. Данные о подобных действиях собираются в комплекс аналитики, опираясь на который возможным становится оценка эффективности осуществляемых маркетинговых мероприятий. Частными случаями мульти-канальности являются кросс-канальность (поддержка каждого клиента остальными) и омниканальность (объединение мульти- и кросс-канальности).

4. Сквозная аналитика. Максимально полный и всесторонний подход к отслеживанию, сбору и анализу данных на протяжении всего процесса маркетинга и продаж. Позволяет отслеживать эффективность каждой маркетинговой кампании и гипотезы от ее начала и полного завершения, определять, какие действия и как влияют на конечный полученный результат. Сквозная аналитика призвана собирать, в первую очередь, такие данные, как приток клиентов (трафик), конверсия, доходы, которые являются целевым индикатором успешности маркетинговых мероприятий и реализованных стратегий. В вопросах управления маркетингом малого бизнеса сквозная аналитика позволяет реализовать обширный перечень функций:

- атрибуция с несколькими касаниями. Демонстрирует возможность приписывать конверсии одновременно нескольким маркетинговым точкам соприкосновения, что позволяет сформировать более целостную картину о результатах маркетинговых мероприятий;

- отслеживание процесса потенциальных клиентов. Представляет собой рассмотрение динамики от первоначального контакта и продажи, осуществление целевых действий и реагирование на те или иные стимулы;

- отслеживание эффективности отдельных маркетинговых кампаний. Описывается как возможность сбора показателей открытости, кликов, коэффициентов конверсии и рентабельности инвестиций в рамках отдельной маркетинговой кампании;

- анализ источников перехода клиентов. Представляет собой рассмотрение различных маркетинговых каналов в разрезе их эффективности. Среди ключевых каналов -контекстная, таргетированная реклама, реклама на улицах, рассылки, социальные сети. Функция дает понимание того, какой из каналов дает большие переходы, как влияет на конверсию.

Учитывая описанные инструменты, составим сводную таблицу, отражающую целесообразность применения каждого из описанных типов инструментов аналитики маркетинга малого бизнеса (табл. 1):

Инструмент аналитики Внедрение Доступность Эффективность (функционал)

CRM Внедрение представляет собой комплексную процедуру, включающую в себя как подготовку бизнес-процессов, так и обучение персонала, адаптацию, перевод баз данных, сверку, исключение потерь и т.п. процедуры Высокая доступность, представленная различными типами систем под разные направления и специфику малого бизнеса Обширный функционал, не ограниченный аналитикой. Вместе с тем, аналитические возможности целиком сфокусированы на демонстрации показателей по клиентам; сложно отслеживать эффективность комплексных маркетинговых компаний. Высокая отслеживае-мость персональных предложений и прямых способов взаимодействия с клиентом

Социальные сети, сайты и мобильные приложения Внедрение требует подготовки концепции ведения социальной сети; в случае сайта и мобильного приложения дополнительно также осуществляется разработка и настройка под определенный бизнес. Требует обучения сотрудников, а также наполнения контентом. Аналитика становится, скорее, дополнительным атрибутом инструмента цифровизации Высокая доступность для бизнеса; наличие обширного числа конструкторов и типовых программ. Бес -платный характер социальных сетей Аналитика имеет более комплексный формат, в то же время зависит от конкретно применимых инструментов и функционала социальной сети, настройки каналов сбора информации и многих других процедур. В конечном счете правильно настроенная аналитика на базе социальных сетей, сайтов или мобильных приложений по -зволяет отслеживать целевые действия и аналогичные данные, что и в CRM

Мультиканальность Внедрение требует комплексной проработки нескольких каналов взаимодействия с потребителем, которые в зависимости от подхода и концепции будут использоваться различными способами. Сложность внедрения - необходимость подготовки условий сбора информации в комплексе, исключения повторений и др. Высокая доступность различных каналов связи с потребителями определяет и доступность данного инструмента для аналитики маркетинга Аналитика имеет схожий характер с социальными сетями и CRM, вместе с тем, возможным становится отслеживание дополнительных показателей и действий, в зависимости от конкретно включаемых каналов коммуникации с потребителями

Сквозная аналитика Наиболее сложный с точки зрения внедрения инструмент аналитики, поскольку объединяет под собой все инструменты маркетинговой деятельности компании, позволяет многосторонне анализировать эффективность. В то же время, внедрение пронизывает практически все бизнес-процессы компании Доступность более низкая ввиду относительно высоких затрат на внедрение и поддержание функций; тем не менее, в случае если успешно внедрить инструмент, эффективность бизнеса увеличится Предоставляет самый обширный комплекс инструментов для аналитики маркетинга, позволяет внедрять дополнительные метрики, в зависимости от потребности и конкретных задач бизнеса. Является наиболее предпочтительным вариантом для комплексного управления маркетингом

Каждый из описанных инструментов аналитики маркетинга обладает преимуществами и недостатками. Наиболее сложным в вопросах внедрения становится инструмент «сквозная аналитика», однако при этом он позволяет максимально полно охватить все процессы маркетинга и анализировать их

эффективность, вводить дополнительные показатели. Самым простым с точки зрения внедрения инструментом являются социальные сети, качество аналитики в которых вариативно и напрямую зависит от конкретной сети.

Таким образом, по результатам проведен-

ного анализа инструментов аналитики маркетинга малого бизнеса можно сделать ряд выводов:

1. В условиях цифровой трансформации бизнеса для малых компаний инструменты аналитики, в том числе в области маркетинга, представляют наибольший интерес, поскольку позволяют собирать комплекс всевозможных показателей и отслеживать эффективность затрат бизнеса на реализацию маркетинговых кампаний. В то же время целесообразность приобретают вопросы сравнения и выбора наиболее оптимального и доступного для компании инструмента.

2. Современный малый бизнес массово сталкивается с проблемой внедрения инструментов цифровой трансформации, включая инструменты аналитики маркетинга, ввиду отсутствия у руководителей понимания специфических особенностей конкретных инструментов и тонкостей их использования. В связи с этим первичным при выборе инструмента цифровизации бизнеса становится вопрос сложности внедрения, стоимости данных процессов и др.

3. Наиболее значимыми и эффективными сегодня инструментами аналитики маркетинга малого бизнеса являются СРМ-системы, аналитика в социальных сетях, на сайтах и в мобильных приложениях, мультиканальная аналитика, сквозная аналитика. Каждый из описанных инструментов обладает преимуществами и недостатками и выбирается бизнесом индивидуально.

Перспективы дальнейших исследований обусловлены проведением сравнительного анализа конкретных инструментов аналитики маркетинга в деятельности малого бизнеса и определением оптимальных инструментов с точки зрения таких показателей, как затраты на внедрение, использование (обновление и поддержание), обучение, конечные эффекты.

Список литературы

1. Банников С. А., Цыпин А. П., Лакирев П. Г Цифровые решения в области маркетинга как инструмент управления на малом предприятии // Вестник ГУУ. 2023. № 2. С. 13-20.

2. Евстигнеева П. В. Анализ особенностей маркетинга в России в условиях цифровизации // Мир новой экономики. 2021. № 3. С. 69-76.

3. Исаева Е. В., Ковалев В. А. Проблемы реализации концепции маркетингового управления в малом бизнесе // Вестник СИБИТа. 2012. № 1 (1). С. 22-24.

4. Коваленко А. Е., Буторина О. С., Ткаченко В. А., Терещук Е. А. Разработка алгоритма внедрения технологий интернет-маркетинга в сфере предприятий малого бизнеса // Вестник евразийской науки. 2022. № 2. С. 1-18.

5. Лужнова Н. В., Фёдоров М. В. Технологии маркетинга в социальных сетях для малого бизнеса // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 3. С. 28-37.

6. Сидорчук Р. Р. Кластеры малых предприятий, как катализатор инновационной концепции маркетинга // Практический маркетинг. 2012. № 5. С. 17-22.

7. Сидорчук Р. Р., Голубкова Е. И. Особенности использования современной парадигмы маркетинга на предприятиях малого бизнеса в условиях неоднородного рынка // Практический маркетинг. 2012. № 11. С. 35-39.

8. Статистика МСП. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/ analytics/ (дата обращения: 17.04.2023).

9. Чернышева Ю. Г Бизнес-анализ - новые возможности аналитики для управления // Учет и статистика. 2022. № 1 (65). С. 69-76.

10. Kotler Ph., Keller K.L. Marketing management. 14th ed. Pearson Learning Solutions; 1st edition, 2007. 848 p.

References

1. Bannikov S. A., Xingping A. P., Lakirev P. G. Digital Daddy solutions in the areas of Marketing How tool management of small enterprises. Newspaper Gu. 2023. № 2. Pp. 13-20.

2. Evstigneeva P. V. Analysis specialization of marketing in Russia in terms of digitization. World Novo fluconomics.

2021. № 3. Pp. 69-76.

3. It's Isaeva. V., Kovalev V. A. Problem implementations concepts Marketing Management in small business. Sibita newspaper. 2012. No. 1 (1). Pp. 22-24.

4. Kovalenko A. Well., Butorina O. S., Tkachenko V. A. It's Tereshchuk. A. Development of the algorithm implemented technology internet marketing in the field of Small Business Enterprise. Journal of Eurasian Sciences.

2022. No. 2. Pp. 1-18.

5. Luzhnova N. V., Fedorov M. V. Technology marketing in social Urga I thought about small business. Intellect. Innovation. Investments. 2022. № 3. Pp. 28-37.

6. Sidorchuk R. R. Cluster Apostille small extravehicular enterprises, how catalyst innovation concepts marketing. Practical marketing. 2012. No. 5. Pp. 17-22.

7. Sidorchuk R. R. It's Golubkova. And. Features of the large-scale paradigm of the modern-day marketing of small enterprises in terms of non-native R. Apostille. Practical marketing. 2012. No. 11. Pp. 35-39.

8. Statistics of SMEs. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/ analytics (accessed: 04/17/2023).

9. Black-Chun-Chun Yu. G. Business-Analysis-new urgencies analytics and statistics. 2022. No. 1 (65). Pp. 69-76.

10. Kotler P.F., Keller K.L. Marketing management. 14th Ed. 1st edition, 2007. 848 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.