УДК 338.24(470.621) ББК 65.050.22(2Рос. Ады) Т 17
К.А. Тамов
Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (960) 436 52 52, e-mail: tamov-ka@ mail.ru
Инструментарное обеспечение стратегии развития бюджетно-дефицитного региона, ориентированной на эффективное использование его потенциальных конкурентных преимуществ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье на примере Республики Адыгея рассматриваются некоторые аспекты проблемы инструментарного обеспечения стратегии развития бюджетно-дефицитного региона, ориентированной на повышение его конкурентоспособности. Особое внимание уделено кластерному инструменту.
Ключевые слова: бюджетно-дефицитный регион, Республика Адыгея, региональные особенности, стратегические приоритеты, программа, субрегиональный кластер.
K.A. Tamov
Post-graduate student of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (960) 4365252, e-mail: [email protected]
Tools for implementing strategy of development of budgetary-deficit region focused on the effective use of its potential competitive advantages
Abstract. The paper discusses some aspects of instrumenting development strategy of budget-deficit region development, focused on improving its competitiveness. The author pays his particular attention to the cluster system of instruments.
Keywords: budget-deficit region, the Republic of Adygea, regional characteristics, strategic priorities, program, subregional cluster.
Глобализация и перманентно меняющаяся макроэкономическая ситуация в России, которые формируют внешние условия функционирования и развития субъектов федерации, а также растущая межрегиональная конкуренция ориентируют региональные администрации на решение долговременных и текущих задач социально-экономического развития посредством перехода на систему стратегического управления.
В процессе стратегического управления региональным социально-хозяйственным комплексом органы исполнительной и законодательной власти регионов обеспечивают разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития, ориентированную на достижение долговременных целей и задач в условиях растущей неопределенности внешней среды.
Несмотря на очевидные преимущества стратегического управления, на пути перехода к нему на всех уровнях управленческой вертикали до последнего времени оставались разнообразные барьеры политического, научно-методического, правового, институционального, социально-психологического и прочего характера. В этом контексте особое значение имеет подписанный 1 июля 2014 г. Президентом РФ Путиным В.В. федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития
Российской Федерации и ее регионов, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического управления. К документам стратегического управления применительно к субъекту Российской Федерации отнесены: стратегия его социально-экономического развития, прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период, бюджетный прогноз на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период, план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, государственные программы, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации [1].
Закон предусматривает предоставление органам управления субъекта Федерации полномочий по координации и методическому обеспечению разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития. Важность этого положения связана с тем, что все более динамично меняющиеся внешние и внутренние условия функционирования и развития социально-хозяйственного комплекса субъектов Федерации объективно требуют периодической корректировки действующей региональной стратегии и постоянного совершенствования механизма регионального и муниципального управления. В зависимости от конкретной ситуации корректировка региональной стратегии может быть более или менее существенной, но при этом, по нашему мнению, важно оставаться в рамках определенных ограничений. В частности, откорректированная региональная стратегия должна по-прежнему:
- оставаться в русле стратегии развития макрорегиона и Российской Федерации в целом;
- быть нацеленной на качественное улучшение жизни местного населения, не допуская в процессе ее реализации даже временного снижения уровня жизни местного населения ни по каким параметрам;
- обеспечивать повышение эффективности регионального хозяйственного комплекса и его вклада в народно-хозяйственные результаты;
- создавать региону возможности комплексного развития и перспективной специализации в межрегиональном разделении труда на основе его потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных природно-климатическими, географическими, территориально-производственными, демографическими, культурно-этническими и прочими особенностями.
С учетом того, что бюджетно-дефицитные регионы Юга России реализуют утвержденные в 2008-2009 гг. стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, концептуальные подходы к обоснованию стратегических перспектив развития каждого из этих регионов должны, на наш взгляд, учитывать:
- возможность корректировки действующих стратегий социально-экономического развития региона, поскольку за время их реализации произошли принципиальные изменения внешних и внутренних условий функционирования и развития указанных регионов;
- возрастающее влияние на развитие указанных регионов местных факторов, представленных природно-климатическими, производственно-экономическими, информационными, социально-этническими, научно-образовательными, институциональными и прочими их особенностями, отличающими каждый из них от других регионов и определяющими долгосрочные перспективы позиционирования этих регионов в условиях усиления межрегиональной конкуренции;
- необходимость комплексного использования организационно-институциональных, правовых и финансовых механизмов реализации региональных стратегий.
В условиях глобализации для бюджетно-дефицитных регионов Юга России становится жизненно важной проблема обеспечения и удержания конкурентных преимуществ, поскольку от этого зависят перспективы развития местных фирм, занятость, налоги, в конечном счете, сохранение социально-политической стабильности. Долговременное удержание конкурентных позиций региона требует постоянных усилий со стороны региональной власти. Важнейшим условием решения указанной проблемы является разработка стратегии управления конкурентными преимуществами экономики региона в
русле региональной стратегии социально-экономического развития. При этом роль региональных органов власти состоит в том, чтобы содействовать развитию тех отраслей и территорий, где концентрируются потенциальные конкурентные преимущества региона; обеспечивать улучшение его инвестиционной привлекательности; развивать системы профильного образования и научно-исследовательских центров, стимулировать интеграцию образования, науки и производства; содействовать притоку в регион новых финансовых структур; развивать региональную инфраструктуру; обеспечивать внедрение механизмов регионального управления, ориентированных на усиление конкурентных позиций региона. В системе стратегического управления экономикой региона процесс инструментарного обеспечения стратегических приоритетов, ориентированных на сохранение и усиление конкурентных позиций региона, занимает вполне определенное место (рис 1).
Цель: эффективное использование конкурентных преимуществ бюджетно-дефицитного региона
Региональные особенности экономики Республики Адыгея
Региональные особенности, стимулирующие развитие экономики Республики Адыгея: Возможность формирования
субрегиональных кластеров в зонах пространственной локализации природно-ресурсного потенциала; анклавное позиционирование республики в экономическом пространстве Краснодарского края
Региональные особенности, сдерживающие развитие экономики Республики Адыгея: слабая восприимчивость экономики региона к инновациям; низкая инвестиционная привлекательность региона; неразвитость инновационной инфраструктуры; несформированный имидж региона; значительный уровень теневой экономики
Учет конкурентных преимуществ Республики Адыгея в системе стратегического управления
- разработка сценариев развития региона, ориентированных на эффективное использование его кон^рентных преимуществ;
- разработка концепции развития региона;
- обоснование стратегических приоритетов развития экономики региона с учетом региональных конкурентных преимуществ;
- определение инструментов реализации стратегических приоритетов развития региона.
Объект управления: региональная экономика
Результат: повышение эффективности функционирования экономики региона
Рисунок 1. Алгоритмизированная модель системы стратегического управления экономикой Республики Адыгея, базирующаяся на эффективном использовании ее
конкурентных преимуществ
При разработке (или корректировке) стратегии развития каждого российского региона необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его социально-экономического положения, конкурентные позиции в экономическом пространстве макрорегиона и перспективы общеэкономической ситуации [2].
Применительно к бюджетно-дефицитным регионам Юга России в настоящее время особое значение имеет содействие развитию кластеров. Так, в Республике Адыгея в последние годы происходит формирование зон активизации тонуса хозяйственной деятельности, что создает благоприятные предпосылки для развертывания в них субрегиональных кластеров агропромышленного типа, туристско-рекреационного типа и транспортно-логистического типа. В то же время процесс создания субрегиональных кластеров в этом регионе сдерживается недостатком соответствующих кадров, низкой восприимчивостью предприятий
к инновациям, недостаточным уровнем потребительских качеств производимой ими продукции и оказываемых услуг; недостатком транспортной и инженерной инфраструктуры; отсутствием системы информационных коммуникаций между потенциальными участниками кластеров и т.д.
Для решения указанных проблем от региональных властей требуется осуществление ряда шагов принципиального характера:
- разработка стратегии развития субрегиональных кластеров в русле региональной стратегии социально-экономического развития;
- выбор инструментов развития субрегиональных кластеров;
- создание управляющих субрегиональными кластерами организаций;
- информационная и организационная поддержка предприятий кластера;
- обеспечение взаимодействия с другими регионами.
В целом создание субрегиональных кластеров в Республике Адыгея будет способствовать повышению эффективности ее социально-хозяйственного комплекса, опережающему развитию периферийных муниципальных образований и тем самым - значительному сокращению внутрирегиональных социально-экономических различий.
Примечания:
1. О государственном стратегическом планировании: проект Федерального закона №143912-6: [окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 20.06.2014] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
2. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / С.Н. Смирнов, Ю.В. Симачев, Л.С. Засимова [и др.]. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2005. 64 с.
References:
1. On state strategic planning: draft Federal Law №143912-6 // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
2. Mechanisms to enhance the competitiveness of regional economies / S.N. Smirnov, Yu.V. Simachev, Zasimova L.S., Chulok A.A. M.: Higher School of Economics, 2005. 64 pp.