Научная статья на тему 'Инструментарий управления инновационным потенциалом региона в условиях его устойчиво-воспроизводственного развития (на материалах Волгоградской области)'

Инструментарий управления инновационным потенциалом региона в условиях его устойчиво-воспроизводственного развития (на материалах Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАРНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / THE INSTRUMENTARNO-METHODICAL DEVICE / INNOVATIVE POTENTIAL OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изюмова О. Н.

Реализация заявленных целевых установок и решение поставленных задач регионального развития (наращивание инновационного потенциала и обеспечение устойчиво-воспроизводственного развития) нуждаются в адекватных системах управления, в том числе и в инструментарно-методическом аппарате, элементами которого является анализ и оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management toolkit in innovative potential of region in the conditions of it is steady-reproduction developments (On materials of the Volgograd region)

Realization of the declared purposes and the decision of tasks in view of regional development (escalating of innovative potential and maintenance is steady-vosproizvodstvennogo develop-ments) needs adequate control systems, including in the instrumentarno-methodical device which elements is the analysis and an estimation.

Текст научной работы на тему «Инструментарий управления инновационным потенциалом региона в условиях его устойчиво-воспроизводственного развития (на материалах Волгоградской области)»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЕГО УСТОЙЧИВО-ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

ИЗЮМОВА О.Н.,

аспирантка,

Кисловодский институт экономики и права, e-mail: Izjumova@ mail.ru

Реализация заявленных целевых установок и решение поставленных задач регионального развития (наращивание инновационного потенциала и обеспечение устойчиво-воспроизводственного развития) нуждаются в адекватных системах управления, в том числе и в инструментарно-методическом аппарате, элементами которого является анализ и оценка.

Ключевые слова: инструментарно-методический аппарат; инновационный потенциал региона.

Realization of the declared purposes and the decision of tasks in view of regional development (escalating of innovative potential and maintenance is steady-vosproizvodstvennogo develop-ments) needs adequate control systems, including in the instrumentarno-methodical device which elements is the analysis and an estimation.

Keywords: the instrumentarno-methodical device; innovative potential of region.

Коды классификатора JEL: O14, O18.

Россия поставила перед собой амбициозные цели долгосрочного характера развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития, что предопределяет необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественными показателями такой экономики к 2020 г. являются: доведение доли на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям до 5-10 процентов; повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в формировании ВВП (с 10,9 до 17-20%); увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50%). Общий экономический рост и темпы инновационного развития становятся все более взаимосвязаны. Инновационное развитие должно трансформироваться в основной источник экономического роста посредством повышения прозводительности и ресурсоотдачи всех факторов производства по всем секторам экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и др. По оценкам специалистов, инновационное развитие должно обеспечить дополнительно 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 г. С другой стороны, экономический рост расширяет возможности для появления новых продуктов и технологий, позволяет государству нарастить инвестиции в человеческий капитал — в образование и фундаментальную науку, в поддержку инноваций, что обеспечит мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития. Разработанные Правительством РФ и Администрациями субъектов РФ программы по социально-экономическому развитию страны и ее регионов на период до 2020 г. определили инновационный и социальный векторы регионального развития, а ключевыми задачами стратегии развития обозначены: наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний; повышение «инновационности» государства - максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций; формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований; повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.

© О.Н. Изюмова, 2011

Реализация заявленных целевых установок и решение поставленных задач требуют адекватных систем управления, в том числе и на региональном уровне. В интересах разработки и реализации эффективных мер управляющего воздействия необходим соответствующий инструментарно-методический аппарат, одним из элементов которого является анализ и оценка.

Для оценки эффективности мер управляющего воздействия и внесения соответствующих корректировок необходим соответствующий инструментарий.

В общем виде метод есть комбинация трех составляющих: категории науки, инструментарий исследования; принципы.

В качестве принципов оценки (анализа) выступают:

• системность;

• научность;

• конкретность и др.

В настоящее время отсутствует единое определение термина «оценка». В целях устранения разночтений из-за отсутствия единства подходов к определению, Европейской комиссией предложено использовать пять важнейших свойств оценки:

• аналитичность - базироваться на известных методах проведения исследований;

• систематичность, предусматривающая точное планирование и последовательное применение выбранных методов исследования;

• надежность - разные эксперты, получив одни и те же данные, используя одинаковые методы для анализа, должны сделать одинаковые заключения;

• ориентированность на результат, т.е. должны подвергаться оценке важные результаты;

• полезность для принятия управленческих решений.

Прежде чем проводить оценку результатов любой программы, необходимо определиться с индикаторами — набором значений какой-либо переменной в зависимости от времени (и/или места). При выборе и закреплении индикаторов необходимо придерживаться следующих принципов:

■ переменная должна отражать цель, которой служит индикатор;

■ переменная должна иметь четкое определение, а ее значения должны быть надежными;

■ измерение значений должно приносит определенные экономические выгоды (т.е. стоимость полученной информации не должна превышать пользу от использования данного индикатора);

■ значения должны быть актуальными в течение разумного периода времени.

Сущность любого объекта управления раскрывается посредством идентификации его состава. Представляется, что состав инновационного потенциала региона как открытой социально-экономической системы необходимо идентифицировать по трем составляющим: ресурсной, внутренней и результативной, которые, взаимодействуя дополняют и обусловливают друг друга (рис. 1).

Инновационный потенциал региона как открытой социально-экономической системы

Ж

£

Ресурсная составляющая <=> Внутренняя составляющая Л к 'і У Результативная составляющая

1 1

£ 1

процессов создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, и с внешней средой. Методы и способы управления инновационными процессами

конкурентоспособности региона и создание предпосылок к разработке и реализации стратегии устойчивого развития

Рис. 1. Состав инновационного потенциала региона как открытой социально-экономической системы

Потенциал любой системы представляет собой источники, возможности, средства, которые могут быть задействованы для решения задач, направленных на достижения заявленных целевых установок. Инновационный потенциал социально-экономической системы региона - это совокупность взаимосвязанных условий и ресурсов, обеспечивающих воспроизводство научно-технических и технологических новшеств, возможность осуществления инновационной деятельности как наиболее конкурентоспособной стратегии устойчивого развития системы регионального хозяйства. По каждой составляющей инновационного потенциала автором разработана система индикаторов его оценки (табл. 1).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Таблица 1

Система индикаторов оценки инновационного потенциала региона

Показатели оценки потенциала Рекомендуемый уровень Алгоритм расчета

1 2 3

Ресурсная составляющая

Научные ресурсы

Удельный вес государственного сектора экономики в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,30-0,35 ^ = ~ где: 1г - численность работников государственного сектора, занятого исследованиями и разработками; N - численность всех работников, занятых исследованиями и разработками.

Удельный вес предпринимательского сектора экономики в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,50-0,55 У - 12 РБ ^ , где: 1„ - численность работников предпринимательского сектора, занятого исследованиями и разработками.

Удельный вес сектора высшего образования в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,06-0,10 Ивй = — N , где: - численность работников (включая студентов) высшей школы, занятых исследованиями и разработками.

Человеческие ресурсы

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. занятых в экономике региона, чел. 100-120 Иг '10000 ' Где: _ численность персонала, занятого исследованиями и разработками; РИ - общая численность населения, постоянно проживающего в регионе

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, имеющего ученую степень в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,75-0,80 РЯЕ= — Лг , где: 1ггз - численность персонала, занятого исследованиями и разработками и имеющего ученую степень

Финансовые ресурсы

Удельный вес региональных расходов на исследования и разработки от ВРП 0,015-0,025 Тгг = . ¥КР , где: кп - расходы из региональных источников финансирования на исследования и разработки; ]/ЯР - валовой региональный продукт

Удельный вес региональных расходов на образование 0,05-0,07 „ Кгог Уго = п уцр, где: кгог - расходы из региональных источников на обоазование.

Инновационная среда

Коэффициент изобретательной активности 0,035-0,040 . ^ __ К-10 ~ '10000 ' Где: щ _ число отечественных патентных

Коэффициент интенсивности затрат на технологические инновации 0,020 - 0,025 К.12 = , 2ЕР , где: 1т - общие затраты по региону на технологические инновации; ОДР - общий объем отгруженной регионом пролукпии (товаров, выполненных работ и оказанных услуг)

Результативная составляющая

Уровень конкурентоспособности региона, обеспеченный инновационным потенциалом ^ тах Идентифицируется и подвергается качественно-количественной оценке в результате факторного анализа

Прибыльность инвестиций в инновационное развитие региона ^ тах и - п* 1 ~~ По ' гДе: П ~ сумма прибыли, полученной регионом от инвестиций в инновации; По - общая сумма прибыли, полученной хозяйствующими субъектами региона.

Прирост валового регионального продукта на один рубль инвестиций в инновации ^ тах т Д ВРП , гДе: &ВРП - прирост валового регионального продукта, обеспеченного инвестициями в инновации; УМ - совокупные инвестиции в инновации по региону

Раскрывая содержание интегрального показателя инновационного потенциала региона как социально-экономической системы, общие и частные показатели характеризуют следующую функциональную зависимость:

т = f (Ш GR FR 13), (1)

где: Ш GR FR13 — соответственно научные, человеческие, финансовые ресурсы и институциональная среда. Индекс, отображающий ту или иную составляющую, формирующую инновационный потенциал региона, предлагается рассчитывать по следующему алгоритму:

% ■ (2)

где х( - локальные индикаторы системы оценки.

Агрегированный индекс инновационного потенциала региона предлагается оценивать по следующему алгоритму:

11прг= ;з-1л/п *12*13*1п Тестирование разработанного инструментария оценки и управления инновационным потенциалом Волгоградской области в 2008-2010 гг. представлено в табл. 2.

Таблица 2

Индикаторы оценки инновационного потенциала Волгоградской области за 2008-2010 гг.

Показатели 2008г. 2009г. 2010г. Изменение, + -

1.Удельный вес государственного сектора экономики в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,24 0,23 0,23 0,01

2.Удельный вес предпринимательского сектора экономики в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,43 0,47 0,47 0,04

3.Удельный вес сектора высшего образования в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,02 0,03 0,03 0,01

Индекс потенциала научных ресурсов 0,493 0,524 0,524 0,031

5.Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. занятых в экономике региона, чел. 0,070 0,075 0,078 0,008

6.Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, имеющего ученую степень в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками 0,48 0,51 0,53 0,05

Индекс человеческих ресурсов 0,485 0,515 0,536 0,051

7.Удельный вес региональных расходов на исследования и разработки от ВРП 0,07 0,07 0,08 0,01

8.Удельный вес региональных расходов на образование 0,03 0,03 0,03 -

Индекс финансовых ресурсов 0,076 0,076 0,085 0,009

9.Коэффициент изобретательной активности 0,027 0,028 0,026 -0,01

10. Коэффициент интенсивности затрат на технологические инновации 0,018 0,016 0,017 -0,01

Индекс инновационности региональной среды 0,0324 0,0322 0,0311 -0,0013

Индекс инновационного потенциала региона 0,0084 0,0087 0,0091 0,0007

Инновационный потенциал Волгоградской области имеет невысокий уровень значений, но динамика исследуемого индикатора положительная. Инновационный потенциал региона оказывает влияние на устойчивое социальноэкономическое развитие региона и, в тоже время, испытывает воздействие, определяемое степенью трансформации системы регионального хозяйства к устойчивому развитию (рис. 2).

Основываясь на гипотезе наличия прямых и обратных взаимосвязей и зависимостей между уровнем инновационного потенциала региона и его устойчивым развитием, автор предлагает методические подходы к идентификации уровня устойчивого развития под воздействие инновационного потенциала (табл. 3).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

Рис. 2. Взаимосвязь устойчивого развития социально-экономической системы региона с уровнем его инновационного потенциала

Таблица 3

Идентификация степени трансформации региона к устойчивому развитию по уровню его инновационного потенциала

Степень трансформации региона к устойчивому развитию Уровень инновационного потенциала региона

Высокая Более 0,0137

Умеренная От 0,0123 до 0,0137

Низкая Менее 0,0123

Для Волгоградской области характерна низкая степень трансформации региона к устойчивому развитию в силу недостаточности развития инновационного потенциала системы регионального хозяйства (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

5

□ Высокая □ Средняя □ Низкая □ По в олгоградской области

Рис. 3. Диаграмма степени трансформации Волгоградской области к устойчивому развитию по уровню ее инновационного потенциала

В экономической науке существует ряд концептуальных подходов и теорий в исследовании инновационной составляющей цикличного экономического развития. В соответствии с эволюционной теорией, инновации представляют собой движущую силу экономического развития и перехода от сырьевой к инновационной модели. В соответствии с теорией циклического развития, инновационная природа обеспечивает длинные восходящие фазы волны, определяет смену технико-экономической парадигмы. В соответствии с теорией регионального развития инновационность лежит в основе выбора полюсов и точек экономического роста. Особая роль, согласно данной теории, отводится кластерам в развитии регионального производственного комплекса.

Обеспечение конкурентоспособности на основе инноваций соответствует более высокой стадии развития региона и реализации стратегии устойчивого социо-эколого-экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 4 «Требования к стратегии социально-экономического развития Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.