Научная статья на тему 'Инструментарий повышения результатов научных исследований и выбора перспективных направлений их использования'

Инструментарий повышения результатов научных исследований и выбора перспективных направлений их использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / BASIC RESEARCH / НИОКР / R&D / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / АППАРАТ СЦЕНАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / SCENARIO PLANNING UNIT / МОНИТОРИНГ / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С. Н., Герасимова Л. И.

Введение рядом западных стран и их союзников санкций, направленных против российской экономики, как никогда обострило проблему поиска действенного инструментария для повышения результативности проводимых в России научных исследований и выбора наиболее перспективных направлений их практического использования. Указанные обстоятельства придают данной статье повышенную актуальность. Обоснована необходимость применения стратегического планирования фундаментальных научных исследований и проведения НИОКР как одного из важнейших компонентов разработки конкурентной стратегии развития научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. На основе системного анализа современных условий хозяйствования отечественных промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций выявлены основные причины и недостатки, препятствующие эффективному использованию ими в своей деятельности инструментария стратегического планирования. Для сравнения на примере стран членов Европейского союза показаны возможности и перспективы применения аппарата стратегического планирования для социально-экономического развития отдельных регионов. Этот опыт при его незначительной адаптации может быть использован для повышения качества социально-экономического развития многих российских регионов, а также для государственной поддержки получения результатов фундаментальных научных исследований и повышения качества их использования. Предложены современные подходы к стратегическому планированию в части развития аппарата прогнозирования и применения методического инструментария сценарного планирования НИОКР для формирования конкурентной стратегии развития научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий с учетом получения и использования ими результатов фундаментальных научных исследований. Обоснованы состав отдельных типов сценариев стратегического развития и структура некоторых их видов применительно к деятельности научно-исследовательских организаций, которые относятся к основным результатам данной статьи. В качестве области применения данных результатов приведены предложения для активного стимулирования продвижения нового знания на этап производства инновационной продукции (услуг, технологий) в рамках стратегического развития деятельности промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций. Сделан вывод о том, что применение инструментария стратегического планирования и аппарата формирования сценариев при проведении фундаментальных научных исследований и НИОКР должно стать важнейшим компонентом разработки конкурентных стратегий развития научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларин С. Н., Герасимова Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tools to enhance scientific research findings and the choice of perspective directions of their application

Importance Imposition of sanctions by a number of the Western countries and their allies against the Russian economy, as never before exacerbated the problem of finding an effective tool to enhance the efficiency of current research and selection of the most promising areas of their practical use in the Russian Federation. These circumstances give this article a higher relevance. Objectives We substantiate the need for strategic planning for basic scientific research and R&D as an essential component of the development of competitive strategy of research organizations and production enterprises. Methods On the basis of a systematic analysis of the current economic conditions of the national industrial enterprises and research organizations, we have identified the main causes and deficiencies, which hamper an effective use of strategic planning tools in their work. For comparison, in the context of the EU Member States, we show the possibilities and prospects of application of the strategic planning apparatus for socio-economic development of individual regions. This experience with its minor adaptation can be used to enhance the quality of socio-economic development of many Russian regions, as well as for the State support for obtaining results of fundamental scientific research and improving the quality of their use. Results The paper offers the modern approaches to strategic planning in terms of the development forecasting apparatus and application of methodology instruments for scenario planning aimed at the formation of competitive strategy of the R&D development institutions and industrial enterprises subject to receipt and use by them of the results of the basic scientific research. The paper substantiates the composition of individual types of scenarios of the strategic development and structure of the some of their types in relation to the activities of research organizations, which are the main findings of this article. As a scope of application of the researches, we offer proposals for active stimulation of promotion of new knowledge to the stage of innovative products production (services, technologies) within the framework of the strategic development of the industrial enterprises activities and research institutions of our country. Conclusions and Relevance We conclude that the use of strategic planning tools and the formation scenarios apparatus for fundamental scientific research and R&D should become an important component for developing competitive strategies of scientific research of the Russian organizations and industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Инструментарий повышения результатов научных исследований и выбора перспективных направлений их использования»

УДК 338.242

инструментарий повышения результатов

научных исследований и выбора перспективных направлений

их использования*

С.Н. ЛАРИН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: larinsn@cemi.rssi.ru

Л.И. ГЕРАСИМОВА, научный сотрудник E-mail: gerasimova@cemi.rssi.ru Центральный экономико-математический институт РАН

Введение рядом западных стран и их союзников санкций, направленных против российской экономики, как никогда обострило проблему поиска действенного инструментария для повышения результативности проводимых в России научных исследований и выбора наиболее перспективных направлений их практического использования. Указанные обстоятельства придают данной статье повышенную актуальность.

Обоснована необходимость применения стратегического планирования фундаментальных научных исследований и проведения НИОКР как одного из важнейших компонентов разработки конкурентной стратегии развития научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий.

На основе системного анализа современных условий хозяйствования отечественных промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций выявлены основные причины и недостатки, препятствующие эффективному использованию ими в своей деятельности инструментария стратегического планирования. Для сравнения на при-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 13-02-00281а «Методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями через систему государственных фондов поддержки науки (на примере Российского фонда фундаментальных исследований)».

мере стран - членов Европейского союза показаны возможности и перспективы применения аппарата стратегического планирования для социально-экономического развития отдельных регионов. Этот опыт при его незначительной адаптации может быть использован для повышения качества социально-экономического развития многих российских регионов, а также для государственной поддержки получения результатов фундаментальных научных исследований и повышения качества их использования.

Предложены современные подходы к стратегическому планированию в части развития аппарата прогнозирования и применения методического инструментария сценарного планирования НИОКР для формирования конкурентной стратегии развития научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий с учетом получения и использования ими результатов фундаментальных научных исследований. Обоснованы состав отдельных типов сценариев стратегического развития и структура некоторых их видов применительно к деятельности научно-исследовательских организаций, которые относятся к основным результатам данной статьи. В качестве области применения данных результатов приведены предложения для активного стимулирования продвижения нового знания на этап производства инновационной продукции (услуг, технологий) в рамках стратегического развития деятельности

промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций.

Сделан вывод о том, что применение инструментария стратегического планирования и аппарата формирования сценариев при проведении фундаментальных научных исследований и НИОКР должно стать важнейшим компонентом разработки конкурентных стратегий развития научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий России.

Ключевые слова: конкуренция, фундаментальные научные исследования, НИОКР, стратегическое планирование, прогнозирование, аппарат сценарного планирования, мониторинг

предприятия получают мощнейшие преимущества перед своими конкурентами в борьбе за лидерство на мировой арене [4]. Вот почему при проведении фундаментальных научных исследований сегодня необходимо сосредоточить усилия не только на перспективных направлениях развития науки и техники, но и на получении в качестве их результатов нового знания, а также на возможных сценариях использования этого знания отдельными промышленными предприятиями с учетом различных вариантов развития событий в условиях нестабильной внешней среды.

Введение

Современные условия хозяйствования характеризуются резким обострением конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. Естественно, что вопросы конкуренции вышли на ведущие места и в сфере проведения фундаментальных научных исследований [19]. Особенности системы управления фундаментальными научными исследованиями на современном этапе тесно связаны с формированием стратегических ориентиров и выявлением наиболее перспективных направлений использования их результатов как в масштабе одной или ряда стран, так и в научной деятельности самих исследовательских организаций и учреждений, а также и в деятельности промышленных предприятий, занятых производством новой продукции (услуг, технологий) на основе использования результатов НИОКР. Эти факты подтверждают результаты исследований ряда авторов [1, 3, 14, 15].

Мировая и лучшая отечественная практика свидетельствует о том, что именно обладание фундаментальными научными знаниями и технологиями их использования для производства новой продукции (услуг, технологий) позволяют отдельным странам быть лидерами на мировом уровне. При этом стратегия конкуренции фокусируется не на ценовом лидерстве, расширении номенклатуры и дифференциации продукции (услуг, технологий) на конкретных сегментах рынка, а на доминировании в сфере фундаментального научного знания и технологических разработках, позволяющих производить уникальные по своим потребительским качествам и характеристикам продукты и услуги, привлекающие к ним внимание потребителей. Именно за счет обладания новым знанием и инновационными технологиями отдельные страны и промышленные

Инструментарий повышения результатов научных исследований

Сегодня Россия является одной из немногих стран, где существенными проблемами продолжают оставаться наличие значительных разрывов между результатами фундаментальных научных исследований и интенсивностью их использования в реальном секторе экономики. Следствием этого является значительный дефицит готовых к коммерциализации инновационных продуктов и технологий, способных обеспечить прорыв в том или ином перспективном направлении мирового научно-технологического развития [18]. Существование разрыва в научно-производственных цепочках подтверждается данными статистики. Так, за период с 2010 по 2013 г. только около 15% инновационных фирм участвовали в совместных проектах с научными организациями и около 8% - с вузами. Академические институты и вузы являлись основным источником информации менее чем для 1% инновационных фирм, а отраслевые НИИ - для приблизительно 3% инновационных фирм1.

Указанные обстоятельства со всей серьезностью иллюстрируют проблему выбора пути дальнейшего социально-экономического развития страны. Совершенно очевидно, что для решения указанных и ряда других проблем необходим поиск новых моделей экономического роста, новых подходов к стратегическому планированию проведения фундаментальных научных исследований в целях получения нового знания и его практического использования для обеспечения прорыва в инновационной сфере.

В мировой экономике сегодня накоплен значительный опыт в сфере стратегического планирования

1 Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах России». URL: http:regions.extech.ru.

проведения фундаментальных научных исследований и реализации их результатов в процессе инновационной деятельности [20]. Так, страны Европейского союза уделяют приоритетное внимание задачам развития в регионах наукоемких производств и расширения производства инновационной продукции (услуг, технологий). В связи с важностью этих задач в ЕС разработана специальная программа развития региональных стратегий и инфраструктур трансфера технологий и инновационной деятельности - RITTS (Regional Innovation and Technology Transfer Strategies and Infrastructures Project), которая охватывает 21 регион различных стран ЕС. Содержание работ этой программы состоит в оценке существующих условий для развития инновационных процессов в каждом субсидируемом регионе, разработке предложений по формированию и оптимизации региональной стратегии инновационного развития, создании региональной инфраструктуры, поддержке трансфера инновационных технологий и их реализации в целях внедрения результатов НИОКР в деятельность промышленных предприятий [5, с. 63].

Общей тенденцией разработки стратегии инновационного развития регионов многих зарубежных стран является формирование кластерных структур, под которыми понимаются сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных производителей готовой продукции и поставщиков услуг, фирм, занятых в смежных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, конкурирующих между собой, но вместе с тем и ведущих совместную работу, основной целью которой является получение дополнительной прибыли. Это утверждение обосновано в результатах исследований многих авторов [6, 7, 13, 21].

Функционирование кластерных структур не только ускоряет процессы экономического роста в отдельно взятых отраслях, но и ведет к повышению инновационной активности и конкурентоспособности промышленных предприятий таких кластеров за счет использования ими результатов НИОКР при производстве инновационной продукции (услуг, технологий). Под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба и синергии все участники инновационного кластера получают дополнительные преимущества. Кроме того, межотраслевое взаимодействие предприятий внутри кластеров способствует росту занятости, распространению передовых технологий и притоку инвестиций в региональную экономику.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективная инновационная деятельность кластеров промышленных предприятий возможна при использовании ими результатов НИОКР и наличии совокупности следующих условий:

• государственная поддержка на стадиях проведения НИОКР, разработки объектов интеллектуальной собственности (ОИС) и создания опытных образцов;

• создание соответствующих условий и развитой инфраструктуры для практической реализации результатов НИОКР на стадии внедрения инноваций в производство;

• расширение источников финансирования инновационной деятельности за счет привлечения частных инвесторов на стадии опытного производства инновационной продукции (услуг, технологий), созданных на основе использования результатов фундаментальных научных исследований и проведения НИОКР [11]. Вместе с тем сфера проведения фундаментальных научных исследований характеризуется рядом важных факторов, существенно затрудняющих применение в этой области традиционных механизмов стратегического планирования, а именно:

1) отсутствие четкой определенности и вероятностный характер значительной части событий;

2) неопределенный характер получаемых результатов;

3) неопределенная длительность процесса проведения фундаментальных научных исследований;

4) возможность появления непредвиденных отклонений и получения незапланированных результатов или отсутствие их вообще;

5) слабая прогнозируемость будущих событий и возможности получения запланированных результатов;

6) высокая стоимость проведения фундаментальных научных исследований и, как следствие, высокая стоимость ошибок [12]. Приведенные характерные особенности, бесспорно, затрудняют применение стратегического планирования. В то же время они существенно усложняют процессы управления на всех уровнях. Однако, несмотря на сложности применения стратегического планирования в сфере НИОКР, оно само по себе позволяет определенным образом стабилизовать положение и придает целевую ориентацию формированию стратегических планов проведения перспективных фундаментальных научных иссле-

Таблица 1

Целевые ориентиры реализации Программы фундаментальных научных исследований в 2013-2020 гг.

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество публикаций в ведущих российских 54 070 54 732 55 306 55 834 56 481 57 467 58 294 59 014

и международных журналах, ед.

Число цитирований в расчете на 1 публикацию 2,7 2,91 3,14 3,4 3,58 3,74 3,88 4

российских исследователей в научных журналах,

индексируемых в базе данных WEB of Science, ед.

Количество публикаций в мировых научных 16 502 16 669 16 786 17 003 17 165 17 328 17 543 17 757

журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science, ед.

Доля исследователей в возрасте до 39 лет в их 32 32,5 32,8 33,1 33,3 33,5 33,8 34

общей численности, %

Число зарегистрированных патентов в России, ед. 1 973 1 995 2 006 2 029 2 060 2 091 2 113 2 142

Число зарегистрированных патентов за рубежом 64 64 68 75 82 91 98 106

(в том числе СНГ), ед.

Внутренние затраты на исследования и разработки 272 270 265 268 270 273 275 280

(на 1 исследователя), тыс. руб.

Источник: Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (20132020 годы): утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2538-р.

дований, снижая тем самым неопределенность воздействия внешней среды.

Трудности, с которыми столкнулись экономика России, отечественные промышленные предприятия и НИО на этапе проведения рыночных преобразований, свели к минимуму возможность полномасштабного применения стратегического планирования на всех уровнях управления, в том числе и в сфере проведения фундаментальных научных исследований. Однако в последние несколько лет появились некоторые тенденций, свидетельствующие о коренном изменении ситуации.

Прежде всего государство осознало, что без проведения фундаментальных научных исследований невозможно не только получить новые знания, но и использовать их результаты для сохранения лидирующих позиций в отдельных направлениях развития мировой экономической системы. Это нашло свое отражение в разработке и утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 гг.)2. В этом документе отмечено, что «фундаментальная наука обеспечивает получение новых знаний о природе, человеке и обществе путем проведения фундаментальных научных исследований по приоритетным направлениям»,

2 Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы): утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2538-р.

а также подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования всей системы проведения фундаментальных научных исследований. Кроме того, указанная программа учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в части, касающейся развития фундаментальных научных исследований3. Целевые ориентиры реализации программы приведены в табл. 1.

В последние годы заметно усилилась государственная поддержка научных исследований и наметился устойчивый рост расходов государственного бюджета на эти цели (табл. 2).

При этом основным принципом для финансирования научных исследований становится конкурсный отбор, а в числе форм их финансирования происходит увеличение доли предоставления грантов на основе безвозмездных субсидий (табл. 3). Также наметился рост числа поступления патентных заявок и выданных патентов (табл. 4).

Наличие и характер указанных тенденций свидетельствуют о том, что, с одной стороны, государство проявляет последовательную заинтересованность в развитии научных исследований и выделяет существенные ресурсы, позволяющие создавать благоприятные условия для их проведения. С другой стороны - эта деятельность четко на-

3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

- 9 (294) - 2015 -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

- 16 -

Таблица 2

Расходы федерального бюджета на НИОКР в России в 2000-2012 гг.

Показатель 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Расходы на НИОКР, млн руб. 17 396,4 76 909,3 132 703,4 162 115,9 219 057,6 237 656,6 313 899,3 355 920,1

В том числе:

- на фундаментальные 8 219,3 32 025,1 54 769,4 69 735,8 83 198,1 82 173,8 91 684,5 86 623,2

исследования

- на прикладные 9 177,1 44 884,2 77 934,0 92 380,1 135 859,5 155 482,8 222 214,8 269 296,9

исследования

В том числе:

- к расходам федерального 1,69 2,19 2,22 2,14 2,27 2,35 2,87 2,76

бюджета, %

- к валовому внутреннему 0,24 0,36 0,40 0,39 0,56 0,53 0,56 0,56

продукту, %

Источник: Российский статистический ежегодник, 2013. М.: Росстат, 2013. С. 503.

Таблица 3

Гранты и конкурсное финансирование научных исследований, млн руб.

Год Всего Сектор деятельности

Государственный Предпринимательский ВПО* НКО**

Гранты (безвозмездные субсидии)***

2010 7 229,2 3 904,5 899,1 2 366,3 59,3

2011 14 240,1 5 158,8 3 198,3 5 859,0 23,9

2012 19 758,1 10 152,9 1 509,0 8 068,6 27,6

Конкурсное (программное) финансирование***

2010 49 583,9 11 182,8 24 623,1 13 726,0 52,0

2011 70 441,8 17 099,7 34 297,3 18 984,5 60,2

2012 100 108,2 21 884,0 59 013,0 19 171,6 39,6

* ВПО - высшее профессиональное образование. ** НКО - некоммерческие организации.

*** Из общего объема внутренных затрат на исследования и разработки.

Источник: Российский статистический ежегодник, 2013. М.: Росстат, 2013. С. 504.

Таблица 4

Поступление патентных заявок и выдача патентов в 2000-2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2000 2005 2010 2011 2012

Подано заявок на выдачу патентов

Заявки на изобретения, всего 28 688 32 254 42 500 41 414 44 211

Из них российскими заявителями 23 377 23 644 28 722 26 495 28 701

Заявки на полезные модели, всего 4 631 9 473 12 262 13 241 14 069

Из них российскими заявителями 4 549 9 082 11 757 12 584 13 479

Заявки на промышленные образцы, всего 2 290 3 917 3 997 4 197 4 640

Из них российскими заявителями 1 918 2 516 1 981 1 913 1 928

Выдано патентов

Патенты на изобретения, всего 17 592 23 390 30 322 29 999 32 880

Из них российским заявителям 14 444 19 447 21 627 20 339 22 481

Патенты на полезные модели, всего 4 098 7 242 10 581 11 079 11 671

Из них российским заявителям 4 044 - 10 187 10 571 11 152

Патенты на промышленные образцы, всего 1 626 2 469 3 566 3 489 3 381

Из них российским заявителям 1 228 - 1 741 1 622 1 390

Число действующих патентов

Патенты на изобретения - 123 089 181 904 168 558 181 515

Патенты на полезные модели - 28 364 54 848 46 876 50 746

Патенты на промышленные образцы - 12 646 22 946 21 295 22 630

Источник: Российский статистический ежегодник, 2013. М.: Росстат, 2013. С. 506.

правлена на получение новых знаний и повышение результативности научных исследований.

Однако сами по себе новые знания и результаты научных исследований не приведут к социально-экономическому росту и развитию нашей страны. Для этого необходимо создавать новые и умело использовать существующие организационно-экономические механизмы и инструментарий, которые смогли бы обеспечить активное продвижение полученных знаний на этап создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий). Это заключение доказано в ранних работах автора и ряда других исследователей [8, 10, 11, 17].

Одним из таких организационно-экономических механизмов является стратегическое планирование, которое представляет собой особый вид деятельности, направленный на формирование стратегических решений (в составе планов, проектов, программ и прогнозов), которые обеспечивают эффективное функционирование объектов управления в долгосрочной перспективе и достижение ими целей своего стратегического развития. В основе стратегического планирования проведения НИОКР в научно-исследовательских организациях или на промышленных предприятиях лежит достижение некоторого компромисса между целями и потребностями получения новых знаний, с одной стороны, и научным потенциалом, которым они располагают или могут привлечь для проведения исследований, с другой стороны.

На основе достигнутого компромисса формируются стратегии реализации планов, проектов, программ по созданию и производству инновационной продукции (услуг, технологий) [9]. При этом первостепенная важность отводится решению следующих вопросов:

• удовлетворению текущей и будущей потребности рынка в инновационной продукции (услугах, технологиях);

• определению объемов имеющихся и требующихся для этого ресурсов;

• использованию существующих или созданию (закупке) новых технологий и оборудования;

• оценке влияния факторов внешнего окружения на реализуемость проектов и программ. Только получив ответы на эти и ряд других

вопросов, можно с большой долей вероятности определить, насколько целесообразна во временном и финансовом отношении, а также в отношении удовлетворения текущего и потенциального спроса формируемая стратегия реализации проектов и про-

грамм по созданию и производству инновационной продукции (услуг, технологий).

Применительно к стратегическому планированию проведения научных исследований и НИОКР основными ориентирами являются: цель и горизонт планирования, уровень детализации, а также цикл планирования.

Цель представляет собой важнейший компонент любого процесса, связанного с получением новых знаний. Как правило, в ней формируется представление об ожидаемом конечном состоянии процесса и совокупности новых знаний, которые можно получить в результате реализации проекта или программы. Обычно стратегическая цель проекта или программы детализируется для всех задействованных в их реализации структур на более конкретные подцели, исходя из профиля их деятельности и степени участия в проведении НИОКР. Таким образом, происходит одновременное формирование целого спектра целей, обеспечивающих реализацию проекта или программы в целом.

Под горизонтом планирования обычно принято понимать некоторый промежуток времени от текущего момента до того момента в будущем, который на основе выполненных расчетов или полученных результатов исследований подтверждает реализацию проекта или программы. Однако в реальности запланированные результаты могут быть и не получены или же получены результаты, существенно отличающиеся от запланированных. Поэтому стратегическое планирование процесса реализации проекта или программы не может быть заранее детерминированным. Учитывая это, для стратегического планирования реализации проекта или программы создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий), а также проведения НИОКР используют конкретные промежутки времени - горизонты планирования, которые всегда имеют свое начало и конец, т.е. определенную продолжительность (обычно от 3 до 5 лет).

Уровень детализации зависит от детализации стратегической цели на ряд составляющих, необходимых для реализации этапов, уровней, процессов в рамках проекта или программы. Кроме того, в зависимости от задействованных в реализации проекта или программы структур, уровень детализации может охватывать отдельные процессы или их этапы, вплоть до организационных, производственных и ресурсных уровней, а может и не затрагивать других процессов. Так, планирование как одна из функций управления реализуется на всех его уровнях, но

не обязательно затрагивает все процессы. Вполне естественно, что стратегическое планирование НИОКР не будет затрагивать некоторых структур, принимающих участие в реализации проекта или программы, деятельность которых не связана с их проведением. Таким образом, уровень детализации определяет степень проработки и фрагментации будущей деятельности всех структур, привлекаемых для реализации проекта или программы создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий), а также проведения НИОКР.

Цикл планирования устанавливает периодичность пересмотра плана реализации проекта или программы в зависимости от полученных производственных результатов или объемов новых знаний.

Ключевым элементом стратегического планирования проведения НИОКР является установка приоритетов развития, которые регулируются и ограничиваются рынком: с одной стороны, возможностями предложения инновационной продукции (услуг, технологий), а с другой (и это является главным), - его соответствию спросу, т.е. потребностям, ожиданиям и желаниям потребителей [16].

В качестве основного инструментария стратегического планирования в современных условиях стал использоваться аппарат прогнозирования, который призван обеспечивать надежную поддержку в принятии решений, а также выявлять наиболее перспективные направления использования результатов фундаментальных научных исследований. Прогноз развития сферы науки и техники можно рассматривать как обоснованную информацию о ее будущем. Содержание и степень реальности такой прогнозной информации определяются опытом применения планирования и составления прогнозов, знаниями (о тенденциях, зависимостях, факторах влияния и т.д.), возможностями, реализация которых зависит от будущих событий. Так, например, прогнозирование возможных вероятностных событий позволяет при помощи стандартных методов математической статистики рассчитать ожидаемый результат, а также средний диапазон отклонений фактических событий от ожидаемых.

Обычно в рамках стратегического планирования формируются, как минимум, 3 типа прогноза: для неблагоприятного развития событий, для ожидаемого развития событий с допустимыми отклонениями, для благоприятного развития событий.

При стратегическом планировании проведения НИОКР каждый из этих типов прогнозов, в свою

очередь, может быть детализирован на следующие виды прогнозов:

• прогнозы, основанные на представлениях о конкретных тенденциях динамики потребностей рынка (потребительского спроса) и убежденности в том, что она может быть удовлетворена на основе широкого использования имеющейся совокупности научных знаний или реализации инновационных проектов создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий);

• прогнозы, учитывающие конкретные тенденции развития внешней среды и ее воздействий на использование возможностей, которые станут доступными предприятиям или научно-исследовательским организациям в результате этих воздействий. Учитывается также реакция на потенциальные угрозы со стороны основных конкурентов как в отношении проведения НИОКР, так и в отношении реализации инновационных проектов создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий). Основное преимущество этого вида прогнозов главным образом нацелено на опережение действий со стороны конкурентов и более раннее получение новых знаний или переход к промышленному производству инновационной продукции (услуг, технологий);

• прогнозы, учитывающие основные составляющие текущей деятельности промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций. Это могут быть прогнозы процесса проведения НИОКР или реализации инновационных проектов создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий), исходя из текущих возможностей и ресурсного обеспечения, которыми они располагают. Формирование указанных выше видов прогнозов чаще всего осуществляется в следующей последовательности:

1) выбор объекта прогноза;

2) определение стратегической цели и ее детализация на подцели (при необходимости);

3) определение круга научно-технических проблем, способных повлиять на достижение стратегической цели (одной или нескольких подцелей);

4) определение динамики потребностей рынка и разработка мероприятий, направленных на проведение НИОКР или реализацию инновационных проектов создания и производства

инновационной продукции (услуг, технологий), соответствующих происходящим изменениям потребности;

5) анализ динамики воздействия стратегических элементов внешней среды (научно-технического потенциала конкурентов, наличие и уровень существующих технологий, ресурсных возможностей для реализации и т.д.), способных повлиять на достижение стратегической цели (одной или нескольких подцелей);

6) формирование предварительного прогноза проведения НИОКР или реализации инновационных проектов создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий);

7) оценка устойчивости предварительного прогноза к воздействию совокупности неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды;

8) корректировка сформированного предварительного прогноза с учетом возможного влияния совокупности неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды (при необходимости);

9) формирование окончательного варианта прогноза проведения НИОКР или реализации инновационных проектов создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий).

Таким образом, методы аппарата стратегического прогнозирования в большей степени применимы для контроля за проведением НИОКР или реализации инновационных проектов создания и производства инновационной продукции (услуг, технологий), укладывающихся в определенные рамки «видения» разного уровня руководства. Вместе с тем даже хорошо разработанные прогнозы часто имеют расхождение с реальностью по самым разным причинам. Это могут быть и неверные исходные допущения, и неполная информация, и непредвиденные события, но, как показывает практика, наиболее частой причиной отклонений является неадекватное управление, т.е. неспособность руководства вовремя распознать критические и переломные моменты.

Большая часть современных отечественных руководителей промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имея прогноз стратегического развития управляемой ими системы, не формируют плана мероприятий в рамках стратегии развития, а продолжают управлять ситуацией в оперативном режиме (так называемое «ручное управление»), тем самым сводя эффективность и необходимость стратегического прогнозирования практически к нулю.

Для изменения этой ситуации, повышения результативности стратегического планирования и эффективности использования аппарата стратегического прогнозирования целесообразно применять методику сценарного планирования. Инструментарий сценарного планирования нельзя отнести к принципиально новым направлениям развития стратегического планирования, однако он позволяет с помощью построения пространственно-временной структуры формировать с учетом всевозможных допущений различные варианты сценариев развития будущих событий. Это дает руководству предприятий и научно-исследовательских организаций возможность своевременно принять конкретные стратегические решения для реализации наиболее перспективных и благоприятных сценариев.

Примером может служить ситуация, когда в ходе проведения фундаментальных научных исследований предполагается получение совокупности новых знаний, на основе которой можно будет разработать инновационную технологию для создания и производства новой продукции (услуг, технологий). Такая ситуация порождает возможность формирования целого спектра различных вариантов развития событий - от крайне благоприятных до крайне нежелательных. При этом развитие событий будет происходить под воздействием множества факторов и внешней, и внутренней среды, соответственно, стратегия проведения НИОКР должна выявлять варианты развития этих факторов с целью их исключения или минимизации их влияния на рассматриваемую систему, что практически невозможно сделать при использовании традиционных методов планирования.

Инструментарий аппарата сценарного планирования принято называть методом обобщения альтернативных тенденций развития. Он основан на предположении, что, несмотря на невозможность точного предсказания будущего, для стратегического планирования его реализации хорошим решением будет рассмотрение влияющих на него факторов, определение степени их воздействия и, соответственно, формирование различных вариантов возможного развития событий в будущем.

Другими словами, данный метод направлен на создание наиболее адекватного и в большой степени соответствующего активному видению будущего развития событий, которые подлежат детальному описанию при помощи формирования различных сценариев. Основные элементы указанных сценариев затем будут положены в основу разработки

компонентов стратегии с учетом их возможного влияния на проведение НИОКР (фундаментальных научных исследований) или реализацию инновационных проектов создания и производства новой продукции (услуг, технологий).

Важнейшее преимущество, которым обладает данный метод, заключается в гибкости и возможности быстро подстроиться под конкретную ситуацию в оперативном режиме, поскольку характеризующие ее события уже были описаны в том или ином сценарии, а, значит, был разработан план определенных действий, позволяющий распределить ответственность и минимизировать негативные последствия. Такой подход вполне адекватен условиям глобальной конкуренции и обеспечивает для промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций большую устойчивость в условиях рынка.

Наиболее уместным для проведения НИОКР авторам представляется применение следующих сценариев:

1) сценарий технологических изменений, который включает в себя одновременно и возможность открытия новых знаний, обеспечивающих результативность планируемых НИОКР, и полезность созданных на их основе технологий, и возможность возникновения в результате проведения НИОКР ситуаций разной степени неадекватности, делающих полученные результаты полностью или частично бесполезными;

2) сценарий учета динамики рыночных потребностей, который предполагает учет всех событий, способствующих потенциальным изменениям, и необходимости разработки мероприятий, препятствующих ожидаемым изменениям, в случае, если они могут оказать сильное неблагоприятное воздействие на проведение НИОКР;

3) сценарий ожидаемых конкурентных преимуществ, который учитывает необходимость проведения параллельных исследований конкурирующими организациями и итоговый результат которого (в форме получения конкурентных преимуществ) зависит от того, кто быстрее завершит полный инновационный цикл;

4) сценарий стратегического развития промышленного предприятия или научно-исследовательской организации, включающий в себя формирование корпоративной стратегии развития, в которой учтено влияние определенных событий, в русле которых должны

осуществляться частные стратегии развития их функциональных подразделений; 5) сценарий ожидаемой реализации инновационного проекта, в состав которого входит несколько частных сценариев, носящих сугубо научный характер развития самих исследований, каждый из которых должен быть учтен при формировании стратегии реализации инновационного проекта.

В основу формирования максимально надежной стратегии проведения НИОКР должна быть положена одновременная разработка нескольких сценариев, которая осуществляется не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу учета максимально полной совокупности воздействия комплекса благоприятных и неблагоприятных событий. При этом каждый из таких сценариев должен существенно отличаться от других. Весь набор разработанных сценариев, в сущности, моделирует различные, но в определенных условиях весьма вероятные события, каждое из которых может тем или иным образом оказать разное по степени влияния воздействие на реализацию стратегии проведения НИОКР. Таким образом, целью сценарного планирования является не столько выделение отдельных вероятных событий в будущем, сколько выявление тенденций и степени их воздействия по различным направлениям, с тем чтобы сделать их предсказуемыми и контролируемыми, что позволит в случае их наступления достаточно быстро распознать эти воздействия [10, 17].

К числу основных преимуществ описанного метода стратегического планирования проведения НИОКР и реализации инновационных проектов и программ создания и разработки новой продукции (услуг, технологий) можно отнести следующие:

• снижение неопределенности, неустойчивости и нестабильности условий, характерных для проведения НИОКР и реализации инновационных проектов и программ создания и разработки новой продукции (услуг, технологий);

• гибкость и маневренность при переходе от одного варианта сценария развития событий к другому под воздействием разнонаправленных факторов внешней и внутренней среды;

• контролируемая направленность развития событий при переходе от одного варианта сценария их развития к другому;

• подготовка обоснованных управленческих решений до наступления критических моментов в реализации того или иного сценария;

• большая согласованность действий по реализации стратегии проведения НИОКР за счет многообразия заранее разработанных сценариев;

• готовность к реализации стратегии проведения НИОКР в случае неблагоприятного развития событий;

• готовность к использованию открывающихся возможностей и превращению их в конкурентные преимущества при реализации стратегии проведения НИОКР в случае благоприятного развития событий;

• возможность получения синергетического эффекта в результате правильного и грамотного сочетания вариантов сценариев развития научно обоснованных будущих событий при реализации стратегии проведения НИОКР. Этап производства промышленными предприятиями новой продукции (услуг, технологий), созданной на основе новых знаний в результате проведения НИОКР, в современных условиях российской экономики имеет значительный разрыв по продолжительности от этапа непосредственного проведения НИОКР, а для фундаментальных научных исследований этот разрыв еще более велик. Именно по этой причине даже та небольшая часть результатов НИОКР и фундаментальных научных исследований, которая обладает возможностями коммерциализации, слишком медленно переходит в стадии производства опытных образцов и серийного промышленного производства. Как правило, указанная ситуация имеет место в тех случаях, когда промышленные предприятия и научно-исследовательские организации либо не связаны между собой вообще, либо эти связи имеют фрагментарный случайный характер.

При наличии в составе крупных промышленных предприятий научно-исследовательских подразделений, научных центров, испытательных лабораторий, опытно-исследовательских полигонов и др. складывается совершенно противоположная ситуация, когда руководство промышленных предприятий непосредственно заинтересовано в скорейшем получении новых знаний, их трансформации в конкретные результаты, которые можно использовать при производстве новой продукции (услуг, технологий). В этом случае взаимосвязи между промышленными предприятиями и научно-исследовательскими организациями давно установлены, и они слаженно работают на достижение конечной цели - роста производства за счет реализации конкурентных преимуществ, полученных

в форме результатов проведения НИОКР. Однако практика показывает, что такого рода ситуации в отечественной промышленности складываются достаточно редко и характерны лишь для нескольких наукоемких секторов, в которых функционируют профильные научно-исследовательские институты или другие структуры научного профиля.

Заключение

Выход из реально складывающейся ситуации видится, прежде всего, в создании на промышленных предприятиях небольших отделов для постоянного мониторинга наиболее перспективных для своей отрасли и профиля промышленного производства результатов фундаментальных научных исследований, а также проведения НИОКР непрофильными научными структурами - в целях выявления возможности их использования при производстве новой продукции (услуг, технологий). Одновременно с этим и сами научно-исследовательские организации должны создавать подразделения, ответственные за представление результатов проведения НИОКР как можно большему числу промышленных предприятий в целях их последующей коммерциализации.

Такого рода структурные подразделения промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций могут иметь в своем штате не более 3-4 чел., но перед ними должна быть поставлена четкая задача и они должны регулярно отчитываться о своей работе. При этом сам характер подобной работы нельзя ограничивать жесткими рамками, наоборот, их надо максимально расширить. Сделать это можно путем организации выставок или участия в них, разработки и презентации различных бизнес-планов, направленных на использование результатов НИОКР в промышленном производстве, активной работы на виртуальных отечественных и зарубежных площадках, на которых представлены отдельные результаты НИОКР в виде опытных образцов и требуются предложения промышленных площадей, квалифицированной рабочей силы, финансовых и других ресурсов для перехода к массовому производству новой продукции (услуг, технологий).

На основании изложенного можно сформулировать вывод о том, что стратегическое планирование как одна из основных функций управления придает стабильность действиям научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий, не-

смотря на изменчивость факторов внешней среды, а также сложность структурирования взаимозависимостей между отдельными факторами и степени их влияния на реализацию стратегии проведения НИОКР. Такие современные методы предвидения будущего, как прогнозирование и сценарное планирование, существенно усиливают эффективность и результативность реализации стратегии проведения НИОКР.

В то же время необходимо отметить, что сце- ' нарное планирование само по себе (в отрыве от i системы стратегического планирования) не сможет принести желаемого результата, поскольку стратегическое видение развития организации должно основываться на комплексности, структурированности и системности планирования, которые в совокупности будут способствовать получению новых знаний, а главное, конкретных результатов для их последующего использования промышленными предприятиями при производстве новой продукции (услуг, технологий).

Список литературы

1. Герасимов И.Д. Научное исследование. М.: Книга, 2007. 202 с.

2. Дмитриев А.А. Особенности разработки i стратегии инновационного развития региона // Креативная экономика. 2008. № 9. С. 52-56.

3. Жариков Е.Н. Научный поиск. М.: Азбуковник, 2009. 179 с.

4. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.

5. Инновационное развитие регионов - зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / под ред. А.П. Лунева, И.Ю. Петровой. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. 140 с.

6. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров. URL: http://politanaliz. ru/articles_ 695.html. i

7. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 264 с.

8. Лазарева Л.Ю., Стебеняева Т.В. Организа- : ционно-экономический механизм инжиниринговой деятельности как эффективная форма взаимодействия институциональных экономических агентов

инновационной инфраструктуры региона // Научная дискуссия: инновации в современном мире: материалы XI Международной заочной научно-практической конференции, 09.04.2013. М.: Изд-во «Международный центр науки и образования», 2013. 176 с.

9. Ларин С.Н., Герасимова Л.И. Институциональные преобразования и формирование партнерских отношений научных и производственных организаций в рамках развития функциональных основ инновационной деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С. 21-28.

10. Ларин С.Н., Герасимова Л.И. Региональные аспекты взаимодействия экономических агентов кластерных структур и субъектов инновационной инфраструктуры: зарубежный опыт, новые формы и механизмы // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 49-58.

11. Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Стимулирование развития инновационной деятельности в регионе: механизмы и инструментарий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 9. С. 40-49.

12. Ларин С.Н., Жилякова Е.В. Организационные структуры и интеграционные формы науки и бизнеса как фактор стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 19. С. 17-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. URL: http://institutiones.com/ strategies/1928.

14. Лукашевич В.К. Научный метод. Минск: Наука и техника, 2009. 236 с.

15. Миндели Л.Э., Пипия Л.К., Медведева Т.Ю. и др. Фундаментальная наука в России / под ред. Л.К. Пипия. М.: Институт проблем развития науки РАН, 2014. 319 с.

16. Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности / под ред. Л.Ф. Шайбаковой, М.А. Рожковой. Екатеринбург: УрГЭУ, 2007. 384 с.

17. Стебеняева Т.В., Ларина Т.С. Комплексная информационная платформа как новый инструмент взаимодействия экономических агентов региональной инновационной инфраструктуры // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 8. С. 83-88.

18. Тихонов И.П., Петровский А.Б. Фундаментальные исследования, ориентированные на практический результат: подходы к оценке эффективности //

Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79. № 11. C. 1006-1011.

19. Knon-CetinaК. The Manufacture ofKnowledge. An Essay on the Constructivist and Contextual Nature of Science. Oxford, 1981.

20. Oulu Region - The Direction for Expertise. Oulu: Painotalo Suomenmaa, 2003.

21. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute. VINNOVA, Gothenburg, 2003.

National interests: priorities and security Priorities of Russia

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

TOOLS TO ENHANCE SCIENTIFIC RESEARCH FINDINGS AND THE CHOICE OF PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THEIR APPLICATION

Sergei N. LARIN, Lyudmila I. GERASIMOVA

Abstract

Importance Imposition of sanctions by a number of the Western countries and their allies against the Russian economy, as never before exacerbated the problem of finding an effective tool to enhance the efficiency of current research and selection of the most promising areas of their practical use in the Russian Federation. These circumstances give this article a higher relevance.

Objectives We substantiate the need for strategic planning for basic scientific research and R&D as an essential component of the development of competitive strategy of research organizations and production enterprises.

Methods On the basis of a systematic analysis of the current economic conditions of the national industrial enterprises and research organizations, we have identified the main causes and deficiencies, which hamper an effective use of strategic planning tools in their work. For comparison, in the context of the EU Member States, we show the possibilities and prospects of application of the strategic planning apparatus for socio-economic development of individual regions. This experience with its minor adaptation can be used to enhance the quality of socio-economic development of many Russian regions, as well as for the State support for obtaining results of fundamental scientific research and improving the quality of their use. Results The paper offers the modern approaches to strategic planning in terms of the development forecasting apparatus and application of methodology instruments for scenario planning aimed at the formation of competitive strategy of the R&D development institutions and industrial enterprises subject to receipt

and use by them of the results of the basic scientific research. The paper substantiates the composition of individual types of scenarios of the strategic development and structure of the some of their types in relation to the activities of research organizations, which are the main findings of this article. As a scope of application of the researches, we offer proposals for active stimulation of promotion of new knowledge to the stage of innovative products production (services, technologies) within the framework of the strategic development of the industrial enterprises activities and research institutions of our country. Conclusions and Relevance We conclude that the use of strategic planning tools and the formation scenarios apparatus for fundamental scientific research and R&D should become an important component for developing competitive strategies of scientific research of the Russian organizations and industrial enterprises.

Keywords: competition, basic research, R&D, strategic planning, forecasting, scenario planning unit, monitoring

References

1. Gerasimov I.D. Nauchnoe issledovanie [Scientific research]. Moscow, Kniga Publ., 2007, 202 p.

2. Dmitriev A.A. Osobennosti razrabotki strategii innovatsionnogo razvitiya regiona [The specific features of the development of an innovative strategy of region]. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy, 2008, no. 9, pp. 52-56.

3. Zharikov E.N. Nauchnyi poisk [Scientific search]. Moscow, Azbukovnik Publ., 2009, 179 p.

4. Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellek- ] tual'nye resursy, upravlenie znaniyami [Innovative development: economy, intellectual resources, and ] knowledge management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009, 624 р.

5. Innovatsionnoe razvitie regionov - zarubezhnyi ] opyt (organizatsionnye i ekonomicheskie mekhanizmy) 1 [Innovative development of regions: foreign experience 1 (organizational and economic mechanisms)]. Astrakhan, Astrakhan University Publ., 2009, 140 р. ]

6. Koloshin A., Razgulyaev K., Timofeev Yu., Rusinov V. Analiz zarubezhnogo opyta povysheniya \ otraslevoi, regional'noi konkurentosposobnosti na osnove razvitiya klasterov [An analysis of foreign experience for enhancing sectoral and regional competitiveness through the cluster development]. Available at: http://politanaliz.ru/articles_ 695.html. (In Russ.) i

7. Kommertsializatsiya rezul 'tatov nauchno-tekhnicheskoi deyatel 'nosti: evropeiskii opyt, vozmozh- ] nye uroki dlya Rossii [Commercialization of the results

of scientific and technological activities: the European , experience, potential lessons for Russia]. Moscow, ISS * RAS Publ., 2006, 264 р. ]

8. Lazareva L.Yu., Stebenyaeva T.V. [Organiza- ; tional and economic mechanism of an engineering activity as an effective form of interaction between 1 institutional economic agents of innovation infrastructure in the region]. Nauchnaya diskussiya: innovatsii

v sovremennom mire: materialy XI Mezhdunarodnoi i zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. ] 11th Int. Sci. Conf. "The scientific debate: innovation in the modern world", April 9, 2013]. Moscow, Izd-vo Mezhdunarodnyi tsentr nauki i obrazovaniya Publ., 2013,176 p. i

9. Larin S.N., Gerasimova L.I. Institutsional'nye preobrazovaniya i formirovanie partnerskikh otnoshenii nauchnykh i proizvodstvennykh organizatsii v ram-kakh razvitiya funktsional'nykh osnov innovatsionnoi deyatel'nosti [Institutional transformations and the formation of partnership relations of scientific and industrial organizations in the context of the development ] functional basis of an innovative activity]. Natsional 'nye i interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2014, no. 6, pp. 21-28.

10. Larin S.N., Gerasimova L.I. Regional'nye aspekty vzaimodeistviya ekonomicheskikh agentov klasternykh struktur i sub"ektov innovatsionnoi infras- 1 truktury: zarubezhnyi opyt, novye formy i mekhanizmy [Regional aspects of the interaction of economic agents i of cluster structures and subjects of innovation infra- i structure: foreign experience, new forms and mecha- ]

nisms]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika = Regional economics: theory and practice, 2014, no. 10, pp.49-58.

11. Larin S.N., Zhilyakova E.V. Stimulirovanie razvitiya innovatsionnoi deyatel'nosti v regione: mekhanizmy i instrumentarii [The development incentives of regional innovation activity: mechanisms and tools]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika = Regional economics: theory and practice, 2014, no. 9, pp. 40-49.

12. Larin S.N., Zhilyakova E.V. Organizatsionnye struktury i integratsionnye formy nauki i biznesa kak faktor stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti na regional'nom urovne [Organizational structures and integration forms of science and business as a factor of innovation development incentives at the regional level]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2012, no. 19, pp.17-28.

13. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Klasternyi pod-khod v strategii innovatsionnogo razvitiya zarubezh-nykh stran [A cluster approach in innovative development strategy of foreign countries]. (In Russ.) Available at: http://institutiones.com/strategies/1928.

14. Lukashevich V.K. Nauchnyi metod [A scientific-based approach]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 2009, 236 p.

15. Mindeli L.E., Pipiya L.K., Medvedeva T.Yu., et al. Fundamental'naya nauka v Rossii [The fundamental science in Russia]. Moscow, ISS RAS Publ., 2014,319 p.

16. Otsenka effektivnosti nauchnoi, nauchno-tekhnicheskoi i innovatsionnoi deyatel'nosti [Assessment of the efficiency of scientific, technical and innovation activities]. Yekaterinburg, USUE Publ., 2007, 384 p.

17. Stebenyaeva T.V., Larina T.S. Kompleksnaya informatsionnaya platforma kak novyi instrument vza-imodeistviya ekonomicheskikh agentov regional'noi innovatsionnoi infrastruktury [Integrated information platform as a new instrument for interaction between economic agents of regional innovation infrastructure]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta = Problems of Economics and Management, 2013, no. 8, pp. 83-88.

18. Tikhonov I.P., Petrovskii A.B. Fundamental'nye issledovaniya, orientirovannye na prakticheskii rezul'-tat: podkhody k otsenke effektivnosti [Basic research focused on practical effects: approaches to performance evaluation]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk=Herald of Russian Academy of Sciences, 2009, vol. 79, no. 11, pp.1006-1011.

19. Knorr-Cetina K. The Manufacture of Knowledge. An Essay on the Constructivist and Contextual Nature of Science. Oxford, 1981.

20. Oulu Region - The Direction for Expertise. Oulu, Painotalo Suomenmaa, 2003.

21. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute. VINNOVA, Gothenburg, 2003.

Sergei N. LARIN

Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation larinsn@cemi.rssi.ru

Lyudmila I. GERASIMOVA

Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation gerasimova@cemi.rssi.ru

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 13-02-00281a "Methodology of strategic innovation-oriented management of basic research through the system of public funds to support science (the Russian Foundation for Basic Research case)".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.