Научная статья на тему 'Инструментарий повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания'

Инструментарий повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Г. Б., Садыкова Г. И.

В данной статье рассматриваются пути повышения конкурентоспособности субъектов рынка общественного питания. Даётся оценка методам повышения качества услуг и стратегия развития рынка общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses ways to improve the competitiveness of the market public catering. The assessment is given to methods of improvement of services quality and strategy of development of the market public catering.

Текст научной работы на тему «Инструментарий повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания»

5. Зайнутдинова Э.Э. Выработка рекомендаций для уточнения стратегии конкурентной и промышленной политики при помощи исследования показателей производительности труда // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2015. -Санкт-Петербург, 2015. -№ 6. - С. 110-114.

6. Максимов М.М., Дугин П.И., Голубева А.И., Шаталов М.П., Смелик В.А. и др. Планирование, экономика и организация производства на предприятиях АПК (нормативно-справочные материалы) / под ред. М.М. Максимова. - Ярославль, 2004. - 468 с.

УДК 338

Канд. экон. наук Г.Б. КОМАРОВА (g_borisovna@mail.ra) Соискатель Г.И. САДЫКОВА (Таджикский государственный университет коммерции,

sadikova.gavhar@mail.ra)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Общественное питание, конкурентоспособность, стратегические цели, конкурентные преимущества

Современный этап развития рыночной экономики характеризуется социальной направленностью, ориентацией на обеспечение достойного уровня жизни населения республики и регионов. В этой связи с особой остротой ставится задача совершенствования рынка общественного питания, что носит много аспектовый характер и зависит как от внутренних, так и от внешних факторов.

Общественного питания является одним из наиболее динамично развивающихся, высокодоходных, перспективных для инвестиций сегментом потребительского рынка. Успешное решение проблем развития рынка общественного питания в условиях трансформирующейся экономики зависит от использования форм и методов, применяемых хозяйствующими субъектами, эффективной системой управления.

Рынок общественного питания играет особую роль в политике государства, т.к. создаёт основу для удовлетворения жизненно важных потребностей человека, имеет тесную взаимосвязь с различными секторами экономики, является важным элементом в интегральной оценке развития общества.

Функционирование субъектов регионального рынка общественного питания предполагает необходимость постоянного повышения их конкурентоспособности в рамках определенного рынка. Конкурентные преимущества необходимо формировать на стадии разработки стратегических целей и тактических задач по их достижению.

М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, разработавший теорию конкурентных преимуществ фирмы, отмечал, что «отсутствует общепринятая теория, объясняющая конкурентоспособность» и связывает конкурентные преимущества фирмы с ее кадровым потенциалом, качеством менеджмента, протекционистской политикой правительства подчеркивая, что ни один из этих факторов в отдельности не определяет успех фирмы. Он связан с наиболее полным и эффективным использованием всех имеющихся в её распоряжении приобретаемых ресурсов.

«Конкурентные преимущества» включают более низкие издержки и дифференциацию продукции - способность обеспечить особые и важные для потребителей свойства, качество обслуживания и т.д., что, по нашему мнению, является особенно важным для сферы общественного питания [1].

Реализация данной стратегии позволяет прогнозировать изменения в спросе клиентов, адекватно сложившейся ситуации и функционировать с опережением конкурентов. При этом четко представляя позицию конкретного предприятия в существующей конкурентной среде; определить и реализовать механизм маркетинга в работе с клиентами, поставщиками и работниками предприятия.

Одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий рынка общественного питания является их месторасположение. Нахождение предприятий вблизи высших и средних учебных заведений и др. является выгодным в связи с повышением спроса на их услуги.

С целью моделирования наиболее выгодного месторасположения следует определить функцию спроса в зависимости от наиболее существенных факторов, к которым относятся:

- расстояние до предприятий, учреждений - потенциальных клиентов (Б;); функция спроса в данном случае будет являться квадратичной и обратной, т.е. при увеличении расстояния спрос будет снижаться. Принято, что время в пути посетителей предприятий общественного питания не должно превышать 15-20 минут;

- численность работающих, обучающихся на предприятиях, учебных заведениях. Функция спроса будет выражена линейной прямой зависимостью, т.е. с ростом числа посетителей спрос увеличивается и наоборот (Р;);

- число предприятий конкурентов. Зависимость от данного фактора выражается обратной линейной зависимостью (О);

- относительная величина расстояний от субъектов - клиентов и от предприятий -конкурентов до наиболее близко расположенного субъекта - клиента (Ку);

- пропускная способность предприятий конкурентов (зависимость обратная), (Ь;).

С учетом вышеперечисленных факторов функция спроса имеет следующий вид:

У = Б( йР^КиЬ;) а = 1,ш;] = 1 ..п) ¥= ?=1а> Щ2 +Ъ)Р)-сС+ ?=1 ^йцКц- Т=1Ы*1] , (1)

где: п - число предприятий клиентов;

ш - число предприятий конкурентов;

- расстояние до предприятия клиента; Р1 - численность работников на предприятиях клиента; О - количество предприятий - конкурентов; 0 - отношение расстояний между клиентами и конкурентами; а],Ь],с,с1ц - коэффициенты влияния факторов.

Отношений расстояний (0 у ... 0 шп)

0 = ^ , (2) 51/ ' 4 '

где: БЦ - расстояние до предприятий клиента

Б2] - расстояние предприятий конкурента до ближайшего предприятия клиента; 1 =

l--.ni; ) =1 ••••п

Если 0 у > 1, то расстояние от предприятия-конкурента до предприятия клиента больше, чем от образующегося предприятия;

Если 0 у < 1 - предприятие-конкурент находится ближе к предприятию клиента больше, чем образующееся предприятие;

Если 0 ij = 1 - расстояние от предприятия-конкурента и образующегося предприятия до предприятия клиента одинаковое [2].

Количество посадочных мест в предприятиях-конкурентах Ln.

В качестве дополнительного параметра в используемую при моделировании методику целесообразно дополнить показателем - количество посадочных мест в предприятиях-конкурентах (пропускная способность обеденного зала).

Для построения математической модели нами выбран квартал «Гулистон» г. Худжанда, Согдийской области, Республики Таджикистан.

Необходимо определить, на каких улицах данного квартала создание нового предприятия общественного питания обеспечит более высокую конкурентоспособность. С этой целью в исследуемом районе необходимо определить места повышенного спроса и расстояние от них до места предлагаемого нахождения нового предприятия общественного питания, используя систему электронных карт Google-map.

На данной территории к потенциальным клиентам можно отнести Банк Эсхата, Агроинвестбанк, Центр здоровья №3, Худжанский государственный университет -факультет биологии, продуктовый рынок Гулистон, Центральная городская больница. В данном районе расположены 3 предприятия общественного питания:

- столовая «Фарзона»;

- ресторан и место для проведения массовых мероприятий «Анситу»;

- столовая «Субхон».

Расстояния между местами расположения нового предприятия общественного питания, предприятиями-клиентами и уже действующего предприятия общественного питания отражены в табл. 1. Функция спроса в каждой точке исследуемой территории позволяет определить оптимальное месторасположение для образования нового предприятия общественного питания.

Таблица. Матрица расстояний

Клиенты Действующие предприятия общественного питания Предполагаемые места размещения новых предприятий общественного питания

Столовая «Фарзона» Ресторан «Анситу» Столовая «Субхон» I II III IV

Банк Эсхата (230 чел) 200 м 482 м 186 м 80 м 152 м 102 м 148 м

Агроинвест- банк (180 чел) 225 м 502 м 210 м 105 м 165 м 125 м 179 м

Центр здоровья №3 (70 чел) 235 м 523 м 248 м 124 м 172 м 133 м 186 м

ХГУ- факультет биологии (235 чел) 87 м 809 м 405 м 80 м 103 м 210 м 410м

Центральная городская больница(400 чел) 107 м 980 м 565 м 135 м 148 м 350 м 510м

Продуктовый рынок Гулистон (350 чел) 85 м 815 м 765 м 120 м 187 м 160 м 380м

Составлено автором

Для реализации модели использована электронная карта квартала и экономико -математическое моделирование с помощью программы MX Excel, (рис. 1).

I !_!

д'

I_!

Д

\ 4 ч

ч

/

1—

\ N

\

лчкг;

-'д

✓ I

Д-

I_I

Рис. 1. Графическое изображение экономико-математической модели расположения субъектов

рынка массового питания Согдийской области

----- граница рассматриваемого района

* ' "Ч

х часть наиболее потребительского спроса

I_I «предприятия - клиенты» существующие предприятия общественного питания

возможное месторасположение для нового предприятия общественного питания

В результате проведенных расчетов установлено, что здание возможного расположения предприятия общественного питания может находиться на улицах: Гагарина, Ф. Ахмедова и Шарк.

Затем определяем места повышенного спроса и расстояние от них до нового (планируемого) предприятия при помощи функции:

¥= щ ш *Р1 -сб. (3)

Вопрос оптимального размещения предприятий общественного питания рассматривался различными учеными. При этом оптимальной формулой для определения расчетного количества посадочных мест предприятий общественного питания в городе большинство экономистов считают формулу, предложенную В.И. Корсекиным [3].

Р=(М + М2Кр) * п/1000 , (4)

где: N - численность населения, тыс.человек;

N2- численность дневного населения, тыс.человек;

КР - коэффициент спроса (0,7-0,8);

Р - коэффициент соотношения трудоспособного самодеятельного населения (16-65 лет) и несамодеятельного населения;

п - показатель количества посадочных мест.

Считается, что зона обслуживания определяется временем пешеходной доступности на расстоянии до 1000 метров.

Примерное число посетителей определяется на основе изучения численности и состава населения проживающего на данной территории, а также работающего, обучающего, отдыхающих и т.д., т.е. так называемого «дневного населения».

Применение данной методики требует специальных маркетинговых исследований, которые требуют значительных затрат времени. В нашем исследовании оно носит рекомендательный характер.

Для формирования и расширения контингента клиентов предприятия должны обеспечить качество предоставляемых услуг адекватно их потребностям. С целью совершенствования системы управления качеством продукции следует постоянно совершенствовать бизнес-процесс, технологию производства, расширять номенклатуру услуг и продукции, что позволит повысить эффективность функционирования предприятия, обеспечит рост его конкурентоспособности.

Литература

1. Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания. - Красноярск, 2009 - 589 с.

2. Котельникова A.B. Обеспечение конкурентоспособности предприятий общественного питания: Автореф. дис...канд. экон. наук - Уфа: 2009 - 24с.

3. Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Таипова Э.Х. Экономика предприятия торговли и общественного питания - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. Изд. 2-е. Т.25 4.2 С.184-185.

5. Мескон М.Х., Альберт М.., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело-1992,- 653 с.

6. Некрасова С.О. Совершенствование организационно - экономического механизма управления предприятиями общественного питания (на примере предприятия питания Республики Адигея): Автореф. дис... канд. экон. наук. - Майкоп: 2007. - 24с.

7. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран - М., 1993 - С. 15-23.

8. Шарипов М.М. Экономическое обеспечение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров: теория, методология, практика: Автореф. дис... доктор экон.наук. - Новосибирск: 2011. - 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 338.3

Доктор экон. наук Л.А. КИРКОРОВА (НовГУ им. Ярослава Мудрого, agro_ekonomika@mail.ru) Канд. экон. наук С.А. ЕФРЕМОВ (НовГУ им. Ярослава Мудрого, efremofsergey@mail.ru)

ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельское хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, Новгородская область

За последние пять лет производство продукции сельского хозяйства в Новгородской области увеличилось в 1,4 раза в сопоставимых ценах и в 2015 году составило 27,4 млрд.рублей [11, 12]. В том числе производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий увеличилось в 1,5 раза и в 2015 году составило 149,3 тыс.тонн. Это наивысший результат за всю историю области. Производство яиц увеличилось в 1,6 раза и составило 225,7 млн.штук - максимальный объем производства с 1990 года. Производство зерна увеличилось в 3,2 раза и составило 50,0 тыс.тонн. Это максимальный объем производства с 1997 года. Производство картофеля увеличилось в 1,7 раза достигло 369,8 тыс.тонн - объем производства максимальный с 1996 года. Производство овощей составило 117,5 тыс.тонн (рост в 1,5 раза 2010 году) - наивысший результат за всю историю области.

По темпам роста сельскохозяйственного производства в 2015 году Новгородская область заняла 5 место по Российской Федерации и 2 место среди субъектов СЗФО [1, 8].

Сегодня Новгородская область является одним из крупнейших производителей картофеля, овощей и мяса на Северо-Западе.

Проводимая политика позволила области полностью обеспечить население области мясом, яйцом, картофелем и овощами собственного производства.

В то же время данные результаты были достигнуты реализацией, в основном крупных инвестиционных проектов в таких организациях, как ООО «Белгранкорм-Великий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.